Комсомольские стройки в ссср. Советские стройки века. О "полосах"

Великие стройки коммунизма - именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии - проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки - менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные - так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года - и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам - суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров - именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис - с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ - Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги - близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Русская семерка

П.С. Странные данные приводит автор сего материала по поводу строительства двух каналов: он пишет, что сведения о тяжелой жизни строителей были взяты из... публицистики. Удивляюсь! Сейчас в сети появилось много материалов из архивов, где подробно описывается еда и содержание всех строителей каналов. Все было вполне прилично и даже по воспоминаниям самих строителей! И цифра: в день умирало по 700 человек. Это что же: значит, сколько должно было умереть в год? В месяц- 21 тысяча, в 10 месяцев- 210 тысяч. Автор соображает, что написал? Как-то вроде тех 40 млн. погибших в ГУЛАГе по словам СоЛЖЕницына. Чушь какая-то! То, что строили потом Волго-Дон пленные, понятно всем. А кто должен был в те годы строить? Так что эти данные взяты из 90-х по привычке обливать грязью все, что было в СССР.

КОМСОМОЛЬСКИЕ СТРОЙКИ В СССР:

1) Один из спо-со-бов ор-га-ни-за-ции строи-тель-ст-ва и пе-ре-рас-пре-де-ле-ния ра-бо-чей си-лы в народном хо-зяй-ст-ве.

2) На-род-но-хо-зяй-ст-вен-ные объ-ек-ты, от-вет-ст-вен-ность за строи-тель-ст-во ко-то-рых брал на се-бя ком-со-мол .

Име-ли так-же идео-ло-гическое зна-че-ние: долж-ны бы-ли слу-жить при-ме-ром ком-му-ни-стического от-но-ше-ния к тру-ду.

Ста-тус комсомольских строек при-да-вал-ся стро-ительным объ-ек-там для обес-пе-че-ния свое-вре-мен-но-го и ка-че-ст-вен-но-го за-вер-ше-ния их строи-тель-ст-ва при наи-мень-ших за-тра-тах. Наи-бо-лее зна-чи-мые на-род-но-хо-зяй-ст-вен-ные объ-ек-ты по-лу-ча-ли ста-тус Все-со-юз-ных удар-ных комсомольских строек. На-хо-ди-лись главным образом в труд-но-дос-туп-ных и ма-ло-об-жи-тых рай-онах.

Пе-ре-чень комсомольских строек ут-вер-ждал-ся Бю-ро ЦК ВЛКСМ на ос-но-ве пред-ло-же-ний партийных, проф-со-юз-ных и ком-со-моль-ских ор-га-нов, ми-ни-стерств и ве-домств и по со-гла-со-ва-нию с Гос-пла-ном СССР и ВЦСПС. Комсомльские стройки ком-плек-то-ва-лись ра-бо-чей си-лой по-сред-ст-вом про-во-ди-мых ЦК ВЛКСМ так называемых об-щественных при-зы-вов мо-ло-дё-жи и уволь-няе-мых в за-пас во-ен-нослу-жа-щих, а так-же за счёт временных доб-ро-воль-ных ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных стро-ительных от-ря-дов.

На комсомльских стройках прак-ти-ко-ва-лись свои ме-то-ды ор-га-ни-за-ции тру-да. Дей-ст-во-ва-ли ком-со-моль-ские шта-бы (ра-бо-та-ли под ру-ко-во-дством комитета ВЛКСМ строй-ки), в со-став ко-то-рых вхо-ди-ли мо-ло-дые ра-бо-чие, бри-га-ди-ры и спе-циа-листы, пред-ста-ви-те-ли хо-зяй-ст-вен-ных и проф-со-юз-ных ор-га-нов, ком-со-моль-ские ак-ти-ви-сты мон-таж-ных и спе-циа-ли-зированных ор-га-ни-за-ций, суб-под-ряд-ных под-раз-де-ле-ний. Шта-бы совместных с проф-со-юз-ны-ми ор-га-ни-за-ция-ми про-во-ди-ли со-рев-но-ва-ние сре-ди ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных кол-лек-ти-вов. В бри-га-дах, на стро-ительных уча-ст-ках соз-да-ва-лись по-сты «Ком-со-моль-ско-го про-жек-то-ра» для борь-бы за ук-ре-п-ле-ние тру-до-вой дис-ци-п-ли-ны, эко-но-мию стро-ительных ма-те-риа-лов, эф-фек-тив-ное ис-поль-зо-ва-ние тех-ни-ки. Ве-лась «Ле-то-пись удар-ной строй-ки», в ко-то-рую за-но-си-лись име-на мо-ло-дых ра-бо-чих и спе-циа-ли-стов, ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных кол-лек-ти-вов, внёс-ших зна-чительный вклад в вы-пол-не-ние пла-нов строи-тель-ст-ва.

