Как и где проверить зрение у ребенка? Зрение ребенка с первого по третий месяц

Глаз - один из самых важных органов чувств. Благодаря зрительной функции человек познаёт окружающий мир, исследует объекты и предметы. Некоторые заболевания и врождённые патологии, негативно сказывающиеся на способности людей видеть, можно диагностировать в первые несколько дней после рождения. Именно поэтому важно знать, как должно формироваться зрение у новорождённого ребёнка, уметь различать норму и патологию, чтобы вовремя обратиться к специалисту и избежать возникновения осложнений.

Как видит грудной ребёнок

Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста. Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:

  • шаровидное глазное яблоко;
  • тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
  • вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
  • маленькая преломляющая сила роговицы;
  • несформированные до конца слёзные протоки;
  • отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
  • малое количество пигмента меланина в радужке;
  • узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
  • большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
  • наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).

Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.

Видео: как окружающий мир видят новорождённые дети

Зрение малышей в первые дни жизни

Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.

В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна

Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.

Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Сетчатка, палочки и колбочки, воспринимающие световую и цветовую информацию, формируются на сороковой неделе внутриутробного развития. Дети, рождённые на сроке до тридцати пяти недель, нередко имеют серьёзные проблемы со зрительным аппаратом, что чревато отставанием в психомоторном развитии.

Таблица: сроки формирования зрительных функций у недоношенных детей

Функция Время окончательного формирования
Ощущение света С шестого месяца внутриутробного развития
Фиксация взора На третьем или четвёртом месяце внеутробной жизни ребёнок начинает фокусировать взгляд на больших и ярких предметах (игрушки, погремушки)
Цветовосприятие На пятом месяце малыш начинает реагировать на красные, жёлтые, зелёные и оранжевые краски. К двум годам формируется окончательная способность узнавать и различать цвета
Узнавание лиц родителей Начинается с четвёртого месяца жизни
50%-я острота зрения В возрасте двух лет малыш может более или менее чётко различать предметы
Стопроцентная острота зрения при отсутствии других патологий Достигается к пяти годам
Сочетанное зрение обоими глазами Около трёх-четырёх лет

Проблемы со зрением у новорождённых

Патологические состояния, связанные с нарушением функции зрительного аппарата, всё чаще встречаются у детей первых месяцев и даже дней жизни. Многие врачи связывают это с общей динамикой ухудшения состояния здоровья населения за последние двадцать лет, но другая часть специалистов выделяет целые группы факторов, в связи с которыми появляется та или иная патология.

Возможные причины возникновения проблем со зрением:

  • генетическая предрасположенность;
  • наследственные заболевания соединительной ткани;
  • воздействие радиационных, химических, химико-биологических и физических загрязнений;
  • внутриутробное инфицирование плода;
  • синдром задержки роста и развития плода;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя, никотина, наркотиков, запрещённых лекарственных препаратов с тератогенным эффектом;
  • присоединение бактериальных инфекций на первом году жизни;
  • первичный и вторичный иммунные дефициты.

Если родственники малыша имели какое-либо генетическое заболевание со стороны зрительных органов, вероятность развития подобных осложнений у ребёнка увеличивается в полтора раза.

Косоглазие

Косоглазие представляет собой изменённое положение глазного яблока, которое возникает из-за слабости глазодвигательных мышц, выполняющих функцию фиксации. Косоглазие - не только косметический, но и функциональный дефект: при этой патологии у младенца формируется неправильное бинокулярное зрение. В будущем это может послужить серьёзным препятствием для дальнейшего психоэмоционального и моторного развития, поэтому болезнь рекомендуется устранять на самых ранних сроках.

Косоглазие может быть как врождённым, так и приобретённым в первые дни жизни

При косоглазии малыш не может воспринимать мир объёмно: один глаз его видит правильное положение предметов, в то время как другой направлен в совершенно противоположную сторону. Это может привести к серьёзным нарушениям объектно-пространственного мышления. Врождённое косоглазие является результатом гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, недоношенности или болезней соединительной ткани.

Приобретённая патология возникает после перенесённых воспалительных заболеваний мышечной и нервной ткани. Глазодвигательные мышцы больше не могут сохранять нужное положение яблока, что ведёт к изменению его позиции в глазнице. Лечение патологии может быть как консервативным (массажи, гимнастика), так и оперативным.

