Географическая классификация. Историко-географические регионы мира

Подробное решение параграф 28 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016

Стр. 10

Вспомните

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. Регион (лат. regio страна, область) - термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.

Регион, как и страна - многозначный термин. Он может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли может по-разному трактоваться.

Соответственно, если говорить о классификации регионов, то можно выделить «географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы». В целом же, ученые подразделяют регионы на две большие группы: однородные и функциональные.

Также «регион» используется в значении территориальной единицы государства. В России - как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением.

Вопрос 2. Какие существуют виды регионов?

Ответ. В экономической литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы разделяют на группы.

1. Регионы мира. Они определяются по географическому (Европа, Азия и т.д.), экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, расположенных на одном или нескольких континентах мира) и другим принципам и подходам.

2. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (север, юг, равнинная или горная местность, с большим или малым количеством осадков, лесистая или степная территория, малое или большое количество болот и т.д.).

3. Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, лен, воеводство и др.).

4. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью или другой отраслью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.).

5. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых жителей и т.д.

6. Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности.

7. Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений.

Как вы думаете

Вопрос. Почему возникла необходимость создания Организации Объединенных Наций?

Ответ. Организация Объединенных Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». С началом Второй мировой войны Лига Наций фактически перестала функционировать.

Возникла необходимость в создании новой международной организации, направленной на обеспечение "мирового порядка".

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что "Мы, народы Объединенных Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека".

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. В географии регионом (от англ. region) называют территорию, выделяющуюся по какому-либо признаку - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.

Существует несколько трактовок определения регион. Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства.

В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

Вопрос 2. Какие существуют историко-географические регионы мира?

Ответ. Историко-географические регионы - это территории, образованные вследствие общности исторического развития народов, проживающих в их пределах. Общности географического положения приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения стран, образующих этот регион. Важно помнить, что историко-географические регионы не создаются, они складываются исторически.

Названия двух регионов планеты всем известны с детства: Европа и Азия, составляющие материк Евразия. Таким образом, наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы.

Так, Зарубежную Европу традиционно делят на Западную, Центральную и Восточную. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. При этом в самой Западной Европе можно выделить Северную, Среднюю и Южную Европу. Центральная, или Восточная, Европа представляет собой группу бывших социалистических стран, по современной классификации относимых к странам с переходной экономикой.

Зарубежную Азию принято подразделять на Юго-Западную, Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную. Регион Юго-Западная Азия расположен между Аравийским и Средиземным морями. Южную Азию образуют Индия и прилегающие к ней страны. Юго-Восточная Азия охватывает страны, тяготеющие к полуострову Индокитай. К Центральной Азии относят страны, не располагающие выходом ни к одному из омывающих материк океанов: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Кореи, Китая, Монголии.

В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку. В свою очередь, в состав Латинской Америки входят страны материка Южная Америка, Центральная Америка и Вест-Индия. Африку делят на Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную.

И последний регион - Австралия и Океания, к которому относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.

Вопрос 3. Какие существуют виды международных организаций?

Ответ. При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, научные и другие организации.

Вопрос 4. Как называется международная организация, объединяющая около 200 суверенных стран мира?

Ответ. Крупнейшее мировое международное объединение государств - Организация Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все независимые государства мира (около 200). Созданная сразу по окончании Второй мировой войны, эта организация объявила своей целью поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.

Вопрос 5. Как называется экологическая неправительственная организация?

Ответ. Гринпис (Зеленый мир) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Содержится на средства из частных источников, имеет отделение в Москве.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1. В чем отличие неправительственных организаций от правительственных?

Ответ. Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Межправительственные организации учреждаются субъектами международного права, неправительственные - субъектами национального права.

Неправительственные организации - организация, учрежденная частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства.

Вопрос 2. Содружество Независимых Государств является регионом или международной организацией? Почему?

Ответ. Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Вопрос 3. Почему количество регионов в различных частях света неодинаково?

Ответ. Это вызвано рядом взаимосвязанных факторов: природными, историческими, демографическими и социально-экономическими.

