Петров пост: что можно, а что нет, и какие молитвы следует читать? Православный пост. Рецепты постных блюд

1 июля начинается Апостольский или Петров пост. Он соблюдается в память о святых апостолах, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Мы вспомним 7 главных фактов о Петровом посте.

Петр и Павел

Почему апостолы Пётр и Павел так часто упоминаются вместе? Если обратиться к библейским текстам, то можно видеть, что это были люди разных характеров, у них были разногласия и даже конфликты. Тем не менее, на многих иконах они стоят рядом, на некоторых даже обнимаются. В чём смысл такого объединения?
Пётр и Павел были двумя из трёх любимых учеников Христа. Их обоих объединяла вера в Христа. В отношении Петра - это была вера с непростым развитием, с отречениями и озарениями. Апостол Петр был первым, кто вышел на проповедь Христа и Евангелия после сошествия Святого Духа на апостолов. После его пламенной речи в день Пятидесятницы, которую сохранила для нас книга Деяний Апостольских, ко Христу обратилось три тысячи человек. Известно, что Петр проповедовал воскресшего Христа иудеям по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Испании, Британии, Риме и Карфагене. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Среди книг Нового Завета есть и два его соборных послания. Апостол Петр окончил земную жизнь в Риме, где принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.
Духовный путь Павла сходен с путём Петра в том отношении, что к нему приятие христовой веры также пришло через откровение. Павел-Савл был ревностным сторонником фарисейства и гонителем христианства, но был ослеплен Светом Божьим и прозрел во время крещения.
Объединение Петра и Павла - символ, несущий в себе глубокий смысл. Все люди разные, каждого терзают страсти и сомнения, но в Вере мы все едины.

Молитвы

Пост - это не только и не столько период ограничения себя в еде, сколько время смирения и чтения молитв. Какие молитвы следует знать в Петров пост?
Перед вкушением:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
После вкушения:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Тайная молитва перед вкушением для неумеренных в питании:
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле

Продолжительность

Петров пост не имеет конкретной продолжительности. В разные годы его прожолжительность может сотсавлять от 8 до 42 дней. Начинается Петров пост через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Петров пост был установлен также и для того, чтобы те, кто не мог поститься в Великий пост смогли подготовить себя к празднованию дня апостолов после Троицкого разговения.

Смысл поста

Петровский пост, как и другие постные дни календарного года, установлен не для изнурения и измождения плоти, а для достойного приготовления к празднику. Радость христианина не в довольстве сытой плоти. Подлинная радость в человеке рождается только от полноценной духовной жизни, когда каждый прожитый день приближает человека к Богу. Главный смысл установленного Церковью поста заключается в том, чтобы человек научился подчинять свое тело духу, низшие потребности — высшим. Евангелие повествует, как однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был бесноватым. Этот человек уже просил помощи у учеников Господа, но они не смогли исцелить его сына. Выслушав несчастного отца, Сын Божий исцелил отрока. И когда ученики спросили Иисуса Христа, почему они не могли освободить больного от злого духа, Господь ответил им: «Духа злобы можно изгнать только молитвой и постом».

Рацион поста

Чтобы уточнить рацион Петрова поста, обратимся к Домострою: «На Петровский пост к столу еду подают: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, сушеную рыбу — лососину, белорыбицу, осетрину, спинки стерляжьи и визигу белужью, спинку белорыбицы на пару, уху щучью с шафраном, запеченных окуней, векошники из плотиц, уху из пескарей, из лещей, из карасей, тавранчук осетровый да тавранчук стерляжий. Из заливных: белорыбица свежая, стерлядь свежая, стерлядь свежепросоленная, осетрина свежая, осетрина соленая, щучина свежепросоленная, щучья голова с чесноком, гольцы, стерлядь вяленая, осетрина шехонская, осетрина косячная, грибы вареные, печеные и сушеные, щи, караси, раки».

Как видно из перечисленных блюд, это меню не очень строгого поста. В этом Петровский пост сравним с постом Рождественским. Он выпадает на период летних сельскохозяйственных работ, поэтому основными продуктами наряду с крупами и овощами являются елей и рыба. Исключения, как и всегда, составляют среда и пятница, которые проводят строго.

Прием алкоголя не возбраняется (он производится из растений), но церковь рекомендует избегать излишеств.

