Самые известные монастыри россии. Списки действующих мужских и женских монастырей в России. Самые красивые, древние и известные монастыри в России Монастыри нашего края

Мужским монастырям отведено важное место в православной жизни Руси. Отличительными чертами обителей являются:

  • служение верой, правдой богу и церкви;
  • отречение от мирской суеты;
  • участие в богослужениях;
  • выполнение трудовых заданий, связанных с бытом;
  • участие в строительных работах, направленных на реставрацию церковных построек.

Список мужских монастырей, действующих в России: отличительные черты, функции

Главной чертой монастырской жизни является четкое соблюдение послушниками правил, обетов, выполнение которых есть верный способ познать самого себя, получить благословение Господа.

Среди мужских обителей можно выделить действующие монастыри , которые посещают паломники, чтобы приложиться к чудотворным иконам. Многие из ликов, как образ Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря, стали известны благодаря помещению их в картинные галереи. А в Псково-Печерском храме хранят икону Успения Богоматери.

Мужские монастыри России известны как памятники древнего зодчества, истории христианства.

Для многих обителей важным считается привлечение новых послушников. А людей, которые хотели бы спастись от житейских забот, много.

Прежде чем решиться на уход в монастыри, которые принимают, надо разобраться в себе. Каждый должен понять, способен ли он:

  • быть смиренным и терпеливым;
  • ежедневно трудиться душой и телом;
  • отказаться от мирской суеты, вредных привычек;
  • искренне любить Бога, ближних.

Жизнь в монастыре тяжела, подойдет для тех, кто истинно верит. Прежде чем стать монахом человеку придется пройти несколько этапов.

Сначала он становится трудником, работая на огороде, убирая помещения, четко выполняя правила жизни в обители.

И только спустя три года по просьбе трудника его переводят в послушники. Монашеский постриг принимают те, кто сумел подтвердить делами свою готовность стать монахом. Мужчине, желающему потрудиться в мужских монастырях, перед поездкой необходимо заполнить анкету на сайте выбранного храма.

Существуют обители для лечения алкоголиков на добровольной основе. В стенах храма мужчина постарается сам справиться с проблемой. При некоторых монастырях созданы и действуют реабилитационные центры, где оказывают воздействие на сломанную психику пьющего.

Со временем жизнь человека, когда-то страдающего от алкоголизма, приходит в норму. Он находится в постоянных занятиях, ему некогда вести праздную жизнь. Труд помогает прийти к полному выздоровлению.

Молитва от пьянства

Полный список монастырей мужских состоит из:

  1. Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни в Карачаево-Черкессии.
  2. Амвросиева Николаевского Дудина мужского монастыря Ярославской области.
  3. Артемиев-Веркольского мужского монастыря Архангельской области.
  4. Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря.
  5. Боголюбской мужской киновии Троице-Сергиевой лавры.
  6. Высокопетровского мужского монастыря в Москве.
  7. Гермогеновой мужской пустыни.
  8. Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры.
  9. Заиконоспасского мужского монастыря в городе Москва.
  10. Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни Вологодского края.
  11. Иннокентьевского мужского скита Иркутска.
  12. Михаило-Архангельского Усть-Вымского мужского монастыря в республике Коми.
  13. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на острове Ладожского озера.
  14. Свято-Михайло-Афонского монастыря Адыгеи.
  15. Гавриило-Архангельского подворья города Благовещенска.
  16. Никитского монастыря в Переславль-Залесском.
  17. Нило-Столобеновской пустыни Тверской епархии.
  18. Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской области.
  19. Свято-Николо-Тихонова монастыря Кинешемской и Палехской епархии.
  20. Свято-Вознесенского мужского Кременского монастыря на Дону.
  21. Алатырской Свято-Троицкой пустыни.
  22. Троице-Сергиевой лавры.
  23. Спасо-Кукоцкого монастыря.
  24. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
  25. Флорищевой мужской пустыни.
  26. Юрьева мужского монастыря.
  27. Ярацкого Пророчицкого мужского монастыря.

В приведенном списке действующих мужских обителей России как небольшие скиты, так и крупные лавры, известные всему православному миру. Многие храмы, когда-то уничтоженные, реставрируются, восстанавливаются.

Наибольшей популярностью пользуется крупнейший мужской монастырь Троице-Сергиева лавра, находящийся под защитой ЮНЕСКО как уникальный памятник архитектуры.