Врождённая миопия

Более тридцати лет назад миопия, или близорукость, считалась заболеванием преимущественно детей более старшего возраста (от пяти до семнадцати лет). В настоящее время есть множество научных трактатов и исследований, которые доказывают существование врождённой близорукости.

У близоруких родителей с 40%-й вероятностью может появиться малыш с врождённой миопией

При врождённой миопии малыш появляется на свет с изменённой формой глазного яблока: оно более длинное, чем нормальное. Это приводит к тому, что лучи естественного и искусственного света, попадающие в глаз, не доходят до сетчатки, где располагаются палочки и колбочки, воспринимающие зрительную информацию. Такие дети гораздо позже начинают фиксировать взгляд на предметах, не узнают родителей и часто пугаются собственных конечностей.

Благодаря средствам современной офтальмологии миопия у младенцев диагностируется и лечится сразу же после рождения. Правильно подобранная терапия облегчит процесс становления и формирования зрительного аппарата, благодаря чему ребёнок сможет полноценно обучаться и развиваться.

Младенческая дальнозоркость

При дальнозоркости дети очень хорошо видят вдаль, но практически не ориентируются в предметах, которые расположены от них на расстоянии вытянутой руки. Все младенцы изначально рождаются дальнозоркими, но это явление не носит патологический характер: к шести месяцам глазное яблоко приобретает правильную форму, увеличивается в размерах, а фокус нормализуется и устанавливается на сетчатке.

Врождённую дальнозоркость иначе именуют гиперметропией, что связано с повышением способности глаз младенца фокусироваться на далеко расположенном предмете.

В случаях с аномальной дальнозоркостью этого не происходит. Недоразвитое глазное яблоко не может преломлять лучи света с нужным интервалом, за счёт чего приспособительная способность органа зрения очень сильно страдает. Родителям следует насторожиться по поводу возможной дальнозоркости у младенца, если он:

  • не рассматривает свои ручки, что свидетельствует о нарушении нормальной для детей реакции на собственные конечности;
  • не обращает внимания на лежащие рядом или висящие в непосредственной близости от него игрушки;
  • не реагирует на близкорасположенные лица родителей;
  • фиксирует взор на предметах, находящихся на расстоянии более шестидесяти - семидесяти сантиметров от его глаз.

Слепота

Слепота - это самое тяжёлое нарушение зрения врождённого или приобретённого характера, в результате которого человек теряет способность видеть окружающий мир. Она может быть как односторонней, так и двусторонней. Причиной формирования врождённой слепоты у детей могут быть как патологии зрительного нерва, аномалии развития глазного яблока, сетчатки и её клеток, так и некоторые атрофические инфекционно-воспалительные процессы, перенесённые в утробе матери.

В некоторых случаях врождённую слепоту можно заметить не с первых дней жизни

К основным признакам, по которым можно заподозрить наличие слепоты у малыша, относят:

  • помутнение роговицы;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • нарушение основных рефлексов моргания при прикосновении к нижнему веку;
  • отсутствие зажмуривания при поднесении раздражителя;
  • хаотичные и беспорядочные движения глазных яблок.

В каждом отдельном случае необходимо рассматривать причину, повлёкшую за собой возникновение слепоты. Иногда малышу бывает необходима срочная операция, после которой становится возможным полностью восстановить утраченную функцию зрения в короткие сроки.

Нистагм или бегающие глазки

Многие родители замечают, что глаза ребёнка не всегда находятся в одном и том же положении: периодически можно наблюдать непроизвольные движения глазных яблок, которые возникают без действия каких-либо внешних факторов. Это может повлечь за собой определённые трудности при дальнейшем обучении: такие малыши хуже фиксируют взгляд и не могут длительное время сосредотачиваться на предметах.

Нистагм довольно часто встречается у людей с альбинизмом, что связано с недоразвитием глазодвигательных мышц, фиксирующих глазное яблоко.

Физиологический нистагм наблюдается у младенцев первых десяти дней жизни. Если после этого срока явление не прошло, стоит посетить врача. Таким детям назначается специальная гимнастика, чтобы укрепить мышечный каркас и восстановить нормальное положение глазного яблока.

