Начинается обратный отсчёт? (Священник Александр Шумский). Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

Любопытна реакция одной православной коллеги на предыдущую публикацию о снятии Решетникова с должности. Её реплика достаточна прямая:„Решетников - не русофоб и не антисоветчик. Он православный патриот.

Что ж, коллега права: Решетников действительно не является патриотом России. А вот принадлежность к славной когорте православных еще не предполагает, причём к счастью, единообразия мнений о патриотизме. В смысле патриотизма к Отечеству.

Давайте обратимся к статье действительно православного (ибо профессионала) человека - священника, а по совместительству, публициста Александра Шумского. В ней он как раз рассматривает оголтелый антисоветизм Решетникова по результатам личной с ним встречи.

Странно всё-таки получается: генерал разведки, крупный начальник, директор института стратегических (!) исследований, назначен аж самим президентом Медведевым, - а смотри-ка: и блогеры его критикуют, и священники и даже... иностранные агенты попросту разносят в пух и прах! (По последнему эпизоду если кто не в курсе - репортаж в публикации „ ”. Если видео удалили, то .).

И, пользуясь случаем, хотел бы принести читателям свои извинения за допущенную в предыдущей публикации неточность в отношении РИСИ и Решетникова.

Конечно, РИСИ был создан указом Ельцина, но Решетников действительно назначен на должность директора института указом президента Медведева.

9 сентября, в день 20-й годовщины трагической гибели протоиерея Александра Меня (1935-1990), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского в поселке Семхоз под Сергиевым Посадом. Церковь построена недалеко от дома, где жил отец Александр Мень, и в непосредственной близости от того места, где ранним утром 9 сентября 1990 г. он был убит, сообщает Седмица.Ru.

Митрополит Ювеналий при большом стечении церковного народа и гостей совершил также заупокойную Литургию и литию по убиенному протоиерею.
Во второй половине дня митрополит Ювеналий открыл в Семхозе 5 Меневские чтения, посвященные теме «Протоиерей Александр Мень и его время». Впервые в начале чтений прозвучали слова официального приветствия, которое направил участникам Предстоятель Русской Православной Церкви. Вечером, по окончании заседания митрополит направился в поселок Новая деревня, чтобы отдать дань памяти о. Александру Меню на его могиле у стен Сретенского храма.


Апостольский нунций в России, архиепископ Антонио Меннини направил участникам 5 Меневских чтений приветствие, в котором с особым почтением говорится о значении личности и трудов о. Александра Меня для всех христиан.
13 сентября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им.Рудомино прошел международный круглый стол «Протоиерей Александр Мень и проблемы нового гуманизма» с участием российских и зарубежных ученых, священнослужителей, духовных чад о.Александра Меня.

Приснопоминаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из посланий написал, что «отец Александр был талантливым проповедником Слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем». Вместе с тем Святейший Патриарх отметил, что «не все его суждения разделялись православными богословами». Приводим мнения тех, кто имеет другие воззрения на деятельность о. А. Меня.

Невменяемые

О «малом народе», протоиерее Александре Мене и его последователях

Иерей Александр Шумский

специально для «Русской народной линии»

В своё время выдающийся русский математик Игорь Ростиславович Шафаревич ввел в науку понятие «малый народ», на мой взгляд, в высшей степени удачное. Тогда на Шафаревича набросились либералы-диссиденты, обвинившие его в антисемитизме, поскольку, по их мнению, под «малым народом» Шафаревич подразумевал исключительно евреев, хотя сам Игорь Ростиславович спокойно и внятно объяснил, что в это понятие могут входить люди самых разных национальностей, в том числе и русские. Он доказал, что объединяет «малый народ» не кровь, а патологическое стремление всегда быть против большого народа, против порядка и традиций, выработанных эти народом в течение веков.

Нападки на Шафаревича лишь убедительно подтвердили, что в составе «малого народа» присутствуют также и евреи. Сегодня мы наблюдаем, что «малый народ» действительно многонационален. Самые разные этнические элементы вошли в его состав и пытаются окончательно навязать свою волю и стиль жизни большинству нашего общества.

Конфликт между малым и большим народами всегда приводил к жестокому и кровавому столкновению. Отсюда и нарастающая в последнее время тревога. «Малый народ», он хоть и малый, но очень активный. Этой активностью он компенсирует свою малочисленность. Пока большой народ неторопливо протирает свои сонные глаза, малый уже успевает везде «пометить» его большую территорию.

