Голосовые связки где. Ложные голосовые связки. Где находятся голосовые связки и каково их строение

Всем нам известно о магии улыбки, неуловимом очаровании походки и о силе взгляда. И совсем не помним о том, что человеческий голос способен так же оставлять сильное впечатление. Так, начав разговор с незнакомым человеком, иногда мы чувствуем непонятную симпатию, а иногда даже неприязнь и разочарование.

Что же все таки определяет звучание голоса? Специалисты в данном вопросе считают, что виной всему две “перламутровые связки”, имя которым голосовые связки. Что же им нравится, чего опасаются, где расположены и как меняются в течение жизни? Об этом и многом другом мы описали в нашей статье “голосовые связки “.

Строение голосовых связок

Голосовые связки, или как их еще называют голосовые складки , не только отвечают за голосообразование, но и участвуют в защите нижних отделов дыхательных путей (бронхи и легкие) от попадания в них пищи, воды и инородных тел. По своему составу голосовая связка неоднородна. В ней есть соединительная и мышечная ткани, которые со всех сторон покрывает слизистая оболочка. Кстати, слизистая связок имеет ту же структуру, что и слизистая желудочно-кишечного тракта, а также мочеполовой системы.

Видимо, поэтому в народе бытует мнение о связи между голосом и сексуальностью. Однако научного подтверждения этой гипотезы нет. Зато абсолютно точно доказано, что уровень половых гормонов в организме и женщины способен существенно повлиять на .

А все потому, что гортань относится к гормонозависимым органам, то есть размер гортани, ее длина, ширина, толщина и эластичность голосовых складок меняются в зависимости от соотношения женских и мужских половых гормонов.

Голос: высокий или низкий

В детстве гортань мальчика и девочки мало чем отличаются, поэтому их голоса звучат примерно одинаково. Но при воздействии мужских половых гормонов, в период полового созревания, гортань мальчика удлиняется, расширяется, начинает сильнее выступать адамово яблоко, а голосовые связки утолщаются. В результате всех этих метаморфоз конфигурация дыхательных путей заметно изменяется, и голос становится более грубым и низким.

Голос девочки тоже претерпевает незначительные изменения, становясь чуть звонче или ниже, чем раньше. Хотя встречаются мужчины и с нетипичными для своего пола голосами, но это скорее исключение из правил, вызванное генетической предрасположенностью или гормональным дисбалансом (когда у женщины в организме в избытке вырабатывается тестостерон, а у мужчины - эстрогены).

Не зря два столетия назад мальчиков-теноров с хорошими вокальными данными кастрировали, намеренно лишая их мужских половых гормонов. Благодаря этому их гортань не развивалась по мужскому типу, а голосовые связки оставались такими же тонкими и эластичными, как у ребенка.

Старушечий голос

При наступлении старости голосовые связки человека подвергаются еще одному возрастному изменению. Влияют на это все те же половые гормоны. Через определенное время гормоны перестают вырабатываться в должном количестве. При данных процессах ухудшается кровоснабжение слизистой, становится более тонкой, менее эластичной и более сухой. Голос становится слабым и дребезжащим из-за несмыкание голосовых связок .

Однако не только возраст портит голос. Пресловутые вредные привычки – , увлечение спиртными напитками, а также нахождение в запыленном помещении способны заметно ослабить голосовые связки, так как пыль, никотин и алкоголь являются очень сильными раздражителями слизистой гортани. И как результат происходит спазм сосудов, которые пронизывают гортань, при этом нарушается голосовых связок. Теряется звонкость голоса, он превращается в характерный сиплоскрипучий.

Влияние холода на голосовые связки

Не нравится голосовым связкам и холод, в особенности если необходимо кричать или много говорить. Именно холод внес свои коррективы в звучание голоса знаменитого российского актера Василия Ливанова , озвучившего всеобщего любимца Карлсона, крокодила Гену и конечно же легендарного сыщика Шерлока Холмса. На заре своей актерской карьеры Василий Ливанов снимался в картине Михаила Калатозова “Неотправленное письмо”.

По задумке режиссера актеры должны были не только играть на морозе, но и озвучивать на холоде свою роль. После этого Василий Ливанов надолго потерял голос . Вернуть его удалось лишь после длительного лечения, однако звучать он уже стал совсем иначе, приобретя ту самую ливановскую хрипотцу. Впрочем, надтреснутый голос - не всегда последствия какого-то заболевания.

Владимиру Высоцкому, например, его легендарный голос достался от природы. А актер Никита Джигурда “закалил” связки в подростковом возрасте, когда вместе с друзьями с утра до ночи пел под гитару песни Высоцкого.

