Синдром дефицита внимания. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

Подробное и доступное пояснение, что такое синдром дефицита внимания, а также каковы его особенности и симптомы.

Сегодня в родительской среде и среде детских психологов набирают популярности такие термины, как «синдром дефицита внимания », «гиперактивность», «импульсивность» и т.д.

Они до сих пор вызывают бурные споры и обсуждения, до сих пор детально не изучены, но в том, что существуют дети (а часто – и взрослые) с вполне конкретными симптомами, которые и квалифицируют как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), сомневаться не приходиться.

Существует ли на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивноси?

По поводу того, существует ли на самом деле синдром дефицита внимания, можно ли его действительно считать заболеванием, и насколько широко его распространение, до сих пор ведутся ожесточенные споры и в научных, и в образовательных, и в других кругах.

Частенько учителя, которые слышат о том, что какой-то ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, кривятся, как от зубной боли, и начинают бурно объяснять, что это все выдумки родителей, которые не хотят нормально воспитывать своего ребенка.

Родители же, возмущенные сомнениями педагогов в их родительских способностях, начинают в ответ обвинять учителей: «Мол, это вы не хотите работать и находить подход к разным детям».

Истина же, как всегда, находится где-то посредине.

Дети с СДВГ действительно существуют.

И с ними действительно нужно налаживать особый контакт – никуда учителя от этого не денутся.

Но и некоторые мамы с папами перегибают палку, считая, что поведение их детей в школе – проблемы исключительно учителей, даже не пытаясь со своей стороны повлиять на собственное чадо.

Именно невоспитанность, к которой приводит нежелание родителей заниматься серьезно своими малышами, принимается за синдром дефицита внимания.

“И никакого синдрома дефицита внимания у него нет!”…


Помню, однажды такой ребенок превратил на некоторое время в кошмар поездку для всех пассажиров вагона.

Он бегал по проходу, открывал все купе, пытался хватать то, что ему нравилось, орал, стучал по стенам.

На все это родители вообще не реагировали.

Попытки привлечь их внимание окончились ничем: мама, выслушав возмущение некоторых пассажиров, спокойно ответила, что позволяет своему сыну вести себя так, как ему хочется, и, если кого-то это не устраивает, то это исключительно их проблемы.

Дитю этому, кстати, было лет 10, то есть на несмышленого карапуза тот не тянул никак.

Приструнить маленького террориста удалось одной старшей женщине (потом оказалось, что дама воспитала троих мальчишек), моей соседке по купе.

Когда это невоспитанное чадо ворвалось к нам в купе, то женщина, встав, достаточно строго отчитала мальчика, запретив брать без спросу ее вещи и шуметь рядом с ее купе, пригрозив отшлепать его, как следует, если не успокоится.

Мальчик, очевидно, не привыкший к такому тону и к тому, что ему говорят «Нет», подзавис на некоторое время, а затем побежал жаловаться маме.

Та, выйдя из состояния флегмы, пришла разбираться: «Как так, ее чадо обидели?».

На что услышала спокойный ответ моей соседки: «Я веду себя так, как считаю нужным и, если это кого-то не устраивает, то это исключительно их проблемы».

В вагоне наконец-то воцарились мир и тишина, которые нарушали лишь сердитое сопение маленького террориста и его мамы.

Никакого синдрома дефицита внимания и гиперактивности у этого дитяти не было.

Был просто обнаглевший от безнаказанности пацаненок.

Первые исследования синдрома дефицита внимания


Исследования мозговой дисфункции проводились достаточно давно.

К примеру, еще в начале ХХ века Е. Кан и его соратники исследовали детей, которые отличались излишней активностью и импульсивностью, неумением долго , отвлекаемостью и т.д.

Сам же термин «синдром дефицита внимания» относительно новый, ведь впервые был использован лишь в начале 1980-х годов американскими психиатрами.

В этой же стране и начали активно исследовать этот интереснейший феномен.

Именно Американская ассоциация психиатров впервые создала классификацию детей, страдающих от синдрома дефицита внимания.

Согласно их исследованиям наблюдается три типа:

  1. Так называемый «чистый» синдром дефицита внимания.
  2. СДВ, сочетаемый с гиперактивностью.
  3. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Чаще всего наблюдается именно комбинированная версия этого заболевания, поэтому аббревиатура СДВГ и стала столь распространенной в научной и научно-популярной литературе.

Отечественные же ученые от них, увы, пока сильно отстают.

Особенности синдрома дефицита внимания


Родителям, ребенок которых ведет себя не слишком хорошо и доставляет много неприятностей и им, и учителям, и воспитателям, и сверстникам, предстоит определить, действительно ли дитя страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности или же у него просто имеют пробелы в воспитании.

Прежде чем говорить о симптомах, мне бы хотелось, чтобы вы узнали о трех особенностях этого синдрома:

    Его распространенность не так велика, как кажется: всего 5–7% детей школьного возраста страдают от него.

    Если брать усредненные данные, то в каждом классе может быть ребенок с СДВГ.

