Плохая самооценка. Склонность постоянно вспоминать свои жизненные неудачи, жалость к себе. Зависимость от мнения окружающих

Человек с заниженной самооценкой сам себя запирает в «тюрьме» собственных ограничений. Они лишает себя возможности полноценно реализоваться, достигнуть успехов, чувствовать себя комфортно в обществе и наедине с самим собой. Поэтому, с заниженной самооценкой нужно разбираться. Только те люди, которые смогли принять и полюбить себя такими, какие они есть, могут в полноте использовать все возможности, которые дает им Вселенная, а также наслаждаться жизнью и чувствовать себя счастливыми. Первый шаг в преодолении комплексов и повышении самооценки - понимание причин, которые лежат в основе ее снижения. Давайте рассмотрим 10 популярных причин снижения самооценки, чтобы понимать, как разобраться с проблемой.

1. Опыт поражения.

В жизни бывают разные ситуации - сегодня мы выигрываем, наслаждаемся триумфом, а вчера, возможно, проливали слезы из-за неудач. Это конечно же, обычная картина реальности, казалось бы, что тут такого - у всех случаются победы и поражения. Но, многое зависит от того, как мы их воспринимаем. Если человек воспринимает поражение, как толчок к росту и работе над собой - он поднимается после падения, принимает вызов и сражается дальше за свою победу. Но, если человек воспринимает свое поражение как удар судьбы, оно остается в его подсознании и постепенно, как ржавчина, разъедает его железную уверенность в самом себе и собственном успехе. Все зависит от нашего отношения и образа мышления.

2. Нерешительность.

Нерешительность может проявляться как следствие низкой самооценки, так и быть ее причиной. Если по какой-то причине человек долгое время не принимает решение, часто жизнь сама делает выбор за него, и тогда, последствия могут быть неконтролируемыми. Поэтому, не решаясь делать личный выбор, человек отдает свою жизнь плыть по течению обстоятельств, которые, далеко не всегда, заносят его в желаемую гавань. Такие ситуации приводят к снижению самооценки, появлению неуверенности в себе и потере контроля над собственной жизнью. Человек начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным рядом с бурным течением жизни.

3. Чувство вины.

Это чувство может поселиться в голове и словно дятел, постепенно выклевывать остатки уверенности в себе. Чувство вины может стать спутником на всю жизнь, превратив ее в серое существование, наполненное негативом, депрессиями и неадекватным восприятием реальности. Нельзя позволят вине за ошибки прошлого съедать ваше будущее. Подарив себе прощение раз и навсегда можно избавиться от многих проблем, и не только от заниженной самооценки.

4. Привычка промедления.

Прокрастинация - распространенная проблема современных людей, с которой часто очень сложно справиться своими силами. Оставляя важные дела и решения на потом, мы теряем свое время. Теряя время, мы упускаем возможности. Если мы не движемся вперед, мы скатываемся назад и таков закон жизни. Все это не может не влиять на самооценку негативно.

5. Отвержение в детстве.

Ребенку нужно знать, что родители принимают и любят его таким, каков он есть. Взрослому нужно то же самое. Но, если человек недополучал принятия в детстве и по каким-либо причинам был отвержен родителями или другими авторитетными для него взрослыми, в будущем он непременно столкнется с психологическими проблемами, пока не научится сам принимать себя таким, какой он есть. Это одна из скрытых причин низкой самооценки, которую человек самостоятельно не всегда может выявить.

6. Общение с манипуляторами.

Человек, привыкший манипулировать окружающими, не всегда делает это сознательно, из корыстных побуждений. Манипулятором может оказаться кто угодно - муж, жена, начальник, друг, сосед и любой человек. Сталкиваясь с таким человеком, мы обязательно будем чувствовать внутренний дискомфорт, а продолжительное общение и близкие отношения могут стать причиной снижения самооценки. Навязывание страха, чувства вины, несоответствия - это главное оружие манипуляторов, с помощью которого они хотят контролировать других людей и управлять ими для достижения собственных мелких или крупных целей. Поэтому, важно защитить себя от такого психологического давления. Если же вы не можете противостоять манипуляторам и чувствуете, как ваша жизнь становиться все хуже и хуже, лучше всего оборвать с ними отношения, хотя бы на короткий промежуток времени.

7. Перфекционизм.