Узелки голосовых связок


Голосовые связки фото

На 30% речевой аппарат состоит из мышц, и они способны уставать также как и другие мышцы, например и ног. Поэтому выступая 2-3 часа, человеку голосо-речевой профессии необходим дальнейший сон около 8-9 часов.

Именно такой промежуток времени требуется для восстановления голосовых связок . Пренебрежение данными правилами может содействовать осиплости, вызвать хрипоту или потерю голоса.

Если потеря голоса произошла от посещения рок-концерта или стадиона, то человеку достаточно всего пару дней помолчать. Но если на протяжении долгого времени нещадно эксплуатировать голосовые складки это может способствовать образованию певческих узелков – это специфические доброкачественные новообразования на гортани, которые с свою очередь мешают смыкаться голосовым связкам, вызывая хрипоту (профессиональное заболевание дикторов, певцов и педагогов).

Если заболевание обнаружено на ранней стадии, когда узелок только формируется, проблему можно решить с помощью лекарственных препаратов и физиотерапии, которые необходимо залить в голосовые связки. Если узелок уже сформирован, то только хирург-отоларинголог способен вернуть красоту звучания голоса.

Певческие узелки могут появиться не только у певцов, но и у детей. Особенно если они часто, громко и подолгу кричат.

Взаимосвязь ног и голосовых связок

При холодной погоде голосовым связкам очень не нравятся мокрые , потому как точки проекций лор-органов и гортани в частности находятся на ступнях. Поэтому часто переохлаждение ног может вызвать першение в горле и осиплость голоса. Очень важно во время заболевания не только согревать горло при помощи сухих компрессов, но и в тепле держать ноги.

Хорошо в этот период делать ингаляции с отварами трав (эвкалипт, ромашка), которые имеют вяжущий, антибактериальный и противовоспалительный эффект. При этом чтобы дышать паром необходимо находиться на безопасном расстоянии (30 см между источником пара и носоглоткой), дабы не получить горячим воздухом ожог слизистой.

Заболевшим голосовым связкам необходимы витамины A и E, улучшающие трафику тканей, восстанавливающие клетки слизистых оболочек организма и иммунной системы. Необходимы также витамины группы B, но не в составе продуктов, а как ингаляции или вливания витаминных смесей и вяжущих растворов коллоидного серебра.

Тренировка голосовых связок

Как ни парадоксально, а голосовые связки поддаются тренировке. Правда, самостоятельно сделать это довольно сложно, поэтому желающие “приручить” свой баритон обращаются к фониаторам и фонопедам . Именно они обучают вокалистов и ораторов правильно напрягать мышцы гортани, управляя воздушными потоками по своему усмотрению. Благодаря этим секретам многие певцы овладевают самыми высокими нотами, доводя публику до экстаза.

Однако ни один фониатор не сможет научить человека петь, если у него от природы нет голоса и слуха. Не смогут специалисты и “перековать” грубый голос, сделав его тонким и звонким, как было с волком в сказке о семерых козлятах. Хотя теоретически этого можно было бы добиться с помощью пластической операции по изменению гортани. Но пока это больше похоже на фантастику.

Факты о гортани

  • 30 лет назад Элтон Джон едва не лишился голоса, потому что в 80-е годы прошлого столетия слишком увлекся марихуаной. Чтобы спасти его голос, хирургам пришлось провести сложную операцию по удалению полипов, образовавшихся на гортани Элтона в результате курения гашиша. И хотя после этого исполнителю пришлось на несколько лет замолчать, в целом его голос зазвучал глубже, шире и сильнее.
  • Обладательницей самого громогласного голоса в мире официально признана Джилл Дрейк - жительница города Тентерден (графство Кент на юго-востоке Англии). Работая ассистентом преподавателя, 48-летняя миссис Дрейк способна перекричать шум мотора заходящего на посадку самолета. Измерив мощность ее голоса, специалисты были шокированы: оказалось, что сверхзвуковой гигант “Конкорд” издает на низком полете шум силой в 120 децибел, в то время как сила крика младшего учителя достигает 129 децибел!
  • В отличие от людей и животных, рыбы полностью лишены голосовых связок. Однако это не мешает им “говорить” на своем рыбьем языке, издавая звуки с помощью ударов по плавательному пузырю. Хотя у некоторых рыб роль барабана выполняет специальное отверстие, затянутое пленкой, а роль барабанных палочек - плавники.

Уважаемые читатели блога , если у вас есть интересные факты или истории о голосовых связках человека, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

Здравствуйте, друзья, Я вдруг с досадой для себя обнаружил, что на моём блоге нет статьи, посвященной исключительно голосовым связкам, их строению и принципу функционирования. Сейчас Я это дело исправлю, конечно многие из Вас уже с этим вопросом ознакомлены, но многие начинающие певцы судя по личному опыту не до конца, а многие и совершенно не представляют, как выглядят голосовые связки!

