Блаженный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец. Святой праведный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518).

В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил».

Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (...) да и Смоленск взя».

То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».

В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше - там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне - городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (+ 1681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря - каменная стена с башнями.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; (1722). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.

Первое из чудес относится к 1621 году. Это - исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.

1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.

В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.

Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием - лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», - как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города - блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой - святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.

Лаврентий Калужский


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Калиновский, Лаврентий
  • Абецедарский, Лаврентий Семёнович

Смотреть что такое "Лаврентий Калужский" в других словарях:

    ЛАВРЕНТИЙ КАЛУЖСКИЙ - монах, Христа ради юродивый (ск. 10.08.1515), происходил из боярского рода Хитровых. Подвизался блаженный в уединении в окрестностях города Калуги, где на лесистой горе стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Около нее он поставил… … Русская история

    Лаврентий (значения) - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Лаврентий мужское имя … Википедия

    Лаврентий, блаженный - блаженный, Христа ради юродивый; ум. 10 августа 1515 г.; местно чтимый святой калужский. Происхождение его не известно в точности; но вероятно, что он был в каком то родстве с Хитрово; жил при дворе кн. Симеона Ивановича калужского; в летописи… …

    Лаврентий, блаженный калужский - блаженный, калужский чудотворец, † 1515 г. 10 августа. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Лаврентий блаженный - юродивый инок из рода дворян Хитрово. Спасался в уединенной церкви, на месте которой построен Лаврентьев калужский м рь (см.). Преставился в 1515 г.; память 10 августа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Лаврентий - – блаженный юродивый инок из рода дворян Хитрово. Лаврентиев Калужский монастырь построен на месте, где блаженный спасался в уединении. Память 10 августа … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Семён Иванович (князь калужский) - Симеон (Семён) Иванович (21 марта 1487(14870321) 26 июня 1518) князь Калужский с 1504 по 1518 год, четвертый сын Великого князя Московского и всея Руси Ивана III и Софьи (Зои) Фоминичны Палеолог, племянницы последнего императора Византии… … Википедия

    КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Калужская икона Божией Матери. Литография из кн. «Сказание» (Калуга, 1895) Калужская икона Божией Матери. Литография из кн. «Сказание» (Калуга, 1895) (празд. 2 сент., 12 окт.), чудотворная, главная святыня Калужской епархии. Обстоятельства… … Православная энциклопедия


ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАЖЕННОГО ЛАВРЕНТИЯ, ХРИСТА

РАДИ ЮРОДИВОГО, КАЛУЖСКОГО

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) бо-ярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят
о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала са-мо-стоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462—1505) как удел своему сыну Симеону (1505—1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся бла-готворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон)
с граж-данами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Си-меон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княже-ском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лав-рентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне — Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блажен-ного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого вид-но, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составлен-ному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и изле-чивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищав-ший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за род-ную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом нас-туп-ления и началом отступления и гибели врага», как написано на Мало-ярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступ--ление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступ-ление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от
17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блажен-ного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калуж-ское ополчение — 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой на-деждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил на-чальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной сто-роны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого пра-ведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похо-да она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, ко-торое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

Краткое житие блаженного Лаврентия Калужского

Бла-жен-ный Лав-рен-тий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, Ка-луж-ский чу-до-тво-рец, жил в на-ча-ле ХVI ве-ка в по-лу-вер-сте от ста-рой Ка-лу-ги при лес-ном хра-ме в честь Рож-де-ства Хри-сто-ва, сто-яв-шем на-вер-ху го-ры.

Из его хи-жи-ны был про-ко-пан под-зем-ный ход в цер-ковь, где он слу-шал бо-го-слу-же-ние. Бы-вал он и в до-ме Ка-луж-ско-го кня-зя Си-мео-на Иоан-но-ви-ча. Пред-по-ла-га-ют, что бла-жен-ный Лав-рен-тий про-ис-хо-дил от бо-яр-ско-го ро-да Хит-ро-вых, по-то-му что его име-нем на-чи-нал-ся их ро-до-вой по-мян-ник в Пе-ре-мышль-ском Лю-ти-ко-вом мо-на-сты-ре, на-хо-див-шем-ся в Ка-луж-ской епар-хии. Зи-мой и ле-том бла-жен-ный хо-дил бо-сой, в ру-баш-ке и ов-чин-ном ту-лу-пе. По-дви-га-ми са-мо-от-ре-че-ния он воз-вы-сил-ся до то-го, что еще при жиз-ни про-сла-вил-ся бла-го-дат-ны-ми да-ро-ва-ни-я-ми.

Ко-гда в мае 1512 го-да крым-ские та-та-ры на-па-ли на Ка-лу-гу, бла-жен-ный Лав-рен-тий, быв-ший в до-ме кня-зя, вне-зап-но за-кри-чал гром-ким го-ло-сом: "Дай-те мне мою се-ки-ру острую, псы на-па-ли на кня-зя Си-мео-на, на-до обо-ро-нить его!" Ска-зав это, он схва-тил то-пор и ушел. Вне-зап-но ока-зав-шись на на-са-де (ко-раб-ле) ря-дом с кня-зем, пра-вед-ный Лав-рен-тий укре-пил и обод-рил во-и-нов, и они в тот же час по-бе-ди-ли вра-га. С то-по-ром в ле-вой ру-ке, на-са-жен-ном на длин-ном то-по-ри-ще, он изо-бра-жа-ет-ся на ико-нах. Ве-ро-ят-но, что князь Си-ме-он († 1518), обя-зан-ный пра-вед-ни-ку сво-им спа-се-ни-ем, устро-ил в его па-мять ино-че-скую оби-тель на ме-сте по-дви-гов свя-то-го.

