Пример из количества в качество. Второй закон: переход количественных изменений в качественные

22.05.2018 16:25

Качество ― философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определенность. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. А если теряет свое качество, то как предмет перестает существовать. Часы, если у них прогнил механизм, перестают существовать, ибо не могут показывать время. Они превращаются в лом. Качество отвечает на вопрос какое? , а количество на вопрос сколько?

Количество ― философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от других их свойств.

Возьмем, например, то же понятие часы . Когда мы хотим узнать, сколько часов имеется на свете, то должны в класс часов ввести те предметы, которые являются измерительными приборами, показывающими время, и абстрагироваться от таких несущественных признаков как форма, величина, материал, из которого они сделаны. И тогда количество часов будет состоять из механических, электрических, солнечных, песочных и пр. Все это часы, ибо они являются измерительными приборами, показывающими время. Поскольку количественная сторона мира стала предметом исследования математики, то в дальнейшем философские представления о количестве связывались именно с результатами изучения тех видов или форм количества, которые существовали в математике. Друзья логики, вы наверное уже заметили, как трудно дать определение такой категории, как количество. Приходится ее сопоставлять с категорией качества. Количество является величиной и его можно измерить. Но качество можно только описать.

Предметом закона перехода количественных изменении в качественные является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым ― качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Однако не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество - момент закона развития.

Основой закона является взаимосвязь двух свойств - качества и количества.

И здесь нам придется ввести еще одну категорию - меры . Когда что-то появилось, оно начинает развиваться, увеличиваться в своем качестве, а потом придет время, когда количество перерастет свою меру и перейдет в другое качество. Кстати, и закон деградации тоже подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Те же часы, если за ними не следить, рано или поздно начнут изнашиваться и перейдут, казалось бы, внезапно в другое качество. Это уже будет утиль. Ведь и болезнь не возникает внезапно. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений. И нам кажется, что мы внезапно заболели. Да и эротическая любовь внезапно не возникает. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений.

Мера ― это то количество, при котором данное качество остается самим собой. Когда нарушится мера, то скачкообразно данное качество перейдет в другое качество. Например, мерой жидкого состояния воды является температура от 0 до 100°С. Если мера нарушена, то при дальнейшем нагревании вода превращается в пар, а если охлаждение будет продолжаться ниже нуля, то вода превратится в лед. Период постепенных количественных накоплений ― это эволюционный путь развития. А переход количественных изменений в качественные происходит скачком, быстро. Например, бутон несколько дней постепенно увеличивается в своих размерах, и вдруг довольно быстро раскрывается и превращается в цветок.

Переход количественных изменений в качественные является революционным этапом в развитии. Еще раз хочу сказать, что это всеобщий закон природы, он действует в живой и неживой природе, социальных явлениях и исключений не знает. Необходимы достаточные количественные изменения, чтобы старое качество превратилось в новое. И оно произойдет само собой. Конечно, кое-что можно предпринять. В примере с цветком растение можно удобрить, прикрыть пленкой, и превращение бутона в цветок может пойти быстрее. Но нельзя механически раскрывать бутон.

Насильственная попытка преждевременного перевода недостаточно накопленного количества в новое качество называется переворотом . Поэтому революции почти бескровны, а перевороты кровавы. Февральскую революцию 1917 года считали с самого начала революцией, а Октябрьскую революцию вначале называли переворотом.

Действие этого закона можно проследить повсеместно. Когда женщина беременеет, у нее вначале плод имеет размеры одной клетки, потом идут количественные накопления, клетка превращается в развитый плод. Наконец, наступает революция - роды, и плод становится новорожденным. А это уже совсем другое качество.

Какую пользу приносит знание и использование этого закона? Огромную. Те, кто ведет себя, как материалисты (спортсмены, музыканты, отличники учебы, писатели и пр.), систематически и много тренируются, репетируют, повторяют, что-то пишут. Понимают, что если не будет этих многократных повторений, то не будет и качественных квалификационных скачков. Дети могут до бесконечности слушать одну и ту же сказку, делать одно и то же дело, играть в одни и те же игры. Ведь для того, чтобы сдать экзамен, нужно повторить материал два-три раза, ну пять раз. А для того, чтобы все это превратить в навык, нужно повторять 10 тысяч раз одно и то же.