И так, предлагаю для начала посмотреть видео нарезку из нескольких исследований, на которых можно замечательно рассмотреть работу голосовых связок в действии!

По-моему, данная сьёмка производится с помощью эндоскопа, и если Я не ошибаюсь это трубочка с камерой, которая проникает в гортань через носовую полость и как-бы сверху смотрит на связки и гортань в целом, дальше всё ясно…
Голосовые связки состоят из голосовой связки (сухожилия) и голосовой мышцы, с одной стороны они прикреплены к черпаловидным хрящам, а с другой стороны к внутренней стороне щитовидного хряща (передняя стенка гортани).
Логичнее называть голосовые связки – складками, хотя бы из-за их внешнего вида (двух параллельно выпирающих с противоположных сторон гортани складок). Строение голосовых складок уникально, потому что сухожилия не просто крепят голосовую мышцу к хрящам, но и пронзают её насквозь, до середины их длинны, что заметьте, даёт возможность смыкать голосовые связки, как всей её длинной, так и отдельно, какой либо частью (передней частью, задней, средней). Именно из-за этой особенности строения связки и называют связками, чаще, чем складками!
Сверху голосовые связки покрыты слизистой оболочкой, что делает их более упругими и эластичными, а так же позволяет способствовать более чёткому и лёгкому резонированию. От чего голос становится звонким, вот например, в статье « » курении Я писал об изменении слизистой гортани у курильщиков, поэтому и голоса у них часто охриплые!
Так же, есть вторая пара голосовых связок, они расположенные над истинными связками имеют иную форму и строение, они не натянуты на всю длину гортани, очень вяло и медленно смыкаются, вдобавок и не до конца, поэтому, использованы в пении, не могут! Ложные складки, так же называют «складками преддверия» или «вестибулярными складками». Ложные связки так же смыкаются во время работы истинных связок, но никакой пользы для голоса они не несут. Голосовые связки издают шум при откашливании, похожий на рык, многие рок и джаз вокалисты используют этот приём в пении и называется он «гроулинг». Конечно в джазе – этот приём не такой брутальный, как в роке, но пришёл он из джаза. Кстати, Я считаю гроулинг намного полезнее стилем пения, нежели пение на зажатых истинных связках. Конечно и гроулингом можно себе навредить, но скорее сотрутся истинные связки от постоянного пересмыка, нежели ложные от гроула! Итак же ложные связки работают в гортанном пении, истинные связки, там практически бездействуют!

Орган голосообразования - один из важнейших элементов строения человеческого тела, функция которого защитить легкие и бронхи от попадания в них инородных веществ, воды и пищи. Являясь главной частью средней глотки, голосовые связки расположены по обе стороны гортани.

В работе эластичных образований принимают участие большое количество мышц. Попадающий на них воздух вызывает вибрации и колебания, благодаря чему человек может издавать различные звуки и формировать слова. Во время простуды пространство между связками значительно уменьшается. В горле появляются неприятные ощущения, что затрудняет речь, приводит к охриплости или полной потере голоса.

При разговоре они приближаются к гортани, напрягаясь и вибрируя до тех пор, пока весь воздух не выйдет наружу. От степени их натяжения и зависит высота образующихся звуков. Но для того, чтобы увидеть полную картину работы этого органа и разобраться в его правильном функционировании, необходимо иметь представление о сложной структуре, частью которой являются голосовые связки.

Строение гортани

Верхняя часть дыхательного горла располагается на отрезке между трахеей и глоткой. Последняя представляет собой удлиненный канал, который соединяет ротовую полость и носовые пазухи с гортанью и пищеводом. В зависимости от возраста человека ее размер может меняться. Состоящий из надгортанника, щитовидного и перстневидного хрящей, голосовых связок и трахеи внутри орган покрыт оболочкой, которая выполняет защитные, питательные и другие функции. Наружную же часть хрящевого скелета гортани покрывают мышцы и клетчатка, отделяющие ее от близлежащих образований.

Внутренняя поверхность органа состоит из волокнистых и волокнисто-мышечных складок. И если первые недостаточно развиты и не участвуют в формировании звуков, то последние являются непосредственными участниками этого процесса.