    Немало, согласна, но это и не настолько пугающие цифры, как пытается доказать популярная литература.

  1. Мальчики подвергаются этому синдрому в два раза чаще, чем девочки, поэтому, если вы, являясь родителем мальчугана, заподозрили у своего малыша СДВГ, то поводов для беспокойства у вас гораздо больше, нежели у родителей девочек.
  2. До 5–6 лет заботиться синдромом дефицита внимания не стоит.

    До того, как ребенок пойдет в школу или хотя бы в подготовительную группу и начнет систематически обучаться, достаточно трудно определить у него СДВГ.

О том, как выявить СДВГ у ребенка

и что делать после подтверждения диагноза,

рассказано в видеоролике:

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Чтобы подтвердить свои опасения, обратите внимание на то, присутствуют ли у вашего малыша следующие симптомы:

  1. Не может сосредоточить свое внимание на долгое время.
  2. Постоянно вертит головой и отвлекается на что угодно, когда вы пытаетесь что-то рассказать или показать, или поиграть с ним в какую-то игру, требующую внимания.
  3. Трудно в правильной последовательности выполнять какое-либо задание.
  4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
  5. Постоянно теряет свои вещи, забывает, где оставил какую-то игрушку.
  6. Его невозможно организовать и привить ему какие-то правила поведения.
  7. Страдает от расстройств и забывает важные вещи.
  8. Не может совладать со своими побуждениями, да и не пытается этого делать.
  9. Если малыш что-то хочет, то должен получить это немедленно, потому что ожидание в очереди для него неприемлемо.
  10. Неспособен усидеть на месте даже короткое время, постоянно находится в бесцельном движении, причем не ходит, а бегает.
  11. Много болтает, перебивает других, не дает высказаться, не умеет слушать, когда ему что-то рассказывают.
  12. Легко впадает в истерику, демонстрирует свое раздражение и расстраивается даже тогда, когда для этого нет повода.
  13. Не учится на своих ошибках.

    Например, если он обжегся, то через некоторое время снова будет пить горячий чай, не дожидаясь, пока тот остынет.

  14. , может воспроизводить на бумаге буквы, будто отображенные в зеркале.
  15. Если отвлекается в процессе чтения, то ему достаточно трудно отыскать строку, на которой он закончил читать.

    Моментально забывает прочитанное.

  16. Вы замечаете, что дитя часто будто бы отключает свои чувства, то есть, физически он здесь, но в реальности не с вами, а мыслями где-то очень далеко.
  17. Наблюдаются пробелы в восприятии.

    Часто на ваш вопрос «Что вы делали сегодня на уроках?» вам отвечают: «Не помню».

Поодиночке эти симптомы еще не свидетельствуют о том, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивность, но, если хотя бы 5 из них вы обнаружили у своего малыша, то следует обратиться к доктору, чтобы он подтвердил или развеял ваши опасения.

Синдром дефицита внимания не поддается лечению, зато поддается коррекции.

Только специалист подскажет вам (ведь каждый случай уникален), как быть со своим чадом, чтобы он нормально адаптировался в общество и его СДВГ не мешал ему жить полной жизнью и не создавал проблем окружающим.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) - состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца.

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован;
  • Часто забывает;
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
  • Постоянно что-нибудь теряет;
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив;
  • Ему сложно сидеть на одном месте;
  • Ребенок всегда в движении;
  • Постоянно суетится;
  • Ему сложно тихо и спокойно играть;
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ - методика Дэйвиса . Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.

  1. Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
  2. В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
  4. Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Он научился выявлять это расстройство не только у детей, но и у взрослых и разработал систему диагностики и лечения СДВГ, которая прибегает к традиционным лекарствам лишь в последнюю очередь. Итак, что способно улучшить состояние ребенка или взрослого с СДВГ?

Ниже я буду говорить о шести различных типах СДВГ и о том, как важно знать свой тип, чтобы получить адекватную помощь. Однако существует ряд процедур, общих для всех пациентов с СДВГ, помимо предписаний врача.

