Занятие в старшей группе «Сказочная Гжель. Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада «Знакомство с искусством гжельской росписи. Роспись чайника

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему

«Гжель – сказочная роспись».

Цели :

Проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

Продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;

Закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Программные задачи:

Обучающие:

Продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

Закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;

Учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги );

Закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги) ;

Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;

Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;

Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;

Эмоциональную отзывчивость;

Умение оценивать работу сверстников.

Развивающие:

Развивать чувство цвета при составлении узора;

Развивать память, мышление, творческое воображение.

Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)

Способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Материалы:

аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

Предварительная работа.

Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

Знакомство с декоративными приемами рисования.

Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

Рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход НОД:

Воспитатель:

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла )
- Из чего бывает сделана посуда? (
Дерево, стекло, металлическая )
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (
нет )

Конечно, нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? (нет )
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? (
нет )
- А стеклянная? (
да )

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают .) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да )
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель )
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:

Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная )
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная )

Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?

Воспитатель:

Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).


Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? (игрушки, скульптуры )

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и предлагает вспомнить детям стихи.

Дети читают стихи:

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название гжель.

А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)

Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой )

Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу .(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

Вам понравилось? (да )

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:

- «Собери картинку».

- «Что лишнее?».

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:

Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Что особенного в этой работе?

Чем отличается от других эта работа?

Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.


Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.

натали корюгина

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель » .

Программные задачи :

1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз .

2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики .

3. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи .

4. Закреплять представления детей о народных промыслах : Дымково, Хохлома.

5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.

6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька» , наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета» .

7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.

Оборудование :

Слайдовая презентация «Сказочная гжель » , изделия народных промыслов, белый сервиз из папье-маше, гуашь синяя, кисть.

Предварительная работа :

Знакомство с гжельским промыслом .

Ход НОД

Воспитатель :

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес : г. Торжок, детский сад «Солнышко» , детям старшей группы . Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)

Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения )

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.

Как хороша эта девица-душа :

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

Этоигрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)

А вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У красавца индюка

Все расписаны бока!

Это игрушка каких умельцев?

Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)

Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье ,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель !

(дети находят в посылке предметы Гжели )

Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?

(ответы детей)

Воспитатель :

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку . А почему она так называется, вы поймёте сами.

Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель . Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить , что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Воспитатель :

Понравилась вам сине-голубая сказка ?

(ответы детей)

Беседа по сказке .

О каком промысле эта сказка ?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

Какую краску используют мастера в гжельской росписи ? (синюю)

Каким узором украшают мастера свои изделия?-показ демонстрационных изображений элементов Гжели

(широкая и узкая полоса, точка, волна,кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

Какие изделия делали мастера из глины?

(посуда, различные фигурки)

Физкультминутка

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Воспитатель :

А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель » . Рассмотрим изделия гжельских мастеров , полюбуемся на это голубое чудо.

(рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия ?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель :

Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком , а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором . Расписывать посуду мы будем красками.

(дети выбирают посуду и садятся за столы)

Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)

Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды)

Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)

На что похожи лепестки цветка? (на капельку)

Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.

Капелька – один из любимых элементов Гжели .

Разбор этапов выполнения работы

Серединка цветка.

Лепестки-капельки.

Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)

Бордюр. (волнистая линия с точками)

Особый приём, отличающий гжельскую роспись , «растяжение цвета» , от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.

(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)

Воспитатель

С чего вы начнёте работу?

Приступаем к работе.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)

В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Подведение итогов

Воспитатель :

Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит» .

О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета» )

Что вы можете сказать о своих работах ? Всё ли удалось, почему?

Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи !

Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: р азвивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Ход НОД:

1. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край - Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

2. Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

3. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль - это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками , вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.



Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор - гжельская роза.


Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?


(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

4. Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти - получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.


6. Работа детей у доски. (двое - трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).

7. П рактическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.





8. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет - синий. Ребята какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!


ФЦКМ
Тема: «В гостях у гжельских мастеров».

Цели: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

Материалы: гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки; скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух; книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»; иллюстрации с изображением гжельских предметов; значки каждому ребенку с изображением гжельского цветка-розетки на круге.

Ход занятия

Перед занятием воспитатель раздает всем значки с цветком – приглашение на выставку.

Выставка гжельской посуды в Русской избе. Дети называют знакомые предметы, их назначение. Воспитатель уточняет ответы детей.

Рассказ воспитателя

Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом.

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Все эти изделия сделали гжельские мастера. Смотришь – на каждый предмет и любуешься. Полюбуйтесь и вы. Гжелькие мастера – большие мастера. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на эту барышню – это масленка, а какая у нее юбка красивая, а кокошник, как роза.
Изделия делают скульпторы, художники, мастера.
Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. (Показать первичные изделия на фотографиях). Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными.
Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. (Показать фотографии с мастерицами цеха). И вот по белому фону из-под руки художника появляются волшебные узоры, сине-голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие.
По краю всех изделий располагают кайму. (Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры).

