От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание? В русской церкви появился новый доктор богословия

В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета.

Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара.

В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова.

В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность.

Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах.

В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

После войны, когда в Германии была безработица, голод, Смолич зарабатывал на жизнь, торгуя книгами. А потом, когда положение в Германии стабилизировалось, он стал сотрудником Восточноевропейского института при Свободном университете в Западном Берлине. Он входил в НИИ этого университета, где продолжал изучать историю.

В это время Смолич являлся прихожанином Воскресенского собора в Западном Берлине, кафедрального собора Германской епархии Московской патриархии.

Целью научных трудов Игоря Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. Сам он писал о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII—XIX веков, то есть периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно этот труд по истории Синодального периода стал вершиной его научной деятельности.

За свою научную деятельность историк получил степень доктора философии, а в 1964 году Свято-Сергиевский Богословский институт присудил ему звание доктора богословия honoris causa.

Ему не суждено было осуществить свой всеобъемлющий замысел. В 1970 году историк почувствовал все увеличивавшийся упадок сил и с большим трудом почти сумел завершить второй том своей Истории Синодального периода. Работа над церковной историей России от Крещения до 1700 года так и осталась на подготовительной стадии.

Скончался 2 ноября 1970 года в Берлине. Похоронен на православном кладбище Тегель в Западном Берлине.

На днях в России произошло знаковое событие. В Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. Кирилла и Мефодия была защищена диссертация по новой, утвержденной Минобрнауки и признанной ВАК специальности «теология». Первым кандидатом наук по этой дисциплине стал декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) . Противники безуспешно попытались дискредитировать работу с помощью «карусели» отрицательных отзывов. О смысле долгого труда и интриге вокруг него «Культура» побеседовала с отцом Павлом.

Ваша диссертация называется «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». Как она возникла?

Я над ней работал несколько лет, а самой темой богословия святителя Филарета занимаюсь очень давно. В 2010-м вышла моя монография, посвященная святителю. Личное отношение к этому великому деятелю нашей церкви тоже возникло не случайно: в жизни было множество «подсказок» — начиная с того, что после рукоположения в 1996 году я стал священником первого построенного в честь святителя после его прославления храма. А в начале 2000-х мне неожиданно предложили издать подборку его духовных произведений. Тогда я стал читать его всерьез и навсегда пленился глубиной и красотой мысли святителя.

Вы давно уже доктор богословия, не так ли?

Внутрицерковную степень доктора богословия я получил в 2015-м по теме «Русское внеакадемическое богословие XIX века». Но она, как и другие подобные, не признается государством. Я, например, не мог выступать научным руководителем для аспирантов, защищающихся по любым дисциплинам в системе ВАК. Кроме того, официальные степени нужны нашему вузу, у которого сегодня единственная в России аккредитованная аспирантура и первый признанный ВАК научно-богословский журнал «Вестник ПСТГУ». С профессорами и научными сотрудниками без признаваемых в «светском пространстве» научных степеней нас могут просто закрыть однажды как «неэффективных».

Процесс общественного признания теологии был небыстрым. Сперва наш университет, активно поддержанный в этом отношении высшей церковной властью, боролся за теологию как учебную специальность: в 1999 году стал возможен теологический бакалавриат, а вскоре и теологическая магистратура. В 2015 ВАК признал теологию научной дисциплиной, но без возможности защиты степеней. Предпоследний барьер был снят в прошлом году: разрешили наконец защищать диссертации по теологии, хотя и здесь формулировка первоначально была двойственная, «работа по теологии на степень кандидата философских наук». И только незадолго до моей защиты «философия» окончательно уступила место теологии. Прецедент создан, и путь следующим диссертантам, в том числе из моего родного ПСТГУ, открыт.

Что мешало Вам защититься по религиоведению?

