Как входить в церковь мужчинам поклон. Как вести себя в церкви: особенности, традиции и рекомендации. Перед началом богослужения

В период испытаний человек стремится к Богу. Его душа просится в святое место – в церковь. Чтобы найти ответы на свои вопросы, найти умиротворение. Как в светских местах, так и в церковных, есть свои основные правила и дресс-код. Соблюдать их обязательно. В противном случае прихожане сделают вам замечание, т.к. неправильное поведение оскорбит их чувства. Да и ваше настроение испортится. Во время царского правления людей обучали, как вести себя в церкви правильно, сейчас приходится узнавать информацию самостоятельно.

Заранее подготовьтесь к походу в церковь:
  • Подберите подобающую одежду. Женщины надевают кофты с длинным рукавом, юбки ниже колена, желательно до пола. Голова обязательно прикрыта платком, палантином. Главное – спрятать волосы. Будьте максимально естественны. Не стоит наносить макияж, даже гигиенической помаде скажите “Нет”. Мужчины аналогично выбирают одежду, максимально закрывающую тело. Не рекомендуется надевать шорты, даже в жаркое время. Остановите свой выбор на одежде свободного кроя.
  • Если вы планируйте попасть на богослужение, заранее узнайте время начала службы. Обычно расписание висит на доске в притворе – месте, находящемся на уличной территории храма. Там же приобретите свечи. Церковь недоброжелательно относится к свечам, купленным в обычных магазинах. Приходите на богослужение заранее, минут за 15-20. Если вы все-таки опоздали, не заходите, т.к. вы помешаете молиться людям. Просто подождите окончания службы и поставьте свечу за здравие или за упокой.
Важно правильно креститься. Сложите вместе большой, указательный и средний палец правой руки. Это является символом Троицы. Безымянный палец и мизинец прижмите к ладони. Это знак единения мирского и святого во Христе. Начинайте описывать крест в воздухе: от головы до живота, от правого плеча к левому. Затем следует поклон. Желательно до пояса, если позволяет здоровье. Обязательно совершать данный ритуал:
  • 1 раз на улице перед входом в церковь;
  • 1 раз перед дверями в церковь;
  • 3 раза на пороге церкви;
  • 3 раза у главной иконы в центре, после прикоснитесь к ней губами;
  • 3 раза на выходе из церкви;
  • 1 раз возле иконы.
В церкви разрешается свободно передвигаться. Доступ закрыт к алтарю, начиная от возвышенной площадки, именуемой солеей. Только с благословения священника мужчинам разрешается ступать в это место. Соблюдайте тишину. Если есть необходимость заговорить, делайте это шепотом. Выключите мобильный телефон. Если вы пришли с детьми, заранее объясните им правила поведения. Если они забудутся и нарушат тишину, быстро выведите их. Свечи ставятся в церкви определенным образом:
  • Свечи ставьте перед иконой. Зажгите фитиль от любой горящей свечи, а потом слегка расплавьте нижний кончик вашей свечи. Чтобы она стояла прямо и устойчиво.
  • Если чужая свеча погасла, разрешено ее зажечь вновь. Тушить чужие свечки нельзя, свои допустимо.
  • Свечу за упокой поставьте на специально отведенный для этого подсвечник. У него квадратная форма и малое распятие.
Не бойтесь сделать что-то не так во время богослужения. Многие делают ритуалы интуитивно. Повторяйте за всеми движения. В особых случаях делается земной поклон. Для этого встаньте на колени и коснитесь лбом пола. Вы поймете, что момент настал, когда прихожане начнут опускаться вниз. Ничего страшного, если вы выпадете из общего ритма, погрузившись в свою молитву. Приготовьтесь долго стоять во время службы. Разрешается присесть на лавку немощным и пожилым людям, когда закрыты Царские врата – главные ворота алтаря.

Важно вести себя в церкви правильно. Это проявление уважения к окружающим, соблюдение традиций.

Что делать в церкви? Бывая в храме Божием, надо помнить что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Богу угодно, что «дух сокрушен», т.е. смиренное осознание своей греховности, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

В храме принято молиться. А молиться это – и просить прощения и просить одновременно. То есть представьте, что входя в храм вы входите в дом очень сильного и могущественного. Но не забывайте, что он мудрее вас и очень справедлив (за хорошее дело обязательно наградит, за плохое дело обязательно накажет).

