Осознанность и эмоциональная устойчивость. Осознание эмоций: тонкая грань между технологией и духовными практиками

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств должна быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всœех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях (ʼʼЯ вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсœемʼʼ). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, состоит по сути в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всœегда. Не осознаются, прежде всœего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. По этой причине многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер.
Размещено на реф.рф
Произвольность при этом принято понимать как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – всœе это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, к примеру, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, к примеру, что эмоция, которую он переживает, принято называть злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. В случае если Ч. Дарвин в своей работе ʼʼВыражение эмоций у человека и животныхʼʼ (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших данный вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 ᴦ.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всœего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эксперименты Лэндиса указывают на крайне важно сть различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. К примеру, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. В случае если ʼʼнастоящий мужчинаʼʼ не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Время бежит и нередко мы многое теряем. Ищем счастье и ждем момент, когда оно наступит. Но всегда ли мы внимательны к тому, что с нами происходит?

Всегда ли успеваем заметить, что вдруг произошло то, чего мы так давно ждали.

Бывает, что мы не замечаем как добрались до работы. Или, придя на работу, не удается вспомнить - выключили плиту или нет, точно ли закрыли дверь. И эти мысли захватывают все наше внимание. Не дают выполнять рабочие задачи.

Из-за чего случаются такие «провалы в памяти»?

От того, что когда мы выключали утюг и закрывали дверь, наши мысли были где-то далеко. Может мы думали о предстоящем совещании. А может о том, что у ребенка в саду утренник и нужно подготовиться.

В любом случае, мы не присутствовали в тот момент в своей настоящей жизни, мы пропустили важные моменты.

Осознанность

Другими словами – это умение жить здесь и сейчас, проживать каждое мгновение своей жизни.

Как это работает в жизни? Это установка фокуса внимания на настоящем моменте. Обычно же, наши мысли витают где-то в будущем – мы строим планы. Или в прошлом – то воспоминания из детства, то прокручиваем разговор прошедший неделю назад.

Сфокусируйтесь на настоящем моменте и вы увидите множество деталей. Улыбки людей вокруг, насколько яркий свет там, где вы сидите, какая температура сейчас, теплые руки или холодные.

Все зависит от того, на что вы смотрите.

Осознанность помогает перенаправить поглощенный мыслями ум на настоящий момент. На ваши физические и эмоциональные ощущения.

Осознанность - это внимательность ко всему, что происходит с вами. Внимательность успокаивает и фокусирует, вы становитесь осознанными в каждом моменте.

Мечтая о будущем или вспоминая прошлое, мы забываем про настоящее. Но важно чаще напоминать себе, что люди, которые живут настоящим моментом, намного счастливее и увереннее в себе.

Жить здесь и сейчас - звучит довольно просто, хотя на самом деле требует много практики. Внимательность помогает развивать навык управления эмоциями. В итоге вы добьетесь контроля над эмоциями без подавления.

Ваше мышление станет ясным и простым. Принимать решение станет легче и интереснее. Даже если вы попадете в стрессовую ситуацию, вы сможете мыслить ясно и будете видеть больше вариантов, чем тот, кто среагировал на стресс.

Случалось ли вам испытывать настолько сильные чувства, что они полностью захватывали ваше внимание?

Чаще всего это происходит во время споров и ссор с близкими. Мы даем себе обещание в следующий раз при общении с мамой, или ребенком не повышать голос, не раздражаться. Но вот очередное недопонимание и мы выходим из себя. Говорим какие-то слова, о которых потом жалеем. Как такое произошло?

Мы потеряли связь с настоящим моментом, потеряли связь с собой, своими эмоциями. Не осознавали себя в этот момент.

Вы обращаете внимание на свои эмоции? Как они влияют на принятие решений?

Чтобы стать эмоционально здоровым, важно узнавать свои эмоции, осознавать и принимать их. Осознание эмоций - это шаг к их управлению. Важно всегда быть внимательным к настоящему.