Да, советовали поначалу переделать мою работу под религиоведческую или философскую, и так получить ваковскую степень. Мои коллеги вынуждены были подобным образом действовать до сей поры. Но я отдал прочесть свою диссертацию одному уважаемому светскому ученому, и тот резюмировал: «это богословие, и ничто иное». Дело в том, что разница между двумя науками существенная. Условно говоря, религиоведение описывает церковь снаружи, а богословие — изнутри. Как любой гуманитарий, богослов имеет дело с текстами, с историей, но для него в них содержатся не отвлеченные понятия, а свидетельства веры, которую исповедует он сам. Это помогает ему проникнуть в смысл текстов. На защите я привел пример, связанный с моим первым, консерваторским образованием пианиста: может ли стать хорошим музыковедом человек без слуха и любви к музыке, даже если он выучит назубок всю ее историю и терминологию?

Чем отличается религиозная философия от теологии?

Они разделяются методологически, хотя темы могут быть одни и те же. Скажем, в работах Владимира Соловьева в основном представлена первая, но есть компоненты второй. Религиозный философ высказывает свою личную точку зрения, богослов стремится установить общецерковную. В этом смысле Григорий Сковорода, которого называют «народным богословом» — все же, скорее, верующий философ.

А чем теология разнится с богословием?

Вообще это синонимы, различается словоупотребление — богословие относится к области церковного Предания самого по себе, теология — наука, изучающая тексты Предания с точки зрения церкви. Пример со стороны: в немецких университетах, где богословские факультеты никогда не закрывались, не преподается «теология вообще», но только католическая или лютеранская, есть где-то даже факультет православной теологии.

Вы, конечно, помните старую советскую максиму: «ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан...» Простите, а зачем вам светская научная степень?

Таких «кандидатов» полно в любой науке. Это понимают и противники научных защит по теологии: если бы у меня была, например, компиляция других авторов без тени собственной мысли, они не упустили бы случая доказать это. Есть же «Диссернет», автоматические средства проверки на плагиат. Но я уже говорил, государственная научная степень важна не столько для меня, сколько для моего университета, для церковной науки в целом.

С обывательской точки зрения, усвоенной еще с советской школы, теология — это какая-то средневековая схоластика: «сколько ангелов уместится на кончике иглы?» Некоторые нынешние антиклерикалы, в том числе с учеными степенями, жестко связывают нынешний упадок нашей академической науки и уровня образования с «мракобесным наступлением попов по всем фронтам» и пытаются яростно с этим бороться...

Эти люди подменяют понятия. Некоторые просто не знают, о чем идет речь, и не прилагают усилий, чтобы узнать. Другие, напротив, слишком хорошо понимают и целенаправленно борются со всем церковным по глубинному неприятию христианства, что ж, для верующих это не новость. У нас сейчас антицерковное движение, слава Богу, идет, не от государства, как в советское время, но по «общественной», так сказать, линии, от людей, стремящихся сконструировать ложную дихотомию: «общество знаний — поповское мракобесие». Но я настаиваю: богословская точка зрения на церковное Предание и Священное Писание, историю церкви и ее святых нужна и светской науке, без нее спектр представлений об интеллектуальных и духовных процессах, проходящих в обществе, будет неполон, наше знание о самих себе ущербным.

Пять отрицательных отзывов против Вашей диссертации, направленных в ВАК, начались с довольно шумно выложенной в Сеть рецензии доктора биологических наук из академического Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича Юрия Панчина. Он, в частности, настаивает, что Вы требуете «от исследователя личного религиозного опыта», что «противоречит нормам научного исследования», а также «дискриминирует... специалистов, проводящих научную экспертизу в государственных институтах». В итоге, согласно Панчину, защита подобной работы через ВАК нарушает Конституцию РФ...