Пер-вой комсомльской стройкой ста-ло строи-тель-ст-во Вол-хов-ской ГЭС. В 1920-1930-е годы комсомолькие стройки бы-ли объ-яв-ле-ны Сель-маш-ст-рой (Рос-тов-на-До-ну), Трак-то-ро-строй (Ста-лин-град), Урал-маш-ст-рой, строи-тель-ст-во Ура-ло-Куз-нец-ко-го ме-тал-лур-гического ком-би-на-та, Ком-со-моль-ска-на-Аму-ре, пер-вой оче-ре-ди Московского мет-ро-по-ли-те-на, железнодорожной ма-ги-ст-ра-ли Ак-мо-линск - Кар-та-лы, раз-работ-ка неф-тя-ных ме-сто-ро-ж-де-ний Вол-го-Ураль-ской неф-те-га-зо-нос-ной про-вин-ции и др.

В 1950-1970-е годы к Все-со-юз-ным удар-ным комсомльским стройкам от-но-си-лось строи-тель-ст-во Брат-ской, Днеп-ро-дзер-жин-ской, Крас-но-яр-ской ГЭС, атом-ных элек-тро-стан-ций, неф-те-про-во-да Уфа - Омск, Омск - Ир-кутск, га-зо-вых ма-ги-ст-ра-лей Бу-ха-ра - Урал, Са-ра-тов - Горь-кий, железнодорожной ли-нии Аба-кан - Тай-шет, Бай-ка-ло-Амур-ской железнодорожной ма-ги-ст-ра-ли, пер-вых оче-ре-дей ря-да за-во-дов (Крас-но-яр-ско-го, Ир-кут-ско-го и Пав-ло-дар-ско-го алю-ми-ние-вых, Ан-гар-ско-го и Ом-ско-го неф-те-пе-ре-ра-ба-ты-ваю-щих, За-пад-но-Си-бир-ско-го и Ка-ра-ган-дин-ско-го ме-тал-лур-ги-че-ских) и др. Все-со-юз-ны-ми удар-ны-ми комсомольскими стройками в 1959 году бы-ло строи-тель-ст-во 114 пред-при-ятий промышленности и транс-пор-та (154 в 1962 году, 135 в 1982 году, 63 в 1987 году). Прин-ци-пы ор-га-ни-зации тру-да, при-ня-тые на комсомольских стройках, при-ме-ня-лись так-же при ос-вое-нии це-лин-ных зе-мель Ка-зах-ста-на, Ал-тая, Но-во-си-бир-ской области. В свя-зи с рос-пус-ком ком-со-мо-ла в сентябре 1991 года ор-га-ни-за-ция комсомольских строек пре-кра-ти-лась.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

    Великие стройки сталинской эпохи - Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс) Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов. Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Главный Туркменский канал незавершённый широкомасштабный проект обводнения и мелиорации Туркмении, который строился в 1950 55 годах и был прекращён. Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу… … Википедия

    Жигулёвская ГЭС … Википедия

    Сталинский план преобразования природы комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлённая в конце 1940 х начале 1950 х годах, которой предшествовали засуха и голод 1946 1947 годов. Содержание 1 Содержание… … Википедия

    Почтовый блок СССР (1949): 70 лет со дня рождения И. В. Сталин … Википедия

    Шлюз канала … Википедия

    Возможно, эта статья или раздел требует сокращения. Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия

    Координаты: 48°49′28″ с. ш. 44°40′36″ в. д. / 48.824444° с. ш. 44.676667° в. д. … Википедия

    Сокращение «ББК» имеет и другие значения, см. ББК (значения). Беломорско Балтийский канал В шлюзе Беломорско Балтийского канала Расположение Страна … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Арктический проект Сталина , Калинин В.. На протяжении всего ХХ века в России происходили яркие и трагичные события. В их ряду великие стройки коммунизма, которые преобразили облик нашей страны, сделали ееодним из мировых лидеров в…
  • Арктический проект Сталина , Калинин В.А.. На протяжении всего ХХ века в России происходили яркие и трагичные события. В их ряду великие стройки коммунизма, которые преобразили облик нашей страны, сделали ееодним из мировых лидеров в…