Штрафы на польской границе за сигареты. Дали прикурить: как поставлена контрабанда сигарет из СНГ

То, что белорусские сигареты можно купить чуть ли не во всех странах Западной Европы, – секрет Полишинеля. Но как они туда попадают? Как стали лидером среди контрабандных товаров? И сколько сегодня может заработать обычный контрабандист?

Hrodna.life опубликовал откровения теперь уже бывших контрабандистов Олега, Максима и Янека, которые хорошо помнят, как развивался контрабандный бизнес на границе.

Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки. А вот белорусские сигареты тогда еще не имели за рубежом такой бешеной популярности.

Но конъюнктура меняется. Так, на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот.

До 2010-2011 годов получить долгосрочную визу было сложно. Только появление визы “за покупками” значительно упростило дело. Ранее те, кто не имел родственников в Польше, могли заплатить за визу “под ключ” даже 300-500 евро. Олег говорит, что эти деньги можно было быстро отработать. Штрафы были не такие большие, как сейчас, а проехать границу было проще.

Хотя сигареты в ЕС из Беларуси попадают разными путями, автомобильный путь для рядовых граждан Олег считает самым популярным, но не самым большим по количеству.

Чтобы не рисковать автомобилем, большинство контрабандистов возили не более “нормы”: не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой помимо штрафа изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков, или один короб, потом стало 40 блоков.

Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, – 15 долларов, по крайней мере на памяти Олега. Это был непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, с одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов.

Такой период длился несколько месяцев, часть его выпала на времена ограничения поездок раз в 5 дней. Самый большой штраф за такое количество сигарет тогда составлял около 1000 долларов. Обычно, по словам Олега, заработок была меньше – 7-10 долларов с блока.

Не попадаться на штрафы невозможно. Разве что, если ты начинающий контрабандист и у тебя чистая биография, тебя никто не знает, тогда можно некоторое время ездить безопасно. Но это лотерея. Кто-то может отработать год, кто-то – чуть больше, но можно попасть на штраф и с первого раза.

Те, кто работает на постоянной основе, к штрафам относятся как к уплате налогов. Иногда можно уйти в минус. Можно работать два-три месяца в плюс, а потом за один месяц заплатить два-три штрафа. Получится, что ничего не заработал.

Кроме трезвого расчета и хороших тайников большую роль играет случай. Кто-то успешно проезжает границу 5-10 раз в месяц в течение года и только 2-3 раза попадается. А кто-то чуть ли не весь год работает на штрафы и в итоге уходит из “бизнеса”. Особенность в том, что действует нарастающий коэффициент: каждый следующий штраф больше предыдущего.

Сегодня кто-то возит 5-10 блоков, другие – 25-30, но уже более 40 берут немногие. Настолько загруженные машины называют “бомбами” – они точно подлежат конфискации. Но таких авто немного, уверяет Олег. Хорошо скрыть более 50 блоков (1 короб) в автомобиле, даже переделанном, очень сложно. Так рисковать могут только те, у кого есть “подушка безопасности”.

Переделать автомобиль можно не только в Беларуси, но и в самой Польше. Но, по словам Олега, лучшие специалисты в этом – литовцы. Делают качественно, фантазия работает. Стоимость переделки может достигать 1500-2000 евро. Большинство, по словам Олега, справляется своими силами. “Кое-где сделают дополнительные дырки. Что-то урежут, выбросят шумоизоляцию или еще что. Но если машина попадет на сканер или будет работать опытная собака, никакие тайники не помогут”.

Житель Гродно Максим в 2007-2008 годах работал водителем: загонял авто на “упаковку”, где его упаковывали сигаретами. За это платили 25-30 долларов в зависимости от сложности работы. Потом надо было забрать автомобиль и в нужный день завезти сигареты в Польшу. За один рейс платили 30 долларов. Если машина попадала на штраф, все расходы брал на себя собственник.

На “фирме”, где работал Максим, “директор” открывал визы своим водителем. А позже распродал все машины, свернул дело и наладил в Гродно легальный бизнес. Максим знает немало примеров, когда сегодняшние бизнесмены зарабатывали стартовый капитал на контрабанде.

Как сигареты доезжают до Англии и Испании, рассказал Янек, бывший контрабандист из Белостока.