Бывает, что мысли о недавнем разговоре или событии занимают все наше внимание. Вы - это не ваши мысли. Ваши переживания, страхи, чувство вины и другие негативные эмоции - это не вы, а всего лишь часть пережитого.

Если вас захлестывают эмоции, вы теряетесь или уже готовы кричать на другого, первое, что необходимо сделать, это остановиться.

Оглянитесь, посмотрите вокруг, сделайте глубокий вдох и понаблюдайте. Что вы видите, какие люди вокруг вас, что они делают, какие слова произносят. Какие звуки вы слышите и какие запахи чувствуете. Вам холодно или тепло. Возможно, в этот момент вы находитесь на улице и там дождь, или ветер, а может припекает солнышко.

Когда вы находились в красивом месте или переживали радостное событие, сколько раз вы думали о том, что это скоро закончится, вместо того, чтобы наслаждаться моментом?

Или вы обдумывали, что ждет вас завтра. Размышляли какой разговор с другом у вас был несколько дней назад. Часто мы думаем о чем-то другом вместо того, чтобы проживать настоящую жизнь, которая происходит с нами прямо сейчас.

Используйте каждую возможность, чтобы научиться получать удовольствие от каждого момента. Осознанность – это ответственный выбор своих эмоций.

Выбор – мы управляем эмоциями, или эмоции управляют нами. В этом необходимо тренироваться.

Этот навык не возникает сам по себе, но его возможно наработать, развить. Ведь осознанность позволяет менять то, что нам не нравится, наши автоматизмы, привычки.

Жизнь становится намного богаче и насыщеннее, но при этом спокойнее и гармоничнее. Ведь теперь вы управляете собой и свой жизнью!

Будьте счастливы в каждом мгновении!

[специально для Школы Саморазвития «Начать Жизнь Заново»]


Воплощаясь в тело человека, Душа берёт с собой определённое количество своей энергии. Плюс на протяжении всей жизни идёт её подпитка энергией от Создателя и от её Высших аспектов. На что мы, уже как люди, расходуем эту энергию?

Мы можем вложить её в творчество – создание своей жизни, воплощение наших проектов, идей. А можем просто выплеснуть её наружу. Существует много энергопрактик для наполнения физического и тонких тел энергией. Но также необходимо найти каналы, по которым наша энергия уходит.

Одним из каналов утечки энергии являются отрицательные , негативные эмоции . Хотя мы знаем, что не существует «хороших» и «плохих» эмоций – всё есть опыт. Просто для удобства понимания мы разделяем их на 2 группы.

Мне нравится вот такое определение:

Негативные эмоции – это эмоции, которые мешают росту и развитию Души Учителя из Тонкого Мира

Поэтому негативным эмоциям уделяется такое большое внимание.

Чего не нужно делать с негативными эмоциями

  1. Их нельзя подавлять – т.е. убеждать себя, что всё хорошо, когда это совсем не так.
  2. Их нельзя вытеснять в подсознание – т.е. убеждать себя в отсутствии эмоциональной проблемы, когда она есть.

Иначе подавленные и вытесненные эмоции создадут другие проблемы – болезни, неприятные ситуации. Об этом я писала в .

Во время консультации мы с человеком ищем причины его жизненных проблем, и часто этими причинами являются подавленные и не прожитые эмоции в прошлых воплощениях Души. И в нынешней жизни они создают похожие ситуации, как-бы требуя, чтобы Душа наконец-то обратила на них внимание и высвободила эту энергию.

Невозможно прожить жизнь без отрицательных, негативных эмоций. Но можно научиться их контролировать . Тогда не будет вреда для вас и для окружающих. Потому что выплёскивать свою внутреннюю бурю на них тоже не полезно)))
Контроль своих эмоций означает, что мы живём и проявляемся в этом мире осознанно .

Осознание своих эмоций

Негативные эмоции часто возникают за доли секунды, раз – и она есть.
Самое первое, что полезно сделать – это обратить внимание на ту эмоцию или чувство, которые вы испытываете прямо сейчас.
Осознать , понять , что они возникли.

