Урок ОРК и СЭ Тема: Почему плохо быть равнодушным? Нельзя быть равнодушным

На вопрос, что самое трудное в работе следователя, Татьяна Валентиновна Каштанова (на снимке), подполковник полиции, начальник следственного отдела ОМВД России по Богородскому району, который она вновь возглавляет с октября 2015 года, помолчав, ответила: «Обвинять тяжело, сложнее всего арестовывать людей. С одной стороны, понимаешь, человек совершил преступление, и здесь у меня жесткая позиция: виновен - должен быть наказан. А с другой стороны, жалко людей, особенно молодых, кто в силу каких-то особых обстоятельств первый раз нарушил закон, жалко их родителей, родственников».

За плечами Т.В. Каштановой 21 год службы в правоохранительных органах, сложной, опасной, почти без выходных, когда в любое время дня и ночи по вызову необходимо быть на месте преступления, вести дознание, когда постоянно приходится сталкиваться с бедой и горем людей.
Какая уж тут романтика?! Скорее будни, загруженность работой, отсутствие свободного времени… Хотя, как говорит Татьяна Валентиновна, возможно, поиск чего-то необычного в жизни заставил ее в молодости круто изменить свою судьбу: после семи лет работы в торге вместо мирной профессии экономиста выбрать в 1994 году неспокойную, пока не очень понятную, но такую романтическую, как тогда казалось, дорогу следователя, то есть пойти служить в милицию. Благо, высшее образование было (заочно окончила экономический факультет Московского коммерческого института), желание работать - большое, поддержка
со стороны подруги и одноклассницы, а теперь коллеги Марии Трифоновой обеспечена. Был и комсомольский задор, а опыт - дело наживное.

Обучение профессии проходило на месте: практически сразу было поручено расследование. К тому же, отмечает Т.В. Каштанова, были хорошие учителя, наставники, которые помогали во всём, обучали азам профессии. Это Нина Ивановна Кирюхова, начальник следственного отдела (СО), Евгений Григорьевич Шмотников и Татьяна Дмитриевна Аксарина, заместители начальника СО, Вячеслав Михайлович Новак, старший следователь, Людмила Ивановна Баранова, начальник отделения, вместе с которой расследовали экономические преступления, Алла Ивановна Морозова, старший следователь. Конечно, первые шаги легкими не назовешь, но был и характер, и настойчивость. Через пять-шесть лет молодую сотрудницу уже поздравляли с присвоением очередного звания - майор милиции и с повышением по должности - старший следователь.
Безусловно, экономическое образование - это хорошо, но необходимо было иметь юридическое, поэтому вновь работа и обучение сначала в Нижегородском государственном университете (получено среднее юридическое образование), затем в Московском государственном университете МВД России (в 2003 году: второе высшее - теперь юридическое - образование). Сложно? А никто и не обещал, что будет легко. Но именно в преодолении трудностей закаляется характер.
Настойчивость, упорство, активная жизненная позиция, серьезное отношение к учебе - качества, заложенные в детстве родителями, - в полной мере проявились уже в школе благодаря опыту и мастерству учителей и классного руководителя Ираиды Павловны Кабатовой и определили выбор жизненного пути.
Сейчас в средней школе № 3 в седьмом классе учится сын Т.В. Каштановой и радует своими успехами бабушку и маму, которая всегда в курсе всех его дел, школьных событий, мероприятий, в проведении которых старается оказать помощь, несмотря на каждодневную загруженность и ненормированный рабочий день.
«Профессия моя мне нравится, я и сейчас порой сама расследую дела, интересно распутывать сложные ситуации. Это как игра в шахматы, только имеешь дело с живыми людьми - потерпевшими и преступниками. Одних надо защитить, других вывести на чистую воду. И ошибиться нельзя: за каждой ошибкой - человеческая судьба, - признается Татьяна Валентиновна. - Да и ответственность теперь не только за себя, за свой результат, но и за работу всего следственного отдела».
В её подчинении 17 сотрудников, на контроле все дела, по которым ведется расследование. Коллектив отдела молодой (средний возраст от 23 до 30 лет), дружный, работоспособный, старающийся качественно выполнять поставленные перед ним задачи. Татьяна Валентиновна понимает, что от неё, как начальника, зависит многое, в том числе и микроклимат в коллективе, и эффективность труда каждого из сотрудников, поэтому в основе отношений - взаимопонимание, уважение и поддержка. Это и ценят её коллеги.
Беседуя с Т.В. Каштановой, подполковником полиции, видела прежде всего умную, уверенную в себе привлекательную женщину, выбравшую двадцать с лишним лет назад нелегкую профессию следователя и не разочаровавшуюся в ней. И не могла не задать вопрос, все-таки женская ли это профессия и какими качествами в первую очередь должен обладать человек, для которого она стала делом всей его жизни.
По словам Татьяны Валентиновны, следователь редко участвует в поимке бандитов. Его работа больше кабинетная, кропотливая, требующая усидчивости, его основная обязанность - расследование уголовного дела. Да, следователю необходимо выехать на место происшествия, организовать его осмотр, собрать улики, чтобы потом проанализировать полученную информацию и передать дело в суд. Безусловно, следователь должен уметь грамотно работать с документами, вести дознание, опрос свидетелей, быть человеком эрудированным, обладать аналитическим складом ума, быстро принимать решения. Об этом можно прочитать в квалификационных требованиях. Но Т.В. Каштанова убеждена еще в одном - следователю нельзя быть равнодушным: от него зависит и то, как быстро будет раскрыто преступление, и то, как сложится судьба совершившего его, какую меру пресечения изберет суд. А женская профессия следователя или нет, всё зависит от самого человека.