Петровка-голодовка

Во время Петрова поста полагается копить сливочное масло, творог, молоко и яйца. В народе укрепилось мнение, что этот пост бабы выпросили у Бога для того, чтобы можно было прикопить маслица к Петрову дню.
Одна из пословиц гласит: «Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка».
Голодным Петровский пост считали потому, что в этот период нет еще ни овощей нового урожая, ни злаков, ни грибов, а соленья уже подошли к концу, да и запасы редьки, картофеля, моркови, свеклы, капусты уже на исходе.
В дни апостольского поста готовили, как правило, блюда и напитки из тех ранних овощей, зелени и ягод, которые поспевали на огородах и в лесу, — зеленого лука, щавеля, шпината, ревеня, редиса, черники, земляники, шампиньонов и др. Широко использовали также дикорастущие травы: крапиву, лебеду, сныть, одуванчик.

По примеру апостолов

Начало Петровского поста идет с глубокой древности, он заповедуется уже в апостольских постановлениях. Наиболее часто начинает упоминаться с IV века. В народе это время называется Петровками, раньше Петров пост назывался постом Пятидесятницы.Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой — они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста, “пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились”. Петров пост позволяет верующим уподобиться апостолам, следовать их примеру и помнить о той значимой миссии, которая возлагается на каждого, кто принял Веру Христову.

Алексей Рудевич

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздноcти, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Земной поклон.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Земной поклон.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Земной поклон.

Боже, очисти мя, грешную (грешного).

12 раз с поясными поклонами.


И еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Молитва перед едой9
Молитва перед едой, а также последующие 7 молитв подходят для чтения в любой из дней православного поста.

Молитва Господня

Отец наш, Который на небесах! Пусть благоговейно почитается имя Твое, пусть приидет Царство Твое, пусть воля Твоя пребудет на земле так же, как и на небе. Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении отверзавши ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения.

Глаза всех (людей) с надеждой смотрят на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу в нужное время, открываешь щедрую руку Твою и наполняешь все живое Своей милостью.

Молитва после еды

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго твоего Царствия, но яко посреде учеников Своих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего. Царства, но как (Ты) посреди Своих учеников (апостолов) пришел, посылая им мир, приди к нам и подай нам спасение (души).

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе (которая обязательно должна иметься на кухне или в другом месте приема пищи), вслух или про себя, совершая крестное знамение (крестясь) в начале и конце молитвы. В том случае, если за столом находятся несколько человек, молитву читает один из них (обычно самый старший) вслух.

После прочтения молитвы перед едой многие благочестивые люди крестят приготовленную пищу – сложив пальцы как для совершения крестного знамения (большой, указательный и средний – вместе щепотью, а безымянный и мизинец прижав к ладони), крестят пищу сверху вниз и слева направо. Во многих монастырях есть традиция перед приемом пищи окроплять ее святой водой; это установление вполне применимо и в домашних условиях.

Молитва перед завтраком

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Молитва после завтрака

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.) Аминь.

Молитва перед обедом

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят ecu, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва после обеда

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение, со Святым Духом вовеки. Аминь.

Молитва перед ужином

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

Молитва после ужина

Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Петров пост

Время установления Петрова поста относится к эпохе первого времени Православной Церкви.

Еще в постановлениях апостолов сказано: «Празднуйте седмицу по прошествии Пятидесятницы, а вслед за ней поститесь, ибо справедливо будет после принятия даров Божьих и облегчения плоти посту время уделить».

Упоминания об апостольском посте особо распространяются среди отцов Церкви с IV века. О нем пишут св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, в V веке это становится темой рассуждений Льва Великого и Феодорита Кирского.

Св. Афанасий Великий в речи к императору описывал бедствия, которые причиняли ариане православным христианам и говорил: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище». Лев Великий пишет: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Патриарх IX века из Антиохии Феодор Вальсамон более категорично ставит вопрос о соблюдении апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Блаженный же Симеон Фессалоникийский говорит, что пост был установлен в честь апостолов, ведь именно через них мы достигли многих благ, именно они стали нашими учителями, учителями поста, почитания и воздержания.