Скон-чал-ся бла-жен-ный Лав-рен-тий 10 ав-гу-ста 1515 г., оче-вид-но, в день сво-е-го те-зо-име-нит-ства. Из-вест-но, что па-мять свя-то-го чти-лась, кро-ме то-го, и 8 июля.

Про-слав-лен бла-жен-ный Лав-рен-тий, по-ви-ди-мо-му, во вто-рой по-ло-вине ХVI ве-ка. Так, царь Иоанн Гроз-ный в жа-ло-ван-ной гра-мо-те мо-на-сты-рю (1565 г.) пи-сал: "Мо-на-стырь Рож-де-ства Хри-сто-ва, где ле-жит Лав-рен-тий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый". В жи-тии пер-вое по-смерт-ное чу-до за-пи-са-но под 1621 го-дом - ис-це-ле-ние па-ра-лич-но-го бо-яри-на Ко-ло-гри-во-ва, ко-то-рый вы-здо-ро-вел по-сле со-вер-ше-ния мо-леб-на свя-то-му.

Полное житие блаженного Лаврентия Калужского

Бла-жен-ный Лав-рен-тий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, Ка-луж-ский на-чи-на-ет древ-ний се-мей-ный си-но-дик (по-мян-ник) бо-яр-ско-го ро-да Хит-ро-вых, на-хо-див-ший-ся в Пе-ре-мышль-ском Лю-ти-ко-вом мо-на-сты-ре Ка-луж-ской епар-хии. Это, как и дру-гие кос-вен-ные сви-де-тель-ства, го-во-рит о том, что бла-жен-ный Лав-рен-тий про-ис-хо-дил из ста-рин-но-го ро-да.

В 1505 го-ду Ка-лу-га, на-хо-дя-ща-я-ся в 190 км к юго-за-па-ду от Моск-вы, ста-ла са-мо-сто-я-тель-ным кня-же-ством, за-ве-щан-ным Иоан-ном III (1462-1505) как удел сво-е-му сы-ну Си-мео-ну (1505-1518).

В до-ме это-го Ка-луж-ско-го кня-зя и жил по вре-ме-нам бла-жен-ный Лав-рен-тий. Глав-ное чу-до свя-то-го так-же свя-за-но с име-нем Си-мео-на Иоан-но-ви-ча. О жиз-ни са-мо-го кня-зя ле-то-пись го-во-рит так: «В ле-то 6995 (1487) ме-ся-ца мар-та в 21 день, в 7 час дни, ро-ди-ся ве-ли-ко-му кня-зю Ива-ну Ва-си-лье-ви-чу сын Си-ме-он». А через 25 лет он, уже Ка-луж-ский пра-ви-тель, «въс-хо-те бе-жа-ти в Лит-ву от бра-та сво-е-го ве-ли-ко-го кня-зя Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча всеа Ру-си, и князь ве-ли-ки све-дав то, посла к нему и ве-лел ему у се-бя бы-ти, и хо-те на него опа-лу свою по-ло-жи-ти; князь же Се-мен Ива-но-вич за свою ви-ну на-чят би-ти че-лом го-су-да-рю ве-ли-ко-му кня-зю, и князь ве-ли-ки по-жа-ло-вал его по пе-ча-ло-ва-нию Си-мо-на мит-ро-по-ли-та всеа Ру-си и бра-тии сво-ей и вла-дык, и ви-ны ему от-дал; а лю-дей его, бо-яр и де-тей бо-яр-ских, всех пе-ре-ме-нил».

Через два го-да Си-ме-он Иоан-но-вич уже участ-во-вал в пред-при-ня-том ве-ли-ким кня-зем по-хо-де за воз-вра-ще-ние от по-ля-ков Смо-лен-ска: «1514 г. То-го же ле-та, июня 8, князь ве-ли-ки Ва-си-лей Ива-но-вич всея Ру-си по-шел с Моск-вы в тре-тей ра-тью (тре-тий по-ход) к гра-ду Смо-лен-ску, а с ним бра-тиа его князь Юрий и князь Се-мен Ива-но-ви-чи; (...) да и Смо-ленск взя».

То, что бра-тья по-ми-ри-лись окон-ча-тель-но, под-твер-жда-ет сле-ду-ю-щая за-пись ле-то-пис-ца: «1518. Тоя же вес-ны, мая, князь ве-ли-кий Ва-си-лей Ива-но-вич го-су-дарь всея Ру-си был во сво-ей вот-чине на Во-ло-це на Лам-ском, а с ним бра-тия его мен-шая, князь Се-мен Ива-но-вич да князь Он-дрей Ива-но-вич, на свою по-те-ху».