Одаренность может быть определена как обладание большими творческими способностя- ми. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особен- ности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Одаренность характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности, по- тенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические спо- собности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему ум- ственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно 98 легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способно- стями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предме- те. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начи- нать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Еще одной особенно- стью одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и раз- очарования, конфликты. У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностя- ми возникают трудности и во взаимоотношениях с одноклассниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмеш- кам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все". По этому механизму происходит образование гак называемой "скрытой одаренности" - та- кой одаренности, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка. Диссинхрония развития наблюдается и в том случае, когда одаренность замечена, в силу чего ребенок перепрыгивает" через классы, получая при этом адек- ватную нагрузку для своих умственных способностей, но является недостаточно развитым в эмоциональном, личностном, социальном отношениях. Чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его та- лант. Признаками, по которым родители могут обнаружить высокую одаренность собственного ребенка той или иной сфере, являются: - Ребенок быстро и без особых проблем осваивает любые аспекты, связанные с выбранной деятельностью; - Одаренный ребенок не стремиться действовать по шаблону, стремление найти собственные уникальные пути обучения и решения поставленных проблем - Способность ребенка видеть сложное в простом, а простое – в сложном. При общении на предмет деятельности, в которой ребенок является одаренным, у последнего не возникает никаких затруднений, он может рассказывать о выбранном хобби часами, увлеченно и захватывающе; - Ребенку свойственна ненасытная любознательность, желание изучать все новые и новые вопросы в выбранной деятельности: - Привычка ставить перед собой сверхсложные задачи, повышенная требовательность к себе, самокритичность; - Постоянное стремление к самосовершенствованию, все целая охваченность идеей дея-тельности; - Повышенное трудолюбие и целеустремленность. Родителям, заметившим проявление в ребенке задатков одаренности, следует направить ее в нужное русло, помочь ребенку совершенствовать свои умения (посредством специальных школ и секций). Единственное, чего делать не стоит – быть равнодушным и невнимательным к интере- сам своего чада.

О том, почему тема экологии пока не так популярна среди прихожан, христианских ценностях как мотивации экологической деятельности и о других вопросах мы поговорили с руководителем экологического отдела Гродненской епархии протоиереем Георгием Суботковским и директором Центра экологических решений, заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви Евгением Лобановым .

– Если к светским экологическим организациям мы все уже давно привыкли, то понятие «экологический епархиальный отдел» звучит пока еще непривычно. Поэтому начну с вас, отец Георгий: не приходилось ли вам встречаться с недоумением, может, даже критикой своей деятельности в обществе и в Церкви?

Протоиерей Георгий: Нет. Никогда. Экологическая деятельность Церкви, как нечто новое, вызывает у общественности скорее интерес, нежели недоумение и критику. А положительное отношение к экологическим вопросам у православных христиан, я считаю, просто «в крови».

Существенная часть дополнительного требника в своих чинопоследованиях призывает освящать Божие творение и всю хозяйственную деятельность человека на земле (освящение посевов, плодов и т.д.), говоря языком экологов: пермакультуру. И благодарность Богу о творении возносится в евхаристических молитвах за каждой божественной литургией Церкви. Поэтому отношение может быть только положительным.

А то, что в настоящее время Церковь берет на себя ответственность заниматься вопросами экологии, звучит непривычно и ново только для нашего церковного пространства, где, к сожалению, этот вопрос до последнего времени не был до конца разработан. Экологический отдел Гродненской епархии как раз и был создан после ознакомительной поездки представителей епархии, во время которой изучался опыт работы в данном направлении христиан Чехии и Германии.

