Проверка зрения у детей: нормы и отклонения. Зрение у новорожденных

Глаз - один из самых важных органов чувств. Благодаря зрительной функции человек познаёт окружающий мир, исследует объекты и предметы. Некоторые заболевания и врождённые патологии, негативно сказывающиеся на способности людей видеть, можно диагностировать в первые несколько дней после рождения. Именно поэтому важно знать, как должно формироваться зрение у новорождённого ребёнка, уметь различать норму и патологию, чтобы вовремя обратиться к специалисту и избежать возникновения осложнений.

Как видит грудной ребёнок

Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста. Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:

  • шаровидное глазное яблоко;
  • тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
  • вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
  • маленькая преломляющая сила роговицы;
  • несформированные до конца слёзные протоки;
  • отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
  • малое количество пигмента меланина в радужке;
  • узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
  • большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
  • наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).

Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.

Видео: как окружающий мир видят новорождённые дети

Зрение малышей в первые дни жизни

Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.

В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна

Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.

Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Сетчатка, палочки и колбочки, воспринимающие световую и цветовую информацию, формируются на сороковой неделе внутриутробного развития. Дети, рождённые на сроке до тридцати пяти недель, нередко имеют серьёзные проблемы со зрительным аппаратом, что чревато отставанием в психомоторном развитии.

Таблица: сроки формирования зрительных функций у недоношенных детей

Функция Время окончательного формирования
Ощущение света С шестого месяца внутриутробного развития
Фиксация взора На третьем или четвёртом месяце внеутробной жизни ребёнок начинает фокусировать взгляд на больших и ярких предметах (игрушки, погремушки)
Цветовосприятие На пятом месяце малыш начинает реагировать на красные, жёлтые, зелёные и оранжевые краски. К двум годам формируется окончательная способность узнавать и различать цвета
Узнавание лиц родителей Начинается с четвёртого месяца жизни
50%-я острота зрения В возрасте двух лет малыш может более или менее чётко различать предметы
Стопроцентная острота зрения при отсутствии других патологий Достигается к пяти годам
Сочетанное зрение обоими глазами Около трёх-четырёх лет

Проблемы со зрением у новорождённых

Патологические состояния, связанные с нарушением функции зрительного аппарата, всё чаще встречаются у детей первых месяцев и даже дней жизни. Многие врачи связывают это с общей динамикой ухудшения состояния здоровья населения за последние двадцать лет, но другая часть специалистов выделяет целые группы факторов, в связи с которыми появляется та или иная патология.

Возможные причины возникновения проблем со зрением:

  • генетическая предрасположенность;
  • наследственные заболевания соединительной ткани;
  • воздействие радиационных, химических, химико-биологических и физических загрязнений;
  • внутриутробное инфицирование плода;
  • синдром задержки роста и развития плода;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя, никотина, наркотиков, запрещённых лекарственных препаратов с тератогенным эффектом;
  • присоединение бактериальных инфекций на первом году жизни;
  • первичный и вторичный иммунные дефициты.

Если родственники малыша имели какое-либо генетическое заболевание со стороны зрительных органов, вероятность развития подобных осложнений у ребёнка увеличивается в полтора раза.

Косоглазие

Косоглазие представляет собой изменённое положение глазного яблока, которое возникает из-за слабости глазодвигательных мышц, выполняющих функцию фиксации. Косоглазие - не только косметический, но и функциональный дефект: при этой патологии у младенца формируется неправильное бинокулярное зрение. В будущем это может послужить серьёзным препятствием для дальнейшего психоэмоционального и моторного развития, поэтому болезнь рекомендуется устранять на самых ранних сроках.

Косоглазие может быть как врождённым, так и приобретённым в первые дни жизни

При косоглазии малыш не может воспринимать мир объёмно: один глаз его видит правильное положение предметов, в то время как другой направлен в совершенно противоположную сторону. Это может привести к серьёзным нарушениям объектно-пространственного мышления. Врождённое косоглазие является результатом гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, недоношенности или болезней соединительной ткани.

Приобретённая патология возникает после перенесённых воспалительных заболеваний мышечной и нервной ткани. Глазодвигательные мышцы больше не могут сохранять нужное положение яблока, что ведёт к изменению его позиции в глазнице. Лечение патологии может быть как консервативным (массажи, гимнастика), так и оперативным.

Врождённая миопия

Более тридцати лет назад миопия, или близорукость, считалась заболеванием преимущественно детей более старшего возраста (от пяти до семнадцати лет). В настоящее время есть множество научных трактатов и исследований, которые доказывают существование врождённой близорукости.

У близоруких родителей с 40%-й вероятностью может появиться малыш с врождённой миопией

При врождённой миопии малыш появляется на свет с изменённой формой глазного яблока: оно более длинное, чем нормальное. Это приводит к тому, что лучи естественного и искусственного света, попадающие в глаз, не доходят до сетчатки, где располагаются палочки и колбочки, воспринимающие зрительную информацию. Такие дети гораздо позже начинают фиксировать взгляд на предметах, не узнают родителей и часто пугаются собственных конечностей.