Окончательно этот пост устоялся во времена постройки храмов имени первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. Храм в Константинополе был освящен в день памяти Петра и Павла 29 июня (или 12 июля, по новому стилю), и с этих времен эта дата приобрела статус торжественного праздника, как на Востоке, так и на Западе. Православная Церковь взывает к прихожанам о подготовке к этому празднеству с молитвой и постом. Этот день – день завершения Петрова поста, неизменная его дата. Что касается дня начала поста, то она чрезвычайно подвижна, так как зависит от времени празднования Пасхи, так что пост длится от недели и одного дня до шести недель.

Петров пост начинается после окончания Триоди, или же за неделей Пятидесятницы. Заканчивается он 28 июня (при условии, что день святых Петра и Павла не попадает на среду или пятницу).

В народе Апостольский пост получил название «Петровка» или «Петровка-голодовка». Причиной такому названию послужила сама жизнь народа: Петров пост попадает на начало лета, когда прошлый урожай уже подошел к концу, а новый еще не успел созреть.

Именование этого поста Апостольским неудивительно, ведь апостолы всегда готовили себя к службе тщательным постом и воздержанием.

«Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род (злой дух) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Марк, 9:29). Словосочетание «Петропавловский пост» было неудобным для произношения, поэтому название Апостольского поста сократили до «Петров пост».

О первоверховных апостолах Петре и Павле

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными. Церковь прославляет святого Петра как исповедника Иисуса Христа, сына Божьего и святого Павла как трудившегося больше прочих и причисленного к лику высших из апостолов Святым Духом. Первого Церковь славит за твердость, второго – за мудрость.

Апостолы Петр и Павел были совершенно разными. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного. Простой, необразованный рыбак, Петр отличался от Павла, сына зажиточных родителей, римского жителя и ученика «книжника и фарисея» Гамалиила.

Апостол Петр до своего призвания носил имя Симон, был обычным рыбаком, имел дом, жену и двух детей. Как говорил святой Иоанн Златоуст, это был простой, неимущий, некнижный человек, но страстный и убедительный. К Господу его привел его младший брат Андрей, и Господь дал ему имя Кифа, или по-гречески Петр, что означало «камень». После избрания Петра и включения его в число учеников божьих, Иисус посетил дом Петра и исцелил его больную тещу.

«Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им» (Мк. 1: 29–31).

Апостол Петр стал одним из трех учеников, удостоившихся того, чтобы узреть Божественную силу во время воскрешения дочери Иаира, Божественную славу на горе Фавор и человеческое унижение в Гефсиманском саду.

Петр отрекся от Иисуса и омыл свое отречение горькими слезами, он первым вошел в усыпальницу Христа при Его воскрешении и первым из учеников увидел воскресшего Учителя.

Петр был прекрасным проповедником и оратором. Он обращал ко Христу тысячи человек. При его словах падали замертво обличенные преступники, воскресали умершие и калеки вылечивались от одной только тени апостола. Святой Петр проделал пять путешествий, во время которых он проповедовал, распространял Евангелие и обращал новых прихожан. Среди прочих его деяний известно обличение Петром обманщика Симона волхва, выдающего себя за Иисуса и обращение в Христову веру двух любимых жен Нерона.

Но не было ни капли неравенства в отношениях Петра с другими учениками Христа. Все дела решались на общем голосовании апостолов, а Собор посылал Петра на служения, как и других.

По приказу древнеримского императора Нерона 29 июня 67 года ученик Христа Петр был распят. По его собственному желанию он был распят вниз головой, дабы показать различие между собой и своим Божественным Учителем.

Не менее интересна история обращения в веру святого Павла.

Святой апостол Павел, носивший до своего обращения имя Савл, был воспитан в иудейском законе и ненавидел учение Христа и его последователей. Он вымолил у синедриона разрешение преследовать и наказывать христиан.

«А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3).

Однажды Савл пришел к первосвященнику и выпросил у него письма для путешествия в Дамаск, чтобы всех, кого он найдет по дороге, верующих во Христово учение, приводить в Иерусалим. Он уже подходил к Дамаску, когда его залил небесный свет и голос спросил его: «Савл, Савл! Зачем ты гонишь меня?». Савл задал вопрос «Кто это?», и голос ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь». Савл спросил, что же ему делать, и Господь ответил: «Иди в город, там тебе сказано будет, что надобно делать». Те, кто шел с ним, застыли в оцепенении, ведь они никого не видели и слышали лишь голос. Савл поднялся, и, открыв глаза, никого не смог видеть. Его за руки привели в Дамаск, и он ничего не ел, не пил и не видел три дня.