Далее в Западную Европу едет большинство сигарет из Беларуси, Украины и России. Те, кто возит более 5-10 блоков, продают их оптовикам, а те уже или сами везут дальше вглубь Европы, или опять же по оптовым ценам перепродают тем, кто везет. Такой посредник при перепродаже зарабатывает 1-2 доллара с блока.

Сам Ян несколько лет возил сигареты из Беларуси. “Мой друг работал таможенником, поэтому я всегда имел информацию, когда лучше ехать, а когда лучше задержаться в Беларуси и подождать”. Однажды, чтобы дождаться “хорошей” смены, пришлось задержаться в Гродно более суток.

В таком ритме Янек работал около трех лет, пока не попал в руки белорусских таможенников. На родину пришлось возвращаться пешком. Зато среднемесячная заработная плата в тот период составляла 1500-2000 долларов.

Ян утверждает, что очереди на белорусско-польской границе в будние дни бывают, только если на польской стороне работает более-менее “хорошая” смена. Если смена “плохая”, да еще работают “черные” [таможенники] с собакой, очередей не будет. Тогда едут или новички, или те, кто контрабандой не занимается.

Иногда цены сигарет на черном рынке падали из-за перенасыщенности рынка. Если через какую-то границу, неважно, польскую или литовскую, успешно проезжало 5-10 фур с сигаретами или железнодорожный состав, цены начинали падать. Людей, работающих с такими серьезными объемами, Янек не знает. Говорит только, что и в Польше, и в Литве есть места, где можно оптом приобрести контрабандные сигареты в коробах. Это как раз тот товар, который ехал в фурах или поездах.

После фиаско на белорусско-польской границе Ян не пожелал завершать “карьеру”, но решил сменить направление. Он приобрел другой автомобиль и переделал его в Польше за 9000 злотых, или более 2000 евро. На нем планировал возить сигареты из Польши в Англию, но уже при первой попытке его задержали…

Янек объясняет, что Англия – самое популярное направление, так как здесь можно заработать больше всего. Так, в 2016 году Би-би-си сообщала, что в Великобританию попадает 12% всех контрабандных сигарет из Беларуси.

Для белорусских контрабандистов перевоз сигарет через границу обычно является последним шагом, дальше сигареты везут поляки или литовцы. И хотя границ в Евросоюзе нет, этот путь непростой. Так, в окрестностях Августова польские пограничники и таможенники регулярно останавливают литовские бусы, полные сигарет. На дорогах Подляшья также нередко останавливают легковые авто местных жителей с багажниками, полными сигарет без польских акцизов. Обычно после проверки в гаражах и домах этих людей находят большие партии товара.

По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.

Вот так красиво, романтично начинается стихотворение поэта Эдуарда Багрицкого «Контрабандисты», написанное в 1927 году. Стихотворение о ежедневной прозе, пожалуй, любого таможенника, в любых местах, где мало-мальски проглядывается государственная граница. Граница Польши – не исключение. Контрабанда, как явление, сама по себе – один из признаков государства, так как само определение заключает в себе всю суть процесса незаконного перемещения чего-либо через границу – contra – против и bando – указ властей (итал. яз.). Почему это слово имеет именно итальянские корни? Возможно, потому что и сам процесс незаконного ввоза, так широко использующийся желающими нажиться в нашей с вами современности, пришёл к нам из Древнего Рима. По некоторым данным, в Рим (Древний, разумеется), в обход различных законных норм, в сосудах для оливкового масла нелегально ввозилось – естественно, выдаваемое за оливковое масло – вино. Как сказали бы сейчас – не обложенное акцизой. Так что история контрабанды длинна и занятна.

Таможня... находит добро

В современном мире контрабанда представлена в самом широком объёме. Она наносит огромный ущерб бюджетам любых стран, даже считающихся развитыми. Ведь в них тоже процветает этот вид незаконной деятельности. Побороть контрабанду не так-то просто. В основном, серьёзным успехом считается удержание её на возможно низком уровне. И дело не только в том, что в этом преступном бизнесе задействованы нечистые на руку чиновники или криминальные структуры, дело ещё и в азарте порой самых простых людей. Львиную долю польские таможенники изымают у обычных граждан, которые решили рискнуть и, если удастся, разжиться парой тысяч незаконных злотых. Таможенники признаются, что порой сами удивляются изобретательности попавшихся контрабандистов. Это в равной степени касается и простых мелких жуликов, и крупных партий, в логистике которых задействованы крупные банды.