Ко мне за помощью часто обращаются невротические личности, которые, хотя и слышали об этом законе и даже объявляют себя приверженцами этого закона, но в реальной жизни ведут себя как субъективные идеалисты. Они очаровываются каким-то делом и начинают им заниматься. На первых порах наблюдаются даже некоторые успехи. Проходит какое-то время, и репетиции, тренировки, повторения продолжаются, но успехов нет. Результаты не растут, и они, не достигнув в этом деле прочных навыков и высоких результатов, разочаровываются в нем, им это все надоедает. Они берутся за что-нибудь другое. Вначале что-то начинает получаться, но достигать вершин трудно. Они разочаровываются, бросают и это дело. Законов философии они не знают, так как если бы знали закон перехода количественных отношений в качественные, то продолжали бы заниматься одним и тем же делом. И рано или поздно, но достигли бы вершин мастерства. Про таких людей Эрик Берн говорил, что они находятся в сценарии Сизифа. Тот тоже до вершины камень не дотягивал.

И когда такой человек, перепробовав и бросив бухгалтерию, юриспруденцию, медицину, торговлю, менеджмент, портняжное дело, заявляет мне, что хотел бы быть дизайнером, писателем, актером и пр., то я ему рекомендую заняться тем, что ему больше всего нравится, и уже это дело не бросать до тех пор, пока не станет в нем профессионалом экстра-класса.

Не хочу сказать, что это легко. Наоборот, это очень трудно. Сужу по себе. Ибо сам был в таком сценарии. Будучи в институте, я посещал массу кружков, и везде были успехи, делал хорошие доклады на студенческой научной конференции. А вот и список кружков: анатомический, акушерско-гинекологический, хирургический, инфекционный. Откуда-то сам уходил, где, как я думал, обстоятельства не позволили дело довести до конца. Так, например, занятия хирургией прервал мой призыв в армию на кадровую службу, где я стал фактически администратором с небольшим количеством медицинской работы, клинической и санитарно-гигиенической. И там у меня получалось. Стал даже заместителем начальника госпиталя с хорошей перспективой стать начальником. Ну и доводи дело до конца. Так нет, я добился того, что из армии меня через шесть лет уволили. Когда же я проникся философскими идеями, и в мою душу запал первый закон философии - переход количественных изменений в качественные, мне захотелось бросить и третью, незаконченную диссертацию. Как всегда, я довольно быстро набрал необходимый материал, в голове пробегали светлые мысли, но на бумагу ничего не ложилось. И я тогда сказал сам себе, что лучше умереть, чем не завершить начатое. С большими муками я продолжал писать диссертацию. Но со временем писать становилось все легче и легче. Работу я закончил. Теперь нужно было еще и защитить ее. Два ученых совета отвергли мою работу. Лишь в третьем удалось успешно защититься. Кстати, именно в этой диссертации были заложены все идеи, которые я потом разворачивал в своих книгах. Пишу об этом спокойно, ибо для себя нашел нечто положительное в этой ситуации. Конечно же, повысилась моя самооценка. Ведь обычно защищаются с первого раза и в молодом возрасте. А я защитился с третьего раза и сразу стал известным в своем круге. То, что я достиг первого успеха в 51 год, до сих пор мне помогает. Тем более, что я добился и всех остальных регалий еще позже. И до сих пор я продвигаюсь вверх. Я из «поздних». Поскольку на тренингах меня у присутствует молодежь, то утверждение «мне уже поздно» не проходит. А многих моя биография и поздние успехи вдохновляют. С тех пор я стараюсь завершить начатое.

Вот и некоторые из своих книг я вынашивал по несколько лет. Много раз проговаривал их содержание на семинарах, а когда начинал писать, то не мог написать и слова. Так, например, первые две страницы книги «Религия и прикладная философия» я писал 3 месяца. Я было хотел и вовсе отказаться от идеи написать эту книгу, однако, незавершенный замысел не давал мне спокойно заниматься другими делами.