Перфекционизм - нездоровое стремление к совершенству. Почему нездоровое? Потому что малейший недостаток выводит человека из состояния гармонии и равновесия, а иногда даже заставляет страдать. Проблема современного общества - это избыток недостоверной информации. Если оглянуться вокруг и вникнуть в суть вещей - в этом мире слишком много вранья, и поэтому нужно иметь смелость принять это, а не пытаться соответствовать нарисованным СМИ образам. Мы видим, слышим, читаем много интересного, но верить всему нельзя, если вы не хотите страдать от заниженной самооценки. Нет ничего удивительного в том, что девочка-подросток, проходящая естественную перестройку организма, столкнется с проблемой возрастной сыпи. Но, насмотревшись в журналах обработанные профессиональным редактором фотографии, где кожа ее сверстниц сияет чистотой, она начнет думать, что с ней что-то не так. Это только один пример, а такой промывке мозга подвержены люди всех возрастов и часто мы даже не осознаем, что и когда именно на нас повлияло, заставив бежать за призрачным идеалом. Жизнь динамична - что-то у нас получается лучше, что-то от нас не зависит, а другое мы вообще не считаем важным и пропускаем мимо или обходим стороной. Во всем невозможно достигнуть совершенства, и поэтому не стоит увлекаться гонкой за призрачными идеалами, которая только разрушает нашу самооценку.

8. Одиночество.

Одиночество не обязательно должно быть явным. Мы можем иметь много друзей, знакомых, близких людей, коллег, но при этом оставаться в одиночестве. Не всякое одиночество способно негативно сказываться на самооценке. Но, если человек лишен общения со своими единомышленниками, с людьми, которые разделяют его жизненную позицию, взгляды и ценности, он будет постепенно терять верю в себя и свои принципы.

9. Чрезмерные требования по отношению к самому себе.

Если человек изо всех сил старается соответствовать требованиям, которые он сам себе предъявляет, чаще всего это заканчивается заниженной самооценкой и разочарованием. Адекватно оценивайте свои возможности и ресурсы, и исходя из этого устанавливайте реалистичные цели, не требуя от себя ничего невозможного.

10. Зависимость от мнения окружающих.

Каким бы хорошим и красивым человеком вы ни были, обязательно найдутся те, кому вы не по душе и не по вкусу. Зависимость от мнения окружающих людей постепенно уничтожает самооценку и уверенность в себе. Нужно научиться искать одобрение и признание внутри себя, а не снаружи. Не ждите, что вас будут одобрять и восхищаться - делайте это для себя, и ваша самооценка никогда не пострадает.

Одной из самых серьезных проблем, которая мешает нам жить полноценной жизнью и добиваться в ней успеха в различных делах, является заниженная самооценка. Это действительно серьезная проблема, ведь человек с заниженной самооценкой занижает свои возможности – он не верит в себя, в свои силы, в свой успех, считая себя недостойным его, у него очень скромные амбиции. Но проблема заниженной самооценки – это неестественная для нас проблема. Эту проблему мы приобретаем, по мере того, как складывается наша жизнь в обществе. Если окружающие нас люди относятся к нам очень хорошо, и мы чувствуем себя рядом с ними, как рыба в воде, и имеем все необходимое для жизни, тогда мы собой довольны. Наше собственное мнение о себе формируется из нашей удовлетворенности своей жизнью.

Таким образом, наша самооценка напрямую зависит от того, какие люди нас окружают, как они к нам относятся, какое мнение они нам навязывают о нас самих и обо всем, что нас окружает, ну и, разумеется, от нашего отношения ко всему этому. Без других людей нам сложно объективно себя оценивать, потому что без сравнения себя с другими, мы вообще можем не думать о себе плохо. Мы и не должны о себе плохо думать, это не в наших интересах, не говоря уже о том, что нам не следует сравнивать себя с другими, поскольку мы все разные и что еще важнее – уникальные! Так что, люди, люди и еще раз люди, которые нас окружают – вот кто сильнее всего влияет на нашу самооценку. Именно люди, своим отношением к нам, своим поведением, своим примером, вынуждают нас оценивать себя определенным образом. То есть, если бы мы жили на необитаемом острове, тогда наша самооценка никогда не была бы заниженной. Мы были бы озабочены вопросом выживания и оценивали бы себя именно с этой позиции. Но оценивали бы мы себя без всяких эмоций, а исключительно с практической точки зрения. Но в обществе людей мы больше склонны к тому, чтобы оценивать себя на эмоциях, а не с практической точки зрения, поэтому наше окружение – это почва, на которой мы растем и на которой созревает наша самооценка.