  1. Принимайте мультивитамины. Они помогают в обучении и предотвращают хронические заболевания. Независимо от типа СДВГ у вас или вашего ребенка, рекомендую мультивитамины и минеральные добавки каждый день. Когда я учился в медицинской школе, профессор, который преподавал нам курс питания, говорил, что если бы люди питались сбалансированно, витаминные и минеральные добавки были бы им не нужны. Однако сбалансированный рацион - это нечто архаичное для многих наших семей, питающихся фастфудом. По своему опыту могу сказать, что семьи с СДВГ в особенности имеют проблемы с планированием и, как правило, едят вне дома. Защитите себя и своих детей, принимая мультивитамины и минеральные добавки.
  2. Дополните свой рацион жирными кислотами омега-3. Было выявлено, что страдающие СДВГ имеют недостаток омега-3 жирных кислот в крови. Особенно важны две из них - эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК). Обычно прием ЭЗПК очень помогает людям с СДВГ. Взрослым я рекомендую принимать 2000–4000 мг/сутки; детям 1000–2000 мг/сутки.
  3. Исключите кофеин и никотин. Они не дают заснуть и снижают эффективность других методов лечения.
  4. Регулярно занимайтесь физкультурой: хотя бы 45 минут 4 раза в неделю. Продолжительные, бодрые прогулки - как раз то, что нужно.
  5. Не больше получаса в день смотрите телевизор, играйте в видеоигры, пользуйтесь сотовым телефоном и другими электронными устройствами. Это может быть непросто, но даст заметный эффект.
  6. Относитесь к еде, как к лекарству, потому что она им и является. Большинству пациентов с СДВГ становится лучше, когда они придерживаются программы полезного для мозга питания. Работа с диетологом может дать серьезные результаты.
  7. Никогда не кричите на страдающих СДВГ. Нередко они ищут конфликта или возбуждения как средства стимуляции. Могут легко вывести вас из себя или заставить злиться. Не теряйте самообладания с ними. Если такой человек заставляет вас взорваться, его низкоэнергетическая лобная кора активизируется, и это ему неосознанно нравится. Никогда не позволяйте своему гневу стать чьим-то лекарством. Такая реакция вызывает привыкание у обеих сторон.

6 типов СДВГ

Эффективное лечение человека с СДВГ может изменить всю его жизнь. Тогда почему лекарственные препараты типа риталина помогают одним пациентам, но лишь усугубляют состояние других? Пока я не начал делать сканы ОЭКТ (однофотонной эмиссионной компьютерной томографи)и, я не знал причины этого. Из сканов я узнал, что СДВГ - это не какой-то один тип расстройства. Насчитывается по крайней мере 6 различных типов, и они требуют разного подхода к лечению.

Наши исследования свидетельствуют, что СДВГ затрагивает в первую очередь следующие области мозга:

  • Кору лобных долей - она отвечает за концентрацию, устойчивость внимания, оценку происходящего, организацию, планирование и контроль импульсов.
  • Переднюю поясную извилину - переключатель передач мозга.
  • Височные доли, связанные с памятью и опытом.
  • Базальные ганглии, которые производят и перерабатывают нейротрансмиттер дофамин, влияющий на лобную кору.
  • Лимбическую систему, связанную с эмоциональным состоянием и настроением.
  • Мозжечок, связанный с координацией движений и мыслей.

Тип 1: классический СДВГ. У пациентов наблюдаются основные симптомы СДВГ (непродолжительная устойчивость внимания, рассеянность, дезорганизация, прокрастинация и отсутствие перспективной оценки поведения), а также гиперактивность, нервозность и импульсивность. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры и мозжечка, особенно при концентрации. Этот тип, как правило, диагностируется на ранних этапах жизни.

В данном случае я использую биологически активные добавки, которые повышают уровень дофамина в мозге, такие как зеленый чай, L-тирозин и родиола розовая. Если они неэффективны, то могут понадобится стимулирующие препараты. Я также обнаружил, что может быть очень полезна диета с повышенным содержанием белка и ограничением простых углеводов.

Тип 2: невнимательный СДВГ. Пациенты демонстрируют основные симптомы СДВГ, но кроме этого у них наблюдаются упадок сил, пониженная мотивация, отстраненность и склонность зацикливаться на себе. На ОЭКТ-скане мы тоже видим снижение активности в лобной коре и мозжечке, особенно при концентрации.

Этот тип обычно диагностируют в более позднем возрасте. Он чаще встречается у девочек. Это тихие дети и взрослые, их считают ленивыми, немотивированными и не очень умными. Рекомендации для данного типа такие же, как для 1-го.

Тип 3: СДВГ с чрезмерной фиксацией. Для этих пациентов тоже характерны первичные симптомы СДВГ, но в сочетании с когнитивной негибкостью, проблемами с переключением внимания, склонностью зацикливаться на негативных мыслях и навязчивом поведении, потребностью в единообразии. Кроме того, имеется предрасположенность к беспокойству и обидчивости, и они, как правило, любят спорить и идти наперекор.

На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности в лобной коре при концентрации и повышенную активность передней поясной извилины, что приводит к зацикливанию на негативных мыслях и определенном поведении. Стимуляторы обычно лишь ухудшают состояние таких пациентов. Этот тип я часто начинаю лечить добавками, повышающими уровень серотонина и дофамина. Я рекомендую диету со сбалансированным сочетанием здоровых белков и «умных» углеводов.

Тип 4: СДВГ височных долей. Основные симптомы СДВГ у этих пациентов сочетаются со вспыльчивостью. Иногда они испытывают периоды тревоги, головные боли или боли в животе, предаются мрачным мыслям, имеют проблемы с памятью и трудности с чтением и подчас неправильно интерпретируют обращенные к ним замечания. В детстве у них нередко бывают травмы головы, или в их роду у кого-то из родственников наблюдались припадки ярости. На сканах ОЭКТ мы видим снижение активности лобной коры при концентрации и активности височных долей.