Есть представители «малого народа» и в Церкви. Мне уже неоднократно приходилось писать о них. В частности, в статьях «Высокомерие убивает понимание», «Советский вопрос и церковная революция» и др. Ярчайшим представителем «малого народа» в Церкви был протоиерей Александр Мень, зверски убитый в 1990 году. Этот, несомненно, талантливый человек, безусловно, является одним из главных отцов основателей современного неообновленчества.

Впервые я услышал проповедь-лекцию отца Александра в клубе на Красной Пресне, незадолго до его гибели. Эта лекция произвела на меня неприятное впечатление. Меньше всего отец Александр был похож по своей манере на священника. Стоило закрыть глаза и казалось, что говорит не православный батюшка, а профессиональный лектор из общества «Знание», надевший на себя рясу с крестом. Один из слушателей после лекции непроизвольно задал вопрос: «А в Бога-то он верит?»
У протоиерея Александра Меня можно выделить две, на первый взгляд несовместимые, идеи. Первая - Церковь включает в себя всё, что нравится отцу Александру. Разве что колдовской культ вуду туда не вошел. И получается, что Господь наш Иисус Христос совершенно «необязателен» для спасения. Учение отца Александра тяготеет к несторианской ереси, сущность которой заключается в растворении Церкви в стихии мира. Вторая идея - двойная богоизбранность евреев, ветхозаветная и новозаветная. У отца Александра выходит, что евреи в новозаветной Церкви имеют особую миссию, т.е. они не такие как все прочие христиане. Вот и получается парадокс - с одной стороны Церковь лишается своей церковной ограды и мусор всего мира сметается меневской метлой к её алтарю, а с другой - солью Церкви оказываются исключительно соплеменники отца Александра. Ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе - вот суть учения протоиерея Александра Меня. И не стоило бы разбирать его идеи, если бы он не был православным священником. Ничего нового и интересного в учении отца Александра нет.

Нечто подобное проповедовали представители «малого народа» во все времена, начиная с гностиков и кончая серебряным веком. Например, в XIX веке жил протоиерей Герасим Павский, один из директоров «Библейского общества», считавший, что Церковь объемлет все исповедания. Он полагал, что православный священник ничем не отличается от лютеранского пастора. Среди «продвинутых» христиан того времени была также популярна идея создания храма в Москве с тремя отделами - для православных, католиков и лютеран. Протоиерей Александр Мень все эти идеи «творчески» развил и дополнил. Когда говорят, что благодаря отцу Александру воцерковились многие заблудшие интеллигенты, то я задаю вопрос: а хорошо ли это? Что это дало Церкви, кроме дополнительного взрывчатого вещества, называемого церковным диссидентством? Да, они вошли в Церковь, но едва освоившись в Ней, начали тут же охаивать традиции большого церковного народа. Так лучше бы не воцерковлялись вовсе! Поразительна самоуверенность его последователей. Они, как впрочем, все представители «малого народа», как представители сектантского образа мышления, абсолютно невменяемы. Мне приходилось с ними беседовать. Это оказалось совершенно бесполезно. Для меневцев ни Евангелие, ни святые отцы не являются авторитетом. Они признают только книги своего убиенного учителя.

Что же касается ужасной смерти протоирея Александра Меня, то, конечно, она вызывает сочувствие, как говорится, такого конца и врагу не пожелаешь. Но, к сожалению, невменяемые поклонники убитого священника, сделали всё, чтобы отравить наше христианское чувство сострадания. Буквально на следующий день после убийства, они стали обвинять в этом «русских экстремистов-антисемитов». Позже следствие не только не подтвердило эту гнуснейшую клевету, но и пришло к выводу о чисто уголовной причине убийства, ни с какой идеологией не связанной. И хоть бы кто-нибудь извинился! Но чему же тут удивляться, ведь невменяемость «малого народа» всегда сочетается с его вопиющей наглостью.

Вместе с тем, я продолжаю сочувствовать отцу Александру Меню. Какая незавидная судьба! Ортодоксальные евреи считают его предателем своего народа, а большинство православных христиан - отступником от Христовой Церкви. Впрочем, близко знавшие отца Александра говорят о его искренности. Проявил он и несомненное мужество в момент злодейского убийства. Поэтому помолимся за его бессмертную душу.


К о м м е н т а р и и

Ирина Калина.