Природные. Являлись определяющими в расселении людей до перехода человечества к земледелию и животноводству. Из наиболее важных здесь можно выделить абсолютную высоту, рельеф, климат, наличие водных объектов, природную зональность как комплексный фактор.

Исторические. Исторически сложилось так, что большая часть населения проживает в Азии. В настоящее время в этой части света насчитывается более 3,8 млрд. человек (2003 г.), что составляет свыше 60,6% населения нашей планеты. Практически сравнялись по численности населения Америка и Африка (приблизительно по 860 млн. человек, или по 13,7%), существенно отстают от остальных Австралия с Океанией (32 млн. человек, 0,5% от численности населения мира.

Демографические. В Азии в основном находится большинство стран, имеющих самую большую численность населения. Среди них по этому показателю уже давно лидером является Китай (1289млн. человек, 2003 г.), далее идут Индия (1069 млн. чел.), США (291,5 млн.чел.), Индонезия (220,5 млн. чел.). Население свыше 100 млн. человек имеют еще семь государств: Бразилия (176,5 млн. чел.), Пакистан (149,1 млн. чел.),Бангладеш (146,7 млн. чел.), Россия (144,5 млн. чел.), Нигерия (133,8 млн.чел.), Япония (127,5 млн. чел.) и Мексика (104,9 млн. чел.). В то же время население Гренады, Доминики, Тонга, Кирибати, Маршалловых островов составляет всего было 0,1 млн. человек.

Социально-экономические. Эти факторы непосредственно связаны с развитием человеческой цивилизации и их влияние на размещение населения усиливалось по мере развития производительных сил. Несмотря на то, что человеческое общество никогда в полной мере не приобретет независимость от природы, в настоящее время именно факторы, относящиеся к этой группе, являются определяющими в формировании системы расселения Земли. К ним относится освоение новых территорий, разработка природных ресурсов, сооружение различных хозяйственных объектов, миграции населения и др.

Вопрос 4. Какова цель создания экономических международных организаций?

Ответ. Международные экономические организации - это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности. Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации - Международная торговая палата, а региональной - АСЕАН (Юго-Восточная Азия).

Основные цели международных экономических организаций - содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других - рекомендационный. В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.

Вопрос 5. Почему одна и та же страна может входить в состав разных международных организаций?

Ответ. Одна страна может входить в состав различных организаций, поскольку цели организаций различны. Вхождение в состав организаций расширяет интеграционные связи с другими государствами. Это позволяет решать вопросы безопасности, выхода на международные рынки, обеспечивает транспортные коридоры и пр.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Вопрос 1. Составьте схему классификации историко-географических регионов мира.

Вопрос 2. Обозначьте на контурной карте историко-географические регионы мира, перечисленные в тексте параграфа.

Вопрос 3. Используя дополнительные источники информации, составьте список стран, входящих в состав ЕС, НАТО. Выпишите те государства, которые одновременно являются участниками обеих международных организаций.

Вопрос 4. Определите города, в которых расположены штаб-квартиры международных организаций, перечисленных в тексте параграфа. Для выполнения работы используйте официальные сайты данных организаций. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Итоговые задания по теме раздела (задания выполняются в тетради)

1. Территориальными водами является

А – 12-мильная зона

2. Вторым названием колониального этапа формирования политической карты является

Б – средневековый

3. К какому этапу формирования политической карты относится образо¬вание и распад СССР?

Г – новейший

4. Какая из перечисленных стран входит в состав Западной Европы?

А – Нидерланды

5. Штаб-квартира ООН расположена в

В – Нью-Йорке

6. Выберите страны мира, появившиеся на политической карте в XXI в. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

Б, Д, Е – Восточный Тимор, Южный Судан, Абхазия

7. Какие из перечисленных стран входят в состав Латинской Америки? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

А, Б, Г – Аргентина, Парагвай, Чили

8. Расставьте регионы мира в порядке возрастания количества входящих в них стран, начиная с региона с наименьшим значением указанного показателя.

Б, В, Г, А, Д – Африка, Азия, Америка, Европа, Австралия и Окания

9. Установите соответствие между регионом и государством, входящим в его состав.

1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А

10. Установите соответствие между аббревиатурой международной правительственной организации и ее полным названием.

