Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх. Дверь в первозданный Рай – картины Елены Черкасовой


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

Художник Иероним Босх (приблизительно 1450 — 1516) был богат и пользовался огромным уважением. Его произведения поражали и восхищали зрителей. К последнему десятилетию жизни Босха художники делали сотни копий с его картин и рисунков и писали собственные, навеянные его композициями. Слава Босха продолжала расти и достигла своего апогея примерно к 1600 году. А затем его почти забыли: воцарившиеся классицизм и академизм не оставили места гротеску.

В ХХ веке о знаменитом Саде земных наслаждений (1503) и о самом Иерониме Босхе заговорили вновь. Историки искусства поочередно навешивали на него ярлыки еретика, алхимика, авангардиста и приверженца свободной любви. В 1965 году британский психолог Р.И.Хемфилл предположил у него шизоидное расстройство личности.

Большой тур: от Хертогенбоса до Мадрида

Европу охватила босхианская лихорадка, тому причина — 500-летняя годовщина со дня смерти художника. Многочисленные торжества пройдут в его родном городе Ден-Боc (разговорное название Хертогенбоса). Приехавшие туда смогут принять участие в дискуссиях на самые разные темы — от пива до монашеской жизни или истории психиатрии, а также совершить путешествие по раю и аду, проплыв по древним извилистым каналам города, восхититься видами с 25-метровой высоты собора Святого Иоанна, понаблюдать за необычной лодочной флотилией с фантастическими образами из произведений Босха и увидеть его животных, которые появятся на сцене в голландском премьерном спектакле об Иерониме Б. И конечно, всех ожидают выставки, на которых обязательно нужно побывать. И. С.

Иероним Босх. Видения гения
Музей Северного Брабанта, Хертогенбос
До 8 мая

Празднования начались в феврале с открытия крупной ретроспективы в Хертогенбосе. В показ включено 17 из 24 картин и триптихов Босха, выставка представляет собой итог девятилетнего исследовательского проекта, посвященного творчеству художника. Среди самых ярких произведений на ней — поздняя работа мастера, триптих Воз сена (1515), прибывший из Национального музея Прадо (впервые за 450 лет он покинул испанскую столицу). Еще две картины из Прадо были отозваны мадридским музеем обратно после 11-часового изучения их голландскими специалистами, которые пришли к выводу, что авторство этих работ не принадлежит Босху.

Босх. Выставка столетия
Национальный музей Прадо, Мадрид
31 мая - 11 сентября

Не отправленный в Нидерланды триптих Сад земных наслаждений — самая известная работа художника и гвоздь показа в Прадо. На выставке Босха в этом музее она, несомненно, займет достойное место. Ряд ключевых произведений художника попал в Испанию благодаря исторически сложившемуся интересу к нему испанских коллекционеров из числа аристократии, включая короля Филиппа II , который собрал значительную коллекцию картин Босха. На выставке в Прадо будет около 60 его произведений.

Начо Карбонель
Городской музей Хертогенбоса
18 июня - 11 сентября

За творческие исследования в области промышленного дизайна испанец Начо Карбонель получил две премии и был номинирован на премию «Дизайн года», присуждаемую лондонским Музеем дизайна. Его работа Стул для влюбленных вызвала огромный интерес; она представляет собой два сиденья, соединенных туннелем, который дает возможность сидящим на них влюбленным быть и на людях, и уединяться. Это первая в Нидерландах ретроспектива Карбонеля, чье творчество охватывает как скульптуру, так и дизайн и демонстрирует его тесное родство с Босхом и Дали .

Небеса и ад (и земля)
Городской музей Хертогенбоса
24 сентября 2016 - 15 января 2017

Отдавая дань уважения Саду земных наслаждений , четыре современных художника разрабатывают босхианские темы в цикличном «триптихе» на тему рая, ада и земли. Видео голландского художника Габриэля Лестера , снятое в Индии, дополнено видео швейцарской художницы Пипилотти Рист Homo sapiens sapiens (2005), в котором изображен рай до грехопадения человека, и ужасающей инсталляцией Fucking Hell (2008) британцев Джейка и Диноса Чепменов , она состоит из девяти стеклянных витрин с тысячами крохотных фигурок, совершающих или участвующих в омерзительных действиях.

