Способ проверки парных согласных на конце. Проверка парных согласных на конце слова Проверка парных согласных на конце

Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова»

Тип урока: объяснение нового материала

Учебник: «Русский язык» Москва «Дрофа» 2003 г.

Цель: Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова.

Задачи:

Обучающие

¨ Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;

¨ Научит различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;

Развивающие

¨ Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;

¨ Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь

¨ Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе.

¨ Развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитывающие

¨ Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование:

¨ Сигнальные карточки с парными согласными,;

¨ тексты для самостоятельно учащихся;

¨ рисунок с предметами, в названиях которых на конце стоят сомнительные согласные.

Литература:

1) «Правописание в начальных классах», Москва «Просвещение» 1990 г.

2) «интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва «Владос» 2001 г.

3) «Занимательная грамматика», Москва «Омега» 1995 г.


4) , «Я иду на урок в начальную школу», русский язык. Книга 2, Москва «Первое сентября» 2000 г.

Этапы урока

1) Организационный момент – 2 мин

2) Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала – 5 мин.

3) Открытие детьми нового знания – 10 мин.

4) Закрепление – 10 мин.

5) Самостоятельная работа – 8 мин.

6) Задание на дом – 2 мин.

7) Итог урока. Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

На доске эпиграф: «Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить»

– Как понимаете слова?

– Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке откроем орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет внимательным, любознательным, активным.

Ответы детей.

2. Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала

– Назовите буквы:

б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с

– Какие это буквы?

– Согласные, т. к. звуки, которые они обозначают нельзя попеть и голос на пути встречает преграды. Они парные.

– На какие две группы их можно разделить?

– Звонкие и глухие.

– Чем отличатся звонкие согласные от глухих?

Чистописание

– Запиши на одной строке только звонкие согласные, на другой строке – только глухие.

– Дети записываютв тетрадях:

б в г д ж з

п ф к т ш с

– Чей секрет мы узнаем на уроке?

– Сегодня на уроке мы разгадаем секрет парных согласных.

– Этот секрет могу вам раскрыть я. Вы можете прочитать его в учебнике.

– Попробуйте раскрыть сами.

– Попробуем раскрыть сами.

3. Открытие детьми нового знания

На доске:

ПРУ. –ПРУТИК

ПРУ. –ПРУДЫ

– Догадайтесь какое слово записано.

– Объясните его лексическое значение

– Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев.

– Какую букву напишем?

– Прут – прутик, напишем букву Т

– Придумайте предложение с этим словом.

– Я длинный прут домой принес.

– Как слово можно записать по-другому? Объясните лексическое значение.

Пруд – пруды, напишем Д

Старый пруд совсем зарос.

–Какой вывод можно сделать?

– Парный согласный на конце слова нужно проверять. Звук слышим один, а букву надо писать другую. Меняется лексическое значение слова.

Это первый секрет.

2) разделим слова на две группы: 1 гр - – слова, в которых парный согласный на конце слова нужно проверять.

2 гр – слова, в которых согласный произносите четко.

Приложение1

– Дети работают самостоятельно в парах:

Снег – снега

Лед – льды

Мороз – мороз

Сугроб – сугробы

– Назовите слова, которые нужно проверять.

Почему они требуют проверку?

– На конце слова происходит оглушение. Звук слышим один, а букву пишем другую.

– В каких словах согласный слышится четко? Почему?

В словах снега, льды, морозы, сугробы после согласного стоит гласный, поэтому слышится четко.

–Сделайте вывод. Как проверить парный согласный на конце слова?

Чтобы проверить парный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Это второй секрет парных согласных.

4. Закрепление полученных знаний

Откроем учебник на стр.22

1) Важно не только знать это правило, но и применять его на практике. А поможет нам в этом алгоритм (на доске)

Дети читают правило.

Дети, пользуясь алгоритмом выполняют упр. № 000 стр. 91

Дуб – дубы

Ряды – ряд

Сапоги – сапог

Физкультминутка

Приложение 2

2) Найди где в классе»спрятались» парные согласные и вставь их в нужное слово. Какое слово лишнее?

3) Найди на рисунке слова, в названии которых на конце слова есть парный согласный. Покажи его.

Медве…ь морко…ь

Жира… арбу…

Ле… виногра…

Дети работают с сигнальными карточками

Столб, дуб, паровоз, поезд, мост, насыпь, груз, состав, лошадь, стог, изгородь.

5. Самостоятельная работа учащихся

Приложение 3

Работа с текстом на карточках

Приложение 4

а) Прочитай текст и вставь пропущенные буквы

б) Взаимопроверка работ

в) Измени каждое предложение так, чтобы получилось описание зимнего леса.

Дети работают в группах (устно)

Красив зимний наряд леса. На деревьях лежит искристый снег.