Раздел
долгосрочного
планирования:
Дата:
Класс:
Цели обучения,
которые помогают,
достичь задачи
данного урока
Тема урока
Цели урока
Критерии оценки
Языковые цели
7.4. Социальная география
7.4.1. География населения
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН
Школа: ГУ «СОШ№18»
Учитель:
Участвовали:
7.4.1.3. Объясняет формирование историко­культурных/ цивилизационных регионов мира в связи с этническим и

Не участвовали:
Историко­культурные регионы мира.
Общая цель урока:
объясняет формирование историко­культурных (цивилизационных) регионов мира в связи с этническим и
религиозным составом населения.
Для всех:
Что такое регион и по каким признакам выделяется регион
Для большинства:
Дают характеристику историко­географических регионов мира и устанавливают причинно­следственную связь
Для некоторых:
дать оценку крупным макрорегионам мира
Ожидаемый результат:
1.Что такое регион
2.По каким признакам выделяются регионы и для чего их необходимо изучать.
3. Чем отличаются регионы друг от друга
Чтение: читают тексты, анализируют признаки историко­культурных регионов мира
Слушание: обсуждают и слушают мнение друг друга.
Говорение: описывают историко­культурные регионы, обсуждают вопросы.
Письмо: записывают термины и понятия, создают мини­проекты.
Термины: цивилизация, регион, район, историко­географический регион, физико­географический район, этнический и
религиозный состав населения, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Латинская Америка, СНГ
Привитие ценностей Общность истории, культуры и языка; светское общество и высокая духовность; национальное единство, мир и
Межпредметная
согласие в нашем обществе; коммуникативные навыки, сотрудничество в группах
История 5.4.1.3 ­ описывать систему хозяйства древних цивилизаций;

связь
Предшествующие
знания.
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Начало урока
Знание:
Цель: создать
психологический
настрой, деление
класса на группы и
определение цели,
актуализация
знаний:
Время: 3 мин
6.4.1.3. Материки, части света, Новый свет, Старый свет
Виды упражнений, запланированных на урок:
1. Деление класса на группы по терминам (Названиям регионов).
На цв. бумаге раздаются материки собирают «Пазл» на обороте задания для
обсуждения: Что такое регион и по каким признакам можно их выделить?
1. Зарубежная Европа
2. Зарубежная Азия
3. Африка
4. Северная Америка
5. Латинская Америка
2. Определение цели урока обсуждением
Словесная мотивация.
Записи по
упражнениям
Ресурсы
«Пазл», цветные
бумаги

Задание 1:.Парная работа. Прочитать текст, сравнить ответы. Дополнить и
откорректировать ответ. Работа с текстом учебника (стр 81­85).
Задание 2:.Индивидуальная и парная работа.
­ Дать определение основным терминам и понятиям по данной теме.
­ Выявить признаки деления на историко­культурные регионы. По признакам деления
регионов проводится обсуждение в парах. Метод «Беседа в паре»
­
Интересно
Критерий
оценивания
Дескрипторы
+
Учебник «География»
7 класс Р.А.
Каратабанов,
Ж.Р.Байметова
(+/­ интересно)
Что такое регион и
по каким
признакам
выделяется регион
1.Знакомятся с текстом
параграфа
2.Дают определение основным
терминам и понятиям данной
темы
3.Выявляют признаки деления
историко­культурных регионов
мира.
4.Обсуждают и приводят
примеры
ФО. взаимооценивание (+/­ интересно)
2. Групповая работа.
Задание 2
По карте определите современные цивилизации и их признаки деления. (обсуждение по
группам)
Карта цивилизаций
Понимание:
Цель: Выявляют
признаки деления
на регионы.
Время:7 мин
Середина урока
Применение и
Анализ
Цель:
Проанализировать
и определить
современные
цивилизации
Время: 10 мин

Цели и задачи урока : формирование знаний и понятий о политической географии, геополитике и историко-географических регионах.

Наглядные пособия : политическая карта мира, ММК, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Политическая карта мира складывалась на протяжении длительного времени, она не является постоянной и претерпевает определенные изменения. Возникают и рушатся империи, образуются и распадаются военно-политические, экономические союзы государств, а следовательно, происходят изменения на ПКМ.

