Хабаров ерофей павлович, русский землепроходец. Русский путешественник Хабаров Ерофей Павлович: биография

Для наших современников крайне интересен духовный мир людей великих, а знание их полных биографий подчас проливает свет на многое, становятся понятными побудительные мотивы действий и поступков, и в тоже время ясно одно, что мы всё ещё недостаточно внимательны к своим предкам, первооткрывателям, первопроходцам, устроителям земли русской.

Имена Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Федота Попова, Семена Дежнева, Михаила Стадухина, Владимира Атласова, людей возглавлявших движение русских на Восток, в результате которого Дальний Восток был присоединен к России, известны мировой исторической науке. Но как часто совершенно поразному оценивается их деятельность.

На привокзальной площади города Хабаровска высится памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, чье имя носит город. Установлен памятник в мае 1958 года в связи со 100-летием города. Автором памятника является скульптор А. Мильчин, долгие годы проживший на берегах Амура.

Имя Ерофея Хабарова./Ярофея, Ярко/ занимает особое место в истории Сибири и Дальнего Востока, так как в его разносторонней деятельности сконцентрированы многие, если не все, оттенки понятия "землепроходец". А это накладывает отпечаток и на оценку Хабарова, как исторической личности.

В книге Игоря Забелина «Встречи, которых не было» мы можем выделить такие строки: "Позднее я прочитал отписки Хабарова, помещенные в "Дополнениях к Актам историческим", и они мне определенно не понравились. Среди многих, кто путешествовал и воевал в ХУП веке в Сибири и на Дальнем Востоке, Хабаров - единственный в своем роде "законченный" конкистадор, он не сродни Москвитину или Шелковнику, Филиппову, Федоту Попову или Дежневу, и, как таковой, он мне не интересен. Я твердо решил, что ничего писать о нем не буду, и не собираюсь нарушать принятое решение".

В статье корреспондента хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" А.Чернявского "По следам Хабарова" мы читаем: " Исследователи отмечают такие качества личности Хабарова, как честность, наблюдательность, сметливость, предприимчивость, упоминают о его грамотности... Человек прямой, честный, горячий, он мог не поладить с воеводами, чиновниками, и те чинили ему препятствия..."

Кто же прав? Итак, обратимся к биографии и жизнедеятельности Ерофея Павловича, помня, что немногие из хабаровчан знают о житье-бытье этого человека.

Дата рождения его точно неизвестна. Считают, что родился около 1610 года. Профессор М.И. Белов полагал, что предпочтительнее считать родиной деревню Дмитриево Устюжского езда /Нюксенский район Вологодской области/. Но поскольку его отец Павел Хабаров и брат Никифор жили в деревне Ленивицы Сольвычегодского уезда, то вряд ли следует предполагать, что отец уехал из Дмитриево, оставив там Ерофея.

До первого похода в Сибирь Ерофей Хабаров с семьей жил в Сольвычегодске. В 1628 году ходил в Мангазею с братом Никифором. Мангазейский острог стоял на роке Таз в 180 км от устья. Оттуда Хабаров ушел на Пясину, где был целовальником, собирал пошлину.В 1630 году он возвратился из Мангазеи и в начале 1631 года отправился в Москву, где передал челобитную на имя царя с жалобой на действия воеводы Григория Ивановича Кокорева, который поссорился со вторым воеводой Андреем Федоровичем Палицыным. Дело доходило до вооруженных стычек. Хабаров принял сторону Палицына, и по этой причине взялся передать жалобу в приказ Казанского дворца, ведавшего делами Сибири. Этот случай указы¬вает на активную жизненную позицию молодого Хабарова, не побоявшегося принять участие в воеводской сваре.

В 1631 году вновь с братом Никифором и племянником Артемием Филипповичем Петриловским уходит в Сибирь и оказывается на реке Енисей вблизи устья реки Тиса. Следует сказать, что брат и племянник пройдут с Ерофеем через всю Сибирь и Приамурье.
На Енисее Ерофей Павлович занялся землепашеством, но решил идти дальше на восток. Нанял 27 работников-покрученников и отправился на Лену в 1632 году.

Сначала в 1639 году обосновался на устье реки Куты, ныне населенный пункт Усть-Кут. Не будем забывать, что в 1632 году знаменитый землепроходец Петр Бекетов основал Якутский острог. Как видим, Ерофей с братом и племянником в первом эшелоне покорителей далеких земель. В 1639 году Хабаров основал впервые в Ленском крае соляные варницы. Доставка на Лену соли до тех пор была весьма тяжким делом. А в следую¬щем году он закладывает основы землепашества в Якутии, и к 1641 году уже имел 26 десятин. Это был первый, и к тому же успешный опыт выращивания хлебов русскими в столь суровом крае.

Первые якутские воеводы П.П.Головин и М.Б.Глебов, выполняя царский наказ о заведении государственной пашни в Ленском крае, ничего не нашли лучшего как конфисковать у Хабарова пашни и соляные варницы. Но соляные варницы Хабаров успел продать Семену Андреевичу Шелковнику, тому самому, который в 1647 году основал Охотский острог /погиб там же в 1648 году/.

В 1641 году Хабаров поселился в устье реки Киренги, основал там селение, позднее названное Хабаровкой. С помощью наемных людей распахал 60 десятин /I десятина = 1,09 га/. В 1642 году продал 900 пудов хлеба. Мало это или много можню определить из соотношения годового денежного содержания пешего казака, равного 5 рублям, и стоимости одного пуда хлеба от 5 до 10 и иногда до 15 рублей. Стоимо¬сть одного соболя была 2 рубля 50 копеек. Хабаров стал хлеботорговцем. В дальнейшем в челобитных он называл себя торговым человеком.

Власть предержащие всегда находят способы прижать неугодного им человека, и в 1643 году якутский воевода отобрал все владения Ерофея Павловича под предлогом того, что тот отказался принять на поселение рядом с собой четырех украинских ссыльных. При аресте у Хабарова было конфисковано 3000 пудов хлеба. Из тюрьмы Хабаров был выпущен в конце 1645 года.

Хабаров знал о походах Ивана Москвитина на берег Охотского моря /на Ламу/, атамана Максима Перфильева в 1609 и письменного головы Еналея Бахтеярова в 1641 году в верховья Витима, а также о походе на Амур письменного головы Василия Даниловича Пояркова, начатого в 1643 году и закончившегося в 1646 году.

При движении к новому месту службы новый якутский воевода Дмитрий Андреевич Францбеков на зимовку в 1648 остановился в Илимском остроге. К нему 6 марта 1649 года обратился с челобитной Ерофей Хабаров. Он писал, что знает путь по Олекме на Амур, который много легче, чем тот, которым ходил Поярков, и просил отпустить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и принести "прибыль великую" русскому царю.

Воевода был знаком со сведениями, полученными казаками в верховьях Витима, что на Витиме живет даурский князец именем Ботога и у него рубленые юрты, много скота и серебра. Серебро он покупает на реке Шилке у князьца Лавкая. От Ботоги на реку Шилку всего три с половиной дня волоку. И если дауры князьца Ботоги конные, то на Шилке много даурских пашенных людей, и хлеб там выращивают такой же как на Руси. А на устье реки Уры /Урки/ есть гора с серебряной рудой, из которой и плавят серебро. Это серебро расходится по многим улусам, его покупают на соболей. Особенно подчеркивали казаки, что на Шилке много хлеба.
Итак, хлеб, серебро и соболя - то, что было в течении многих лет побудительным мотивом к движению вперед, за горизонт.

Воевода согласился отпустить Хабарова во главе группы добровольцев в Даурскую землю, ссудив его деньгами и выдав из государевой казны оружие, порох, свинец. Хабарову не удалось собрать 150 человек, с ним согласились пойти только 70. На их снаряжение Ерофей Павлович израсходовал 3500 рублей, подписав на себя кабальные обязательства. Часть людей была набрана в Илимске, и отряд в марте 1649 года выступил в поход, остальные присоединились к нему в Якутске. Осенью вышли из Якутска. К морозам добрались до устья реки Тугир /ныне Тунгир/. Здесь прожили до середины зимы и в январе 1650 года на нартах пошли вверх по Тугиру и перевалили через Олекминский Становик. Весной добрались до Урки. Убедившись, что для проведения задуманного предприятия сил недостаточно, с партией из 20 человек Хабаров возвратился в Якутск, прибыв, туда 26 мая. Он привез чертеж Лавкаевой земли и доложил о походе. Его рассказ увлек многих. Добровольно согласились идти с ним 117 человек. Воевода выделил 21 служилого во главе с Терентием Чичегиным. На снаряжение отряда Е.П.Хабаров затратил 4000 рублей. Он выдавал деньги на прокормление вперед на три года. Документы показывают, что бывший землепашец значительную часть этой суммы занял с условием возврата с процентами.