Благодаря средствам современной офтальмологии миопия у младенцев диагностируется и лечится сразу же после рождения. Правильно подобранная терапия облегчит процесс становления и формирования зрительного аппарата, благодаря чему ребёнок сможет полноценно обучаться и развиваться.

Младенческая дальнозоркость

При дальнозоркости дети очень хорошо видят вдаль, но практически не ориентируются в предметах, которые расположены от них на расстоянии вытянутой руки. Все младенцы изначально рождаются дальнозоркими, но это явление не носит патологический характер: к шести месяцам глазное яблоко приобретает правильную форму, увеличивается в размерах, а фокус нормализуется и устанавливается на сетчатке.

Врождённую дальнозоркость иначе именуют гиперметропией, что связано с повышением способности глаз младенца фокусироваться на далеко расположенном предмете.

В случаях с аномальной дальнозоркостью этого не происходит. Недоразвитое глазное яблоко не может преломлять лучи света с нужным интервалом, за счёт чего приспособительная способность органа зрения очень сильно страдает. Родителям следует насторожиться по поводу возможной дальнозоркости у младенца, если он:

  • не рассматривает свои ручки, что свидетельствует о нарушении нормальной для детей реакции на собственные конечности;
  • не обращает внимания на лежащие рядом или висящие в непосредственной близости от него игрушки;
  • не реагирует на близкорасположенные лица родителей;
  • фиксирует взор на предметах, находящихся на расстоянии более шестидесяти - семидесяти сантиметров от его глаз.

Слепота

Слепота - это самое тяжёлое нарушение зрения врождённого или приобретённого характера, в результате которого человек теряет способность видеть окружающий мир. Она может быть как односторонней, так и двусторонней. Причиной формирования врождённой слепоты у детей могут быть как патологии зрительного нерва, аномалии развития глазного яблока, сетчатки и её клеток, так и некоторые атрофические инфекционно-воспалительные процессы, перенесённые в утробе матери.

В некоторых случаях врождённую слепоту можно заметить не с первых дней жизни

К основным признакам, по которым можно заподозрить наличие слепоты у малыша, относят:

  • помутнение роговицы;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • нарушение основных рефлексов моргания при прикосновении к нижнему веку;
  • отсутствие зажмуривания при поднесении раздражителя;
  • хаотичные и беспорядочные движения глазных яблок.

В каждом отдельном случае необходимо рассматривать причину, повлёкшую за собой возникновение слепоты. Иногда малышу бывает необходима срочная операция, после которой становится возможным полностью восстановить утраченную функцию зрения в короткие сроки.

Нистагм или бегающие глазки

Многие родители замечают, что глаза ребёнка не всегда находятся в одном и том же положении: периодически можно наблюдать непроизвольные движения глазных яблок, которые возникают без действия каких-либо внешних факторов. Это может повлечь за собой определённые трудности при дальнейшем обучении: такие малыши хуже фиксируют взгляд и не могут длительное время сосредотачиваться на предметах.

Нистагм довольно часто встречается у людей с альбинизмом, что связано с недоразвитием глазодвигательных мышц, фиксирующих глазное яблоко.

Физиологический нистагм наблюдается у младенцев первых десяти дней жизни. Если после этого срока явление не прошло, стоит посетить врача. Таким детям назначается специальная гимнастика, чтобы укрепить мышечный каркас и восстановить нормальное положение глазного яблока.

Врождённая глаукома

Глаукома - это повышение внутриглазного давления, которое ведёт к формированию дегенеративных и дистрофических процессов в тканях глазного яблока, что может вызвать существенное снижение зрения. В настоящее время количество детей, появившихся на свет с врождённой глаукомой, неуклонно увеличивается. Учёные предполагают, что это может быть связано с большим количеством вредных факторов, действующих на женщину во время беременности.

Врождённую глаукому диагностируют в первые недели жизни

Патогенез глаукомы обусловлен нарушениями формирования во внутриутробном периоде угла передней камеры и выводящей системы глаза. Жидкость не оттекает, в результате чего давление внутри глаза повышается.

Клиническими проявлениями патологии у младенца служат:

  • отёчность и помутнение роговицы;
  • нарушения фиксации взора;
  • аномальные реакции зрачков;
  • появление слезотечения на свету;
  • повышенное давление внутри глазного яблока.

Врождённую глаукому лечат оперативными методиками. Длительность восстановления после данной операции составляет не более трёх месяцев. После этого зрение младенца возвращается в пределы допустимой нормы.

Опущение верхнего века

Опущение верхнего века, которое препятствует нормальному обзору, называется птозом. Эта патология довольно часто встречается у недоношенных детей первого года жизни. Птоз разделяют на врождённый, который сформировался в период внутриутробного развития организма плода, и приобретённый, возникший как следствие глазных инфекционно-токсических заболеваний воспалительного характера, неврологических патологий, парезов или параличей.