Закрепим полученные знания по теме «Типы стран. Международные организации»

2. Опрос домашнего задания

Назовите особенности этапа формирования политической карты мира?

Периоды формирования
политической карты мира

Время

Изменения на карте

1 Древний до 5 в. н. э. Распад Египта, Древнего Китая, Персидского царства, Финикии, Ассирии, Древней Греции, Римской империи.
2 Средневековый 5–15 вв. Византия, Арабский халифат, Киевская Русь, империя Чингисхана, Османская империя, Франция, Англия.
3 Новый конец 15 - начало 20 века Колонизация открытых европейцами территорий: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания.
4 Новейший с начала 20 века 1 период (до 80-х годов 20 века):
Распад Австро-Венгерской, Османской, Российской империй.
Создание СССР. Процесс деколонизации - появление суверенных государств: Индия, Индонезия, Пакистан, Филиппины, страны Африки.

2 период (с 80-х годов 20 века):
Объединение Германии и Йемена.
Распад Чехословакии, Югославии и СССР.
Появление Эритреи, Палау, Восточного Тимора.

1. Назовите объекты политической карты мира

К объектам ПКМ относятся более 250 стран и территорий, имеющих оформленный или неоформленный государственный статус. Их делят на 2 группы:

1) суверенные (независимые), которые признаны на международном уровне

2) заисимые территории, не имеющие статуса самостоятельного управления.

2. На основе полученных знаний составьте кластер на тему: «Типология стран мира»

3. Дайте характеристику странам по формам правления, привести примеры

4. Дайте характеристику странам по административно-территориальному устройству (с примерами)

Если в физической географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосфетных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление Казахстана в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.) Сегодня мы рассмотрим вопросы политической географии и геополитики.

2. Изучение новой темы

План

1. Общее понятие о политической географии и геополитике
2. Современные геополитические течения
3. Геополитическое положение Казахстана
4. Историко-географические регионы

1. Общее понятие о политической географии и геополитике

Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая формирование политической карты мира, размещение и территориальные сочетания политических сил.

Политическая география делится на 3 категории по уровню территориального охвата:

1. Политическая география мира в целом и крупных регионов
2. Политическая география отдельных стран
3. Политическая география специфичных в политическом отношении территорий (колониальные владения, анклавы и т. д.)

Политическая география: отрасль географической науки, объединяющая геополитику, географическое государствоведение, политичесское регионоведение, региональную политологию.

Основу политической географии как науки заложил немецкий ученый Фридрих Ратцель. Его основыне концепции по этой отрасли были изложены в 1897 году в труде «Политическая география».

Основные области исследований политической географии:

1. Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;

2. Исследование формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ;
Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);

3. Анализ расстановки партийно-политических сил;

4. Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.

Геополитика - составная часть политической географии, учитывает геополитическое положение страны в мире (автор термина Рудольф Челлен, шведский ученый)

Геополитика - наука об управлении миром, которая призвана ответить на вопросы, возникающие при решении глобальных проблем.

Главная задача геополитики-определение и обобщение геостратегии государства.

2. Современные геополитические течения

Анализ текста

Анализ текста с целью формирования представлений учащихся о современных геополитических течениях:

  • на основе анализа текста учебника на стр 84 определите современные геополитические течения.
  • в чем сущность о многополярности мира? (весь мир был разделен на 2 геостратегические области: Приморье и регион европейской суши, где развита торговля, а также Внешний геополитический регион)
  • чем определяется место государства в мировой политике? (место государства в мировой политике определяется его экономической состоятельностью. Если раньше основное внимание уделялось физико-географическим факторам, то в настоящее время экономическим. Решающими становятся экономические факторы, формируются интеграционные и торговые союзы, возникают противоположные друг другу новые групп на глобальном уровне (богатый северный - бедный южный, западный христианский-восточный мусульманский и т. д.))

