Все что нужно для огэ по обществознанию. Подготовка к огэ по обществознанию онлайн

Обществознание – дисциплина, которая изучает особенности развития человеческого общества, место человека в системе отношений. Предмет находится на стыке нескольких наук – правоведения, социология, политология, этика, философия, история и экономия. Обществознание делится на разделы: познание, духовная жизнь, право, социальные взаимоотношения, человек в социуме и другие. ОГЭ по обществознанию не является обязательным предметом для сдачи в конце 9-го класса, но многие выбирают именно его. Причина популярности предмета – относительная легкость его содержания. Также эта дисциплина является одной из профильных, если ученик поступает в 10-11 класс с гуманитарным уклоном.

Обществознание – предмет, с которым на экзамене не справляется меньше всего школьников, что подтверждает легкость и доступность заданий. Но эта дисциплина имеет ряд особенностей: требуется хорошо знать теорию (законы, термины, закономерности, понятия), применять знания на практике, уметь формулировать собственное мнение и подкреплять его аргументами.
Будет ли сложно во время сдачи экзамена, зависит от уровня конкретного ученика. Регулярность подготовки и систематичность, прилежность в школьном обучении позволят сдать экзамен без особых затруднений.


В процессе подготовки важны:

  • Точность формулировок;
  • Знание терминологии и умение оперировать ею;
  • Умение рационально распределять время на выполнение заданий;
  • Свободное ориентирование в разных науках.
По статистике, наиболее сложный раздел – право. Именно с вопросами из правового блока не справляется множество учеников. Познакомьтесь с к ОГЭ по обществознанию.
  • Наиболее важный момент – четкость формулировки ответа. В обществоведении не поможет много текста ни о чем. Очень важна конкретика. Если дается пару строчек на ответ, необходимо отобразить суть лаконично и информативно.
  • Не только учите теорию, но и учитесь применять ее. В этом помогут онлайн тесты и занятия с репетитором.
  • Правильно выбирайте пособие для подготовки. Рекомендуется посоветоваться с репетитором или учителем.
  • Выделите время для занятий, чтобы подготовка была систематической, комплексной и регулярной.
  • Использование дополнительной помощи специалиста дает свои результаты: согласно опросам, ученики, которые занимались с репетиторами или на курсах, сдали экзамен на 30% лучше, чем остальные.
Какие типы заданий могут быть включены в экзамен?
  • Выделение общих свойств и особенностей явлений и процессов;
  • Деление элементов на группы по характерным признакам;
  • Работа с диаграммами, графиками;
  • Разделить на группы мнения и факты;
  • Составление плана текста;
  • Сформулировать свою мысль по теме.
Готовиться к экзамену можно и за полгода – этого срока хватит, если имеются базовые знания и требуется только повторить материал. «Решу ОГЭ по обществознанию» поможет не только натренировать умение выполнять характерные задания, но даст возможность справиться с тревогой, научиться рационально использовать время.

В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных организаций, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».
Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения обеспечивают максимальную эффективность подготовки к экзамену.
Образцы заданий разного типа и всех уровней сложности (базового, повышенного и высокого), ответы к ним и указание примерного времени их выполнения помогут объективно оценить уровень знаний и умений.
Книга адресована старшеклассникам, а также может быть полезна учителям для организации повторения.

Биологическое и социальное в человеке.
Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (лат. socialis - общественный) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс, Баранов П.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ, Обществознание, 10 тренировочных вариантов, Баранов П.А., 2018
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.

Следующие учебники и книги.

Тема : Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объедининия.

В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Узкое зна¬че¬ние:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.

Понятие общество имеет много значений:
1. Этап в истории человечества
3. Всё человечество мировое сообщество)
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

ОБЩЕСТВО

2.(объединение) 4.Регион, страна, государство(Россия, Европейское
общество)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)

Человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности только в обществе. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения - это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество-это динамическая система.