Что делать в церкви при входе (в храм)?
При входе в храм нужно, остановившись трижды перекреститься с поклонами и молитвами: «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.) «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.) «Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.) Т.е. когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.

Что делать в церкви первым делом, когда вошел?
…объемные сумки и другие мешающие предметы оставьте в стороне.
…войдя в храм, при необходимости напишите и подайте записки и/или купите свечи.
прежде всего принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви (главная икона сегодняшнего дня), а потом уже ко всем остальным. подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.
…..к другим иконам следует прикладываться один раз. Можно со слова «святой «имя Святого» помоли бога о рабе Божьем «имя» (или «обо мне»)

Когда можно подавать в храме? Когда можно прикладываться к иконам в церкви? Когда можно ставить в церкви?
…..прикладываться к иконам, ставить свечи и подавать записки можно только вне проведения службы в храме – чтобы не мешать ни священнику ни людям во время службы. Т.е. если служба не идёт, то можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи.
…..если вы пришли в храм во время богослужения, нельзя покупать и ставить свечи, протискиваясь сквозь молящихся ставить свечи перед иконами, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время богослужения. Тем самым вы мешаете Богослужению и отвлекаете других. В тоже время вы провоцируете молящихся на осуждение вас. Учитывая, что осуждение это грех – вы провоцируете человека согрешить, а это ещё страшнее самого греха.

Надо ли стоять во время службы в церкви? Где стоять во время службы в храме церкви?
….. правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.
служба в церкви – это действие по восхвалению Бога и его святых к этому процессу надо относиться крайне уважительно, как минимум не опаздывать и не уходить раньше времени. Храм (церковь) – это дом, где есть Бог. Заходя в храм, вы заходите в гости к Богу.
….. ведите себя с соответствующим уважением, более чем если бы вы пришли в дом к самому уважаемому и авторитетному человеку
по древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим. Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать.
во время каждого открытия Царских врат следует поклониться в пояс.
службу надо отстоять от начала до конца. Большинство служб в церкви (храме) заканчивается отпустом – это когда священник выходит с крестом. Батюшка может сказать проповедь, а потом все должны поцеловать крест и руку (иногда запястье) священника. Иногда после литургии после отпуста все ждут, когда дочитают Благодарственные молитвы о святом Причащении.

Как молиться во время службы, если я не знаю и не понимаю слова?
Если вы не понимаете слова песнопения и священника, то повторяйте про себя Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас грешных» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй « имя того, за кого вы молитесь»

Как поздороваться, если увидел знакомого в храме? Не следует здороваться со …..знакомыми за руку, а поприветствуйте его молчаливым поклоном. Недопустимо ведение разговоров во время службы. Не вступайте в разговоры, в т.ч. обсуждением новостей.
…..в храме не любопытствуйте, не рассматривайте присутствующих. Вы должны смотреть в сторону алтаря или на иконы и молиться – для чего вы, собственно, и пришли в храм.

Что делать в церкви, если раскричался ребенок?
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами, усильте молитву (в том числе и за этого младенца) и не обращайте на плачь внимания.

Что делать в церкви, когда читают Евангелие?
Во время Евангелия должны все стоять, нельзя разговаривать и ходить по храму. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме.

Кто идет первый в храме на Исповедь или Причастие?
На исповедь, Причастие, Елеепомазание, целованием Креста и т.д. первые идут люди с маленькими детьми, дети, потом болящие, потом мужчины, потом женщины. Но, если очередь «сбилась», не стоит никого фанатично одергивать и «строить», можно аккуратно шепотом напомнить человеку последовательность.

Куда смотреть во время каждения?
Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение, но не следует постепенно разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Что нельзя делать в храме (церкви)?
— Проходить между амвоном (возвышенной площадкой перед иконостасом) и центральным аналоем (подставка под центральную икону).
— без нужды поворачиваться спиной к алтарю.
— в Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны, стоять на коленях головой в пол и т.п. (если этого не требует сама служба, например во время выноса Чаши при Литургии). Тем не менее, если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих.
— нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.
— не осуждайте никого в храме, даже если ошибается сам священник – лучше помолись за них (Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, наставь этого человека, помогу ему делать все правильно)

Когда можно креститься в храме, а когда нельзя перекреститься?
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, но когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься и поклониться. До окончания службы не следует уходить из храма, разве что по действительно важной причине.

Что надо делать в церкви перед выходом?
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться.