Спасибо за статью, уважаемый батюшка. Очень точно о «малом народе» и о его представителях среди мирян и священников - увы, приходилось несколько раз сталкиваться с этим опасным явлением. Обычно выдает «малый народ» сатанинское презрение к окружающим, не признают они и жертвенности, страданий русских священников и мирян, благодаря которым Церковь сохранилась... Когда такой батюшка исповедует у нас в монастыре, к нему никто на исповедь не подходит - народ разбегается и прячется за колонами...

Филиппъ

Я начинал свою церковную жизнь в приходе, где большинство составляли последователи о. Меня. Последствия были для меня весьма плачевными, избавлялся от этой «духовности» я несколько лет, и если бы не встреча с о. Иоанном Крестьянкиным, едва ли я был бы сейчас в Церкви. И книги и идеи о. Меня и его последователей разрушительны и антицерковны! Отец Александр полностью прав в своих оценках.

Elena

А уж у нас в Канаде их столько развелось, впрочем, они считают эту страну своей. И на всех православных приходах везде они же, кроме, пожалуй, Московского Патриархата, потому что дух там более русский, да и батюшка перед ними не заискивает. А вот у нас в храме натоятель полукровка, и предпочтение им отдается. Нескольким прихожанам и мне, грешной, в силу своего служения в храме приходится как на передовой. Все очень близко и понятно, о. Александр, и все они, эти «прихожане», уважают Меня. Помоги нам всем Господи!

О. Александр! Вы почитайте, что сегодня, 10.09.2010 г., опубликовано на ruskline.ru. Как Митрополит Ювеналий чествует в кругу духовных детей, родственников и церковной бюрократии покойного. Не могу поверить своим глазам, всё переворачивают: белое делают черным и наоборот. И заставляют своим авторитетом верить во всё это... Так же и с Ельцинским отпеванием было. Такое впечатление, что в России всё меньше и меньше понимающих русских православных становится. Как с таким лицемерием можно мириться? Ну, хотел Митрополит утешить вдову и сына, но зачем же пиар создавать... Ну, все то же самое, как и в светской жизни. Как жаль Россию...

Сокол
Уважаемым иереем Александром Шумским дана безупречно точная по смыслу и чеканная по форме формула религиозного символа веры о.А.Меня: «Ложная вселенскость и подлинная местечковость в одном флаконе» - вот суть учения протоиерея Александра Меня».

В самом стремлении растворить Православие в дурной бесконечности и упростить до одномерности - трудно не заметить ухмылку лукавого...

+ + +

Диакон Владимир Василик в статье «Памяти протоиерея Александра Меня» , опубликованной на Русской народной линии, в частности, отмечает:

«К сожалению, отец Александр был слишком широк и пределов вольности мысли он не ставил. Но, к сожалению, он ставил их в одном очень важном для него пункте - в пункте национальном. Здесь он был весьма догматичен и весьма ригористичен. Он считал, что евреи сохранили богоизбранничество и после распятия Христа, несмотря на очевидные высказывания: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23: 38). И, несмотря на то, что апостол Павел говорил о том, что его соотечественники «и Богу не угождают и человекам противятся, но грядет на них гнев Божий». Толкование известных пассажей из посланий к Римлянам (это 9, 10, 11 главы) у отца Александра представляются произвольными. Апостол Павел говорит лишь о том, что у евреев такие же шансы на спасение, что и у прочих народов, и они не являются до конца отвергнутыми, но и не являются теперь уже и особо избранными. «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим. 11:23) В данном случае у иудея-христианина нет никаких преимуществ перед христианином-неиудеем. Конечно, ему предстоит преодолевать больше препятствий, поэтому он достоин особого уважения, но не особых преимуществ и тем более власти внутри Церкви. То, что апостол Павел говорит о конечном обращении иудеев, то это некая тайна, о которой говорит сам апостол, и эта тайна произойдет в экстремальных обстоятельствах Второго пришествия. И ради утверждения особых преимуществ израильского народа отец Александр готов был идти не только против Предания Церкви, но и против очевидных исторических фактов. В частности, он готов был деканонизировать святого Евстратия, преподобномученика Киево-Печерского, который был распят фанатиком иудеем, только потому, что он явился жертвой иудея. Но извините, разве среди иудеев не могут быть фанатики, как и среди других народов? Разве не иудеи-фанатики распяли Христа и побивали камнями святого первомученика архидиакона Стефана? Тогда, получается, нам надо деканонизировать святого архидиакона Стефана и святого Арефу вместе с пятью тысячами его спутников и единомышленников, которых приказал казнить в городе Награни в 523 году фанатичный иудейский правитель Дунаан. Нельзя ради собственного народа попирать церковную истину и церковную святыню.

