«Здравствуйте, я – ваша учительница!», или Как познакомиться с новыми учениками. Учебный диалог на уроке

Ответ взят из стенограммы решения педагогической ситуации, которое приводит академик РАО Ш.А.Амонашвили участикам Международных чтений по гуманной педагогике в Московском государственном педагогическом университете.

Я не люблю ябед, если среди вас сидит учитель, который любит ябед, это не учитель, скажем так, нашего склада, склада нашей школы-семинара. Нет, я люблю детей, которые не справились с случившимся, и чтобы не усугублялось это обстоятельство, призывают умного взрослого. Вот они идут ко мне: "Помогите". Они дерутся, девочки-то дерутся. Вот сейчас, повторяю, я хочу чтобы вы посмотрели насколько я правильно вел творческий диалог с детьми. Я зову этих девочек: "Подойдите ко мне". Они идут, обе надутые друг на друга.

Но я говорю детям: "Знаете, ребята, я сейчас закрою глаза и буду для себя размышлять. А вы слушайте". И вокруг меня образовался круг детей. Они стоят: что сейчас произойдет? Я опускаю голову закрываю глаза, и говорю: "Я сейчас Элочка, я Элочка", - и размышляю, - "Ну почему я так сделала? Русико хотела яблоко, а я взамен взяла брошь, золотую брошь. А сейчас мама Русико наверное ищет в доме эту брошь и не найдет. Неужели я эту брошь возьму? А кому я еще буду показывать? А что моя мама скажет мне? Ой как стыдно, ой как стыдно. Русико бери обратно свою брошь - бери-бери. И прости, что я не поделилась с тобой яблоком" - я для себя так шепчу.

А потом - пауза. Милые мои, творческий диалог и пауза - это великое таинство педагогики. Это есть то таинство, которое на ухо передавали мастера-учителя. Это есть истинная наука устраивать паузы именно тогда, когда мысль ученика работает, мысль становится созвучной с вашими мыслями. Вот и возникает творческий диалог. Даже молчание есть великий диалог.

А потом, спустя несколько секунд, начинаю размышлять как Русико: "Ой, мамина брошь. Неужели я не могла воздержаться? Подумаешь, яблоко. А брошь? Мама же не знает, что я взяла её брошь. Ищет. Вернусь домой, что будет? Вернёт мне Элочка или не вернёт? Вернёт или не вернёт? Ой как стыдно, ой как стыдно." Опять пауза. А потом говорю: "Ну-ка, ребята, я сейчас открою глаза и должен увидеть как Русико и Элочка помирились, пожали друг другу руки, обнялись и брошка возвращается снова своему владельцу. Ну как, открыть мне глаза или нет?" И тут все дети своими руками нажимают мне на голову. "Нет-нет-нет, еще нет. А вы помиритесь, быстро-быстро, обнимитесь". И давят меня, не отпускают. А в конце концов: "Да, можно-можно, открывайте". Открываю глаза: "Ну давайте сейчас начнём урок математики".

Вот это вариант творческого диалога с детьми. Зачем нам нужны вообще творческие диалоги? Что они делают в нашей жизни? Этот диалог должен породить в ребенке великолепные образы общения, образы красоты, образы доброты, образы сочувствия, образы науки. Если в диалоге не зарождаются великолепные, подчеркиваю, великолепные образы, которые должны заполнять духовный мир ребенка, то этот диалог не состоятельный.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Тема: «Организация учебного диалога на уроке»
Л.С. Выготский говорил: «Наш ребенок бы и знал, и умел, и мог, но главное, что он прежде всего не хочет». Нет мотивации ничего не получится. Поэтому мотивацию развития личности ставят во главу всего понимания новых образовательных стандартов. Ученик будет иметь положительную мотивацию если на уроке ему будет интересно.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества».

Для достижения данных целей незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Обучение учащихся ведению диалога в начальной школе включает в себя 3 этапа:
- Обучение учащихся постановке вопросов:
- Обучение учащихся работе в группе, парах;
- Обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Организация данной работы начинается на кружках внеурочной деятельности, где детей учат работать в паре, группах, умению задавать вопросы, вести беседу и т.д «Я учусь в школе», «Маленький исследователь».

Практическая работа.
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)
- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.
Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет... Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)
Задание 2.
Найди загаданное слово.
Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».
Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.
Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Правила работы в диалоге:
. Отвечать на поставленный вопрос
. Каждый имеет право на свою гипотезу
. Каждый имеет право критиковать гипотезу другого
. Каждый имеет право поддерживать гипотезу другого

Учебный диалог имеет свои особенности:
. наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
. наличие двух и более собеседников;
. возможности свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
. наличие обратной связи;
. наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,учителем и учеником.

Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях:
. Он ставит учебную задачу
. Он является активным участником диалога
. Он помогает детям в формулировке ответа.

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

Учитель-класс (вопросно-ответный диалог) - характерен для беседы.

Он имеет следующую структуру:
1. Сообщение темы.
2. Постановка учебной задачи.
3. Совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка.
4. Получение совместного окончательного решения.
5. Обобщение.

Постановка учебной задачи (Фрагмент урока Бегишевой Галины Николаевны)

Учитель: Один ученик придумал задачу и утверждает, что ее можно внести в «Сборник задач». Прочитайте ее. Стоит ли вносить эту задачу в «Сборник»? Ответ покажите сигнальными карточками («да» - зеленый цвет, «нет» - красный цвет, сомневаюсь - желтый цвет.)
У каждого ученика на парте имеется карточка с текстом.

Текст задачи. Выехали одновременно две машины. Одна красная, а другая зеленая, одна машина - маленькая, другая большая. Красная машина ехала со скоростью 600 км/ч, а большая зеленая машина со скоростью 800 км/ч. Пассажиры ехали, весело разговаривали и не заметили, как проехали 4 часа. Куда приехали пассажиры, и сколько их было?
Учитель: Я вижу, что среди вас много сомневающихся. Почему?
Ученики: Вряд ли это задача - ее текст очень длинный.
И в нем много лишних слов.
Какая разница, какого цвета машины!
И почему нужно знать, что пассажиры весело разговаривали!
И скорости у машин ненастоящие: с такими скоростями летают только самолеты.
И вопрос задачи какой-то странный…

Учитель: У многих из вас возникли сомнения. Давайте внимательно исследуем текст задачи. (Дети соглашаются.)
Учитель: Что должно быть в любой задаче?
Ученики: Условие и вопрос, на который надо найти ответ.
Учитель: Данный текст похож на задачу на движение?
Ученики (неуверенно): Наверное, похож, ведь в тексте говорится о скорости, о времени…
Но ничего не говорится о расстоянии, которое прошли машины…
Учитель: Что еще вы заметили в условии задачи?
Ученики: В условии есть лишние данные - цвет и размер машин. А от этого ведь решение задачи не зависит.
Есть и недостающее данное - не сказано, в каких направлениях движутся машины.
Еще - странные скорости машин.
Учитель: Что скажете о вопросе задачи?
Ученики: На такой вопрос по данным условия нельзя ответить.
Вопрос не соответствует условию задачи.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Такую задачу в «Сборник» записать нельзя.
Ее надо исправить.

Ученик - класс. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих уроках знания и выступает как носитель информации (дискуссия, групповой диалог).

Пример организации учебного диалога.
- Дайте характеристику слова стекло!
- Все ли согласны с данной характеристикой? Коллизия (Стекло имя сущ., стекло глагол)

Задание для работы в группе.
Придумайте еще слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное грамматическое значение. (пила - пила)

Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - применяется при работе в парах, группах, коллективном диалоге, споре.

Учебное задание для коллективного диалога в группах.

Даны картинки с животными: Белый медведь, бурый медведь, заяц, мышь, чайка, пингвин.
Распределите данных животных по природным зонам.

Что произойдет если мышь поселить в арктическую пустыню, а пингвина на берег Азовского моря?

Распределите в группе кто будет отвечать на первый вопрос, кто на второй.
Постарайтесь, чтобы ответ был кратким, но доказательным.

Учитель-ученик - беседа, дискуссия.
Люди говорят: «Там, где есть вода, есть жизнь».
Почему? (Потому, что без воды не будут расти растения, не будет животных и людей)
Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные.
А почему же встречаются растения в горах, на лугах, в пустынях, в местах далеких от водоемов?
(потому, что растения растут везде, потому, что в земле есть вода, от дождей).

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.
Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто-то окликает тебя, зовет - уж не леший ли? Леший - лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.
Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью.
Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.
- Почему так происходило? (ответы детей)
- Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?
С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Выделяют еще один вид диалога ученик-учебный материал - встреча субъекта и учебного материала. «Мне это известно…», «Мне это знакомо … интересно или неинтересно»

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

Способ 1. Анкета.

На первом уроке или классном часе раздайте ребятам анкету. Пусть они напишут вам о том, что считают нужным, а также укажут те данные, которые вы должны будете занести в журнал. Я распечатываю анкеты, а после заполнения складываю их в портфолио класса.