To jest moja banda, а to jest – kontrabanda...

В Польшу, по сложившейся многолетней традиции, везут сигареты, водку, горючее. Хотя нет, водку всё же уже везут реже. Цена на неё в «странах-экспортёрах» примерно сравнялась. А в России – так и вообще стала выше. Да и судя по изъятым в последнее время Таможенной службой Польши партиям алкоголя, он имел признаки скорее контрафакта, чем контрабанды. И, действительно, в результате совместных мероприятий таможни и полиции внутри страны были ликвидированы подпольные мини-заводы алкогольной продукции. Но вот бензин, а чаще дизель, возят достаточно регулярно. В приграничной зоне Речи Посполитой появились даже нелегальные заправки. Правда, и их довольно скоро ликвидировали. Особой изощрённостью отличаются перевозчики сигарет. Наркотики стоят в этом списке отдельно, но и без них не обходится. Недавно польская полиция задержала крупнейшую в истории партию кокаина . Давайте же посмотрим, какие способы используют амбициозные перевозчики.

Классика жанра

Контрабанду, пожалуй, можно сравнить с музыкой: кому-то нравится это явление, кому-то – мешает жить; кто-то получает от неё доход, занимаясь этим профессионально, записывая альбомы, к примеру, а кто-то – просто потребляет продукцию, предложенную композитором. Так и с контрабандой. Здесь есть свои виртуозы-исполнители, есть композиторы, а есть и те, кто с удовольствием потребляет продукт контрабанды. Со стилем и жанром всё тоже как в музыке. Кто-то любит посовременнее, кто-то – отдаёт предпочтение классике. Кто-то везёт кокаин на подводной лодке, или при помощи самолёта-беспилотника, что, несомненно, ультрасовременно, кто-то, словно поклонник мазурок, полонезов и прелюдий Шопена, раз за разом возвращается к бессмертной классике способов перевозки незаконных табачных изделий. Взять, к примеру, вот этих господ на грузовиках




Этот метод стар, как сама история седельного тягача. Но это не значит, что от него кто-то отказался. Да и нельзя отрицать, что при удачном для контрабандиста стечении обстоятельств этот дедовский способ приносит неплохой куш. Не так давно во вскрытом тайнике одной из фур, направлявшихся в Польшу, таможенники обнаружили 26 тысяч пачек сигарет без польской акцизной марки. Оценочная стоимость партии, по подсчётам стражей границы, находилась в пределах 240 тысяч злотых (прим. 55 тысяч евро). Если бы дело выгорело, выгода от закладки была бы очевидна.

Но если заварить сигареты в раму или скрытые полости, это ещё хоть как-то требует времени и умения замаскировать тайник, то выполнить нехитрую вулканизацию, используя для этого вместо воздуха сигареты, много ума не требует. Казалось бы, метод давно потерял прежнюю эффективность из-за своей попсовости, но ведь блажен, кто верует...



Все знают, что компания Мерседес выпускает достойные автомашины. Технически оснащённые и до известной степени надёжные, они вот уже много десятилетий являются незаменимыми помощниками как простых граждан и госструктур, так и контрабандистов. При вскрытии тайников в микроавтобусах этой марки у таможенников складывается впечатление, что на заводе работает целая команда инженеров, аффилированных с контрабандистами – так аккуратно тысячи пачек сигарет вписаны в рельефы интерьера и в технологические полости машин. Но это, конечно же, не так. Просто инженерная мысль перевозчиков нелегального груза идёт в ногу с профессионалами автоконцернов. А порой и ещё дальше.



Те, кто хоть раз ездил на машине через в Польшу на машине, могли заметить целые очереди из Фольксвагенов Пассат третьей и четвёртой Б – серии. Эта неприхотливая и надёжная машина настолько полюбилась контрабандистам, что ездить на ней через границу стало почти равносильно, что заявлять – вот он я, досмотрите меня. Эдакий кконтрабанд-ваген. Правда, это не останавливает тех, кто потом ссылается на проблемы с запуском зимой. Дизель, говорят: приходится дооснащать автомобиль теплоизоляцией капота





Ну и некоторым недостаточно заводской шумоизоляции днища. Вот ведь! И это приходится дорабатывать!

