Гендерная принадлежность. Половая принадлежность. Гендерная идентичность и гендерные роли

Многие авторы используют термины «пол» и «гендер» как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: генетическим полом, определяющимся нашими половыми хромосомами, и анатомическим полом, включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие гендер охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает психологические и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу «мужественность» или «женственность». В данной главе мы будем использовать термины маскулинность (мужественность) и фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.
Пол – Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.
Гендер – Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.
Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем гендерные предположения. Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина противоположный пол, поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.
Гендерные предположения. Предположения о наиболее вероятном характере поведения людей, которые мы делаем на основании их половой принадлежности.

Гендерная идентичность и гендерные роли

Под гендерной идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают осознавать себя представителями мужского либо женского пола. Однако нет никакой гарантии в том, что гендерная идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно далее.
Гендерная идентичность. Психологическое ощущение себя мужчиной либо женщиной.
Термином гендерная роль (иногда используется термин половая роль) обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми (адекватными) для представителей того или иного пола. Гендерные роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины - фемининным. В дальнейшем обсуждении, используя термины маскулинный и фемининный, мы будем иметь в виду именно эти социализированные представления.
Гендерная роль – Совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола.
Гендерно-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и варьируют от одного общества к другому. Так, в обществе чамбули проявления эмоциональности со стороны мужчин считаются вполне нормальными. Американское же общество придерживается несколько иных взглядов по данному вопросу. Поцелуй в щеку считается женской формой поведения, а потому рассматривается как неприемлемый между мужчинами в американском обществе. В то же время такое поведение не противоречит мужским ролевым ожиданиям во многих европейских и восточных культурах.
Помимо особенностей культуры наши представления о «мужественности» и «женственности» определяются также и исторической эпохой, в контексте которой рассматриваются соответствующие формы поведения. Так, если бы в американской семье 50-х годов отец оставался дома и заботился о своих детях дошкольного возраста, пока его жена совершала деловые поездки, его поведение, вероятно, послужило бы поводом для крайнего удивления, если не для насмешек. Сегодня молодые пары значительно чаще распределяют между собой домашние обязанности. Они исходят скорее из практических соображений, чем из предвзятых представлений о том, как «должны» вести себя мужчины и женщины. Современный этап развития нашего общества в большей степени, чем какой-либо другой период его истории, является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких гендерно-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов. Тот факт, что мы принимаем участие в этом историческом процессе, может вызывать у нас и восхищение и замешательство. Далее в этой главе (а также и в последующих главах этой книги) мы будем обсуждать влияние как традиционных, так и новых гендерных ролей. Но сначала давайте рассмотрим процесс, посредством которого формируется наша гендерная идентичность.

Формирование гендерной идентичности

Аналогично цвету наших волос и глаз, гендерная принадлежность является составляющей нашей индивидуальности, которую большинство людей воспринимают как данность. И действительно, гендерная идентичность, как правило, хотя и не всегда, «является естественным дополнением» к определенным биологическим органам, которые мы имеем. Однако гендерная идентичность не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины. Как мы вскоре убедимся, на вопрос о том, каким образом мы начинаем думать о себе как о мужчине либо как о женщине, существует два ответа. Первое объяснение сводится к биологическим процессам, вступающим в действие вскоре после зачатия и завершающимся до момента рождения. Основой второго объяснения является теория социального научения, рассматривающая культурные влияния, воздействующие на нас в период раннего детства. Эта теория объясняет как особенности нашей гендерной идентичности, так и личную значимость для нас нашей принадлежности к мужскому или женскому полу. Но начнем мы с рассмотрения биологических процессов, участвующих в формировании гендерной идентичности.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

ПСИХОЛОГИЯ

Л. В. Шабанов, И. Л. Шелехов, Н. Н. Рубан

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ

РАЗЛИЧНОГОТИПА

Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Ключевые слова: половая идентичность, биологический пол, социальный пол, социализация, гендер.