Патологии связок

  • Гранулема. Воспаление, возникающее вследствие травмы гортани, а также при ее раздражении. Голос приобретает охриплость, в органе появляется чувство наличия чужеродного тела, от которого хочется избавиться. При этом боль отдает в ушную раковину. Образованные заболеванием гнойники имеют бледно-розовый цвет и могут расти. В этих случаях проводят консервативное лечение, а при его неэффективности делают операцию. Однако если не раздражать гранулему, она может рассосаться самостоятельно.
  • Перегрузка связок может привести к образованию доброкачественных наростов. При этом образуются уплотнения, которые со временем растут. Выраженным симптомом здесь является охриплость голоса. Такое хроническое заболевание требует постоянного наблюдения у врача. Чтобы уменьшить отечность складок гортани, назначают лечение с применением стероидных препаратов. Удаляют новообразования с помощью лазера или криохирургическим методом.

Причина боли в голосовых связках

Есть также множество других серьезных патологий, которые проявляются крайне редко. К ним относятся:

  • различные травмы;
  • ядовитые вещества, попавшие в гортань во время вдоха;
  • туберкулез, что крайне опасно.

Диагностика заболеваний гортани

Для того чтобы установить причину воспаления необходимо обратиться к специалисту и пройти тщательное обследование, в комплекс которого входят следующие медицинские мероприятия:

  • осмотр горла;
  • пальпация шеи;
  • рентген;
  • биопсия.

Наиболее часто заболеваниями голосовых связок страдают люди, профессия которых непосредственно связана с речевым аппаратом. К ним относятся певцы, актеры театра, артисты цирка, учителя и другие. Чтобы не подвергать себя риску, необходимо постоянно следить за проявлениями организма и бережно относиться к струнам своего голоса.

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме.
  • На выдохе ребра плавно сужаются и .
  • Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки.
  • Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде.
  • А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием — в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке...
  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции.
  • Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и… поем!

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


Голосовыми данные образования называют потому, что в редких случаях патологии, травмы или хирургического удаления истинных голосовых складок, ложные (после некоторой практики) способны взять на себя функцию создания голоса.

Разумеется, голос человека в данном случае очень груб и мало напоминает настоящий, однако в вокальном тракте, благодаря ротоглоточному резонатору, возникают форманты, позволяющие создать гласные звуки. По крайней мере, каким-то эрзац-вариантом речи человек обладает.

Способность ложных связок производить звуковую волну является одним из аргументов сторонников миоэластической теории голосообразования.

Основная роль ложных связок в организме человека - закрывать вход в дыхательные пути. В момент задержки воздуха, а также при других состояниях организма, например, натуживании, кашле, ложные голосовые связки способны полностью перекрыть вход в трахею, работая одновременно с другими сфинктерами, находящимися в вокальном тракте.

Функция ложных связок подчиняется глубинным управляющим системам мозга (рефлекторна), поэтому неподконтрольна сознанию. Однако можно научиться в немалой степени управлять сжатием или раскрытием ложных голосовых связок, используя разработанные в рамках Метода EVT упражнения.

При пении ложные связки могут быть частично сведены (только своей передней частью). При этом звук голоса получит дополнительный призвук хрипа, так как влияние ложных связок на истинные голосовые изменит первоначальный частотный спектр звука, создаваемый истинными голосовыми складками. Такая практика называется «контролируемым вокальным зажимом», а звук, который при этом возникает, называют distortion (по аналогии с эффектом, используемым в электромузыкальных инструментах).

В российских источниках часто можно встретить понятие «расщепление». Необходимо понимать, что данный термин относится исключительно к характеру слышимого тембра - к «чистому» звуку подмешивается «хриплая» составляющая. Недостаточное понимание природы происхождения такого звука, неосведомленность о существовании и особенностях функционирования ложных голосовых связок приводят к неверному суждению о некоем «расщеплении» (физическом) самих истинных голосовых складок, что совершенно невозможно.

Если функция ложных голосовых связок не находится под контролем вокалиста, то их работа может (и это часто происходит) нанести непоправимый вред покровным слоям истинных голосовых складок, которые и создают вибрацию. В результате вокалист может навсегда потерять возможность создавать «чистый» голос, а, как максимум, вполне вероятна афония (потеря голоса).

Риск срабатывания «защитного сфинктера» - ложных голосовых связок - существенно увеличивается при фонации сонорных согласных С, Ш, Х, Ф, поэтому из практик передовых вокальных школ уже убраны упражнения (часто еще применяемые в России), при которых от учащегося требуется утрированное произнесение этих звуков.

Как пример, у неподготовленного человека резкое выкрикивание «Хэй!» отзывается мимолетной «царапиной в горле», как об этом сообщают многие вокалисты. Данный эффект - маленькая фонотравма, вызванная мгновенным рефлекторным срабатыванием ложных голосовых связок. Разговор «на повышенных тонах» также приводит через некоторое время если и не к болевым, то вполне ощущаемым последствиям «царапины» - першению, жжению, повышенному выделению слизи в районе гортани.