После этого происшествия ярый противник христианства становится его последователем, и ничего не могло ослабить его веру: ни гонения, ни опасности, ни мечи, ни сама смерть.

Он постоянно путешествовал в разные страны для совершения проповедей иудеям и язычникам. Петру сопутствовали непрестанный труд и сильнейшее терпение. За свои старания апостол немало терпел, и в 67 году, в то же время, что и апостол Петр, он мученически скончался в Риме. В отличие от Петра, Павел был римским гражданином, и поэтому его обезглавили мечом.

Церковь славит Петра и Павла как свет во мраке, Церковь прославляет непоколебимость и верность Петра и мудрость Павла и возносит их как символ раскаяния и исправления: Петра, отрекшегося и после раскаявшегося, и Павла, угнетающего Церковь и после уверовавшего. Петр и Павел – слияние твердости и разума – важных христианских черт. Это ученики, не получившие веру в готовом виде, но обретшие и отстоявшие ее.

Питание в Петров пост

Праздник святых Петра и Павла частью поста не является, но если он попадает на среду или пятницу, пост соблюдается даже в праздничный день (допускается лишь небольшое послабление).

Итак, протяженность поста разнится из года в год. Так, в 2007 году Петров пост длился чуть больше пяти недель (с 04 июня по 11 июля), в 2008 – две с половиной недели (с 23 июня по 11 июля), в 2009 протяженность поста составляла почти четыре недели (с 15 июня по 11 июля), а в 2010 пост длился целых шесть недель (с 31 мая по 11 июля).

Петров пост менее строг, нежели Четыредесятница, но все же определенный набор ограничений есть. Согласно Типикону10
Типикон – (Tupikon), или Устав, церковно-богослужебная книга, которая содержит указание порядка и правильности совершения православных церковных обрядов.

На протяжении Петрова поста трапеза выглядит следующим образом:

Понедельники, среды, пятницы – сухоядение раз в день после девяти часов, согласно богослужебному суточному кругу,11
Богослужебный суточный круг – последовательность богослужений, совершающихся на протяжении суток.

Воздержание от рыбы, масла и вина;

Вторники и четверги – дважды в день вареная постная еда без масла;

Субботы и воскресенья – дважды в день вареная пища с маслом, рыба (то же меню – в дни памяти какого-нибудь великого святого или в праздники). (См. табл.)

Молитвы во время Петрова поста
Молитва на праздник святых первоверховных Петра и Павла

Боже, освятивший сей день мученичеством Свв. апостолов Твоих Петра и Павла, подай Церкви Твоей следовать во всем наставлениям тех, от которых приняла начало веры. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 13–19.

Молитвословия святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Тропарь, глас 4-й

Апостолов превопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашым велию милость.


Кондак, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.


Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Кондак 1

Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.


Икос 1

Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.

Молитва на благословение трапезы в праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла

(Читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, яко даровал еси нам, поприще поста святых апостолов прешедшим, достигнути праздника славных Первоверховников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющаго все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день.

Успенский пост

Успенский пост – один из четырех многодневных постов православной Церкви, самый непродолжительный, но один из самых строгих. Он устанавливается перед большими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Он начинается 14 августа и длится две недели, заканчиваясь праздником Успения. В народе он также получил название «Госпожинки», или «Спожинки».

Во время Успенского поста на Руси были особо строги запреты на веселья, различного рода маскарады, балы и карнавалы. Сейчас же во время Успенского поста, кроме говения телесного, не стоит также и проявлять шумную деятельность, ссориться, предаваться бурному веселью.

Еще в 450 году, в беседе Льва Великого, упоминалось об Успенском посте: «Для каждого времени года есть свой закон воздержания: так расположены церковные посты. В весну мы соблюдаем пост в Четыредесятницу, летом – в Пятидесятницу (Петров, или Апостольский пост), осенью – пост в седьмом месяце (Успенский), зимой – зимний пост (Рождественский)».

Успенский пост был установлен в честь Матери Божией. Когда Богородица узнала о своей миссии, она постилась и молилась за всех людей, готовясь к тому моменту, когда ее душа через Божественный дух соединится с ее сыном. В честь Святой Матери Божьей православные постятся, подражая ее жизни, подвигу и пробуждая Ее для молитвы за всех.

