Социальная реабилитация

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

В новом социально-медицинском центре прошло заседание координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Осмотрел новое здание центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово». Затем на территории комплекса прошло заседание координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в ходе которого обсуждались вопросы развития системы реабилитации в Москве.

«Пожелаем новому центру реабилитации, чтобы он работал в полную силу, оказывал содействие московским детишкам в восстановлении, реабилитации здоровья. Это очень важный проект. Хочу поблагодарить всех участников нашего координационного совета за активную, искреннюю деятельность на благо общественных организаций и вообще за развитие городской среды, направленной на то, чтобы наши инвалиды чувствовали себя окруженными заботой, чувствовали себя полноценными гражданами», — сказал Сергей Собянин.

Правительство Москвы завершает формирование современной системы реабилитации инвалидов. Так, центр «Бутово» будет открыт осенью 2018 года. В 2019-м подобное учреждение появится в Западном административном округе. Таким образом, сеть реабилитационных центров охватит все округа города.

По итогам заседания Мэр Москвы дал следующие поручения:

— для детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста ежегодно увеличивать количество путевок на Черноморское побережье и в другие здравницы России для прохождения реабилитации (каждый год повышать число целевых мест для этой категории на одну тысячу);

— решить вопрос о наполнении библиотеки проекта «Московская электронная школа» учебно-образовательным контентом, который будет адаптирован для детей-инвалидов;

— выделить два миллиарда рублей на ремонт и оснащение современным оборудованием реабилитационных центров и коррекционных школ, в том числе закупить дополнительные экзоскелеты для реабилитации инвалидов-опорников.

Кроме того, Сергей Собянин поддержал проект преподавателей детской музыкальной школы имени Е.Ф. Светланова, направленный на обучение музыке невидящих детей. Занятия планируется проводить в коррекционной школе № 1.

Центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово»

Новый центр реабилитации создан по инициативе общественных организаций инвалидов для оказания услуг детям и молодым людям с ограниченными возможностями, проживающим на территории Юго-Западного административного округа. При необходимости в центр могут обратиться за помощью и жители других округов столицы. Инициативу создания комплекса реабилитации поддержал Мэр Москвы.

«Мы видим, что в центре есть все возможности для стационарной реабилитации, для посещения и оказания помощи в режиме дневного стационара, проведения консультаций. Применяются даже такие инновационные методы, как общение с животными — лошадьми, собаками. Это тоже может показаться несерьезным, с одной стороны, но, с другой стороны, это психологически очень хорошие примеры работы по реабилитации детей», — отметил Сергей Собянин.

Учреждение располагается по адресу: улица Поляны, дом 42. Раньше здание площадью 9,95 тысячи квадратных метров принадлежало специальной школе «Шанс», после чего пустовало несколько лет. В 2016 году его передали реабилитационному центру, а в 2017-2018 годах провели здесь ремонт. Открытие центра запланировано на осень 2018 года.

Сейчас учреждение оснащают современным оборудованием, мебелью, инструментами и бытовой техникой. Формируется штат медицинских и педагогических работников, специалистов по социальной работе и комплексной реабилитации. Вместе с административно-управленческим и обслуживающим персоналом количество работников центра составит 211 человек.

Каждый год услуги комплексной реабилитации в центре будут получать 2,5 тысячи детей-инвалидов и молодых инвалидов. Ежедневно учреждение сможет обслуживать до 100 человек.

Центр включает в себя отделения диагностики и разработки планов реабилитации, мониторинга и прогнозирования, ранней помощи, психолого-педагогической помощи и социальной адаптации, социокультурной, профессиональной, а также адаптивной реабилитации. Кроме того, здесь имеется отделение стационарного обслуживания на 82 места и дневной стационар на 30 мест.

В центре будут работать трудовые мастерские, которые обеспечат дневную занятость инвалидов с ментальными заболеваниями, кабинеты аппаратного массажа, лечебной физической культуры, лазеро- и магнитотерапии, блоки физиотерапии (кабинеты галотерапии, электросна, теплолечения, электролечения, ингаляторий) и бальнеотерапии (сухая иммерсионная ванна, гидромассажная ванна, вихревые гидромассажные ванны для ног).