Исторически в различных культурах на основании половых признаков сформировалось разделение людей на мужчин и женщин. Социально-культурные изменения последних лет фиксируют значительное изменение мужских и женских ролей в социуме. В связи с этим появляется необходимость введения и четкого разграничения понятий «пол» и «гендер».

«Пол» и «половые свойства» обозначают диффе-ренцировку мужчины и женщины: «секс», «сексуальные свойства» подразумевают сексуально-эротические свойства . Итак, пол (англ. sex): а) биологически - совокупность контрастирующих анатомофизиологических признаков особей одного вида; б) социально - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Пол строится на хромосомных, гормональных и физиологических особенностях человека как организма и указывает на его биологический статус. Физиологический пол будущего ребенка формируется в пренатальный период .

«Гендер» (от лат. genus - «род») - обозначение пола как социального явления; вся совокупность психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. В гносеологическом плане «гендер» (от греч. yevoo - «генос») происхождение, материальный носитель наследственности . Термин «гендер» употребляется для обозначения пола как социального понятия и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения полоролевых особенностей взаимоотношений с социальной средой, характерных для различных индивидуумов (мужчин и женщин) .

Американский социолог Э. Гидденс считает, что «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Таким образом, существу-

ет два пола (мужской и женский) и четыре рода (ан-дрогинный, маскулинный, феминный, недифференцированный)» .

Так как мы рассматриваем отношения полов в области психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность», т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания .

Этот процесс разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты критических периодов принципиально необратимы, с точки зрения американского сексолога Д. Мани. Ее идея: «для создания самца требуются дополнительные усилия. На всех критический стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала, половая диффе-ренцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание - лишь надстройка над тем, что каждому человеку дано природой» .

В постнатальном онтогенезе анатомо-физиологи-ческие особенности задают определенную программу развития, детерминируя определение (паспортного) пола новорожденного. Это определяет, в соответствии с какой половой ролью (мужской или женской) должен воспитываться ребенок (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, т. е. обучение ребенка половой роли.

Психологический пол личности (этот термин в отечественной психологии впервые использован А. Г. Ас-моловым) является системным качеством, обусловленным в большинстве случаев биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокуль-

турными традициями воспитания и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности воспитания, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности .

Под половой ролью понимают систему нормативов, ожиданий, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представители того или другого пола.

Половая роль в свою очередь является моделью поведения, которую инливид должен усвоить и в дальнейшем соответствовать ей, чтобы его признали в обществе мужчиной или женщиной .

Половая социализация зависит от норм и обычаев общества и культуры. В нее входят:

1. Система дифференциации половых ролей (половое разделение труда, половые предписания, права и обязанности мужчин и женщин).

2. Система стереотипов маскулинности и феминин-ности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины .

Маскулинность и фемининность (от латинского «та8сиНпш» - мужской и «Гетттш» - женский) -нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей .

Гендерная идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и ориентирующегося на определенную половую роль . Гендерная идентичность основывается на соматических признаках (особенности строения тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Гендерная идентичность - это категория, которая определяет место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями «маскулинное - фемининное», «социальное - индивидуальное», «филогенетическое - онтогенетическое» .

Исследования гендерной идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание подростком позиции собственного «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола . Доказано, что низкая дифференцированность эталонов снижает влияние гендерной идентичности как механизма, регулирующего поведение подростка .

Гендерная идентичность связана со структурой личности. Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, или, другими словами, психосексуальная направленность личности .

С точки зрения эпигенетической теории Э. Эриксона, на 5-й стадии психосоциального развития (формируется ЭГО-идентичность - ролевое смешение) по-

иск идентичности может быть трудным процессом для индивида из-за влияния на него определенных групп людей и их сексуальных ориентиров. Под влиянием социальных групп, несущих размытую дифференциацию пола, может наступить кризис идентичности.

Кризис идентичности пола в данном случае можно рассматривать как фиксацию на этой стадии формирования личности.

В случае фиксации недифференцированного пола наступает 6-я стадия - «интимности - изоляции». Данная стадия опасна для личности излишней поглощенностью собой или избеганием межличностных отношений .