Есть версии, что Успенский пост установлен в честь праздников Происхождения, Преображения и Успения. Во всяком случае, и эти праздники являются неотъемлемой составляющей православной жизни.

Праздник Происхождения

Праздник Происхождения , или Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечается 14 августа и ознаменовывает начало Успенского поста.

Установление этого праздника относится к IX веку, окончательно же он закрепился в православной церкви в XII–XIII веках. Известен также под названием Медовый Спас, это – первый из трех Cпасов. Истоки этого праздника определяются следующим образом: из-за участившихся болезней, которые почему-то случались именно в августе, в древнем Константинополе появилась традиция выносить Святой Крест и освящать им дома, улицы, площади для отвращения болезней. С числа 14-го каждого августа и до Успения Богородицы совершались повсеместно литии, а Крест предлагали всем для поклонения. Так и появился праздник «Предъисхождения Животворящего Креста».

14 августа принято вспоминать семерых мучеников Маккавеев, пострадавших в 166 году до Рождества Христова за веру. Имя Маккавей носил вождь иудеев Иуда, который сражался до победы с сирийским правителем Антиохом Епифаном. Имя Маккавей означает «Кто уподобится тебе среди богов, Господь». Этим именем стали называть всех потомков Иуды Маккавея.

Святые мученики Маккавеи сопротивлялись пыткам веры, отказываясь нарушать свои религиозные традиции. Так, законоучитель Елеазар принял мучительную смерть, отказавшись есть свиное мясо, предпочитая гибель нарушению Закона Божьего, произнеся в предсмертной агонии «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом». Семь братьев Маккавеев погибли за отказ от поклонения языческим богам. Их мать, Соломония, распростерла над трупами сыновей руки, вознесла молитву Богу и тоже скончалась. Вдохновленный религиозными подвигами семи братьев Иуда Маккавей поднял восстание против царя Антиоха и изгнал с Божьей помощью язычников из Иерусалимского храма.

5 (100%) 14 votes

В воскресенье 3 июня (21 мая ст. ст.), – в Неделю Всех Святых, Церковь совершает заговенье на Петровский пост.

Устав о пище

В Петров пост по вторникам, четвергам и воскресным дням пища с рыбой; в понедельник – горячая пища без масла, в среду же и в пятницу – сухоядение. Если в понедельник, среду и пятницу случится празднество (Пл или Бд), – горячая пища с маслом.

В посте христианин должен исповедаться пред Богом и священником в храме и, если достоин Св. Причастия, причаститься, а к тяжело больным для этого необходимо пригласить священника на дом. Не бывавшие на исповеди лишаются по смерти церковного погребения и заупокойного поминовения.

Душеполезное о посте

Предлагаем несколько назиданий перед постом от читательницы нашего сайта из – инокини Ливии. Подробнее об этом приходе мы рассказали в проекте . В статье использованы фотографии тех мест, предоставленные автором.


Старообрядческий храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

«Постимся постом приятным, благоугодно Господеви. Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен, и благоприятен.» (Триодь Постная, стихера вечерни, понедельник 1-ой недели поста.)

Книга поучений священноинока Дорофея. (Избранные выдержки).

«…Не откладывай, любимая душа моя, из года в год, из месяца в месяц, из одного времени года в другое, изо дня в день, медля. Иначе вздохнешь сокрушенно и не найдешь сочувствующего… Быстро проходит наша жизнь: словно день один от утра до вечера, все житие наше. И если человек не сокрушит сам себя благочестиво в делании добродетелей, ради того, чтобы соблюсти и исполнить заповеди Господни и отеческое предание, и не претерпит все страдания и искушения, не может спастись. Кто принудит себя отвергнуть удовольствия этой ничтожной и соблазнительной жизни, тот жизнь райскую получит навек. Не делающему же этого никогда не спастись, потому что никто и никогда не восходил на небо, живя прохладно.