В бо-лее позд-них сви-де-тель-ствах князь Си-ме-он пред-ста-ет как доб-рый, за-бот-ли-вый пра-ви-тель, удо-сто-ив-ший-ся бла-го-тво-рить свя-то-му че-ло-ве-ку и, в свою оче-редь, по-лу-чить от него чу-дес-ную по-мощь се-бе и все-му го-ро-ду. Ка-луж-ская ле-то-пись от-ме-ча-ет: «В 1512 г. на-па-ли на го-род ага-ря-ны (крым-ские та-та-ры); про-тив них вы-шел князь (Си-ме-он) с граж-да-на-ми, а пра-вед-ный Лав-рен-тий, быв-ший в его до-ме, вне-зап-но крик-нул гром-ким го-ло-сом: «Дай-те мне вост-рый то-пор, псы на-па-ли на кня-зя Си-мео-на, на-доб-но обо-ро-нить его от псов»; и схва-тив (то-пор) ушел. И ко-гда князь Си-ме-он бил-ся с на-са-да (суд-на) на Оке, а ага-ря-ны во мно-же-стве об-сту-пи-ли кня-зя, вне-зап-но ока-зал-ся на на-са-де пра-вед-ный Лав-рен-тий, укреп-ляя его и все вой-ско сло-ва-ми: «Не бой-тесь». В тот же час князь по-бе-дил ага-рян и про-гнал их; а пра-вед-ный Лав-рен-тий опять явил-ся в до-му кня-же-ском и, юрод-ствуя, шу-мел: «Обо-ро-нил кня-зя от псов». Князь, воз-вра-тясь с сра-же-ния, рас-ска-зал, как явил-ся пра-вед-ник и его по-мо-щию по-беж-де-ны вра-ги, на-пав-шие на Ка-лу-гу».

С то-по-ром, на-са-жен-ным на длин-ное то-по-ри-ще, изо-бра-жа-ет-ся свя-той Лав-рен-тий и на древ-них ико-нах. Хо-дил зи-мой и ле-том бо-сой, в ру-баш-ке и в ов-чин-ном ко-жу-хе. В до-ме у кня-зя он жил толь-ко неко-то-рое вре-мя, а боль-ше - там, где впо-след-ствии был ос-но-ван мо-на-стырь его име-ни. Здесь, в по-лу-вер-сте от го-ро-да его вре-ме-ни (ныне - го-ро-ди-ще на ле-вом бе-ре-гу р. Ячен-ки), на вер-шине го-ры, по-кры-той гу-стым ле-сом, сто-ял уеди-нен-ный храм Рож-де-ства Хри-сто-ва; вбли-зи хра-ма бы-ла хи-жи-на бла-жен-но-го Лав-рен-тия. Но-чью вы-хо-дил он из нее на па-перть хра-ма и со-вер-шал мо-лит-вы, а для слу-ша-ния бо-го-слу-же-ния про-ко-пан был у него от хи-жи-ны в зем-ле ход, и пра-вед-ный Лав-рен-тий хо-дил к церк-ви, ута-и-вая от лю-дей свои мо-лит-вы. По-дви-га-ми са-мо-от-ре-че-ния он столь воз-вы-сил-ся в ду-хе, что еще при жиз-ни про-сла-вил-ся чу-дом за-щи-ты Ка-лу-ги. В ру-ко-пис-ных свят-цах ска-за-но: «Свя-той пра-вед-ный Лав-рен-тий иже Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, чу-до-тво-рец, пре-ста-ви-ся в ле-то 7023 (1515 г.) ме-ся-ца ав-гу-ста в де-ся-тый день». На ме-сте по-дви-гов его, ве-ро-ят-но, кня-зем Си-мео-ном, устро-ен мо-на-стырь. Мо-щи пра-вед-но-го Лав-рен-тия по-чи-ва-ли под спу-дом у ле-во-го кли-ро-са. В 1565 го-ду Иоанн Гроз-ный в жа-ло-ван-ной гра-мо-те мо-на-сты-рю пи-сал: «Мо-на-стырь Рож-де-ства Хри-сто-ва, где ле-жит Лав-рен-тий Хри-ста ра-ди юро-ди-вый». Из это-го вид-но, что в XVI ве-ке уже чти-ли па-мять пра-вед-но-го Лав-рен-тия. В мо-на-сты-ре хра-ни-лось Еван-ге-лие 1686 го-да с под-пи-сью: «Ца-рев-на Та-ти-а-на Ми-хай-лов-на по-жа-ло-ва-ла в оби-тель пре-по-доб-но-го Лав-рен-тия чу-до-твор-ца». Бла-го-че-сти-вая сест-ра ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча из-вест-на так-же тем, что бы-ла сто-рон-ни-цей ре-форм свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Ни-ко-на († 1681). В мо-на-сты-ре бы-ло 3 церк-ви, ко-ло-коль-ня, на-сто-я-тель-ские и брат-ские кел-лии, а во-круг мо-на-сты-ря - ка-мен-ная сте-на с баш-ня-ми.

По-смерт-ные чу-де-са пра-вед-но-го Лав-рен-тия

Опи-са-ние по-смерт-ных чу-дес пра-вед-но-го Лав-рен-тия из-вест-но по спис-ку, со-став-лен-но-му в оби-те-ли при игу-мене Ка-ри-оне (игу-мен-на-сто-я-тель с 1697, ар-хи-манд-рит с 1708; (1722)). Иеро-мо-нах Ка-ри-он (Ис-то-мин) был усерд-ным по-мощ-ни-ком пат-ри-ар-ха Адри-а-на.