Развитие бесконечно. Однако нельзя все время заниматься одним и тем же делом, ибо когда-нибудь придется бросить и то дело, которым ты сейчас занимаешься. Всё имеет предел. Например, сейчас я пишу книгу. Я делаю это с увлечением и почти что легко. Но я знаю, что когда-нибудь и с ней придется расстаться и начать делать что-то другое. Если этого не сделать, то можно безнадежно отстать от постоянно развивающегося мира.

Я вспоминаю, с каким увлечением я занимался психиатрией, но и она мне вдруг надоела. Однако у меня уже была высшая психиатрическая категория к тому времени. Я помню, как снова расширился мир, когда я начал заниматься педагогической деятельностью. Я стал преподавать психиатрию, да еще и на факультете усовершенствования врачей. И вновь все изменилось для меня в этом мире. Другие люди, другие задачи, другие обстоятельства. Меня опять увлекла психиатрия. Когда и она через какое-то время стала надоедать, я увлекся психотерапией, которая является частью психиатрии. Не думаю, что у меня снизилась квалификация психиатра. Скорее, возросла. Ведь мне нужно на начальных этапах развития заболевания определить, психоз это или невроз, ибо большинство методов психотерапии для больных психозами не подходят, а иногда и противопоказаны. И опять изменилось все мое окружение, а психотерапевтические приемы оказались полезными и для здоровых людей. Потом и психотерапией надоело заниматься. Я стал писать книги и проводить семинары по всей России и за рубежом. Но сейчас мне и от этого придется отказаться и заняться чем-нибудь другим, хотя все идет более чем успешно. Но нельзя же делать все время одно и то же. Сейчас я стараюсь подготовить учеников, которые бы превзошли меня. И у меня это получается. Но те места, откуда я ухожу, пустыми не останутся - их займут мои ученики.

Конечно, этим путем многие идут и неосознанно. Но когда осознаешь путь, идешь быстрее. Итак, я хотел бы подвести итог по изложению первого закона философии. Вы познакомились с категориями количество, качество, мера, эволюционный этап развития, революция, переворот. Если будете подчиняться этому закону, то вы не станете торопиться в пути, будете усердными, знать меру, будете сами меняться не только в количественном отношении, но и в качественном, т.е. будете развиваться бесконечно, переходя от одного предела к другому.

Развитие всегда представляет собой единство количественных (непрервыных) и качественных (прерывных, скачкообразных) изменений. В познании, на практике необходимо учитывать обе стадии развития.

Здоровый, больной человек – это разные качественные состояния. Каждому качеству соответствует определенное количество: температура тела – 36-37 0 , АД –120/80, частота дыхания – 16, частота пульса – 76. У больного количественные характеристики меняются.

Возьмем действие лекарственных веществ. Есть минимальная и максимальная доза, разовая и суточная, которые обеспечивают лечебное действие. Увеличение дозы может привести к отравлению или смерти.

Холестерин. Повышенное количество холестерина в крови вредно для сердца и сосудов, приводит к атеросклерозу, а слишком низкий уровень холестерина вызывает депрессию, так как уменьшает выбрасывание серотонина – гормона радости, удовольствия, который управляет настроением.

Белена в малых дозах успокаивает, в больших дозах возбуждают («Ты, что, белены объелся?» - говорит народная пословица).

Витамин А – витамин роста, недостаток его приводит к задержке роста, к нарушению зрения, сухости кожи, снижению сопротивляемости организма, избыток – к аллергии.

Никотин, алкоголь, кофеин, наркотики, накапливаясь в организме, становятся частью обменных процессов, возникает зависимость, болезнь.

Процесс развития – постепенное нарастание, накопление количественных изменений, но только до определенного момента, когда происходит переход к новому качеству. Новорожденный ребенок не может говорить, мыслить, выражать свои чувства в членораздельной речи. В течение первого года накапливаются определенные навыки, умения, ребенок начинает произносить отдельные слова. Затем количество новых слов увеличивается, происходит еще один скачок: ребенок начинает произносить отдельные фразы, предложения. Затем появляется способность рассуждать, делать умозаключения, выражать свои мысли, чувства, желания, знания о мире – это новый качественный этап в развитии.

Различают два основных вида скачка: резкий и постепенный .