Иероним Босх родился примерно в 1450 году в Хертогенбосе в провинции Брабант, что в южной части нынешних Нидерландов, далеко от важных в то время крупных центров искусства и политики: Брюгге, Брюсселя и Гента. Он был третьим сыном в семье посредственного живописца Антониса ван Акена , который сам был сыном посредственного художника Яна ван Акена родом из немецкого города Ахен. Обучение юного Босха проходило в семейной мастерской и, что важнее, в местной католической школе. Именно школа дала ему не только основы религиозных знаний, но и приучила к самодисциплине и осторожному критическому мышлению.

Восхождение по социальной лестнице

После женитьбы около 1480 года на Алейт ван дер Меервенне , дочери со-стоятельного портного, социальный статус Босха повысился. Наследство жены, включавшее дом на рыночной площади и многочисленную недвижимость за городом, позволили художнику обзавестись собственной мастерской. В 1488 году он становится членом общества избранных — Братства Богоматери, в которое входили представители религиозной и политической элиты Хертогенбоса.

Для капеллы братства в главной городской церкви Святого Иоанна Босх создал две небольшие картины и витраж и с этих пор стал регулярно получать солидные заказы от членов братства и их родственников. У братства были связи по всей стране, поэтому вскоре к Босху начали поступать заказы и из других городов. К примеру, высокопоставленный чиновник из Антверпена Питер Шейве заказал ему триптих Поклонение волхвов (около 1496/97), который теперь хранится в Музее Прадо в Мадриде.

Приблизительно в 1495 году Иерун ван Акен сменил имя на Иероним Босх (латинизированная форма имени плюс краткая форма названия родного города). В следующие несколько лет он создал свои самые прославленные работы — крупномасштабные триптихи.

Пожалуй, наиболее знаменитый из них — Сад земных наслаждений из Прадо. Исследователи считают, что работа была написана к бракосочетанию одного из могущественных аристократов того времени, графа Генриха III Нассау-Бреды с Луизой-Франсуазой Савойской . Триптих был задуман как своего рода руководство к успешному брачному союзу и как предупреждение о том, что может случиться, если не следовать религиозным нормам и морали. И кроме того, он был призван развлекать придворное общество.

Забавное и причудливое

Первые записи своих впечатлений от произведений Босха оставил Антонио де Беатис , секретарь кардинала Людовика Арагонского . Он увидел Сад земных наслаждений во время визита во дворец Генриха III в Брюсселе в 1517 году, через год после смерти художника, и описал его как «картины на фантастические темы… где одни люди выходят из морских раковин, другие извергаются из журавлей… есть всякого рода птицы и животные, как в жизни, вся работа забавная и причудливая».

Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса , библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II , написал морализаторский комментарий к произведению. Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. И хотя толкования Беатиса и Сигуэнсы могут показаться противоположными, на самом деле это две стороны одной медали. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация : prodesse et delectare — обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.

По мнению Сигуэнсы, Босх знал, что его уже обогнали Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль и другие художники. «Поэтому он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Он создал новый стиль с элементами шутовства и гротеска, подобные которым можно обнаружить в декоре готических построек и на полях средневековых богослужебных книг. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.

Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем; это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и поэтому достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное? Только таким путем можно познать подлинно великое: отвечая на эти вопросы, переживая духовное обновление и становясь в результате интеллектуально и духовно прекрасным.

Сад земных наслаждений (1503) представляет собой четыре взаимосвязанных сюжета. Картина мира на третий день Творения, когда на земле еще нет ни людей, ни животных, украшает две внешние створки триптиха; рай и сцена встречи Адама и Евы помещены на левую внутреннюю створку;в центральной части изображен фальшивый рай человечества перед Всемирным потопом; а на правой внутренней створке Босх создал жуткую картину ада / Museo Nacional del Prado , Madrid/TASCHEN

Встреча Адама и Евы


Христос , который представляет Еву Адаму , — редко изображаемая сцена. Этот момент после сотворения Евы и до соединения Адама и Евы в брачном союзе — аллюзия на таинство брака. Христос дает божественное согласие на их союз, идеальные отношения между мужчиной и женщиной, подняв правую руку. Адам, очнувшийся ото сна, переходит от духовного созерцания Бога к открытому восхищению Евой, ее мягкой, тонкой грацией.

До Всемирного потопа


Человечество до Всемирного потопа изображено в центральной части. Священноначалие,
гармония и праведная жизнь рая, показанные на левой створке, нарушены — перевернуты вверх ногами, как и люди, стоящие на головах. Рыбы здесь летают, птицы плавают, а плоды так велики, что могут хватать и пожирать людей.