И поэтому приходится согласиться с очень многими утверждениями из знаменитого письма владыки Антония (Мельникова), митрополита Ленинградского, к протоиерею Александру Меню. Письмо это подлинное, и многое из того, что в нем высказано, к сожалению, соответствует действительности. Не случайно многие духовные пастыри и старцы относились к творчеству отца Александра Меня и к его деятельности весьма настороженно, если не сказать более. Характерно, что когда при отце Иоанне (Крестьянкине) зашла речь об отце Александре Мене, он сказал: «Не надо к нему ходить». Автор был свидетелем этих слов.

Но в годовщину кончины священнослужителя негоже заниматься лишь его критикой. Стоит вспомнить о том, что кончина отца Александра была мученическая, и многие подозревают, что его убили по указанию спецслужб Израиля. Дело в том, что в конце 1980-х годов началась массовая эмиграция в Израиль, и израильские власти с изумлением обнаружили, что не менее 10% иммигрантов не желают иметь с иудаизмом и с официальной идеологией Израиля ничего общего - едят свинину, крестят своих детей, ищут, где в окрестностях есть православные храмы. И не без основания они увидели, что в таком настрое во многом повинен отец Александр Мень. Очевидно, они и решили его ликвидировать, а попутно представить дело так, будто он стал жертвой русских националистов. Естественно, представлять дело так, будто его убили русские националисты, - это смешно, ибо не таков был их стиль работы, не таковы были их возможности. Поговаривают о том, что убийство отца Александра держал на контроле офицер спецслужб, и во многом именно поэтому отцу Александру не смогли оказать помощь, когда он был еще жив. Так или иначе, может, не следует углубляться в конспирологию, хотя следствие по делу об убийстве отца Александра Меня так и не закончено и вряд ли закончится, потому что, очевидно, слишком высоко и далеко идут нити, связанные с его гибелью.

Личность он противоречивая, но, тем не менее, Господь наш, Который даже наши ошибки, заблуждения и грехи может превращать в добро, даровал ему такую страдальческую кончину. Царствие ему Небесное. Тем не менее, почитая личность отца Александра Меня, мы никак не можем согласиться с его неправославными взглядами».

+ + +

Упомянутое диаконом Владимиром Василиком «Открытое письмо митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) священнику Александру Меню» ходило с конца 1970-х годов в православной среде в машинописных и магнитофонных записях. Затем оно было опубликовано в газете «Православное книжное обозрение» 20.10.1998 г., журнале «Духовный собеседник» (№ 1-2) в 1999 году, газете «Дух христианина» №№ 14-16 в 2008, а также выпушено брошюрой в издательстве «Первоисточник» в 2007 году.

Поэтому мы не будем перепечатывать «Открытое письмо...», желающие могут познакомиться с ним в интернете (см., например, сайт РОНС http://www.rons.ru/melnikov-men.htm, и даже либеральные порталы Кредо.ру http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2782, http://krotov.info/libr_min/from_1/0023.html и мн. др.).
Чтобы читатели поняли дух письма владыки Антония, приведем лишь его вступление:

«Давно, отец Александр, наблюдаю я за Вашей деятельностью. Вы не знаете меня, да и я не видел Вас до последнего времени, хотя слышу о Вас уже много лет. Я знал, что Вы являетесь крещеным евреем и служите православным священником. Такое сочетание нисколько не смущает меня, как и любого православного человека, потому что антисемитизма нет в самой природе Православия. Но вот сначала случайно, а затем, специально знакомясь с Вашими статьями, крупными работами и Вашими действиями, я обнаружил в Ваших словах и делах такое, что никак несовместимо ни с Вашим положением в Православной Церкви, ни с подлинной любовью к еврейскому народу. Отношусь я к Вам с искренней отеческой попечительностью и не стал бы писать это письмо и заботиться о его распространении, если бы Ваша деятельность, в конце концов, не вынудила меня на это.

Не взыщите, отец Александр, придется объясниться с Вами по-настоящему. Ибо дело не столько в Вас как в богосозданной личности, сколько в тех видимых и невидимых силах, которые управляют Вами. Условное собирательное имя этим силам - сионизм. Условным я называю это имя потому, что на самом деле гора Сион - гора святая, Божия. Но названием этой горы воспользовались для обмана непосвященных силы глубоко враждебные Богу и всякой святыне и самому еврейскому народу. Прячась за святые имена и понятия, сионисты хотят обмануть не только «гоев», то есть всех неевреев, но, прежде всего свой собственный народ, еврейский. Сионизм есть не что иное, как практическое осуществление тайных стремлений религии талмудического иудаизма...»