Из вышесказанного мы можем сделать закономерный вывод – если наша самооценка занижена, значит, наше окружение не соответствует нашим интересам. То есть, нас окружают, неправильные люди, которые неправильно к нам относятся, не так, как надо нам. И с этим нужно что-то делать. Иначе, жизнь наша будет, не очень хорошей, не очень приятной. Подумайте, нужна ли нам заниженная самооценка, есть ли от нее польза? Понятно, что нет, она нам не нужна и пользы от нее никакой нет. Чем хуже, чем ниже мы себя оцениваем, тем мы менее эффективны, менее амбициозны, менее энергичны, менее счастливы. Нам выгодно думать о себе хорошо, очень хорошо, чтобы если и искать в себе недостатки, то в бодром и энергичном состоянии, ибо только в таком состоянии мы сможем эти недостатки исправить. А вот в подавленном и угнетенном состоянии, мы свои недостатки исправлять не сможем и не станем этого делать, мы будем оправдывать ими свое бездействие, и ссылаться на них, занимаясь самобичеванием. Не говоря уже о том, что человек с заниженной самооценкой склонен обижаться на всех и на все, а это сильно мешает ему выстраивать конструктивные и прочные отношения с другими людьми.

И что же нам, а вернее тем из вас, у кого занижена самооценка, следует с ней делать? Вероятно, вы согласитесь со мной, если я скажу вам, что самооценку нужно повышать, если она занижена. И даже если она не занижена – ее все равно нужно повышать, ибо, чем выше она будет – тем лучше. Как же это сделать? Ну, это можно сделать двумя способами – можно накачать себя соответствующим образом, воздействуя на свою эмоциональную сферу, а можно с помощью осознания отмести от себя все дурные мысли о себе и начать практично, без всяких эмоций себя оценивать. Вы какой способ предпочитаете? Я предпочитаю последний. Поэтому о нем мы в этой статье и поговорим. Я не люблю все эти психологические накачки, прокачки, откачки, хоть и использую их в своей работе с людьми в умеренных дозах, потому что это не так практично и не так эффективно, как понимание. Что проку надувать человека, как воздушных шарик, прокачивая его психику, если этот шарик может спуститься, либо с помощью других убеждений и внушений, либо с помощью соответствующих обстоятельств? Одним словом – это не очень эффективно, и для человека, решившего поднять свою самооценку всерьез и надолго, вариант с прокачкой своей психики – это не вариант. А вот полное понимание себя и своих возможностей, и их умелое использование – вот это действительно серьезный подход к делу. При понимании сути рассматриваемого вопроса, можно вообще, оценивать себя так, как вам выгодно себя оценивать, независимо от объективных обстоятельств.

Думаете, наша самооценка должна отражать наши реальные возможности и жизненный опыт? Ничего подобного. Вы можете быть полным неудачником, совершившим в своей жизни массу ошибок, и при этом быть очень высокого мнения о себе. И вопреки убеждениям и утверждениям многих людей, в том числе и всевозможных специалистов – это ваше завышенное мнение о себе будет для вас намного полезнее, так называемой объективной самооценки. Почему? Да потому, что для вас гораздо важнее не то, кем вы были в прошлом и даже кем являетесь в настоящем, хотя учитывать это, безусловно, необходимо, а то, кем вы хотите стать. Вы хотите быть неудачником, хотите быть слабаком, хотите постоянно совершать в своей жизни ошибки? Уверен, что нет. Но если ваша самооценка занижена, тогда вы в чем-то считаете себя хуже других, вы убеждены в том, что что-то вам не по силам, в чем-то вы слабы и многое из того, что вы делаете – вы делаете неправильно. В общем, вам лучше знать – что вам в себе не нравится. Хорошо, возможно, объективно, это так, и вам необходимо знать о своих недостатках и слабых сторонах, чтобы иметь возможность, работая над ними, исправить их. Но вот тут-то и кроется ловушка, так называемой, объективной самооценки. Она не позволяет человеку начать работать над собой – ему не хватает для этой работы уверенности в себе, не хватает энергии, не хватает веры в лучшее, и в конечном счете желания, чтобы что-то начать в себе менять. Даже «легкий косметический ремонт» своей психики человек бывает не в состоянии сделать – считая себя неисправимым неудачником. Много ли вы знаете людей, которые имея заниженную самооценку – с воодушевлением, переполняемые энергией, работали над ее повышением? То-то и оно. Поэтому и не нужна многим людям правда о самих себе, ибо ничего, кроме расстройства, подавленности, опустошенности, уныния, печали и тому подобных негативных эмоций, она им не приносит. А как можно работать над собой, как можно стремиться к большему и лучшему, когда у тебя руки опускаются? Есть, конечно, очень сильные люди, которые могут посмотреть в глаза правде и использовать эту правду в качестве мощного стимула для работы над собой. Но таких людей, как вы сами понимаете, мало, очень мало.