Всеобщее безрассудство

Святой Дух уподоблен ветру. «Дух дышит, где хочет,
и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Евангелие от Иоанна 3:8

После полотен Елены Черкасовой Москва кажется бледнее, а жизнь краше. После серых улиц выставочный зал Покровских ворот кажется дипломатическим представительством Рая.

Главные свидетели близости Рая, изображенные на полотнах – звери и удивленные люди.

Звери

Нет жизни не от Бога. Он источник всего сущего. Вся жизнь – это капля Святого Духа, упавшая в материю. Мы со зверями и рыбами рождены от одного Духа. А Дух не имеет сортов и количества. Он един.

В животных жизнь. Жизнь – Бог. «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» . Значит, и в звере есть Бог. Бог в звере не только в его глубинной сущности. Бог есть и в голове зверя. Кто знает зверей, тот видит, что и зверь знает Бога и как-то с Ним беседует, по-своему на детском языке творения.

Зверь ближе к Раю, чем человек. Зверь не знает смерти. Зверь не знает ни будущего, ни прошлого и живет один сущим – реальностью. Зверь, в смирении, принимает жизнь такой, как она есть, и рад ей.

А еще он умеет видеть Бога в человеке. И узнав Бога в нас, он тогда отбрасывает вражду и служит вместе с нами Единому.

На полотнах Черкасовой зверь сослужит святым на земле и хвалит Бога в Раю.

Радость зверя и соучастие его в трудах человека свидетельствуют о Боге. Зверь есть чудо и свидетель Бога. Событие существования животных имеет не только нашу общность в теле, но и нашу совместную радость. Эта общность существования говорит о нашем родстве и о том, что у нас был и есть наш общий родной дом – Рай. Люди могут забыть Рай, а зверь нет. Он прост и всегда готов радоваться и жить.

У Черкасовой птицы ликуют, выстроившись в череды и хоры. Звери благодушествуют под сенью благословения ангелов и Господа. Цветы – как деревья, а деревья – как цветы.

Картины Елены нельзя назвать иконой на доске, в строгом академическом смысле. Да и какая разница, к какому разделу искусства можно отнести ее работы.

Но что такое икона? Это отражение горнего мира в земном зеркале. Икона Бога – это и человек, и Евангелие, и весь тварный мир.

На полотнах художника мы видим иконы зверей – их сущностные райские образы. На полотнах Черкасовой мы видим иконы зверей и цветов.

Звери, люди и небесные жители перетекают духом друг в друга.

Дух становится голубем, Христос – Агнцем, люди уподобляются овнам, а звери обретают благодать. В этом наше единство в духе.

Изображение зверей у Черкасовой – такое вот особенное свидетельство о Боге и Рае.

Люди

Люди, как всегда на полотнах Черкасовой, безгласны, удивлены и включены в странные сюжеты. Тема этих сюжетов – сотрудничество с Богом. Поэтому основной жест этих нарисованных людей – протянутые руки и предстояние перед Богом.

Люди принимают свитки, Духа в виде голубя или ноги Христа. Люди держатся за сердце, в знак того, что готовы отдать сердце. Авраам преподносит Троице дары. Ной обнимает спасенных животных. Руки протянуты одновременно к небу и к Земле.

Люди изображены в мистическом пространстве. Не секрет, что то, что мы считаем ценным или видим лучше всего, у Бога всё наоборот. Видом мы находимся в своем доме или в метро, а на самом деле – в мистическом пространстве, мы находимся в потоке истории отношений Бога и человека. Наше отношение к простым и знакомым родным людям для Бога не просто фотография нашей трехкомнатной квартиры, а полотно, которое непрерывно пишется вот уже несколько тысяч лет в истории от Рая до сегодняшнего дня. И Черкасова отбрасывает видимый обман нашего животного восприятия и представляет дело так, как оно есть в действительности. Она находит реальное место человека во времени и пространстве.

Я гулял по залу выставки в компании незнакомых семейной пары и прекрасной дамы. Вид их был замечателен. Они казались очень собранными, трепетными и внимательными. Они трепетали. Без сомнения, они уловили дух, струящийся с полотен. Без сомнения, и они себя увидели в картине мироздания. И они заглянули за дверку обыденной реальности и услышали глаголы неба. Вот для того и были написаны эти картины.