Примерные вопросы анкеты:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения, количество полных лет на 1 сентября.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. ФИО матери, количество лет, мобильный телефон.
  5. Место работы матери, рабочий телефон.
  6. ФИО отца, количество лет, мобильный телефон.
  7. Место работы отца, рабочий телефон.
  8. Сколько детей в семье и какого возраста?
  9. Есть ли у тебя хронические заболевания? Если есть, какие?
  10. Твои увлечения.
  11. Что тебя волнует?
  12. Что получается у тебя лучше всего?
  13. Какие поручения в классе ты хотел бы выполнять?

Способ 2. Самый-самый нашего класса

Это - тоже своеобразный вариант анкеты, однако тут ребята уже сами решают, кто и в каких сферах в их классе является уникальным и непревзойденным. На доске - перечень качеств:

  1. Самый умный;
  2. Самый эрудированный;
  3. Самый воспитанный;
  4. Самый грамотный;
  5. Самый начитанный;
  6. Самый музыкальный;
  7. Самый красивый;
  8. Самый исполнительный.

Номинаций, в которых ребята могут оказаться «самыми» - множество, их можно дополнять на свое усмотрение.

Способ 3. Классный час «Мои увлечения»

Проводим путешествие в мир увлечений. Начните с себя. Постарайтесь честно рассказать ребятам о том, как вы себя видите в мире и чем живете. И тогда они тоже честно расскажут о своем внутреннем мире. Возможно, одного урока не хватит, чтобы всем высказаться, тогда займите два. Пусть ребята принесут свои поделки, фотографии… Вы сами удивитесь, насколько порой талантливы те, из кого на уроке клещами не вытянуть и пары слов!

Учителя они в вас увидят обязательно - придется! Главное, чтобы они видели в вас человека… и тогда многие проблемы станут незаметнее.

Я, например, всегда рассказываю ребятам о своем увлечении волонтерской деятельностью и помощи бездомным животным, заканчивая произведением Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».

Способ 4. Игровая форма

Знакомство в 1 — 5 классах можно начать с шуточной игры. Учитель здоровается с группой учеников, объединяя их по какому-то признаку, либо задавая вопросы, а они ему машут руками, если согласны:

  1. Здравствуйте, мальчики!
  2. Здравствуйте, девочки!
  3. Кто из вас умный?
  4. Кто из вас красивый?
  5. Кто любит сладкое?
  6. У кого есть братик?
  7. У кого есть сестричка?
  8. Кто любит ходить в школу?

Вопросов может быть множество - в зависимости от вашей фантазии. Главное здесь - вовремя перейти на другой вид деятельности, если видите, что занятие грозит утомить ребят.

Способ 5. По секрету всему свету…

Учитель предлагает ученикам рассказать о себе по следующему плану

  1. Возраст.
  2. Где живешь.
  3. Любишь ли учиться.
  4. Что тебе нравится больше всего.
  5. Что ты не любишь и почему.
  6. Какие поручения в классе ты хотел(а) бы выполнять.
  7. Чего бы хотел(а) достичь в этом учебном году.

И последнее. , особенно сначала, бывает сложно. Поэтому предложите родителям купить бейджики, на которых будут записаны их имена. Это значительно облегчит работу в вашем классе и вам, и другим учителям-предметникам! А бейджики потом пригодятся. Например, при дежурстве по школе в дальнейшем.

Удачного учебного года, коллеги!

Инструкция

Можно использовать вполне простой и традиционный способ: представьтесь ученикам, обязательно напишите на доске свои имя, фамилию и отчество. Затем дружелюбно расскажите о своем предмете, о том, что вы будете проходить с ними в этом году и какие материалы помимо учебников и тетрадей понадобятся ученикам. На первом уроке ни в коем случае нельзя запугивать учеников слишком строгими правилами или выставлять свой предмет в лучшем свете, чем предметы коллег. Если ребят в классе много и запомнить имена пока не получится, в начале урока выдайте каждому по карточке, попросите крупно и разборчиво написать свое имя на ней и поставить перед собой на парту.

Используйте анкету для знакомства. После основного представления можно раздать распечатанные анкеты, чтобы ученики вписали туда свои имя и фамилию, данные о родителях, увлечениях, домашнем адресе. Этот способ особенно подходит для нового классного руководителя и для учеников средней школы. Способ знакомства довольно формальный, но зато у вас на руках сразу же окажется вся информация о подопечных.