Когда мы боремся с заниженной самооценкой, мы в первую очередь боремся с отсутствием у человека веры в самого себя. Нам, ни какая-то там правда нужна, нам нужна красивая сказка о будущем – о нашем светлом будущем, если можно так выразиться, к которому любой уважающий себя человек должен хотеть стремиться. И он должен понимать, что эта сказка – она на самом деле сказка, но она может стать явью, если поверить в нее и начать работать над ее реализацией. Мы все должны это понимать. В такие моменты человек осознает, что он архитектор своей жизни, архитектор своей судьбы, архитектор своего счастья. Неважно кем он был, и кто он есть сейчас, важно – кем он может стать. Понимаете? Энергия нужна человеку, энергия, чтобы повысить свою самооценку, а затем и себя сделать лучше, чтобы объективно соответствовать высокому мнению о самом себе. Мы сначала себя придумываем, так сказать, проектируем, а уже потом делаем себя, а не наоборот. Наоборот, не эффективно. Дай человеку много денег – он надуется и будет мнить из себя невесть что. Отними у него эти деньги – и он снова сдуется, и снова станет неуверенным в себе неудачником. Зачем нам, зачем вам, такая зависимость от обстоятельств?

Поэтому когда говорят, что самооценка человека должна соответствовать его реальному положению в обществе и его реальным возможностям – не воспринимайте эти слова всерьез. Сегодня вы, предположим, неудачник, а завтра, предприняв определенные действия, можете добиться успеха в чем-нибудь, в каком-нибудь деле, которое для вас важно, и тогда одна правда, сменится другой правдой. Важно эти самые действия – предпринять, а чтобы их предпринять, нужно быть такого о себе мнения, будто вы уже добились нужного вам успеха. Постарайтесь осознать эти мои, проверенные опытом многих людей, слова, в полной мере, и тогда вы будете думать о себе так, как вам надо о себе думать, а не как вас вынуждают думать о себе обстоятельства и другие люди. И ваша самооценка будет определяться вами, в зависимости от ваших интересов и ваших желаний, и не чем иным.


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Проблема заниженной самооценки встречается достаточно часто, при этом она является причиной того, что человеку сложно вести полноценную жизнь и общаться в социуме. Отсюда возникает необходимость выявления факторов ее появления и разработки методов повышения уверенности в себе.

Что такое заниженная самооценка, основные признаки

Для начала важно дать определение заниженной самооценки, ведь мы должны знать, с чем бороться и на что обращать внимание. Заниженная самооценка определяется, если человек:

  • Неуверен в своих решениях.
  • Колеблется в выборе варианта решения задачи или проблемы.
  • Имеет тихий, слабый голос, не связанный с физиологическими проблемами.
  • Боится высказать собственное мнение.
  • Боится быть в центре внимания.
  • Выступления перед группой людей, даже небольшой, даются с трудом.
  • Не может смело отстаивать свои права и точку зрения.
  • Еще один признак — достижения в карьере даются с трудом, потому что сложно налаживать социальные связи и общаться с людьми выше тебя по рангу.

Часто о заниженной самооценке можно предположить по походке и поведению человека: плечи опущены, спина сгорблена, движения неуверенны, глаза отводятся в сторону. Люди с заниженной самооценкой думают о себе в плохом качестве, воспринимают себя неудачником, что в итоге может привести даже к . «Все плохо», «я ничего не могу», «у меня не получится» — подобные мысли посещают таких людей ежедневно.

Читайте: как и не допустить её появления в дальнейшем.

Причины заниженной самооценки

История многих проблем уходит в детство. Большое значение имеет стиль воспитания, давление на ребенка, критика. Чем реже детей хвалят, тем больше вероятности, что в дальнейшем у него разовьется неуверенность в своих силах. Дети очень восприимчивы к отношению к себе. Если ребенка часто критикуют, он начинает ощущать себя неудачником. Родителям важно поддерживать в ребенке стремление действовать, быть первым, не бояться контактов.

