Чувство восприятия как система перцептивных действий. Психология восприятия

На вопрос о специфичном вкладе моторики в формировании и функционировании чувственного образа даются разные ответы. Одна из позиций рассматривает кинестетические ощущения в качестве источника основы пространственного чувственного образа (моторная теория восприятия).

В основе теории лежат факты о процессах ощупывания и рассматривания в целях опознания. Когда пальцы следуют по границам предъявляемого объекта, а глазные фиксации распределены на углах и контурах фигур и на наиболее значимых зонах объекта.

Было установлено, что при рассмотрении сюжета испытуемый вновь и вновь перемещает взор мо одинаковой траектории.

Во внутреннем отображении объекта его отдельные элементы связаны между собой в последовательное кольцо признаков.

Зинченко и Ломов изучали функции движения глаз. Выделили гностическую (измерение, контроль) и вспомогательную (ориентировка, поиск, установка глаза в оптимальное положение).

Физиологические основы восприятия

Являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Интегрированные отделы коры г.м., завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами, их функции отличаются от функций проекционных зон. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает центральная слепота, с повреждением интегративной зоны, человек видит определённые цветовые пятна и контуры, но он не понимает, что видит.

Физиологическая основа восприятия связана с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Павлов открыл рефлекторную основу восприятия. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре полушарий мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов и явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (величина предмета, вес и пр.)

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа не возможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Нейроны-детекторы - высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенности отношений между ними.

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование объекта. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т. д.
Большую роль моторные компоненты играют в акте осязания. Пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.
В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что его взор неподвижен. Однако регистрация движений глаз показывает, что в этом случае имеют место непроизвольные и незаметные для наблюдателя микродвижения. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации.
Адекватность образов восприятия действительности вырабатывается под влиянием условий жизни и обучения. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции он не увидел ничего, кроме расплывчатых
очертаний. Условия жизни приучили его «видеть» мир руками, а не глазами. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал предметы расплывчато. Он так и не научился читать глазами, его рисунки свидетельствуют о неспособности воспроизвести что- либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.
Наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

Еще по теме Роль моторных компонентов в восприятии:

  1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
  2. 4. Роль и значение ощущения, восприятия в профессиональной деятельности юриста.
  3. § 70. Метод прояснения сущности и роль восприятия в нем. Преимущественное положение нескованной фантазии
  4. 1.3. Роль favepov и dfaveq в процессе познания: иерархия чувственных восприятий как основа перевода неявного в явное
  5. § 27 Свидетельство (непосредственной интуиции}. Представление в восприятии и восприятие
  6. Глава 4 «Исследование восприятия» («Пратьякша-париччхеда») Часть 2 [Опровержение положения Дигнаги о том, что концептуализирующее восприятие (савикальпака) не является непосредственным (пратьякша)]
  7. Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
  8. Методы определения моторных и сенсорных асимметрий человека
  9. Блок 3.Восприятие другого в процессе профессионального общения психолога Занятие 8. Безоценочное восприятие и профессиональное общение.
  10. Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.
  11. Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения психических процессов.
  12. 23. О восприятиях, которые мы относим к внешним предметам Восприятия, относимые к вещам, находящимся вне нас, например к объектам наших чувств, вызваны, по крайней мере когда мы судим правильно, предметами, возбуждающими некоторые движения в органах внешних чувств
  13. Глава 1. Функциональные асимметрии Моторная асимметрия
  14. Возникновение суфизма – мистико-аскетического направления в исламе, его социальная база. Представители философского суфизма, его историческая роль. Мистическая философия как реакция на засилие софистики и псевдорационалистической демагогии богословия, на безграничную веру в разум философов-перипатетиков. Ориентация на личностную структуру человека. Онтология суфизма, учение о макро– и микрокосмосе. Гносеология суфизма: значимость житейского опыта, обостренное эстетическое восприятие предметов, у

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.


ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

ГЛАВА 5. ВОСПРИЯТИЕ

2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ

Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятии. - своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание! его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур предмета, движения гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т.д.

Моторные компоненты играют большую роль в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью - адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

В работе руки и глаза есть много общего. Глаз, как и рука, последовательно осматривает, «ощупывает» контуры рисунка и предмета. И.М. Сеченов писал об этом: «...Идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаза при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу...» . Рука «учит» глаз своим приемам ощупывания, «учит» своеобразной стратегии и тактике этого ощупывания.

Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т.п. Это класс собственно гностических движений, перцептивных действий.

Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройкам. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в первые дни после удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в десятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено через 51 год, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел весь мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. Постепенно зрение его восстановилось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельствовали о неспособности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Ему даже через год после возвращения зрения не удавалось нарисовать сложный предмет, если он не мог исследовать его руками.

Наблюдения над слепорожденными, которым зрение было возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать.

Восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

Наблюдение. Важная форма произвольного восприятия - наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т.д. Мы часто не различаем отдельные звуки иностранного языка, не слышим фальши в исполнении музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Миннарта: «От вас самих зависит прозрение - вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием "знай, на что смотреть"» .