Стимуляторы обычно делают этих пациентов еще более раздражительными. Я, как правило, использую комбинацию стимулирующих добавок, чтобы помочь успокоить и стабилизировать настроение. Если у пациента есть проблемы с памятью или обучением, я назначаю ему БАДы, улучшающие память. Если необходимы лекарства, я назначаю комбинацию противосудорожных препаратов и стимуляторы, а также диету с более высоким содержанием белка.

Тип 5: лимбический СДВГ. Первичные симптомы СДВГ у этих пациентов сопровождаются хронической меланхолией и негативизмом в сочетании с упадком сил, низкой самооценкой, раздражительностью, социальной изоляцией, отсутствием аппетита и сна. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры в состоянии покоя и при концентрации и увеличение активности глубокой лимбической системы. Стимуляторы здесь тоже вызывают проблемы с обратной реакцией или симптомы депрессии.

Тип 6: СДВГ «Кольцо огня». Помимо основных симптомов СДВГ для этих пациентов характерны капризность, вспышки гнева, оппозиционные черты характера, отсутствие гибкости, поспешность мышления, чрезмерная болтливость и чувствительность к звукам и свету. Я называю этот тип «Кольцо огня», поскольку на сканах мозга людей с этим типом СДВГ видно характерное кольцо.

Купить эту книгу

СДВГ это большая психиатрия?

Не верю, что вы взрослый человек, да ещё мама.

Что, деточка, каникулы начались, заняться нечем? иди уроки поучи!

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно.

Это и есть СДВГ?

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. 3. Семинары о детях с СДВГ от мамы СДВГ ребёнка и организатора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети » Московские мамы хвалят психиатра Елисея Осина.

СДВГ: типология и проявления

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на.

Пример старшего сына.

С моим старшим сыном сплошные проблемы, а младший до года был просто ангел. Но теперь, я вижу повторение истории. Вижу его выходки, плохие выходки скопированные у старшего. И очень боюсь, чтобы «золотой ребенок» не превратился в копию брата. Хочу сказать сразу, люблю я их двоих одинаково. Просто у старшего стоит диагноз гиперактивность, кто сталкивался с этим-поймет меня. И двоих детей (гиперактивных), я просто не переживу. Я еле справляюсь с одним из них. Как быть, как не допустить.

Имхо, вы уверены что это диагноз а не проявление ревности, нехватка внимания от вас и т.д.? Разница то у ваших маленькая, очень может быть что старший ребенок просто недополучил вас. И поэтому ведет себя проблемно, вообще то дети очень часто так внимание привлекают. Плюс для многих детей в 2-3 года моменты гиперактивности являются просто возрастными моментами. И поэтому данный диагноз (он обычно как сдвг звучит) так рано не ставят, вот если годам к 6 не перерастет и никакое ваше воспитание не действует вот тогда говорят о диагнозе.

Просто у одного диагноз, второй пример берет и вроде как ничего и не сделать, только сидеть и вздыхать. Имхо, но чтобы избежать повторения я бы начала с анализа _своего_ поведения, отношения, возможно пересмотра правил, границ и т.д. Просто так не скажешь что именно делать. Единственное - никакой диагноз просто примером точно не передается. Можно вести себя неподобающим образом, но это не диагноз, это взрослые позволяют, кивая на диагнозы и пример. Имхо.

Обращение от неопытной приёмной матери.

ПО следам моих постов недельной давности. Я столкнулась с тем, что подробное описание моего опыта вызвало во многих опытных мамах резкое неприятие, вплоть до полного отторжения. Причины тут вижу разные 🙂 Хочу написать своё мнение по поводу целесообразности делиться новичкам своим опытом. Вот представьте, молодая неопытная мама 5-месячного младенца. У младенца режутся зубки и он не даёт покоя своей матери ни днём, ни ночью. И вот мама с 5-месячным опытом встречает, гуляя в парке, маму с.

Как лечить гиперактивность

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к.

Диагноз сдвг. Кто виноват и что делать?

Cиндром дефицита внимания и гиперактивности наступает в возрасте от 3 лет. О причинах плохой концентрации внимания, излишней импульсивности говорят многое. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые определила настоящие причины возникновения СГВД. Дело в том, что этот страшный диагноз может быть поставлен только определенным детям, детям со звуковым вектором. Именно эрогенная зона звуковика – уши становиться тем слабым местом, на которое крик родителей действует убийственно. Что же.

мамам деток с сдвг вопрос

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если в семье ребенок с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), создается впечатление, что его много.

А совет - терпение, терпение, терпение. И гнуть свою и только свою политику. Настаивать, убеждать в нужности, проводить вместе время (не просто рядом, а заниматься делами какими-то совместными).

Психиатров тоже боятся не надо, просто идти к ним в частном порядке и выбирать, выбирать заинтересованного.