– Честно говоря, сразу трудно представить, чем может заниматься экологический епархиальный отдел, кроме каких-нибудь скучных лекций о том, как плохо мусорить. Или, может, вы выпускаете экологически чистые свечки, которые не «коптят» атмосферу?

Протоиерей Георгий: Ну, чтобы было веселей, можно, например, на здании церковно-причтового дома установить солнечные батареи и оснастить его экологической канализацией, что мы и сделали на приходе в деревне Сынковичи. Там, кстати, расположен уникальный храм оборонного типа в честь Архистратига Михаила.

А вообще, одним из основных практических достижений нашего отдела является создание так называемых эко-команд. Это молодежные группы, созданные при воскресных школах приходов епархии, которым в течение года по особой программе систематически преподается образование для «устойчивого развития».

Дети обучаются экономить электроэнергию, воду, другие ресурсы, благоустраивают территории, после чего проводят аудиты по итогом своей деятельности. А в летний период наши «Зеленые братья» собираются на экологические слеты для обмена опытом и мониторинга. В ближайшее время планируется возвести эту работу на качественно новый уровень и охватить по возможности большинство приходов епархии.

Евгений, следующий мой вопрос к вам. Ваш «Центр экологических решений» – светская организация. Но, насколько я знаю, лично ваши мотивы экологической деятельности – христианские. Расскажите о них подробнее.

В общем, да, для меня христианские убеждения являются одним из самых важных стимулов в работе. Из Книги Бытия мы знаем, что первая заповедь, которая дана была Богом человеку – заботиться о том саде, в который он был помещен. То есть человеку была вверена забота о Божьем творении!

Евангелие много говорит о самоограничении, и это сильно контрастирует с ценностями современного общества потребления. А ведь именно неумеренное потребление – главная причина большинства современных экологических проблем.

– Но ведь общество потребления появилось на Западе и там очень развито, а с экологией у них ситуация, по-моему, лучше нашей.

Евген ий Лобанов: Ну, во-первых, большинство стран очень сильно отличаются друг от друга, поэтому говорить о Западе или Востоке в целом – очень сложно. Вопросы экологии имеют глобальный характер. Например, большинство современных товаров массового потребления производится в Китае, а продается в других странах.

Я бы не сказал, что в других странах ситуация кардинально отличается от нашей. Мы можем говорить скорее о том, что во многих странах уровень озабоченности экологическими проблемами гораздо выше, чем у нас, и это, конечно, влияет на людей, принимающих решения. Люди там раньше столкнулись с проблемой неумеренного потребления, поэтому логично, что они же начали раньше и более активно бороться с последствиями. В то же время, большинство действительно фундаментальных причин экологических проблем по-прежнему не устранены.

– Т.е. получается, что это можно сравнить с тем, как общество, не отказавшись от курения, просто научилось лечить больше болезней, вызванных табаком.

Ну, грубо говоря, да. Если продолжать эту аналогию, у них сигареты содержат меньше смол, у них хорошие фильтры, в целом они курят меньше, чем мы, но то, что они не курят вообще, сказать нельзя.

Понимаете, мы можем сколько угодно собирать и сортировать мусор, но это не решает проблему в корне. Она останется, пока мы будем продолжать производить бесчисленное количество товаров, которые нам просто не нужны, без оглядки используя для этого природные ресурсы.

Христианская аскетическая практика предполагает совсем иной подход к окружающей среде. Человек должен брать только то, что действительно необходимо. Если он будет ловить рыбу – он будет ловить ее для того, чтобы поесть, а не для того, чтобы устроить соревнования по спортивной рыбалке.

Протоиерей Георгий: Кстати, по мысли Максима Исповедника, человек может превратить в рай Землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Адам в раю

– Но все же, мне кажется, что если сегодняшние христиане хорошо понимают необходимость заботы о людях, то вот необходимость именно из христианских убеждений заботиться о природе видят не все. Почему, как вам кажется, в нашем сознании нет привязки экологической ответственности к ответственности нравственной?

Протоиерей Георгий: Христиане строят свое мировоззрение исходя из Священного Писания, которое говорит, прежде всего, о первичной и главной цели – приобретении Царствия Небесного, которое, как известно, «не от мира сего».