Чем украшена посуда? (Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).

Синие гроздья на синих рябинах,
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится…

Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров?
- Какие узоры были самые необычные? (Дети отвечают, рассуждают).

После занятия в группе организовывается выставка изделий с гжельской росписью. Рассмотреть их с детьми. Предложить посмотреть, есть ли дома такие изделия, и потом рассказать.

Рисование

Тема: «Зимнее одеяло».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели, с гжельской росписью; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить получать различные оттенки синего цвета, разбавляя синюю краску водой; видеть особенности цвета и его оттенка; расширять представление детей о художественном промысле; воспитывать любовь и уважение к русской культуре.

Материалы: гжельская посуда; изделия из ткани, украшенные гжельской росписью: салфетка, скатерть, фартук, рукавицы, рубаха, сарафан; у каждого ребенка квадрат белой бумаги 10*10, разделенной на четыре части по диагонали, гуашь синего цвета, палитра, бумага для упражнений, кисть.

Ход занятия

В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Воспитатель предлагает рассмотреть на выставке красивую посуду, изделия из ткани, украшенные гжельской росписью.
- Какие изделия вы видите?
- Чем они украшены? (Узорами.)
- На что похожи эти цветы? (На колокольчик, ромашки, розы, хризантемы.)
- Какого цвета краски используют мастера? (Синий, голубой.)

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтоб заблестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.

Воспитатель предлагает детям составить несколько оттенков одного цвета. Показывает, как на палитре, добавляя воду, можно получить более светлые оттенки.
Дети учатся получать различные оттенки синего цвета. Затем, первый треугольник закрашивают цветом, следующие – оттенком, каждый светлее предыдущего.
В конце занятия дети при помощи воспитателя соединяют все квадраты и наклеивают их на основу. Получается большое полотно, похожее на зимнее одеяло.

Рисование

Тема: «Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины и оттенка, точки)».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели; учить видеть красоту скульптуры малой формы; составлять узор из прямых линий различной величины и точек; получать оттенок синего цвета (голубой) при смешивании гуаши синего и белого цветов; побуждать видеть красоту этих цветов; воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материал: гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, сахарница, масленка, чашки, молочник; скульптуры малой формы: кошка, собака, петух, тигренок; иллюстрации с изображением гжельских предметов и основных узоров гжели; у каждого ребенка полоска бумаги 5*20 см, гуашь синего и белого цветов, кисти двух размеров, бумага белого цвета для смешивания тонов.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку изделий из Гжели.

Дети рассматривают фигурки и посуду. Воспитатель обращает внимание на то, что фигурки похожи на игрушки – веселые, забавные, блестящие и все украшены краской одного цвета – синей и её оттенком – голубой; что посуду украшает кайма – узкая синяя тонкая полоса, внизу расположены точки или маленькие мазки.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

Воспитатель предлагает получить голубой цвет, смешав гуашь синего и белого цветов. Дети на отдельном листе бумаги смешивают два цвета, убеждаются в том, что при большем добавлении белой краски в синюю, голубой цвет становится светлее.
Далее дети выполняют задание – украшают полоску бумаги белого цвета узором: учатся проводить прямые параллельные линии разной толщины и оттенка, рисовать точки и кружочки.
В конце занятия дети вместе с воспитателем рассматривают все работы, прикладывая полоски к силуэтам 2-3 предметов.

Рисование

Тема: «Бордюры. Рисование каймы».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить рассматривать узор, выделять его элементы – точки, волнистые и дугообразные линии, петельки; учить рисовать бордюры на узкой полосе бумаги; побуждать видеть красоту синего и белого цветов; развивать эстетические чувства.

Материалы: гжельская посуда с вариантами украшения каймы, скульптура малой формы, бумага белая 10*20, разделенная вдоль на две части, гуашь синяя, кисть тонкая.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку гжельской посуды:

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела?

Дети рассматривают варианты украшения посуды, с помощью воспитателя выделяют основные элементы узора: воспитатель показывает кайму, которая украшает всю посуду, - это либо тонкая прямая полоса, либо волнистая или дугообразная линии синего цвета, внизу которых расположены точки или маленькие мазки.
Затем, воспитатель предлагает детям выполнить упражнения на ознакомление с основными элементами бордюров. Показывает детям, как при выполнении работы необходимо держать кисть (тремя пальцами, перпендикулярно листу), объясняет, что рисовать линии следует кончиком кисти.
В конце занятия воспитатель организует выставку работ, хвалит всех ребят. Дети выбирают наиболее понравившиеся им работы.