Пер-вое из чу-дес от-но-сит-ся к 1621 го-ду. Это - ис-це-ле-ние па-ра-лич-но-го бо-яри-на Льва Ан-дре-еви-ча Ко-ло-гри-во-ва. Он не вла-дел ни ру-ка-ми, ни но-га-ми, ни язы-ком. Его при-нес-ли и по-ло-жи-ли близ гро-ба свя-то-го Лав-рен-тия. Во вре-мя пе-ния мо-леб-на, ко-гда чи-та-ли Еван-ге-лие, рас-слаб-лен-ный про-го-во-рил, под-нял пра-вую ру-ку и стал по-ла-гать ею на се-бе крест-ное зна-ме-ние; по-том встал, по-до-шел к гроб-ни-це и при-ло-жил-ся к ней. По окон-ча-нии мо-леб-на он уже сво-бод-но го-во-рил и стал со-вер-шен-но здо-ров, как преж-де.

1 июня 1622 го-да пра-вед-ный Лав-рен-тий ис-це-лил бес-но-ва-то-го жи-те-ля Ка-лу-ги Сте-фа-на. Од-на-жды род-ные ве-ли Сте-фа-на в оби-тель по-мо-лить-ся пра-вед-но-му Лав-рен-тию, но бес-но-ва-тый, устра-ша-е-мый злы-ми ду-ха-ми в ви-де лю-тых зве-рей, устрем-ляв-ших-ся рас-тер-зать его, со-про-тив-лял-ся. Близ церк-ви Бо-го-яв-ле-ния Гос-под-ня вне-зап-но явил-ся Сте-фа-ну Хри-ста ра-ди юро-ди-вый Лав-рен-тий, ото-гнал от него злых де-мо-нов и ве-лел ид-ти в мо-на-стырь Рож-де-ства Хри-сто-ва, к сво-е-му гро-бу. Страж-ду-щий ис-пол-нил по-ве-ле-ние угод-ни-ка Бо-жия, при-шел, при-ло-жил-ся ко гро-бу и по окон-ча-нии мо-леб-на воз-вра-тил-ся в дом свой здо-ро-вым.

В 1632 го-ду у гроб-ни-цы бла-жен-но-го Лав-рен-тия по-лу-чил ис-це-ле-ние дру-гой бес-но-ва-тый. Он был так силь-но му-чим бе-сом, что во вре-мя сво-е-го трех-днев-но-го пре-бы-ва-ния в мо-на-сты-ре устра-шил всех мо-на-хов. Но на 4-й день за бо-го-слу-же-ни-ем, во вре-мя пе-ния Хе-ру-вим-ской пес-ни, стра-да-лец по-лу-чил со-вер-шен-ное из-бав-ле-ние от бе-сов-ско-го том-ле-ния.

По мо-лит-вам бла-жен-но-го Лав-рен-тия Ка-луж-ско-го со-вер-ша-лись ис-це-ле-ния глаз-ных бо-лез-ней.

Мно-го-чис-лен-ны бы-ли ис-це-ле-ния и от дру-гих неду-гов, име-но-вав-ших-ся в то вре-мя од-ним об-щим на-зва-ни-ем - ли-хо-рад-ка.

Ка-луж-ский чу-до-тво-рец был по-мощ-ни-ком и в рат-ном де-ле. Свя-той, за-щи-щав-ший Ка-лу-гу при жиз-ни, и по-сле бла-жен-ной кон-чи-ны по-сы-лал обиль-ную по-мощь рус-ско-му во-ин-ству и из-бав-лял го-су-дар-ство от вра-гов, при-хо-див-ших по-ко-рить Ка-лу-гу и на-хо-див-ших здесь ги-бель.

Во вре-мя на-по-лео-нов-ско-го на-ше-ствия за-ступ-ле-ние бла-жен-но-го Лав-рен-тия за род-ную зем-лю про-яви-лось осо-бен-но яр-ко. Ка-луж-ские ме-ста ста-ли «пре-де-лом на-ступ-ле-ния и на-ча-лом от-ступ-ле-ния и ги-бе-ли вра-га», - как на-пи-са-но на Ма-ло-я-ро-сла-вец-ком па-мят-ни-ке в честь боя 12 ок-тяб-ря 1812 го-да.

Ко-гда по-сле сра-же-ния под Ма-ло-я-ро-слав-цем 12 ок-тяб-ря 1812 го-да на-ча-лось от-ступ-ле-ние непри-я-те-ля, то ка-лу-жане уви-де-ли в этом ми-ло-сер-дие Бо-жие, за-ступ-ле-ние Бо-жи-ей Ма-те-ри в чу-до-твор-ном Ее Ка-луж-ском об-ра-зе и по-мощь свя-то-го по-кро-ви-те-ля го-ро-да - бла-жен-но-го Лав-рен-тия. Свя-тей-ший Си-нод ука-зом от 17 июня 1813 го-да удо-вле-тво-рил прось-бу граж-дан об остав-ле-нии об-ра-за бла-жен-но-го Лав-рен-тия в со-бо-ре и по-ста-но-вил со-вер-шать с ним еже-год-ный крест-ный ход во-круг Ка-лу-ги в па-мять чу-дес-но-го за-ступ-ле-ния 12 ок-тяб-ря 1812 го-да.