Ну а есть просто дерзкие парни, которые считают, что прятать что-то им не к лицу.

Но всё это следует воспринимать как прелюдию к тому, с чем ещё встречаются таможенники на границе Речи Посполитой. Случаются и совсем незаурядные вещи. Гений технической контрабандистской мысли и смекалки порой просто зашкаливает. Причём, как ни странно, речь не о каких-то дорогих наркотиках. Тот же кокаин с героином народ до сих пор банально возит в желудке. Таможенники аэропорта Фредерика Шопена за раз вытрясли из одного гражданина полтора килограмма наркотика на сумму 280 тысяч злотых

Так вот, нет! Хитро возят те же будничные сигареты. Вот, к примеру, на сцену выходит всё тот же Народный автомобиль, водитель которого пожелал продолжить движение в тот момент, когда недалеко от границы его попытался остановить мобильный патруль таможни. Пан спортсмен начал от стражей ввозных пошлин убегать. При этом некоторое время убегал он достаточно успешно. Как говорится, любая удача должна быть тщательно продумана. Наш герой неукоснительно следовал этому правилу, отчего заранее укомплектовал свой автомобиль гаджетом, достойным машины Бонда, а именно – дымовой завесой. Пришлось ли таможне звать на помощь отдел газодымзащиты, неизвестно, но фото беглеца с таможенником, стоящим рядом с машиной контрабандиста, как бы намекает, что погоня увенчалась успехом. Не в пользу последнего.

Следующий наш герой тоже имеет отношение к газам. На сей раз к привычному LPG. Тем, кто ездил через польскую границу на авто, не раз приходилось видеть (или испытывать на себе), как таможенники выборочно осматривают машины на предмет лишних коммуникаций под капотои или днищем. Часто подобное означает, что где-то спрятан дополнительный бак бензина. Но, как оказывается, не всегда бензина. У данного путника из Литвы вполне легальный баллон для газа был доверху заполнен сигаретами. Так как машина на табаке ездить отказывалась, пришлось доработать и эту систему. Для этого вполне сгодился баллончик от туристического примуса. На случай просьбы переключить на газ всё бы сработало. В баллоне от оригинальной системы уютно поместилась 1000 пачек сигарет. При более детальном осмотре оказалось, что и под бамперами также спрятаны нелегальные табачные изделия.

На ностальгии по старой и надёжной технике попался ещё один житель Литвы. Он возвращался домой через Польшу из длительной командировки. Находясь в рабочей поездке, гражданин на досуге пользовался старым телевизором. Плоские он считал ненадёжными, предпочитая «олдскул». Тем более, как оказалось, что олдскульный телеящик даёт больше чем 3D возможности. Ещё бы! В «плазме» или жидкокристаллической панели партию нелегальных сигарет не спрячешь, если только поштучно. Недалеко от несуществующей границы его остановила для проверки мобильная группа таможни. Они и оценили выбор техники.

Есть, конечно, и более простодушные, но не менее курьёзные случаи. Так, к примеру, ехавший в Польшу торт вызвал подозрение у стражей границы. Как выяснилось, не зря. Нехитрые манипуляции столовым прибором типа нож показали всю правоту польских таможенников – начинкой торта были всё те же сигареты.



Но всё вышеперечисленное, как видно из подзаголовка, стало уже классикой перевозки сигарет. Есть ещё более изощрённые варианты.

Прогресс не стоит на месте

Прогресс и в контрабандистской мысли не стоит на месте. Каждый день появляются всё новые способы провоза тех же сигарет.

Так, свентокшиские таможенники задержали состав-лесовоз с обычным, на первый взгляд, для этого вида транспорта грузом. Но при досмотре груз, а именно –деревоматериалы сосновые – оказался с примесью табака. В полостях стволов деревьев было спрятано 15 тысяч пачек сигарет, примерно на 200 тысяч злотых.