Поучение о тринадцати добродетелях

… Первая – вера. Благо – вера без сомнений. Ибо верой и горы передвигают, и все, что хотят, совершают, говорит Господь…

… Вторые – любовь и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги…

… Ибо что такое любовь и милосердие? Это чтобы отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие… Ибо, любовь и милосердие – Сам Бог

…Третья – пост … Разумно умеренный пост – основание, глава и опора всех добродетелей. Умеренный пост – защитник любой добродетели. Умеренный пост – начало подвига и венец воздерживающихся, украшение девства, целомудрия и священства. Мать молитвы, источник мудрости и учитель безмолвия. И крыла легкие подвижникам на бдение, бодрость и молитву. Кто хочет укрепить ум против скверных помышлений, пусть истощит плоть свою постом. Невозможно без поста священнодействовать. Поскольку пост, входя в душу, убивает грех, лежащий в глубине человека.

Велика эта добродетель, пост … Многократно и по-разному восхваляют святые отцы пост, но не чрезмерный. Многие начинают пост и другие трудные дела сверх сил своих. И снова ищут вкусных яств и различных удовольствий для поддержания тела. И поступают как тот, кто, строя, снова разрушает. А кто установит себе меру, сколько употреблять в день скуднейшей пищи, тот получит великое приобретение, ибо ничто не может сравниться с умеренностью во всех подвигах.

Если плоть буйствует по молодости, твердо воздерживайся. Если же ослабела, ешь вдоволь. Не смотри на других подвижников: много ли кто или мало постится, соблюдает ли какую иную добродетель и трудится ли? Посмотри лучше на свою слабость и силу, и рассуди, сколько сумеешь вместить. Ибо собственная совесть для каждого – внутренняя мера и учитель.

Невозможно всем исполнять одно и то же правило и выдерживать одинаковые подвиги. Некоторые люди сильные, а другие слабые. Одни как железо, другие как медь, а некоторые – как воск. И, хорошо испытав себя, держись все время одного. Кроме суббот, воскресений и Господских праздников…

… Имеет пост четыре степени. Одно дело пост, другое – воздержание, одно – достаточное питание, и другое – сытость. Пост для чрева – это не прикасаться ни к чему: ни к еде, ни к питью весь день до вечера. Не иметь никакого завтрака, в полдень не есть и не пить; и не ужинать. И воду не пить никогда, кроме обеда, разве что по великой нужде или по слабости. (Т.е. по древним иноческим правилам на постные дни полагалась однократная обеденная трапеза, приходившаяся на девятый час по церковному исчислению, что соответствует, в обычном временном расчете, трем часам по полудни). Попить воды один раз после обеденной трапезы, и то при сильной жажде. Есть подвижники, сильные и способные, которые и два, и три дня не едят. Это и называется постом.

А воздержание чрева – это коснуться чего-либо, но мало, и воздержаться: поев, чувствовать голод, и попив – жажду, и оставлять место во чреве Духу Святому. Это и есть часть Христова, которую подают нищим в виде милостыни от избытка чрева своего. Чтобы дышало чрево легко и свободно, и чтобы без тяготы и напряжения совершать, не сокращая, ночное правило. Ибо сытое чрево не способно к бдению и ночным молитвам.

Довольство же чреву – это оставлять легкое чувство голода и жажды.
А сытость для чрева – это не голодать и не жаждать. Однако есть и пить по мирскому обычаю, уже насытясь, – значит, приравниваться и уподобляться скотам. Неработающий человек способен научиться воздержанию и привыкнуть понемногу к умеренности и взвешенности, так что сможет довольствоваться и одной просвирою.

Воздержание и недоедание, голод и жажда во чреве – это место Христово, иначе говоря, место Духу Святому. Насколько человек воздерживается, недоедает и голодает, настолько и распространяется внутри его благодать, и Дух Святой пребывает в нем…

Не от многоядения и долгого сна растет тело, а по Божьему промыслу. Умеренно есть и спать полезно для здоровья. Те люди, которые постятся, воздерживаются и мало едят, бывают очень легки и бодры. А те, которые объедаются – очень толсты, тяжелы и сонливы бывают, а часто и слабы. И звери дикие, и птицы пернатые, которые едят мало, очень легки и бодры. А те, у которых обильное питание, крайне ленивы, толсты и сонливы…

…О человек, если не будешь воздерживаться и голодать, девства сохранить не сможешь, и блуда не избежишь… Потому царицей всех греховных страстей и виновницей всего злого называются утроба и сребролюбие, что порождают они всякие вожделения и прихоти… Отгоняют тягота и пресыщение от человека духовные дары и Духу Святому не оставляет места на вселение, отступает от человека Дух Святый…