Из-вест-но, что во вре-мя Оте-че-ствен-ной вой-ны 1812 го-да бы-ло со-бра-но ка-луж-ское опол-че-ние - 15 000 че-ло-век. Епи-скоп Ка-луж-ский Евлам-пий (Вве-ден-ский) по-сле мо-леб-на при-вел всех к при-ся-ге и ска-зал им сло-во, про-ник-ну-тое глу-бо-кой на-деж-дой на по-мощь Бо-жию. Окро-пив опол-чен-цев свя-той во-дой, он вру-чил на-чаль-ни-ку опол-че-ния ге-не-рал-лей-те-нан-ту Ше-пеле-ву зна-мя-хо-ругвь, на ко-то-рой с од-ной сто-ро-ны был об-раз Ка-луж-ской Бо-го-ма-те-ри, а с дру-гой - свя-то-го пра-вед-но-го Лав-рен-тия. Опол-че-ние, в ко-то-рое вхо-ди-ли и мест-ные се-ми-на-ри-сты, про-шло под этой хо-руг-вью всю вой-ну. И по-сле по-бед-но-го воз-вра-ще-ния войск из за-гра-нич-но-го по-хо-да она бы-ла по-ме-ще-на в ка-луж-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре в 1814 го-ду.

Кро-ме 10 ав-гу-ста, дня пре-став-ле-ния бла-жен-но-го Лав-рен-тия, па-мять свя-то-го чти-лась еще и 8 июля, ве-ро-ят-но, в па-мять о пер-вом в Ка-лу-ге чу-дес-ном ис-це-ле-нии, ко-то-рое по-лу-чил бо-ярин Л.А. Ко-ло-гри-вов в 1721 го-ду.

Молитвы

Тропарь блаженному Лаврентию Калужскому, Христа ради юродивому

Просвети́вся боже́ственною благода́тию, Богому́дре,/ и весь ра́зум и се́рдце от су́етнаго ми́ра сего́/ к Зижди́телю неукло́нно возложи́в,/ целому́дрием и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни тече́ние до́бре сконча́л еси́/ и ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну./ Те́мже и по сме́рти яви́ся све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши бо чудесе́м исто́чник неисчерпа́емый/ ве́рою притека́ющим ко свято́му твоему́ гро́бу, Лавре́нтие всеблаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Просветившись Божественной , Богомудрый, и весь разум и сердце от этого суетного мира неуклонно вверив Творцу, с и многим терпением ты прекрасно окончил путь временной жизни и сохранил непорочной веру. Потому и после смерти явилась слава жития твоего, ибо ты источаешь неисчерпаемый источник чудес всем с верой приходящим ко святому твоему гробу, Лаврентий всеблаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь блаженному Лаврентию Калужскому, Христа ради юродивому

Святы́й пра́ведный Лавре́нтие,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Святой праведный Лаврентий, моли Милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.

Кондак блаженному Лаврентию Калужскому, Христа ради юродивому

Избра́нному и ди́вному в пра́ведницех,/ и́же у́бо от Христа́ дар чуде́с прии́мшему,/ похва́льныя ны́не принесе́м глаго́лы,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Ю́же моли́ изба́витися от бед рабо́м твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Лавре́нтие.

Перевод: Избранному и удивительному среди праведников, от Христа дар чудотворений получившему, принесем сейчас тебе прославляющие молитвословия, но как имеющий ко моли Ее об избавлении от бед рабов твоих, да взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Лаврентий».

Молитва блаженному Лаврентию Калужскому, Христа ради юродивому

О, святы́й и Богопросла́вленный пра́ведниче и чудотво́рче Лавре́нтие, ско́рый помо́щниче и усе́рдный засту́пниче всех с ве́рою и любо́вию моли́твенно к тебе́ прибега́ющих! Се и мы, смире́ннии и гре́шнии, обремене́нии и́гом тя́жким мно́гих беззако́ний на́ших, во умиле́нии глубо́цем к тебе́ прибега́ем и, припа́дающе к многоцеле́бней ра́це святы́х моще́й твои́х, мо́лим и про́сим тя: помоли́ся за нас ко Го́споду Бо́гу, да не погуби́т нас со беззако́нии на́шими, но обрати́т нас на стезю́ покая́ния и спасе́ния. Ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет пред Ним моли́тва пра́веднаго. Тебе́ же, вои́стинну пра́ведника су́ща, на умоле́ние к Нему́ предлага́ем со упова́нием кре́пким, я́ко твоего́ ра́ди Небе́снаго предста́тельства пред Ним и мы, недосто́йнии, поми́ловали бу́дем. Испроси́ нам у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, мир во днех на́ших, благоче́стия умноже́ние, боля́щим здра́вие, скорбя́щим утеше́ние, уныва́ющим ободре́ние, сиро́тствующим призре́ние, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющимся преуспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и всем правове́рующим ве́чное спасе́ние. Страну́ на́шу сохрани́ святы́ми моли́твами твои́ми в благоде́нствии невреди́му от вся́каго зла, град же твой и святу́ю оби́тель твою́ соблюди́ в ми́ре и благоустрое́нии, я́ко страж и храни́тель их неотсту́пный. Ей, уго́дниче Бо́жий! Не посрами́ упова́ния на́шего, но яви́ нам свято́е твое́ заступле́ние, да велича́ем тя немо́лчно, я́ко вели́каго предста́теля на́шего, и прославля́ем неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Триеди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому блаженному Лаврентию, Христа ради юродивому, Калужскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от Царя сил, Господа Иисуса, предивный в житии и чудесах, угодниче Христов Лаврентие! Восхваляем тя с любовию, милостиваго предстателя нашего; ты же, блаженне, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед и скорбей свобождай, да зовем ти: Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, блаженне Лаврентие, от юности твоей юродство Христа ради себе усвоивый, да в жизни временней от всех оскорбляем и поругаем будеши, во блаженней вечности мзду небесную да обрящеши. Темже яко истинный угодник Божий от верных слышиши благохваления таковая: Радуйся, от благочестивых родителей рожденный; Радуйся, от юности на служение Богу предъизбранный. Радуйся, миру и всем прелестем его поругавыйся; Радуйся, страстем греховным неповинувыйся. Радуйся, мудрый странниче, единаго Христа любовию усердно взыскавый; Радуйся, истинный нищелюбче, во единей раздранней ризе ходивый. Радуйся, яко поругания и биения сладце Христа ради претерпевый; Радуйся, яко буйством о Христе совершенство духовное стяжал еси. Радуйся, алкавый и жаждавый на земли; Радуйся, достойно насытивыйся брашна нетленного на небеси. Радуйся, праведниче, сияяй яко солнце во Царствии Небеснем; Радуйся, угодниче Божий, прославленный многими дарами благодатными. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 2