Я ничего не «требую» и лишь констатирую собственную веру, а с текстами работаю с помощью традиционного для гуманитарных наук инструментария. Не я один заметил, что в отрицательном отзыве Панчина и четырех других биологов, солидаризовавшихся с ним, есть неприятие метода гуманитарных наук как такового. Характерно, что в мою защиту выступили светские ученые, которые восприняли критику как атаку позитивизма на гуманитарные науки вообще... Небезынтересно, что, кроме общих тезисов о «ненаучной методологии», замечания ученых биологов сводились к тому, например, что я не опроверг мнение одного советского историка, считавшего, будто бы святителя Филарета звали в народе «Филька» и отсюда пошло выражение «филькина грамота». Как прикажете опровергать такие аргументы?.. Вообще-то, честно говоря, я не ожидал, что столкнусь с такой откровенной злобой и целенаправленно организованной против моей диссертации кампанией.

Организованной?

Да, это был своеобразный флэшмоб: один совестливый биолог прислал мне скриншот произведенной среди специалистов его профиля сетевой рассылки в добрую сотню адресов. В непарламентских выражениях ученых призывали, отбросив брезгливость, «поставить попов на место». Отправивший мне это человек написал, что ему стыдно за своих коллег. Предполагалось набросать с полсотни отрицательных отзывов и тем самым сорвать защиту, так как все мнения должны на ней представляться. Однако правильно оформили необходимые для этого бумаги только пятеро. Их отзывы зачитывали на защите около полутора часов, и по каждому я вынужден был отвечать. И хотя все кончилось хорошо — за присуждение мне ученой степени проголосовал 21 из 22 присутствовавших членов Объединенного диссертационного совета по теологии, — для меня все это стало непростым испытанием.

В чем научная новизна Вашей работы?

В XVIII веке Россия восприняла европейскую секулярную культуру, что изменило очевидным образом и положение церкви. При этом, однако, традиционная точка зрения на вопрос, унаследованная еще от славянофилов, состоит в том, что проблемы западной цивилизации не должны затрагивать православное богословие. Я же доказываю, что достижение православного богословия в том, что оно стало искать и сумело в конечном счете найти ответы на вопросы, поставленные перед ним Новым временем. И святитель Филарет сделал в этом смысле качественный шаг вперед, сумев вписать традиционное богословие в новый культурный контекст. В моей диссертации я не только впервые ставлю этот вопрос, но и показываю, как святитель это сделал и к чему пришел. Это мой скромный дар величайшему и до сих пор, мне кажется, недооцененному богослову XIX столетия в год, когда мы отмечаем 150 лет со дня его кончины.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРВУЮ В УКРАИНЕ, СНГ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПРОГРАММУ "ДОКТОР ПРАКТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ"!

Программа "Доктор практического богословия" подразумевает более глубокое изучение тем, имеющих практическую направленность.

21 век

Общество сместило свой ракурс от модернизма к постмодернизму. Теперь взгляд сфокусирован на актуальной проблеме ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ, а также современного общества к церкви. Мы видим, как на просторах Европейского союза интерес к церкви все больше пропадает. Там богословие переформатировалось в либеральное течение, которое размыло все основы церкви. Причина не в том, что в Европе было мало богословов-теоретиков, а в том, что современное общество и церковь нуждается в профессиональных служителях - практиках .

Сравнивая американскую и постсоветскую богословские модели, мы с уверенностью можем сказать, что у нас все еще впереди, церкви находятся на стадии роста и прогресса. Сегодня нам нужны профессионалы в области служения. Те, кто сможет не просто проповедовать за кафедрами в церквях, не просто хорошо знает богословие и теологию, но профессионалы, которые способны идти вперед и вырабатывать стратегию для развития современной церкви.

ИТАК, НА ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОКТОРОВ СЛУЖЕНИЯ C ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

1. Морально-духовное измерение является основой жизни и адекватной профессиональной деятельности каждого человека. В зависимости от этого измерения, общественная среда растет и гармонично развивается. Кто может заложить правильное основание морально-духовных ценностей? Тот, кто имеет ресурс, и тот, кто владеет информацией.