На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз!

6. Задание на дом

Новый текст о зиме, который вы сейчас составили запишите дома в тетрадь.

7. Итог урока.

Какие орфографические секреты узнали на уроке?

Парный согласный на конце слова надо проверять.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Рефлексия

Выберите утверждение:

· Всё понял, могу помочь другим…

· Всё понял...

· Могу, но нужна помощь…

· Ничего не понял…


Приложение 1

Снег, снег, мороз, сугроб,

Снега, льды, морозы, сугробы

Приложение 4

Краси. осенний наря. леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере. шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду. Хорошо поработали краски осени!

Слова для справок:

Лежит искристый снег.;

зимний, снежный пух;

весь в снегу; мороз. .

Приложение 2

Алгоритм

Есть ли в слове на конце парный согласный?

https://pandia.ru/text/78/535/images/image006_39.gif" width="30" height="31 src="> согласного был гласный

Слышим Слышим

звонкий глухой

https://pandia.ru/text/78/535/images/image009_31.gif" width="12" height="27">

пиши: б, в, г, д, з, ж пиши: п, ф, к, с, т, ш

Класс: 2

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Оборудование: доска, тетради для письма, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, учебник “Русский язык” для 2 класса, автор Т. Г. Рамзаева, презентация .

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, мор…, тру…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

На доске:

Аля, Алла, Анна, Арина.

Что общего у этих слов? (Они все пишутся с большой буквы, обозначают имена девочек)

Алеет за лесом закат.

(Слайд №4)

Что такое закат? (Солнце заходит за линию горизонта.)

Что значит алеет? (Становится алым, ярко красным.)

3. Проверка домашнего задания.

Найти в предложении главные члены.

При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание согласного в слове.

Прочитайте слова, которые требуют проверки.

Почему их надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

1.Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах.

Выполняется упр. 168.

Перед выполнением упражнения дети отвечают на вопрос Почемучки. Для этого читают правило на с. 98. Затем читают образец ответа и комментируют написание слов по очереди.

2.Упражнение в изменении слова для проверки парного согласного.

Дети возвращаются в начало урок, записывают правильно слова вместе с проверочным словом. (Слайд №5)

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  • Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
  • Согласные звуки бывают парные и непарные.
  • Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с
  • Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

3.Работа над фразеологическим оборотом.

Кто из вас слышал выражение “Клевать носом” ? Когда так говорят?

-“Клевать носом” - выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидящем положении. Клонить голову, очень хотеть спать. (Слайд №9)

Вышла на небо луна,

Ночь за окнами темна,

Стали носом все клевать…

Не пора ли засыпать?...

Составьте устно предложение с выражением “Клевать носом”.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 171.

КОНСПЕКТ

открытого урока

по русскому языку

Тема:

«Способ проверки парных

согласных на конце слова.»

Учитель:

Белкина Галина Анатольевна ,

МОУ СОШ № 68 г. Липецка

Открытый урок по русскому языку

по теме

«Проверка парных согласных на конце слова».

*формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

*формировать умение обосновывать написание путем подбора проверочного слова.

Ход урока.

    Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, помогите мне определить тему. Но для этого мы должны решить грамматические задачи.

л н м р д т

Что объединяет все эти буквы?

(Д: Эти буквы обозначают согласный звук.)

На какие две группы можно разделить эти буквы?

(Д: Непарные согласные и парные согласные.)

Произношение каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением на письме?

(Д: Произношение парных согласных расходятся с их написанием.)

Назовите их.

(Учащиеся называют парные согласные, а учитель открывает по одному квадратику и дети видят тему урока.)

□ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □

Итак, тема нашего урока…(Ребята читают хором.)

    Проверка домашнего задания.

Дети зачитывают словосочетания, комментируя, какую букву они написали, подтверждая свой ответ проверочным словом.

Какие слова вы проверяли? (Слова с парным согласным на конце слова.)

Почему эти слова надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)

Как проверить парный согласный на конце слова? Приведите примеры.

    Минутка чистописания.

А минутка чистописания закрепит наш графический навык. Запишем парные согласные, разделяя их верхней и нижней петлей.

1) бп вф гк дт жш зс

2) Запись слов:

- Вспомните словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова.

* письменная принадлежность - пенал

для рисования и черчения - книга

- карандаш

- тетрадь

*антоним к слову (кто из вас вспомнил, что такое антоним) деревня - город

Столица

* Топтыгин, Косолапый, Михаил Иванович, Мишка – так любовно называют в русских народных сказках хозяина леса,… (медведь ).

* Если дождик,

мы не тужим –

бойко шлёпаем по лужам.

Будет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять. (сапог )

Прочитайте орфографически записанные слова.

Сверьте написание слов с доской.

У кого нет ошибок?