Постепенный скачок : качество меняется не сразу, целиком, а постепенно. Всякая болезнь, за исключение травм, проходит четыре периода: латентный (скрытый)- это период постепенного развития болезни, когда накапливаются патологические (количественные) изменения. Затем наступает продромальный период, то есть появляются определенные предвестники, симптомы болезни. Например, недомогание. Третий период – явный, разгар болезни, когда патологические изменения проявляются ярко и превращаются в новое качество – болезнь. И, наконец, исход болезни.



Резкий скачок – "взрыв», процесс качественного изменения охватывает весь предмет сразу, целиком. Он имеет резко выраженные границы перехода. Например, травма, сильное отравление, удар, обширный инфаркт миокарда.

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением.

4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого.

4.3. Временное возвращение к гармонии.

4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей. Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот.

4.2. Гражданская война.

4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент.


Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

Сущность познания. Принципы научный теории познания.

Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Знание - это результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, научное, художественное и т. д.).

Вопрос о познаваемости мира давно интересовал людей. Большинство философов и ученых утвердительно отвечали на вопрос о том, познаваем ли мир. Однако представители такого философского учения, как агностицизм отрицают возможность познания реального мира, достижения объективной истины. Наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант . Кант, например, утверждал, что предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Сторонники скептицизма, в отличие от агностиков, не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо останавливаются на отрицательном результате.

В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание - это отражение в голове человека внешнего мира таким, какой он есть вне человеческого сознания. Для первых материалистических теорий познания (XVII-XIX вв.) были характерны созерцательность (рассмотрение познания как пассивного акта восприятия субъектом окружающего мира), метафизичность (непонимание диалектического характера познания и роли субъекта в процессе познания) и механистичность (рассмотрение всех явлений на основе законов классической механики). В диалектико-материалистической философии познание рассматривается не как зеркальное отражение мира, а как сложный процесс активного творческого отражения действительности человеком в ходе его социально-исторической практики.

Процесс познания мира осуществляют все науки, но изучением закономерностей, форм и принципов познания в целом занимается философия (гносеология).

Естествознание XX в. показало, что субъект (исследователь) неразрывно связан с объектом познания, что картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и методами и средствами получения знаний о нем. Квантовая механика дала первые наглядные и неопровержимые доказательства того, что разделение субъекта и объекта его наблюдения невозможно. Практически нельзя при построении теории полностью отвлечься от человека, от его активного вмешательства в природу. Особенностью познавательного процесса конца XX - начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению. Одним из таких подходов можно считать синергетический.

Объектами современной науки все чаще становятся так называемые «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии и биотехнологии (генной инженерии), системы «человек-машина». Это ведет к изменению подходов и методов исследования. Специфику современной науки все больше определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования.

Сегодня все шире входит в теорию познания заимствованный из квантовой механики термин «виртуальная реальность» (виртуальный - возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях). В теории познания понятие идеального выступает как разновидность виртуального существования, которое возникает в пространстве между объектом и субъектом. Его нельзя обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых отдельно друг от друга.

Познание прошло определенные этапы развития, на каждом из которых осуществлялось в многообразных и взаимосвязанных формах. На ранних этапах истории развития общества существовало обыденно-практическое познание. Оно давало элементарные сведения о природе и обществе, которые носили разрозненный характер, представляли собой простой набор сведений и правил. Одной из исторически первых форм познания было игровое познание. Оно играет достаточно большую роль в развитии познавательной деятельности. В ходе игры индивид приобретает большой объем знаний, впитывает в себя богатство культуры.

Важную роль выполняет игра в формировании духовного мира человека и навыков общения. На начальном этапе истории большое значение имело также мифологическое познание, представляющее фантастическое отражение реальности. Мифологическое мышление - это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. В рамках мифологии зарождается художественно-образное познание, которое в дальнейшем нашло свое отражение в искусстве. С мифологией также связаны философское и религиозное познания - одни из древних форм познания. Библия и Коран являются достаточно глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных человечеством в течение тысячелетий. Религиозное познание соединяет эмоциональное отношение к миру и веру в сверхъестественное.