Воевода назначил Хабарова приказным человеком Даурской земли, то есть официально признал государственное значение экспедиции. Одновременно в Москву был направлен обстоятельный отчет, в котором сообщалось следующее: " А будет, изволишь ты, государь, послать на князя Бокдоя своих государевых ратных людей, и надобно, государь, ратных служилых людей тысяч с шесть...А только, государь, они, даурские князцы, тебе, государю, учинятца сами своею волею покорны или твоею государевою грозою под твою государеву высоку руку приведены будут, и заведутся тут в Даурской земле пашни, и тебе, государю, будет прибыль большая, бо и в Якуцкой, государь, острог хлеба присылать будет ненадобно, потому что де из Лавкаева города с Амура реки через золок на Тугир реку в новый острожек, что поставил Ярко Хабаров, переходу только со сто верст, а водяным путем из того Тугирского острожку на низ Тугирем рекою и Олекмою и Леною до Якуцкого острогу поплаву на них только две недели, а чаять, государь, что Даурская земля будет прибыльнее Лены, а сказывал он, Ярко, нам, холопем твоим, что и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно".

Следует обратить внимание, что основной целью присоединения Даурской земли здесь определено заведение пашен, возделывание хлебов, а не грабежу туземного населения, как очень часто пытаются изобразить иностранные историки побудительные мотивы движения русских в восточном направлении.

Осенью 1650 года Хабаров прибыл на Амур и встретился со своими соратниками, которые построили острожек неподалеку от городка Шилгиноя, зятя князца Лавкая после неудачного штурма.
Узнав о прибытии нового отряда, дауры бежали из пяти крепостей, которые хабаровцы называли городками. В первых двух было по пять башен, в третьем - четыре, в четвертом - три и в пятом четыре башни, вокруг всех городков были рвы, из них вели тайные ходы к воде и имелись подлазы. В некоторых литературных версиях прихода Хабарова на Амур рассказывается о штурме городка Албазы. Этого не было. Хабаровцы нашли в брошенных крепостях много продовольствия. Позднее, оценивая ситуацию, Хабаров говорил, что брать боем эти крепости было бы крайне трудным делом.

Укрепив ещё более Албазин, русские прожили в нем до лета 1651 года. В течение зимы, имея базу в Албазине, совершали походы вверх и вниз по Амуру, но на незначительные расстояния. К этому периоду относится возникновение русского зимовья на Устъ-Стрелке.

В этот период Хабаров думал, как выполнить задание воеводы Францбекова по приведению в русское подданство князя Богдоя, то есть Богдохана - главу государства Маньчжоу. В наказной памяти от 9 июля 1650 года воевода требовал, чтобы «князь Богдой с родом своим и с племенем и со всеми улусными людьми был под государевою нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в холопстве».

Приведенный отрывок свидетельствует о том, что в Якутске слабо представляли политическую обстановку на востоке.
К югу от Амура в ХУ1 веке окрепли племенные объединения чжурчженей цзяньчжоу, ожень и хайси. Племена цзяньчжоусской ветви объеданились под руководством Нурхаци /родился в 1559 году на реке Ялу в Корее/ и покорили соседние племена. В 1585 году Нурхаци был избран ханом. Нурхаци ненавидел китайцев и в 1617 году опубликовал "Семь причин ненависти к Китаю". Он объявил войну Китаю. В 1625 году маньчжурские войска овладели городом Мукден, в котором Нурхаци основал столицу, объявив прилегающие земли исконно маньчжурскими, и через два года умер.

Его сын Абахай, унаследовавший власть, в I635 году издал указ, в котором предписал племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойфа впредь считать маньчжурами и государство называть Маньчжоу. В 1636 году, разгромив южномонгольское Чахарское ханство Лигдана, Абахай собрал съезд южномонгольских ханов и на этом съезде провозгласил себя Великим ханом Монголии - Богдоханом. Свою династию он назвал Цин /Чистая/.

В 1639 и 1640 годах маньчжуры вели опустошительные войны против солонов, монголоизированного племени эвенков, жившего по правому берегу Амура против устья реки Зея. Маньчжуры нанесли поражение солонскому князю Бомбогору. В донесении Богдохану маньчжурские командующие Самшика и Сохай указывали, что ими захвачены в плен 3154 мужчин, 2713 женщин.и 1819 малых детей, а также захвачены 424 лошади и 704 коровы и быка. Поскольку у маньчжуров постоянно существовала нехватка воинов для борьбы с Китаем, то захваченных в плен солонов они переселили к югу и включили в свои войска в качестве воинов или работных людей. Некоторой части солонов удалось бежать в район реки Хайдар.

В этот период в Китае существовала династия Мин /Светлая/, но в 1644 году она была уничтожена мятежниками под руководством пирата Ли Цзычена, захватившими столицу Пекин. Но пирату не удалось воссесть на трон. Китайские военачальники обратились к своим заклятым врагам - маньчжурам за помощью. Войска маньчжуров под руководством дяди малолетнего императора вторглись в застойный Китай. Доргонь разбил мятежников, подверглись избиению и те, кто попросил помощи.

Воспользовавшись моментом маньчжуры обратили войска на завоевание Китая, но на это потребовалось около сорока лет. Против захватчиков в южных провинциях Китая велась ожесточенная борьба.

Как видим, обстановка была сложной. Племена Приамурья оказались между двумя могучими государствами. И, конечно, Хабаров имевшимися силами не мог выполнить, наказ воеводы - привести под государеву руку маньчжурского Богдохана.
2 июня 1651 года Хабаров из Албазина начал поход по Амуру. 3 июня прошли мимо сожженного городка князьца Дасаула. Через два дня к вечеру подошли к городку-крепости Гуйгудара. Князьцы Гуйгудар, Олгемза и Лотодий встретили хабаровцев боем. Бой длился всю ночь.

Применение пушек, пищалей и мушкетов обусловило победу русских. Были убиты 861 даур, захвачено в плен 243 женщины, 118 детей. Казакам досталось 237 коней, 113 коров и быков. Спаслись бегством только 15 человек.

Здесь впервые русские увидели маньчжуров, которые перед боем на конях выскочили из городка и ездили по полю в течение сражения, но участия в нем не приняли. На следующий день представитель маньчжуров встретился с Хабаровым, но уровень языкового общения был весьма низким, так как переводчика с маньчжурского языка не было, пользовались услугами жанщины-ясырки, которая с трудом истолковывала отдельные слова. Удалось выяснить, что "царь" Шамшакан не велел им драться с казаками. Хабаров дал представителю богдойцев подарки и «отпустил его Богдойского мужика честно в свою Богдойскую землю».

В захваченных городках хабаровцы прожили шесть недель, посылая к даурским князьцам Дасаулу, Банбулаю, Шилгинею и Албазе представителей с предложениями покориться и поклониться русскому государю, но дауры не желали покоряться неведомо откуда взявшемуся владыке. Прожив ещё неделю, Хабаров приказал подобрать коней, погрузить их на дощаники и, распределив людей на судах, вновь поплыли вниз по Амуру. До Банбулаева городка плыли два дня /находился вероятно около Кумары/. Городок оказался пуст, все жители сбежали. О страшной битве в Гуйгударовой крепости, конечно, знали. В улусах Банбулая хабаровцы узнали, что напротив устья реки Зея находится Кокорев улус /вероятно современный населенный пункт Чанфатунь/, а за тем, проплыв три улуса, стоит город, который крепили всей Даурской землей. Живут там князь Туронча, да другой князь Толга и Омутей. Земли вверх по Зое принадлежат даурскому князьцу Олпелу. От Банбулаева городка до крепости Турончи совершили своеобразный бросок, до устья Зея плыли два дня и ночь и к вечеру третьего дня оказались под стенами крепости. Городок оказался почти пустым и был взят без боя, так как князцы Туронча, Толга и Омутей пьянствовали в ближайшем улусе, Хабаровцы поспешили туда. Омутей успел убежать, вскочив на коня. Туронча и Толга отстреливались из юрты. После уговоров сдались. Их отвели в городок, где уже находилось захваченных 100 мужчин и 170 женщин. От Турончи узнали, что под его властью находится около 1000 луков /то есть воинов/. Он согласился быть в подданстве русского царя и ежегодно платить ясак. Через посланника Туронча приказал прибыть в крепость Омутею и всем «лутчим» людям. Прибыло около 300 человек.
«И я приказной человек, по государеву указу, того Турончу и с
братьями, и Толгу, и Омутея с братьями, их князей и лутчих людей
Балуню, и Аная, и Евлогоя и всех улусных людей и весь род их к
шерти /присяге, - Г.Л./ привели на том, что быть им под государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в вечном ясачном холопстве на веки...»