Опущение верхнего века встречается у детей разных возрастов

Верхнее веко опускается, нарушая обзор и затрудняя отхождение слёзной жидкости. Особенно важно диагностировать снижение остроты зрения на глазу, который опущенное веко прикрывает более чем наполовину: он развивается гораздо хуже. Симптоматика, которая выявляется при наличии птоза у новорождённых:

  • изменение размера глазной щели;
  • вялое, ригидное веко;
  • нарушения моргания;
  • скопление в уголке поражённого глаза большого количество белково-жировых отложений;
  • нарушение концентрации на объекте при просмотре его больным глазом;
  • отсутствие реакции на цветовые или световые раздражители.

Степень птоза определяется врачом-офтальмологом. Для коррекции лёгкого дефекта можно применять подклеивание верхнего века ко лбу с помощью лейкопластыря, специальные массажи и упражнения. Лечение тяжёлой и среднетяжелой степеней проводится с помощью хирургического вмешательства: врачи уменьшают объём века путём его подрезания и натяжения внутриглазных мышц.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Чтобы определить, как чётко ваш малыш видит окружающий мир, можно произвести некоторые простейшие исследования в домашних условиях. Учитывайте, что в первые несколько месяцев жизни зрение грудного ребёнка значительно отличается от такового у новорождённых, а домашнее исследование не является достоверным на сто процентов. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаз младенца, нужно обратиться к детскому офтальмологу.

Любимая игрушка малыша отлично подойдёт для фиксации взора

Чтобы проверить зрение у малыша, вам понадобится:

  • большая карточка с изображённым на ней крупным предметом, например, шариком или квадратом;
  • источник света, который будет расположен так, чтобы предмет не отбрасывал тени;
  • любимая игрушка или погремушка ребёнка.

Возьмите в правую руку карточку с изображённым на ней предметом и поместите её перед малышом на расстоянии от сорока до шестидесяти сантиметров, чтобы ребёнок успел сфокусировать взгляд. Когда вы заметите, что его внимание полностью сосредоточено на карточке, попробуйте медленно передвигать её в разные стороны: влево и вправо, вверх и вниз. Если малыш следит за движением картинки, это является вариантом нормы. При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы. Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра.

Другое исследование включает использование любимой игрушки. Расположите её напротив малыша, закрывая поочерёдно его глаза руками. В тот момент, когда один глаз прикрыт, отодвигайте погремушку из поля зрения, наблюдая за реакцией грудничка. Если он начинает плакать, так как игрушка исчезла из области его видимости, то это может свидетельствовать о нарушениях зрения какого-либо глаза. Для уточнения диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Тренировка зрения у грудничков

В первые дни и месяцы своей жизни малыши активно познают мир и пытаются фиксировать взгляд на лице родителей, игрушках, различных фигурках и рисунках. Чем больше всевозможной двигательной и зрительной информации получает ребёнок, тем более интенсивно происходит развитие больших полушарий головного мозга, активизируется пространственно-временное мышление и восприятие окружающей действительности.

Присутствие родителей при первых попытках ребёнка фиксировать взгляд особенно важно

Лучше всего на психоэмоциональное состояние растущего человека влияют лица самых близких людей - родителей. Если ребёнок регулярно видит перед собой маму и папу, он начнёт самостоятельно фиксировать взор, улыбаться и гулить при их появлении гораздо быстрее.

Картинки для развития зрительных навыков в первые месяцы жизни

С момента появления на свет и до полугода особенно важно развивать зрительные навыки у малыша. В это время активно происходит процесс роста и развития глазных яблок, восходящих и нисходящих путей, которые переносят информацию от глаза в кору больших полушарий, где происходит её обработка и формирование ответных эмоциональных и двигательных реакций. Многие детские психологи отмечают этот этап как особенно важный период физиологического и нервно-психического развития, при грамотной стимуляции которого происходит улучшение многих зрительных функций.

Для занятий с малышом вам понадобится:

  • пеленальный столик или детская кроватка с твёрдым матрасом;
  • источник света в виде окна или лампы, который будет находиться за головой малыша;
  • карточки с чёрно-белыми фигурами;
  • цветные картинки.

Занятия с новорождённым

Приобретите карточки с контрастными чёрно-белыми крупными изображениями различных предметов. Можно закрепить часть их над детской кроваткой. Упражнение заключается в постепенной медленной смене картинок. Через несколько недель тренировок можно добавлять в зрительный ряд чёрно-белые фотографии или рисунки.

Крупные контрастные предметы хорошо фиксируются взглядом

Если над кроватью ребёнка висит специальный детский мобиль, рекомендуется заменить цветные игрушки или висюльки на чёрно-белые крупные детали. Подсветка не должна быть мигающей или слишком яркой. Приобрести правильный мобиль можно в детском магазине, проконсультировавшись с продавцом. Игрушки достаточно легко изготовить самостоятельно.