Также, поездом, в Польшу пытались доставить поребрики (они же –бордюры). И всё бы ничего, но таможню смутил необычный вес бетонных блоков. Им удалось также выяснить, к помощи каких добавок прибегли производители. Состав ноухау оказался весьма популярным: берём бетон, добавляем расфасованный в гильзы и пачки табак, получаем облегчённый поребрик. Всего «дорожное хозяйство» кого-то из подрядчиков в Польше недополучило с инновационной разработки по состоянию на 2009 год примерно 100 тысяч злотых:

Поистине титанический труд провели люди, решившие доставить десятки тысяч пачек сигарет в Польшу в обход её казны. Не то чтобы мы хвалили их конкретно за это, но упаковать сигареты в желобки, вырезанные в досках в количестве нескольких тысяч досок, – труд, достойный внимания. Внимание это было любезно оказано польской таможней, которая с успехом нелегальный табак изъяла.





Детские кружки моделирования не проходят даром. Не зря говорят: всё, что вложится в детей, в будущем пригодится. Пока страны разрабатывают беспилотники, способные нести некую полезную нагрузку, контрабандисты уже ими пользуются во всю. Один из таких самодельных аппаратов приземлился при помощи пограничников ФСБ России в Калининградской области, не долетев до точки назначения в Литве. Литва и её граждане часто попадаются в руки польских таможенников с контрабандными сигаретами из России. Такой маршрут нелегальных сигарет весьма популярен, так как у Литвы с Польшей пограничных пунктов контроля нет. Как оказалось, беспилотник взял на борт целую коробку нелегальных сигарет, а потенциально мог нести полезной нагрузки до 10 килограмм. Аппарат был оснащён GPS и прочей недешевой начинкой

Но есть и те, кто техническим уловкам предпочитает прикрытие различного рода организаций. Причём сами организации об этом не осведомлены, что естественно. Вряд ли в больнице в Любушском воеводстве, к которой приписана эта скорая помощь, возвращавшаяся из Литвы, знали, что она не пойдёт «порожняком». Водитель загрузили в неё сигареты на 70 тысяч злотых. Поистине – курение вредит.

Но верхом дерзости можно считать монахиню и ксёндза, передвигавшихся на машине с логотипом известной в Польше благотворительной организации. Таможенников не могло убедить то, что среди подарков от белорусских единоверцев пятнадцать с половиной тысяч пачек сигарет тоже предназначаются на нужды бедных и обездоленных. Смутило же сотрудников таможни то, что остановлена машина была в районе границы Польши с Литвой, а на вопрос, откуда едут священнослужители, те ответили, что из Белоруссии. Пасьянс не сходился и их попросили открыть багажный отсек. В багаже, кроме оплатков, игрушек и прочего скарба, и оказались те самые пресловутые сигареты на сумму в 170 тысяч злотых. Разумеется, что монахиня и ксёндз были поддельными, как и логотип на их транспорте. Никакого отношения к благотворительности и к духовенству они не имели, но в лице этой парочки Польша явно потеряла актёров. Пусть, как оказалось, и не самых лучших, но зато амбициозных.

Парни, музыка, наркотики...

Но сигареты – не единственное, что нечестные на руку граждане разных стран пытаются нелегально ввезти в Польшу или провезти через неё транзитом. Особую нишу контрабанды занимают наркотики. Прячут их не менее вычурно, чем сигареты. В последнее время всё более и более вычурно. Из задержанных на польской границе партий особенно выделились несколько. Приведём их здесь.

История с кокаином и героином в желудке уже мало кого удивляет. Скорее, удивляет то, что кто-то ещё так возит. Но раз возят, значит, шанс провезти остаётся высоким. Однако к более утончённому способу провезти героин прибегли контрабандисты, отправившие зельцесон (колбасное изделие) в посылке в Испанию. Таможенников смутило наличие только номера телефона на бандероли вместо стандартного адреса получателя. После вскрытия коробки внутри была обнаружена сумка-холодильник с колбасой. Дополнительное подозрение вызвала её просроченность и та забота, с которой просроченная колбаса была заморожена и упакована. Несмотря на то, что в Испании зельц наверняка ждали истосковавшиеся по родной колбасе земляки, решено было колбасу безжалостно вскрыть. После нескольких движений ножом оказалось, что производитель добавил в состав не только крахмал, но также и героин. Всего 48 граммов наркотика.