Троице-Сергиева Лавра, видео

Старейшим является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, основанный в конце XV века. Вместе с отечеством стены обители выдержали натиск завоевателей, сохранив богатство иконостаса.

Многие мужские монастыри расположены в живописных местах, находятся вдали от больших городов. Недаром некоторые из них носят название пустынь.

Монастыри привлекают не только тех, кто хочет изменить свою жизнь, но и туристов как превосходные образцы русской православной культуры.

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник – каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия – родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича - Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Монастыри являются неотъемлемой частью культуры и истории России. В любом старинном русском городе можно подняться на высокий холм, где откроется взору потрясающая картина – купола православных храмов, соборов и монастырей. Сейчас даже будет трудно сосчитать, сколько в России монастырей. По данным за прошлый год только к Русской Православной Церкви относится 804 монастыря.

Как появлялись монастыри?

Греческое слово слова «mono» (монах, монастырь) означает один. Для того чтобы никто не мешал размышлять о вечном и жить по законам Божьим, подвижники проводили много времени в одиночестве. Такие люди часто встречали единомышленников и находили учеников. Позже возникли некие общины с общими идеями, интересами и образом жизни. Они обжились, начали вести общее хозяйство. Так на русской земле появились первые православные монастыри.

Древнейшие монастыри России

В старинном русском городе Новгороде, который играл важную роль в становлении и развитии нашего государства, расположен Юрьев монастырь. Этот самый древний монастырь России находится на левом берегу реки Волхов. Юрьев монастырь был основан еще Ярославом Мудрым. Им была построена деревянная церковь, после чего началась история знаменитого монастыря.

На территории России монастырь зачастую выполнял роль крепости. Неприятелю подолгу приходилось осаждать его стены. Часто монастыри первыми принимали на себя удар, так как располагались за крепостными стенами городов. Долгое время в России они были также центром просвещения. В стенах монастыря организовывали небольшие школы, библиотеки и ремесленнические мастерские. В тяжелое время здесь раздавали еду нуждающимся, в этих стенах находили приют нуждающиеся и больные люди.

В начале 20 века в результате революции Российская Империя развалилась, а на ее месте образовалась новая страна СССР, в которой не было место религии. Монастыри безжалостно разорялись и закрывались. В бывших обителях часто размещались склады или клубы. В начале 90-х годов XX века, когда коммунизм пал, русские православные монастыри начали возобновлять свою деятельность. В России до сих пор появляются новые обители.

Известные монастыри России

Новоспасский монастырь. Один из старинных московских мужских монастырей, который уютно расположился на Крестьянской площади сразу за Таганкой. Монастырь был основан в далеком 1490 году во времена правления Великого князя Ивана III. На сегодняшний день он имеет совершенно иной вид.

Борисоглебский монастырь. Основан Борисоглебский монастырь во времена правления князя Дмитрия Донского. Он расположился в тихом месте на берегу реки Устье, окружен лесом. Помогал Дмитрию Донскому в духовном и нравственном возрождении Руси Сергий Радонежский.

Троице-Сергиева Лавра. Это, пожалуй, самый большой монастырь России. История Троице-Сергиевой Лавры связана также с именем замечательного русского подвижника Сергия Радонежского. Он внес большой вклад в развитие православия в русском государстве. Расположена лавра в городе Сергиев Посад в Московской области.

Еще одним из крупных действующих мужских монастырей в России является Псково-Печерский монастырь. Он был создан в 1473 году. Обитель окружат крепкие стены с башнями и бойницами. Из названия можно понять, что эта обитель расположена в городе Печоры. Оптина пустынь. Большой и известный в России монастырь. Он расположен в Калужской области, возле города Козельска.

Суздальские монастыри являются украшением этого небольшого города Владимирской области. Многие из них имеют очень древнюю историю – так, Ризоположенский женский монастырь был основан в 1207 году.

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Монастыри всегда были оплотами Православия, бастионами духовности. С постройки монастыря часто начинали существование города, в древности них велись летописи и развивались науки.

Православные монахи поддерживали голодающих в годы недорода, ухаживали за больными и, самое главное, всегда выступали на передовой духовной борьбы – молились Богу за весь мир, за каждого из нас.

Монастыри строились веками. В итоге, в них возникали неповторимые по красоте и сочетанию стилей архитектурные ансамбли, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, так как их красота поражает даже иностранцев.