Видев непостоянство мира сего, Лаврентие блаженне, юродственное Христа ради житие возлюбил еси, и среди мира пребывая, чужд мирских страстей явился еси, и яко добрый воин Христов победоносно противу врагов спасения человеческаго ратовал еси, немолчно воспевая Подвигоположнику Господу Иисусу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси добре, Лаврентие блаженне, вся козни врага диавола, имиже от злых человек поруганьми и биеньми доброе твое произволение сокрушити хотяще. Темже тому крепце противустал еси и за досадителя твоя молился еси, и нас вопити тебе научил еси: Радуйся, терпения столпе непоколебимый; Радуйся, незлобия образе предивный. Радуйся, истинный Христов последователю; Радуйся, биения благодушно претерпевый. Радуйся, о укорениях и осмеяниях небрегий; Радуйся, любовию святою злобу человеческую победивый. Радуйся, в мире премирно поживый; Радуйся, во плоти ангелам подражателю. Радуйся, буйством о Христе премудрости небесныя стяжателю; Радуйся, смирением высокая приявший. Радуйся, яко подвиги твоими миру светильник явился еси; Радуйся, яко страннообразным твоим житием Бога прославил еси. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия осени тя, святе Лаврентие, и ратоборца крепкаго христианам противу полчищ агарянских яви тебе, егда благовернаго князя Симеона от погибели смертныя явлением твоим избавил еси, секирою супостаты поражающа и в бегство неверныя обращающа, верныя же побуждающа победную песнь Христу Богу возносити: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси огнь любве Божественныя в сердце твоем, Лаврентие богоблаженне, и яко некий пламеннообразный Серафим, непрестанно в молитве умной пребывал еси, сердцем и душею твоею выну ко Господу Иисусу Христу возношаяся. Темже и Господь дивными дарами духовными тя обогати, да вси тебе вопиют радостно: Радуйся, воине Христов, необязываяйся куплями житейскими; Радуйся, прозорливче дивный, будущее, яко настоящее, созерцавый. Радуйся, яко любимаго ти князя Симеона от посечения смертнаго избавил еси; Радуйся, яко от псов словесных того защитил еси. Радуйся, яко явлением твоим агарян неверных устрашивый и в бегство обративый; Радуйся, силою Господа сил победу верным даровавый. Радуйся, отечества твоего земнаго Богом данный заступниче; Радуйся, православному воинству добрый соратаю. Радуйся, воеводо победоносный людем христоименитым; Радуйся, врагов Церкве Христовы грозный карателю. Радуйся, смиренным и благочестивым тихое пристанище; Радуйся, подвизающимся добрый помощниче. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 4

Буря агарянскаго нашествия на град Калугу тобою, святе Лаврентие, умирися, и нечестивые полцы агарян зловерных от стада Христова тобою со студом отгнани быша; тако бо дарова тя Господь заступника изряднаго отечествию твоему, в нем же до ныне славится имя твое, и подвиги твои благодарственным чествуются пением Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим многая и чудная исправления твоя, о праведниче, како уединенное о Бозе житие твое при храме Рождества Христова проходил еси, пещерную стезю от келлии твоея к тому ископав, да незримый человеки Богу молитвы твои совершаеши. Сему убо смиренномудрию и нас научи, преподобне, да зовем тебе хвалебно: Радуйся, уединения любителю; Радуйся, многослезный молитвенниче. Радуйся, всякую гордыню от сердца своего отгнавый; Радуйся, христоподражательное смирение искренно возлюбивый. Радуйся, подвиги твоя молитвенные от человек утаивый; Радуйся, юродством Христа ради сия благоискусно сокрывый. Радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы; Радуйся, созерцателю Ангельских сил. Радуйся, пещерною стезею во храм Божий ходивый; Радуйся, путем тесным пространство Царствия Христова стяжавый. Радуйся, яко дни в юродстве, а нощи в молитве препровождал еси; Радуйся, яко постом и бдением душу свою просветил еси. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 5