Аппликация

Тема: «Гжельский цветок».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; использовать в аппликации два оттенка синего цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Материалы: выставка изделий гжельских мастеров; иллюстрация с изображением цветка и бутонов; фланелеграф и части цветка; два полукруга темного оттенка (лепестки) для распустившегося цветка и два кружка разной величины для бутона, несколько синих и голубых полукругов (листья), полоска (стебель), подклеенные с обратной стороны фланелью; квадрат для показывания приемов вырезания. У одних детей квадраты 5*5 см и 4*4 см одного цвета, но разных оттенков, у других – квадраты 5*5 см и 2,5*2,5 см для бутонов; на двоих детей узкие полосочки 13*0,5 см (стебли); ножницы, клей, прямоугольные листы бумаги белого цвета для наклеивания аппликации.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что весной расцветает много разных цветов на лугах, на клумбах, в садах и в парках. Показывает иллюстрацию, на которой изображены распустившиеся цветы и бутоны. Поясняет, что у распустившегося цветка видны все лепестки, а у бутона лепестки еще свернуты и те, которые внутри, не видны.
Говорит, что сегодня дети будут учиться изображать распустившийся цветок и бутон. Но цветы эти будут не обычными, а сказочными – гжельскими.
Помещает перед ними фланелеграф, на котором были заранее прикреплены два голубых стебля (прямые полоски). Говорит, что бутон можно изобразить из двух кружков – большого и маленького. Лепестки его свернуты (прикладывает к стеблю большой круг), а те, которые внутри бутона, только начинают показываться (прикладывает маленький кружок так, чтобы он наполовину находил на большой). Спрашивает у детей, какого цвета большой и маленький кружки, из которых составили бутон (синего, но разных оттенков, большой светлее, а маленький темнее).
Далее воспитатель спрашивает: «Чего не хватает у нашего нераспустившегося цветка?». Дети отвечают.
Воспитатель продолжает: «Листья можно сделать из полукругов». Вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить листья к стеблю.
Затем воспитатель выкладывает распустившийся цветок. Сначала верхние лепестки, которые немного раздвинуты, потом - нижние. Обращает внимание детей на то, что листья можно приложить к стеблю по-другому, чем у первого цветка, - выпуклой стороной вниз.
Предлагает детям выбрать, кто будет изображать бутон, а кто – распустившийся цветок.
Объясняет и показывает, как вырезать из квадрата круг (начинать следует с середины стороны квадрата и закруглять уголок идо середины другой стороны так, чтобы он отпал; отпасть должны все четыре уголка, тогда круг получится нужной величины).
Дети могут положить перед собой квадрат и пальцем показать, где они будут делать надрез ножницами, чтобы получился круг.
Воспитатель спрашивает детей, с чего надо начать работу. Все ли должны будут разрезать круг пополам для головки цветка? Дети отвечают.
В процессе работы воспитатель следит, чтобы дети, вырезая круги, использовали всю поверхность квадратов, левой рукой плавно поворачивали квадрат навстречу лезвиям ножниц; советует начинать с головки цветка, а потом приклеивать стебель.
В конце занятия все работы выкладываются на стенд вплотную друг к другу. Получается красивое гжельское панно из аппликаций.

Тема: «Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды (чашка с ручкой)».

Цели: познакомить детей с гончарным искусством; развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям; продолжать учить рассматривать изделия мастеров Гжели, узнавать знакомые предметы; познакомить с материалом для лепки – глиной; учить лепить чашку из глины способом вдавливания, раскатывания и примазывания; прививать любовь и уважение к труду народных умельцев.

Материалы: иллюстрации с изображение гончарной мастерской, посуда: тарелки, чашки, блюдо, чайник, украшенные гжельской росписью,
глина, влажные салфетки и губка.

Ход занятия

На доске помещены иллюстрации с изображением гончарной мастерской; на столе – выставка керамической посуды, украшенной росписью.
Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена сначала лепили руками, а потом придумали гончарный круг, который давал возможность быстрее лепить посуду. Затем, мастера обжигали вылепленную посуду и украшали узором, который придумывали сами. Волнистая линия – это вода, прямые линии изображали землю, точки – семена, косые линии – дождь.
Далее, воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посуды.
Воспитатель.
- Что стоит на нашей выставке? (Посуда.)
- Какая она? (Блестящая, красивая.)
- Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.)

Верь ты мне или не верь,
Но всех краше – роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюда –
Вся посуда – просто чудо!

Воспитатель предлагает вылепить чашку способом вдавливания, уточняет способ присоединения ручки к чашке – примазывание, напоминает о том, что при работе с глиной необходимо постоянно увлажнять руки тряпочкой. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, подсказывает, как лучше передать форму изделия, сделать чашку более устойчивой, загладить неровности влажной губкой.
В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их, сравнивают с посудой, изготовленной гжельскими мастерами. Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на красоту формы чашек, вылепленных детьми.