…Если удержим чрево свое от пресыщения, братья, войдем в Царство Небесное. Ибо воздержание – греха истребление, страстей удаление, жизни духовной начало и вечных благ ходатай. И, как дышать, необходимо нам по силам поститься. И в немощи телесной и нищете духовной, как со львом и лютым змеем, бороться с сатаною. Кто обуздывает чрево свое, тот не нарушает райского пребывания, ибо радостно и легко спасается и бывает жителем Рая… Ибо ничто не спасает так, как строгое воздержание, которым достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

«Колесница огненная прият Илию чуднаго, постом вооружена, Моисея показа зрителя неизглаголанным, и мы сего приимше, узрим Христа.» «Сытость возненавидевши страстей, напитайся добрых сладостию, и усладися паче еже от поста пищею, горести сластей уклоняющеся, смиренная душе моя, и спасешися во веки». «Постный день отложение греха да будет ти душе, и к Богу обращение вкупе и присвоение, яко да убежиши злобныя пропасти, и единыя пути возлюбиши, ведущия ко оному покою».
(Триодь Постная, тропари из трипеснеца на утрени понедельника первой недели поста).

Петров пост, который еще носит название Апостольского и поста Пятидесятницы, начинается через семь дней после светлого праздника Троицы. Он является периодом приготовления православных верующих к празднеству апостолов Петра и Павла. Пост не имеет четко определенной длительности - его протяженность зависит от даты наступления Пасхи. Как формируется время его начала и окончания, а также сколько продлится Петров пост в 2016 году - подробно изложено в нашей статье.

Длительность поста

В случае, когда Пасха наступает рано, период поста будет продолжительным (самый длинный Апостольский пост длился целых шесть недель). В годы, когда Пасха празднуется поздно, Петров пост длится недолго (самый короткий пост проходил всего восемь дней). Началом Петрова поста служит понедельник всех Святых, а заканчивается он всегда в одно и то же время - 12 июля. В 2016 году пост будет коротким и продлится всего 15 дней, с 27 июня по 11 июля .


Происхождение поста

Название поста само объясняет, в чью честь он установлен. Апостолы Павел и Петр прославили себя твердостью веры и мудростью суждений, преподав верующим христианам важный урок. После того как апостолы произнесли всемирную проповедь, они направились в странствие по миру, дабы нести людям Слово Божье. В те времена царствовал жестокий император Нерон, который был скор на расправу со всеми сторонниками Бога. Павел и Петр окончили дни в страшных муках, но не отреклись от веры и своих слов, прославляющих Господа.

Питание в Петров пост

В отличие от других постов, которые соблюдают верующие в течение года, он не является строгим. Проходит Петров пост всегда летом, когда созревают фрукты, овощи и ягоды, что дает возможность разнообразить постный стол. Церковь в его отношении почти не устанавливает суровых ограничений. Некоторые правила, безусловно, есть. Они носят рекомендательный характер:

  • по понедельникам, средам и пятницам пост является строгим, поэтому нельзя пить вино, употреблять рыбные блюда и приправлять пищу маслом, а после вечерни есть можно только «сухие» блюда;
  • по субботам и воскресным дням разрешено есть рыбу;
  • по четвергам и вторникам можно употреблять в пищу блюда из рыбы, морепродуктов, грибов и каши, приправленные растительным маслом.

Всегда стоит помнить, что главное сопровождение совершенно любого поста - это молитвы. Петров пост также не является исключением, так это достаточно особое время смирения. Какие же именно молитвы следует знать в Петров пост?

Молитвы на Петров пост перед и после вкушения пищи:

Перед вкушением:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

После вкушения:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Тайная молитва перед вкушением для неумеренных в питании:

(молитва для похудения)

«Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле».

Традиционная благодарственная фраза:

«Ангела вам за трапезу!»