Что делать, когда прохожу перед храмом?
Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Когда в храме надо креститься и кланяться?
……обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д.
…..во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон.
…..в ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас.
…..когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знамения.
…..также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом.
……Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами). Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
……крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время богослужения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли- луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже».
…..также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…».
…..в дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.
…..Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.

Что делать в церкви, если встретил священника или общаешься со священником?
При встрече со священником следует (при этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно) и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение (благословите, батюшка, идти надо).
При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

/————————————————————-
Как сделать, чтобы Бог меня любил?
…..Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? То есть, хотите чтобы вас любил Бог – любите жизнь и людей (не обвиняйте, не жалуйтесь и уж тем более не оскорбляйте), больше радуйтесь и помогайте.
…..Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе.

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь - это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь - исполнить молитвенное правило. Такая молитва - грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, - это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою - то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный - Адамов грех - и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии - трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное - поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, - вопрошает св. Иоанн Златоуст, - стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора - хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам - пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека - неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник - лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя - какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его - исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему - «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20-23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре - осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем
(Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов » (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море ». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло - Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя ».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия - это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей .
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше - не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам - в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова - главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина - это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17-18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение - оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее - из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное - из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост - это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод . Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть - единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы - Каины, предатели Господа - Иуды, люди-звери - Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

1.1. Зачем ходить в церковь (храм)? Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

1.2. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

1.3. Как вести себя в храме?

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время надо , купить и , приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

1.4. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах.

1.5. Почему в храме надо стоять во время служб?

– В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение.

Христианин во время богослужения – не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах. Но во время и в особо важных местах Литургии следует вставать.

«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

1.6. Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время – помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником.

1.7. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

– По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор, который можно принимать только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей.

1.8. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

– Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам. Кто в этот день не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Свеча имеет символическое значение, но спасает не символ, а подлинная сущность – божественная благодать, которая подается в Таинствах. Поэтому во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Ставить свечи надо до начала богослужения, а если не успели, после его окончания.

1.9. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

– Уходить из храма до окончания Литургии допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».

1.10. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

– Никакого вреда некрещеному не будет от того, что его помажут освященным маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, пока еще не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же им таковые действия воспринимаются как своеобразного вида магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.

1.11. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?

– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

1.12. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

– К кресту прикладываются каждый день по окончании богослужения, потому что – главная христианская святыня, это символ веры и орудие нашего спасения.

1.13. Что делать, если ребенок в храме расплакался?

– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

1.14. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: регулярные телетрансляции Патриарших и Митрополичьих Рождественских и Пасхальных богослужений). Однако в целях соблюдения церковного благочиния следует испрашивать благословение священника на эти действия.

1.15. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

– С большой осторожностью. Всякие видения человеку неполезны, так как через них чаще всего происходит обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Подобным видениям не надо придавать никакого значения, стараться вообще не обращать на них внимания. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы.

1.16. Почему женщинам в храме надо быть с покрытой головой?

– В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор.11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор.11:7-10).

1.17. Почему женщинам нельзя входить в храм в брюках?

– Потому что брюки – это мужская одежда, а Бог запретил людям надевать одежду, не соответствующую их полу. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». (Втор.22:5).

1.18. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

– Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать. В исключительных случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

1.19. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор.9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (Лев.27:32; Втор.12:6; 14:28; 18:1-5). Из государственного бюджета не выделяется средств на содержание храмов, на зарплату священникам, диаконам, псаломщикам, певчим, свечницам, сторожам, уборщицам, учителям воскресных школ и другим работникам храмов, так как Церковь в нашей стране отделена от государства, но оно обязывает Церковь платить налоги за аренду земли и зданий, за воду, электричество, отопление и т.д. Кроме этого необходимы средства на ремонт и реставрацию, на поддержание благолепия внутреннего убранства храмов, на приобретение облачений, богослужебных принадлежностей и книг. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются только из пожертвований верующих.

1.20. Как надо себя вести при каждении храма?

– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

1.21. Что означают поклоны?

– Поклоны – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

1.22. Какие бывают поклоны?

– Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

1.23. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

– В Ветхозаветной Церкви существовали строгие ограничения на участие женщин, находящихся в естественной нечистоте, в церковной жизни: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;…и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев.12:1-4). «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста» (Лев.15:25). «А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста» (Лев.15:28).