А вот посылка из Ирана, в отличие от колбасы, могла храниться вечно. Персидские ковры вообще отличаются отменным качеством. Как и афганский героин, который был спрятан, а точнее – воткан в структуру ковра. Сотрудники Центрального бюро расследований Польши и польской же таможни были немало поражены искусством и усидчивостью тех, кто упаковывал наркотик в тончайшие трубочки, а затем вплетал их в ковры. Задержанный получатель ковров обвинения в причастности к грузу отверг, заявив, что ковры он должен был лишь передать. В прокуратуре ему, впрочем, не поверили и приготовили делопроизводство, адекватно отвечающее партии в 15 килограммов героина стоимостью на чёрном рынке до 15 миллионов злотых.




На фоне контрабандистов, попадающихся в руки польских таможенников, их коллеги из Латинской Америки, пытающиеся перевезти нелегальные грузы в США или ещё куда-нибудь, выглядят порой полными любителями. Не считая, конечно, «фарфорового сервиза» из чистого кокаина и «гипсовой» статуэтки Санта Клауса из специфического гипса, произрастающего в солнечной Колумбии. Отличились и наркодельцы, переправлявшие кокаин в подлодке – в начале материала мы не шутили на этот счёт. Но всё же многие там пытаются провезти контрабанду способом, который автор этого материала лицезрел в начале 90-х на перегоне Брест – Тересполь. Там творилось неописуемое. Девушки из худеньких преображались в пышнотелых, наматывая на себя пакеты со спиртом. До поры до времени, ведь потом появились таможенницы-женщины и этот номер проходить перестал и, казалось бы, должен был кануть в Лету, ан нет – кто-то всё ещё пользует старые наработки.



Подытоживая, хочется отметить, что контрабанда, может быть, является не только головной болью стражей границы. Она – настолько привычное явление нашей жизни, что ей посвящают фильмы, стихи, как в начале материала, и даже песни. Приятного прослушивания (Внимание! Присутствует ненормативная лексика!)

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Владимир Веретенников . Население приграничных районов Белоруссии, Польши и Прибалтики нашло для себя рискованный, но весьма прибыльный вид заработка — контрабанда табачных изделий. Стоимость сигарет в России, Белоруссии и на Украине куда меньше, чем в ЕС, и потому товар в больших объемах тайком переправляют в Евросоюз без уплаты акцизов. В приграничье уже многие годы идет необъявленная война: контрабандисты и сотрудники госорганов состязаются в смекалке и технической оснащенности.

Буханки хлеба, колеса велосипедов и дроны — куда прячут курево

На днях произошел случай, удививший даже привычных ко всему польских таможенников: они обнаружили в одном из вагонов пассажирского поезда, следовавшего из белорусского Гродно в польский Краков, 52 тысячи сигарет в целлофановых пакетах, спрятанных под потолком вагона. Контрабандисты заранее спилили и скрутили головки шурупов, крепивших панель потолка, таким образом, чтобы снять ее было максимально трудно. Когда сигареты все же нашли, вагон пришлось отцепить от состава, чтобы произвести тщательный осмотр. Таможенники жалуются, что установить владельца контрабандного товара оказалось невозможным, хотя это мог быть и один из пассажиров.

В конце июля польские пограничники задержали в Люблинском воеводстве целую организацию контрабандистов, ввозившую на автомобилях с тайниками сигареты с Украины. Среди них были как поляки, так и украинцы. Товар они везли не только в Польшу, но и дальше — в Германию. Всего на протяжении нескольких месяцев их стараниями на рынок Евросоюза было вброшено нелегальных сигарет на сумму почти 1,5 миллиона злотых (свыше 340 тысяч евро). Предыдущее крупное задержание такого рода состоялось в марте — тогда у одиннадцати поляков и украинцев нашли и изъяли более 22 миллионов сигарет без польских акцизных марок. На Украине за пачку просят пять-двадцать гривен, а полякам сбывают по пять-шесть злотых (около 30-37 гривен). То есть навар с каждой пачки — больше 15 гривен.

Польские пограничники отмечают попытки провоза сигарет в раме и колесах велосипедов, в футбольных мячах, внутри музыкальных инструментов, книг, в буханках хлеба, между слоями вафель. Но чаще всего курево прячут в машинах и поездах, используя для тайников самые разные места, например автомобильные шины.

Водители-контрабандисты не всегда покорно ждут, пока таможенники просветят-простукают их транспорт. Бывает, что подозрительную машину отправляют на проверку, водитель паркуется для отвода глаз, а потом молниеносно заводит двигатель и жмет на газ. Начинается преследование, иногда даже с привлечением вертолетов. Не так давно в Польше во время такой погони контрабандист, явно насмотревшийся фильмов о Джеймсе Бонде, включил заранее смонтированное в автомобиль устройство постановки дымовой завесы. Фокус не сработал — любителя нестандартных решений все равно поймали.