Даурские князьцы предлагали за каждую ясырку /женщину, оказавшуюся в плену у казаков/ от 40 до 100 рублей /в пересчете, разумеется на различные товары и соболей/, чтобы Хабаров отпустил их из города. Посоветовавшись со служилыми и вольными казаками, он принял решение отпустить всех без выкупа. Бот выдержка из отписки Хабарова: "... и они жили в тех своих улусах у го¬рода с нами за един человек, и корм нам привозили и они к нам в город ходили безпрестанно и мы к ним тож ходили".

3 сентября толмач Костка Иванов, прибывший к Хабарову от атамана Галкина с Байкала, ходил в улус к даурам и прибежал оттуда, сообщив, что еле спасся, так как его захватили в плен и не хотели отпускать. Допросив находившхся в аманатах Толгу, Турончу и других, Хабаров убедился, что дауры решили изменить присяге. Было принято решение плыть дальше вниз по реке. Толга спрятанным ножом нанес себе несколько ранений, стараясь покончить жизнь самоубийством. Толгин городок сожгли, чтобы крепости более не существовало. 7 сентября погрузились на суда и двинулись вперед.

За четыре дня доплыли до Хинганских щек. Здесь встретили народ, который хабаровцы назвали гогулями. Два дня и ночь плыли мимо гор. На отрезке от Хингана до Сунгари насчитали 21 улус, все улусы были многолюдны. В последних улусах взяли пленных и ясак. Путь до Сунгари они проделали в два дня. Около устья Сунгари было два больших городка. Взяли с боем.

От Сунгари /Шингала/ плыли 7 дней мимо земель заселенных дючерами. Улусы были многолюдными и их было много. Земли были пахотные. Много скота.

В один из дней приплыли к месту, где "стоит на правой стороне на Камени улус велик гораздо, и с того места люди пошли имя Ачаны, и с того места и до моря место не пашено и скота нет, а живут все рыбою".

Поскольку речь идет о горах, то не исключено, что имелась ввиду местность вблизи Хабаровска, может быть, Хехцир. Поход продолжался.

29 сентября на левой стороне увидели большой горподок, который был хорошо укреплен. Взяли его с боем. Решили здесь зимовать. Городок назвали Ачанским.

Определить местоположение этого городка, где провели хабаровцы зиму 1652 года, пытались многие историки и археологи. Указывали его вблизи устья реки Уссури, на мысе Джаори вблизи Троицкого, но при этом забывали, что городок был на левой стороне, а не на правом берегу.

На протяжении ряда лет Приамурское Географическое общество проводило экспедиции, пытаясь определить местоположение Ачанского городка. Можно считать, что городок находился на мысе Кадачан у выхода протоки из озера Болонь. На это место указывал и историк Б.Л. Полевой по результатам исследования старинных документов. Правда, нельзя согласиться с его рассуждениями при попытке объяснить этимологию названия Мунгу-Хонгко, горы около озера Болонь /в прошлом называлось Оджал, Очжал/, как "Серебряная Гора". При этом он ссылался на наличие в горе, мышьякового колчедана, который яко бы принимался туземцами за серебро.

Мунгу-хонгко переводятся с маньчжурского языка как "Желтый насыпной холм" или же "Желтая насыпь". Раскопки на холме показали, что там были три оборонительных насыпных вала. Это вполне соответствует названию. Почему же так интересует исследователей местоположение Ачанского городка?
Дело в том, что там происходили весьма значительные события. Всего через восемь дней после расположения хабаровцев в Ачанском городке, 8 октября 1651 года на них напали объединенными силами ачаны и дючеры численностью около 800 человек. Хабаровцев было всего 106 человек, так как половина ушла на двух судах на заготовку рыбы. Тем не менее русские одержали победу, убив 117 человек нападавших. Среди же казаков был всего один убитый, Никифср Ермолаев, и пятеро ранено.

Ачани и дючеры начали платить ясак.

24 марта 1652 года на Ачанский городок обрушилась воинская маньчжурская сила. Маньчжуры, видя, что русские укрепляются на Амуре, решили нанести поражение отряду Хабарова и тем самым обусловить подчинение себе племен Приамурья.
Против 206 человек воинства Хабарова было более двух тысяч маньчжуров, дючеров и дауров. В ходе ожесточенного сражения русские одержали победу. Маньчжуры оставили на поле боя тела 676 погибших воинов. Казакам достались богатые трофеи: 830 лошадей, хлебные запасы из обоза, 17 скорострельных пищалей, 2 пушки, 8 знамен. Скорострельными пищали были потому, что были соединены по три-четыре ствола вместе.
Отряд Хабарова потерял в бою 10 человек убитыми и 78 ранеными.

Родо-племенная верхушка народов Приамурья поняла, что процесс присоединения этих земель к Руси необратим. Начал поступать регулярно ясак.

Весной, 22 апреля 1652 года Ерофей Хабаров оставил Ачанский городок и начал подниматься вверх по Амуру. К этому времени Терентий Чечигин и Артемий Петриловский уже возвратились из Якутска на Амур, набрав там 110 "охочих казаков" и 27 служилых людей. Не застав Хабарова в Албазине, они провели зиму в Банбулаевом городке, где брали ясак. Чечигин приказал Ивану Нагибе с 26 казаками отправиться на поиски Хабарова. Нагиба не нашел отряда Хабарова, где-то расплылись между многочисленных островов вблизи устья Шунгала /Сунгари/.

Возвратиться обратно к Чечигину отряд не мог, так как слишком много пришлось выдержать стычек с немирными туземцами. Доплыли до моря. По морю двигались вдоль берега, но струг был неприспособлен для морского плавания. Судно затерло льдами. Отряд Нагибы выбрался на берег, питались выброшенными на берег дохлыми моржами и тюленями. Потом сделали некоторое подобие судна и вновь поплыли. Добрались до устья реки Учальды. Время было осеннее. Дождавшись зимнего пути, 15 декабря 1652 года на нартах пошли через горы и спустя 4 недели вышли на реку Тугур, где нашли гиляцкое стойбище. Взяли ясак в 78 соболей, Здесь прожили до лета. 30 июня 1653 года Иван Нагиба, Иван Михайлов, Павел Степанов, Федор Спиридонов и Степан Дмитриев поплыли вниз по реке. Выйдя в море, четыре недели двигались вдоль берега, а затем 4 дня поднимались вверх по реке Нангтары /ныне название утрачено/ к югу от залива Аян.

Пешком перевалили чероз хребет Джугджур и вышли на реку Ватангу /ныне Ботомга/. По Ватанге сплыли на Маю, а затем по Алдану на Лену, и 15 сентября 1653 года наконец добрались до Якутска. Здесь немедленно организовали смену товарищам, оставленным на Тугуре. Так возникло Тугурское зимовьем.
Поход Нагибы ознаменовал проход русских от верховья до истоков батюшки-Амура, сомкнул кольцо с походом Ивана Москвитина 1639 - 1642 годов и на значительном участке Амура повторил экспедицию Пояркова.

Встреча отрядов Хабарова и Чечигина произошла вблизи от Хингана. Терентий Чечигин имел задачу от воеводы, сдав Хабарову людей и привезенные порох и свинец, с десятью человеками отправиться в посольстве к Богдохану - для приведения того в русское подданство. Дауры и дючеры отказались провести посольство к Богдохану, а потом в результате предательства крещенного татарина Урусова, перешедшего на службу к маньчжурам, посольство было убито туземцами.