И в Новозаветной Церкви существует правило, по которому женщины во время нечистоты не должны причащаться и входить в храм до 7 дней (Номоканон, 64). Родильницам же вход в храм воспрещается в продолжение 40 дней со времени рождения ими младенца.

«Приближение в нечистоте к святыне есть дерзость и оскорбление святыни. Поэтому вполне естественно со стороны Церкви желание удержать женщину от общения церковного на время состояния в естественной нечистоте, являющейся как бы печатью первородного проклятия женщине (Церковный вестник, 1896, 39). Воздерживаясь в течение 40 дней от входа в храм, родившие жены тем самым доказывают свое повиновение святой Церкви касательно чистоты, подражая Богородице Деве, Которая хотя и не требовала никакого очищения, как непорочная Приснодева, но исполнила закон очищения» (Лк.2:22). (Настольная книга для священно-церковно-служителей).

Однако в настоящее время даже среди опытных священнослужителей нет единого мнения относительно всех нюансов этого вопроса.

От участия в церковных Таинствах в этот период следует воздержаться, если нет смертельной опасности.

1.24. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям.

1.25. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

– Имеет значение не количество принесенных в храм цветов, а сердечное устроение приносящих.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда ему необходимо попасть в церковь. На то могут быть разные причины: вы можете зайти в большой, известный храм ради любопытства или же посещаете церковь только на большие праздники (Пасха, Рождество), а быть может, вы искренне захотели быть воцерковленным, то есть стать полноценным и равноправным членом церкви. Вариантов может быть много, но в любом случае, в церкви необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не оскорбить своим поведением других молящихся. В храме я часто вижу таких людей: по их растерянному взгляду сразу можно понять, что здесь они впервые, свечку не вовремя поставят, про платочек забудут – и на них уже налетают всезнающие бабушки (несомненно, они есть в любом храме) с осуждением. Смотришь, как они, бедные, сконфузившись, уходят из храма, и с грустью понимаешь, что они сюда больше не вернутся. Порыв души или даже потребность в общении с Богом жестко прерывается из-за каких-нибудь брюк вместо юбки или отсутствия . Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем.

Как устроен православный храм

Православная церковь, любая, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.
Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан. Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Алтарь – самое сакральное место в храме, он отгорожен иконостасом, который нередко доходит до потолка. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника. К иконостасу примыкает возвышенная площадка, солея, на нее также нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).
Таким образом, можно подытожить, что нам, простым прихожанам, можно находиться только в притворе и собственно храме, а как только начинается возвышенная площадка (солея), то дальше нам нельзя.

Правила поведения в православной церкви

Если вы собираетесь посетить храм, то подготовьтесь к этому заранее. В первую очередь, это касается одежды. Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой. Мужчинам при входе в храм головной убор необходимо снять, также недопустимы шорты, футболки – только одежда, максимально скрывающая тело.
Подходя к храму, трижды перекреститесь и поклонитесь; войдя в храм, остановитесь около дверей и еще раз перекреститесь 3 раза и поклонитесь. Хочу обратить внимание читателей МирСоветов на то, что креститься положено тремя пальцами, собранными в горсть, безымянный и мизинец обязательно прижать к ладони. Дотроньтесь сначала до лба, потом до живота, до правого плеча, затем до левого и поклонитесь.
Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи (о них речь пойдет ниже). Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. Ребенком я всегда стояла в самых первых рядах, чтобы хорошо видеть, что происходит. И это не лишено здравого смысла: простой человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на старославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.
Во время службы нельзя разговаривать, рассматривать окружающих, переминаться с ноги на ногу. Сотовый телефон необходимо выключить. Ведь мы приходим в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочку, которые стоят в притворе или в собственно храме. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных людях вроде нас. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.
Приходя заранее перед богослужением, верующие также совершают несколько действий: ставят свечи, подают записки, прикладываются к иконам. Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.
Придя в храм, необходимо приложиться к главной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеей. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. Лично я перед этим стираю даже гигиеническую помаду. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому, кто на ней изображен.
Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Свечи за упокой ставятся на определенном подсвечнике, который легко узнать по квадратной форме и малому распятию. Свечи за здравие можно поставить на остальных подсвечниках. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставить эту свечку. Свеча – это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.
Если вы пришли в храм с детьми, то внимательно следите за ними, чтобы те не шумели и не бегали по храму. Если ребенок расплачется, то нужно его поскорей вывести и успокоить, чтобы он не мешал остальным.
И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.