Боготечное светило быв, согражданы твоя благочестию христианскому поучал еси, Лаврентие всеблаженне, образ равноангельного жития тем показуя. Кто убо, о твоем великом терпении слыша, не умилится и совершенное смирение твое воспоминая, како обидящим, по заповеди Христа Бога, вся прощал еси и Тому во умилении глубоцем воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видим был еси от человек, яко юрод и безумен, по стогнам града в раздранней одежде ходяй, от всех поругаем, Лаврентие праведне, обаче мудр о Христе пребыл еси и сие чудесы многими проявил еси. Темже от людей благочестивых, яко истинный угодник Божий почитаем, слышал еси похвалы таковые: Радуйся, словес Апостола Павла, еже о Христе юродства, добрый последователю; Радуйся, евангельских Христовых заповедей верный исполнителю; Радуйся, хлад и зной любве ради Божия претерпевый; Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый, да покой вечный наследиши. Радуйся, в мире страннообразно поживый, да отечествие горнее приобрящеши; Радуйся, биения телу твоему радостно приявый, да безсмертныя славы сподобишися. Радуйся, мужу желаний духовных; Радуйся, делателю благий винограда небеснаго. Радуйся, плоды сладкие делания твоего Христу принесый; Радуйся, временными лишеньми богатство небесное стяжавый. Радуйся, изрядный праведнаго жития рачителю; Радуйся, преподобия и чистоты ревнителю. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник был еси покаяния грешником и обличитель прозорливый беззаконий человеческих, Лаврентие преблаженне; слово бо твое многих ко спасению приведе и на путь исправления настави, их же с любовию обличал еси и к покаянию истинному призывал еси, Богу же учил еси воспевати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко звезда пресветлая, во граде Калуге, угодниче Божий, и чудес благодатию согражданы твоя просветил еси и многия болящия преславно молитвами твоими исцелил еси, и вся верныя подвизал еси звати тебе: Радуйся, верующим врачу безмездный; Радуйся, молитвенниче всесильный ко Господу Богу. Радуйся, руце твои святыя цельбоподательно на недужныя полагавый; Радуйся, единым прикосновением к одежде твоей больным здравие подававый. Радуйся, яко чудотворения твоя юродством сокрыти тщался еси; Радуйся, яко тем искушения демонския победоносно отгнал еси. Радуйся, сострадательный и милостивый страждущим помощниче; Радуйся, любвеобильный и благосердный скорбящих утешителю. Радуйся, Богу всей душею твоею прилепивыйся; Радуйся, ближняя твоя зело возлюбивый. Радуйся, присно о обидящих тя молитвы возносивый; Радуйся, кротость совершенную себе усвоивый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 7

Хотение присное имел еси, святе Лаврентие, да богоугодное и праведное житие твое от человек утаится. Темже всяко тщался еси от людей юродством сие сокрыти и радовался еси безчестиям и биениям, тебе наносимым, яко даром великим, присно зовый во смирении духа песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Андрея Цареградскаго познаем, Лаврентие блаженне, град Калугу дивным юродственным житием твоим просветившаго: дадеся бо тебе благодать от Бога помыслы человеческие познавати и согрешения тайные обличати, согражданом же твоим духовно светити и на стези покаяния и спасения тех приводити. О сем тебе восхваляюще, поем: Радуйся, яко правда твоя в мире возсия немерцаемым Божия благодати светом; Радуйся, яко тайнии подвизи твои от Бога явно чудесы прославишася. Радуйся, древним пророкам подражавый; Радуйся, прозорливец воистину неложный явивыйся. Радуйся, приявый власть на духи нечистыя; Радуйся, смирением твоим вся козни их разрушивый. Радуйся, постом и молитвою сильно на диавола вооруживыйся; Радуйся, нищетою и уничижением всю гордыню его поправый. Радуйся, на земли небесный гражданине; Радуйся, среди молвы народныя безмолвия добрый хранителю. Радуйся, землю одром упокоения имевый; Радуйся, безчестие в честь вменивый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 8

Страннообразное юродственное житие твое, Лаврентие праведне, святою кончиною завершил еси, яко истинный угодник Божий, о Господе почив, душею же твоею в небесныя скинии Царствия Христова восшел еси, и тамо со святыми Пресвятой Троице сподобился еси воспевати приснохвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь град Калуга благоухания духовнаго в час скончания твоего исполнился, Лаврентие блаженне, и келия твоя, идеже о Господе почил еси, мироположница благоухания Христова явися, емуже благовернии людие радующеся, тебе похвальныя сия словеса воспевати научишася: Радуйся, величием чудес в житии и по смерти просиявый; Радуйся, праведно и свято житие твое совершивый. Радуйся, яко кончину твою благоуханием чудным ознаменовал еси; Радуйся, яко ароматы райскими святость души твоея показал еси. Радуйся, в сладкую воню Христову радостно востекий; Радуйся, нетленное тело твое, аки масть духовную, верным оставивый. Радуйся, град Калугу святыми мощами твоими освятивый; Радуйся, радости многим подателю. Радуйся, недугов душевных и телесных целителю; Радуйся, ближним и дальним дары целебныя подаваяй. Радуйся, чтущих тя прошения исполняяй; Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 9

Всем людем во утешение и освящение явися святое место уединения твоего, идеже во храме Рождества Христова гроб твой честный чудеса многа и предивна силою Христовою совершает и вся верныя научает твоя богоугодныя подвиги чествовати. Богу же, прославльшему тя, пети: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мирское недовлеет к прославлению чудес, по молитве блаженнаго Лаврентия совершаемых и разумение человеческое превосходящих, о нихже мы, смиреннии, благохвалити угодника по достоянию недоумеем, но от усердия нашего приносим ему малыя нехитростныя похвалы сия: Радуйся, угодниче Божий, со святыми почиваяй; Радуйся, избранниче Христов, земнородным милосердие твое являяй. Радуйся, расслабленныя телом здравы возставляяй; Радуйся, бесныя от насилия диавольскаго свобождаяй. Радуйся, глухим слухи отверзаяй; Радуйся, немым уста разрешаяй. Радуйся, хромым право ходити устрояяй; Радуйся, бедствующих скоропредстательный помощниче. Радуйся, скорбящих благодатный утешителю; Радуйся, града Калуги небесный покровителю. Радуйся, святыя обители твоея неустанный хранителю; Радуйся, всея земли нашея заступниче. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 10