Врождённая глаукома

Глаукома - это повышение внутриглазного давления, которое ведёт к формированию дегенеративных и дистрофических процессов в тканях глазного яблока, что может вызвать существенное снижение зрения. В настоящее время количество детей, появившихся на свет с врождённой глаукомой, неуклонно увеличивается. Учёные предполагают, что это может быть связано с большим количеством вредных факторов, действующих на женщину во время беременности.

Врождённую глаукому диагностируют в первые недели жизни

Патогенез глаукомы обусловлен нарушениями формирования во внутриутробном периоде угла передней камеры и выводящей системы глаза. Жидкость не оттекает, в результате чего давление внутри глаза повышается.

Клиническими проявлениями патологии у младенца служат:

  • отёчность и помутнение роговицы;
  • нарушения фиксации взора;
  • аномальные реакции зрачков;
  • появление слезотечения на свету;
  • повышенное давление внутри глазного яблока.

Врождённую глаукому лечат оперативными методиками. Длительность восстановления после данной операции составляет не более трёх месяцев. После этого зрение младенца возвращается в пределы допустимой нормы.

Опущение верхнего века

Опущение верхнего века, которое препятствует нормальному обзору, называется птозом. Эта патология довольно часто встречается у недоношенных детей первого года жизни. Птоз разделяют на врождённый, который сформировался в период внутриутробного развития организма плода, и приобретённый, возникший как следствие глазных инфекционно-токсических заболеваний воспалительного характера, неврологических патологий, парезов или параличей.

Опущение верхнего века встречается у детей разных возрастов

Верхнее веко опускается, нарушая обзор и затрудняя отхождение слёзной жидкости. Особенно важно диагностировать снижение остроты зрения на глазу, который опущенное веко прикрывает более чем наполовину: он развивается гораздо хуже. Симптоматика, которая выявляется при наличии птоза у новорождённых:

  • изменение размера глазной щели;
  • вялое, ригидное веко;
  • нарушения моргания;
  • скопление в уголке поражённого глаза большого количество белково-жировых отложений;
  • нарушение концентрации на объекте при просмотре его больным глазом;
  • отсутствие реакции на цветовые или световые раздражители.

Степень птоза определяется врачом-офтальмологом. Для коррекции лёгкого дефекта можно применять подклеивание верхнего века ко лбу с помощью лейкопластыря, специальные массажи и упражнения. Лечение тяжёлой и среднетяжелой степеней проводится с помощью хирургического вмешательства: врачи уменьшают объём века путём его подрезания и натяжения внутриглазных мышц.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Чтобы определить, как чётко ваш малыш видит окружающий мир, можно произвести некоторые простейшие исследования в домашних условиях. Учитывайте, что в первые несколько месяцев жизни зрение грудного ребёнка значительно отличается от такового у новорождённых, а домашнее исследование не является достоверным на сто процентов. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаз младенца, нужно обратиться к детскому офтальмологу.

Любимая игрушка малыша отлично подойдёт для фиксации взора

Чтобы проверить зрение у малыша, вам понадобится:

  • большая карточка с изображённым на ней крупным предметом, например, шариком или квадратом;
  • источник света, который будет расположен так, чтобы предмет не отбрасывал тени;
  • любимая игрушка или погремушка ребёнка.

Возьмите в правую руку карточку с изображённым на ней предметом и поместите её перед малышом на расстоянии от сорока до шестидесяти сантиметров, чтобы ребёнок успел сфокусировать взгляд. Когда вы заметите, что его внимание полностью сосредоточено на карточке, попробуйте медленно передвигать её в разные стороны: влево и вправо, вверх и вниз. Если малыш следит за движением картинки, это является вариантом нормы. При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы. Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра.

Другое исследование включает использование любимой игрушки. Расположите её напротив малыша, закрывая поочерёдно его глаза руками. В тот момент, когда один глаз прикрыт, отодвигайте погремушку из поля зрения, наблюдая за реакцией грудничка. Если он начинает плакать, так как игрушка исчезла из области его видимости, то это может свидетельствовать о нарушениях зрения какого-либо глаза. Для уточнения диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Тренировка зрения у грудничков

В первые дни и месяцы своей жизни малыши активно познают мир и пытаются фиксировать взгляд на лице родителей, игрушках, различных фигурках и рисунках. Чем больше всевозможной двигательной и зрительной информации получает ребёнок, тем более интенсивно происходит развитие больших полушарий головного мозга, активизируется пространственно-временное мышление и восприятие окружающей действительности.