Написать и проговорить между взрослыми семейные правила- что можно, а чего нельзя. четко, ясно и понятно. всем вести всегда себя с ребенком в соответсвии с ними и требовать от ребенка их выполнения

Взрослым быть хозяином в доме и королем положения

Найти хорошего врача психиатра, а лучше двух, которые обследуют и будут лечить вашего ребенка

СДВГ: Гиперактивные дети - надежды для современных скоростей

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой.

Что такое детская гиперактивность?

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со.

Про гиперактивность и дефицит внимания

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять.

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита.

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. 3. Семинары о детях с СДВГ от мамы СДВГ ребёнка и организатора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети » Московские мамы хвалят психиатра Елисея Осина.

Аминокислоты против эпилепсии

Я уже писала что начала давать Инессе Таурин. Капсула большая, Инесса пьет хорошо, мне кажется что положительный эффект имеется. Но я узнала что оказывается Таурин принимают в комплексе с Тианином и Карнозином. Это я узнала последовательно.Сначала прочитала что надо пить Таурин с Тианином и только потом что еще и с Карнозином, поэтому получилось так что я всё заказывала по отдельности. Жаль что не с кем проконсультироваться, какие же именно аминокислоты и в какой комбинации и в каких.

Детская гиперактивность

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы.

В Серебряном бору открылся купальный сезон

15 мая в Москве официально открылся купальный сезон. В Северо-Западном округе купание разрешено только на двух пляжах в Серебряном Бору. Здесь уже установлены кабинки для переодевания, работают кафе, туалеты, душевые кабины, прокат шезлонгов и спортинвентаря.

Разоблачение мифа о модной детской болезни

Немецкие ученые из Рурского университета утверждают, что медики слишком часто ставят детям диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), пишет Московский Комсомолец. «Исследователи в рамках исследования опросили более 1000 детских и подростковых психотерапевтов и психиатров по всей Германии о том, чем они руководствуются, ставя детям диагноз СДВГ. Западные психиатры представили очередные доказательства, что такого расстройства просто не существует, а детей зря лечат.

Статья об СДВГ на РБК («Будущее ребенка можно предсказать по его плачу»)

Вспомнилось: мой старший брат, который был типичным СДВГ-шкой (тогда таких диагнозов не ставили, но когда я, будучи взрослой, начала читать про СДВГ, то моментально его в детстве вспомнила -прямо классика жанра) был абсолютно идеальным младенцем, который никогда не плакал, играл тихонько в манеже и не просыпался по ночам:)

Очень неплохая статья о СДВГ/ММД, частые диагнозы наших деток

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. 3. Семинары о детях с СДВГ от мамы СДВГ ребёнка и организатора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети » Московские мамы хвалят психиатра Елисея Осина.

Так что все правильно в статье написано и многое объясняет, о чем тут копья ломать?

(Типичные ошибки родителей)» />

(Типичные ошибки родителей)

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

СДВГ у взрослых: симптомы, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психологическое состояние, свойственное детям дошкольного возраста. Чаще всего этот синдром проявляется в виде повышенной импульсивности, недостатке самоконтроля и трудностью осознания собственного «Я». Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется значительно реже. По мнению ученых, развитие этого заболевания в более зрелом возрасте свидетельствует о неблагоприятных условиях для личностного формирования в детском возрасте. Актуальность данной проблемы в настоящее время можно объяснить тем, что СДВГ диагностируется довольно редко. Проблемы со своевременным выявлением заболевания приводят к тому, что больным приходится самостоятельно адаптироваться к условиям, которые диктует общество.

Люди с дефицитом внимания стараются заниматься деятельностью, которая не требует постоянной концентрации. Следует обратить внимание, что данное психическое расстройство не мешает больному полноценно проживать собственную жизнь. Однако коммуникационная связь с окружающими может представлять некоторые трудности для больных с данным заболеванием.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - известная проблема детей школьного возраста

Причины развития патологии

По мнению специалистов, рассматриваемое заболевание входит в группу органических и характеризуется минимальной дисфункцией мозговых долей. Подобные нарушения приводят к неспособности определенных мозговых отделов заниматься выполнением прямых функций. К сожалению, современный уровень медицины не всегда позволяет диагностировать подобные изменения. Специальные аппараты, позволяют лишь диагностировать первые признаки развития болезни.

По мнению специалистов, данный синдром чаще возникает до самого момента рождения. Развитие гиперактивности и дефицита внимания у ребенка, провоцирует образ жизни и психоэмоциональное состояние беременной женщины. Увлечение спиртными напитками и наркотическими веществами может негативно отразиться на состоянии эмбриона. По данным последних исследований, образ жизни, который ведет женщина, напрямую отражается на состоянии яйцеклеток. Таким образом, все вышеперечисленные факторы начинают влиять на организм женщины задолго до самой беременности. Помимо этого, тяжелое течение беременности, токсикоз и гестоз также являются факторами, увеличивающими риск развития СДВГ.