Представляем вниманию читателей первую пятёрку из 10-ти самых красивых монашеских обителей, которые без преувеличения можно назвать жемчужинами Православного мира:

1. Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра - колыбель Русской Православной Церкви. Этот монастырь расположен на площади в 22 гектара, на берегу реки Днепр, в Киеве. Это была первая монашеская обитель на Руси, основание которой, согласно Повести временных лет, положил будущий Киевский митрополит Иларион, автор “Слова о законе и благодати”.

Позже его пещера на берегу Днепра была занята и расширена преподобным Антонием в 1051 году. Первые наземные постройки над пещерным монастырём появились при преемнике и ученике преподобного Антония – преподобном Феодосии.

Лавра считается одним из ведущих центров Православия в Восточной Европе. Она включает множество архитектурных памятников: комплексы Ближних и Дальних подземных пещер, келий и часовен, стен, церквей и колоколен.

2. Рильский монастырь (Болгария)

Рильский монастырь расположен в Кюстендилской области Болгарии, недалеко от деревни Пастра примерно в 120 км к югу от столицы страны и занимает территорию в 8 800 м².

Ставропигиальный мужской монастырь был основан в X веке преподобным Иоанном Рыльским, в верхнем течении реки Рила и считается крупнейшим в Болгарии.

Обитель является одним из самых важных культурных памятников Болгарии, символом болгарского сопротивления против турецкой оккупации, а также национального возрождения в XVIII и XIX веках. Современная форма монастыря датируется ХIХ веком.

В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви.

Самыми красивыми постройками в монастыре являются: церковь Кафоликон, библиотека и музей обители.

3. Серафимо-Дивеевская обитель

Женский монастырь во имя Святой Троицы был основан во второй половине XVIII века бывшей рязанской помещицей Агафьей Семёновной Мельгуновой, прославленной в лике святых как преподобная Александра Дивеевская.

Дивеевская обитель в Нижегородской области созидалась при активной помощи одного из самых почитаемых русских святых преподобного Серафима Саровского.

Монастырь знаменит заложенной преподобным Канавкой Пресвятой Богородицы, трёхярусной колокольней и двумя прекраснейшими соборами: Благовещенским, Свято-Троицким, в котором хранятся мощи преподобного Серафима и икона Богородицы “Умиление” и златоверхим Спасо-Преображенским.

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» – говорил преподобный Серафим, утверждавший, что Дивеево находится под особым покровительством Богородицы.

4. Троице-Сергиева лавра

Если Киево-Печеркий монастырь послужил становлению Православия на Руси, то Троице-Сергиева лавра стала форпостом его возрождения в XIV столетии, после ужасного разорения страны монгольскими ордами.

Основал обитель на реке Кончуре в Радонежском бору недалеко от Москвы преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Позже вокруг вырос монастыря целый город, названный Сергиевым Посадом. Здешний мужской монастырь является крупнейшим в Русской Православной Церкви.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры.

Монастырь окружают величественные стены с несколькими надвратными церквями. В стенах и корпусах обители расположена Московская православная духовная академия и семинария. Но главными жемчужинами архитектурного ансамбля несомненно являются: Успенский собор, многоярусная монастырская колокольня и Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи преподобных Сергия и Никона Радонежских.

5. Монастырский комплекс Метеоры (Греция)

Метеоры - это даже не один монастырь, а комплекс монастырей, расположенный на севере Греции, близ городка Кастраки и в 21 километре к северо-западу от города Трикала, в крайне живописном месте. Название Метеоры (от греч. μετέωρα - «парящие в воздухе».

Братские корпуса и храмы выстроены на вершинах высоких неприступных скал Фессалии, известных как геологический феномен. Скалы образованный более 60 000 000 лет назад достигают в высоту 400 метров. Когда-то на их вершинах находилось более 20 монастырей, большая часть которых были построены в XIV веке, а основание самых первых относят к X-му.

В XV веке монастыри пришли в упадок в связи с падением и окончательным распадом Византийской империи, но и на сегодняшний день здесь сохранилось 6 действующих монастырей - 4 мужских и 2 женских: «Преображенский», «Русану или Арсану», «Святого Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святого Стефана» и «Святой Троицы».

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках, подъём в которых занимал более получаса.

Андрей Сегеда

Вконтакте