В центре будут открыты сенсорно-динамический зал «Дом совы» для коррекционно-развивающих занятий с детьми, которые имеют расстройства аутистического спектра, а также кабинет функционально-пространственной реабилитации «Умный зал», имитирующий реальную жизненную среду, для адаптации инвалидов с когнитивными нарушениями.

Также на территории центра находятся бассейн, актовый зал, музыкальная студия и компьютерный класс. Оснащение учреждения позволит проводить здесь реабилитацию с использованием животных — иппотерапию и канистерапию.






Меры социальной поддержки инвалидов в Москве

По данным на 2018 год, в Москве проживают более одного миллиона инвалидов. Среди них более 11 тысяч — слабовидящие и слепые люди, свыше 5,7 тысячи — глухие и слабослышащие, порядка 17 тысяч — инвалиды-опорники, более 5,9 тысячи — инвалиды вследствие ДЦП. 75,4 процента москвичей — инвалиды пенсионного возраста. 3,7 процента (39,9 тысячи человек) — это дети-инвалиды.

Социальная поддержка инвалидов — безусловный приоритет Правительства Москвы. По словам Сергея Собянина, работа координационного совета очень важна и большинство решений, которые здесь принимаются, затем реализуются.

«Тем не менее необходимо тщательно контролировать, смотреть, как наши решения исполняются, но и не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше. В прошлом году мы с вами обсуждали увеличение социальной поддержки. Мы радикально увеличили меры социальной поддержки инвалидов и членов их семей», — добавил Мэр Москвы.

Так, в два раза (с шести тысяч до 12 тысяч рублей) увеличены выплаты гражданам, которые заняты уходом за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства в возрасте до 23 лет. Всего такие выплаты получают 31 117 человек.

В два раза (с шести тысяч до 12 тысяч рублей) увеличены выплаты на детей в возрасте до 18 лет, которые проживают в семье, где оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или IIгруппы. Всего выплаты получают 1728 человек.

Также введена новая ежегодная выплата в размере 10 тысяч рублей на приобретение школьной детской одежды детям-инвалидам. Эту льготу в Москве получают 18 тысяч человек. Эта мера социальной поддержки важна в связи с тем, что в последние годы растет популярность инклюзивного образования, то есть дети-инвалиды посещают обычные общеобразовательные школы.

Кроме того, в два раза (с 122 тысяч до 245 тысяч) увеличилось количество бесплатных санаторно-курортных путевок для старшего поколения и других льготных категорий граждан. Примерно треть таких путевок в год получают инвалиды. В два раза было также увеличено количество детей и молодых людей с ограниченными возможностями, направляемых на выездную реабилитацию: с 5,7 тысячи до 10,5 тысячи человек.

Практически 100 процентов москвичей-инвалидов вскоре будут обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

Образование

В восьми реабилитационно-образовательных центрах и коррекционных школах установлено 2926 единиц современной информационной техники, адаптированной для детей-инвалидов. Благодаря этому данные учреждения теперь подключены к проекту «Московская электронная школа».

В московских школах обучаются порядка 27,5 тысячи детей-инвалидов. Для них разработаны адаптированные учебные программы, а также создается безбарьерная образовательная среда. В большей части школ реализуются инклюзивные практики образования, а еще есть такие специальные проекты, как «Ресурсная школа» (в программу входит 58 образовательных учреждений) и «Инклюзивная молекула» (девять образовательных учреждений), направленные на обучение и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями.

При этом многие дети-инвалиды в силу своих особенностей могут обучаться только в специализированных учреждениях. В 2018/19 учебном году в восьми реабилитационно-образовательных учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения будут учиться 2080 детей-инвалидов. Из них 250 человек — по программам профессионального обучения в ГБУ Москвы «Научно-практический реабилитационный центр».

Трудоустройство

В столице проживают свыше 200 тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Свыше 40 процентов из них работают. По состоянию на август 2018 года, всего в органы службы занятости населения Москвы обратились 1542 гражданина с инвалидностью. Из них трудоустроено 547 человек — 35,5 процента. При этом общее количество вакансий для трудоустройства инвалидов составило 4043 единицы, 2793 из них — на постоянную работу.

Самые распространенные вакансии для трудоустройства инвалидов — менеджер, администратор, продавец-консультант, уборщик производственных и служебных помещений, программист, специалист банка, кассир торгового зала, консультант, арматурщик третьего разряда, бетонщик третьего разряда, дворник и дорожный рабочий.