Мобиль - универсальная игрушка для развития зрения и моторики

Для тренировки глазодвигательных мышц возьмите в руку карточку с чёрно-белым изображением и поднесите её на расстояние не более тридцати сантиметров к глазам малыша. Перемещайте картинку влево и вправо, не меняя основного расстояния от глаз ребёнка. Когда малыш начинает фиксировать взгляд и следить за интересующим объектом, совершайте медленные вращательные движения.

Занятия с малышом от одного до трёх месяцев

В период до трёх месяцев ребёнок уже умеет хорошо фиксировать взгляд на крупных изображениях, благодаря чему для него становится возможным изучать края предмета и его форму. Особенно хорошо в это время показывать малышу картинки различных животных, геометрических предметов и зданий.

Картинки с чёткими контурами стимулируют развитие пространственного мышления

Для тренировки зрения держите картинку на расстоянии не более сорока сантиметров от лица младенца. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на краях предмета, медленно отводите его вверх и остановите на расстоянии шестидесяти сантиметров от малыша. Чтобы усилить эффект от занятий, развесьте на стенках детской и других поверхностях квартиры чёрно-белые изображения. Когда младенец будет находиться на руках у взрослых, он сможет наблюдать за ними в течение всего игрового периода.

Занятия с ребёнком старше трёх месяцев

На этом этапе развития детям нравятся более сложные рисунки, они обращают внимание на яркие цвета и краски, более ломаные линии. Ребёнок лучше запоминает увиденное, у него появляются предпочтения. Это связано с активным формированием колбочек и палочек в сетчатке глаза: малыш начинает лучше воспринимать цвета и оттенки, переход от тёмных к более светлым тонам.

Чтобы выполнить упражнение, возьмите две яркие карточки и поместите их перед малышом. Постепенно отодвигайте сначала одну из них, а потом сразу обе, дожидаясь, пока ребёнок зафиксирует взгляд. Для выполнения второго упражнения возьмите чистый белый листок и аккуратно закройте часть цветной картинки. Через несколько минут уберите его и оцените реакцию ребёнка.

Клинические признаки различных патологий глаз у грудничка имеют во многом сходную симптоматическую картину. В некоторых случаях врождённые заболевания остаются недиагностированными в течение долгих лет. Помните, что ежемесячные профилактические медицинские осмотры и посещения педиатра помогут выявить болезнь на ранней стадии: это значительно облегчит её лечение. Контрольный осмотр офтальмолога стоит проводить не реже одного раза в полгода, что позволит отследить динамику показателей зрения, а также выявить протекающие в организме процессы инфекционно-воспалительного характера с вовлечением глаз.

Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Строение зрительной системы

Орган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. За радужкой располагается фокусирующая линза - хрусталик, который вследствие изменения своей кривизны позволяет рассматривать близко и далеко расположенные предметы. Внутреннее пространство глаза заполнено желеобразной массой - стекловидным телом, создающим плотный каркас глаза. Третья, внутренняя оболочка глаза - сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные (ганглиозные) клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а так же помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и в силу того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (макуле, или желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда. Нервные клетки, центральные отростки которых образуют зрительный нерв, связаны с несколькими палочками. А вот каждой колбочке соответствует своя нервная клетка, что подчеркивает их значимость. Зрительный нерв содержит волокна нервных клеток и сосуды, питающие глаз. В месте его выхода из глаза зрительные клетки отсутствуют, поэтому из этого участка (слепое пятно) зрительная информация не поступает. Волокна зрительного нерва, частично перекрещиваясь, проходят в затылочную область, в зрительную кору мозга, где происходят сложнейшие процессы анализа полученной информации с формированием зрительного образа (той картинки, которую видит человек). Для наиболее комфортного функционирования глаз снабжен дополнительными образованиями (придатками): мышцами (которые осуществляют его движения), веками (которые впереди защищают его от вредных физических и химических воздействий), слезной железой (которая смазывает роговицу снаружи и удаляет с нее механические и инфекционные агенты), жировой тканью, расположенной около и позади глазного яблока (она выполняет роль амортизатора). Все выше сказанное говорит о сложнейшем и многоуровневом устройстве органа зрения. Какое-либо нарушение этой высокоточной работы приводит к изменению получаемого в итоге зрительного образа.

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.

Контроль-с первых дней жизни

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -

  • нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Скрытая опасность

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Что после роддома?

Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:

  1. Определение остроты (в 1 месяц - по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца - по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев - по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения. Поля зрения определяются ориентировочно - врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появле-ния реакции малыша на предмет.
  2. Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоско-па и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
  3. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование прово-дится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизон-тали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза нач-нет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (±0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. За-тем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

Почти повзрослому

В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.).

Зрение является одним из пяти органов чувств человека. С его помощью человек получает информацию об окружающем его мире, распознает предметы и их расположение в пространстве. Важность высокого уровня зрения нельзя переоценить, ведь с плохим зрением жизнь человека очень усложняется. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, так как уменьшение остроты зрения может стать серьезным препятствием на пути полноценного развития ребенка.

Зачем нужна проверка?