Иерей Александр Шумский (род. в 1954 году в Москве) клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках. Закончил исторический факультет МГПИ им. Ленина. Работал учителем истории в школе. Защитил кандидатскую диссертацию …

  • Александр Первый – Сталин – Путин

    Священник Александр Шумский подчеркивает, что христианский вектор внешней политики, заданный в начале XIX века, мы с отрадой наблюдаем в действиях нынешнего российского Президента …

  • Хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в вечной. Проповедь в День Святого Духа

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этими великими и святыми словами, призывающими Пресвятую Троицу, начинается любая пастырская проповедь. Но сегодня предметом проповеди является непосредственно Пресвятая, Единосущная, Живоначальная и Нераздельная …

  • Уроки Державного Князя. О святом благоверном Великом князе Александре Невском

    Мы не дрогнем в бою За столицу свою,Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Слова из песни Сколько уж раз приходилось мне писать и говорить о благоверном великом князе Александре Невском. …

  • «Крестовый поход» российских детей – очень опасный признак

    Прочитал только что заметку уважаемой Ирины Алкснис «Дети - это страшно, или Почему Навальный заслужил очередное звание». Она посвящена воскресным протестным выступлениям в Москве и других городах России. Автор делает …

  • Учитель, поставь фильм «Инесса»!

    Вот удивительная «картина маслом» получается! Алексей Учитель (Меламед) и примкнувшая к нему свора малого либерального народца, подобно чёрным длиннохвостым грызунам, бросаются на православного царя-страстотерпца, расстрелянного большевиками.

  • «Сталин - это имперский символ»

    Известный московский священник убежден, что советский вождь «не был святым, но не был и исчадьем ада» … Юрий Лужков, отстаивающий установку в Москве к 65-летию Победы информационных стендов о роли Сталина …

  • «Десять сталинских ударов». Или как отозвался на теракты «Московский компрадорец»

    Недавно я предложил новую расшифровку аббревиатуры НТВ - «наивреднейшее телевизионное вещание». Теперь я предлагаю новую расшифровку аббревиатуры МК - «Московский компрадорец» или «Масонский компрадорец», как кому больше нравится. Слово «компрадор» …

  • родился в 1954 году в Москве. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (МГПИ). Кандидат педагогических наук. Клирик храма свт. Николая Мирликийского в Хамовниках. Автор более сорока статей и очерков. Печатался в газетах «Десятина», «Дуэль»; в журналах «Глаголы жизни», «Россия православная», «Новая Книга России», «Москва», в нескольких тематических сборниках.

    CЛОВО О ЛЮБИМОМ ОТЦЕ

    Ист.: http://www.pravoslavie.ru/smi/1628.htm

    О Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II написано уже очень много. Я не буду повторять те высокие и заслуженные слова, которые неоднократно произносились в адрес Его Святейшества. Скажу лишь – он один из самых выдающихся архипастырей за всю историю Русской Православной Церкви.

    Отличительной особенностью почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви была его любовь к церковной службе. Он служил более двухсот литургий в год в самых разных местах нашей необъятной Родины! Невозможно понять, как ему удавалось выносить столь запредельные нагрузки. И ведь при этом он успевал, говоря светским языком, работать с документами и решать поистине мировые проблемы. Святейший Патриарх – яркий пример того, что для истинно верующего человека не являются препятствиями законы пространства и времени. Святейший служил очень спокойно и удивительно эстетично. В его движениях, манерах, выражении лица всегда высвечивалась особая красота, которой нет нигде, кроме Православия. Я помню, меня буквально охватил озноб или, как сказал бы Константин Леонтьев, «священный ужас», когда я впервые увидел Патриарха Алексия, выходящим из царских врат Успенского собора Московского Кремля. Это было поистине Торжество Православия.

    Для нас, которым уже за пятьдесят, служение в Успенском соборе Святейшего Патриарха было словно прекрасный сон. Разве могли мы представить в какие-нибудь семидесятые годы прошлого века, что произойдет подобное событие?! Я особенно благодарен Его Святейшеству за возведение часовни в честь иконы Божией Матери «Иверская» на Красной площади. Приходя туда по установленному графику читать акафист, я, поверьте, не могу сдержать слез. Для молодых священников Иверская часовня привычна. Многим из них она знакома с юности, если не с детства. А в пору моих детства и юности через это место проходила исключительно военная техника на параде седьмого ноября, и сама мысль о часовне здесь, при входе на Красную площадь с Мавзолеем В. И. Ленина, могла привести человека в психиатрическую больницу. Уверяю вас, что в те советские времена подобная идея звучала не менее фантастично, чем полет человека на Марс.