По словам исследователей, риск развития мозговой дисфункции у ребенка увеличивается при наличии инфекционных заболеваний, перенесенных во время вынашивания плода. По их мнению, синдром дефицита внимания является лишь малой частью возможных проблем с мозговой деятельностью. Также следует обратить внимание на то, что появление СДВГ может быть связано с асфиксией в первые дни жизни ребенка.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания у взрослых может быть вызван неблагополучными социальными условиями в детские годы. Особая роль в этом вопросе отведена микроклимату, царящему в семье, модели воспитания ребенка и другим бытовым факторам.

Клиническая картина

В международной классификации заболеваний, для этого заболевания отводится целый раздел. Каждый случай обращения к специалисту с подобной проблемой рассматривается строго в индивидуальном порядке. Клиническая картина напрямую зависит от характера проявления симптомов и степени их выраженности. Также следует обратить внимание на тот факт, что многие признаки болезни, характерные для детского возраста, редко проявляются в более зрелые годы.

Данные последних исследований показывают, что заболевание больше чем у половины детей остается на всю жизнь

Клиническая картина проявления СДВГ у взрослых, значительно отличается от детской формы патологии.

Зачастую перенесенный дефицит внимания почти не проявляется по достижению совершеннолетия. Специалисты объясняют это тем, что возрастные изменения организма приводят к увеличению энергетических ресурсов организма.

У взрослых рассматриваемая патология проявляется в виде неустойчивости. Наличие неустойчивости выражается в проблемах с выполнением рутинных ежедневных занятий. Уборка, стирка и процесс приготовление пищи может стать настоящей проблемой для больного человека. Нередко наличие этой болезни приводит к спорным и конфликтным ситуациям. Многие люди не находят понимания и сочувствия от своего ближайшего окружения, что значительно усложняет их жизнь. Также большинство людей с диагнозом гиперактивность сталкиваются с различными трудностями в профессиональной сфере. Ярко выраженная асоциальность и проблема с коммуникабельностью приводит к тому, что человек просто закрывается в собственном мире.

Признаки дефицита внимания у взрослых проявляются в виде следующих факторов:

  1. Сложность с различными финансовыми вопросами, включая расчет собственной зарплаты, оплату различных покупок и платежей за коммунальные услуги.
  2. Проблемы с концентрацией, забывчивость и рассеянность.
  3. Проблемы с коммуникацией и общением.
  4. Трудности в построении планов на ближайшее будущее.

Люди с данным диагнозом редко проявляют тактичность, и способность слушать собеседника. Многие из больных не имеют амбиций, и редко высоко продвигаются по карьерной лестнице. Малая заинтересованность в различных аспектах, приводит к отсутствию интересов и хобби. Неорганизованность приводит к тому, что начиная заниматься одним делом, человек часто отвлекается на различные раздражители. Дефицит внимания может сопровождаться сложностью делать выводы и заключения, а также анализировать различные ситуации. Человек проявляет свою неспособность придерживаться составленного плана или копить деньги. Забывчивость и несобранность может привести к тому, что больной забывает вовремя принять лекарство или опаздывает на заранее назначенные встречи.

Зачастую люди с синдромом дефицита внимания проявляют чрезмерную импульсивность и редко заранее обдумывают свои слова. Проблемы с тактом приводят к тому, что больной практически не контролирует свою речь и говорит только то, о чем думает. Обуздать свою импульсивность гиперактивным людям практически невозможно. Забывчивость и несобранность сопровождается трудностями в профессиональной сфере, из-за проблем с выполнением своих трудовых обязанностей. Наиболее остро синдром дефицита внимания проявляется при управлении транспортом. Сама дорога, другие участники дорожного движения и дорожные знаки усложняют контроль над ситуацией.

Иногда СДВГ проявляется в виде трудностей с чтением книг и просмотром фильмов. Больные редко проявляют интерес к медленно развивающемуся действию, и испытывают сложности с пониманием художественных произведений.

СДВГ у взрослых - это органическое заболевание, которое подразумевает под собой минимальную дисфункцию мозговых долей

Методы диагностики

После того как были рассмотрены симптомы СДВГ у взрослых, можно перейти к обсуждению методов диагностики этого заболевания. По мнению большинства исследователей этой болезни, явные признаки СДВГ проявляются именно в детские годы. Отсутствие своевременной терапии приводит к тому, что болезнь проявляется в более зрелом возрасте. Исходя из этого, специалист должен тщательно изучить анкету больного, для того, чтобы обнаружить признаки этого заболевания в детстве. Подробный опрос о детстве пациента и климатических условиях в семье, позволит собрать все элементы пазла и сформировать своеобразную картину, рассказывающую о текущем состоянии больного.

Один из важных нюансов проведения диагностического обследования – сбор информации о различных аспектах поведения больного в детском возрасте. Помимо этого, следует уделить повышенное внимание темпу и условиям психического развития. На следующем этапе диагностики требуется провести общее обследование состояния организма. Очень важно исключить наличие соматических и неврологических болезней, обладающих схожими симптомами. Применение специальной аппаратуры для измерения органических изменений области головного мозга, позволяет подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз. Для точной постановки диагноза требуется провести исследования мозговой активности в состоянии покоя и концентрации.