Текст

В пасхальных стихирах написано о том, что земля и небо веселится, небесные жители радуются с земными. В Библии стихи отчасти оживотворены. Иордан бежит вспять. На иконах дух реки изображается в виде старика. Еще на иконах можно увидеть кого-то похожего на инопланетян. На самом деле это поднимающийся дух Солнца и убегающий дух Луны.

Стихии не только оживотворены. Они пронизаны Логосом. Каждая из них несет в себе Слово или замысел Бога о Себе. Вот это и увидела художница.

У Черкасовой слово пронизывает пространство. У нее на полотнах слово – второй воздух. Им дышат. Им обмениваются. Оно струится вверх, падает вниз, стекает по радуге. Художник словно включил функцию 3d для плоскостной живописи.

Ее картины говорящие, поющие, шумящие. Причем хорошо то, что слово на полотне оживает тембром НАШЕГО голоса. Оно звучит только тогда, когда мы его читаем. Эта замечательная функция соучастия в сюжете вызывает трепет. Мое слово звучит перед персонажами сюжета: людьми, ангелами и Богом. А что такого? Бог и ангелы вездесущи и им слышно всякое слово.

Святой Дух уподоблен ветру. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Черкасова позволила нам встать на «месте равнем» и произнести вечные слова перед Вечностью. Отличное дополнение к просмотру.

Огонь и красный цвет

В графической системе иконы существует специальный прием, позволяющий показывать светоносность преображенного тела – ассист или пробела. Это как если сквозь трещины в жесткой скорлупе земного тела проглядывал бы потусторонний свет солнца в его фаворском сиянии.

Существуют и другие методы. Итальянский Ренессанс дал три интересных системы передачи тонкого мира. Джотто поставил лампочку «за изображением» и заставил светиться в картине ВСЁ. И небо, и землю, и лица. Это интересная альтернатива пробелам. Боттичелли выключил гравитацию и добавил эфирный ветер. Необычно и очень интересно. Леонардо ввел сфумато, сделавшее образы воздушными и растворяющимися в пространстве. Его образы как бы курятся ореолом тайны. Наверное, так видели Христа те, кто был рядом.

Черкасова ввела иную систему приемов. Все они оригинальны, с одной стороны, и в то же время имели место в ранней христианской живописи.

Она воспользовалась старинной возможностью сделать цвет событием. Таким событием движущегося цвета стал сияющий красный цвет.

Здесь красный цвет стал пламенем, рвущимся из-за полотна. Красный цвет озарил всё пространство, изображенное на холстах. Фаворский свет проломил карту будня не по трещинам, как на иконах, а вошел широко открытой дверью. Он заставил картины гудеть красным ветром.

Наиболее мощный поток цвета и света мы видим на картине, изображающей Гостеприимство Авраама. Радуга падает прямо на главы ангелов, сидящих за трапезой.

Ошеломительная находка – радуга. Ведь радуга – это символ Завета. И тут она прекрасно вставлена в сюжет. Троица заключает Завет с Авраамом через трапезу и жертвоприношение Авраама. В этом сюжете – прообраз литургии. В нем как в фокусе все смыслы Завета. Радуга сломала временные рамки и связала воедино почти все сюжеты, относящиеся к Завету Бога и людей.

Прекрасное, оригинальное решение.

И по самой радуге стремится дождь словес Библии. А это еще лучше. Как летний ситничек-дождь, сияющий под радугой, как золотой дождь Данаи. Гениальное решение и гениальный образ.

Рай

Кто-то из посетителей сказал:

– Зайти сюда, после слякотной Москвы – восторг. А как выйти? Как сохранить эту радость?

Что за радость?

Любое художественное полотно подобно двери, которую художник открывает в мир поднебесный. Злой художник открывает двери, где царствуют духи страстей. И если повесить такую картину в доме, то через нее вольется рекой уныние, страсть, блуд или какая-нибудь другая мерзость. Надо быть внимательным к тому, что мы вешаем на стенах и что служит дверкой в иное мироздание.

Икона – есть дверь в мир святых.

Работы Черкасовой, представленные на выставке – дверь в первозданный Рай, в котором Адам трудился и беседовал с Богом и зверями. Полотна Черкасовой – окно не только в президиум святых в Рае, как на стандартной иконе, но и взгляд на всю Ойкумену в целом.