I августа 1652 года у устья реки Зея состоялся своеобразный казачий сход, на котором обсуждался вопрос, где ставить острог и проводить зиму. Частые переезды, постоянные стычки с туземными племенами не позволяли заняться промыслами, земледелием, торговлей. Зревшее недовольство деятельностью Хабарова прорвалось наружу. Предводительствуемые Степаном Поляковым и толмачом десятником Константином Ивановым часть служилых и вольных казаков, общим числом в 136 человек, захватив знамя, запасы пороха и свинца, несколько пушек, на трех дощаниках поплыли вниз.

Хабаров был вынужден плыть за ними. 30 сентября догнал бежавших в построенном ими остроге, осадил его и в середине октября, уговорив многих из бунтовавших, взял острожек. В феврале сжег его, а сторонников Полякова и Иванова жестоко наказал, приказав бить кнутами и батогами. От этого несколько человек скончались.

Перезимовав в низовьях Амура, в мае 1653 года, Хабаров поплыл вверх по реке. 25 августа он встретился около устья реки Зея с московским дворянином Дмитрием Ивановичем Зиновьевым, пришедшем туда с 330 служи¬лыми и "охочими людьми".
Зиновьев был послан царским правительством для ознакомления на месте возможности административного устройства присоединенных территорий. В Москве сначала планировалось послать трехтысячное войско под командованием князя И.Лобанова-Ростовского, но мероприятие это по ряду причин не состоялось. Д.И.Зиновьев сначала вручил хабаровцам награды. Хабарову был вручен золотой червонец, служилым - новгородки /серебряные монеты /а "охочим людям". - московки /две московки равнялись одной новгородке/.

На Хабарова была подана жалоба частью служилых и "охочих людей". Зиновьев, не разобравшись до конца, был резко настроен против Хабарова. Сколь бесцеремонно он обращался с Ерофеем Павловичем можно судить из того, что в ярости плевал в лицо и трепал за бороду предводителя амур¬ского воинства.

Назначив приказным человеком вместо Хабарова Онуфрия Степанова Кузнеца, Зиновьев забрал с собой Хабарова, Степана Полякова, Константина Иванова и 150 человек для сопровождения. Он решил возвратиться в Москву. Онуфрию Степанову Кузнецу приказал построить три острога: в Лавкаевом улусе /район нынешнего Игнашино на Амуре/, около устья Зеи и на реке Урке. Онуфрий Степанов Кузнец продолжил походы по Амуру, Сунгари и Уссури.

Перед самой Москвой, боясь побега, Зиновьев приказал, заковать Хабарова в кандалы. В столицу прибыли 12 декабря 1654 года. В Москве тщательно разобрались в деле Хабарова. Он был награжден званием сына боярского. Зиновьеву, по приговору, вынесенному 12 июня 1655 года, надлежало возвратить отнятое у Хабарова имущество, а сам Дмитрий Зиновьев, гласил указ, за непомерное самоуправство заслуживает жестокого наказания, но освобождается от него по решению самого царя.

Из приведенного примера видно сколь велика была власть государя и руки его доставали до самых окраинных земель.
Хабаров подал челобитную с просьбой о возвращении на Амур. Но принимая, видало, челобитную недовольных казаков и огромный долг, который Хабарову надлежало выплатить в Якутске, правительство запретило Хабарову появляться на Амуре. С этой целью во все Сибирские города был разослан указ с оповещением запрета пропуска Хабарова на Амур.

Ерофей Павлович был назначен приказчиком приленских деревень, растянувшихся от Куты до Чечуйского волока. Из центральной России Хабаров в Илимский уезд прибыл в 1658 году. В 1667 году он возил государеву казну в Москву, где вновь просился на Амур, но ему было отказано.

В старости Хабаров ушел в монастырь, чтобы замаливать большие и малые грехи. Ведь известно, что один покаявшийся грешник угоден Богу более, чем тридцать праведников.

Долгое время не знали где и когда умер Ерофей Павлович Хабаров. Б.П. Полевой считает, что Хабаров умер в своей деревне Хабаровке, вблизи Киренска в 1671 году.

В 1706 году по челобитной сына боярского Никиты Варламова было дано разрешение на месте бывшего Шилкинского острожка /напротив устья реки Нерчи/ построить Успенский мужской монастырь. В советское время деревня Монастырская, возникшая на месте монастыря, была переименована в село Калинино. На кладбище этого села была обнаружена плита с надписью "Ерофей Павлович... /и далее стерто/". Предположить, что плита лежала на могиле Ерофея Павловича Хабарова, весьма соблазнительно. Но слишком уж большая разница в дате смерти, приводимой Полевым, и временем возникновения Успенского монастыря.

В монастырь на Лене Хабаров ушел под фамилией Святицкий. Эта фамилия содержит в себе определенный секрет. Не исключено, что это фамилия его деда или прадеда. Ведь у известного завоевателя Сибири Ермака отец носил фамилию Поволжский, а дед - Аленин.

Потомки высоко оценили выдающуюся роль Хабарова в завоевании Дальнего Востока и в истории Сибири. Не случайно генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предложил назвать селение Хабаровкой, ныне превратившееся в прекрасный город. Ведь Хабаров положил не только начало ленскому земледелию и соляным промыслам, он присоединил к России Приамурье, где в 1656 году возникло Нерчинское, а в 1684 году - Албазинское воеводство.

Мы не знаем, что стало с бывшей женой Хабарова Василисой и дочерью Анастасией, покинутых им на Вологодщине. Сын же Андрей, от второго брака в Якутии, в 1690 году был поверстан в "сыны боярские".

И ныне где-то на огромных пространствах нашей страны живут потомки Ерофея, подчас ничего не зная о своем великом предке.

Почетный член Приамурского Географического Общества
Григорий Левкин

Июнь 1996 года

Фотографии подобраны на интернет порталах

Ок. 1610 года — ок. 1671 года

Ерофей Павлович Хабаров был родом из-под , когда-то крупнейшего центра на севере Руси, откуда шло освоение новых земель за Каменным Поясом - Уральским хребтом.

В 1625 году еще очень молодыми людьми Ерофей и младший брат его Никифор отправились на поиски счастья в Сибирь, уже располагая при этом необходимым для такого рода дел стартовым капиталом. Они доплыли на кочах из в Мангазею - русское поселение в бассейне реки Таз (ныне не существует), где в течение нескольких лет исходили все мало-мальски подходящие для промысла места, перейдя на Енисей, а с него на Таймырский полуостров. Имевшиеся у них деньги позволили им нанять охотников, за которыми присматривал Никифор, а Ерофей смог определиться на государеву службу, на сбор налога с коренных жителей - ясака.

В 1630 году они вернулись в состоятельными людьми. В это время широко прошло известие о том, что в Сибири открыта еще одна великая река - Лена, где исключительно богатые для промысла места. Первые попавшие туда добытчики вернулись в 1630 году в Мангазею с фантастической добычей в 2 000 соболей, умудрившись при этом укрыться от налогообложения. На Лену потянулись десятки и сотни предприимчивых людей, в том числе и братья Хабаровы.

В течение 6-7 лет они обошли всю нынешнюю , и капитал их только возрастал. В конце концов, устав от бродячей жизни, Хабаров решил осесть. Он нанял людей и стал расчищать землю под пашню в районе . Собранный урожай был настолько хорош, что администрация тут же отняла этот участок и передала его в руки более близких к ней людей. Хабаров обосновался в районе Киренги и здесь в 1642 году из собранного урожая продал около 15 тонн ржаной муки, которая там очень дорого ценилась.

На чужое добро на Руси всегда зарились, особенно представители власти. Хабарова, по ложному обвинению, посадили в тюрьму, где продержали почти три года, подвергая пыткам и шантажу. Он устоял и, выйдя на свободу, вновь занялся хлебным промыслом.