Присутствие родителей при первых попытках ребёнка фиксировать взгляд особенно важно

Лучше всего на психоэмоциональное состояние растущего человека влияют лица самых близких людей - родителей. Если ребёнок регулярно видит перед собой маму и папу, он начнёт самостоятельно фиксировать взор, улыбаться и гулить при их появлении гораздо быстрее.

Картинки для развития зрительных навыков в первые месяцы жизни

С момента появления на свет и до полугода особенно важно развивать зрительные навыки у малыша. В это время активно происходит процесс роста и развития глазных яблок, восходящих и нисходящих путей, которые переносят информацию от глаза в кору больших полушарий, где происходит её обработка и формирование ответных эмоциональных и двигательных реакций. Многие детские психологи отмечают этот этап как особенно важный период физиологического и нервно-психического развития, при грамотной стимуляции которого происходит улучшение многих зрительных функций.

Для занятий с малышом вам понадобится:

  • пеленальный столик или детская кроватка с твёрдым матрасом;
  • источник света в виде окна или лампы, который будет находиться за головой малыша;
  • карточки с чёрно-белыми фигурами;
  • цветные картинки.

Занятия с новорождённым

Приобретите карточки с контрастными чёрно-белыми крупными изображениями различных предметов. Можно закрепить часть их над детской кроваткой. Упражнение заключается в постепенной медленной смене картинок. Через несколько недель тренировок можно добавлять в зрительный ряд чёрно-белые фотографии или рисунки.

Крупные контрастные предметы хорошо фиксируются взглядом

Если над кроватью ребёнка висит специальный детский мобиль, рекомендуется заменить цветные игрушки или висюльки на чёрно-белые крупные детали. Подсветка не должна быть мигающей или слишком яркой. Приобрести правильный мобиль можно в детском магазине, проконсультировавшись с продавцом. Игрушки достаточно легко изготовить самостоятельно.

Мобиль - универсальная игрушка для развития зрения и моторики

Для тренировки глазодвигательных мышц возьмите в руку карточку с чёрно-белым изображением и поднесите её на расстояние не более тридцати сантиметров к глазам малыша. Перемещайте картинку влево и вправо, не меняя основного расстояния от глаз ребёнка. Когда малыш начинает фиксировать взгляд и следить за интересующим объектом, совершайте медленные вращательные движения.

Занятия с малышом от одного до трёх месяцев

В период до трёх месяцев ребёнок уже умеет хорошо фиксировать взгляд на крупных изображениях, благодаря чему для него становится возможным изучать края предмета и его форму. Особенно хорошо в это время показывать малышу картинки различных животных, геометрических предметов и зданий.

Картинки с чёткими контурами стимулируют развитие пространственного мышления

Для тренировки зрения держите картинку на расстоянии не более сорока сантиметров от лица младенца. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на краях предмета, медленно отводите его вверх и остановите на расстоянии шестидесяти сантиметров от малыша. Чтобы усилить эффект от занятий, развесьте на стенках детской и других поверхностях квартиры чёрно-белые изображения. Когда младенец будет находиться на руках у взрослых, он сможет наблюдать за ними в течение всего игрового периода.

Занятия с ребёнком старше трёх месяцев

На этом этапе развития детям нравятся более сложные рисунки, они обращают внимание на яркие цвета и краски, более ломаные линии. Ребёнок лучше запоминает увиденное, у него появляются предпочтения. Это связано с активным формированием колбочек и палочек в сетчатке глаза: малыш начинает лучше воспринимать цвета и оттенки, переход от тёмных к более светлым тонам.

Чтобы выполнить упражнение, возьмите две яркие карточки и поместите их перед малышом. Постепенно отодвигайте сначала одну из них, а потом сразу обе, дожидаясь, пока ребёнок зафиксирует взгляд. Для выполнения второго упражнения возьмите чистый белый листок и аккуратно закройте часть цветной картинки. Через несколько минут уберите его и оцените реакцию ребёнка.