Начиная с самого периода новорожденности, детям необходимо производить регулярную проверку зрения у врача-офтальмолога. Это необходимо делать в профилактических целях, чтобы не допустить в дальнейшем у ребенка нарушений или ухудшения зрения.

Заболевания глаз во многих случаях имеют тенденцию к прогрессированию. Например, миопия (или близорукость), как правило, может интенсивно развиваться у детей в школьные годы, когда зрительная нагрузка на глаза усиливается. Также нередким заболеванием является и у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Поэтому родителям необходимо предпринять все меры, чтобы как можно скорее улучшить ребенку остроту зрения и не допустить развития слепоты. Как правило, прогрессирующая близорукость приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки, что существенно снижает остроту зрения.

Проверка зрения у новорожденных происходит по следующему графику:

  • Впервые глаза ребенка осматривает врач-офтальмолог в первые часы после рождения. С особым вниманием проверяются недоношенные дети, дети с врожденными патологиями или родовыми травмами, новорожденные после тяжелых родов, так как именно у этой категории детей чаще всего проявляются кровоизлияния или патологии сетчатки.
  • Первая проверка у врача-офтальмолога у этой категории детей обычно назначается через месяц после рождения, если есть показания.
  • Здоровый ребенок впервые обследоваться в офтальмологическом кабинете должен через 3 месяца после рождения.
  • Следующий осмотр у здорового ребенка осуществляется в 6 месяцев, и затем в 12 месяцев.

В 12 месяцев у ребенка впервые определяют остроту зрения. В норме она равняется 0,3–0,6 диоптриям.

Таблицу для проверки зрения у детей разработала Орлова. Данная таблица применяется для детей дошкольного возраста, которые еще не научились считать

Картинки для проверки зрения вы найдете .

Существующие таблицы для проверки зрения

Таблица Головина

В современное время создано немало вариантов таблиц для проверки остроты зрения у детей.

Первой таблицей, по которой у ребенка проверяют зрение, как правило, становится таблица Орловой. По этой таблице проводят исследование зрения детям с 3-х лет, когда они еще не научились читать и писать. В этой таблице вместо букв используются картинки, которые ребенку хорошо знакомы и которые он без труда сможет назвать.

Для проверки остроты зрения у детей более старшего возраста используются уже таблицы с печатными буквами. На территории стран СНГ чаще всего применяют таблицу Сивцева или Головина. Существует, также, их иностранный аналог – таблица Снеллена.

Во многих таблицах определение остроты зрения осуществляется на расстоянии не менее 5 метров. Эта дистанция выбрана офтальмологами по той причине, что у глаза с нормальной рефракцией (так называемой, эмметропией) на этом расстоянии точка ясного видения находится как бы в бесконечности и на сетчатке, таким образом, собираются параллельные лучи, образуя сфокусированное, четкое изображение.

Читайте также про визометрию глаза в .

Таблица Сивцева

Таблица Сивцева является наиболее распространенной таблицей на территории бывшего СССР, которая применяется для проверки остроты зрения у детей.

Свое имя таблица получила в честь советского врача-офтальмолога Д.А. Сивцева. Таблица Сивцева активно применяется для обследования зрения у детей и взрослых пациентов в современное время.

При нарушениях зрения положение фокусной точки изменяется. Например, при близорукости фокусная точка находится перед сетчаткой, а при дальнозоркости фокусная точка смещается за сетчатку. Таким образом, изображение не фиксируется в центре сетчатки и предметы кажутся размытыми и нечеткими.

Как правило, рефракционные отклонения влияют на остроту зрения и требуют коррекции. Чем сильнее рефракция отклоняется от нормы, тем более уменьшается острота зрения. Однако, при этом между этими значениями нет прямой зависимости. Если рефракция в норме, но при этом пациент плохо видит, это может говорить о возможном снижении прозрачности оптических сред глаза. Например, у пациента могут проявляться симптомы амблиопии, катаракты с помутнением хрусталика или роговицы.

В правой колонке обозначена острота зрения пациента, если он находится от таблицы на расстоянии 5 метров. Эти значения помечены знаком “V=…”. Остротой зрения в профессиональной терминологии врачей-офтальмологов называется способность глаза увидеть и различить две удаленные точки при минимальной дистанции между ними.

В офтальмологии принято правило, что глаз с нормальной остротой зрения может различить две удаленные точки с угловым расстоянием между ними равным 1 угловой минуте (1/60 градуса).

Нормальная острота зрения человека соответствует показателю V=1.0, то есть человек со 100%-ым зрением должен быть способен различать печатные знаки первых 10 строк. Однако, некоторые обследуемые могут иметь остроту зрения, которая больше нормы, например, 1,2, 1,5, или даже 3,0 и более. При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость), астигматизме, глаукоме, катаракте и иных нарушениях зрениях, острота зрения обследуемого уменьшается ниже нормы и приобретает значения 0,8, 0,5 и ниже.

В таблице Сивцева значения остроты зрения в первых десяти строчках отличаются шагом в 0,1, последние две строчки – в 0,5. В некоторых нестандартных вариантах таблицы Сивцева используются, также, дополнительно 3 строчки со значениями остроты зрения от 3,0 до 5,0.