Прекрасная дама, вместе с нами гулявшая по выставочному залу, вежливо отозвала Елену Черкасову от нашей компании. Они о чем-то поговорили и решили, что картина «Вознесение Илии на небо с квадригой коней» будет жить в квартире этой дамы.

Представляете, как это здорово – у тебя в доме будет вечно открыто окно, через которое будет видно, как Илия среди пламени в содружестве прекрасных крылатых коней взлетает на небо. Нет, Пит Мондриан или «Дама с абсентом» – это тоже здорово. Или неплохо иметь в доме хотя бы рисунок на салфетке от Пикассо или Глазунова. Но это другое. Черкасова привносит в дом не бренд, не статус, не дух прокуренного «Мулен Руж» или трагедию картин Глазунова, где все люди с большими глазами, и все они глубоко несчастны, и всё не слава Богу.

У Черкасовой, наоборот, всё слава Богу.

Неподражаемое жизнелюбие Черкасовой устраняет трагедию красного цвета у Малявина. Она придает небесное звучание красному цвету у гениального Архипова, мирно лежащего на плечах рязанских баб. Она, наконец, привносит в русскую живопись радость, не свойственную замороченным передвижникам и художникам социального протеста, увязшим в борьбе со злом.

Черкасова не смотрит на зло. Она смотрит на Бога, и зло не смеет приблизиться. Хорошее решение.

Это очень по-русски.

Русская жизнь везде: и в деревнях, и за Полярным кругом, и даже в Москве – играет юмором и шуткой. Русский человек везде улыбнется, несмотря ни на что. Но эта его улыбка в художестве как приемная дочь. Нет ей места. А зря.

Черкасова узаконила русский оптимизм в красках. У нее на полотнах нет ни тоски, ни смерти. Прошлое и настоящее смешалось в них.

Времени, того, как мы его знаем, в самом деле не существует. Звери в чем-то правы. Или даже не правы, а просто сохранили в себе этот райский дар отношения ко времени.

На полотнах Черкасовой ангелы, люди и звери – равноправные участники событий. А разве это не так на самом деле?

Спасибо Елене Игоревне за то, что она дает возможность очнуться от скромного обаяния буржуазии, заморочившего голову всему миру и представляющего мир единым экономическим пространством. Мир на самом деле не пространство конвертируемой валюты, а единое пространство Духа. Он не макроэкономическая модель, а модель Рая. Поломанная, несколько испорченная, но всё еще действующая модель, которая вполне может приносить райское блаженство еще при жизни, о чем свидетельствуют святые, звери и художники.

Хорошо, что есть такие люди, которые умеют видеть наш мир в его первозданном виде в сиянии любви, в потоке красного цвета, льющегося на притихшую весеннюю Москву.

Звери

Люди

Текст

Огонь и красный цвет

Рай



Mario Duguay, талантливый художник из Канады, рисует красивые райские картины, изображая духовный мир, который описан в различных религиях.



Его райские рисунки несут в себе позитивную энергию, пробуждая в нас светлые чувства и желание вернуться в Царство Бога.



Не каждый художник может творить столь прекрасные произведения, для этого нужен особый талант и связь с божественными энергиями.



В интервью Mario Duguay рассказывает свою историю: он был художником татуировки и плотно присел на наркотики и алкоголь, что привело к черной полосе в его жизни.



Он остался без жены, денег, работы, и с чувством стыда перед своей семьей.



Все, что у него осталось, это был свет внутри.



Спасаясь от одиночества, он повернулся к духовности, заинтересовался движением New Age и, начав работать на себя, прошел разные методы лечения.



Mario Duguay признаётся, что в то время начал рисовать, чтобы изгнать из себя темные стороны, но сейчас пишет картины с целью дать что-то другим, желая прикоснуться к духовности в каждом из нас.



Ранние картины художника, по его словам, не были такими яркими, а нынешние полотна отражают тот опыт, который он получает.



Райские картины духовного мира – это попытка Mario Duguay внести в жизнь больше Света.



И похоже на то, что светлая миссия художника достигает цели, находя отклик в наших сердцах.



Нам посчастливилось созерцать 50 картин Царства Бога в исполнении Mario Duguay, и, хотя эти райские рисунки приведены здесь в маленьком размере, рассматривая их, мы чувствуем сердцем, что примерно так и должен выглядеть духовный мир.



Описание рая - Царства Бога



В дополнение к картинам художника приводятся отрывки из описания Царства Бога, заимствованные из Шримад Бхагаватам, песнь 3, глава 15.