Для получения полной клинической картины используются различные методики, определяющие темперамент, тип личности и другие особенности психоэмоционального характера. Измерение IQ, личностное тестирование и другие методы психоанализа позволяют наиболее точно диагностировать болезнь.

Как бороться с СДВГ

Как лечить дефицит внимания у взрослых? На сегодняшний день для борьбы с этим заболеванием используется комплексный подход, основанный на:

  • психотерапии;
  • использовании различных лекарственных средств.

Для того чтобы побороть рассматриваемую болезнь, потребуется пройти курс поведенческой терапии. Работа с психологом позволяет добиться стойкого результата, однако, для того, чтобы закрепить успех, в лечении больного должны принимать участие психиатр и психотерапевт.

Причина болезни может возникнуть еще до рождения ребенка

После обращения человека с этим психическим расстройством к психотерапевту, врач обязан разработать индивидуальную стратегию лечения. Методика терапии определяется степенью выраженности основных симптомов, свойственных болезни. Для того чтобы поднять самооценку больного и укрепить его самоутверждение, потребуется использовать поведенческие и когнитивные методики. Очень важно, чтобы все применяемые методы, подстраивались именно под характер больного.

В задачу психотерапевта входит научить больного справляться с различными психологическими нагрузками и стрессом. Специальные тренинги, посвященные релаксации, должны обучить человека правильно распределять собственную энергию. На таких тренингах больной изучает различные методы распределения собственного времени для достижения максимальной продуктивности. Создание четких рамок между рабочим временем и отдыхом позволяет добиться стойкого результата в терапии.

Один из важных этапов работы с психотерапевтом, семейные сеансы, в ходе которых разрешаются различные спорные и конфликтные ситуации между супругами. Диагноз СДВГ довольно часто затрудняет общение между супругами, в результате чего появляются недопонимание и бытовые ссоры. Врач должен научить супруга больного правильному общению со своим избранником.

Также существуют специальные тренинги, целью которых является нормализация профессиональной сферы. Правильный подход к терапии заболевания позволяет нормализовать коммуникативные способности больного, что благоприятно влияет на его продуктивность.

Люди с СВДГ ощущают затруднения в выполнении рутинных каждодневных дел

Медикаментозная терапия, редко применяется в отношении взрослых пациентов. Чаще всего, для достижения стойкого результата, больному достаточно сеансов психотерапии. Однако при наличии необходимости, больному могут быть назначены различные медикаментозные препараты. Чаще всего лекарства, используемые для терапии болезни у детей, используются и взрослыми. Очень важно, чтобы в семье больного нашелся человек, который возьмет под свой контроль процесс приема препаратов.

На сегодняшний день в терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности используются различные психостимуляторы. Эта категория лекарственных средств позволяет достичь стойкого результата, благодаря снижению выраженности основных симптомов свойственных болезни. Однако бесконтрольный прием и отсутствие режима может привести к привыканию к этой категории медикаментов. Помимо психостимуляторов, используются ноотропные препараты, действие которых направлено на стимуляцию мозговой активности. Помимо этого, применение подобных средств нормализует качество мыслительных процессов. Правильный подход к применению медикаментозных средств позволяет полностью исключить развитие рецидива заболевания.

В составе комплексного лечения используются препараты, обладающие сосудорасширяющим действием. Применение подобных средств позволяет усилить приток крови к определенным мозговым отделам, что благоприятно отражается на динамике заболевания. Использовать данные препараты для самолечения не рекомендуется, так как бесконтрольный прием сосудорасширяющих средств может привести к негативным последствиям для организма.

СДВГ или синдром дефицита внимания у взрослых людей

1. Основные понятия 2. Причины 3. Клинические проявления 4. Лечение

На сегодняшний день проблемы расстройств поведения стоят очень остро. Особенно это выражено среди детей и подростков. Однако неспособность контролировать свои действия и принимать установленные правила и нормы встречаются и у взрослого человека. Большинство подобных случаев среди детей не имеет в своей основе грубых органических поражений головного мозга, и хорошо поддаются коррекции на ранних стадиях развития. Поведенческие расстройства взрослых, как правило, менее выражены, но не менее опасны. Поэтому крайне важно правильно диагностировать и лечить подобные расстройства в любом возрасте.

Одна из форм постепенного количественного нарастания расстройств отдельных психических функций, чаще всего проявляющихся в изменении поведения, носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В большинстве случаев данный диагноз ассоциируется именно с детьми. Однако расстройством могут страдать и взрослые люди. По данным статистики распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди лиц старше 18 лет достигает 6-7%.

Основные понятия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является комплексной пограничной проблемой, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики. Сама патология заключается в хроническом расстройстве поведения, манифестируемом в детском возрасте. Нескорректированные вовремя симптомы расстройства дают о себе знать во взрослом состоянии не менее чем у 60% пациентов.