Узнав о новых землях, Хабаров предложил якутскому воеводе Францбекову, сменившему его недоброжелателя Головина, свой план освоения Приамурья. Франц-беков не только дал разрешение на поход, но и вошел в долю, вложив в новое мероприятие немало собственных денег помимо того, что Хабарова кредитовали из казны. Но основные расходы нес все-таки Хабаров. Он нанял 70 человек - рязанцев, волжан, поморов и донских казаков, с которыми заключил договор на три года. Каждый получал деньги вперед на приобретение продовольствия, одежды и обуви на громадную по тем временам сумму - 3 500 рублей. Оружие, боеприпасы и доспехи были получены из казны на условиях оплаты их по возвращении. Предполагаемая добыча на промыслах должна была делиться пополам, от военных действий из трети - непосредственно участникам, остальное организаторам - кредиторам и в казну.

Осенью 1649 года они тронулись в путь, избрав другой, нежели их предшественник Поярков, маршрут. Хабаров пошел значительно западнее, поднявшись по притоку Лены Олёкме, затем - по ее притокам, потом - волоком в речки бассейна Амура, куда пришли уже зимой. Весной они поплыли по реке, но города на их пути оказывались пустыми, брошенными в панике местными жителями. Удалось связаться с князем Левкаем, владельцем этих мест, но он на переговоры не пошел. Лишь в пятом по счету городе на их пути, хорошо укрепленном и с большими запасами продовольствия, им встретилась одна не успевшая сбежать женщина.

Хабаров срочно отбыл в за поддержкой: страна, лежавшая перед ним, могла быть покорена, но его отряда для этого было явно недостаточно. Он нанял еще 117 охочих людей да воевода, послал 20 казаков с Третьяком Чечигиным во главе. Уже с пополненным отрядом Хабаров взял город , где и обосновался на зиму 1650-1651 года. Это было первое русское поселение на Дальнем Востоке.

В начале июня 1651 года они снова поплыли по Амуру. Через несколько дней на пути встретился укрепленный городок князя Гуйгудары, который взяли штурмом, применяя артиллерию. До 700 защитников города погибли, а 250 были взяты в плен. В начале сентября отряд Хабарова преодолел Даурию и вступил во владения дючеров и натков (ачанов). Ниже устья реки Уссури зазимовали на правом берегу Амура. В марте их пытались взять штурмом маньчжуры, но были отбиты.

В апреле Хабаров и его люди поплыли по Амуру вверх, в обратном направлении. В середине мая они встретились с отрядом в 83 человека, шедшим им на помощь. В августе Хабаров стал на зимовку против устья Зеи, на правом берегу Амура. Но в середине августа часть отряда взбунтовалась и ушла в низовья Амура. Хабаров с оставшимися людьми настиг их и бунт усмирил. Зимовать пришлось здесь же.

В 1653 году Хабаров возвратился в

Хабаров Ерофей Павлович - один из самых знаменитых исследователей российских территорий. Благодаря его трудам было открыто большое количество новых земель, которые стали использовать в сельскохозяйственных целях. Первооткрыватель ряда соляных залежей. Сегодня мы поговорим о том, какую удивительную жизнь прожил Ерофей Хабаров. Что открыл этот человек, и какой след оставил в истории нашей страны.

Появление на свет

На сегодняшний день доподлинно неизвестно, где именно родился землепроходец. Единственное точно удалось узнать - это случилось в Вотложемской волости.

Согласно мнениям некоторых этнографов прошлого века, существует три варианта селений, где родился Хабаров:

  • село Курцево;
  • село Дмитриево;
  • посёлок Святица.

Но теорию ленинградского учёного Белова о том, что местом рождения Хабарова является село Дмитриево, в начале 21-го века опровергли. Это связано с тем, что современная территория поселения на тот момент не входила в Вотложемскую волость.

Краткие биографические сведения

Исследователь Ерофей Хабаров (годы жизни 1603-1671) умер в возрасте 68 лет. За это время он успел оставить огромный след в истории.

Хабаров был крестьянином, но, несмотря на все трудности, которые выпадали на плечи этой категории населения, он не переставал мечтать о путешествиях.

В возрасте 25 лет его мечта, наконец, осуществилась. Оставив достаточно крупное хозяйство, он вместе с другими зажиточными селянами, рыболовами, охотниками, казаками и просто любителями приключений отправился за территорию Каменного Пояса.

В 1628 году он уже прибыл к Енисею. На данной территории молодой человек быстро освоился и начал заниматься привычным для себя хлебопашеством, в круг его интересов вошла торговля. Через некоторое время Ерофей поступил на военную службу в Енисейске.

После окончания военной службы Ерофей Хабаров, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, вместе со своим братом Никифором хотел вернуться на родину, но из-за гонений вологодских и устюжских переселенцев, братья приняли решение отправиться в Сибирь. На новом месте жительства будущий исследователь снова занялся торговлей, и в течение короткого промежутка времени стал достаточно богатым предпринимателем.

Когда на территории Сибири появились слухи о природных богатствах возле берегов реки Лены, Хабаров вместе с небольшим отрядом отправился исследовать новую территорию.

Попадание в тюрьму

После переселения к берегам реки Лены, Хабаров Ерофей Павлович (кратко о его жизни известно каждому, интересующемуся историей нашей страны) решил заняться пушным промыслом и поэтому путешествовал по всем притокам реки.

В 1639 году его серьезно заинтересовали соляные ключи, которые были размещены поблизости с устьем Куты. Здесь он и принял решение остановиться. Поскольку с технологией изготовления соли мужчин познакомился ещё на своей родине, то единственное, что ему оставалось, это выкупить участок земли и построить на нём колодцы и варницы. В скором времени Хабаров наладил торговлю хлебом, солью и другими необходимыми продуктами.

Но поскольку мужчина не любил длительное время оставаться на месте, то через 2 года он решил перебраться к устью Киренги. На этой территории он тоже создал небольшое предприятие с солеварения, которое очень быстро развивалось.

Хабаров Ерофей никогда не жалел денег и еды для бедных и нуждающихся. В один из дней известный на тот момент военный деятель Иван Головин (воевода поселения, где обитал исследователь) попросил у Хабарова три тысячи пудов хлеба в долг для его отряда. Но по прошествии времени он не только не вернул взятое, а и с помощью силы отобрал у Хабарова его солеварню и землю с посеянным зерном, а самого исследователя отправил в заточение. Выйти на волю мужчине удалось только в 1645 году, но все его предприятия уже были изъяты.

Даурская экспедиция

В 1648 году Ерофей Хабаров, фото которого, как читатель сам понимает, с тех времен не сохранились, услышал о том, что на территории Даурии находится огромное количество природных богатств и имеется возможность построить значительный капитал. Поскольку самостоятельно отправляться на новую территорию у мужчины не было ни средств, ни желания, он решил воспользоваться поддержкой нового воеводы поселения - Дмитрия Францбекова.

Расписав воеводе все плюсы от данной экспедиции, Хабаров Ерофей получил взаймы казенное оружие (в состав входило даже несколько пушек), снаряжение для военных действий и ряд сельскохозяйственных принадлежностей. Из собственных финансовых средств Францбеков выделил каждому участнику экспедиции небольшую сумму. Для того чтобы Ерофей и его помощники смогли переплыть через реку, воевода предоставил им судно, отобранное у промышленников из Якутии. У этих же торговцев и был отобран хлеб в таком количестве, которого было достаточно, чтобы прокормить 70 человек (именно это число людей входило в отряд Хабарова).

Переправа по реке

Хабаров Ерофей, узнав о том, каким образом Францбеков нашёл весь необходимый инвентарь для его экспедиции, решил не медлить с отплытием, поскольку опасался недовольства со стороны якутских торговцев.

В 1649 году отряд исследователя уже направлялся в сторону устья Тунгира по рекам Лена и Олекма. В пути их застигли заморозки, поэтому участники экспедиции были вынуждены совершить остановку.

Вначале января 1650 года участники экспедиции перебрались в нарты и поплыли по Тунгиру в южном направлении.

Пересёкши отроги Олемкинского Становика, отряд достиг Урки (через промежуток времени там была построена железная дорога и поселение, названное в честь Хабарова).

Изучение земель

Жители Дауры узнали о приближении отряда Хабарова раньше срока, поэтому, собрав вещи, покинули своё место обитания. Таким образом, участники похода прибыли в опустевший город.

Исследовав город, Хабаров и его помощники обнаружили около сотни больших домов с широкими окнами. Согласно расчётам, в одном таком доме могло поселиться не менее 50 человек. Также на территории поселения находились глубокие ямы, в которых были скрыты запасы хлеба.