Автор данной статьи надеется, что тексты священных писаний индуизма и райские рисунки Mario Duguay хорошо дополнят друг друга и будут интересны широкому кругу читателей.



Несмотря на то, что в различных религиях Царство Бога описывается по-разному, все же можно увидеть очень много схожести в описаниях духовного мира.



Итак, добро пожаловать в духовный мир! Краткое описание рая, вечной обители Господа.



Царство Бога располагается выше всех материальных вселенных, в том числе выше планет полубогов, и в него желает попасть даже сам Брахма, творец материального мира, не говоря уже о других полубогах.



Многообразие, которое можно обнаружить в духовном царстве, неразрывно связано с трансцендентными играми Бога.



В небе духовного мира плавают миллиарды духовных планет, которые называют Вайкунтхами. Обитатели Вайкунтх не знают тревог, потому что в Царстве Бога нет рождения, болезней, старения и смерти – там все вечно и блаженно. Планеты Вайкунтхи изобилуют неисчислимыми богатствами, как мы увидим из дальнейших описаний.



На этих планетах живет Сам Верховный Господь и Его чистые преданные – души, осознавшие себя, Бога и вечные отношения с Ним.



Господь, являясь неиссякаемым источником блаженства, приносит каждому человеку счастье одним только Своим присутствием.



Верховная Личность Бога есть изначальная Личность, Источник всего проявленного мира, постичь которого можно путем изучения священных писаний.



Господь исполнен чистой благости, и Он Сам помогает предавшимся Ему душам достичь высшего духовного совершенства.



В Царстве Бога всё духовно; все формы жизни - растения, птицы, звери, люди – имеют духовную природу. Все обитатели Царства Бога являются чистыми преданными Господа.



Здесь растут деревья желаний, усыпанные цветами и плодами независимо от времени года.



Мужья со своими женами летают на воздушных кораблях из золота, изумрудов и лазурита, и неустанно воспевают всеблагие деяния и качества Верховного Господа.



Они не испытывают желания получать чувственные удовольствия, потому что служение Богу (например, воспевание Его божественных качеств и деяний) дает им такое всепоглощающее блаженство, что любые чувственные удовольствия, по сравнению с этим блаженством, попросту теряют свою привлекательность.



В духовном мире нет никакой разницы между птицами, деревьями, цветами, людьми и другими обитателями, потому что все формы жизни в Царстве Бога одушевлены и обладают Сознанием Бога (пребывают в Сознании Бога), поэтому все они находятся в состоянии вечного всевозрастающего блаженства.



Здесь все духовно и исполнено многообразия, нет ничего неодушевленного.



Основа существования в духовном мире – это принципы преданного служения Господу, что включает в себя, в первую очередь, слушание и воспевание качеств и деяний Бога как Верховной Личности.



На Вайкунтхах даже цветы и птицы занимаются служением Господу.



Чистые преданные Господа, живущие в Царстве Бога, не знают недостатка в изумрудах и драгоценных камнях.



Золотые украшения, усыпанные драгоценными камнями, достаются им по благословению Бога, а не в результате изнуряющего труда, как это происходит в материальном мире.



Они владеют несметными сокровищами, не прилагая к этому никаких усилий. Но истинное наслаждением им доставляет служение Богу, а не владение невиданными сокровищами.



Женщины Вайкунтхи во много раз прекраснее самых красивых женщин, которых только можно увидеть и даже представить в нашем материальном мире. Они прекрасны как сама Лакшми - богиня процветания.



Однако мужьям в Царстве Бога доступны куда более возвышенные наслаждения, чем сексуальные удовольствия, поэтому они не испытывают в них никакой необходимости.



В духовном мире Верховному Господу вечно служат миллионы богинь процветания. В своих садах они поклоняются Господу.



Земля Вайкунтхи, как утверждается в Шримад Бхагаватам, состоит из философского камня. Так описывается рай в священный писаниях индуизма.


Как попасть в духовный мир, войти Царство Бога



Желание вернуться домой, в трансцендентную духовную обитель, заставляет человека изучать природу духовного царства.



Изучение описаний духовного мира – это начало пути в рай.



Тот, кто пытается постичь духовную природу планет Вайкунтх, считается удачливым человеком.



Любой человек может выйти за пределы материального мира и войти в духовную обитель Господа, если его сознание очистилось в достаточной степени, чтобы осознать свою истинную природу, Бога и свои вечные отношения со Всевышним.