2. Наше политическое, деловое, культурное, духовное, религиозное и социальное окружение зависит от глубокого и прочного основания и духовного хребта, который не гнется перед соблазнами этого мира и перед примитивными эгоистическими потребностями, преимущественно сосредоточенными на сребролюбие, гедонизме и гордыне. Кто может помочь сформировать такой крепкий хребет? Специалист в сфере служения.

3. О том, как начать учить в церкви, имея перед собой лучший пример человека, – Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы показать, напомнить нам о том, для чего Бог создал человека. Для этого нужны профессионалы, которые поднимут церковь на новый уровень!

ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ, ЗАЧЕМ НУЖНА СТЕПЕНЬ ДОКТОРА СЛУЖЕНИЯ

1. Доктор Служения (D.Min.) – это одна из важнейших научных степеней, предназначенная для служителей, которые поднимаются на новый уровень обновления своих парадигм и становятся еще эффективнее не только в своих церквях и городах, но и в служениях региона, страны и всего мира.

2. Доктор Служения – это помощь церквям, христианским библейским школам, организациям в росте их понимании и интерпретации служения Церкви по отношению к библейским, богословским, историческим, этическим и практическим областям. Именно эти области имеют большую потребность в правильном виденье и направлении.

3. Доктор Служения – это возможность правильно с богословской точки зрения помочь современным церквям определить свое виденье, цели, задачи. Всего того, что часто является проблемой для современной церкви, потому что вокруг нас так много церквей, которые не имеют ни виденья, ни цели и просто плывут по течению.

4. Степень Доктора Служения – это возможность для внедрения новых программ, новых направлений, которые нужны церкви сегодня, особенно в Украине, странах СНГ и Балтийском регионе.

5. Доктор Служения – это возможность для совершенствования своих навыков в служении. Программа помогает мужчинам и женщинам развивать более глубокое понимание библейских принципов и стратегий, чтобы они могли эффективно использовать их и внедрять в различные направления пастырской деятельности.

6. Докторская степень хорошо подходит для пасторов, миссионеров и других церковных лидеров, стремящихся к профессиональному и личностному росту.

7. Программа открывает возможности для актуальных публикаций, которые помогут современному обществу правильно сконцентрироваться на Иисусе Христе. Возможность для организации общественных круглых столов, церковных конференций и семинаров.

8. Сегодня, несмотря на пробуждение в регионах бывшего советского блока, на практике очень мало профессионалов с докторской степенью и тех людей, которые могли бы грамотно, используя современные методы, помочь церкви в исполнении ее предназначения.

9. Доктор служения – это подготовка таких служителей, которые способны помочь современной церкви разобраться с ее слабой стороной – конфликтами. Формулируя крепкий духовный хребет, мы выступаем в роли апологетов для современной церкви.

Преподает

Магистратура:

Экзегетика Священного Писания

Общий педагогический стаж:

Стаж работы по специальности:

Библиография

На русском языке:

  1. Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония // Богословие, философия, культурология. № 4. СПб., 2001. С. 101–117.
  2. Архимандрит Софроний и Давид Бальфур // Церковь и время 2001. № 2 (15). С. 170–183.
  3. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония // Церковь и время 2001. № 3 (16). С. 229–270.
  4. Учение архимандрита Софрония о старчестве // Начало / Журнал Института богословия и философии. СПб, 2001. № 10. С. 84–112.
  5. О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина «Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы» // Альфа и Омега 2001. № 2 (28) и 3 (29).
  6. Подвиг Богопознания // Архимандрит Софроний. Подвиг Богопознания. Письма с Афона к Д. Бальфуру. М., 2002. С. 25–38.
  7. Архимандрит Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое / Предисловие. М., 2001. С. 11–15.
  8. Архимандрит Софроний. Письма в Россию / Предисловие. М., 1997. С. 7–16.

На английском языке:

1. I Love Therefore I Am. The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony. New York: St Vladimir"s S. Press, 2002.

