Психологическая структура личности. Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие – им подчиняются.

На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности важное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное – это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: личность – это человек как носитель сознания.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Эта подструктура социально обусловлена. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности. Это смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности – стремления – он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций как форм отражения. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделœение определяется следующими критериями:

1) крайне важностью и достаточностью для включения в них всœех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологически; понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Немалое значение имеет и то, что никто из тех, кого удивляет, почему психологических подструктур личности четыре, не смог обосновать ни исключения какой-нибудь из них, ни добавления других.

Первая подструктура объединяет направленность, -отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде асего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всœех последующих.

Желание - это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определœенному Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес- это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всœегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности- стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определœенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение- система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения- это высшая форма "направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом нужно различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. При этом отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всœего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности и потому подробнее будут рассмотрены в следующей главе. Здесь же нужно отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальных особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формирует путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, [входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Οʜᴎ несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры бывают уложены всœе известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Так, только в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова среди 52 тыс. включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. В грузинском языке их еще больше-около 4 тыс. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, к примеру: убежденность и заинтересованность-к подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре опыта; решительность и сообразительность-к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость-к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей. К примеру, хотя убежденность в основном относится к подструктуре направленности, в нее входят в качестве элементов и воля, и соответствующие знания, и умственные навыки. Говоря языком математической теории множеств, четыре подструктуры личности являются пересекающимися множествами, но пересекающимися только частично.

Такова основная общая динамическая функциональная психологическая структура личности. Основной. мы ее называем потому, что кроме указанных четырех базовых, так сказать рядоположенных выделяются еще две наложенные на "них подструктуры - характера и способностей. Общая она потому, что свойственна любой личности, и потому, что каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру и ряд личностей бывают по различным признакам сгруппированы в типовые структуры. Эта структура динамическая потому, что она не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с раннего детства и до самой смерти она меняется. Эта структура является функциональной потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический узор» будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на «физиологическую канву», к чему, как известно, стремился И. П. Павлов. Наконец, это структура психологическая, потому что она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролям личности.

Говоря о структуре личности, нельзя не остановиться на одном своеобразном проявлении недиалектического мышления. Мы имеем в виду тенденции выдавать подмеченную часть чего либо за целое. Эта тенденция очень четко проявилась и в учении о личности. Вкратце она сводится к следующему. Старая функциональная психология и опирающаяся на неё психотехника отождествляли личность только с подструктурой форм отражения, т. е. с отдельными «психическими функциями». Наиболее отчетливо это проявилось в так называемых профилях личности частоколе рядоположенных столбиков, которые она получала в результате замеров отдельных психических функций: памяти, внимания, сообразительное и т. д.

В конце 30-х и в 40-х годах, после того как в нашей стране была отвергнута педология, многие стали отождествлять личность только с подструктурой опыта. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского была опошлена, ею пытались обосновать утверждено об эквипотенциальности (равновозможности) всœех новорожденных, что, конечно, было неправильно и чему эта теория не имеет прямого отношения.

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структу ру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенно сти человеческого организма, а высший уровень определялся социаль ными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим, При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов, она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, вто время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.



Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т.д.

Компоненты направленности личности отражены в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Отдельные компоненты направленности личности

Компонент направленности личности Содержание понятия
Влечение Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность
Желание Потребность, четко осознаваемая человеком
Стремление Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий
Идеал Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида
Ценности Предметы пли явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)
Установка Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида
Цель Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека
Мировоззрение Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое; этическое и другие виды мировоззрения)
Убеждение Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностями ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственно го благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, свои ми чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Личность - человек, как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек , как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры, он может рассматриваться либо как организм , либо как личность .

Индивид - это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное - это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) - это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: личность - это человек как носитель сознания.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и моральные черты личности. К.К.Платонов рассматривает личность как динамическую систему , т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. Выделяет в динамической структуре личности следующие подструктуры (табл.1): Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - С.48.

Социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

Индивидуальные особенности различных психических процессов (ощущения, восприятие, память);

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).