Стоит отметить, что тайники в наземном транспорте считаются у контрабандистов вчерашним днем. Нынче "флибустьеры приграничий" активно применяют куда более изощренные в техническом плане способы доставки. Так, в Службе охраны государственной границы (СОГГ) Литвы жалуются на нашествие беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотники активно применяются не первый год. В мае 2014-го российские пограничники перехватили в Калининградской области аппарат с размахом крыльев в четыре метра, способный принять до десяти килограммов сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, оператор координировал полет по 3D-карте. То, что не удалось владельцам этого дрона, получилось у других — сигаретный "воздушный экспресс" набирает обороты.

На дрезине и на льдине с GPS-датчиком

Потерь, конечно, не избежать, но, по мнению таких "предпринимателей", игра стоит свеч. В одном только 2017-м в Литве зафиксировали 34 незаконных пересечения границы беспилотниками. В СОГГ отмечают, что летательные аппараты, запущенные с территории соседних государств, способны переносить груз весом до двадцати килограммов. Хотя глава госпогранохраны Ренатас Пожела подчеркивает, что беспилотники могут использовать как контрабандисты, так и представители "недружелюбных государств" (в Литве власти давно уже заявляют, что ждут "российской агрессии"), речь в первую очередь идет именно о криминальном элементе. Литовским пограничникам разрешено открывать огонь по дронам, пересекающим границу.

В июле прошлого года российские пограничники задержали ночью в районе Печор, неподалеку от границы с Эстонией, жителя Пскова. Он запустил в соседнюю страну дрон, нагруженный сигаретами, но вторую партию отправить не успел. Подобным образом россияне пытались доставлять курево и в Финляндию.

Впрочем, дроны — техника дорогостоящая, не всем по карману. Есть и более дешевые способы воздушной доставки. Так, в июле прошлого года трое безработных граждан Белоруссии приобрели два мотодельтаплана марки "Фрегат". К фюзеляжам прикрепили короба с табачными изделиями и ввели в навигаторы маршрут полета, конечной точкой которого должны были стать окрестности населенного пункта Робежниеки в Краславском крае Латвии. В случае успеха они рассчитывали наладить постоянные поставки. Но незадачливых контрабандистов задержали непосредственно перед стартом.

К слову, беспилотники в контрабандном промысле применяются не только воздушные, но и наземные. В январе этого года белорусские пограничники всего в двухстах метрах от литовского рубежа перехватили автоматизированный мини-поезд, ехавший по рельсам из соседней страны. Оснащенная электродвигателем с двумя аккумуляторами тележка оказалась столь мощной, что, прежде чем ее остановили, сбила с ног пограничника. На самодельном устройстве, похожем на миниатюрную дрезину, была растянута сетка для ящиков с сигаретами — пустая. В Пограничном комитете Белоруссии пришли к выводу, что это была пробная поездка, но новый метод переправки контрабанды оказался неудачным. Хотя не исключено, что дрезина-беспилотник возвращалась в Белоруссию уже после успешной переброски товара.

Еще один "перспективный" способ доставки, годящийся, правда, лишь для определенного времени года, — сплав контрабанды по рекам на льдинах. Контейнеры с сигаретами вмораживают в лед, маскируют и снабжают GPS-датчиками. Также табачные изделия провозят в вагонах с углем, лесом (в продолбленных стволах), прячут в цистернах с рапсовым маслом или переправляют под водой при помощи аквалангистов.

На карту поставлено многое: на Украине табачные фабрики изготавливают целые партии контрафакта или небрендовых сигарет — специально под контрабанду. В соседней Белоруссии производство сигарет, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Местные табачные изделия идут не только в ЕС, но и в Россию. Белорусские контрабандные сигареты стоят от 26 российских рублей за пачку. Цена аналогичной продукции, произведенной в России, минимум вдвое выше. Если сравнивать с западными странами, то разница выходит куда более впечатляющая: там цена на курево в четыре, пять с половиной раз выше, чем в Белоруссии. Если в Польше пачка в среднем стоит 3,17 евро, то в Белоруссии — 0,58 евро. Поэтому продукция местных табачных фабрик "Неман" и "Табак-Инвест" широко расходится за пределы республики.