Затем мужчины решили отправиться к берегу Амура. На их пути встретилось несколько поселений, которые также были пустыми. В одном из таких жилищ участники отряда обнаружили женщину, которая рассказала о том, что на другом берегу реки находится большой город, правитель которого обладает сильным войском и несметными богатствами. Она описывала Маньчжурию.

Очередная экспедиция

Получив информацию от женщины, Хабаров решил оставить в освоенной территории 50 человек из своего отряда, а сам, вместе с оставшимися людьми отправился обратно в Якутию. В конце весны 1650 году он достиг своей цели.

На обратном пути в Якутию исследователь занимался составлением детального чертежа территории Даурии, который затем был отправлен в Москву.

Именно этот чертёж был основой при создании карт Сибири 17-го века.

В Якутии Хабаров начал собирать новый отряд, соблазняя людей несметными богатствами земель Даурии. В результате данной пропаганды ему удалось собрать 110 человек. При этом 27 из них были подручными Францбекова. Отряд был снабжён тремя пушками.

Вначале осени этого же года Ерофей снова вернулся к берегам Амура.

Захватнические действия

Прибыв на территорию Даурии, исследователь обнаружил оставшихся здесь людей у стен крепости Албазин, где они сражались с местными жителями. Увидев подмогу со стороны Хабарова, коренные жители решили отступить. Но люди Ерофея догнали их и взяли в плен.

Ерофей Павлович принял решение сделать базовый лагерь на территории крепости Албазин. Именно оттуда он курировал нападения на местных жителей. Стоит отметить, что участники отряда брали в плен даурийских женщин и делили их между собой.

Исследования берегов Амура

Вначале лета 1651 года Хабаров и его люди начали исследовать просторы Амура. Изначально участники отряда видели только покинутые поселения, но уже спустя несколько дней, они достигли хорошо укреплённого города. За его стенами к борьбе приготовился целый отряд даурийских воинов. Но, воспользовавшись пушками, отряд Хабарова преодолел препятствие и захватил город.

После этого исследователь занялся рассылкой гонцов в различные поселения Даурии для того, чтобы местные жители перешли под управление русского царя и начали выплачивать ему дань. Но большинство местных жителей отвергло предложение, поскольку они были подданными Маньчжурии и не желали выплачивать дань ещё одному правителю.

Добыв лошадей, отряд Хабарова направился дальше. На территории возле реки Зеи людьми исследователя было захвачено ещё одно поселение. Ерофей Павлович рассчитывал получить с пленных огромную дань, но местные жители предоставили ему только несколько соболей, пообещав, что к осени отдадут всё остальное. Казалось бы, отношения между отрядом Хабарова и местными жителями наладились, но буквально через несколько ночей коренные поселенцы сбежали. Исследователя это разозлило и он, сжёгши захваченную крепость, отправился дальше.

Начиная от устья Буреи, находились территории, заселенные гогулями - схожий с маньчжурами народ. Они также были захвачены и ограблены людьми Хабарова.

Территории нанайцев

В сентябре люди Хабарова достигли новых территорий и остановились в одном из крупных селений. Одну часть своего отряда мужчин отправил на вылов рыбы. Местные жители воспользовались этим и атаковали их. Но им не удалось получить победу, потеряв более 100 человек, они решили отступить.

В ответ на подобное поползновение Хабаров занялся укреплением поселения и остался в нём на зимовку. Именно оттуда люди исследователя отправлялись к местным жителям, грабя их или забирая дань.

Весной 1652 году Хабаров с людьми был подвержен нападению огромного отряда маньчжурских воинов, около 1000 человек. Но нападающие были повержены.

Ерофей Павлович Хабаров понимал, что количества его людей не хватит, чтобы захватить Маньчжурию, поэтому сразу же после таяния льда на реке он покинул место зимовки и отправился наперекор течению.

Раздор в отряде

Преодолев устье реки Сунгари, Хабаров и его люди встретили российский вспомогательный отряд. Но даже это не заставило его вернуться для завоевания территории Маньчжурии, поскольку он разведал, что правитель этой территории собрал против него шеститысячное войско.

В начале августа, возле устья реки Зеи, часть отряда Хабарова взбунтовалась, люди не желали просто так отступать от цели, поэтому, похитив 3 корабля, они бежали. Передвигаясь по просторам Амура, они занимались грабежом близлежащих территорий. Достигнув Гиляцкой земли, они решили создать там свой острог и изымать повинность из дауров.

Но подобный поворот ситуации не понравился Хабарову, поэтому, добравшись до данного острога, он уничтожил его. Изменники обещали сдаться при условии, если им оставят жизнь и добычу, но Ерофей Петрович не пошёл на договор и не только забрал добычу, но и избил предателей практически до смерти.

Очередная зимовка

Искоренив изменников, Хабаров остался на территории Гиляцкой земли для зимовки. Весной 1653 года он вернулся в Даурию, к устью речки Зеи, где и находился на протяжении всего лета. В этот период его люди ездили по прилегающим к Амуру территориям и собирали дань.

Немного позже к Хабарову и другим участникам похода прибыл посол российского царя, который привёз им награды. Он сообщил Ерофею Петровичу о том, что тот больше не имеет прав управлять отрядом, и отстранён от дел. После возражений исследователя он был избит и отправлен в Москву.

Зиновьев лишил мужчину всего.

Встреча с царем

В Москве Ерофей Хабаров, биография которого интересна современникам, предстал перед царём. Тот оказал ему достаточно хороший прием и дал приказ Зиновьеву вернуть всё имущество Ерофея Петровича.

Исследователь получил титул «боярского сына». Царь дал Хабарову возможность управлять несколькими поселениями, размещёнными на территории возле реки Лена, и подарил несколько сёл в Восточной Сибири. Он должным образом оценил вклад исследователя.

По прошествии времени на территории Дальнего Востока был создан большой край, центр которого получил название Хабаровск.

Последние свои годы землепроходец провёл на территории современного города Киренск (Иркутская область), согласно современным исследователям, именно там и расположена могила этого великого человека.

Ерофей Хабаров (кратко об этом человеке вы узнали из статьи) действительно заслуживает уважения, поскольку, несмотря на все жизненные тяготы, смог достигнуть больших высот и оставить своё имя в истории.

Русский предприниматель и путешественник, исследователь Дальнего Востока. В 1649-1652 годах совершил экспедицию вдоль Амура и составил «Чертеж реке Амуру» - первую европейскую карту региона.

Действия Хабарова во время экспедиции вызывают споры среди исследователей. По мнению некоторых исследователей жестокость Хабарова по отношению к местному населению существенно осложнила дальнейшую колонизацию Приамурья.

Биография

Точные дата и место рождения Хабарова неизвестны. По одним данным он родился неподалеку от Великого Устюга, по другим - был уроженцем Сольвычегодского уезда. В качестве предполагаемого места рождения называют села Дмитриево, Курцево и деревню Святица, ныне расположенные в Нюксенском и Котласском районах Вологодской области.

Основную часть жизни Хабаров провел в Сибири, куда он впервые попал не позднее 1626 года вместе со своими братьями Ярко и Никифором. Сначала они отправились в Соликамск, оттуда перебравшись в Верхотурье и Тобольск, где примкнули к каравану, отправлявшемуся в Мангазею. Около 1629 года Ерофей вместе с братом Никифором отправились в Хетское зимовье. Здесь Ерофей становится целовальником в таможенной избе, ответственным за сбор десятинной пошлины с торговых и промышленных людей. Никифор в то же время вместе с нанятыми людьми отправляется на добычу соболей.

В 1630 году Ерофей Хабаров возвращается в Мангазею. Здесь он становится свидетелем конфликта между двумя городскими воеводами, старшим - Григорием Кокаревым и младшим - Андреем Палицыным. Хабаров примкнул к сторонникам Палицына и по некоторым данным даже стал одним из инициаторов выступления против Кокарева, которое весной 1631 года вылилось в вооруженное столкновение между сторонниками воевод. Сам Хабаров, однако, не принял в нем участия, так как зимой 1630-1631 годов отправился в Москву с челобитной на имя царя, в которой описывались прегрешения Кокарева.