Мы в основном действуем на автомате: нас зацепили – мы сразу реагируем. И часто реагируем до последних сил – своих или собеседника)). Потому, что нет осознанности – что со мной сейчас происходит ?

Первое время этому моменту приходится уделять внимание. Через какое-то время практики это происходит за доли секунды.
И главное – это таки работает!

Например : вы беседуете с кем-то из домашних – и в какой-то момент у вас меняется настроение. Ваша задача – отследить вовремя этот момент и осознать свою возникшую эмоцию: «А ведь я сейчас раздражена (или злюсь, или др.)».
Осознание своей негативной эмоции и её принятие – уже половина дела!

Взгляд со стороны

Много людей долгое время пребывают в состоянии депрессии, гнева, неудовлетворённости, вины или беспокойства. Большинство методов, которые учат избавляться от этих ощущений, не проникают в суть проблемы.

Такое происходит потому, что мы не видим общей картины происходящего. Мы находимся внутри ситуации и вовлечены в неё с головой.

Посмотрите на ситуацию со стороны , взглядом наблюдателя:
– А что вообще сейчас происходит??
– Моя ли эта эмоция?
– Хочу ли я её сейчас испытывать? Или я снова автоматически вовлекаюсь?
– Если она моя – тогда что именно меня так зацепило? На что я так реагирую?

Такой взгляд со стороны творит чудеса – нарастающий шторм постепенно утихает и разговор продолжается в нормальном режиме. Или же ваше общение на этом заканчивается, но без бури.

Пока вы проделываете эти нехитрые приёмы, возможно, вы пропустите и не услышите какие-то фразы вашего собеседника.

НО – вы сохраните внутренний покой, вы сохраните свою и его энергию, вы не доведёте дело до конфликта, со всеми его последствиями!

Также очень помогает остановить внутреннюю бурю простое упражнение.

Вы говорите себе мысленно (или вслух):

– СТОП! Расслабляюсь!

Проживание негативной эмоции

Негативные эмоции не полезно подавлять и вытеснять – их нужно проживать . Проживать можно по-разному.

Например, можно кого-то ударить, когда внутри нарастает гнев; а можно просто поплакать в укромном месте. Поскольку мы говорим об осознанном проявлении себя в этом мире, то «ударить» не подходит. А поплакать очень даже полезно, в том числе и для мужчин.

Есть также простая практика для проживания эмоции.

  1. Выберите удобное для себя место, сядьте, а лучше прилечь, если есть возможность.
  2. Обратите внимание на своё тело:
    – почувствуйте, где эта эмоция уже находится или только зарождается в вашем теле,
    – как она ощущается,
    – как её энергия движется в вашем теле – откуда и куда.
  3. Наблюдайте её со стороны – НЕ оценивая и НЕ осуждая себя, просто наблюдайте её.
  4. Примите эту эмоцию – Да, она есть, я её испытываю .
  5. Попросите Высшие Силы наполнить вас любовью , или сделайте это сами, если уже умеете. В любви негативные эмоции нейтрализуются и трансформируются.

Во время выполнения этой практики происходит осознание , принятие своей негативной эмоции и её трансформация – без вреда для себя и окружающих.
Необходимо лишь несколько минут – и вы в порядке.

Дыхание

Ещё один эффективный способ проживания эмоции – дыхание . Медленные глубокие вдохи и выдохи также помогают остановить бурю.

Здесь уже включается физиология. Эту практику тоже надо выполнять осознанно, а не автоматически.

  1. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Наблюдайте, как прохладный воздух входит через ваши ноздри и наполняет сначала лёгкие, а затем всё ваше тело.
  2. Выдох – наблюдайте, как тоненькой ниточкой уже тёплый воздух покидает ваше тело через ноздри. Ничего специально делать не надо – просто наблюдайте…
  3. Теперь вспомните вашу эмоцию – что сейчас от неё осталось? Как изменилось ваше состояние?

Взять ответственность на себя

Ответственность – это одно из важных качеств личности, которая занимается гармонизацией своего внутреннего мира. О важности принятия ответственности на себя говорят также и Учителя из Тонкого Мира.