Но эти таблицы, как правило, не применяют в офтальмологических кабинетах современных клиник.

Читайте также о компьютерной периметрии глаза в .

Острота зрения по таблице Сивцева проверяется по следующей инструкции:

  • Пациент должен находиться от таблицы на расстоянии 5 метров. Исследования проводятся для каждого глаза отдельно.
  • Правый глаз необходимо крепко закрыть ладонью, так, чтобы он не мог видеть букв в таблице. Вместо ладони можно использовать кусок плотного материала (например, картон или пластик). Таким образом, обследуется острота зрения левого глаза.
  • Строки необходимо читать по порядку, слева направо, сверху вниз. На распознавание знака отводится не более 2-3 секунд.

Определение остроты зрения по таблице Сивцева довольно простое. Пациент, как правило, имеет нормальную остроту зрения, если смог корректно прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6. Допустима только одна ошибка. В рядах, находящихся ниже V=0,7 допустимо не более двух ошибок. Численное значение остроты зрения соответствует численному значению V в последнем ряду, в котором не были допущены ошибки сверх нормы.

При помощи этой таблицы определяется только близорукость. Дальнозоркость по таблице Сивцева не определяется. То есть если обследуемый будет видеть все 12 строк на расстоянии 5 метров, это не означает, что он страдает дальнозоркостью. Это говорит об остроте зрения выше среднестатистической нормы.

Если результат теста будет неудовлетворительным и будет выявлено отклонение от нормы, то возможной причиной снижения остроты зрения у ребенка может быть аномалия рефракции. В этом случае необходимо последующее определение рефракции.

Таблица Снеллена

таблица Снеллена

Таблица Снеллена (Snellen chart) является одной из популярных таблиц для проверки остроты зрения у детей. В современное время эта таблица особенно распространена на территории США.

Таблица Снеллена была разработана в 1862 году голландским врачом-офтальмологом Херманном Снелленом. Русским аналогом этой таблицы является таблица Сивцева.

В состав таблицы входит стандартный набор строк, состоящих из латинских букв, которые называют оптотипами (test types). Размер букв, также, как и в таблице Сивцева, уменьшается с каждой строкой в направлении вниз.

В верхней строке таблицы Снеллена расположены самые крупные символы, которые способен прочитать человек с нормальной остротой зрения на расстоянии 6 метров (или 20 футов). Последующие, нижние строки человек со 100%-ым зрением способен различить на дистанции 36, 24, 18, 12, 9, 6 и 5 метров соответственно. В традиционной диаграмме Снеллена, как правило, напечатаны 11 строк. Первая строка состоит из самой большой буквы, которой может быть E, H, N, или A.

Зрение обследуемого по таблице Снеллена проверяется следующим образом :

  • Обследуемый располагается на дистанции 6 метров от таблицы.
  • Ладонью или каким-либо плотным материалом закрывает один глаз, другим читает буквы в таблице.

Острота зрения обследуемого проверяется обычно по показателю самого маленького ряда, который был прочитан без ошибок на расстоянии 6 метров.

Как правило, если человек с нормальной остротой зрения способен различить один из нижних рядов на расстоянии 6 метров, то значение остроты зрения равняется 6/6. Если обследуемый в состоянии различить только строки, расположенные выше строки, которую человек с нормальной остротой зрения способен прочесть на расстоянии 12 метров, то острота зрения такого пациента равна 6/12.

Таблица Орловой

Таблица для проверки зрения Орловой применяется для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста. В этой таблице имеются строки со специальными картинками, размер которых становится меньше с каждой строкой в направлении сверху вниз.

Таблица Орловой

В левой стороне таблицы, рядом с каждой строкой указывается расстояние, с которого ребенок с нормальной остротой зрения способен различить символы.

Вариация таблицы Орловой

Расстояние помечено символом “D=…”. В правой стороне таблицы указывается острота зрения, если ребенок распознает их на дистанции 5 метров.

Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 5 метров.

Если острота зрения у ребенка снижена, и он не способен распознать знаки десятой строки, то его приближают к таблице на расстояние 0,5 метра и просят назвать символы верхнего ряда. Острота зрения ребенка определяется по той строке, в которой ребенок сможет правильно назвать все символы.

Перед обследованием желательно ребенку показать картинки, чтобы он понял, что от него требуется и попросить произнести вслух названия картинок.

Таблица Головина

Таблица Головина является, также, достаточно распространенной таблицей для проверки остроты зрения у детей. Как и таблица Сивцева, она используется преимущественно в странах СНГ. Таблица получила свое название в честь известного врача-офтальмолога С. С. Головина, жившего на территории СССР.

В отличие от таблицы Сивцева, в этой таблице вместо печатных букв используются символы – кольца Ландольта. Строк в , также, двенадцать и кольца, напечатанные в этих строках, уменьшаются в размере с каждой строкой в направлении вниз. Эти кольца имеют равную и одинаковую ширину в каждой строке.