Петров пост также имеет название летний и еще его называют Апостольским постом. Продолжительность его совершенно всегда самая разная, длительный период - шесть недель, а короткий - неделю и один день. Свое начало он берет ровно через неделю после праздника Троицы, а завершается абсолютно всегда - именно 12 июля. Существуют приметы на Петров пост, с которыми мы ознакомим вас далее:

Ни в коем случае не стоит в Петров пост давать кому-либо взаймы, так как примета говорит о том, что если дать в долг в этот период времени, самому три года быть в долгах;

Также не стоит в Петров пост стричь волосы, так как они, в свою очередь, могут стать довольно редкими;

Слабость рук знаменует какая-либо работа в Петров пост, так что не надо ни шить, ни рукодельничать;

Семейный союз предвещает быть крайне недолгим, если заключить его в Петров пост. К большому сожалению, разногласия будут просто преследовать;

В том случае, если во время праздничного застолья, кто-то будет уговаривать постящегося человека что-либо попробовать из запретного, либо просто засмеиваться над ним, то тот человек будет крайне долго и мучительно умирать.

Молитвы обладают огромной значимостью и помогают каждому христианину. Церковь взывает к усердным молитвам каждый день, а в особенности во время поста, который начнется в 2018 году уже 4 июня.

Многие ошибочно полагают, что пост включает в себя только некоторые ограничения в еде. Как правило, в период проведения поста, православным верующим дается шанс освободить свою душу от грехов, злых поступков и плохих мыслей. И в этом, как нельзя лучше, могут помочь молитвы величайшим проповедникам Петру и Павлу.

Самое необычное то, что в Петров пост нет ограничений во времени его проведения. Его начало, целиком и полностью зависит от празднования Святой Троицы, после которого, спустя ровно 7 дней, наступает Петров пост. Его окончание каждый год наступает в одну и ту же дату - 11 июля, перед днем памяти святых мучеников Петра и Павла.

Во время поста каждый христианин соблюдал правила запрета в пище, ограждались от злого поведения, каялись во грехах. Петр и Павел были не исключением. Они соблюдали все наистрожайшие воспрещения. Именно поэтому, и возник данный пост, названный в честь одного из Апостолов.

Соблюдение Петрова поста помогает людям справиться с любыми бедами, укрепить физическое здоровье, очистить душу и обрести внутреннюю гармонию. Он способствует избавлению от гнева, лжи, лицемерия, жадности и алчности. И молебны, как ничто иное, поможет каждому истинно верующему подготовиться к предстоящему посту.

Молитвы на начало поста

Петр и Павел до последнего преданно служили Иисусу Христу, поэтому церковь провозгласила их первенствующими апостолами. Они несли заветы Божии по всему миру, помогая людям в обретении веры и любви к Господу.

Великим праведникам Божиим молятся об укреплении веры, о защите от злых умыслов и всякой нечисти. Также, православные люди молятся Петру и Павлу о помощи в рабочей сфере, об исцелении болезней, о наставлении на путь истинный.

Первая молитва:

«О, великие служители Господа, Петр и Павел! Вы верой и правдой служили Иисусу, за что стоите рядом с ним на Небесах. Прошу, услышьте молитвы мои, да не оставьте без внимания, ибо на вас надежда моя. Помолитесь за меня перед Господом, пусть дарует мне благословение и простить все грехи мои, ибо каюсь я, сообщает портал Therussiantimes. Да все мы рабы Божии, и служить будем вечно Отцу нашему. Во веки веков. Аминь».

Вторая молитва:

«Святейшие апостолы, Петр и Павел, молим, не оставляйте нас в одиночестве. Все мы грешные, и просим прощения за деяния наши прискорбные. Да даруйте же нам свое прощение и благословение. Да укрепите веру нашу, и покажите дорогу к истинной вере, чтобы не сбиться нам на пути к Господу. Молим вас, святые мученики! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Третья молитва:

«О, блаженные благовестники Христа! К вам в молитвах своих обращаюсь. Да услышьте же меня! Обратите свой взор и предайте мне сил двигаться на пути моем благочестивом к Господу нашему Иисусу. Молю, укрепите веру мою, наградите большей любовью и добротой. Да простите мне все грехи мои, ибо каюсь я перед Вами, святые пророки. Исцелите душу мою и тело мое от болезней. Чтобы демоны не смогли завладеть мной, и предать умыслам злым и деяниям. Да во веки я раб Ваш! Аминь».

Абсолютно не важно, когда в какое время суток вы приступите к чтению молитвословия. Самое главное - покаяться перед Господом, нести свои слова из глубины души и веровать в божественную силу и помощь апостолов.