Ребенок растет, и если родители не обратили внимания на его личностное развитие, то проблема может развиваться. Особенно сильное влияние самооценка оказывает в период подросткового созревания. На этом этапе большое значение играет социальная группа и роль подростка в ней. Неудачников, детей «не таких, как все» не любят и изгоняют из круга общения. В таком случае возможно два варианта развития событий: ребенок решает измениться и стать похожим на сверстников или уходит в себя, свои проблемы, что оказывает влияние и на дальнейшую жизнь.

Появление низкой самооценки и неуверенности в себе могут спровоцировать травмирующие ситуации, проблемы в учебе, первая любовь. Если в этот период человек вместо поддержки получает только критику своих действий, то велика вероятность того, что он станет воспринимать себя неудачником и эта позиция закрепиться в сознании.

Как бороться с заниженной самооценкой?

В связи с тем, что заниженная самооценка значительно ухудшает качество жизни, надо использовать эффективные методы, ее повышающие. Скажем сразу, на это уйдет некоторое время. Вы не сможете в одночасье стать увереннее, придется работать над собой, но в итоге вы , станете более активным в обществе и в личной и профессиональной сфере.

Делайте то, что боитесь

Для того чтобы преодолеть себя, придется начать делать вещи, которых вы опасаетесь. Начните с малого. Боитесь заговорить с красивой девушкой? Преодолейте себя – просто подойдите и спросите дорогу. После этого улыбнитесь и скажите любой комплимент. Не обращайте внимания на ее реакцию, для вас важно то, что сделали вы. При поездке в общественном транспорте посмотрите на пассажиров, стоящих напротив, подарите кому-нибудь легкую улыбку, в 80% случаев вам улыбнутся в ответ.

Преодоление себя, своих страхов – важный этап в повышении самооценки. Однако здесь возникает замкнутый круг: вы не делаете, потому что боитесь, и бывает сложно переступить эту черту. В таком случае можете делать это вместе с другом.

Другой пример – опасаетесь высоты – поднимитесь на высокое здание и посмотрите на красоты города. В этом случае лучше, если с вам кто-то будет. Боитесь собак – сходите в питомник и поиграйте со щенками, вы увидите, что это совершенно не страшно.

Записывайте себя на камеру

Вы можете поиграть небольшую роль и увидеть, какие ошибки вы допускаете, а также привыкнуть к тому, что вы в центре внимания. Запишите сами себя на видео, например, рассказывая стих или историю своей жизни. Старайтесь быть как можно естественнее. Представьте, что вас будут смотреть или рядом находится оператор. Делайте это несколько раз, пока не достигните естественности поведения. Вы удивитесь, но когда ваши друзья захотят записать вас на камеру, вы будете вести себя вполне уверенно.

Спорт поможет стать увереннее

Занимаясь спортом, мы преодолеваем себя. Когда вы начинаете осваивать какую-либо деятельность, у вас еще плохо получается, но затем вы делаете успехи. Спорт помогает повысить самооценку. Выбирайте доступные виды, если физическая нагрузка для вас чужда: роликовые коньки, плаванье, велосипед, лыжи, скалодром. Преодолевайте свою лень, свою неуверенность, соревнуйтесь с другими людьми. Многих людей от заниженной самооценки излечил именно спорт.

Это вовсе не означает, что вы должны идти в бокс, борьбу или тяжелую атлетику. Выбирайте то, что по силам, а уже потом можно переключиться на что-то более сложное.

Ставьте себе задачи и преодолевайте

Возможно, вы думаете, что ни на что не способны. Поверьте, каждый человек что-то может, надо лишь найти свое. Ставьте себе посильные задачи и решайте их. Хотите продвинуться по карьерной лестнице? Отлично. Разработайте план, как это сделать максимально быстро и придерживайтесь его. Выполняйте намеченное, как бы ни было трудно.

Вы личность

Самое главное, что вы должны усвоить – вы личность. Со своими достоинствами и недостатками. Вы личность, которая добивается, несмотря ни на что. Забудьте слова – я не могу, не получается, не умею. Повторяйте себе:

  • Я уверенная, сильная личность.
  • Я добиваюсь всего, чего хочу.
  • Люди уважают меня.
  • Я знаю, чего хочу и делаю это.

Оставьте страхи позади. Их больше нет. Вы начинаете новую жизнь и счастливым человеком.

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.