Рассказ о себе. Учитель сам может начать рассказывать о себе классу, о , хобби, семье. Затем очередь переходит к ученикам. Ваша откровенность вызовет и их искренность. Для того чтобы ученики не терялись, на доску выписываются основные вопросы: «Как тебя зовут», «Какие предметы нравятся в школе и почему», «Кроме учебы я занимаюсь…» Можно провести подготовленный классный час о себе или своих хобби, на который ученики и учитель приносят интересные фотографии из своей жизни и делятся своими увлечениями.

Вы можете предложить своим ученикам самостоятельно рассказать историю об учителе, даже если дети впервые видят вас перед собой. Для этого выпишите на доску слова, которые связаны с вами, например: «Дети», «Русский язык», «Самара», «Собака», «Книги». Теперь предложите нескольким ученикам по этим словам рассказать историю об учителе. Эти истории будут чем-то различаться между собой, но ученикам уже будет понятно, что ваш предмет – русский язык, вы любите детей, родом вы из Самары, у вас есть собака, а вечерами вы читаете книги. Необычная форма представления сделает урок интереснее, теперь и сами ребята смогут разговориться и рассказать о себе.

Номинации. Для учеников 1-7 классов можно устроить небольшую игру, в которой они сами расскажут о себе, да еще и повеселятся. На доске выписывается несколько номинаций: «Самый умный», «Самый воспитанный», «Самый заботливый», «Самый большой непоседа», «Самый красивый» и т.д. Вариантов номинаций масса, чем более забавными они будут, тем веселее пройдет игра. Затем каждому ученику ребята присваивают свою номинацию. Нужно избегать обидных для детей номинаций, чтобы ваш первый урок в классе не воспринимался никем как нечто неприятное.

Еще одним занимательным способом познакомиться с классом будет шуточная игра. Особенно она подходит для 1-5 классов. Учитель задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны помахать или похлопать учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий: «Здравствуйте, девочки!», «Доброе утро, мальчики!», «Кто из вас самый умный?», «Кто любит сладкое?», «Кто здесь самый красивый?», «У кого есть ?». Проходит игра обычно весело, но учителю нужно создавать веселый настрой изначально.

Еще одна игра для быстрого знакомства с классом называется «Снежный ком», она хорошо подходит для классов, где ребята еще пока незнакомы друг с другом. Ее отлично проводят в том числе и на языке, в различных кружках и студиях. Первый ученик должен назвать свое имя и сказать еще какое-то свое качество или увлечение, например, «Петя, играть в футбол». Второй ученик повторяет, указывая на первого: «Петя, любит играть в футбол», а затем называет свое имя и увлечение. Третий повторяет имена и хобби двоих учеников и называет свои. Игра проходит весело, к последнему ученику знакомится уже весь и выучивает имена друг друга.

Классный час – это в своем роде дополнительный урок, свободный для посещения и предполагающий получение дополнительных знаний. Чтобы классный час прошел результативно, следует его правильно организовать. Для этого не лишним будет ознакомиться с рядом рекомендаций.

Инструкция

Обычно классный час проходит раз в неделю. В течение недели необходимо накопить вопросы к ученикам, которые следует решить в спокойной обстановке. Эти вопросы можно записать в отдельной тетрадке и проранжировать их по степени важности.

За неделю следует пообщаться со всеми учителями, которые ведут уроки у вашего . Обсудить с ними: какие трудности возникают у ребят, какое в целом поведение класса и можно ли дружным назвать их . По итогам разговора также стоит записать ответы в тетрадь для классного час а.

Как только начался классный час , необходимо вслух обозначить все вопросы, которые следует решить за отведенное время. Вопросы должны касаться не только организационной час ти и успеваемости по предметам. Стоит уделить должное внимание и неформальным в коллективе ребят. Ведь – это маленькая семья, с которой видишься большую час ть времени. Поэтому в коллективе должна царить доброжелательная атмосфера. Если ее нет, то необходимо выявить и разобраться. Для этого помогут специальные тесты, которые можно позаимствовать у школьного психолога. Результаты теста помогут выявить причину разрозненности в и эффективно поработать над устранением этой проблемы.

Классный час лучше проводить в форме дружелюбной беседы, в рамках которой каждый ученик сможет высказать свое мнение, не опасаясь оценки и своих товарищей. Целью классного час а является сплочение во имя добросовестного исполнения школьных дел и воцарения в классе атмосферы доброжелательности и сплоченности.