Геополитические теории

Согласно модели X. Маккиндера, в центре мира находится гигантский закрытый континент - «срединная земля» - массив неподвижной суши, где проходит географическая ось истории (территория Центральной Азии). «Внутренний полумесяц» - мир подвижной истории и родина мировой культуры (страны Средиземноморья, Западной Европы, Среднего Востока, Индийского субконтинента) - расположен между «срединной землей» и океанами. Во «внешнем полумесяце» расположены Америка, Африка к югу от Сахары, Австралия и Океания. Это - зона морских держав.

«Срединная земля» непобедима, так как морские державы не могут вторгнуться в эту зону, поэтому страны «внутреннего полумесяца» никогда не могли подчинить себе народы, населяющие «срединную землю» (неудачные попытки шведского короля Карла XII, Наполеона, Гитлера). В то же время народы «срединной земли», наоборот, могут легко вторгнуться в страны «внутреннего полумесяца» и покорить их. Это значит, что народы «внешнего полумесяца» и «внутреннего полумесяца» должны выполнять сдерживающую роль и всегда быть готовыми к нападению народов «срединной земли».

В модель С. Коэна входит и так называемая мировая «периферийная зона», включающая Африку и Латинскую Америку. Ближний Восток, Африка к югу от Сахары и Юго-Восточная Азия входят в «зоны разлома» - конфликтные районы геополитической нестабильности, где противостоят друг другу представители разных геостратегических областей, что выражается в острых межгосударственных и этнических конфликтах.

Кроме того, в качестве «транзитных государств» («государств-ворот») выступают территории, через которые осуществляется взаимодействие государств, относящихся к разным геостратегическим областям и регионам. Примеры транзитных государств: страны Балтии, Словения, Эритрея, Каталония, Страна Басков, Пенджаб, Квебек и др.

Наибольшее распространение получила неоевразийская школа геополитики, представленная в работе Александра Дугина «Основы геополитики» (1997 г.). В данной концепции Россия признавалась наследницей великой евразийской империи и должна была противостоять «атлантическим» странам. Кроме того, существовала теория «острова России» (автор - В. Цимбурский), где Россия представляется отделенной от международной политики и развивается на острове, окруженном зонами нестабильности.

3. Геополитическое положение Казахстана

В стратегии Казахстан 2030 Н. А. Назарбаев отметил:
- Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.

Составление опорной схемы с целью определения геополитического положения Казахстана .

1 вариант
Членство во всемирных международных организациях:

2 вариант
Членство Казахстана в региональных международных организациях:

Факторы влияющие на геополитику Казахстана

  • расположен в центре Евразии
  • расположен между Россией и Китаем
  • наличие общих границ с пятью государствами СНГ
  • близость очагов международного терроризма
  • большие запасы сырья и природных ресурсов
Резюме

Казахстан

  1. Центр интересов России, китая, ЕС, США и мусульманских стран
  2. Полиэтническое государство-стабильное государство
  3. Поликонфессиональное государство-стабильное государство
  4. Огромное запасы стратегического сырья
  5. Активное участие Казахстана в международных организациях и программах

Казахстан - евразийское гос ударство, являющееся мостом, соединяющий Восток и Запад.

Казахстан в 1993 году добровольно отказался от ядерного оружия, что символизирует миролюбивую геополитику государства. Народ страны единодушно поддержал инициативу Президента и показал всему миру сплоченность нации.

4. Историко-географические регионы

Графическая работа

Графическая работа с целью формирования представлений об историко-географических регионах. (работа в парах)

Обозначьте на контурной карте 16 регионов современного мира:

1. Западная европа
2. Восточная европа
3. Сотружество Независимых Государств
4. Южная азия
5. Центральная и Восточная Азия
6. Юго-Западная Азия
7. Юго-Восточная азия
8. Северная Америка
9. Латинская Америка
10. Северная африка
11. Западная африка
12. Центральная Африка
13. Восточная Африка
14. Южная Африка
15. Австралия
16. Океания

Таким образом мы исследовали основы политической географии и развития геополитики в мире. Классификация историко-географических регионов полностью соответствует сложившимся геополитическим реалиям.