Мог ли, например, апостол Павел много говорить о приоритете вопросов экологии, когда все христианские общины того времени находились в постоянном ожидании скорой парусии. Хотя, конечно, мысль о важности творения Божия для человека косвенно пронизывает его послания. Возможно, эта разница приоритетов сказывается на мироощущении христиан.

Я думаю, что здесь есть несколько причин.

Во-первых, современная цивилизация – это, в первую очередь, городское общество. Мы живем в городах, т.е. в неестественных условиях, говоря откровенно. Очень много чего происходит вне нашего поля зрения. Еда берется из холодильника, а в лучшем случае – в магазине. Электричество всегда есть в розетке. Бензин на заправке. Мы не ощущаем связи с окружающей нас средой в повседневном режиме.

И христиане – это такие же люди, часть такого вот общества. У нас эта связь тоже ослабеает. Действительно, много чинов в требнике имеет отношение к аграрному циклу или к природным явлениям вроде благословения собранных плодов, молитв при засухе, о дожде, и т.д., которые для человека очень большое значение имели еще буквально сто лет назад. А сейчас для нас, горожан, многие их этих чинов просто анахронизм.

А во-вторых, СМИ на экологические темы пишут очень мало. Одни из наших коллег проводили исследование по количеству материалов, посвященных экологическим вопросам в Беларуси. Делалась выборка государственных и негосударственных СМИ, сайтов и т.д., и по результатам исследования оказалось, что количество материалов, которые напрямую касаются вопросов экологии, составляло около 2–3 %.

В Церкви, кстати, об этом тоже говорится очень мало. У людей в связи с этим не возникает повода, чтобы задуматься, выявить те связи между нашими действиями и теми процессами, которые мы наблюдаем.

А ведь зачастую это не просто вопрос «нравится-не нравится», а вопрос того, делаем мы добро или зло. Если человек, скажем, сливает отработанное машинное масло в землю или водоем, и при этом идет очень серьезное загрязнение окружающей среды (а это и влияние на здоровье людей), то вряд ли это можно назвать добром. А если это происходит в огромных промышленных масштабах, то как это назвать? А ведь такими вещами могут заниматься люди, которые являются членами Церкви.

– Т.е. в сущности, вы считаете, что христиане просто слишком сильно сливаются с окружающим их обществом в этом отношении. Теряют, так сказать, свою уникальность, соль.

Евген ий Лобанов: Я думаю, что загрязнение окружающей среды и последующее влияние на здоровье людей – это одна из самых актуальных глобальных проблем. В этом смысле христиане не могут оставаться равнодушными, так как то, что сейчас происходит с окружающей средой – это по сути еще один индикатор крайне серьезных проблем людей и общества.

И решение этих проблем невозможно только технологическими методами, важно изменение отношения людей к тому, что происходит. И если христиане про это не говорят, не демонстрируют своим примером, как нужно относиться к тому, что дал нам Бог, то, наверное, можно говорить о том, что мы действительно сливаемся с окружающим обществом.

Отец Георгий, так может, нам пока рановато заниматься экологией и стоит обратить внимание на какие-то более важные вещи внутри Церкви?

Протоиерей Георгий: Несомненно, тема экологии не является самой приоритетной задачей для Церкви, однако это не значит, что она не заслуживает внимания наряду с другими, более традиционными сферами церковной деятельности. Кроме того, я убежден, что Церковь должна быть везде, где есть люди доброй воли.

Беседовал диакон Дмитрий Павлюкевич

Такое мнение высказал журналистам председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолий РУБИНОВ, посещая Ждановичский детский дом для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Беларусь отличается искренним, добросердечным отношением и к подрастающему поколению, и к людям пожилого возраста. Даже по этому видно - у нас страна честная и порядочная, - сказал Анатолий Рубинов, передает БЕЛТА. - Мы живем своим трудом. Бывают недовольные, но мы должны понимать, что только вместе сможем сделать свою жизнь хорошей, никто нам ее такой не сделает. Мы должны в это верить, быть сплоченными. Пример - коллектив Ждановичского детского дома, где люди работают не только за зарплату. Есть что-то большее - сопричастность к обществу, чувство единения. На детей такое отношение тоже оказывает благотворный, сродни лечебному, эффект.

«Дети могут не понимать роли государства, но они чувствуют сердцем, что люди к ним приходят с вниманием, лаской. Это дорого, особенно тем ребятам, у которых нет родителей. Думаю, это очень важно», - отметил Анатолий Рубинов.

Спикер принял участие в новогоднем утреннике-представлении, вручил детям сладкие подарки и игрушки. «Невозможно быть равнодушным. Это настоящий праздник не только для детей, но и для меня», - признался он.