2. The Theology of Archimandrite Sophrony. D. Phil. Thesis. Oxford, 1999.

3. Monastic life according to Father Sophrony // Sourozh, № 99. London, 2005. C. 29–41.

4. St Silouan the Athonite and Archimandrite Sophrony // Conomos D. and Speake Gr. (eds.). Mount Athos The Sacred Bridge: The Spirituality of the Holy Mountain. Oxford: Peter Lang, 2005. C. 141–162.

На французском языке:

1. L"Archimandrite Sophrony; Esquisse // Buisson Ardent № 10. Pully, 2004. C. 107–126.

J"aime done je suis: Le legs theologique de 1"archimandrite Sophrony. Пер. Michel Quenot. Paris, 2005.

1. Архимандрит Софроний. Единство Церкви по образу Святой Троицы // Рождение в Царство Непоколебимое. М., 2001, С. 50–90.

2. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 51–57 // Церковь и время 2000. №4 (13). С. 328–355.

Биография

В 1982 г. окончил 9 классов средней общеобразовательной школы № 116 в Москве и поступил в Московское государственное музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1986 г. получил диплом преподавателя теории музыки.

С 1986 по 1988 г. проходил военную службу в армии.

В 1989 г. совершил паломническую поездку в монастырь Св. Иоанна Предтечи в Великобритании, основанный архимандритом Софронием Сахаровым, по благословению которого был принят в братию монастыря.

В 1990 г. рукоположен в сан диакона.

С 1990 по 1991г. проходил курсы английского языка в Кольчестере (Colchester Institute, U.K.), по окончании которых получил следующие сертификаты: Первый Кембриджский Сертификат (Cambridge First Certificate) и Кембриджский Сертификат Квалифицированного владения языком (Cambridge Proficiency).

В 1992 г. поступил в Оксфордский Университет (Великобритания) на богословский факультет в колледж «Пемброук» (Pembroke Colledge, Oxford).

1996 г. окончил с отличием полный курс бакалавра (ВА Honours in Theology), продолжил образование в Оксфордском университете и в 1997 получил звание магистра (MA Honours).

В 1999 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Богословие архимандрита Софрония», получив звание «Доктор богословия» (PHD in Theology).

В 2001 г. проходил обучение греческому языку в Афинском лингвистическом центре и в 2002 г. в Аристотелевском университете (Салоники, Греция).

В 2001 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в сан священника.

Принимал участие и выступал с докладами в различных богословских конференциях: в Международном конгрессе по Свт. Григорию Паламе (Афины, 1998) и др.

С 2004 г. преподает в Кембриджском Православном Институте, читая курсы лекций по русской религиозной мысли XIX–XX веков и по Новому Завету.

С 2006 г. зачислен в коллегию Эссекского Университета (Великобритания) накафедру «Психоаналитики».

С 2006 г. преподает Экзегетику Священного Писания на Кафедре библеистики в МДА.

Стать доктором теологических (или богословских) наук до недавнего времени в России было невозможно. Конечно, ученые степени присваивались диссертационными учеными советами духовных академий и университетов РПЦ, но никакой юридической силы на территории РФ они не имели.

Однако в сентябре прошлого года по решению Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России теология стала новой научной специальностью, получив шифр «26.00.01». А 30 мая в системе Минобрнауки был создан первый объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология». И теперь в абсолютно законных рамках можно защитить научную работу по теологии и получить научную степень кандидата или доктора.

Сейчас в рамках ВАК формируется экспертный совет по теологии. А ранее соглашение о создании объединенного диссертационного совета по теологии было подписано ректорами РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

В России около 50 государственных и негосударственных вузов имеют аккредитацию по специальности «теология». В этом году будет выпущено около 200 студентов на уровне бакалавриата и примерно столько же магистров. Сколько из них выберут аспирантуру, пока непонятно. Но в диссертационном совете по теологии готовы к приему научных работ.