Дать типологию стран мира по форме:

1. Форма государственного правления
2. Форма административно-территориального устройства
3. По удаленности от моря (приморские. внутренние)
4. По размерам ВНП (валового национального продукта)
5. По численности населения
6. По размерам территории

1. Индия (республика, федерация, полуостровное «ключевая» среди развивающихся стран, 2-ое место по численности населения в мире, в числе крупнейших стран мира)

2. Япония (конституционная монархия - во главе император, унитарное, островное, входит в «большую семерку», в число крупнейших по количеству населения - 10 место, по территории-среднее по размерам)

3. Италия (Республика (президентская), унитарная, полуостровное, в «большой семерке», крупное по численности населения, по размеру территории -среднее).

6. Домашнее задание:

Параграф 19, вопрос 4 страница 85 ответить письменно.

Графическая работа: обозначьте страны «переселенческого капитализма», НИС и «Большой семерки»

7. Подведение итогов

Рефлексия учащихся на новый материал

Рефлексия учителя на уровень учебной деятельности учащихся на уроке.

Цели и задачи урока:

    Сформировать у учащихся представления о историко-культурных районах, познакомить с принципами выделения этих районов мира, их границ.

    Продолжать формировать умение выявлять основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары.

    Продолжить развивать умение работать с географическими катами и дополнительной информацией.

    Развивать умение выделять главное, анализировать полученный материал и принимать самостоятельно решение.

    Воспитание чувства коллективизма, самообладание, сопереживание, формировать умение выслушать одноклассников и умение вести диалог.

Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, презентации.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационная часть урока. Презентация

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная рефлексия.(слайд №1)

II. Проверка домашнего задания.

Вспомните тему нашего прошлого урока (слайд №2).

Возьмите карточку №1 (приложение 1) и впишите пропущенные слова (слайд №3,).

III. Активизация знаний, умений.

Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор. Каждый из вас выполнил творческую работу и подготовил отчет в виде сообщения для нашей конференции. А вот тему конференции постарайтесь определить сами по фотографиям (слайд №4).

Какая же тема урока? ("Историко-культурные районы мира") (слайд №5).

Наша задача в конце урока ответить на вопросы: (слад №6).

Мы знаем, что на Земле 6 материков. Разве этого не достаточно? Зачем почти каждый материк разделили на районы?(слайд №7).

И почему их назвали историко-культурными? (Предположения учащихся).

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло свое отражение в своеобразии культурных традиций и их народов.

Как вы думаете, что такое историко-культурный район? (предположения учащихся).

Историко-культурный район - это территория, культурная область, имеющая свой путь исторического развития (слайд №8).

А чем отличается один район от другого, по каким принципам их выделяют? (предположения учащихся).

Различия стран по истории развития, особенностям культуры, быта, традиций, деятельности

населения послужили делением территории на историко-культурные районы (слайд №9).

Посмотрим еще раз на карту. Сколько историко-культурных районов выделяют? (слайд №10).

Чем же отличается каждый район? Чем уникален каждый из них.

2. Знакомство с историко-культурными районами.

Каждый из вас изучил один район и готов нам рассказать о своих открытиях. Во время рассказа одного из вас остальные члены конференции должны записать отчет о исследованиях коллеги в виде таблицы (слайд №11).

Начнем. И первый район, с которым мы познакомимся - это Западная Европа.

Выступления учащихся, рассказ сопровождается презентацией, которую выполнили сами учащиеся.

По окончанию каждого выступления учащиеся подводят итоги совместно с учителем (слайд №12 - 22).

V. Подведение итогов.

Сегодня наша конференция подошла к концу, на следующем уроке мы продолжим. Мы познакомились с пятью историко-культурными районами, которые расположены в Европейской, Азиатской и Африканской частях света.

Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были сегодня ответить? Что мы узнали? (слайд №23) (фронтальный опрос).

VI. Рефлексия.

Вы все сегодня молодцы, отлично поработали. Сейчас возьмите карточку №2 (приложение 2) и подчеркните фразы, в каждом столбике, которые к вам подходят в данный момент (слайд №24).

VII. Домашнее задание.

Параграф 17, стр. 52-53 пересказ, подготовить доклады учащимся-выступающим на следующей конференции (слайд №25, 26).

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»