Клинические признаки различных патологий глаз у грудничка имеют во многом сходную симптоматическую картину. В некоторых случаях врождённые заболевания остаются недиагностированными в течение долгих лет. Помните, что ежемесячные профилактические медицинские осмотры и посещения педиатра помогут выявить болезнь на ранней стадии: это значительно облегчит её лечение. Контрольный осмотр офтальмолога стоит проводить не реже одного раза в полгода, что позволит отследить динамику показателей зрения, а также выявить протекающие в организме процессы инфекционно-воспалительного характера с вовлечением глаз.

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.

Нравится

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных . Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц . Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости . У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия ) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм, помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения . Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.

Зрение является одним из пяти органов чувств человека. С его помощью человек получает информацию об окружающем его мире, распознает предметы и их расположение в пространстве. Важность высокого уровня зрения нельзя переоценить, ведь с плохим зрением жизнь человека очень усложняется. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, так как уменьшение остроты зрения может стать серьезным препятствием на пути полноценного развития ребенка.

Зачем нужна проверка?

Начиная с самого периода новорожденности, детям необходимо производить регулярную проверку зрения у врача-офтальмолога. Это необходимо делать в профилактических целях, чтобы не допустить в дальнейшем у ребенка нарушений или ухудшения зрения.

Заболевания глаз во многих случаях имеют тенденцию к прогрессированию. Например, миопия (или близорукость), как правило, может интенсивно развиваться у детей в школьные годы, когда зрительная нагрузка на глаза усиливается. Также нередким заболеванием является и у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Поэтому родителям необходимо предпринять все меры, чтобы как можно скорее улучшить ребенку остроту зрения и не допустить развития слепоты. Как правило, прогрессирующая близорукость приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки, что существенно снижает остроту зрения.

Проверка зрения у новорожденных происходит по следующему графику:

  • Впервые глаза ребенка осматривает врач-офтальмолог в первые часы после рождения. С особым вниманием проверяются недоношенные дети, дети с врожденными патологиями или родовыми травмами, новорожденные после тяжелых родов, так как именно у этой категории детей чаще всего проявляются кровоизлияния или патологии сетчатки.
  • Первая проверка у врача-офтальмолога у этой категории детей обычно назначается через месяц после рождения, если есть показания.
  • Здоровый ребенок впервые обследоваться в офтальмологическом кабинете должен через 3 месяца после рождения.
  • Следующий осмотр у здорового ребенка осуществляется в 6 месяцев, и затем в 12 месяцев.

В 12 месяцев у ребенка впервые определяют остроту зрения. В норме она равняется 0,3–0,6 диоптриям.

Таблицу для проверки зрения у детей разработала Орлова. Данная таблица применяется для детей дошкольного возраста, которые еще не научились считать

Картинки для проверки зрения вы найдете .

Существующие таблицы для проверки зрения

Таблица Головина

В современное время создано немало вариантов таблиц для проверки остроты зрения у детей.

Первой таблицей, по которой у ребенка проверяют зрение, как правило, становится таблица Орловой. По этой таблице проводят исследование зрения детям с 3-х лет, когда они еще не научились читать и писать. В этой таблице вместо букв используются картинки, которые ребенку хорошо знакомы и которые он без труда сможет назвать.

Для проверки остроты зрения у детей более старшего возраста используются уже таблицы с печатными буквами. На территории стран СНГ чаще всего применяют таблицу Сивцева или Головина. Существует, также, их иностранный аналог – таблица Снеллена.

Во многих таблицах определение остроты зрения осуществляется на расстоянии не менее 5 метров. Эта дистанция выбрана офтальмологами по той причине, что у глаза с нормальной рефракцией (так называемой, эмметропией) на этом расстоянии точка ясного видения находится как бы в бесконечности и на сетчатке, таким образом, собираются параллельные лучи, образуя сфокусированное, четкое изображение.

Читайте также про визометрию глаза в .

Таблица Сивцева

Таблица Сивцева является наиболее распространенной таблицей на территории бывшего СССР, которая применяется для проверки остроты зрения у детей.

