Развитие голоса. Подборка упражнений

Голос — один из инструментов взаимодействия между людьми. Если он от природы слабый и неуверенный, велика вероятность того, что сказанные вами слова не произведут нужного эффекта. Но профессор Феликс Алексеевич Кузьмин считает, что силу голоса можно и нужно тренировать.

Вы сможете развить его силу при помощи специальных упражнений также, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Голос станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким.

Упражнение 1

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

— Иииииииииии.

— Ээээээээээээ.

— Ааааааааааа.

— Ооооооооооо.

— Уууууууууууу.

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Упражнение 2

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Упражнение 3

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

роль

забор

руль

ринг

товар

рубль

рыло

ритм

сирень

риск

мороз

повар

рысь

Упражнение 4

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки.

Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на диктофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился.Теперь он обрел большую силу, а это значит, что вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих. В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова.

Лариса Бутакова
Упражнения для развития голоса

«Открываем скрипучую дверь»

Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Изображаем голосом и показываем рукой , как бы рисуя в воздухе. Чем выше рука. тем выше голос , и наоборот. Например, «домик с трубой» , «зайчик с длинными ушами» , «динозаврик» .

«Отважный лётчик»

В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у» , выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю» , затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.

«Катаемся на лифте»

Поднимая руку вверх и опуская вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж –высоко, нижний – низко) .

«Маляр»

Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса , они звучат то высоко, то низко.

«В лесу»

Дети аукаются в лесу.

«Ленивый мальчик»

Зовёт маму тихо, затем погромче «м-а-а-ам, дай молока!»

«Треск»

«От шёпота до крика»

Произносим любое слово.

Распевки с элементами игры

Задачи. Стимулировать детей к поиску яркого, выразительного пения. Обогащать музыкально – слуховые впечатления. Добиваться чистоты интонирования. Развивать импровизацию и творческое воображение.

«Пение по сигналу»

Цель. Быстро ориентироваться по обстоятельствам.

Ход игры. Педагог держит зелёный флажок – дети поют заданный текст; педагог держит красный флажок – дети молчат.

«Пение с закрытым ртом»

Ход игры. Педагог просит детей спеть с закрытым ртом. Исполнение должно быть ровным, в умеренном темпе. Во второй раз упражнение исполняется чуть быстрее, с усилением громкости к верхнему звуку.

«Найди попевку по карточкам»

Цель. Развивать память и музыкальный слух.

Ход игры. Педагог показывает карточки с иллюстрациями к знакомым детям попевкам. Дети должны по рисунку узнать попевку и спеть её.

«Хор и дирижёр»

Цель. Вырабатывать динамический и мелодический слух. Формировать способность к взаимодействию с партнёрами.

Ход игры. Педагог предлагает одному ребёнку стать «дирижёром» . Остальные дети должны петь по его команде. «Дирижёр» показывает, когда вступить и как петь (тихо или громко, побуждая детей петь в соответствии с его жестами.

«Езда на автомобиле»

Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле. Едем по ровной гладкой дороге, объезжаем лужу справа, слева; едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет. Едем на большой машине, едем на маленьком автомобильчике.

«От 1 до 10»

Цель. Вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры. Педагог предлагает спеть цифры как одно слово, начиная с шёпота, постепенно усиливая звучание голоса .

Публикации по теме:

Упражнения для развития внимания детей 3–4 лет Задачи: Обучающая: - познакомить детей с техникой ТСО- компьютером через игровые задания; - расширять знания об объектах природы; - расширять.

Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения для развития памяти и речи «На лугу». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «На лугу»: Вот коровка на лугу, Говорит барашку: «Му!» А барашек ей в ответ:.

Игры и упражнения для развития слухового внимания П р и м е р ы у п р а ж н е н и й. · «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора,.

Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность. Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал, занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

Упражнения на расслабление, которые улучшат ваш голос

1. Приоткройте губы

Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться).

  • Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

2. “Фыркающая лошадь”

Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица.

  • Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне.
  • Сделайте выдох с вибрацией губ.
  • Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно).

Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание.

Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

3. “Радист”

  • Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.

Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

Упражнения на расслабление гортани

4. “Зевающий лев”

Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.

  • Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
  • При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.

Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.

Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

5. Пение буквы “М”

Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

Упражнения на расслабление диафрагмы

Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются.

Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия.

Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

6. “Пузатик”

  • Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот.
  • Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее.
  • Рука на груди должна оставаться неподвижной.

Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков.

Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция.

Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

7. “Дрожь земли”

  • Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении.
  • Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях.
  • Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит).

Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному.

Польза двойная:

1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению

Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

8. “Выйдите из туалета”

Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению.

Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

9. Делайте выдох дольше

Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы.

Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

10. Лежите на лопатках на болстере

Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см.

  • Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх.

Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания.

  • Дышите, как всегда, животом.

11. Дыхание через одну ноздрю

  • Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.

В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

12. Бег

Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы.

Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем.

Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется.

Из минусов - бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.опубликовано .

Александр Герасименко

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» .

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины


Неправильное положение речевого аппарата . Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. « Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» — не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.


1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

И умения открывать рот широко обеспечивается четкое произношение слов. Дикция, голос и речь являются важными составляющими любого успешного выступления. Если вы плохо открываете рот, речь становится невнятной, тихой, звуки проходят сквозь зубы.

Дикция - это отчетливое произношение звуков с правильной артикуляцией при четком произнесении фраз и слов. Для того чтобы научиться широко открывать рот и развить подвижность мышц челюсти, разработаны специальные упражнения для дикции. О них вы узнаете из статьи.

Развитие дикции просто необходимо, чтобы избежать непонятного мычания при выступлении. А не исправленные вовремя недостатки произношения могут остаться на всю оставшуюся жизнь.

  1. Воздух вдохните через нос и посчитайте до трех. Выдохните его через рот. Повторять 5 минут.
  2. Ноги на ширине плеч, позвоночник выпрямлен, одна рука на груди, другая на животе. При вдохе выдвигаем живот вперед.
  3. Воздух вдохните через рот и плавно выдыхайте его, произнося: «а, и, ы, э, у, о».
  4. «Рычите» и «мычите» с закрытым ртом до щекотки в губах. Сначала тихо, а потом - громко.

Произнесите сочетания согласных на выдохе. Сначала артикулируйте звуки беззвучно, после этого шепотом, а в конце громко.

  • Ба — бы—бо — бэ — би — бу
  • ва — вы — во — вэ — ви — ву
  • да — ды — до — дэ — ди — ду
  • па — пы — по — пэ — пи — пу
  • фа — фы — фо — фэ — фи — фу
  • та — ты — то — тэ — ти — ту
  • га — гы — го — гэ — ги — гу
  • ка — кы — ко — кэ — ки — ку
  • ха — хы — хо — хэ — хи — ху

Произнесите звукосочетания на выдохе. Сначала беззвучно, после этого - шепотом, а в конце - отчетливо и громко (но не до крика)

  • лра — лры — лро — лрэ — лри — лру
  • рла — рлы — рло — рлэ — рли — рлу

Произнесите слогами:

  • Ппа — ппы — ппо — ппэ — ппи — ппу
  • Бба — ббы — ббо — ббэ — бби— ббу
  • Пабба — поббы — пуббо — пэббэ — пибби — пыббу

Произнесите отчетливо следующие сочетания:

  • Птка — пткы — птко — пткэ — птки — птку
  • Тпка — тпкы — тпко — тпкэ — тпки — тпку
  • Кпта — кпты — кпто — кптэ — кпти — кпту

Произнесите отчетливо и медленно такие слова:

  • Анна, Ася, Алиса, Альбина, алгебра, Аня, адрес, астра, автор, мак, яр, як, яд, ягода, нас, бал, старт, рука, яма, альт.
  • Бок, гость, вот, дождь, горе, зори, мост, дом, кот, лом, комья, счёт, слёзы, соль, лёд, тётя, Лёня.
  • Утро, ум, уголь, узы, зуб, узник, лук, клуб, шум, труд, пишу, зовут, утюг, юг, союз, юла, юродивый, юноша, юмор, в непогоду, в среду.
  • Выл — вил, был — бил, тыл — тина, мыл — Нил, пылать — пилить. рысь — рис.
  • Бы — бэ, гы — ге, вы — вэ, лы — лэ, ны — нэ, мы — мэ, пы — пэ, ты — тэ, ры — рэ, сы — сэ.

Произнесите фразы с разной интонацией. Представьте, что вы разговариваете с другом, который сомневается в каждом вашем слове. Вам необходимо спокойно и убедительно отстаивать свою правоту.

1. Мила Мимозы купила маме (ровно, спокойно).

2. Мила Мимозы купила маме? (интонацией выделите первое слово).

1. Мила Мимозы купила маме

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме.

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме!

Произносите скороговорки, которые придут вам на ум сначала беззвучно, после этого шепотом, а в конце - отчетливо и громко. После этого произнесите их, посмеиваясь, с юмором, потом — с намерением сообщить что-то страшное, а в самом конце — в очень быстром темпе.

Выполняйте упражнения для дикции ежедневно и через три месяца вы увидите результаты. Не удивляйтесь, если вам начнут говорить, что вы очень изменились. Надеюсь, что вам не составит труда выполнять все упражнения для дикции. Желаю удачи!