таблица зрения Головина

Показатели остроты зрения указаны в правой стороне таблицы и помечены символом «V=…».

В традиционной таблице Головина возможно определение остроты зрения в интервале 0,1-2,0. Первые 10 строк, как и в таблице Сивцева, отличаются шагом в 0.1, остальные два – в 0,5. В некоторых вариантах таблиц дополнительно используются три лишних ряда для определения остроты зрения выше среднестатистической нормы. Эти строки отличаются шагом в 1,0.

В левой стороне таблицы указывается расстояние в метрах, с которого человек с нормальной остротой зрения способен распознать символ в данной строке. Оно отмечается символом “D=…”.

Острота зрения определяется на расстоянии 5 метров отдельно для каждого глаза.

Видео

Выводы

В детском возрасте никогда не стоит игнорировать офтальмологические обследования, поскольку именно в этом возрасте могут быть впервые обнаружены серьезные глазные заболевания, которые с течением времени способны привести к заметному ухудшению зрения и даже к слепоте, что может сильно препятствовать нормальному развитию ребенка. Сейчас созданы разные , по которым определяют и качество периферического зрения, и остроту, и другие показатели. Особенно с тем учетом, что сейчас активно набирает обороты такое заболевание, как .

Но он внимательно изучает все находящееся в этих пределах -угол кроватки, игру света и тени на стене, форму мобиля. Однако больше всего младенец предпочитает разглядывать человеческие лица. У вас на руках его внимание автоматически привлекает ваше лицо, в особенности глаза. Часто один лишь вид ваших глаз вызывает у него улыбку. Постепенно поле его зрения расширится и он сможет охватывать взглядом все ваше лицо, а не отдельные его черты, такие как глаза. Когда это произойдет, ребенок станет намного больше реагировать на выражения лица, затрагивающие рот, подбородок и щеки. Ему будет также нравиться смотреть на себя в зеркало. Купите небьющееся зеркало, специально предназначенное для закрепления внутри кроваток и манежей, чтобы ребенок мог развлекаться, когда вас нет рядом.

Скоро он сможет следить взглядом за предметом, движущимся по полному полукругу перед ним.

В первые недели младенцу не удается следить взглядом за движущимися предметами. Если быстро помахать у него перед лицом мячиком или игрушкой, он будет просто глядеть через них, а если вы покачаете головой, он выпустит из поля зрения ваши глаза. Но к двухмесячному возрасту его глаза смогут синхронно двигаться и фокусироваться. Скоро он будет следить взглядом за двигающимся по полному полукругу перед ним предметом. Увеличившаяся зрительная координация позволит ребенку также удерживать в фокусе объекты, движущиеся по направлению к нему и от него. К трехмесячному возрасту младенец будет достаточно контролировать движения рук, чтобы ударять по предметам, двигающимся над ним или перед ним. Еще довольно долго он будет промахиваться, но практика поможет ему развить координацию движения рук и зрения. Однако если к трехмесячному возрасту ваш ребенок не может следить обоими глазами одновременно за движущимся предметом, обратитесь к своему педиатру.
В это же время улучшится и способность видеть на расстоянии. Вы можете заметить, что в возрасте трех месяцев ребенок улыбается вам с середины комнаты или рассматривает игрушку в нескольких футах от него. К четырем месяцам вы станете застигать его выглядывающим в окно или наблюдающим за экраном довольно далеко стоящего телевизора. Все это указывает на нормальное развитие способности видеть на расстоянии.
Примерно с такой же скоростью у младенца развивается цветовое зрение. В месячном возрасте он довольно чувствителен к яркости или интенсивности цвета, поэтому предпочитает рассматривать четкие черно-белые или нарисованные контрастными цветами узоры. Из-за ограниченного цветового зрения маленькие дети не оценивают по достоинству успокаивающие пастельные оттенки, которые обычно используются для оформления детской. Где-то к четырехмесячному возрасту ребенок наконец начнет различать весь спектр цветов и множество их оттенков.

К двухмесячному возрасту координация глаз ребенка улучшается -они синхронно двигаются и фокусируются.

С развитием зрения ребенок, конечно же, будет хотеть посмотреть на что-нибудь более интересное. Примерно в месячном возрасте его любимыми рисунками выступают простые линейные изображения типа широких полос или больших клеточек. К трем месяцам его уже намного больше интересуют круговые узоры (концентрические окружности, спирали). Это одна из причин, почему младенца так сильно привлекают лица, изобилующие округлыми формами и кривыми.

Этапы развития зрения к концу рассматриваемого периода

  • Внимательно рассматривает человеческие лица.
  • Следит взглядом за движущимися объектами.
  • Узнает знакомые предметы и лица на расстоянии.
  • Начинает согласованно использовать руки и зрение.

Для развития зрения ребенка прежде всего необходимо, чтобы его кровать стояла в хорошо освещенной части комнаты.