Что это значит относительно эмоций?
Это значит, что я понимаю, что:
– не он меня обидел, а я сама (сам) обиделась на него…
– не она меня разозлила, а я сама (сам) разозлилась на неё…
– не новости меня расстроили и теперь у меня депрессия, а я сама (сам) позволила себе отреагировать депрессией на новости…
– не ребёнок меня вывел из себя своими школьными оценками, а я сама (сам) разгневалась на ребёнка…

Это значит, что я не виню других людей в том, что происходит со мной.
Это значит, что я сама несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

Почему это происходит именно так, как происходит, – это уже другой вопрос, с которым нужно работать. И опять же – я работаю сама с собой, а не пытаюсь изменить и сделать лучше других людей!

Когда мы понимаем свою личную ответственность – резко уменьшается количество неприятных и конфликтных ситуаций в нашей жизни.

К примеру, мы прекращаем поток обвинений и претензий в адрес обидчика. Потому что обидчика просто НЕТ. Таким образом уменьшается количество негативной энергии, выпущенной нами в окружающий мир)).

И в результате наше личное пространство становится более чистым и светлым. А также сохраняется наша личная энергия.

Мы не отвечаем за их эмоции

Также мы не отвечаем за эмоции других людей. Часто мы виним себя за то, что, например, обидели кого-то или вызвали чьё-то негодование.

Но это не так: это их личная реакция на наши слова или поступки. Их эмоции – это их личная ответственность. Их эмоции указывают им на те стороны их личности, с которыми им нужно работать.

Т.е., у них был выбор – например, обидеться или не обидеться. Даже когда была такая цель – обидеть.
Безусловно, вы ВСЕГДА можете попросить прощения у любого человека, когда вас что-то гложит. Этого никто не отменяет. Но не стоит винить, осуждать себя и посыпать голову пеплом!

Представьте, насколько уменьшится количество ссор и конфликтов, когда каждый из нас будет нести свою личную ответственность за каждое слово, за каждый поступок по отношению к другим людям!

Не искать виноватых вовне, а именно нести свою личную ответственность.

Негативные эмоции и работа с ними – это большая тема. И это тема всей нашей земной жизни)))

Лично я люблю короткие практики и упражнения, которые не требуют много времени для их выполнения.
В этой статье я поделилась с вами своим опытом и простыми, эффективными техниками, которые помогут вам начать эту работу.

И основные этапы этой работы: осознание , принятие , контроль и трансформация своих эмоций.

P.S. Буду рада, если вы поделитесь в комментариях, как вы работаете с непродуктивными (негативными) эмоциями!!

Запрос на осознанную жизнь рождается только у развитого человека, который начинает чувствовать свой внутренний мир и обращать внимание на свои переживания, эмоции, мысли, желания и начинает прослеживать необъяснимую взаимосвязь между своим внутренним состоянием и своими результатами во внешнем мире. Это запрос человека, который не просто хочет удовлетворить свои базовые потребности выживания, но и хочет развиваться и получать истинную радость и удовольствие от жизни, от реализации себя, от взаимодействия с другими людьми.

Осознанность позволяет действовать эффективно и при этом получать удовольствие от жизни, реализуя свой потенциал, замечая проблемы на стадии их возникновения и быстро и эффективно разрешая. Управлять можно только тем, что осознаешь. Поэтому осознанность - это ключ к управлению своей жизнью! Осознанность позволяет управлять своим телом, эмоциями, мыслями, своим отношением к людям и своей жизнью.

Что это такое осознанность?

Осознанность - это тотальное и безоценочное погружение внимания в процессы, происходящие в нашей жизни (физические, ментальные и психологические) и их осознание. Осознание - это прожектор внимания, направленный внутрь себя, который освещает проблему или какой-то процесс, делает его ясным, видимым и понятным. В этот момент мы не осуждаем и не даем оценки явлению, человеку, чувству, действию, а просто наблюдаем. Осознанная жизнь - это настоящая жизнь, жизнь вне условностей, навязанных ценностей, желаний и образов поведения. Быть осознанным - это значить видеть себя и окружающий мир такими, какие они есть в действительности.