В 2018 году Правительство Москвы приняло постановление «Об утверждении порядка предоставления грантов Мэра Москвы за активное участие работодателей в трудоустройстве инвалидов». Гранты присуждают работодателям, которые реализуют эффективные практики трудоустройства инвалидов I и II групп. В этом году общая сумма грантов составила 91,97 миллиона рублей.

Медицинское обслуживание

Медицинскую помощь инвалидам оказывают во всех медицинских организациях Москвы — как амбулаторно, так и в условиях круглосуточных стационаров. Проводится профилактика инвалидизации новорожденных, при этом 100 процентов детей проходят аудиологический и неонатальный скрининг.

В Морозовской детской больнице в 2018 году начал работу первый в России центр орфанных заболеваний детей и подростков. В амбулаторной сети создаются кабинеты паллиативной помощи, что позволяет более эффективно оказывать своевременную помощь на дому инвалидам с тяжелыми хроническими болезнями.

Также в столице функционируют пять центров медицинской реабилитации, в которых люди с ограниченными возможностями получают комплексную медицинскую и психологическую помощь.

Социальная реабилитация

Современные реабилитационные центры создаются в каждом административном округе Москвы. В настоящий момент на территории города функционирует 11 таких учреждений. В 2019 году планируется открыть новый реабилитационный центр в Западном административном округе. Кроме того, функционирует восемь реабилитационно-образовательных учреждений и 97 реабилитационных отделений (38 из них — для детей с ограничениями здоровья).

Услуги социальной реабилитации для москвичей с инвалидностью также предоставляются специализированными мобильными службами с выездом на дом и на специально созданных площадках.

85 процентов социально значимых объектов Москвы приспособлено для доступа маломобильных граждан полностью или частично. После обновления парка ГУП «Мосгортранс» инвалиды могут чаще пользоваться наземным транспортом с удобным низким полом — теперь им оснащено 95 процентов всех автобусов, 73 процента троллейбусов и 33 процента трамваев.

В квартирах, где живут инвалиды с тяжелыми ограничениями в передвижении, установлено порядка 1100 потолочных подъемных систем. В подъездах жилых домов оборудовано свыше трех тысяч подъемных платформ.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. Необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

Потребность в социальной реабилитации - это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природно-обусловленные:

ѕ возрастные изменения;

ѕ природные, техногенные или экологические катастрофы;

ѕ тяжёлые заболевания или травмы;

ѕ социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно обусловленные:

ѕ изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта

ѕ его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

ѕ девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

ѕ разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

ѕ утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

ѕ разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;

ѕ снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

В реальной социальной жизни, описанные выше процессы, могут протекать в самых разных формах. Это может быть формирование чувства растерянности и ненужности окружающим у человека, вышедшего на пенсию, резкое сокращение социальных контактов и связей инвалидом или тяжело больным человеком, уход в девиантные или нетрадиционные формы поведения и деятельности человека, вырванного из привычного и понятного социального окружения и не нашедшего себя в новом. В результате возможно резкое ухудшение физического и психического здоровья, потеря субъектом интереса к самому себе, к собственной жизни.

Чрезвычайно важно, чтобы подобная ситуация не затягивалась на долго, чтобы человек сам или с помощью других людей сумел восстановить активное, заинтересованное отношение к себе, людям и окружающему миру. Содержание процесса социальной реабилитации состоит в действительном восстановлении привычных обязанностей, функций и видов деятельности, привычного и комфортного отношений с людьми. Решение этой задачи не предполагает обязательного возврата субъекта на утраченные по тем или иным причинам социальные позиции. Она может быть решена через достижение нового социального статуса и социальных позиций и приобретение новых возможностей.

В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.

Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

ѕ здравоохранения;

ѕ образования;

ѕ профессиональной подготовки и переподготовки;

ѕ средства массовых коммуникаций и массовой информации;

ѕ организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

ѕ общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:

ѕ в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;

ѕ насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;

ѕ каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации.

  • 1. Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
  • 2. Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
  • 3. Социально-педагогическая - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния педагогической запущенности (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • 4. Профессиональная и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
  • 5. Социально-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.

Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

  • 1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
  • 2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
  • 3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
  • 4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  • 5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного Я.

По данным Общегородского специального регистра получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в Москве по состоянию на 31.12.2014 года проживает около 1,2 млн. (1 180 488) инвалидов. В том числе детей- инвалидов более 35,0 из них: около 14,5 тыс. - слабовидящие и слепые, более 6,5 тыс.

Глухие и слабослышащие, 21,8 тыс. - инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата (в т.ч. более 10 тыс. чел. - инвалиды- колясочники), свыше 7,3 тыс. - инвалиды вследствие ДЦП.

В общей численности инвалидов 6,8% составляют лица I группы инвалидности, 61,8%

И группы, 28,4% - III группы, 3% - дети-инвалиды. В возрастной структуре инвалидов наибольший удельный вес занимает группа старше 55 лет. На нее приходится 76% от общей численности инвалидов. Наибольшее количество инвалидов среди взрослого населения страдает заболеваниями системы кровообращения 38,3%, злокачественными новообразованиями 6,9%, нарушениями костно-мышечной системы и соединительной ткани 5,7%, психическими расстройствами и расстройствами поведения 3,5%.

Ведущими нозологиями, приводящими к инвалидности у детей, являются болезни нервной системы (21,5%), врожденные аномалии и пороки развития (19,8%), психические расстройства и расстройства поведения (18,3%), эндокринной системы (8,4%). При этом по возрастному составу детей-инвалидов больший процент - 43,1% - это дети от 8 до 14 лет,

23,3% - дети от 3 до 7 лет, 18,8% - дети от 15 до 17 лет, в то время как дети-инвалиды до 3 лет составляют 14,8% . В Московской области проживает более 500 тыс. инвалидов, в том числе более 6 тыс. инвалидов-колясочников.

В настоящее время в столице реализуется Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 №420-ПП, которая направлена на повышение уровня и качества жизни москвичей. Одним из разделов Программы является подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения», приоритетами которой является повышение качества и вариативность оказания реабилитационных услуг, создание оптимальных условий для занятости инвалидов, эффективное обеспечение техническими средствами реабилитации и адаптация городской среды. Проанализируем кратко эти направления деятельности.

Правительством Москвы поставлена задача к 2018 году охватить реабилитационными услугами 90% инвалидов, имеющих в индивидуальных программах реабилитации показания к социальной реабилитации. В 2014 году этот показатель составил 86%. В 2015 году реабилитационными услугами планируется охватить 88% инвалидов. Для предоставления услуг по социальной реабилитации в системе социальной защиты города Москвы функционируют 8 центров социальной реабилитации инвалидов, 87 реабилитационных отделений при территориальных центрах социального обслуживания и социально- реабилитационных центрах для несовершеннолетних, из них - 29 отделений для детей- инвалидов. Услуги по социальной реабилитации предоставляются инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в нестационарной и стационарной форме, а также с выездом на дом или на специально созданных площадках Мобильными службами реабилитации.

Власти города и области используют новые технологии работы с инвалидами, которые позволяют изменить вектор направленности такой деятельности. Если раньше в основном власть определяла, в каких услугах нуждаются инвалиды, то теперь политика формируется адресно, исходя из конкретных нужд, потребностей и интересов инвалидов.

Например, по поручению мэра столицы С.С. Собянина Департаментом социальной защиты населения города Москвы совместно с общественным сектором, в 2013 году проведены комплексные обследования условий жизни 145 тыс. «тяжелых» инвалидов I группы, а в 2014 году комплексные обследования условий жизни семей, воспитывающих де- тей-инвалидов.

На каждого обследованного заведен электронный социальный паспорт, в котором записано, в чем нуждается человек и какие услуги или специальные устройства и приспособления ему предоставлены за счет города. Как утверждал мэр города С.С. Собянин, эта работа будет продолжена .

Для проведения реабилитационных мероприятий во всех центрах и отделениях социальной реабилитации имеются оборудованные кабинеты социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации, используются средства культуры, физической культуры и спорта. Работа проводится на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, досуговыми муниципальными учреждениями по месту жительства, общественными организациями и строится на комплексном подходе в решении проблем инвалидов.