У совета есть полномочия принимать к защите работы, их рассматривать и выступать с рекомендацией, - пояснили «Известиям» в совете.

Споры о том, является теология наукой или нет, ведутся еще с 1991 года, когда правительство сначала включило теологию в перечень научных специальностей, а потом исключило ее.

Я высказываю личное мнение как доктор философских наук и академик Академии образования, - говорит первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - С моей точки зрения, светской теологии как науки нет и быть не может. Наукой могут быть религиоведение и другие дисциплины, изучающие религию. Я вполне понимаю, например, что Свято-Тихоновский университет успешно несет в массы слово Божие в помощью современных технологий. Но совершенно не понимаю, когда в ядерном университете открывается кафедра теологии. Ломоносов еще в ХVIII веке повторил идею двойственной истины. Смысл ее предельно прост: богословам нечего делать в науке, а ученые не должны заниматься богословием. Каждый должен заниматься своим делом.

Между тем появление диссертационного совета по теологии облегчит жизнь ученым, чьи работы не вписывались в рамки философии или истории религии.

Я зампредседателя диссертационного совета по философии религии и религиоведению при РАНХиГС. Религиоведение в России отнесено к философским наукам, а также к историческим, - рассказывает религиовед, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института госслужбы и управления РАНХиГС, заведующий Межвузовской кафедрой религиоведения, этнокультурологии и проблем евразийской интеграции Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета Вильям Шмидт. - И в силу специфики нашего совета, мы традиционно принимали работы, которые шли на стыке наук. Например, культурологии, социологии, политологии, права. Иногда их было тяжело квалифицировать как философские работы, потому что религиозный дискурс указывал на то, что это предметная область теологии. Но теологии-то не было, поэтому кандидатские и докторские возвращали на доработку. А некоторые вообще отклоняли.

С такой ситуацией Шмидт столкнулся лично, когда в 2000 году в МГУ, а затем в 2007 году в РАГС защищал работу, посвященную наследию патриарха Никона, - кандидатскую и докторскую.

Некоторые доктора наук выдвинули к ней претензии - они считали, что в работе усилена богословская составляющая. И говорили: «А почему мы должны защищать ее по философским наукам, даже если предметная область - религиоведение?», - вспоминает Шмидт.

Как подчеркивают эксперты в области теологии и религиоведения, речь идет не только о христианской теологии, но и мусульманской, иудейской, буддистской и др.

Нет просто теологии - теология всегда конкретна и соответствует той или иной религиозной традиции, - поясняет Шмидт.

По мнению экспертов, уровень теологов в России сейчас чрезвычайно низкий, поскольку еще не сформированы критерии.

Олег Смолин считает, что духовные лица вполне могут получать ученую степень. Но не по теологии.

Мне кажется, что если духовный деятель хочет иметь светскую ученую степень, он может защититься, например, по истории церкви. Или по каким-то другим темам, но в рамках светских наук, а не по теологии, - говорит депутат. - Потому что если, скажем, во время защиты диссертации сойдутся атеист, религиозный деятель и агностик, то, скорее всего, восторжествует формула Канта. А она звучит примерно так: существует три основных доказательства бытия Божия, но ни одно из них с научной точки зрения доказательством не является. Поэтому каждому свое.

Однако Вильям Шмидт убежден, что это не совсем корректно, поскольку теолог и религиовед - это разные научные специальности. Сегодня дискутируется вопрос о придании теологии статуса научной отрасли.

Да, у этих наук объект исследования разный. Религиоведение не занимается исследованием проблем Бога. А теология как раз занимается именно этим. Предельный объект теолоогии - это Бог и его проявления в мире. А религиоведение занимается религией как социальным явлением, феноменом, - говорит Шмидт. - Но неспециалистам кажется, что это одно и то же.

Сейчас в аспирантурах религиозных вузов по специальности «теология» в общей сложности обучается чуть более 50 человек. И теперь у каждого из них есть возможность стать кандидатом наук.