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Психологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли .

Таким образом, гендер является сложным социокультурным феноменом, обусловливающим различия в ролевом поведении, в ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчиной и женщиной, конструируемых обществом. Под влиянием различных социальных условий может формироваться различная гендерная идентичность.

Нами проведено исследование гендерной идентичности с использованием «Опросника гендерных ролей» С. Бем, адаптированного Е. М. Дубовской и

О. А. Г аврилицей. Опросник С. Бем (а также его модификация) основан на следующих концептуальных положениях:

1. Конструкты маскулинности и фемининности не есть альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а являются независимыми измерениями.

2. Субъект в процессе социализации усваивает социальные конструкты маскулинности - фемининно-сти в качестве рамки/схемы для конструирования собственной личности и интерпретации окружающих явлений.

3. Поскольку маскулинность и фемининность являются социокультурными феноменами, то конструкты теста должны включать семантические единицы, характеризующие представления конкретного общества о маскулинности и фемининности.

Данный инструментарий содержит перечень из 60 качеств, 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - фемининные и 20 - нейтральные. Он позволяет измерить показатели фемининности и маскулинности путем самоопределения респондентами выраженности у себя тех или иных качеств по 20-балльной шкале с последующим переводом в систему категориальной оценки «высокий» (ВМ/ ВФ) - «низкий» (НМ/ НФ). В этой системе оценки индивидуальные показатели фе-мининности и маскулинности, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели меньшие, чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, могут быть выделены четыре гендер-

ных типа личности: маскулинный тип (сочетание ВМ с НФ), фемининный тип (НМ - ВФ), андрогинный тип (ВМ - ВФ) и неопределенный тип (НМ - НФ).

Для удобства вычислений и математико-статистической обработки результатов исследований Е. М. Ду-бовской и О. А. Г аврилицей было предложено респондентам оценить качества по 4-балльной шкале. При этом учитывалось, чтобы изменение оценочной шкалы не могло повлиять на интерпретацию данных. Критерии оценки немного расширились, что помогло более тщательно проанализировать данные испытуемых и получить достоверную картину психологического пола. Подсчет результатов происходил следующим образом: первое, что необходимо было сделать, это подсчитать сумму баллов по маскулинным качествами и по фемининным качествам; второе - вычислить индекс андрогинии по следующей формуле: И = М / Ф, где М - сумма баллов по маскулинным качествам, Ф - сумма баллов по фемининным качествам, И - индекс андрогинии.

Следующим шагом было определение срединных показателей (медиан) по показателям маскулинности и фемининности, а затем определяется гендерный тип подростков из разных семей.

Рассмотрим гендерную идентичность подростков из разных семей.

1) Гендерная идентичность (маскулинность и фе-мининность) мальчиков и девочек 7-9 классов из православных семей.

Средние значения маскулинности мальчиков по мере взросления возрастают: в 7-м классе - 41.71, в 8-м -43, в 9-м - 48.85 балла; средние значения фемининности мальчиков: 7-й класс - 31.28, 8-й - 31, 9-й - 34.71 балла. Маскулинность девочек из православных семей: 7-й класс - 34.2, 8-й - 34.5, 9-й - 38.2 балла.

Фемининность девочек из православных семей изменяется следующим образом: 7-й класс - 49.5, 8-й -44.25, 9-й - 47.2 балла.

2) Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс -35.5, 8-й класс - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек:

7-й класс - 36.66, 8-й -37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й -33.54, 9-й - 33.54 балла.

В православных семьях у девочек происходит снижение фемининности в 8-м классе, маскуклинность и фемининность мальчиков возрастают в 9-м классе.

Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 35.5,

8-й - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек: 7-й класс - 36.66, 8-й - 37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й - 33.54, 9-й - 33.54 балла.

Результаты исследования дают основание утверждать, что у девочек в 8-м классе фемининность уменьшается, а в 9-м классе происходит ее рост. Маскулинность мальчиков возрастает и после 8-го класса к

9-му классу наблюдается ее скачок, фемининность мальчиков в 8-м классе уменьшается.