Свое имя таблица получила в честь советского врача-офтальмолога Д.А. Сивцева. Таблица Сивцева активно применяется для обследования зрения у детей и взрослых пациентов в современное время.

При нарушениях зрения положение фокусной точки изменяется. Например, при близорукости фокусная точка находится перед сетчаткой, а при дальнозоркости фокусная точка смещается за сетчатку. Таким образом, изображение не фиксируется в центре сетчатки и предметы кажутся размытыми и нечеткими.

Как правило, рефракционные отклонения влияют на остроту зрения и требуют коррекции. Чем сильнее рефракция отклоняется от нормы, тем более уменьшается острота зрения. Однако, при этом между этими значениями нет прямой зависимости. Если рефракция в норме, но при этом пациент плохо видит, это может говорить о возможном снижении прозрачности оптических сред глаза. Например, у пациента могут проявляться симптомы амблиопии, катаракты с помутнением хрусталика или роговицы.

В правой колонке обозначена острота зрения пациента, если он находится от таблицы на расстоянии 5 метров. Эти значения помечены знаком “V=…”. Остротой зрения в профессиональной терминологии врачей-офтальмологов называется способность глаза увидеть и различить две удаленные точки при минимальной дистанции между ними.

В офтальмологии принято правило, что глаз с нормальной остротой зрения может различить две удаленные точки с угловым расстоянием между ними равным 1 угловой минуте (1/60 градуса).

Нормальная острота зрения человека соответствует показателю V=1.0, то есть человек со 100%-ым зрением должен быть способен различать печатные знаки первых 10 строк. Однако, некоторые обследуемые могут иметь остроту зрения, которая больше нормы, например, 1,2, 1,5, или даже 3,0 и более. При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость), астигматизме, глаукоме, катаракте и иных нарушениях зрениях, острота зрения обследуемого уменьшается ниже нормы и приобретает значения 0,8, 0,5 и ниже.

В таблице Сивцева значения остроты зрения в первых десяти строчках отличаются шагом в 0,1, последние две строчки – в 0,5. В некоторых нестандартных вариантах таблицы Сивцева используются, также, дополнительно 3 строчки со значениями остроты зрения от 3,0 до 5,0.

Но эти таблицы, как правило, не применяют в офтальмологических кабинетах современных клиник.

Читайте также о компьютерной периметрии глаза в .

Острота зрения по таблице Сивцева проверяется по следующей инструкции:

  • Пациент должен находиться от таблицы на расстоянии 5 метров. Исследования проводятся для каждого глаза отдельно.
  • Правый глаз необходимо крепко закрыть ладонью, так, чтобы он не мог видеть букв в таблице. Вместо ладони можно использовать кусок плотного материала (например, картон или пластик). Таким образом, обследуется острота зрения левого глаза.
  • Строки необходимо читать по порядку, слева направо, сверху вниз. На распознавание знака отводится не более 2-3 секунд.

Определение остроты зрения по таблице Сивцева довольно простое. Пациент, как правило, имеет нормальную остроту зрения, если смог корректно прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6. Допустима только одна ошибка. В рядах, находящихся ниже V=0,7 допустимо не более двух ошибок. Численное значение остроты зрения соответствует численному значению V в последнем ряду, в котором не были допущены ошибки сверх нормы.

При помощи этой таблицы определяется только близорукость. Дальнозоркость по таблице Сивцева не определяется. То есть если обследуемый будет видеть все 12 строк на расстоянии 5 метров, это не означает, что он страдает дальнозоркостью. Это говорит об остроте зрения выше среднестатистической нормы.

Если результат теста будет неудовлетворительным и будет выявлено отклонение от нормы, то возможной причиной снижения остроты зрения у ребенка может быть аномалия рефракции. В этом случае необходимо последующее определение рефракции.

Таблица Снеллена

таблица Снеллена

Таблица Снеллена (Snellen chart) является одной из популярных таблиц для проверки остроты зрения у детей. В современное время эта таблица особенно распространена на территории США.

Таблица Снеллена была разработана в 1862 году голландским врачом-офтальмологом Херманном Снелленом. Русским аналогом этой таблицы является таблица Сивцева.