В 2014 году в отделениях и центрах реабилитации более 46 тыс. инвалидам и детям-инвалидам оказаны услуги по комплексной реабилитации (продолжительность курса составляет 1 календарный месяц, с целью достижения максимальной эффективности реабилитации в течение календарного года возможно неоднократное проведение курса). В целях внедрения в работу учреждений современных технологий и методик, повышения эффективности работы по предоставлению социальных услуг инвалидам создаются многопрофильные комплексы, в том числе путем объединения ряда учреждений. Так, в 2014 году ГАУ «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича» реорганизовано в ГАУ «Московский научно- практический центр реабилитационных технологий» путем присоединения санаторно-лесной школой №11. Это позволило предоставлять востребованные реабилитационные услуги в стационарной форме всем инвалидам, независимо от возраста, имеющим ограничения в передвижении и одновременно реализовывать образовательные программы. В ГАУ города Москвы Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой в сентябре 2014 году открыто отделение для детей-инвалидов на 35 стационарных мест, в том числе 20 стационарных мест и 15 нестационарных мест со службой ранней помощи для детей от 1 до 4 лет. В этом отделении услуги по комплексной реабилитации получают дети- инвалиды, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с последствиями травм позвоночника, туловища, конечностей, черепномозговой травмы, инсульта, полиомиелита, детского церебрального паралича, имеющие дегенеративно- дистрофические заболевания позвоночника и крупных суставов, сколиозы, состояния после операций на позвоночнике и спинном мозге, крупных суставах (в том числе эндопротезирования). Вместе с тем, в данном учреждении услуги по комплексной социальной реабилитации могут получать инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности старше 18 лет.

В Зеленоградском административном округе города Москвы функционирует ГБУ «Реабилитационный центр для инвалидов с использованием физической культуры и спорта». Он является первый и пока единственный реализованный в Москве проект Департамента, в котором создаются, апробируются и отрабатываются реабилитационные методики работы с инвалидами методами физкультуры и спорта. Занятия (индивидуальные и групповые) проводят лучшие специали- сты-реабилитологи: врачи, психологи, массажисты, инструкторы ЛФК, организовано проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий: турниры, спартакиады, соревнования и пр. В работу учреждения активно внедряется методика проведения совместных занятий родителей и детей с целью привлечения родителей к активному участию в процессе реабилитации и обучению их методикам физических упражнений для самостоятельных занятий с ребенком после завершения реабилитации в условиях центра. В ГАУ «Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов» осуществляется стационарное социальное обслуживание граждан, страдающих психическими расстройствами (отделение на 525 мест), функционируют филиалы в Московской области (Рузский район, сельское поселение Дороховское вблизи дер. Лобково) для предоставления услуг комплексной реабилитации в стационарной форме на 151 место.

В Московской области функционирует 74 Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 12 из них - комплексные. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основании Закона № 31/2005- 03 от 21.01.2005 года «О социальном обслуживании населения в Московской области». В соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг Центры предоставляют как бесплатно, так и за плату широкий комплекс услуг: социальных, медицинских, юридических, коммунальных, торговых, бытовых и др. Характерной чертой Центров является их многопрофильность. Во многих из них созданы кабинеты психологической разгрузки, пункты проката технических средств реабилитации, ремонтные мастерские, геронтологические отделения, работают телефоны доверия. Наиболее эффективная и предпочитаемая пожилыми людьми форма социального обслуживания - надомная. Надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, созданные во всех муниципальных образованиях. Более шести тысяч социальных работников обслуживают около 60 тыс. граждан (их них 11 тыс. человек в сельской местности), нуждающихся в социальной помощи.

Интересен опыт реабилитационных следующих центров инвалидов. Это ГБУ СО МО «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка», ГБУ СО МО «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Исток», ГБУ СО МО «Клинский центр реабилитации инвалидов «Импульс», на базе которых были организованы курсы обучения инвалидов. Для обучения использовались разработанные методические рекомендации с использованием шведской модели и опыта Центра активной реабилитации инвалидов «Преодоление». Это работа на тренажёрах, имитирующих различные препятствия, (пандусы, бордюры, рельсы, ступен и пр.); упражнения комплексной реабилитации (медицинской, психологической, логопедической, социокультурной, физической). Цель такого обучения состояла в том, чтобы научить инвалида жить самостоятельно, независимо, не прибегая к посторонней помощи, решать жизненно-важные проблемы, расширять возможности интегрирования в общество.