В 1633 году, после завершения конфликта с Кокаревым, приведшего в итоге к запустению Мангазеи, в Москву прибыл воевода Палицын. Он представил правительству план по освоению бассейна реки Лены. По некоторым версиям, именно соображения Палицына вдохновили Хабарова на новую поездку в Сибирь. Дата отъезда Хабарова точно не определена, по одним данным он прибыл на Лену в 1632 году, по другим - в 1638-м. Вместе с братом Никифором его также сопровождал племянник Артемий Петриловский. В Сибири братья, наняв 27 рабочих, стали заниматься добычей пушнины, однако вскоре из-за наплыва промышленных людей Ерофей принял решение сменить сферу деятельности.

В 1630-х он основывает вблизи Усть-Кутского острога несколько солеварен. Дело оказывается успешным, к 1639 году Хабаров начинает снабжать солью не только близлежащие поселения, но и Якутск. Параллельно с этим Хабаров основывает также соболиный и рыбный промысел, начинает заниматься земледелием. Кроме этого, он занялся продажей товаров, которые из Европейской части России привозил Никифор Хабаров. По некоторым данным Ерофей также занимался контрабандой, отправляя меха за Урал в обход таможенных застав, чтобы не платить пошлин.

Коммерческие успехи Ерофея Хабарова вскоре привлекли к нему внимание властей. Якутские воеводы Головин и Глебов заняли у промышленника в казну 300 пудов хлеба, а затем конфисковали соляной промысел и пашню.

После этого в 1641 году Хабаров перебирается на устье реки Киренги, где основывает мельницу, однако в 1643 году после очередного конфликта с Головиным ее конфисковывают, а самого Хабарова заключают в тюрьму в Якутском остроге, где он провел два года.

Экспедиции в Приамурье до Хабарова

Выйдя на свободу, Хабаров продолжил заниматься предпринимательством, а также начал интересоваться освоением Амурских земель. По некоторым данным он был лично знаком с казацким атаманом Максимом Перфильевым, организовавшим в 1638 (по другой версии - 1636) году поход в Даурские земли. В ходе экспедиции ему удалось собрать информацию о путях на реку Шилку и Амур. В 1640 году по маршруту Перфильева прошел Еналей Бахтияров, которому было поручено найти «проход в Китайское государство». Несмотря на то, что ему удалось продвинуться существенно дальше Перфильева, добраться до Шилки экспедиция так и не смогла.

Тем не менее информация, добытая Бахтияровым, вызвала существенный интерес в Якутске и привела к организации в 1643 году масштабной экспедиции . В его отряд вошли 133 человека с пищалями и пушкой со 100 ядрами. 16 июля экспедиция выдвинулась из Якутска, чтобы затем через реку Алдан и ее приток Гонам выйти к Амуру. С самого начала экспедиция столкнулась с трудностями: на Алдане судам пришлось плыть против течения, затем волоком преодолевать пороги на Гонаме, кроме этого в пути перевернулось судно с боеприпасами. В результате Поярков принял решение оставить часть отряда на зимовье, а самому с 90 людьми налегке отправиться к Амуру сушей. Зимой 1643-1644 годов Поярков сумел приблизиться к Амуру, однако здесь у него произошел конфликт с местным населением - даурами. Дауры осадили отряд Пояркова в срубленном им небольшом остроге. Несмотря на численный перевес, они не смогли добиться военного успеха, однако вынудили людей Пояркова прибегнуть к каннибализму - из-за недостатка пищи они съели тела погибших в боях дауров, что сильно осложнило дальнейшие контакты с местным населением.

В 1644 году, соединившись с пришедшими с гонамского зимовья членами экспедиции, Поярков начал сплав вниз по Амуру. Дауры по-прежнему проявляли враждебность к экспедиции, не давая судам приблизиться к берегу, кроме того, в ходе путешествия произошел конфликт с еще одним местным народом, дючерами, которые истребили разведывательный отряд из 20 казаков. Более доброжелательно к путешественникам отнеслись проживающие близи устья Амура дючеры, Пояркову даже удалось собрать с них ясак. После очередной сложной зимовки, он принял решение возвращаться в Якутск через Охотское море, однако добраться туда ему удалось только в 1646 году.

Амурский поход Хабарова

Несмотря на достаточно скромные итоги, экспедиция Пояркова вызвала всплеск интереса к открытым землям. Хабаров выступил с инициативой новой экспедиции на Амур, однако реализовать свою идею он смог только в 1649 году, после того как Петра Головина сменил на посту якутского воеводы Дмитрий Францбеков.

В отряд Хабарова первоначально вошли 70 человек, которым Францибеков согласился предоставить оружие в долг. Отряду удалось через реку Олёкму добраться до укрепленного городка даурского князька Албазы. Осенью 1650 года после прибытия из Якутска подкрепления, за которым отправился сам Хабаров, отряду удалось взять город. После этого отряд Хабарова отправился вниз по Амуру, приводя в покорность местное население. В это время им был составлен «Чертеж реке Амуру» - первая русская и европейская карта Приамурья. Преодолев более полтора тысяч километров, в конце 1651 года Хабаров принял решение остаться на зимовье в землях ачанов, вблизи современного Комсомольска-на Амуре.

Бой у Ачанского острога

В октябре 1651 года зимовье подверглось нападению объединенного отряда ачанов и дючеров численностью около 800 человек. Атака была отбита, после чего было принято решение укрепиться на зимовье, в результате на его месте появился Ачанский острог. В марте 1652 года к острогу подступило войско маньчжуров, к которым за помощью обратились ачаны и дючеры. Маньчжурский отряд насчитывал 600 воинов, вооруженных холодным оружием, кроме того, в их распоряжении имелось 6 легких пушек и около 30 пищалей. Позднее к маньчжурам присоединились еще около полутора тысяч ачанов и дючеров. Гарнизон же острога насчитывал около 200 человек.

Нападение оказалось внезапным для защитников крепости, некоторым казакам, ночевавшим за ее пределами, пришлось спешно забираться внутрь, перелезая через стены острога. В течение дня продолжалась перестрелка, вечером осаждавшие вплотную приблизились к стенам крепости, рассчитывая ворваться внутрь через образовавшийся после артподготовки пролом. Защитникам острога удалось разгадать их замысел, атака маньчжуров была встречена плотным ружейно-пушечным огнем и захлебнулась. После отступления противника Хабаров организовал вылазку, в которой приняли участие три четверти гарнизона крепости. В ходе рукопашной схватки казакам удалось обратить маньчжуров в бегство, захватив вражеские знамена, вооружение и фураж.

Бунт Степана Полякова и суд в Москве

Несмотря на победу в сражении, Хабаров, опасаясь подхода более крупных сил, принял решение отплыть вверх по Амуру. Здесь он встретил отряд Третьяка Чечигина, возвращавшегося из Якутска с грузом пороха и свинца. Выяснилось, что Чечигин послал вперед небольшой разведывательный отряд под руководством Ивана Нагибы, который разминулся с Хабаровым. Казаки собрались отправиться на поиски пропавших товарищей, однако Хабаров принял решение отправиться дальше вверх по течению реки. Это решение стало «последней каплей» для казаков, многие из которых были недовольны своим предводителем. В начале августа 113 казаков и служилых людей под предводительством Степана Полякова отказались подчиняться Хабарову и покинули отряд, отплыв вниз по Амуру в земли гиляков.

Здесь бунтовщики построили свой острог и занялись подчинением местных племен. Однако 30 сентября к ним прибыл Хабаров с отрядом, велев строить зимовку поблизости. Отряд Хабарова взял поселение в осаду, начав обстреливать из пушек. После того как 12 бунтовщиков, пойманные за стенами острога, были убиты, Поляков принял решение сдаться Хабарову под гарантии неприкосновенности с его стороны. Несмотря на обещания, Хабаров подверг бунтовщиков телесным наказаниям, а руководителей бунта, в том числе Полякова, посадил под арест. В феврале 1653 года острог по его приказу был сожжен.

В августе 1653 года на Амур прибыл московский посланник Дмитрий Зиновьев, которому царь поручил провести инспекцию Приамурья. Помимо основной своей задачи Зиновьеву пришлось разбираться в случившемся конфликте. Показания сторон кардинальным образом отличались друг от друга. Хабаров в своих «отписках», посланных в Якутск еще в 1652 году, обвинял Полякова в воровстве царской казны, а также пушек и боеприпасов, выданных казакам. По словам Хабарова, бунтовщики также отговаривали дауров возить ему ясак, и в целом чинили всяческие препятствия в освоении Приамурья. Среди прочего Хабаров утверждал также, что из-за бунта ему пришлось задержать на Амуре посольство, посланное из Якутска в Китай.