Какое правило объединяет эти слова?

(Д: На конце каждого есть парный согласный.)

Совпадает ли произношение парных согласных с их написанием?

(Д: Нет. В слове город мы слышим звук [т], а пишем букву д.

В слове медведь д. В слове сапог слышим звук [к], а пишем букву г. В слове тетрадь слышим звук [т’], а пишем букву т. Лишь в слове карандаш звук и буква совпадают.)

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова?

(Д: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

Давайте это сделаем. (Подберите проверочные слова, устно.)

Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.

(Д: Медведь, тетрадь.)

Почему в этих словах звуков меньше?

Чем отличается звук от буквы?

Сделайте звуко-буквенный (фонетический) анализ слова медведь.

(Медведь – 2 слога, 7 букв, 6 звуков, 2 гл. зв., 4 согл. зв.)

4. Словарная работа.

Сегодня мы выучим правописание нового словарного слова.

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз.)

Что обозначает это слово? (То же, что холод, стужа.) Синонимы – слова, близкие по значению.

Подберите слово с противоположным значением.(Холод – жара.)

Какие пословицы с этим словом вы знаете?

(Мороз не велик, а стоять не велит. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.)

Объясните смысл пословиц.

Запишите слово мороз , обозначьте ударную и безударную гласные.

Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный на конце слова, проверяем словом – морозы.)

Образуйте родственные (однокоренные) слова.

(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить.)

Спишите одну пословицу с этим словом.

5. Физкультминутка.

Отдохнём. Лучший отдых – это смена умственного и физического труда.

Прыжок – если на конце слова парный согласный.

Приседание – если нет этой орфограммы.

Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза.

    Работа по теме урока.

    Упражнение 172 – под диктовку.

Взаимопроверка.

Какие словарные слова вам встретились в тексте?

Как вы понимаете слово сковал ?

Выделите все орфограммы.

Разбор по членам предложения 2-х последних предложений.

    Упражнение в подборе проверочных слов.

Выполняется упр. 173.

Найдите в загадке слова, которые нужно проверять. Подберите к ним проверочные слова устно. Спишите текст загадки, подчеркните в словах буквы, которые мы проверяли.

    Орфографическая минутка.(Поднять карточку с нужной буквой.)

Мост, час, шов, кровь, лев, стриж, враг, улов, жираф, сугроб, пляж, дождь, столб, утюг, глаз, обувь, ёрш, круг, пирог.

    Выполняется упр. 174.

Слова сравниваются по лексическому значению и по произношению.

В чем сходство? В чем различие? (Произносятся одинаково, а в зависимости от буквы, которую мы напишем, слово будет иметь свое значение.)

Миша летом жил в деревне. В письме своему другу Толику он написал:

У нас в деревне есть прут. Мы с братом сделали плод и спустили в прут.

Толик прочитал письмо и удивился.

Сколько ошибок он нашёл? Где?

Плод – часть растения, в которой содержатся семена.

Плот – скреплённые брёвна или доски для переправы на них по водоёмам.

Прут – сломанная ветка без листьев.

Пруд – водоём, вырытый людьми.)

    Точечный массаж.

Сейчас осень. Наш организм подвержен заболеваниям. Чтобы быть всегда здоровым и крепким надо поддерживать иммунную систему в тонусе. В этом нам помогает точечный массаж.

    Самостоятельная работа учащихся.

Составить несколько предложений на тему «Зимой», используя некоторые из данных слов.

    Зима, мороз, холодок, замёрз, пруд, лёд, коньки, не страшен.

    Зима, снег, сугроб, снеговик, нос, морковь, крепость, снежки.

Записать лучшие предложения.

Для тех, кто затрудняется в составлении предложений, списать стихотворение, вставив нужные слова по смыслу.

Тихо-тихо … идёт,

Белый … мохнатый.

Мы расчистим … и...

Во дворе лопатой. (Снег, лёд.)

    Выборочное письмо. (К словам отгадкам – подобрать проверочные слова.)

    Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)

2) Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (гриб)

3) В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

4) Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (арбуз)

5) За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся. (след)

10. Итог урока.

Представьте, что я корреспондент познавательного журнала, ответьте на мои вопросы.

О какой орфограмме мы сегодня говорили?

Как проверить правописание парных согласных на конце слова?

Под каким девизом мы сегодня работали? (Один за всех и все за одного.)

Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе? (Дружба, взаимовыручка, поддержка.)

А как ваше настроение?

Все ли легко справлялись с заданиями? Кому было трудно?

Выберите кружок-сигнал, чтобы показать настроение.

(Желтый, красный – радость.

Зеленый – спокойно, уравновешенно.

Синий – трудно, не комфортно.)

11. Домашнее задание.

Выполнить упр. 175.

сапог

город

карандаш

тетрадь

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.