Для научного знания характерны некоторые особенности, которые отличают его от донаучного и ненаучного знания. К таким особенностям можно отнести: систематичность знаний, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, возможность логически выводить одни знания из других, независимость научных знаний от познающего субъекта, воспроизводимость знаний. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов мышления и др. Непосредственная цель научного познания - достижение объективной истины. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность.

Источником познания , его основой, движущей силой является практика. Астрономия, например, была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания; потребность измерять земельные участки, площади, время привела к появлению математических знаний. Весь познавательный процесс обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Преобразуя окружающий мир по мере решения проблем, поставленных практикой, человек обнаруживает и исследует все новые и новые свойства природы и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика - основа познания еще и потому, что она обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п. Задача человека состоит не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и в том, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для улучшения жизни. Жизненный смысл научного познания может быть выражен словами: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать».

Структура научного познания, его уровни и формы

Научное познание - это целостная система, имеющая довольно сложную структуру. Основными элементами этой структуры являются: фактический материал; понятия как результат первоначального обобщения фактов; научные предположения (гипотезы); законы, принципы и теории, обобщающие группы фактов и описывающие определенный фрагмент реального мира; научные картины мира, систематизирующие все теории и рисующие образ всей реальности.

Научное познание включает два основных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). На этом уровне возможно только фиксирование общих внешних признаков вещей и явлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация - характерные признаки эмпирического познания. На этом уровне познания объект исследуется с помощью таких средств и приемов, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и др.

На теоретическом уровне познания осваиваются внутренние связи и закономерности исследуемых явлений и процессов. Это достигается с помощью рациональной обработки (относящееся к разуму, рассудку) эмпирических данных с помощью таких форм, как понятия, теория, закон, категория, принцип и т. д. На этом уровне широко используется абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - мысленное создание образа рассматриваемого объекта, синтез - объединение в систему полученных в результате анализа элементов. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Основными структурными моментами построения и развития знания на теоретическом уровне являются проблема, гипотеза и теория. Научная проблема - это вопрос, возникающий при появлении новых фактов, не объяснимых с помощью старых теорий. Британский философ Карл Поппер считал, что наука начинается именно с постановки проблем, а ее развитие - это переход от одних проблем к другим. Попытки решить возникшие проблемы приводят к возникновению гипотез.

Гипотеза - это предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является весьма вероятной. Научная гипотеза обязательно должна удовлетворять условию принципиальной проверяемости. Гипотеза анализируется, логически осмысливается, подвергается экспериментальной проверке. Если получены достоверные неоднократно повторяющиеся доказательства, подтверждающие гипотезу, то она переходит в статус закона.

На базе законов формируется научная теория - форма научного знания, дающая целостное отображение закономерностей и внутренних связей определенной области реального мира. Основной элемент любой теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, раскрывающих сущность исследуемой реальности. Примерами научных теорий являются классическая механика, созданная Ньютоном , теория Максвелла об электромагнитном поле, теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина и др.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Начальный толчок к созданию любой теории дает практический опыт и ее правильность также проверяется опытом. Эмпирическое исследование выявляет новые данные и стимулирует теоретическое познание, которое, в свою очередь, ориентирует и направляет эмпирическое познание в поисках новых научных фактов, в совершенствовании его средств и методов.

Методы научного познания

Метод - это совокупность способов, с помощью которых может быть достигнута цель. Учение о методах познания называется методологией. Она исторически формировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработкой всех методов познания реального мира. Первоначально методология разрабатывалась в рамках философии и, несмотря на то, что в дальнейшем методологические идеи разрабатываются появившимися частными науками (механикой, физикой, химией, биологией и т. д.), она и сегодня тесно связана с философией (гносеологией, онтологией, логикой).

Существует множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По широте охвата действительности все методы можно разделить на три группы:

1) всеобщие, универсальные (философские и формально-логические);

2) общенаучные (системный метод, моделирование и др.);

3) специальные (метод кольцевания птиц в зоологии, энцефалография как метод исследования головного мозга и т. д.).

В соответствии с двумя уровнями познания методы подразделяются на эмпирические (научное наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретические (абстрагирование , идеализация, индукция , дедукция и др.).