В состав таблицы входит стандартный набор строк, состоящих из латинских букв, которые называют оптотипами (test types). Размер букв, также, как и в таблице Сивцева, уменьшается с каждой строкой в направлении вниз.

В верхней строке таблицы Снеллена расположены самые крупные символы, которые способен прочитать человек с нормальной остротой зрения на расстоянии 6 метров (или 20 футов). Последующие, нижние строки человек со 100%-ым зрением способен различить на дистанции 36, 24, 18, 12, 9, 6 и 5 метров соответственно. В традиционной диаграмме Снеллена, как правило, напечатаны 11 строк. Первая строка состоит из самой большой буквы, которой может быть E, H, N, или A.

Зрение обследуемого по таблице Снеллена проверяется следующим образом :

  • Обследуемый располагается на дистанции 6 метров от таблицы.
  • Ладонью или каким-либо плотным материалом закрывает один глаз, другим читает буквы в таблице.

Острота зрения обследуемого проверяется обычно по показателю самого маленького ряда, который был прочитан без ошибок на расстоянии 6 метров.

Как правило, если человек с нормальной остротой зрения способен различить один из нижних рядов на расстоянии 6 метров, то значение остроты зрения равняется 6/6. Если обследуемый в состоянии различить только строки, расположенные выше строки, которую человек с нормальной остротой зрения способен прочесть на расстоянии 12 метров, то острота зрения такого пациента равна 6/12.

Таблица Орловой

Таблица для проверки зрения Орловой применяется для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста. В этой таблице имеются строки со специальными картинками, размер которых становится меньше с каждой строкой в направлении сверху вниз.

Таблица Орловой

В левой стороне таблицы, рядом с каждой строкой указывается расстояние, с которого ребенок с нормальной остротой зрения способен различить символы.

Вариация таблицы Орловой

Расстояние помечено символом “D=…”. В правой стороне таблицы указывается острота зрения, если ребенок распознает их на дистанции 5 метров.

Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 5 метров.

Если острота зрения у ребенка снижена, и он не способен распознать знаки десятой строки, то его приближают к таблице на расстояние 0,5 метра и просят назвать символы верхнего ряда. Острота зрения ребенка определяется по той строке, в которой ребенок сможет правильно назвать все символы.

Перед обследованием желательно ребенку показать картинки, чтобы он понял, что от него требуется и попросить произнести вслух названия картинок.

Таблица Головина

Таблица Головина является, также, достаточно распространенной таблицей для проверки остроты зрения у детей. Как и таблица Сивцева, она используется преимущественно в странах СНГ. Таблица получила свое название в честь известного врача-офтальмолога С. С. Головина, жившего на территории СССР.

В отличие от таблицы Сивцева, в этой таблице вместо печатных букв используются символы – кольца Ландольта. Строк в , также, двенадцать и кольца, напечатанные в этих строках, уменьшаются в размере с каждой строкой в направлении вниз. Эти кольца имеют равную и одинаковую ширину в каждой строке.

таблица зрения Головина

Показатели остроты зрения указаны в правой стороне таблицы и помечены символом «V=…».

В традиционной таблице Головина возможно определение остроты зрения в интервале 0,1-2,0. Первые 10 строк, как и в таблице Сивцева, отличаются шагом в 0.1, остальные два – в 0,5. В некоторых вариантах таблиц дополнительно используются три лишних ряда для определения остроты зрения выше среднестатистической нормы. Эти строки отличаются шагом в 1,0.

В левой стороне таблицы указывается расстояние в метрах, с которого человек с нормальной остротой зрения способен распознать символ в данной строке. Оно отмечается символом “D=…”.

Острота зрения определяется на расстоянии 5 метров отдельно для каждого глаза.

Видео

Выводы

В детском возрасте никогда не стоит игнорировать офтальмологические обследования, поскольку именно в этом возрасте могут быть впервые обнаружены серьезные глазные заболевания, которые с течением времени способны привести к заметному ухудшению зрения и даже к слепоте, что может сильно препятствовать нормальному развитию ребенка. Сейчас созданы разные , по которым определяют и качество периферического зрения, и остроту, и другие показатели. Особенно с тем учетом, что сейчас активно набирает обороты такое заболевание, как .