    Поэтому, без всякого преувеличения можно сказать – Иверская часовня настоящее чудо, как и храм Христа Спасителя, и многое другое. И вообще при Патриархе Алексии Москва преобразилась, снова оделась небесным золотом и, конечно, стала реальным центром православного мира. И был бы сегодня жив великий норвежский писатель Кнут Гамсун, он, не сомневаюсь, повторил бы свои слова столетней давности: «Москва – нечто сказочное. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран света, и я повидал кое-что, но чего-либо подобного Москве я никогда не видел».

    А крестный ход в день празднования равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских! Вы только представьте – поток московского духовенства, сияющий праздничными облачениями, плавно и торжественно движется по брусчатке Кремля с пением тропаря праздника. Диаконов со множеством кадил возглавляет архидиакон Андрей Мазур, сам облик которого не может никого оставить равнодушным. Всегда степенный, с пышными белоснежными волосами, с потрясающим неповторимым по красоте тембром голоса – отец Андрей неотделим от Святейшего Патриарха Алексия. Его служение без сомнения добавляет одну из ярчайших красок к церковному благолепию. Мне посчастливилось много раз вместе с другими диаконами сослужить с отцом Андреем, поскольку Патриарх Алексий, почитавший нашу храмовую святыню икону Божией Матери «Споручница грешных», как минимум раз в год одаривал нас своим посещением и служением.

    Архидиакон Андрей ни разу не показал своего превосходства нам простым диаконам, ни разу ни на кого не повысил голос. Необычайная доброта и широта этого человека удивительно гармонировали с такими же личными качествами Его Святейшества. Однажды, на втором году моего диаконского служения произошел следующий курьезный случай. В день празднования нашей храмовой святыни мы с другим диаконом кадили Святейшего Патриарха Алексия, возвышающегося в середине храма. И вдруг центральная цепочка моего кадила предательски обрывается, и оно начинает вихляться в разные стороны. Святейший строго и недовольно взглянул на меня. Моему расстройству не было предела – но надо же, именно в такой момент так опростоволоситься. К тому же я поймал на себе весьма выразительный взгляд патриаршего секретаря. В конце службы я совершенно подавленный подошел к архидиакону Андрею и сказал: «Какая досада – в такой момент отлетела цепочка. Позор! Что же теперь делать?!» Отец Андрей отечески прикоснулся к моему плечу и, вздохнув, мягко так ответил: «Не расстраивайся отец. Всему приходит свой конец и кадилу тоже. Вот я помню кадили Патриарха Пимена, так там все дно у кадила отлетело, а тут всего лишь цепочка. Ты, когда будешь подходить под благословение к Святейшему, попроси прощения и все будет нормально». Я так и сделал. Святейший, с улыбкой посмотрев на меня, сказал: «Да ничего, все мы ошибаемся». Согласитесь, такие слова дорогого стоят.