3) Результаты исследования гендерной идентичности мальчиков и девочек 7-9-х классов из неполных семей. Изменение маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.44, 8-й - 28, 9-й - 36.53 балла. Фемининность мальчиков: 7-й класс - 33.77, 8-й - 31, 9-й -33.8 балла.

Маскулинность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 30.8, 8-й - 43.33, 9-й - 33.8 балла. Фемининность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 3.4, 8-й - 36.16, 9-й - 33.8 балла.

На основании данных исследования определено, что 8-й класс является кризисным как у мальчиков, так и у девочек. У девочек в 8-м классе маскулинность резко возрастает и в 9-м классе резко уменьшается. Маскулинность мальчиков уменьшается в 8-м классе и увеличивается в 9-м классе.

Гендерные типы подростков (мальчиков и девочек) отличаются и по типу семьи. У мальчиков из православных семей выявлено только два гендерных типа: маскулинный и андрогинный (при взрослении процент маскулинного гендерного типа незначительно падает, а андрогинного - растет). У девочек выявлено, что в 7-м классе присутствуют все 4 типа гендера, а в 8-м и 9-м классах выявлены всего два гендерных типа: феминининный и андрогинный (с 8-го класса процент фемининного гендерного типа падает, а ан-дрогинного типа растет).

У мальчиков из полных семей в 7-м и 8-м классах наблюдается высокий показатель недифференцированного гендерного типа (42.85 и 54.54 %), а в 9-м классе недифференцированный гендер отсутствует, а преобладает маскулинный гендерный тип (77.77 %).

У девочек из полных семей в 7-м классе преобладают следующие гендерные типы: фемининный (38.88 %), андрогинный (33.33 %), недифференцированный (22.22 %).

В 8-м классе преобладают маскулинный (29.16 %) и недифференцированный (33.33 %) гендерные типы (33.33 %). В 9-м классе у девочек наблюдается высокий процент фемининного (44.44 %) и андрогин-ного (38.88 %) гендерных типов, отсутствует недифференцированный гендерный тип.

В неполных семьях преобладает недифференцированный тип гендера и у мальчиков и у девочек: 7-й класс: у девочек - 60.0 %, у мальчиков 60.0 %; 8-й класс: у мальчиков - 100.0 %, у девочек - 50.0 %; 9-й класс: у девочек - 75.0 %, у мальчиков - 66.66 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными «поставщиками» недифференцированного гендерного типа как у мальчиков, так и у девочек являются неполные семьи.

Результаты нашего исследования показывают, что гендерная идентичность подростков из православных семей отличается от гендерной идентичности подростков из светских семей (полных и неполных).

Список литературы

1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие. СПб., 2005.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

4. Антология гендерной теории / под ред. Н. Гаповой. Минск, 2002.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

6. Денисова А. Фемининность и маскулинность // Женщина плюс. 2003. № 1.

7. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопр. психологии. 1985, № 3.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

9. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии. Введение в гендерные исследования. Ч. 1: уч. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной.

Шабанов Л. В., доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. кафедрой послевузовской психологической подготовки.

Институт теории образования ТГПУ

E-mail: [email protected]

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Рубан Н. Н., методист.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.05.2009

L. V. Shabanov, I. L. Shelekhov, N. N. Ruban SEXUAL ACCESSORY AND GENDER IDENTITY OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF VARIOUS TYPE

The physiological sex as set of anatomy-physiological attributes of individuals of one kind and a gender as a social sex is considered. The review of the set forth above terms on the basis of which sexual identity of the person is formed, that is a special accessory to the certain sex, as result of difficult biosocial process connecting ontogenesis, sexual socialization and development of consciousness is done.

Key words: sexual identity, a biologicalfloor, a socialfloor, socialization, a gender.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Статья поддержана грантами РФФИ, проект 08-06-00313 «Роль условий социализации и психологических особенностей в формировании репродуктивного поведения женщин в современных условиях» и РГНФ, проект 07-06-1214в «Информационная система оценки и мониторинга психофизиологического состояния беременным женщин».