Спасительную Божию благодать подаеши всем, святе Лаврентие, с недугами человеческими и с верою крепкою молитвенно притекающим к цельбоносному твоему образу. Темже и мы, припадающе, молим тя недуги наша исцелити, грехом же нашим отпущение испросити, да зовем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа Бога истинный раб и угодник был еси, Лаврентие блаженне, и от Него чудесы прославленный, отечествию твоему земному благотворения многая являеши, больныя исцеляя, расслабленныя укрепляя, слепыя просвещая. О немже радующеся, приносим ти сия радостныя пения: Радуйся, звездо немерцающая, чудес зарею верныя озаряющая; Радуйся, правды солнца Христа луче пресветлая. Радуйся, милосердия Спасова подражателю; Радуйся, милость твою болящим человеком являяй. Радуйся, верныя души благодатью посещаяй; Радуйся, в сониих и видениих земнородныя зраком лица твоего просвещаяй. Радуйся, от горних высот к ищущим заступления твоего милостивно приникаяй; Радуйся, от очес страждущих слезы отираяй. Радуйся, области Калужския духовная красото; Радуйся, Церкви Христовы светлая похвало. Радуйся, на небеси со ангелы и святыми славою нетленною украшенный; Радуйся, на земли от правоверных по долгу ублажаемый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное у гроба твоего с верою некий разслабленный приношаше, руце и нозе недвижими и язык немый имеяй, но егда к целебней раце мощей твоих прикоснулся, абие здрав соделася, руце свои простре и ногами ходити нача и языком своим ясно проглагола; темже велию твою к нему милость прославляше и благодарственно взываше ко Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлостью чудес твоих, угодниче Божий Лаврентие праведне, помраченныя грехми души наша озаряеши и вся ны от сна лености возбуждаеши, да плоды покаяния принесем Христу, тебе в подвизех богоугождения подражающе, яко да возможем неосужденно благохвалити тя, предстателя нашего, сими песненными глаголы: Радуйся, лампадо, светом Христовым всех просвещающая; Радуйся, елеем милости твоего сердца болезненная умащаяй. Радуйся, руце согбенная и недвижимая целы и действенны устроивый; Радуйся, нозе неходящия к скорому и правому течению претворивый. Радуйся, язык, немотою связанный, благодатно разрешивый; Радуйся, разслабленнаго всеми уды крепка и здрава возставивый. Радуйся, алавастре целебный, на всякия недуги врачевство содержаяй; Радуйся, болящим милость сострадания твоего являяй. Радуйся, по Бозе и Пресвятей Богородице упование на тя возлагающих не посрамляяй; Радуйся, любящим тя и чествующим память твою предстательством небесным воздаваяй. Радуйся, молитвенно призывающим святое имя твое на помощь ускоряяй; Радуйся, поклоняющимся с верою честным мощем твоим дары целебные независтно подаваяй. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 12

Благодать Божию многоцелебную, от гроба твоего источаемую, некий муж уведев, сына своего, ногами болезновавша и отнюдь ходити не могуща, на плещах своих к целебной раце твоей, святе Лаврентие, принесе и со слезами о его исцелении к тебе моляшеся; и се молитве еще сущей во устех его, больной на нозе свои ста и ходити нача, скача и благодаря Бога, в тебе славно прославльшагося, благодарными усты взывая к Нему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя предивныя и чудеса твоя преславная, Лаврентие праведне, молим тя, заступника нашего: приклонися милостивно к нашим молитвам смиренным и вознеси о нас ко Господу твоя благоприятныя молитвы, прося нам от благости Его дары благопотребныя душевному спасению нашему, да возможем и мы грешнии не токмо подвиги твоя прославляти, но и добродетелем твоим подражати, зовуще и глаголюще: Радуйся, светлый образе богоугождения в мире жительствующим; Радуйся, предивный наставниче в иночестве подвизающимся. Радуйся, девствующим подражания образе; Радуйся, нищелюбцем преуспеяния правило. Радуйся, мудрости суетныя мирския посрамителю; Радуйся, буйства о Христе благодатнаго проявителю. Радуйся, евангельских обетований наследниче; Радуйся, апостольских целебных даров преемниче. Радуйся, ангельских воинств собеседниче; Радуйся, всех святых сожителю. Радуйся, телеса наша безмездно врачуяй; Радуйся, о душах наших Господа умоляяй. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 13

О, предивный чудотворче и заступниче всем нам премилостивый, святе блаженне Лаврентие! Приими с любовию сие малое, в похвалу тебе приносимое моление наше и помолися ко Господу Богу о еже избавится нам геенны огненныя и мучений вечных, Царствие же Небесное вкупе с тобою унаследовати, да в радости святых воспоем и мы, грешнии, Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы.

Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал Богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями.

Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: "Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!" Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на насаде (корабле) рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон († 1518), обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого.

Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля.

Прославлен блаженный Лаврентий, по-видимому, во второй половине ХVI века. Так, царь Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю (1565 г.) писал: "Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый". В житии первое посмертное чудо записано под 1621 годом - исцеление параличного боярина Кологривова, который выздоровел после совершения молебна святому.

Иконописный подлинник

Калуга. XIX.

Блж. Лаврентий Калужский. Икона. Калуга. 1-я половина XIX века. 24.4 х 20.2. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.