Критериями выделения подструктур являются:

Отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

Внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

Каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

Объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

Исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Таблица 1 - Динамическая структура личности по К.К.Платонову

Название подструктур

Подструктуры подструктур

Отношение социального к биологическому

Аналитический уровень

Виды формирования и развития

Социально-обусловленные (психология, философия)

Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания

Биологическое почти отсутствует

Социально-психологический

Воспитание

Опыт (психология, социология)

Умения, навыки, знания

Социального гораздо больше, чем биологического

Психо-педагогический

Обучение

Инд. особенности психики

Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции

Чаще больше биологического, чем социального

Индивидуально-психологический

Упражнения

Психо биологические свойства

Половые и возрастные особенности, темперамент

Социальное почти отсутствует

Психо физиологический, нейро психологический

Тренировки

Подструктура направленности и отношений личности (социально-обусловленные особенности) , которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют непосредственных природных (врожденных) задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Формируются путем воспитания, поэтому она может быть названа социально обусловленной. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К.К. Платонова, несколько связанных иерархией форм: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.

Желание - уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес - познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности - стремления - он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение - система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение - высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Все это - формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К.К.Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности».

По К.К.Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне:

1. Общая направленность: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.

2. Профессиональная направленность.

3. Атеистическая направленность.

4. Отношение: к труду, к людям, к себе.

Подструктура опыта , которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте , путем обучения , но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

К.К.Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры - обучение обусловливает и уровень их анализа - психолого-педагогический.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами, поэтому ее называют подструктурой форм отражения.

К.К.Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов:

1. Эмоциональная возбудимость.

2. Эмоционально-моторная устойчивость.

3. Стеничность эмоций.

4. Внимательность.

5. Критичность мышления.

6. Продуктивность памяти.

7. Сообразительность.

8. Творческое воображение.

9. Дисциплинированность.

10. Воля: самообладание, целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность.

Четвертая подструктура - подструктура биопсихических свойств, объединяющая свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой .

Подструктура биопсихических свойств , в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент: сила, подвижность, уравновешенность), патологические изменения личности.

Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют».

Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость - к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Таким образом, по мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например:

Убежденность и заинтересованность - к первой;

Начитанность и умелость - ко второй;

Решительность и сообразительность - к третьей;

Истощаемость и возбудимость - к четвертой.

Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур.

Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1-й подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур в Приложении 1.

Эти подструктуры постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности.

Итак, в итоге изложенного можно утверждать, что четыре основные рядоположенные подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. Иерархия различных свойств этих подструктур (соотношение в каждой из них роли социального и биологического, особенностей активности, специфических видов формирования и уровней изучения) выявляет их закономерные совпадения.

психологический личность платонов динамический

Структура личности по Платонову.

Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание, умение, навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятие, память), объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями, определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда I, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

П. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества. Память – психический процесс. Это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которое везде проявляется в одинаковой мере. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успех в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.
В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные,
волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

3.3. Индивидуально-психологические особенности личности: способности, характер, темперамент.

Биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальный индивид, является темперамент.

Под темпераментом (от лат. iemperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую (от греч. dynamikos - сильный, подвижный) и эмоциональную стороны поведения и деятельности человека.

Из всех теорий, с глубокой древности пытавшихся объяснить сущность темперамента, пожалуй, наиболее распространенной является система И. Павлова, связавшая индивидуальные особенности темперамента с выделенными им основными свойствами нервной системы:

- силой - способностью нервной системы выдерживать сильные раздражители, обусловливающей выносливость и работоспособность нервных клеток;

- уравновешенностью, характеризующейся соотношением процесссов возбуждения и торможения;

- подвижностью, которая определяется быстротой смены процессов возбуждения и торможения.

Своеобразное сочетание этих свойств образует четыре типа нервной системы, каждый из которых соотносится с одним из четырех типов тем­перамента:

1. Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) характеризуется активностью, энергичностью действий, резкими, порывистыми движениями, их быстрым темпом. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивным.

2. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) отличается активностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям. Продуктивен при наличии интереса. Чувства у сангвиника легко возникают и легко сменяются, мимика подвижная,
выразительная.

3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к обстановке. Отличается низким уровнем психической активности. Чувства возникают медленно, но отличаются устойчивостью, преобладает ровное, спокойное настроение.

4. Меланхолик (слабый тип ВИД) характеризуется низким уровнем активности. Быстро утомляется, легкоранимый. Отличается склонностью глубоко переживать даже незначительные события при слабом внешнем выражении чувств. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию.

В дальнейшем представления о темпераменте углубляются и расширяются. Так, были выделены и другие свойства нервной системы - лабильность (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый), характеризующая скорость возникновения и прекращения нервных процессов, и динамичность (от греч. dynamis - сила), проявляющаяся в скорости и легкости выработки условных рефлексов.

Сопоставление свойств нервной системы и особенностей поведения позволило выявить такие свойства темперамента, как реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители - и активность, показывающая, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках.

При этом по соотношению активности и реактивности можно судить, от чего больше зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей.

Были также выделены такие психические свойства:

- сензитивность, которая определяется величиной наименьшего раздражителя, необходимого для возникновения психической реакции;

- пластичность и ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, напротив, инертность, нечувствительность к изменению условий;

- экстравертированность и интровертированность - направлен-
ность личности на окружающий мир или на себя, на собственные
переживания и мысли и др.

Стало ясно, что свойств нервной системы, а значит, и их комбинаций значительно больше, но тем не менее рассмотренные типы темперамен-та могут служить обобщенной характеристикой индивидуальных особен-ностей человека.

При этом следует учесть, что в чистом виде типы темперамента не встречаются и можно говорить только о преобладании тех или иных его черт. Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо тип темперамента лучше или хуже; каждый из них имеет достоинства и недостатки.



Достоинствами холерика являются инициативность, энергичность, возможность мобилизовать значительные усилия в короткий промежуток времени. В то же время преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватит выдержки, терпения, особенно в достижении отдаленных целей. При неблагоприятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, быстрота реакции могут проявиться в поверхностности и непостоянстве. Достоинство флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в эту работу,ему требуется значительное время. Высокая чувствительность меланхолика, обеспечивающая глубину и тонкость чувств, оборачивается быстрой утомляемостью и зачастую повышенным уровнем тревожности, который может негативно повлиять на успешность деятельности.

Особенно ярко недостатки темперамента проявляются в экстремальных условиях, поэтому их следует учитывать в профессиях, которые предъявляют особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

В нормальных условиях особенности темперамента, проявляясь в темпе и ритме деятельности, обусловливают своеобразие способов и путей, тактики действий, т. е. индивидуальный стиль деятельности.

Выработав у себя индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени отвечающий индивидуальным особенностям, человек может добиться высоких результатов.

Таким, образом, исходные свойства темперамента не предопределяют, во что они разовьются - в достоинства или недостатки. Это зависит от воспитания и самовоспитания личности, в процессе которых результаты развития позитивных свойств каждого типа темперамента и компенсации недостатков закрепляются в характере человека. Темперамент лишь затрудняет или облегчает формирование тех или иных черт характера, являясь его природной основой.

Характер (от греч. character - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности, к которым прежде всего относятся:

Отношение к другим людям (экстраверсия или интроверсия, прав-
дивость или лживость, тактичность или грубость и т. п.);

Отношение к делу (добросовестность или недобросовестность,
трудолюбие или леность и т. п.);

Отношение к себе (самокритичность или самоуверенность, скром-
ность или самовлюбленность и т. п.);

Отношение к собственности (аккуратность или неряшливость,
бережливость или расточительство и т. п.).

Таким образом, характер, определенным образом мотивируя поведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убеждениями, моральными принципами.

Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения его в различные социальные общности. От степени благопри-ятности сложившихся в них межличностных отношений во многом зависит формирование тех или иных черт характера - устойчивых форм поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В нетипичных ситуациях человек может проявить и несвойственные ему образцы поведения: вежливый - грубость, скромный - развязность и т. п.