Для оказания медицинской и психолого-педагогической помощи на первом этапе проводились диагностические процедуры инвалидов врачами, педагогом-психологом с целью выявления особенностей физического и психического состояния здоровья пациентов, их возможностей и способностей в участии данной программы. По результатам обследования составлялись индивидуальные планы по обучению пользованию активной кресло-коляской и проведению всестороннего реабилитационного процесса.

Реализуется комплексная программа «К независимой жизни», которая включает предоставление услуг по восстановительной терапии, куда входит консультация врачей- специалистов, кислородные коктейли, массаж, самомассаж, релаксация, фитотерапия, ароматера- пия, витаминотерапия, оказание первой медицинской помощи, занятие- консультация о здоровом образе жизни «Помоги себе сам». Кроме того, предоставляются социально-психологические услуги, проводятся психологические тренинги, занятия в группе взаимоподдержки и клубах общения. В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий проводились физкультурные занятия, обучение. Проводились соревнования по кеглям, ручному бильярду, шашкам, настольному теннису, дартсу. Это способствовало овладению техникой пользования активной кресло-коляской в быту, социально-бытовой адаптации (личной гигиене), активизации жизненной позиции. В этих и других учреждениях людям с ограничениями здоровья не только предоставляется широкий перечень социальных, медико-социальных, психологопедагогических услуг в стационарных и нестационарных условиях (на дому), но и проводится комплекс мероприятий по реабилитации и социальной адаптации. Граждане с ограничениями здоровья вовлекаются в работу клубов по интересам и клубов выходного дня, что способствует улучшению качества их жизни и психологического самочувствия. Так, в Московской области в системе социальной работы работает 265 таких клубов различной направленности, их посещают более 6 тыс. человек. Возможности Московской области и уровень подготовки специалистов позволяют проводить реабилитационный процесс с инвалидами с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, с хроническими заболеваниями с применением новейших технологий и методик. Для медицинской и социальной реабилитации инвалидов войны и боевых действий в 2007 году в области был создан специализированный Центр социально-медицинской реабилитации, где ежегодно более 100 ветеранов проходят полный курс реабилитации.

В аналогичных учреждениях Москвы разработана и утверждена «Дорожная карта на 2013-2018 гг.» (план мероприятий направленный на повышение эффективности и качества услуг). Используются современные методы и методики реабилитации, организованы новые формы предоставления реабилитационных услуг, в т.ч. с использованием информационных технологий (создано 115 компьютерных клубов, 46 библиотек электронных книг, внедрена в работу информационная технология Skype и пр.). Продолжает работу 71 Клуб общения глухих и 1 Клуб общения слепоглухих. Реализуемые в клубах различные социокультурные мероприятия: лекции, экскурсии, конкурсы, фестивали и т.п., пользуются большой популярностью среди не слышащих граждан

Москвы. Кроме того, члены семей инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, могут получить в указанных учреждениях консультационные услуги, социально-психологическую реабилитацию, обучение в различных «школах» и клубах, в том числе по уходу.

В 2014 году оказаны услуги по реабилитации для более 4500 детей-инвалидов и молодых инвалидов (с сопровождением) в здравницах Республики Словения, Израиля, Кипра, Словакии, Венгрии. В настоящее время, учитывая высокую потребность детей- инвалидов и молодых инвалидов в реабилитационных услугах в сочетании с благоприятными климатическими и природными факторами, принято решение о предоставлении указанных услуг на территории Российской Федерации в Крыму на базе специализированных здравниц. Данная мера позволит предоставить реабилитационные услуги большему количеству детей-инвалидов и молодых инвалидов, в том числе с тяжелыми нарушениями

Важнейшим элементом в формировании полноценной системы оказания социально- реабилитационной помощи инвалидам является использование потенциала негосударственных организаций. На условиях социального заказа в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарь- ерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы взаимодействуем с более 50 организациями. Среди них Марфо- Мариинский центр «Милосердие», ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», ООО «Реабилитационный центр «Три сестры», ООО «Огонек-ЭС», РООИ Центр лечебной педагогики, Центр поддержки лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» и многими другими профильными негосударственными организациями. В частности, в 2014 году Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заключены государственные контракты с ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», ГАУ «Московский научно- практический центр реабилитационных технологий» и ФГБУ «Лечебно-реабилитационный

центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации на оказание услуг мобильными службами инвалидам .