Попасть в Царство Бога может лишь тот, кто обрел все добродетели, 26 качеств святой личности. У тех, кто занят служением Всевышненму, постепенно развиваются все эти необходимые качества. 26 качеств святой личности описаны в «Чайтанья-чаритамрите», а также в третьей песни «Шримад Бхагаватам», двадцать пятая глава, стих 21.


Там сказано, что человек, достойный вернуться в Царство Бога, очень терпелив и добр ко всем живым существам, поэтому у него нет никаких врагов. Он всегда спокоен и невозмутим, ни с кем не затевает споров и не ссорится. Такой человек своей высшей целью жизни считает Сознание Кришны (Верховной Личности Бога), потому что нет ничего выше и блаженнее пребывания в Сознании Бога.



Он одинаково относится ко всем живым существам (не только людям), потому что видит их духовную природу. Он всегда чист, духовно и физически, и обладает безупречным нравом. Преданный не чувствует и не считает себя владельцем чего бы то ни было, будь то в материальном мире или духовном, потому что понимает, что все принадлежит Господу.



Он желает всем добра и миролюбив, не имеет материальных желаний и проявляет скромность. Его чувства обузданы, и он лишен ложного самомнения. Он не ест больше, чем необходимо для поддержания тела в оптимальном состоянии. Уважая других, он не требует уважения к себе. Он дружелюбен и сострадателен. Таковы качества человека, достойного войти в Царство Бога.



Регулярное повторение священной мантры (маха-мантра Харе Кришна) – это важнейшая часть преданного служения, рекомендованная в Бхагавад-Гите, Шримад Бхагаватам и других священных писаниях, и эта мантра помогает человеку обрести все необходимые качества, чтобы вернуться в Царство Бога. Однако при повторении святых имен Бога следует избегать оскорблений, потому что это станет непреодолимым препятствием на пути в духовный мир. Описание десяти оскорблений, препятствующих возвращению в Царство Бога, можно прочитать в духовной литературе.



Несчастные люди, обитатели средних планет (как Земля), вместо обсуждения описания Царства Бога, обсуждают темы, которые оскверняют их слух и помрачают разум.

Люди, которые отказывается слушать описания духовного мира, и вместо этого предаются разговорам о материальном, прокладывают себе путь в самые темные районы невежества.

Господь Брахма, творец материального мира, говорит, что человеческая форма жизни имеет настолько большую ценность, что даже Брахмы и полубоги стремятся воплотиться среди людей, потому что только человек может обрести совершенное духовное знание и в совершенстве постичь смысл религии, то есть достичь .

Если человек не может постичь природу Верховной Личности Бога и Его Духовного Царства, это означает, что он находится под сильным влиянием внешней энергии Господа – совокупности материальных энергий, заслоняющих Высшую Истину.

Если человек слышит восхваления Господа и испытывает при этом экстаз, при котором учащается дыхание, а тело покрывается испариной, он входит в Царство Бога, даже если никогда до этого не занимался духовной практикой и не совершал аскез (добровольных лишений себя чувственных удовольствий ради прогресса в духовной практике).

Другие описания вечного Царства Бога можно найти в других религиях.

Изучение описаний духовного мира благоприятно для человека, потому что пробуждает в нем забытую духовную реальность и возрождает желание вернуться в Царство Бога, что является первым важным шагом на пути домой, в вечную трансцендентную обитель Всевышнего, исполненную мудрости и блаженства.


Обсудить на форуме эзотерики :

В апостольском чтении 19-й Недели по Пятидесятнице святой Павел рассказывает о том, как Господь показал ему рай, где он слышал такие слова, которые на человеческом языке выразить невозможно. «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4), - пишет апостол.

Какое отношение имеет к нам райское видение Павла? Каждому из нас, братья и сестры, нужно найти в христианстве какой-то свой рай и расслышать «неизреченные слова», адресованные лично нам. Это нужно для того, чтобы мы, вспоминая об этом рае, делали выбор не в пользу греха, а в пользу Христа.