Отличительной тенденцией развития современного общества является глобализация.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, куль¬тур¬ной и религиозной интеграции и унификации.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость про¬бле¬мы от¬ме¬ны ста¬ре¬ния у людей и сла¬бая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность об-ще¬ствен¬но¬сти о пре¬не¬бре¬жи¬мом ста¬ре¬нии;
2) про¬бле¬ма «Север-Юг» - раз¬рыв в раз¬ви¬тии между бо¬га¬ты¬ми и бед¬ны¬ми стра¬на¬ми, ни¬ще¬та, голод и не¬гра¬мот¬ность;
3) пре¬дот¬вра¬ще¬ние тер¬мо¬ядер¬ной войны и обес¬пе¬че¬ние мира для всех на¬ро¬дов, не¬до-пу¬ще¬ние ми¬ро¬вым со¬об¬ще¬ством не¬санк¬ци¬о¬ни¬ро¬ван¬но¬го рас¬про¬стра¬не¬ния ядер¬ных тех¬но-ло¬гий, ра¬дио¬ак¬тив¬но¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды;
4) пре¬дот¬вра¬ще¬ние ка¬та¬стро¬фи¬че¬ско¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды
5) сни¬же¬ние би¬о¬раз¬но¬об¬ра¬зия;
6) обес¬пе¬че¬ние че¬ло¬ве¬че¬ства ре¬сур¬са¬ми, ис¬чер¬па¬ние нефти, при¬род¬но¬го газа, угля, прес¬ной воды, дре¬ве¬си¬ны, цвет¬ных ме¬тал¬лов;
7) гло¬баль¬ное по¬теп¬ле¬ние;
8) озо¬но¬вые дыры;
9) про¬бле¬ма сер¬деч¬но-со¬су¬ди¬стых, он¬ко¬ло¬ги¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний и СПИДа;
10) де¬мо¬гра¬фи¬че¬ское раз¬ви¬тие (де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский взрыв в раз¬ви¬ва¬ю¬щих¬ся стра¬нах и де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский кри¬зис в раз¬ви¬тых), воз¬мож¬ный голод;
11) тер¬ро¬ризм;
12) асте¬ро¬ид¬ная опас¬ность;
13) не¬до¬оцен¬ка гло¬баль¬ных угроз су¬ще¬ство¬ва¬нию че¬ло¬ве¬че¬ства, таких как раз¬ви¬тие не¬дру¬же¬ствен¬но¬го ис¬кус¬ствен¬но¬го ин¬тел¬лек¬та и Гло¬баль¬ных ка¬та¬строф.

Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы(части системы)

Сферы общественной жизни
1.Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
2.Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
3.Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
4.Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное)
–люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное
– люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное
– люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества:
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека.

Человек.
Человек
-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид
-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность
–неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность
-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Этапы социализации
1. Начальный
2. Средний (юношеский возраст)
3. Завершающий

Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1. Средства
2. Действия
3. Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения-это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов
1. Диалог-общение между людьми.
2. Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3. Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Социальная сфера
Классы общественные, большие группы людей, различа¬ю¬щи¬е¬ся по их месту в ис¬то¬ри¬че¬ски опре¬де¬лен¬ной си¬сте¬ме об¬ще¬ствен¬но¬го про¬из¬вод¬ства, по их от¬но¬ше¬нию (боль¬шей ча¬стью за-креп¬лен¬но¬му и оформ¬лен¬но¬му в за¬ко¬нах) к сред¬ствам про¬из¬вод¬ства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская, куль¬тур¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская и ду¬хов¬ная общ¬ность ин¬ду¬стри¬аль¬ной эпохи.

Со¬ци¬аль¬ные клаcсы (об¬ще¬ствен¬ные клас¬сы) - со¬ци¬аль¬ные общ¬но¬сти, вы¬де¬ля¬е¬мые по от-но¬ше¬нию к соб¬ствен¬но¬сти и об¬ще¬ствен¬но¬му раз¬де¬ле¬нию труда.

Со¬сло¬вия - со¬ци¬аль¬но-пра¬во¬вые груп¬пы под¬дан¬ных, своим юри¬ди¬че¬ским по¬ло¬же¬ни¬ем каким-либо опре¬делённым об¬ра¬зом от¬ли¬ча¬ю¬щих¬ся от осталь¬но¬го нас.; при этом от¬ли¬чия пе¬ре-да¬ют¬ся по на¬след¬ству.

Термины «Человек и общество»

Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей

Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.

Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.

Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.

Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм

Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).

Термины по теме «Социальная сфера»

Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами

Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);

Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.

Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.

Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.

Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.

Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.

Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.

Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.

Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.

Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.

Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения

Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.

Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.

Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.

Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.

Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.

Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;

Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.

Термины «Право»

Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения

Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание

Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.

2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества

Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.

Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений

Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.

Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи

Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.

Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы

Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)

Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).

Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.

Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.

Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения

Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.

Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.

Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.

Термиты «Духовная жизнь общества»

Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.

Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль

Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

Образование -

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.

Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.

Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).

Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур

Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Термины по теме «Политика»

Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.

Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.

Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.

Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.

Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.

Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства

Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.

Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.

Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.

Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.

Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.

Термины по теме «Экономика»

Экономика -

1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.

2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.

Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи

государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.

Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.

Уровень жизни -

1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.

Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.

Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.

Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.

Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар

Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время

Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.

Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)

Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)

Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов. Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 14

«3» – от 15 до 24

«4» – от 25 до 33

«5» – от 34 до 39

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).