Известно много теорий, пытающихся связать проявление характера с особенностями внешнего облика человека, его телосложения, почерка и т. д., но наиболее полное представление о человеке можно получить по его поступкам (сознательным, преднамеренным действиям, в которых он утверждает свое отношение к другим людям, самому себе, к миру в целом).

Именно в поступках как актах поведения проявляется характер, происходит его формирование. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна поговорка: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

Таким образом, становление характера, происходящее в результате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать творцом самого себя.

Важной характеристикой личности являются ее способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Способности тесно связаны со знаниями, умениями и навыками человека, обеспечивая их быстрое приобретение, закрепление и эффективное применение на практике.

Природной основой формирования способностей являются задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Задатки являются необходимым, но не достаточным условием развития способностей. Если, например, человек умственно неполноценен, то, несмотря на самые благоприятные условия, он, к сожалению, вряд ли достигнет высот мысли. Однако наличие задатков еще не означает, что они разовьются в способности.

В настоящее время установлено, что генотип определяет только потенциальные возможности человека, а среда и воспитание - насколько эти возможности будут реализованы. Следует также учесть, что и сами задатки многозначны, поэтому в зависимости от деятельности, в которую будет включен человек, могут развиться несколько различающиеся способности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой - дирижером, третий - исполнителем, а четвертый - музыкальным критиком.

Определенная часть психологов придерживается мнения, что способности обусловлены задатками, а воспитание и обучение как бы "проявляют" их. В то же время экспериментальные данные позволяют допустить возможность развития способностей в любом возрасте. Например, в работах Б. Теплова было показано, что отсутствие такой важной составляющей музыкальных способностей, как абсолютный слух, можно компенсировать комплексом других качеств (например, памятью на музыкальные интервалы, тембровым слухом и др.), которые возьмут на себя функцию абсолютного слуха.

Свойство компенсации одних способностей с помощью развития других открывает практически неисчерпаемые возможности для совершенствования каждого человека.

Выделяют следующие виды способностей:

природные, формирующиеся на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

специфические, формирующиеся и обеспечивающие развитие в
социальной среде, среди которых выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, обычно называют интеллектом.

К общим способностям относят также индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность личности к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И. Павлова).

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип; относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип; примерно равное их соотношение - средний тип людей. Для художественного типа свойственны яркость образов, живость впечатлений, эмоции, для мыслительного типа - преобладание абстракции, логических построений. Следует отметить, что представители художественного типа могут иметь интеллект не менее развитый, чем представители других типов. Речь в данном случае идет о его своеобразии, относительном преобладании образных компонентов психики над словесно-логическими.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют общей одаренностью. Исследования показывают, что одаренных людей отличают прежде всего собранность, внимательность, постоянная: готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Специфические различия в одаренности обнаруживаются прежде всего в направленности интересов к той или иной сфере человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающих достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т. д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими в математических способностях являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого хода мыслей к обратному, в художественных - свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, а также особенности творческого воображения и мышления, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, и т. п.

Кроме общих и специальных выделяют способности:

Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, обусловливающие успех в конкретно-практических действиях;

Репродуктивные, обеспечивающие способность усваивать знания, умения, навыки, и творческие, связанные с успешностью создания новых оригинальных идей, произведений материальной и духовной культуры;

К общению, взаимодействию с людьми, обеспечивающие возможность вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе, и предметно-деятельностные, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, знаковой информацией и т. д.

По уровню и степени развития способностей выделяют талант (сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально осуществлять какую-либо сложную трудовую деятельность) и гениальность (высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

О способностях человека судят прежде всего по успешности его деятельности, которая, в свою очередь, зависит от развития способов действий - навыков и умений в данной области (см. подразд, 5.1).

Поэтому люди, изначально более одаренные, могут достичь меньших результатов, чем менее одаренные, но хорошо обученные, со сформированной мотивацией овладения данной деятельностью, волей, характером, умением трудиться.