Общий источник освещения (окно или лампа) должен находиться сзади так, чтобы свет не падал сбоку или прямо в лицо ребенка, но отражался от предметов, находящихся в поле его зрения. При неправильном расположении источника освещения ребенок обращает к нему взор, его движения при этом задерживаются, и он по нескольку минут лежит неподвижно, устремив глаза к свету.

Это вредно для зрения и мешает ребенку научиться фиксировать взгляд на окружающих его предметах. Кроме того, в тех случаях, когда источник света находится сбоку от кровати (что нередко бывает) и ребенок подолгу лежит, повернув голову в одну сторону, у него может образоваться некоторое уплощение головы с этой стороны.

Для развития умений фиксировать взор на неподвижных предметах и лицах людей и переводить взор вслед за передвигающимися, ребенку надо предоставлять соответствующие игрушки и часто, подолгу разговаривать с ним.

Чем меньше возраст ребенка, чем менее развиты его зрительные реакции, тем более яркой, красочной, крупной, хорошо освещенной должна быть игрушка для того, чтобы она привлекла его взор, а в несколько более старшем возрасте и порадовала.

До 2,5-3 месяцев ребенок не тянется руками к игрушке, не стремится ее взять, а только смотрит на нее, поэтому нет никакой необходимости вешать ее низко. Кроме того, ребенок рождается дальнозорким, и, чтобы он не перенапрягал зрение, глядя на игрушку (это может повести к косоглазию), надо ее подвешивать высоко, в 50-70 см от его груди.

Маленькому ребенку самому трудно отыскать игрушку взглядом, а если он ее найдет, то рассматривает недолго. Поэтому, для того чтобы привлечь его взор к игрушке, надо несколько изменять ее положение: немного приподнять или опустить, приблизить к лицу или отдалить, качнуть ее, причем делать это иногда приходится и повторно.

С трех-, четырехнедельного возраста ребенок чаще и на более длительное время останавливает сбой взор на предметах и лицах и лучше прослеживает передвигающиеся. В то время как он сосредоточивается на игрушке или на лице взрослого, его движения затормаживаются.

К концу второго месяца жизни младенец уже хорошо следит за всем окружающим. К трем месяцам он может, не отрываясь, проследить взглядом за взрослым, который обходит его кроватку или удаляется от нее на 2-4 м.

Со второго месяца жизни ребенок постепенно учится сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, а также следить за передвигающимися, когда лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Несмотря на то что, лежа на спине, он уже научился фиксировать взглядом предметы, находящиеся на близком от него расстоянии, при вертикальном положении корпуса ему это удается не сразу.

Вначале он не смотрит в лицо матери или отца, которые держат его на руках и разговаривают с ним, отворачивается и глядит на другого взрослого, находящегося на более далеком от него расстоянии. Но постепенно он научится фиксировать взгляд и на взрослом, который держит его на руках.

Развитие зрительных реакций малыша происходит главным образом в то время, когда он смотрит на лицо разговаривающего с ним взрослого.

Некоторые думают, что младенцу первого-второго месяцев жизни безразлично, разговаривают с ним или нет. Такое мнение неправильно. Частое ласковое «общение» окружающих с ребенком необходимо для него. В это время у ребенка развивается зрение, слух, пробуждается чувство радости. Но об этом мы скажем ниже.

Двух-, трехмесячный ребенок во время бодрствования в основном занят тем, что следит взглядом за окружающими его людьми и сосредоточенно смотрит на привлекшие его внимание предметы. Когда ребенку не на что смотреть, он переводит глаза из стороны в сторону, словно ищет, на что бы ему посмотреть.

Он уже реагирует на некоторые цвета. Если одна игрушка перестала привлекать внимание ребенка, замените ее другой, и вы легко убедитесь, что он заметил произошедшую перемену, так как внимательно рассматривает новую игрушку.

Такое рассматривание — это первый вид самостоятельной деятельности ребенка, требующий лишь небольшого участия окружающих, взрослых. Оно содействует развитию внимания у малыша и очень полезно для него еще и в другом отношении: зрительные впечатления в большой мере поддерживают активное бодрствование и содействуют хорошему настроению ребенка.

Находясь в хорошо освещенной части комнаты, он бывает более спокоен, чем если место, где он находится в промежутках между сном, освещено слабо.

Постепенно ребенок начинает различать и узнавать некоторые предметы и лица. Ребенок третьего месяца жизни при виде груди матери подтягивает голову и старается захватить губами сосок. Если же он получал пищу из бутылочки, то при виде ее подтягивает голову или начинает производить сосательные движения. К трем месяцам некоторые дети больше радуются матери или кому-либо из близких, кто обычно ухаживает за ними, нежели малознакомым лицам. Это свидетельствует о том, что они узнают и выделяют этих людей.

Зрительные воздействия в большой мере влияют на развитие общих движений ребенка: для того чтобы не потерять из виду привлекший его внимание предмет, ребенок старается сохранить трудную для его возраста позу; если же предмет передвигается, ребенок не только переводит вслед за ним глаза, но и поворачивает в соответствующую сторону голову, а в более старшем возрасте старается повернуться и всем телом.