В свою очередь бунтовщики подали Зиновьеву несколько челобитных, в которых излагали свои претензии к Хабарову. По их версии, в своих письмах в Якутск он сознательно преувеличивал богатства Приамурья. Кроме этого, по их словам, Хабаров запрещал участникам похода основывать постоянные поселения, сосредоточив все усилия на собирании ясака с местного населения. Сам сбор, отмечали бунтовщики, проходил в жесткой форме, и именно грубая политика Хабарова, по их мнению, вынудила местных обратиться за помощью к маньчжурам, с которыми до этого они были во враждебных отношениях. Звучали и другие обвинения в адрес Хабарова. По словам Полякова, он присвоил себе выданную в поход «казну», а кроме этого, тратил выданное зерно на производство спиртного, что было запрещено законом в то время. С помощью алкоголя он, сообщал Поляков, закабалил почти всех участников похода. Кроме того, в вину Хабарову ставилось то, что он не сумел должным образом подготовиться к обороне Ачанского острога, в частности, не подготовил место для пушки, из-за чего она не могла обстреливать противников, находившихся снаружи крепости.

После скоротечного расследования Зиновьев велел арестовать Хабарова. Его имущество было конфисковано, а его самого под охраной отправили в Москву для дальнейшего разбирательства. Вместе с Хабаровым в столицу отправились и несколько бунтовщиков. Арестанты прибыли в Москву в декабре 1654 года. В ходе судебного процесса некоторые обвинения в адрес Хабарова, вроде закабаления участников похода, подтвердились и бунтовщики были оправданы. Хабаров, однако, также не был наказан, но правительство запретило ему появляться в Амурских землях. Хабаров после этого подал жалобу на действия Зиновьева, прося компенсировать ему стоимость конфискованного имущества. Суд вынес решение в пользу Хабарова, однако выплачивать компенсацию ему отказался, вместо этого обязав расплатиться по старым долгам, которых насчиталось более чем на 5 тыс. рублей.

Дальнейшая судьба

В 1655 году Хабаров подал челобитную царю, в которой перечислял свои заслуги в освоении Сибири и просил выплатить ему жалование за 20 лет. В выплате ему было отказано, однако в уважении заслуг ему присвоили чин «сына боярского» и отправили в Усть-Кутский острог управлять Усть-Кутской волостью.

На этой должности Хабаров оставался почти до самой смерти. За это время ему так не удалось расплатиться по долгам, после долгих препирательств с местными воеводами его обязали перечислять в казну каждый год 1,5 тыс. пудов зерна. После 1667 года он попробовал добиться у Тобольского воеводы разрешения вновь отправиться на Амур, однако тот отослал его в Казанский приказ в Москву. Завещав все свое имущество монастырю, Хабаров отправился в столицу. Точный ответ на ходатайство Хабарова неизвестен, однако большинство исследователей сходятся на том, что он получил отказ, после чего возвратился в Сибирь, где вскоре скончался.

Местонахождение могилы Хабарова точно не определено. По одной версии, он похоронен в Братске, по другой - в Киренске.

Оценки деятельности

Личность Хабарова вызывает споры среди исследователей. Апологеты первопроходца называют его одним из крупнейших исследователей Дальнего Востока, акцентируя внимание на высоких деловых качествах Хабарова, его целеустремленности и деловой хватке. Критики подчеркивают присущую ему жесткость и жажду наживы. отмечал, что Хабаров «был человеком, явно опередившим свое время». По мнению ученого, он в «феодальное» время вел себя скорее как «капиталист периода начального накопления капитала».

Также неоднозначно оценивают и вклад Хабарова в освоение Дальнего Востока. Ряд ученых подчеркивают, что Хабаров первым занялся земледелием и солеварением в бассейне Лены. Создание солеварен способствовало развитию Усть-Кутского острога, из которого затем вырос город Усть-Кут. Амурский поход Хабарова также предстает одним из важнейших этапов освоения Дальнего Востока. С другой стороны, ряд критически настроенных исследователей подчеркивает, что жесткая политика первопроходца вынудила местное население объединиться с маньчжурами и выступить против России единым фронтом, что сильно затруднило колонизацию Приамурья.

Память

В честь Хабарова назван город Хабаровск. Кроме этого, имя первопроходца носят улицы в Москве, Хабаровскe, Якутске, Харькове, Братске, Усть-Куте, Оренбургe, Чите и ряде других городов. В Хабаровске и Великом Устюге установлены памятники Хабарову.

Ерофей Хабаров родился в семье крестьянина в деревне Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда, на берегу реки Сухоны. Точная дата рождения неизвестна, предположительно - между 1603 и 1610 годами.

Великий Устюг издревле занимал выгодное географическое и экономическое положение между Европой и Сибирью. Многие местные крестьяне под влиянием рассказов о несметных богатствах сибирской земли подавались в Сибирь, за Камень, на промысел в «сибирские торги» или подряжались сопровождать московских купцов.

Решила попытать счастья и семья Павла Хабарова. Старший сын Ерофей уже в 1623-1624 годах сходил в земли на реке Лене и возвратился с успехом. В 1625 году братья Ерофей и Никифор отправились в свой совместный путь в «златокипящую вотчину» Мангазею. Отец в своем напутствии наказывал братьям помогать друг другу, и Ерофей и Никифор исполняли этот завет всю свою жизнь.

Братья поднялись по Оби из Тобольска, вышли в океан и достигли города Мангазеи на полуострове Таймыр. В 1630 году Хабаров вернулся из Мангазеи в Тобольск. В этом же году он перебрался на реку Лену, где скупал пушнину, открыл соляную варницу, построил мельницу. Здесь у Хабарова возник конфликт с действующим воеводой, которому очень приглянулось его имущество. Хабаров даже попал в острог, где пробыл до 1645 года.

В 1648 году новым воеводой стал Дмитрий Францбеков. Ерофей Хабаров обратился к нему с просьбой помочь снарядить экспедицию в Даурию (Забайкалье). Такую поддержку он получил, и в 1649 году из Якутска отправилась экспедиция. Продвижение было медленным, и к 1652 году путешественники смогли дойти только до впадения Сунгари в Амур. В ходе экспедиции была составлена первая русская карта Амура, а также подчинено много племен. Почти четыре года (с 1649-го по 1653-й) отряд Хабарова «путешествовал» по Амуру. За это время было одержано множество побед. Русские громили даурских и дючерских князей, заставляя их платить дань русскому царю. За время похода Хабаров составил чертеж реки Амур, это была большая, кропотливая и плодотворная работа.

Кроме внешних факторов, мешающих продвижению вперед, таких как враждебность маньчжурских правителей, начался раскол и внутри собственного отряда. Жестоко расправившись с зачинщиками бунта, Хабаров и сам попал под следствие. В 1653 году на Амур прибыл дворянин Зиновьев с поручением царя провести поход по реке. Многие недовольные местные казаки стали жаловаться на Хабарова. Сообщалось, что он жесток с местными жителями и сильно приукрашивает богатства Приамурья.

В результате Ерофея Павловича сместили с должности приказного человека, и он был вынужден отправиться с Зиновьевым в Москву. В ходе следствия Хабарова оправдали. В 1655 году он отправил Алексею Михайловичу Романову челобитную, в которой подробно описал свои достижения в покорении даурских и сибирских просторов. Царь признал его заслуги, и Хабаров был возведен в чин «сына боярского».

В результате его назначили управляющим Усть-Кутской волостью. Последние сведения о биографии Хабарова относятся к 1667 году, когда он предложил проект нового похода по Амуру. Оставшиеся годы он прожил в Усть-Киренге, где, по всей видимости, и умер в 1671 году. Место смерти и захоронения неизвестно. Есть предположение, что где-то в Иркутской области, но где конкретно - не знает никто.

Заслуги Ерофея Хабарова в открытии и освоении новых земель еще долго будут в памяти благодарных потомков. Во многих городах России есть улицы, названные в его честь. И есть город Хабаровск - столица одноименного края.