Что вы получаете, практикуя осознанность в жизни:

  • Оздоровление. Осознанное отношение к телу поможет предотвратить болезни и прийти к оздоровлению, т.к слушая свое тело, мы начинаем давать ему именно то, что для него необходимо.
  • Внутренний баланс и гармония. Осознанное отношение к своим эмоциям позволяет ими управлять.
  • Реализация своего потенциала. Осознавая свои желания, со временем мы учимся различать истинные желания от навязанных. А реализуя истинные желания, мы начинаем раскрывать свою суть и свою уникальность.
  • Свобода быть собой. Осознавая свои мысли, желания, чувства и поступки, со временем мы становимся свободными от вложенных программ, шаблонов, негативных установок и становимся успешнее и счастливее.
  • Улучшение отношений с окружающими. Осознанность позволяет видеть человека таким, какой он есть, а не взаимодействовать с придуманным образом.
  • Открытие интуиции. Осознанное отношение к своему внутреннему миру открывает интуицию. Часто тело и нервная система дают нам сигналы, предупреждая нас о возможных последствиях.
  • Улучшение уровня жизни. Осознанное отношение к своим мыслям поможет сформировать позитивные изменения в жизни, поскольку осознанные мысли рождают осознанные действия.
  • Яркость и интерес к жизни. Осознанность делает жизнь интересной, а не скучной и обыденной. Ведь каждое мгновение уникально и красиво, но не замечая красоты вокруг, мы погружаемся в череду бесконечно тянущихся серых будней с мечтами об отпуске.
  • Повышение уровня энергии. Возвращая свое внимание в настоящий момент, мы возвращаем себе свою энергию, которую раньше растрачивали на прокручивание мыслей, ситуаций и переживаний из прошлого или страхов за будущее.

Таким образом, осознанность позволяет стать человеку живым и настоящим, делать то, что идет из души, а не навязано кем-либо, следовательно, реализовывать себя и испытывать от этого подлинную радость и счастье.

Как же развивать осознанность?

На этом пути можно совершенствоваться постоянно, собирая нити внимания и со временем осознавая все больше и больше. Начать можно с самого простого, но ведь именно из маленьких, но постоянных усилий складывается большой результат.