Когда девочка хочет познакомиться с понравившимся мальчиком в школе, она нередко усложняет задачу, изобретая какие-то изощренные методы. При этом она не берет в расчет то, что она периодически с ним сталкивается, у них есть общие друзья и преподаватели. А ведь это означает, что ничего особенного придумывать и не нужно. Требуется только выбрать подходящий момент для знакомства, чтобы сразу произвести на мальчика приятное впечатление.

Инструкция

Прежде всего следует получить больше информации о , который вам нравится. Знаете кого-то из его класса? Прекрасно! Незаметно разузнайте у его знакомых сведения о его хобби, увлечениях, любимых местах отдыха, что ему нравится, а что нет. Возможно, у вас обнаружится одинаковый музыкальный вкус или его хобби совпадает с вашим. На выручку могут прийти и популярные социальные сети, где можно найти много информации о вкусах и увлечениях объекта обожания. Теперь, когда у вас есть подробное досье, начинайте действовать.

Например, из разговоров с вашими одноклассниками вы узнали, что понравившийся вам мальчик легко решает задачки по или физике. Тогда подойдите к нему на перемене, улыбнитесь и скажите что-то вроде: «Никак не могу справится с домашкой, а Маша Кудрявцева мне сказала, что ты в математике настоящий спец. Поможешь решить?»

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: познакомитесь и сделаете ему скрытый комплимент. Скорее всего, он воспользуется возможностью укрепить свою школьную репутацию умного . Однако постарайтесь выбрать не слишком сложную задачку, чтобы мальчик с ней наверняка справился.

Или же вы узнали, что он не пропускает почти ни одной киноновинки. Тогда вы можете со спокойной душой пригласить его в кино, застенчиво сославшись на то, что ваша подружка заболела и у вас остался лишний билет. Конечно, вам понадобится набраться смелости, чтобы так лихо познакомиться с в , но такой способ очень эффективен.

Если вы стесняетесь так явно проявить свою симпатию к , попробуйте устроить в выходные у себя дома вечеринку. Разумеется, для этого нужно заранее обсудить эту возможность с родителями и тщательно подготовиться. Пригласите как можно больше своих знакомых, скажите друзьям мальчика, чтобы они и его взяли с собой, всем будет весело! Это приглашение не бросится в глаза, так как гостей будет много, и вы не попадете в неловкое положение.

Начало знакомства с учениками: поведение учителя

Конечно, учитель не может сразу запомнить имена и фамилии всех ребят, но в любом случае он обязательно должен представиться сам, чтобы дети знали, как к нему обращаться. Преподавателю стоит не только назвать фамилию, имя и отчество, но также записать их на доске. Во-первых, это поможет детям быстрее и легче запомнить, как зовут их нового учителя. Во-вторых, если кто-то из ребят не расслышал имя или отчество с первого раза, ему достаточно будет просто взглянуть на доску.

Учителю уместно будет рассказать немного о себе: о своем опыте работы, увлечениях, принципах выставления оценок. Хорошо, если дети сразу увидят в своем преподавателя человека, проникнутся к нему симпатией, а также поймут, каких проступков и оплошностей он не будет терпеть, узнают, как вести себя на уроке. Можно разрешить ученикам самим задавать вопросы – это будет способствовать доверительному общению.

Чтобы больше узнать о детях, учитель может попросить их заполнить анкеты. Не стоит превращать знакомство в скучное мероприятие. Лучше сделайте анкету короткой и интересной. Пусть дети укажут свои фамилии и имена, вкратце сообщат о своих увлечениях, о том, что их интересует и волнует, о том, какие школьные предметы они любят. Полезно будет узнать, что у каждого ребенка получается лучше всего и какие поручения в классной жизни ему нравятся.

Общение с учениками на первом уроке

Конечно, анкета позволит вам получить ценные сведения о каждом ребенке, однако этого будет недостаточно. Чтобы наладить общение с детьми, желательно поговорить с ними, позволив всем ученикам хоть немного высказаться или ответить хотя бы на один вопрос. Если времени мало, можно задавать вопросы всему классу и просить детей поднимать руки, если они хотят ответить «да». Например, уместно спросить, любят ли ребята ходить в школу, есть ли у них братья или сестры, нравится ли им математика или литература. Такие опросы особенно уместны при знакомстве с учениками младших и средних классов.

Если речь идет о дружном, не проблемном классе, можно попросить каждого из ребят коротко рассказать о себе при всем классе. Это особенно уместно, если вы хотите провести классный час и сразу распределить обязанности, выбрать старосту, активистов коллектива. Такое общение с ребятами поможет вам быстрее определить, какие школьные дела интересуют каждого из них, а также выбрать для всех учеников самые подходящие роли.