Действительно, успех наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен «компас», указывающий направление наблюдения. Таким «компасом» и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятия. Эти закономерности наблюдения должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся. Чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, учитель должен подготовить учеников, активизировать их прошлый опыт и помочь связать его с новым материалом, направить восприятие учащихся, ставя перед ними новые задачи.

Наконец, той же цели - организации наблюдения учащихся и обеспечению более эффективного усвоения новых знаний - служит и издавна разрабатываемый в педагогике принцип наглядности обучения. Еще К.Д. Ушинский (1824-1870), говоря о наглядности в обучении, писал, что наглядное обучение - «это такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка...» .

Наглядность обучения достигается использованием специальных средств (наглядных пособий, оборудования, демонстрационных опытов, различных экскурсий и т.п.) в сочетании их со словом учителя.

Роль этих средств до сих пор рассматривалась как вспомогательная: их привлекали как иллюстративный материал, облегчающий усвоение знаний и способствующий пробуждению у школьников интереса к изучаемому материалу. Однако результаты проведенных в последнее время экспериментальных исследований позволяют в ином плане подойти к реализации принципа наглядности в обучении.

Очевидно, процесс обучения не должен заключаться в пассивном восприятии информации, которую сообщает на уроке учитель, лучше, если он организован как активная мыслительная деятельность учащегося. Конечный результат этой деятельности -открытие новых для учащихся знаний - и есть цель процесса обучения. Какими же средствами может быть достигнута эта цель для обеспечения наиболее прочного усвоения знаний? Экспериментальные исследования показали, что существенным компонентом процесса принятия решения является манипулированием образа ситуации, сложившимся на основе ориентировочно-исследовательской перцептивной деятельности. Эта фаза - фаза отвлечения от реальной ситуации - есть не что иное, как деятельность по переструктурированию образа в соответствии с поставленной задачей.

Необходимость перевода проблемной ситуации во внутренний план для процесса принятия решения свидетельствует в пользу чрезвычайной важности правильного подхода к использованию принципа наглядности в обучении. Наглядные пособия не должны быть лишь иллюстрацией к излагаемому материалу. Для того чтобы акт открытия новых знаний не был для учащегося столь мучительным, как процесс решения творческих проблем в науке или в искусстве, использование наглядности в обучении должно направлять не только процесс создания образа ситуации, но и процесс переструктурирования этого образа в соответствии со стоящей задачей. При таком подходе существенное значение приобретает не только характер используемых наглядных пособий, их подбор, но и динамика предъявления их на уроке. Последовательность использования наглядных пособий на уроке должна направлять деятельность учащихся по созданию модели изучаемого материала.

Таким образом, только активное наблюдение и активная умственная деятельность учащихся обеспечивает эффективное и прочное усвоение знаний.

1 Сеченов И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению. // Избр. философ, и психолог, произведения. - М.: Госполитиздат, 1947. - С. 555.

2 Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М.: Наука, 1969. - С. 14.

3 Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. соч.. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т. 6. - С. 265-266.

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и насозда­вшие его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспро­изводящие звук; и т.д. Большую роль моторныекомпоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью - адекватность отражения предмета возникает при перемеще­нии движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

Критерии адекватности образов восприятия действитель­ности вырабатываются под влиянием условий жизни и обу­чения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в пер­вые дни после удаления катаракты. Наблюдения над челове­ком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ни­чего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир пред­метов, как видим его мы. когда открываем глаза. Постепен­но зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного време­ни его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельству­ют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвра­щения зрения он не смог нарисовать переднюю часть авто­буса, поскольку не смог исследовать его руками.

Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчат­ки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

Свойства восприятия:

  • Избирательность (видим то, на что обратили внимание)
  • Предметность (объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов)
  • Целостность (целое больше суммы частей)
    • структурность (мозг спонтанно организует стимулы)
    • близость (близко расположенные элементы распознаются вместе)
    • сходство (одинаковые элементы, входящие в одну структуру, воспринимаются вместе)
    • направление (элементы, образующие непрерывное плавное направление, распознаются вместе)
    • принцип заполнения пробелов
  • Константность (неизменность параметров восприятия при реальном физиологическом изменении)
  • Категориальность (включение мыслительного процесса при отражении)
  • Апперцептивность (восприятие с учётом предшествующего опыта)

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создавшие его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т.д. Большую роль моторные компоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью - адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности оно сопровождается непроизвольней и незаметными для наблюдателя мнкродвижениями.

Это можно продемонстрировать на простом примере. Посмотрите пристально на заходящее солнце, затем перенесите взгляд на какую-нибудь поверхность и вы увидите два последовательных образа. Очевидно, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации, 2 точки фиксации объекта дали 2 последовательных образа. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации.

Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в первые дни после удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир предметов, как видим его мы. когда открываем глаза. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.

Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчатки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие -- это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.