В истории познания известно два всеобщих метода: метафизический и диалектический. Это общефилософские методы, на основе которых формируется идеалистическая и материалистическая философия. Метафизика рассматривает предметы и их мысленное отражение как нечто законченное и неизменное, отрицает их всеобщую связь и развитие. Этот метод с середины XIX в. все шире стал вытесняться диалектическим методом, который рассматривает природу как единое целое, в котором все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Диалектика рассматривает мир как закономерное развитие материи. Развитие познания, согласно этому методу, осуществляется по спирали. Об этом в свое время писал В.И. Ленин. Наступает время, когда наука возвращается к тем идеям, которые однажды уже были высказаны, но это возвращение осуществляется на более высоком уровне. Диалектический метод лежит в основе диалектического материализма - философии и методологии марксизма, разработанной в 40-х годах XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Современная наука стоит на позициях диалектического материализма.

На эмпирическом уровне познания используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы. Рассмотрим важнейшие из них.

Научное наблюдение - целенаправленное восприятие реального мира. Визуальные наблюдения играют большую роль в сборе первичного материала для научного исследования. Обычно наблюдение используют там, где нельзя или трудно провести эксперимент, или в том случае, когда необходимо изучить естественное поведение объекта. Научное наблюдение предполагает использование различного рода приборов и инструментов, что значительно расширяет горизонты исследования. Например, непосредственное наблюдение звездного неба с помощью органов зрения давало человеку только общие представления о картине звездного мира, применение телескопа значительно расширило представления о Вселенной: стало возможным увидеть далекие планеты, детально рассмотреть особенности ближайших соседей Земли (Луны, Марса, Венеры, Юпитера) и др. Применение космической техники позволяет сегодня наблюдать за более далекими небесными объектами (квазарами, пульсарами).

Эксперимент - изучение объекта или явления в специально созданных и контролируемых условиях. Он отличается от наблюдения тем, что человек может активно вмешиваться в протекание исследуемых явлений. В результате эксперимента объект может быть преобразован или изменены условия его изучения, что позволяет открыть новые свойства этого объекта, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Например, эксперименты по изучению проводимости металлов при низких температурах (близких к абсолютному нулю) привели к открытию явления сверхпроводимости. Если трудно или невозможно проводить эксперимент в естественных условиях, то его заменяют «мысленным экспериментом» или математическим моделированием. При проведении эксперимента широко используются приборы, воздействие которых на объекты в большинстве случаев не учитывается. Однако при изучении процессов микромира пренебрегать этим воздействием уже нельзя, возникает необходимость учета «возмущающего» действия приборов.

Описание - это фиксирование данных, полученных при наблюдении или в результате эксперимента, с помощью обычного языка или языка науки (специальных обозначений). Описание должно быть полным, точным и достоверным. Оно составляет эмпирический базис науки.

Измерение - это сравнение изучаемых объектов по каким-либо признакам или свойствам с целью определения их характеристик (длины, высоты, массы, веса и т. д.). Измерения производятся с помощью измерительных приборов. Неизвестная величина находится путем сравнения ее с эталоном - известной установленной единицей меры. Значение измерений для науки огромно. «Наука начинается с измерений» - писал Д.И. Менделеев . Существует большое количество единиц измерений, соответствующих множеству объектов, явлений и свойств объектов. Для удобства пользования ими в естествознании введена единая система единиц - Международная система (СИ).

Она была принята в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. Основные единицы Международной системы: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела и моль. Есть еще две дополнительные единицы - радиан и стерадиан. Все остальные единицы измерения являются производными от основных (ньютон, джоуль, ватт и др.). Например, единица силы - ньютон (Н) - может быть представлена следующим образом: 1Н = 1кг?м/с 2 . Международная система единиц охватывает все физические величины, связанные между собой физическими законами. Наиболее широко используются единицы измерения длины, времени и массы.

Единица длины - метр - определяется как длина пути, проходимая светом в вакууме за 1/299 792 458 долю секунды. Секунда - общепринятая единица времени. Определение этой меры менялось по мере развития науки. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, измерение всех промежутков времени стали осуществлять с помощью атомных стандартов. Атомная секунда определяется как интервал времени, в течение которого совершается 9 192 631 830 колебаний атома изотопа цезия Cs 133 . Но в настоящее время действует еще более точный эталон - водородный мазер с шириной спектра 1 Гц, стабильность которого 10 -12 . Для измерения времени в быту достаточно хорошую точность дают кварцевые часы. За единицу массы принята масса эталона, изготовленного из сплава платины и иридия. Это цилиндр, имеющий высоту и диаметр 39 мм. Эталон массы хранится в Палате мер и весов в Париже.