Для детей-инвалидов реализуются специальные программы с участием животных. Так, в 2014 году 128 детей-инвалидов вследствие детского церебрального паралича и других патологий получили услуги по иппотерапии и 56 детей-инвалидов услуги по канистерапии с использованием специально отобранных и обученных собак. Данные услуги предоставлены семьям с детьми инвалидами за счет средств бюджета города Москвы. Широко известен большой положительный эффект в выздоровлении детей-инвалидов после общения с дельфинами и лошадьми.

  • Необходимость создания Общегородского специального регистра получателеймер и возложение обязанностей его ведения на органы социальной защиты населения предусмотрена статьей 13 Закона города Москвы от 26 октября 2005 года №55«О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».
  • Данные предоставлены отделом организации работы реабилитационных учреждений Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты населения города Москвы, [email protected]
  • См.: Игнатова О. Москва продолжит адресную программу помощи инвалидам.http://www.rg.ru/2014/12/03/pomosh-site-anons.html (дата обращения: 02.02.2015).
  • Данные предоставлены отделом организации работы реабилитационных учреждений Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты населения города Москвы, [email protected].

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.
Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.
В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. До недавнего времени в стране насчитывалось всего тридцать наименований реабилитационных средств против двух тысяч, которые были известны в мире. В результате реализации федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов», принятой правительством в январе 1995 г., ситуация стала меняться к лучшему. На начало 1998 г. насчитывалось уже более 200 наименований реабилитационных средств для инвалидов.
Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.
Следует отметить, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.
Кризисные явления, характерные для современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
В детских домах-интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Здесь для их реабилитации широко применяется спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей:
столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.
Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Так, в реабилитационном центре внешкольного образования «Творчество», успешно функционировавшем в Самаре во второй половине 90-х гг., обучение инвалидов школьного возраста в системе дополнительного образования проводилось в коллективе здоровых воспитанников. Первые учились не стесняться своего недуга, у них быстрее формировались необходимые коммуникативные знания, а вторые - видеть в своих товарищах по учебе полноценных людей.
Хотя в последние годы в нашей стране открываются все новые и новые подобные реабилитационные центры, однако их количество недостаточно. Не каждому инвалиду по карману оказываются расходы на прохождение отдельных курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации. В этой связи заслуживает внимания опыт далекой Австралии, где инвалид, проходя курс социально-трудовой и медицинской реабилитации, получает надбавки к пенсии по инвалидности. И они практически полностью покрывают все расходы на эти цели.
Важное значение для жизни пожилых людей приобретает социальная и, прежде всего, медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.
В геронтологических центрах обычно используются медикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых людей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды терапии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотерапия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельный, наблюдательный, свободный), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Внедрение реабилитации обусловлено, прежде всего, необходимостью сохранения социальных связей проживающих здесь пожилых людей. А этому способствует коллективная деятельность, совместное участие в трудовых процессах. Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др.
В современной России в реабилитации нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся в сложных жизненных ситуациях. Для поддержки таких людей, их реабилитации в ряде регионов страны стали создаваться специальные кризисные центры. Так, в 1998 г. в двух районах г. Воронежа были открыты кризисные центры для пожилых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они могут прийти сюда на три недели. Здесь им оказывают бесплатную медицинскую помощь, кормят. При центрах работают парикмахерские, ремонтные мастерские, услуги которых также бесплатны.
Рост преступности в стране, усиление социального неблагополучия в обществе стимулируют асоциальное поведение в детской среде. Увеличивается количество социально дезадаптивных детей. Социальная дезадаптация характеризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценностных ориентации, но и нарушением важнейших видов деятельности ребенка от игры до учебы. А без всего этого не может быть полноценного психологического развития и социализации. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсикомания и др.
За 90-е гг. численность беспризорников возросла в стране более чем в полтора раза. Дети бегут от родительской жестокости, асоциального образа жизни, царящего в отдельных семьях, бегут от «дедовщины», антипедагогического обращения в детских домах-интернатах. Отношение к ним, методы содержания этих детей не могут быть такими же, для как подростков, больных алкоголизмом и наркоманией или малолетних преступников. Хотя все они нуждаются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустимы временная изоляция и строгий режим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.
В специальной реабилитации нуждаются военнослужащие - ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Обеспечение социализации личности и восстановление ее прежнего уровня становятся целью социальной реабилитации. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих - участников военных конфликтов являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Как считают специалисты, основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса.
Следует признать, что действие стресса выполняет определенную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отношении родных, близких и даже случайных людей. Или же, наоборот, в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни свидетельствуют о начальных стадиях психических расстройств. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. В индивидуальных беседах необходимо дать им возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние временное, присущее всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и видели готовность им помочь со стороны не только специалистов - социальных психологов, но и близких, родных.
Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.
Следует также отметить, что в определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются и родители, члены семей участников боевых действий. Ведь они сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести о своем дорогом и любимом. Тем более, что к матерям и женам порой возвращаются как бы уже другие люди, в которых с трудом можно угадать прежнего любимого человека. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.
Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы.
Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда. Но ведь другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