© AP Photo / Ukrainian Border Guard Press Service

© AP Photo / Ukrainian Border Guard Press Service

Коррупция всему голова

Недели не проходит без сообщения о перехвате таможенниками или пограничниками очередной партии запретных грузов. Идет настоящая война нервов, выдержки и смекалки. То, что наиболее ходовым товаром у контрабандистов стал не алкоголь, а именно сигареты, объясняется их компактностью — пачки с куревом куда легче спрятать. У подпольных табачников хорошо налажен сбыт. Страны Балтии и Польша служат перевалочным пунктом для транспортировки контрабандных сигарет в Западную Европу. Скажем, в Великобритании пачка в четыре раза дороже, чем в той же Латвии.

За последнее время потребление контрабандного курева в одной только Латвии выросло до самых высоких показателей в ЕС — не менее 25 процентов соответствующего рыночного сектора. В течение пяти лет государство недополучило свыше 313,1 миллиона евро акцизного налога на сигареты. Литва по той же причине в одном 2017 году потеряла свыше 60 миллионов евро — в стране на контрабандные сигареты приходится 19 процентов рынка. Но это маленькие государства, а в больших и суммы ущерба огромные. К примеру, по оценкам "Бритиш Американ Тобакко Россия", в 2017-м российский бюджет из-за табачной контрабанды и контрафакта недополучил 30 миллиардов рублей налогов. В этом году ущерб может превысить 50 миллиардов.

Бороться с этим сложно. Применяются самые разные наказания: штрафы, аннулирование паспорта и визы с разрешением на въезд, конфискация автомобиля, в котором перевозился груз, занесение в черный список (если пойман иностранец). Перевозчикам "контрабаса" пришлось бы туго, если бы им не удавалось договариваться с сотрудниками таможни и пограничной охраны, готовыми за определенную "долю малую" закрывать глаза на некоторые машины.

"Причина (того, почему силовики не могут справиться с контрабандой. — Прим. ред.) общеизвестна — коррупция. Любой руководитель учреждения, ответственного за борьбу с контрабандой, мог бы утверждать обратное лишь с розовыми очками на глазах", — заявил директор Таможенного криминального управления Службы госдоходов Латвии Эдийс Цейпе. Ввозом сигарет занимаются не только одиночки, но и хорошо организованные группировки. "К сожалению, они действуют не без помощи коррумпированных чиновников — ведь эти сокрушительные для репутации сотрудников системы внутренних дел черные схемы выявить не так легко, как может показаться", — сетовал Цейпе.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по защите, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис на вопрос о том, почему торговцам нелегальных сигарет много лет не мешают заниматься сбытом товара на рижском Центральном рынке, ответил, что их задержание ничего бы не дало. "Это всего лишь посредники, за которыми стоят прекрасно организованные группировки. Необходимо выявлять и блокировать эти цепочки. Но чтобы работа шла гладко, следует повышать мотивацию правоохранителей и пресекать коррупцию в их среде", — сказал латвийский депутат, намекая на низкие зарплаты работников госорганов. Поэтому ее, мотивации, не всегда хватает.

26 сентября 2014

Какие штрафы в Польше за контрабанду сигарет и какие неприятности поджидают людей попавшихся на контрабанде.

Контрабанда сигарет в Польшу является источником дохода уже не одного поколения людей. В 90-х этим занимались отцы, в 2000-х подключились дети, еще пару лет и к семейному бизнесу примкнут внуки. В этом есть смысл, перепродажа купленных сигарет приносит 100% доход, купив за Восточной границей пачку по цене в 1$, в Польше её можно продать за 2$. В приграничных районах достаточно людей, которые нигде официально не работая сумели приобрести квартиру, купить неплохую машину, в общем обеспечить себя тем, на что инженер или врач будет копить всю свою рабочую жизнь. В этом есть и обратная сторона медали, работа контрабандиста это с позиции закона «плохо» и не всегда заканчивается успехом, иногда им приходится встречаться с большими неприятностями.

Размер штрафов в Польше за контрабанду сигарет составляет от 168 до 3360 польских злотых , то есть приблизительно от 50 до 1000 $. