Православный опыт клинической смерти. Боб джонс. путешествие на небеса. Рассказы людей, побывавших в аду

Доктор Пенни Сартори (Dr Penny Sartori) работала медсестрой в британской больнице в течение 21 года, 17 из них в отделении реанимации. У неё большой опыт медицинской сестры по интенсивному уходу, и она провела уникальное и обширное изучение опытов клинической смерти (ОКС), общаясь с пациентами. В 2005 году за свои исследования в сфере ОКС она получила докторскую степень.

Работа д-ра Сартори была с вниманием встречена специалистами и получила освещение в СМИ. Она выступала на многих международных и местных конференциях, и её работа удостоилась внимания принца Чарльза.

Однажды доктор Сартори заботилась о молодом умирающем мужчине, и его смерть произвела на неё большое впечатление. Она стала задаваться вопросом: «Что такое смерть?», «Почему мы так усердно пытаемся спасти этих людей, когда они явно умирают?». Пенни начала изучать вопрос смерти, читать книги о смерти, надеясь найти ответы на свои вопросы. Её заинтересовали опыты клинической смерти, о которых она читала, несмотря на то, что вначале «внутренний скептик», сформированный современным научным образованием, сопротивлялся, утверждая, что всё это «иллюзии» или «галлюцинации». Тогда Пенни решила провести своё собственное исследование, и начала расспрашивать всех пациентов, попадавших к ней в отделение реанимации, об их опыте. За первый год Пенни расспросила 243 пациента, выживших после реанимации, но только двое из них имели ОКС. Осознав, что проводит больше времени в больнице, чем дома, Пенни решила сузить исследование, и теперь расспрашивала только пациентов, перенесших сердечный приступ, включая и тех, кто сам рассказывал о переживании ОКС при других обстоятельствах. Во второй год из 49 пациентов, переживших сердечный удар, 7 испытали ОКС, а это 18%. Доктор Сартори поняла, что чем ближе человек к смерти, тем больше вероятности испытания ОКС.

Люди, испытавшие ОКС, имеют схожие опыты: они наблюдают своё тело со стороны, проносятся по тёмному туннелю к яркому, но щадящему глаза, свету, затем встречают ушедших родственников и даже своих домашних животных, обозревают всю прошлую жизнь и испытывают мистические ощущения. Одни люди наблюдают прошедшую жизнь, как панораму, другие вновь переживают различные моменты жизни и видят, какое влияние их поступки оказывали на других людей. По другую сторону жизни многие обнаруживают в себя в красивом саду с зелёной мягкой травой. Часто людям во время ОКС говорят, что им нужно вернуться, так как у них есть важная, незаконченная миссия. Обычно эти люди при возвращении не могут вспомнить, какая это конкретно миссия, но опыт ОКС изменяет их на глубинном уровне сознания. Большинство людей меняют свой материалистический взгляд на жизнь, становятся более милосердными и терпимыми к другим. Некоторые люди обретают способность лечить людей. У некоторых меняется электромагнитное поле, и они не могут носить часы, а электроприборы начинают странно себя вести в их присутствии.

Неприятные ОКС

Не все ОКС приятные, и делятся на три вида: первый, это когда человек испытывает обычный ОКС, но интерпретирует его, как нечто пугающее; второй, когда человек обнаруживает, что находится в пустом, тёмном пространстве; и третий, когда человек оказывается в Аду, куда тащат его демоны. 14% всех ОКС, согласно исследованию, попадают в категорию страшных опытов. Доктор Сартори говорит, что сложно получать информацию об этих ОКС, так как люди боятся или стесняются делиться подобными переживаниями, так как считается, что они связаны с низким нравственным уровнем человека. Делясь таким опытом, человек как бы вынужден признаться, что его уровень нравственности низок.

Пенни описывает один из самых внушительных опытов ОКС, произошедший с одним из её пациентов. Мужчина начал терять сознание, и у него случился сердечный удар. Он полностью потерял сознание. После различных медицинских процедур он пришёл в себя, но не мог говорить из-за трубки в горле. Доктор принёс ему табличку с буквами и мужчина дал понять, что он умер и наблюдал сверху, как его возвращали к жизни. Он в деталях описывал всё, что происходило в палате, и Пении могла подтвердить эти обстоятельства, так как присутствовала во время этого случая. Мужчина рассказал, что увидел, как оказался в розовой комнате, там был его умерший отец, тёща, которую он видел только на фотографиях, и человек, похожий на Иисуса Христа с пронизывающим взглядом. Этот человек сказал ему, что его время ещё не пришло, и ему нужно возвращаться. После этих слов мужчина сразу оказался в своём теле. Интересно отметить, что до этого ОКС, одна его кисть постоянно была сжата, он не мог её выпрямить. После ОКС кисть руки легко раскрылась. С медицинской точки зрения, доктора не могли понять и объяснить, почему это произошло.

Доктор Сартори рассказывает, что многие люди пережившие ОКС, при возвращении в жизни, испытывают гнев по отношению к тем, кто вернул их в жизнь. Большинство людей не хотят возвращаться в жизнь и покидать мир, покой и безграничную и безусловную любовь, которую испытали после смерти. Некоторые люди удерживают этот гнев даже спустя несколько лет после своего возвращения к жизни.

Об ОКС есть упоминание в литературе самых разных эпох, правда, тогда они не назывались «опытом клинической смерти».

Изучение ОКС оказало влияние на духовный мир самой Пенни. До этого она была атеисткой и не верила в существование Бога, теперь она верит в Него и в жизнь после смерти.

Пении говорит, что современная наука считает, что мозг является источником сознания, хотя никто не может доказать, как это происходит. Она же считает, что мозг служит лишь инструментом для проявления сознания, а не является его источником. Когда человек находится при смерти, его мозг ослабляет свое воздействие на сознание, и сознание может проявиться в своей расширенной форме.

В своей деятельности доктор Сартори много раз наблюдала, как пациенты общаются со своими усопшими родственниками. Они могли с ними говорить, жестикулировать, и даже как будто их обнимать. Это часто происходит за несколько часов до смерти.

Также очень часто люди получают сообщения от своих умерших близких. Например, они могут ощущать запах духов, которыми пользовался близкий им человек, или цветов, которые любил этот человек.

Иногда люди могут переживать совместный ОКС, например, ощущать очень похожие переживания с тем, что испытывает близкий им человек, находящийся на большом расстоянии от них. Терапевт Аника написала книгу о своём опыте. Она жила в Англии, а её мать в Америке. Во время одного из рабочих сеансов Аника начала сильно кашлять и не могла остановиться. Она прервала терапию и подумала, что ей нужно позвонить матери. Она сумела связаться с больницей и вышла на связь со своей сестрой, которая сказала: «Как хорошо, что ты позвонила, маме становится всё хуже». Аника могла слышать, как где-то вдали её мама также сильно кашляла, как и Аника. Симптомы Аники немедленно прошли и она смогла поговорить её мамой. Та могла только слушать, но не разговаривать.

Пенни рассказывает, что часто люди находящиеся у кровати умирающего, могут провожать человека до «света».

Многие пациенты могут также откладывать на дни и недели момент смерти, например, если есть какая-то важная дата: свадьба, или один родственник должен приехать из-за границы, чтобы попрощаться.

Пении также говорит, что очень часто она наблюдала такую картину, когда родственники находились у кровати умирающего, и она просила их спуститься в кафетерий и передохнуть, именно в тот момент пациенту становилось хуже, и пока она бежала, чтобы позвать родственников, он уже умирал. «Часто родственники очень расстраивались, что упустили мгновение смерти, но я осознала, что их уход, как раз облегчает переход души на ту сторону жизни. Родственные чувства удерживают душу в этом мире, если можно так выразиться», - говорит доктор Сартори.

В своей книге Пенни рассказывает, что сегодня люди ввели смерть в медицинские рамки. Раньше смерть была социальным событием, человек обычно умирал дома, в кругу близких людей, соседей. Сегодня смерть является темой табу, люди не хотят говорить о смерти. «Но изучая смерть, мы можем по-настоящему, со смыслом, проживать нашу жизнь», - говорит она. Самый главный урок, который я извлекла из этой работы, это то, что смерти не нужно бояться. Я надеюсь, что это позволит многим другим людям побороть страх смерти».

"Я лежал в кабинете скорой помощи (intensive care) в Сеаттлийской детской больнице, - рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, - как вдруг я почувствовал себя в вертикальном положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось скорее достичь цели.
Наконец я попал в место, наполненное ярким светом, и тут я заметил, что кто-то находится около меня. Это был некто высокого роста, с длинными золотистыми волосами, в белой одежде, перехваченной посередине поясом. Он ничего не говорил, однако я не чувствовал страха, потому что от него веяло большим миром и любовью. Если это не был Христос, то, наверно, был один из Его ангелов". После этого Деан почувствовал, что он вернулся в свое тело и очнулся. Эти краткие, но очень яркие и светлые впечатления оставили глубокий след в душе Деана. Он стал очень религиозным молодым человеком, что благотворно повлияло и на всю его семью.
Это один из типичных рассказов, собранных американским доктором-педиатром Мелвином Морзом (Melvin Morse) и опубликованных в книге Closer to the Light (7). Впервые с подобным случаем временной смерти он столкнулся в 1982-ом году, когда он оживил девятилетнюю Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Екатерина рассказывала, как во время своей смерти она повстречалась с некой милой "дамой", назвавшей себя Елизаветой - должно быть, ее Ангелом-хранителем. Елизавета очень ласково встретила душу Екатерины и беседовала с ней. Зная, что Екатерина еще не готова перейти в духовный мир, Елизавета разрешила ей вернуться в свое тело. В этот период своей врачебной карьеры д-р Морз работал в больнице в городке Покатело штата Айдахо. Рассказ девочки произвел на него, дотоле скептически относившегося ко всему духовному, такое сильное впечатление, что он решил поглубже изучить вопрос о том, что происходит с человеком сразу после его смерти. В случае с Екатериной доктора Морза особенно поразило то, что она довольно подробно описала все, что происходило во время ее клинической смерти - как в больнице, так и у нее дома, как будто она там присутствовала. Д-р Морз проверил и убедился в правильности всех внетелесных наблюдений Екатерины.
После того, как его перевели в Сеаттлийский детский ортопедический госпиталь, а потом в Сеаттлийский медицинский центр, д-р Морз занялся систематическим изучением вопроса умирания. Он расспрашивал многих детей, переживших клиническую смерть, сверял и записывал их рассказы. Кроме того, он продолжал поддерживать контакт со своими молодыми пациентами по мере того, как они взрослели, и наблюдал их умственное и духовное развитие. В своей книге "Ближе к свету" доктор Морз утверждает, что все известные ему дети, пережившие временную смерть, мужая, становились серьезными и верующими, морально чище обычных молодых людей. Все они воспринимали пережитое ими как милость Божию и указание свыше, что надо жить для добра.
Еще до сравнительно недавнего времени подобные рассказы о загробной жизни помещались лишь в специальной религиозной литературе. Светские журналы и научные книги, как правило, избегали подобных тем. Подавляющее количество докторов и психиатров отрицательно относились ко всяким духовным явлениям и не верили в существование души. И вот каких-то двадцать лет тому назад, при самом, казалось бы, триумфе материализма, некоторые доктора и психиатры серьезно заинтересовались вопросом бытия души. Толчком к этому послужила нашумевшая книга д-ра Раймонда Муди (Raymond Moody) "Жизнь после жизни" (Life After Life) (1), вышедшая в 1975 году. В этой книге д-р Муди собрал ряд рассказов от лиц, переживших клиническую смерть. Рассказы некоторых знакомых побудили Муди заинтересоваться вопросом умирания, и когда он стал собирать сведения, то к своему удивлению обнаружил, что существует немало людей, которые во время своей клинической смерти имели внетелесные видения. Однако они не рассказывали об этом, чтобы их не осмеяли и не объявили бы сумасшедшими.
Вскоре после появления книги д-ра Муди падкие на сенсации пресса и телевидение широко раструбили собранные им данные. Началось оживленное обсуждение темы жизни после смерти и даже публичные Диспуты на эту тему. Тогда ряд докторов, психиатров и духовных лиц, посчитавших себя задетыми некомпетентным вторжением в их специальность, задались целью проверить данные и выводы д-ра Муди. Велико было удивление многих из них, когда они убедились в достоверности наблюдений д-ра Муди - а именно, что и после смерти человек не прекращает своего существования, а продолжает видеть, слышать, мыслить, чувствовать.
Среди серьезных и систематических исследований вопроса умирания следует указать на книгу д-ра Михаила Сабома (Michael Sabom) "Воспоминания о смерти" (Recollections of Death) (5). Д-р Сабом является профессором медицины при университете Эмори и штатным врачом в госпитале для ветеранов в городе Атланта. В его книге можно найти подробные документальные данные и глубокий анализ данного вопроса.
Ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга (Kenneth Ring), опубликованное в книге "Жизнь при смерти" (Life at Death) (6). Д-р Ринг составил стандартный бланк для опроса людей, переживших клиническую смерть. Имена других врачей, занимавшихся этим вопросом, приведены нами в отделе библиографии. Многие из них начинали свои наблюдения, будучи скептиками. Но видя все новые случаи, подтверждающие существование души, меняли свое мировоззрение.
В этой брошюре мы приведем несколько рассказов людей, переживших клиническую смерть, сравним эти данные с традиционным христианским учением о жизни души в "том" мире и сделаем соответствующие заключения. В приложении рассмотрим теософское учение о перевоплощении.

Термин “Клиническая смерть” закрепился в официальном медицинском лексиконе на рубеже 20 и 21 столетий, хотя использовался еще в 19 веке. Его применяют в тех случаях, когда сердце пациента перестало биться, что означает остановку циркуляции крови, снабжающей тело кислородом, без которого жизнь невозможна.

Тем не менее, у клеток есть кое-какой метаболический запас, на котором они могут недолго просуществовать без обогащения кислородом. Костная ткань, например, может сохраняться часы, а нервные клетки мозга умирают гораздо быстрее – от 2 до 7 минут. Именно за это время нужно вернуть человека к жизни. Если это удалось, то в таких случаях говорят, что человек пережил клиническую смерть.

Считается, что именно в мозге формируются те удивительные переживания, о которых свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть.

Поразительная схожесть воспоминаний о клинической смерти

Многие поражаются тому, насколько схожи воспоминания людей, переживших клиническую смерть: в них всегда присутствует свет, тоннель, видения. Скептики задаются вопросам – не сфабрикованы ли они? Мистики и апологеты паранормального считают, что схожесть опыта восставших из состояния клинической смерти доказывает реальность потустороннего мира.

Видения генерируются за мгновения до клинической смерти

С точки зрения современной науки на эти вопросы есть ответ. Согласно медицинским моделям функционирования организма, когда сердце остановилось – мозг замирает, его активность останавливается. Это означает, что какой бы опыт не переживал человек, в самом состоянии клинической смерти у него нет и не может быть ощущений, а значит и воспоминаний. Следовательно, и видение тоннеля, и присутствие якобы потусторонних сил, и свет – всё это генерируется до клинической смерти, буквально за считанные мгновения до неё.

Что же определяет схожесть воспоминаний в таком случае? Ни что иное, как схожесть наших, человеческих организмов. Картина наступления клинической смерти едина у тысяч людей: сердце бьётся хуже, кислородное обогащение мозга не происходит, наступает гипоксия. Условно говоря, мозг наполовину засыпает, наполовину галлюцинирует – и каждому видению можно сопоставить свой тип нарушенной работы.

Клиническая смерь на самом деле

Захлёстывающее чувство эйфории, неожиданной умиротворённости и добра - не предвестники загробного царства, а следствие резкого увеличения концентрации серотонина. В обычной жизни этот нейромедиатор регулирует в нас чувство радости. Исследования, проведённые в Германии под руководством А. Вутцлера, показали, что во время клинической смерти концентрация серотонина повышается минимум в три раза.

Тоннельное зрение

Многие люди сообщают, что видели коридор (или тоннель), а также свет в конце тоннеля. Медики объясняют это эффектом возникновения "тоннельного зрения". Дело в том, что в обычной жизни мы видим при помощи глаз только чёткое цветное пятно в центре, и мутную чёрно-белую периферию. Но наш мозг с младенчества умеет синтезировать картинки, создавая целостное поле зрения. Когда же мозг испытывает дефицит ресурсов, сигналы с периферии сетчатки не обрабатываются, что и вызывает характерное видение.

Чем дольше гипоксия, тем сильнее мозг начинает смешивать внешние сигналы с внутренними, галлюцинируя: верующие в эти моменты видят бога/дьявола, души своих умерших близких, тогда как у людей, не обладающих религиозным сознанием, сверхинтенсивно проносятся эпизоды их жизни.

Выход из тела

Перед самым "отключением" от жизни вестибулярный аппарат человека перестаёт вести себя нормальным образом, и люди испытывают чувство вознесения, полёта, выхода из тела.

По поводу этого феномена существует и такая точка зрения: многие учёные не считают внетелесный опыт как нечто паранормальное. Он переживается, да, но всё зависит от того, какие следствия мы этому приписываем. По мнению ведущего специалиста Института мозга человека Российской академии наук Дмитрия Спивака, есть малоизвестная статистика, согласно которой около 33% всех людей как минимум однажды переживали внетелесный опыт и воспринимали себя со стороны.

Учёный исследовал состояния сознания женщин в процессе родов: по его данным каждая 10-ая роженица испытывала чувство, как будто она видела себя со стороны. Отсюда делается вывод, что такое переживание – результат срабатывающей в предельных состояниях психической программы, встроенной глубоко на уровне психики. А клиническая смерть – пример предельного напряжения.

Люди после клинической смерти – есть ли последствия?

Одно из самых загадочных в клинической смерти – её последствия. Даже если человека удалось "вернуть с того света", можно ли уверенно говорить о том, что c “того света” вернулся тот же самый человек? Существуют множество зафиксированных примеров изменения личности, произошедших с пациентами - вот 3 истории из отчётов о случаях клинической смерти в США:

  • тинэйджер Гарри вернулся к жизни, но не сохранил и следы от былых весёлости и дружеской расположенности. После инцидента он стал проявлять столько злобы, что даже его семье стало тяжело справляться с "этим человеком". В итоге родные сделали местом его постоянного проживания обособленный домик для гостей, чтобы как можно реже с ним контактировать. Его поведение стало жестоким до опасного уровня.
  • девочка 3-х лет, пролежавшая 5 дней в коме, повела себя совершенно неожиданным образом: стала требовать алкоголь, при том, что никогда не пробовала его раньше. Кроме того, у неё проявилась клептомания и страсть к курению.
  • замужняя женщина Хизер Х. поступила в отделение с повреждением черепа, в результате которого нарушилось кровообращение в мозге и наступила клиническая смерть. Несмотря на тяжесть и обширность повреждений, она вернулась к жизни, причём более чем насыщенной: её стремление к сексуальным контактам стало постоянным и непреодолимым. Врачи называют это "нимфоманией". Итог: муж подал на развод, и суд его удовлетворил.

Клиническая смерть снимает блокировку социальных запретов?

Нет исследований, которые бы давали однозначный ответ насчёт природы подобных изменений, но существует довольно реалистичная гипотеза.

Жизнь после смерти есть. И тому существуют тысячи свидетельств. До сих пор фундаментальная наука от подобных рассказов отмахивалась. Однако, как говорила Наталья Бехтерева, знаменитый учёный, всю жизнь изучавшая деятельность мозга, наше сознание - такая материя, что, кажется, уже подобраны ключи к тайной двери. Но за ней обнаруживается ещё десять… Что же все-таки находится за дверью жизни?

«Она всё видит насквозь…»

Галина Лагода возвращалась с мужем на «жигулях» из загородной поездки. Пытаясь разойтись на узком шоссе со встречным грузовиком, муж резко вырулил вправо… Автомобиль смяло о стоявшее у дороги дерево.

Внутривидение

Галину привезли в калининградскую областную больницу с тяжелейшими повреждениями мозга, разрывами почек, лёгких, селезёнки и печени, множеством переломов. Сердце остановилось, давление было на нуле. - Пролетев чёрный космос, я оказалась в сияющем, залитом светом пространстве, - рассказывает мне Галина Семёновна спустя двадцать лет. - Передо мной стоял огромный мужчина в ослепительно-белой одежде. Его лица я не разглядела из-за направленного на меня светового потока. «Зачем ты сюда пришла?» - сурово спросил он. «Я очень устала, позвольте мне немного отдохнуть». - «Отдохни и возвращайся - у тебя ещё много дел». Придя в сознание после двух недель, в течение которых она балансировала между жизнью и смертью, больная рассказала завотделением реаниматологии Евгению Затовке, как проходили операции, кто из врачей где стоял и что делал, какое привозили оборудование, из каких шкафов что доставали. После очередной операции на раздробленной руке Галина во время утреннего врачебного обхода спросила врача-ортопеда: «Ну как ваш желудок?» От изумления он не знал, что ответить - действительно, врача мучили боли в животе. Сейчас Галина Семёновна живёт в ладу с собой, верит в Бога и совершенно не боится смерти.

«Летал, как облако»

Юрий Бурков, майор запаса, не любит вспоминать о прошлом. Его историю рассказала жена Людмила: - Юра упал с большой высоты, сломал позвоночник и получил черепно-мозговую травму, потерял сознание. После остановки сердца он долго лежал в коме. Я пребывала в ужасном стрессе. Во время одного из посещений больницы потеряла ключи. А муж, придя наконец в сознание, первым делом спросил: «Ты нашла ключи?» Я испуганно замотала головой. «Они лежат под лестницей», - сказал он. Лишь много лет спустя он признался мне: пока был в коме, видел каждый мой шаг и слышал каждое слово - причём как бы далеко от него я ни находилась. Он летал в виде облачка, в том числе и туда, где живут его умершие родители и брат. Мать уговаривала сына вернуться, а брат объяснил, что все они живы, только больше не имеют тел. Спустя годы, сидя у постели тяжело болевшего сына, он успокаивал супругу: «Людочка, не плачь, я точно знаю, что сейчас он не уйдёт. Ещё год побудет с нами». А через год на поминках умершего сына вразумлял жену: «Он не умер, а только раньше нас с тобой переселился в другой мир. Поверь мне, ведь я там был».

Савелий КАШНИЦКИЙ,Калининград - Москва.

Роды под потолком

«Пока врачи пытались меня откачать, я наблюдала интересную вещь: яркий белый свет (такого на Земле-то и нет!) и длинный коридор. И вот я как будто жду, чтобы в этот коридор войти. Но тут врачи реанимировали меня. За это время почувствовала, что ТАМ очень здорово. Даже уходить не хотелось!» Это воспоминания 19-летней Анны Р., пережившей клиническую смерть. Такие истории в изобилии можно найти на интернет-форумах, где обсуждается тема «жизнь после смерти».

Свет в тоннеле

Свет в конце тоннеля, проносящиеся перед глазами картины жизни, чувство любви и покоя, встречи с умершими родственниками и неким светящимся существом - об этом рассказывают вернувшиеся с того света пациенты. Правда, не все, а лишь 10-15% из них. Остальные не видели и не помнили вообще ничего. Умирающему мозгу не хватает кислорода, вот его и «глючит» - утверждают скептики. Разногласия в среде учёных дошли до того, что недавно было объявлено о начале нового эксперимента. В течение трёх лет американские и британские врачи будут изучать показания пациентов, у которых останавливалось сердце или отключался мозг. В числе прочего исследователи собираются разложить на полках в палатах реанимации различные картинки. Разглядеть их можно, лишь воспарив под самый потолок. Если пациенты, пережившие клиническую смерть, перескажут их содержание, значит, сознание действительно способно покидать тело. Одним из первых, кто пытался разъяснить феномен околосмертного опыта, был академик Владимир Неговский. Он основал первый в мире Институт общей реаниматологии. Неговский полагал (и с тех пор научный взгляд не изменился), что «свет в конце тоннеля» объясняется так называемым трубчатым зрением. Кора затылочных долей мозга отмирает постепенно, поле зрения сужается до узкой полосы, создавая впечатление тоннеля. Аналогичным образом медики объясняют видение картин прошедшей жизни, проносящихся перед взором умирающего. Структуры мозга угасают, а затем восстанавливаются неравномерно. Потому человек успевает вспомнить наиболее яркие события, отложившиеся в памяти. А иллюзия выхода из тела, по мнению врачей, - результат сбоя нервных сигналов. Однако скептики заходят в тупик, когда нужно дать ответ на более каверзные вопросы. Почему слепые от рождения люди в момент клинической смерти видят и затем детально описывают то, что происходит в операционной вокруг них? А такие свидетельства есть.

Выход из тела - защитная реакция

Любопытно, но многие учёные в том, что сознание может покидать тело, не видят ничего мистического. Вопрос лишь, какой из этого делать вывод. Ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН Дмитрий Спивак, входящий в состав Международной ассоциации исследования околосмертельных переживаний, уверяет, что клиническая смерть - лишь один из вариантов изменённого состояния сознания. «Их очень много: это и сны, и наркотический опыт, и стрессовая ситуация, и следствие болезней, - говорит он. - По статистике, до 30% людей хотя бы раз в жизни ощущали выход из тела и наблюдали себя со стороны». Сам Дмитрий Спивак исследовал психическое состояние рожениц и выяснил, что около 9% женщин во время родов переживают «выход из тела»! Вот показания 33-летней С.: «Во время родов у меня была большая кровопотеря. Неожиданно я стала видеть себя из-под потолка. Исчезли болевые ощущения. А примерно через минуту также неожиданно возвратилась на своё место в палате и вновь стала испытывать сильную боль». Получается, что «выход из тела» - это нормальное явление при родах. Какой-то заложенный в психику механизм, программа, срабатывающая в экстремальных ситуациях. Бесспорно, роды - ситуация экстремальная. Но что может быть экстремальнее самой смерти?! Не исключено, что «полёт в тоннеле» - это тоже защитная программа, которая включается в роковой для человека момент. А вот что будет с его сознанием (душой) дальше? «Одну умирающую женщину я попросил: если ТАМ действительно что-то есть, постарайтесь дать мне знак, - вспоминает доктор медицинских наук Андрей Гнездилов, работающий в Санкт-Петербургском хосписе. - И на 40-й день после смерти я увидел её во сне. Женщина произнесла: «Это не смерть». Долгие годы работы в хосписе убедили меня и моих коллег: смерть - это не конец, не разрушение всего. Душа продолжает жить». Дмитрий ПИСАРЕНКО

Чашка и платье в горошек

Эту историю рассказал Андрей Гнездилов, доктор медицинских наук: «Во время операции у пациентки остановилось сердце. Врачи смогли завести его, и, когда женщину перевели в реанимацию, я навестил её. Она посетовала, что её оперировал не тот хирург, который обещал. А ведь видеть врача она не могла, находясь всё время в бессознательном состоянии. Пациентка рассказала, что во время операции какая-то сила вытолкнула её из тела. Она спокойно разглядывала врачей, но тут её охватил ужас: а что если я умру, не успев попрощаться с мамой и дочкой? И её сознание мгновенно переместилось домой. Она увидела, что мама сидит, вяжет, а дочка играет с куклой. Тут зашла соседка, принесла для дочки платье в горошек. Девочка бросилась к ней, но задела чашку - та упала и разбилась. Соседка сказала: «Ну, это к добру. Видно, Юлю скоро выпишут». И тут пациентка вновь оказалась у операционного стола и услышала: «Всё в порядке, она спасена». Сознание вернулось в тело. Я зашёл в гости к родственникам этой женщины. И выяснилось, что во время операции к ним… заглядывала соседка с платьем в горошек для девочки и была разбита чашка». Это не единственный загадочный случай в практике Гнездилова и других работников Санкт-Петербургского хосписа. Их не удивляет, когда врачу снится его больной и благодарит за заботу, за трогательное отношение. А утром, приехав на работу, врач узнаёт: больной-то ночью умер…

Мнение церкви

Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии: - Православные люди верят в загробную жизнь и бессмертие. В Священном Писании Ветхого и Нового заветов существует множество подтверждений и свидетельств этому. Само понятие смерти мы рассматриваем только в связи с грядущим воскресением, и эта тайна перестаёт быть таковой, если жить со Христом и ради Христа. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек», - говорит Господь (Ин. 11, 26). По преданию, душа усопшего в первые дни ходит по тем местам, в которых творила правду, а в третий день возносится на небо к престолу Божию, где до девятого дня ей показывают обители святых и красоту рая. В девятый день душа опять приходит к Богу, и её отправляют в ад, где пребывают нечестивые грешники и где душа проходит тридцатидневные мытарства (испытания). На сороковой день душа опять приходит к Престолу Божию, где она предстаёт обнажённой перед судом собственной совести: прошла ли она эти испытания или нет? И даже в том случае, когда некоторые испытания обличают душу в её грехах, мы надеемся на милосердие Бога, у которого все дела жертвенной любви и сострадания не останутся втуне.

Общество православных врачей Санкт-Петербурга собирает истории об опыте клинической смерти. Это обратимый этап умирания, когда у человека сердце перестаёт работать, дыхание прекращается, но при этом в органах не происходит необратимых изменений. Если человека удаётся откачать, он выживает. Клиническая смерть не может длиться больше шести минут.

Мы делаем это для исследований, - рассказали Лайфу в обществе. - Наш настоятель храма Сергей Владимирович, он же отец Сергий, - председатель Общества православных врачей. Он собирается писать научные работы о целесообразности причащения человека, который находится в коме.

Главное - понять, осознаёт ли человек, который находится в состоянии клинической смерти, слова молитвы. Истории общество просит присылать по электронной почте. Как сказано на сайте организации, это "профессиональное объединение врачей различных специальностей, исповедующих православную веру".

Отец Сергий (Сергей Филимонов) - протоиерей, настоятель православного храма Державной иконы Божией Матери в Петербурге, хирург-оториноларинголог. При этом он не единственный священник среди членов правления общества.

На самом деле истории людей, переживших клиническую смерть, собирают многие организации. Самая крупная из них - Фонд исследований околосмертных переживаний. Его основал в 1998 году в США доктор медицины Джеффри Лонг. Сейчас н а сайте Фонда насчитывается более четырёх тысяч историй на 23 языках мира, в том числе и на русском.

И у этих историй как будто один сюжет. Чёрные тучи подступают к кровати. В них виден тоннель. Этот тоннель затягивает человека. Человек оставляет внизу, на кровати, своё тело, быстро летит по тоннелю к очень яркому свету. И когда достигает света, чувствует благодать (умиротворение, покой, любовь). Примерно вот так:

Но некоторые истории - это не короткометражка, а подробный фильм с участием необыкновенных существ. Когда человек приходит в сознание, оказывается, что этот фильм разделил его жизнь на "до" и "после".

На пороге ада

Одну из самых подробных историй прислал в фонд американец Джон. В далёком 1948 году он женился на красавице Элис. Невесту всегда окружали толпы поклонников, и Джон был горд, что её выбор остановился на нём. Эйфория продолжалась недолго. До Джона стали долетать известия о том, что жена ему изменяет. При этом у них уже было трое детей. Джон стал искать утешения в алкоголе.

Однажды Элис не вернулась ночевать, Джону стало так нестерпимо больно, что он решил покончить с собой. Он написал предсмертную записку и наглотался таблеток. Дальше идёт стандартное описание тоннеля клинической смерти - Джон быстро двигался по нему к свету. В свете стояло существо, как будто излучавшее любовь, сострадание, сочувствие. Джон понял, что существо читает его мысли. "Нет, это не смерть", - дало понять существо.

Далее Джону показали огромную яму, в которой бродили потерянные души. Они ходили, понурив головы и сгорбившись. Существо сказало, что это - ад, и что самоубийство - не выход из положения. Перед мужчиной проплыли панорамные видения из его жизни. Ему показали, как пять лет, которые он провёл в алкогольном опьянении, повлияли на его детей. Они были заброшены и часто чувствовали себя несчастными.

Что произойдет, если он не вернётся к жизни? Джон получил ответ на этот вопрос. Мать не в состоянии будет заботиться о детях - их отдадут в приют. Если Джон выживет и продолжит пить, его сыновья станут наркоманами, а дочь выйдет замуж за алкоголика.

Джон увидел также, что произойдёт, если он станет образцовым отцом. В этом случае трое его детей вырастут счастливыми и станут успешными людьми. Голос продолжал говорить, но уже не так строго: "Твоя работа ещё не сделана, возвращайся назад и исполни свой долг".

И Джон вернулся. Его жизнь не стала прекрасной - по крайней мере сразу. Он тяжело пережил развод. Дети остались с ним. Джону пришлось сменить работу, чтобы заниматься их воспитанием. Вскоре он встретил женщину, которую полюбил, и женился. Его новая супруга помогала ему преодолевать жизненные трудности и испытания.

"Я никогда не забуду того, что испытал и познал на краю ада, - пишет Джон. - Я занимаюсь пасторским консультированием и кроме этого веду бухгалтерию в одной маленькой фирме. Мои дети выросли и стали самостоятельными, счастливыми и успешными людьми. И я спокоен".

Научные работы

Истории об опыте клинической смерти анализировали и учёные. Одна из научных работ - "Околосмертный опыт без паранаучных и эзотерических спекуляций" - была опубликована в журнале "Историческая психология и социология истории" Юрием Сердюковым.

Он отмечает, что "люди, получившие околосмертный опыт, не были мертвы, они находились в предсмертном состоянии". То есть они были ещё живы, и это ключевой момент.

"Клиническая смерть в собственном смысле слова смертью не является... - пишет автор. - Это форма жизни - терминальное состояние человеческого организма и сознания..." Видения возникают "в условиях постепенной деградации функций головного мозга по направлению от самых молодых (кора больших полушарий) к филогенетически более древним образованиям (мозговой ствол, мозжечок), а также деградации и дезинтеграции психики".

Почему люди в состоянии клинической смерти видят похожие сюжеты? Возможно, влияние оказывают "архетипы коллективного бессознательного", про которые писал швейцарский психиатр Карл Юнг. Также можно предположить, что "влияет активизация определённых генетических структур, неизбежная в ситуации сильнейшего стресса".

"Сопровождающий умирание аффект - самый мощный в личной истории человека, поэтому он заставляет работать гены, "молчавшие" всю жизнь, - сказано в научной работе. - Какую информацию содержат эти гены... пока неизвестно".