    Есть у меня и сугубо личные основания для благодарности Патриарху Алексию. Теперь об этом можно сказать. До 1998 года моя семья, состоявшая к тому времени из супруги и семерых детей (восьмая была уже на подходе), ютилась в крохотной квартирке (26 кв. м) на Красной Пресне. Все мои попытки по официальным каналам улучшить жилищные условия семьи потерпели неудачу. В лучшем случае нам предлагали жилье где-нибудь в Марьино возле газовой трубы с горящим факелом, да и то в отдаленном будущем, поскольку жилые дома там были в начальной стадии строительства. Префект центрального округа, к которому я попал на прием, продемонстрировал свое явное недоброжелательство по отношению к духовенству и с видимым удовольствием, отчетливо произнося каждое слово, заявил: «Вам, отче, в центре Москвы никогда ничего не светит, даже не надейтесь». Мы с супругой отнеслись к этому спокойно – что же делать, будем терпеть, есть люди, у которых положение и похуже нашего. Однажды я поделился своими грустными мыслями с одним известным архимандритом, человеком высокой духовной жизни, которому полностью доверяю, и он неожиданно дал мне такой совет: «А ты, отец Александр, обратись непосредственно к Патриарху. Если сумеешь сам к нему подойти, он обязательно поможет». Я говорю: «Да как же, батюшка, я к нему вот так запросто подойду, да еще с такой просьбой. Это же нереально». Архимандрит ответил: «Ну, я тебе сказал, а ты уж там сам смотри». Выйдя от архимандрита, я даже с некоторым раздражением подумал: «Старец дает какие-то немыслимые, фантастические советы». Прошло совсем немного времени после этого разговора, и Святейший Патриарх приехал к нам в храм на праздник в честь нашей иконы. Я все-таки решил попробовать поступить по совету архимандрита и заранее составил письмо, в котором излагал свою жилищную проблему. Подумал, подойду к Патриарху, а там будь, что будет. И вот этот момент настал. В конце литургии в алтаре все по очереди подходили под благословение к Его Святейшеству. Задерживаться для разговора имели право только маститые протоиереи, а мы, маленькие, тем более диаконы, должны были тут же, по получении благословения, отходить в сторону. Я взмолился Божией Матери, подошел к Святейшему, взял у него благословение и сказал: «Ваше Святейшество! Помогите! У меня семья многодетная, семеро детей, скоро родится восьмой, живем как в матросском кубрике на 26 квадратных метрах. Чего я только не предпринимал, везде отказывают». Святейший с улыбкой произнес: «Да, в кубрике семерым тесновато. Пиши прошение, рассмотрю». Я говорю: «А я уже написал». Он опять улыбнулся и взял прошение. Прошло меньше недели и мне сообщают из Патриархии, что письмо Его Святейшества на имя мэра Москвы Ю. М. Лужкова готово, и я могу его забрать. С этим письмом я поспешил в мэрию, и вскоре наша семья переехала в большую квартиру возле станции метро «Сухаревская». Копию этого письма, написанного неформально (так ходатайствуют только за близких людей), мы в семье храним как реликвию, как знак подлинной отцовской любви. Через год Святейший вновь был на праздновании нашей иконы, и после трапезы я подошел к нему поблагодарить за помощь. В ответ он пошутил: «Ну что, теперь посвободнее, чем в матросском кубрике?» Святейший, оказывается, все помнил.

    Особые, дружеские отношения были у Его Святейшества с нашим настоятелем протоиереем Димитрием Акинфиевым. Они ровесники, когда-то вместе трудились в пенсионном комитете. По просьбе отца Димитрия Святейший Патриарх благословил меня рукополагаться в сан иерея. После рукоположения 19 декабря 2005 года Святейший назначил меня штатным священником нашего храма. Когда настоятель тяжело заболел и попал в больницу, Патриарх благословил доставить туда икону Божией Матери «Споручница грешных». Перед иконой был отслужен молебен, а затем протоиерей Димитрий в последний раз приложился к святыне. Вскоре он отошел ко Господу. Накануне отпевания Святейший приехал к нам в храм проститься с отцом Димитрием. Скромно вошел боковыми дверями, долго стоял у гроба, молился. Потом поговорил с нами, расспросил о реставрационных работах, всех благословил и тихо уехал. Все просто, по-отцовски.

    Но самое сильное впечатление оставила у меня молитва Патриарха Алексия. Он умел по-настоящему молиться, и его молитвенное состояние передавалось всем, кто сослужил с ним. Он воистину был молитвенником и печальником за Русскую Православную Церковь и наше Отечество. Меня, как младшего диакона, всегда ставили по окончании патриаршей литургии потреблять Святые Дары. А Святейший Патриарх, перед тем как покинуть храм, когда все ожидали его у солеи, входил в алтарь и в одиночестве несколько минут молился у престола Божия. Я естественно незаметно наблюдал за ним, стоя у жертвенника. Каждый раз, созерцая это величественное зрелище, я испытывал особый восторг и подъем духа. Святейший, конечно, не замечал диакона у жертвенника. Он стоял, лицо его сияло тихим молитвенным вдохновением, глаза были прикрыты. Если бы вдруг разом замироточили все иконы нашего храма, я не испытал бы большего потрясения. Каждый год я ждал этого мгновения.

    Свидетели двух последних богослужений Святейшего Патриарха в один голос утверждают, что он пребывал в состоянии небывалого духовного подъема. Именно этот духовный подъем Патриарх Алексий передал нам как свое великое завещание. Будем же достойными детьми и учениками нашего любимого Отца! Код для вставки статьи на сайт / в блог Скрыть результат показа Священник Александр Шумский Слово о любимом Отце Святейший Патриарх, перед тем как покинуть храм, когда все ожидали его у солеи, входил в алтарь и в одиночестве несколько минут молился у престола Божия. Я естественно незаметно наблюдал за ним, стоя у жертвенника. Каждый раз, созерцая это величественное зрелище, я испытывал особый восторг и подъем духа. Святейший, конечно, не замечал диакона у жертвенника. Он стоял, лицо его сияло тихим молитвенным вдохновением, глаза были прикрыты. Если бы вдруг разом замироточили все иконы нашего храма, я не испытал бы большего потрясения.

    20 февраля 2017 года ушли из земной жизни три необыкновенных русских человека. Они совершенно разные по своему поприщу: учёный, монах, дипломат. Но вместе с тем все мы чувствуем мистическую глубинную связь между этими русскими людьми. Каждый из них был на своём рубеже обороны нашей Родины. Что их особенно роднит? Они - воплощение русского благородства, благородства, которое во все времена спасало наш народ и наше Отечество от окончательной погибели.

    Игорь Ростиславович Шафаревич. Великий математик, выдающийся мыслитель, несгибаемый патриот и глубоко верующий человек. Когда он говорил своим тихим голосом, все вокруг замолкали, внимая каждому его слову. Он сразу выделился в так называемом правозащитном или, как чаще принято говорить, диссидентском движении. Чем выделился? Своим отношением к русскому народу и русской истории. Можно с уверенностью сказать, что Игорь Ростиславович спас честь русской интеллигенции. Благодаря ему это понятие не сопрягается отныне исключительно с именами людей, которые, борясь с советской властью, стремились и стремятся жить по заветам печально известного Владимира Печерина: «Как сладостно отчизну ненавидеть / И жадно ждать её уничтоженья». На одной из встреч молодой человек обратился к Шафаревичу: «Я хочу взять в руки автомат и идти защищать своё Отечество, бить врага!» Игорь Ростиславович ответил: «Возможно, когда-то это тоже понадобится, но сейчас я призываю вас к другому - создать русскую семью и воспитать хотя бы троих детей: это важнее автомата».

    Архимандрит Кирилл (Павлов). Последний великий старец. Во всяком случае, я так считаю. Наверное, появятся в будущем и другие великие старцы, но это будет потом. Более десяти лет этот святой человек пребывал в необычном состоянии. По свидетельству знакомых мне врачей, это была не кома в обычном медицинском смысле слова, это было некое особое состояние. К нему продолжали приходить духовные чада, и он так или иначе давал понять, что слышит их. По мнению ближайших к старцу людей, Бог благословил его на особое служение - бесстрастно молиться за весь мир и особенно - за Россию. Один из его сотаинников сказал: «Когда отец Кирилл отойдёт ко Господу, в нашей жизни начнутся большие перемены». Однажды мне посчастливилось лично с ним поговорить. Было это очень давно, в пору моей молодости. Я приехал в Троице-Сергиеву лавру, приложился к мощам преподобного Сергия. Потом мне неожиданно пришла в голову мысль - зайти в братский корпус к архимандриту Кириллу. Тогда многие к нему ездили и рассказывали удивительные вещи. Я подошёл к его келье (в тот день народа почему-то не было), присел на стул напротив двери и решил подождать. Через некоторое время дверь открылась, и я увидел высокого стройного монаха. Это был старец Кирилл. Он спросил меня: «Чего сидишь?» Я, оробев, ответил: «Хочу о жизни поговорить». Архимандрит пригласил меня в келью, посадил на стул, сел напротив и некоторое время меня внимательно рассматривал. Я, честно говоря, испугался. Потом он неожиданно спросил: «Проповедь произнести сможешь?» Я самоуверенно ответил: «Смогу». Тогда старец встал и сказал: «Рукополагайся». Вот и вся беседа.

    Виталий Иванович Чуркин. Удивительно красивый русский человек, дипломат горчаковского замеса. Когда он выступал в ООН, давая отпор отвратительной американской лесбиянке, я испытывал необыкновенное чувство патриотического подъёма. Американка шипела, как змея, а Виталий Иванович со снисходительной улыбкой смотрел на неё, а потом хладнокровно и блестяще её уничтожал. Подлинное наслаждение! Видно было, что он себя не щадит. Умер он на боевом посту, в рабочем кабинете, как и подобает истинному русскому воину.

    Помолимся, братия и сестры, за этих благородных русских людей!