Грех предлагает свой «рай», некую фальшивую копию рая Божьего. У беззакония есть своя сладость, она всегда заканчивается горечью. Грех зовет в «рай», который ведет в ад. Например, если спросить наркомана, что он чувствовал после первой в жизни дозы. «Был кайф», - скажет он. «А потом?» - «Началась мука». Далее уже человек носит проклятие наркотика, от которого очень тяжело избавиться. Именно так и действует грех - вначале удовольствие, потом мучение. И если у нас нет священного воспоминания о своем личном рае в Церкви Христовой, а лучше - постоянного ощущения рая во Христе, то мы между сладостью греха и радостью христианства можем выбрать первое. Грех предлагает мгновенное наслаждение, без учета последствий, он говорит: будь счастлив здесь и сейчас. И часто слабому человеку легче выбрать наслаждение «здесь и сейчас», чем совершить усилие веры и сделать шаг к Богу, отказавшись от нарушения Его заповеди.

Именно поэтому нам и бывает трудно осуществить правильный выбор! Стремление к раю Христову невозможно без веры, а вера всегда есть внутренний подвиг. Здесь не все так очевидно и схематично, как в случае с грехом. Выбор в сторону Господа - шаг в некоторую неизвестность. Отказ от греха и путь навстречу Всевышнему - это некий риск, движение «во мрак, где Бог» (Исх. 20:21). И мы иногда оказываемся не готовыми к такому риску, нас страшит эта тьма, у нас не хватает веры. Нам порой удобнее оставаться со своим грехом - злым, но привычным господином.

Вместе с годами духовного роста в Церкви для верующего человека становится все более и более очевидным присутствие Творца в его жизни. Опытный христианин чувствует, что Господь несомненно есть, что Он очень близок. Некоторые святые даже говорили об этом так: «Я раньше верил в Бога, но уже не верю. Теперь я знаю, что Он есть». Когда кто-то искренне произносит подобные слова, это значит, что он нашел в Церкви рай. Но путь к обретению такого рая - это ежедневное усилие веры, подвиг малых добродетелей. Это постоянный риск вхождения «во мрак, где Бог».

Господь каждое мгновение предлагает нам рай - Царство Свое. Христос не устает придумывать способы позвать нас к Себе. Через слово проповедника, через книжную страницу, через фильм, картину, музыку; иногда через какую-то необычную встречу или какой-то знаковый случай Христос говорит: «Приди ко Мне в рай!» Но мы чаще всего отвечаем Ему: «А у меня уже есть рай! У меня есть семья, друзья, любимая работа, деньги, возможность хорошего отдыха, отменное здоровье. И Твой рай, для которого необходимо отказывать себе в чем-то, мне неинтересен».

Или наоборот, человек говорит Господу: «Ты зовешь меня в рай, а у меня нет денег. Дай мне сначала денег, чтоб я думал о Твоем рае». Или, например, одинокая женщина в своем сердце может так говорить Богу: «У меня нет мужа, а Ты мне вместо мужа предлагаешь Свое Царство. Зачем оно мне без мужа? Дай мне мужа и детей, и тогда я соглашусь на Твой рай».

Поэтому-то Господь и возглашает: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Если ты уже богат благами этой жизни и тебя интересуют только они, зачем тебе еще что-то? Зачем Бог, если уже есть все? Или у тебя еще нет этих благ, но ты думаешь только о них. Зачем тебе Спаситель, если смысл твоей жизни не в Нем и ты даже толком не понимаешь, от чего тебе необходимо спасаться?

Получается, каждый выбирает свой рай. Мы можем быть по виду церковными людьми, но искать рай не в Боге, а в удовольствиях жизни земной. Мы можем ходить в храм, заказывать молебны, ставить свечи, писать записки, но относиться к религии как к атрибуту земного комфорта. Кто-то выбирает рай духовный, а кто-то материальный - и это разделение невидимо осуществляется даже среди церковных людей. Как в кондаке в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи сказано об Иродиаде: «Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный». У Иродиады был свой рай - блуд, деньги, власть. Она сделала выбор в пользу именно этого ложного кратковременного рая.

Но мы должны помнить, братья и сестры: нас ожидает рай Божий, духовный и бесконечный - это Царство Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Он уже открыт для нас в Церкви Христовой. Этот рай нужно увидеть в Церкви, полюбить и жить им, питаясь от его деревьев - церковных Таинств. Он явлен нам в богослужении, открывается на страницах Священного Писания. Подлинный рай во Христе, а Христос открывается в Церкви. И, может быть, самое главное в нашей жизни - не перепутать рай временный и непреходящий, ложный и истинный. Бог да поможет нам сделать правильный выбор, от которого зависит наша вечная участь!