Используя перечисленные выше методы, ученые накапливают первичный материал, который в дальнейшем обрабатывается и обобщается. Осуществляется это в результате теоретических исследований.

Можно выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

Абстрагирование - отвлечение от несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого объекта или явления. При рассмотрении ряда объектов или явлений фиксируются их наиболее общие свойства, признаки, отношения. Абстракции оформляются в понятия, которые содержат в себе не только чувственное восприятие объекта, его внешние признаки, но и нечто более скрытое, внутреннюю сущность предмета исследования. Примерами таких абстрактных понятий являются «электропроводность», «вязкость», «растворимость», «вещество», «животное» и т. д.

Идеализация - вид абстрагирования, мысленное создание образа исследуемого объекта. Подобный вид абстрагирования очень удобен при рассмотрении реальных процессов, когда можно отбросить все второстепенные особенности поведения реального тела, усложняющие решение той или иной практической задачи. Например, в физике такими идеализациями являются «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Материальная точка - это тело, размеры и форма которого несущественны в данной задаче. Рассматривая движение Земли и других планет вокруг Солнца, их можно принять за материальные точки, потому что размеры планет малы по сравнению с размерами их орбит.

Или абстракция - «идеальный газ». Это газ, молекулы которого имеют пренебрежимо малый собственный объем и не взаимодействуют друг с другом на расстоянии. В реальных газах существуют силы межмолекулярного притяжения и отталкивания. Эти силы действуют совместно. Силы отталкивания проявляются при взаимных столкновениях молекул друг с другом и со стенками сосуда. Силы притяжения преобладают на больших расстояниях между молекулами, чем силы отталкивания, но и они убывают с увеличением расстояния и практически равны нулю на расстояниях больше, чем 10 -9 м.

Поэтому разреженные газы по своим свойствам близки к идеальным. Модель идеального газа можно использовать при изучении реальных газов, так как они в условиях, близких к нормальным, а также при низких давлениях и высоких температурах ведут себя как идеальные газы.

Формализация - создание абстрактно-математической модели с использованием специальной символики. Например, для описания химических процессов пользуются химической символикой, в физике законы природы записываются с помощью математических символов. Наиболее широко используется математическая формализация. Она лежит в основе математической логики, положившей начало развитию кибернетики, а в дальнейшем - созданию ЭВМ.

В последнее время все большее значение приобретает метод моделирования - изучение одних объектов с помощью других, специально для этого созданных. Специально созданные объекты называются моделями. Появление этого метода связано с тем, что изучение некоторых объектов не всегда доступно, дорого, требует дополнительного вмешательства, изменения условий, а это не всегда возможно. Моделирование предполагает, что модель должна обязательно отражать какие-либо стороны, свойства, признаки своего прототипа или тождественно математически описывать поведение объекта исследования.

Существует несколько типов моделирования: предметное моделирование, знаковое, мысленное. При предметном моделировании модель воспроизводит определенные характеристики объекта (геометрические, физические и др.). В качестве знаковых моделей выступают схемы, таблицы, чертежи, формулы. При мысленном моделировании вместо знаков используются мысленные представления этих знаков и операций с ними. В последние годы в моделировании широко используется компьютер. В этом случае моделью будет алгоритм функционирования объекта.

Среди всех методов познания особый интерес представляют всеобщие методы. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ - мысленное или фактическое расчленение целого на составные части. Этот прием обычно является первым этапом научного исследования. Его используют для выявления состава, строения, свойств объекта. При анализе того или иного объекта происходит сравнение его отдельных элементов, отделяется случайное от необходимого, выявляются взаимосвязи частей, устанавливается его структура.

Синтез - процедура воссоединения целого из частей, обобщение выделенных в результате анализа особенностей объекта. При этом не обязательно воссоздается старое целое, это может быть и создание нового. В процессе познания анализ и синтез используются в единстве, дополняя друг друга.