Самые простые практики повышения осознанности

  1. Практика дыхания. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет.
  2. Осознанное принятие пищи. Принимая пищу, сосредоточьтесь на ее вкусе. Держа в руках кусочек хлеба, попробуйте осознать как он попал к вам, сколько сил и времени ушло, чтобы его приготовить, вырастить пшеницу, собрать, смолоть муку, расфасовать, выпечь, сколько сил и труда вложено в этот маленький кусочек. И какова его ценность.
  3. Сосредоточение на своих чувствах. Чтобы успеть проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать погружение в настоящий момент. Можно поставить таймер на часах. И когда прозвенит звонок, оставить свои дела и погрузиться в настоящий момент, спросив себя “Что я сейчас чувствую?”, пройтись внимание по телу, расслабить напряжение, последить за дыханием 5-10 минут. Эта практика не занимает много времени и отлично восстанавливает силы среди напряженного рабочего дня, освежает.
  4. Шар осознанности. Представьте в районе груди прозрачную сферу и сосредоточьтесь на ней и спросите себя: «Что я сейчас действительно хочу и что меня порадует?». Затем начните заполнять это шар приятными образами. Это открывает доступ к истинным желаниям нашей Души. Эту же практику можно использовать, чтобы определить истинное желание или навязанное. Поместите образ желания в этот шар Души и прислушайтесь к ощущениям. Если они приятные и радостные, то исполнение желания принесет вам радость, если нет, то вероятнее всего, желание навязано кем-либо.
  5. Осознанная работа с негативными эмоциями. Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием.
  6. Осознание своих мыслей. Если вы склонны вовлекаться в негативные мысли и прокручивать их часами, то попробуйте простое, но эффективное упражнение «Резиночка». Оденьте на руку резиночку и как только ловите себя на том, что вовлеклись в негативные мысли, не сильно, но ощутимо оттягиваете резиночку и щелкаете себя по руке. Осознанно переключайте свое внимание с плохих мыслей, как говорила известная Скарлетт О"Хара «Я подумаю об этом завтра», но не сейчас. Помните, что мысли - это вибрации, которые формируют вокруг вас поле и то, о чем думаете, то и притягиваете к себе.
  7. Если вас раздражает какой-либо человек. Любой человек откликается внутри нас каким-то чувством или состоянием. Например, мы читаем или слушаем кого-то и ощущаем, как что-то внутри нас резонирует и находит отклик. Мы испытываем приятные чувства по отношению к человеку. Но бывает и так, что смотришь на человека, а внутри рождается что-то неприятное, раздражающее, что не находит резонанса внтури. Осознанно идя по этому ощущению, найдите и локализуйте место в теле и затем начните расслаблять это напряжение, пока оно не уйдет. В результате практики вы заметите, что отношение изменилось на нейтральное и больше вас никак не задевает. Это работает очень эффективно, а с практикой еще и очень быстро.
  8. Осознание тела. Тело всегда начинает сигналить нам о нарушениях, но мы настолько поглощены своими делами или мыслями, что часто этого не замечаем. Пока не включается самый сильный сигнал - боль, которая говорит о том, что разрушение уже серьезное. Основная причина разрушений и болезней - это сжатие пространств тела, которое чаще всего происходит во время стресса. Сжатие не позволяет энергии течь спокойно и расслабленно. Это то же самое, что постоянно ходить со сжатыми кулаками. Кровь и энергия застаивается и со временем начинаются проблемы. Очень простую практику работы с телом можно выполнять перед сном. Нужно удобно лечь и начать скользить вниманием по своему телу, находить зоны напряжения и осознанно расслаблять их, если напряжение очень сильное, то можно его продышать, представляя, как вы с дыханием наполняете эту зону светом. Это способствует хорошему сну и оздоровлению.

Совершенствуясь в практике осознанности, можно выйти на новый уровень жизни. Когда осознаешь свое тело и его ощущения, понимаешь, что ты не есть тело. Когда ты осознаешь свои мысли, то понимаешь, что ты не есть мысли. Когда осознаешь свои чувства, то понимаешь, что ты не есть чувства. Когда осознанно относишься к желаниям, то начинаешь различать истинные желания Души от навязанных социумом. Когда входишь в состояние наблюдателя и начинаешь жить в настоящем, тогда ты становишься хозяином своей жизни, ума, тела, мыслей и чувств.

В супермаркетах и интернет магазинах пожалуй можно найти любой, даже очень редкий коньяк, с огромной историей и длинным списком сортов, в него входящих

Эмоциональное сознание

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И еще реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей - столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключенными в ней. Причем, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность. Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живет каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг - сама доброта, что все вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди - злыми и настроенными против нас, а все вокруг, не видится ли нам серым, грязным, черным, отвратительным? Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение... Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся". Но это еще не все, и это очень важно, - есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далекую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гете". Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлеченности в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни, они позволяют нам почувствовать за игрой актера или действием книжного героя реальную жизнь и пережить ее так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстраненных свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из нее, мы реагируем и поступаем. Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится - "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек... В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределенные личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности - это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития. В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания.

На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает... Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребенок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции - не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьезная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо ее уже ничего не воспринимаем, она - центр нашего инфантильного сознания, она - наше "я". Будь то зубная боль или нанесенная кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств". Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным.

На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создает свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я". Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нем мы путаем объективный мир и свои субьективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится все то, о чем мы говорили о эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, все еще инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все еще находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чем сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть.

Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всем правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений... В целом, необходимо самопознание.

Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить свое "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли... Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение - наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актеров, ораторов... - делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять - как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души. Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трех этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где все взаимосвязано. Развитие сознания - это непрерывный процесс, не имеющий четких и однозначных границ. В нем участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остается открытым лишь вопрос времени и желания.

Илья Барабаш

URL ресурса: [email protected]