ЛИТЕРАТУРА
Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Пав-ленок.- М., 1997.
Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Краткий словарь-справочник. - Ростов н/Д,1997.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 1997.
Социальная работа с детьми-инвалидами. Научно-практические рекомендации. Выпуск 1. - Ростов н/Д, 1998.
Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / Под ред. А.И. Осадчих. - М., 1997.
Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. AM. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.
Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. - Новочеркасск. - Ростов н/Д, 1998.

Понятие «социальная реабилитация»

Замечание 1

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.

Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.

Определение 1

Реабилитация - это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.

Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности:

  • профессионально-трудовой;
  • медико-социальный;
  • социально-психологический;
  • социально-правовой;
  • социально-бытовой;
  • социально-ролевой;
  • социально-средовой;
  • психолого-педагогический.

Технология социальной реабилитации

Как технология социальной работы социальная реабилитация по категориальному признаку представляет несколько-типов реабилитации:

  • детей-инвалидов, инвалидов;
  • военнослужащих и жертв военных конфликтов;
  • людей пожилого возраста;
  • лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Социальная реабилитация военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: психологическая, социальная, медицинская. Главная цель реабилитации военнослужащих и жертв военных конфликтов – ресоциализация, восстановление прежнего социального статуса личности. Основные задачи данного типа социализации: соблюдение социальных гарантий участников военных конфликтов и военнослужащих, контроль над осуществлением социальных льгот, формирование позитивного мнения социума, правовая защита.

Проблема ресоциализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, в условиях социально-политической трансформации стоит особенно остро. Бывшим заключенным гораздо сложнее найти работу в условиях роста безработицы, повышения требований к уровню квалификации работника, качеству рабочей силы. Социальная реабилитация такой категории граждан должна быть направлена, в первую очередь, на смягчение или снятие социальных стереотипов и барьеров, восстановление социально-правового статуса.

Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий согласно структурной индивидуальной программы реабилитации.

Технология социальной реабилитации осуществляется на трех уровнях:

  1. Индивидуальный уровень. Метод «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться с жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Метод индивидуальной работы эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений.
  2. Групповой уровень. Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи индивиду через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем.
  3. Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.

Индивидуальная программа социальной реабилитации

В индивидуальной программе социальной реабилитации отображены социально-средовая, медицинская, профессионально-трудовая составляющие.

Замечание 2

Индивидуальная программа реабилитации – комплекс специальных мер по реабилитации личности, включающие конкретные способы, формы, применяемые средства, сроки проведения мероприятий, направленные на компенсацию и восстановление функций организма, интеграцию личности в общество.

Социально-средовая реабилитация предполагает обучение навыкам адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Основные мероприятия по социальной реабилитации лиц пожилого возраста включают научно-обоснованные практики предоставления социальной помощи данной группе граждан.

Социокультурный смысл проблем геронтологической группы характеризуется низким социально-экономическим статусом пожилого человека, отсутствием необходимых помогающих ресурсов, проблемами одиночества.

Социальная реабилитация пожилых людей связана с восстановлением их социальной активности, включением в жизнь социума.

Программа реабилитации лиц пожилого возраста должна включать: лекарственное обеспечение, медико-социальные мероприятия, материальную помощь, досуговы, образовательные, творческие методы, увеличивающие спектр приложения их активности.