Индукция - метод научного познания, суть которого заключается в движении познания от единичных фактов, полученных при наблюдениях и экспериментах, к обобщениям более высокого порядка. Этим методом пользовался уже Сократ, его описание дал Аристотель, но наиболее широко он стал использоваться при становлении науки Нового времени. Ф. Бэкон положил этот метод в основание эмпирического познания. Различают полную и неполную индукцию. В случае полной индукции обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда общий вывод делается на основании наблюдения ограниченного числа фактов. Знания, полученные в результате неполной индукции, носят вероятностный характер и требуют дополнительных доказательств. В основе индуктивного метода лежит такой вспомогательный прием как аналогия - сходство различных предметов по определенным параметрам.

Дедукция - логический путь от общего к частному, от исходных предложений-посылок к их следствиям.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Огромную роль в формировании гипотез, теорий, законов играет интуиция - способ познания человеком истины без предварительных логических рассуждений. Можно сказать, что это - озарение, которое приводит к решению проблемы. Интуитивное решение исследовательской задачи возникает, как отмечал русский психолог и философ А. Спиркин, «на уровне бессознательного».

В современном естествознании используются различные методы и методологические приемы, выбор которых зависит от конкретных научно-исследовательских программ. Кроме того, методология науки может меняться в ходе научных революций, происходящих в науке в целом, и в естествознании, в частности. В ходе такой революции меняется парадигма науки - система убеждений, ценностей, норм, технических средств, господствующих в научном обществе в определенный исторический период. В результате этого меняется и методология науки.

На современном уровне развития естествознания широкое распространение получили идеи и методы синергетики. Отличие этих методов от традиционных состоит в переходе от изучения простых систем к более сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от равновесных форм к неравновесным.

Существенно влияют на методологию исследования природы на современном этапе идея глобального эволюционизма и родственная ей идея коэволюции - взаимообусловленного изменения систем или частей внутри системы. Первая из них подчеркивает момент саморегулирования, саморазвития современных систем, согласно второй - развитие одних систем приводит к изменению других. Важно то, что в процессе коэволюции не происходит подавления одних систем другими, они адаптируются друг к другу.

На современном этапе развития естествознания усиливается роль междисциплинарных комплексных исследовательских программ в связи с тем, что объектами исследования становятся многофункциональные сложные системы. Их изучение требует использования методов различных научных дисциплин, создания научных коллективов, состоящих из специалистов различных научных направлений.

В современной науке резко возросла роль вычислительной математики, поэтому математическое моделирование становится важнейшим методом познания на современном этапе развития науки. Математическое моделирование очень тесно связано с синергетикой в связи с ростом процессов неопределенности, хаосомности, происходящих во Вселенной.

Изменения, происходящие в науке, ставят перед учеными сложные задачи верного выбора научной парадигмы и умения творческого выбора методов и приемов исследования.

Закон перехода количественных изменений в качественные присущ не только развитию природы и общества. Он является также законом развития человеческого мышления, законом познания вообще.

В нашем мышлении, сознаем мы это или нет, всегда происходят качественные изменения. Самым обычным примером такого изменения может служить понимание того или иного вопроса.

В самом деле, трудный вопрос бывает нелегко понять сразу: необходимо его обдумать, привлечь на помощь дополнительные факты, сопоставить с ранее известными.

Однажды А.Эйнштейна спросили, каким образом он открыл теорию относительности. Ученый ответил: «Я постоянно думал о ней».

Переход количественных изменений в качественные происходит не только в индивидуальном плане, но совершается в науке, являющейся формой общественного сознания.

Отдельные взгляды, теории постоянно сменяются другими.

До начала ХХ в. считали, что атом неделим. Это не подтвердилось. Следовательно, теория атома претерпела качественные изменения. То же самое относится и к гуманитарным наукам.

Переход качества в количество

До сих пор мы говорили лишь о переходе количественных изменений в качественные. Однако связь между количеством и качеством не односторонняя. Ф.Энгельс указывал: «Отношение между качеством и количеством взаимно… Качество так же переходит в количество, как и количество в качество… здесь имеет место взаимодействие». Данное положение подтверждается развитием любого явления природы или общества.

Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.

Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.