Конкретные клинические проявления болезни достаточно разнообразны. В этой связи изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности имел целый ряд синонимов, отражающих преимущественную клинику или патогенез заболевания – «дефицит нравственного контроля», «минимальная мозговая дисфункция», «хронический гиперкинетический мозговой синдром», «легкая дисфункция мозга» и другие. Однако ни один из них полностью не отражал сути заболевания. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был введен в 1980 году и оказался наиболее приемлемым для описания поведенческих расстройств. Наряду с ним были выделены «синдром дефицита внимания без гиперактивности» и «синдром резидуального типа», диагностируемый у лиц, страдавших СДВГ в более раннем возрасте.

СДВГ – это полиэтиологическое заболевание, проявляющееся нарушениями поведения, которые манифестируют у детей старше 5 лет и сопровождаются снижением внимания и гиперактивностью. Потенциально подобные изменения провоцируют проблемы с обучением и работой, снижение качества жизни, социальную дезадаптацию человека.

Причины

В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.

Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.

Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

  • пищевой аллергией;
  • нарушениями обмена глюкозы;
  • патологией щитовидной железы;
  • гельминтозами;
  • болезнями бронхо-легочной системы.

Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

Клинические проявления

Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

  • эмоциональная лабильность;
  • неспособность завершить планируемое действие;
  • вспыльчивость;
  • плохая стрессоустойчивость;
  • импульсивность.

Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству. При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны. Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.

Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре.

У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

Лечение

Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:

  • когнитивная поведенческая терапия;
  • физиопроцедуры;
  • лечебная физкультура;
  • воздействие на сопутствующую патологию;
  • участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
  • медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).

Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента. Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения. Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач. Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой. Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью. Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии. Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.

Особое состояние, которое мешает не только в детском, но и во взрослом возрасте. Многие из нас даже не задумываются, что трудности обучения, неприятности на работе и в семейной жизни связаны именно с этим синдромом.

Что это такое

На самом деле полное название синдрома - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания.

Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы. Достоверных причин развития синдрома на сегодняшний день не найдено. Дети и взрослые с СДВГ часто имеют высокий или нормальный уровень интеллекта.

Симптомы

Обычно симптомы появляются в детском возрасте и при правильной коррекции у взрослого практически незаметны. Считается, что с возрастом человеку удается адаптироваться, нервная система перестраивается и СДВГ уже не так влияет на повседневную жизнь. Однако если ребенку с таким диагнозом не помогать, то вероятность сохранения симптомов во взрослом возрасте составляет 60 %.

Наиболее неприятным симптомом является снижение внимания. Таким людям трудно дослушать собеседника, досмотреть фильм, дочитать книгу, возникают трудности при обучении. У взрослых это может проявиться в неспособности планировать расходы, выполнять монотонную работу и т. д. Им бывает трудно создать прочный долговременный брак или добиться повышения по службе.

Гиперактивность может проявляться по-разному. Например, некоторым трудно усидеть на месте. Другие постоянно крутят в руках какие-нибудь предметы, например карандаш или носовой платок. Бывает, что люди с гиперактивностью перебивают собеседника, выкрикивая свою точку зрения. Для СДВГ характерна импульсивность поступков. Контролировать такие проявления очень трудно, и многим это просто не удается.

Установить диагноз СДВГ у взрослого довольно трудно, так как симптомы могут быть схожи с психическими расстройствами, например с депрессией или тревогой. Если вы подозреваете у себя СДВГ, то на начальном этапе может понадобиться помощь нескольких специалистов.

Невролог исключит органические повреждения головного мозга (например, опухоли, сосудистые заболевания), психиатр - психические (например, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство). Опытный психолог проведет детальное обследование интеллекта и особенностей личности.

Для установления диагноза крайне важна информация о детстве пациента, ведь СДВГ не развивается на пустом месте у взрослого, проявления всегда начинаются в детском возрасте. Когда диагноз установлен, может потребоваться наблюдение и помощь психолога и психотерапевта.

Как себе помочь

Медикаментозное лечение СДВГ должно проходить только под контролем врача. Но для улучшения состояния многое можно делать и самому. Для уменьшения симптомов вам могут рекомендовать соблюдение режим сна, сон не менее 8 часов в день. Очень полезны активные физические нагрузки, а также йога и медитация. Правильное регулярное питание тоже помогает ослабить симптомы.

Если у вас диагностировали СДВГ, не отчаивайтесь. Современная медицина располагает множеством способов помочь, и эффект от лечения практически всегда предвосхищает даже самые смелые ожидания пациента.

Будьте здоровы!

Мария Мещерина

Фото istockphoto.com

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» - они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям. Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это - синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения. Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций - так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года - возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, .
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер - они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: ). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено. Заменой им служат ноотропные средства - группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом. Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.


Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролем

Психологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны , помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания. Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций , способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи. Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе - у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Сложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным - только такие качества помогут ему в социальной адаптации.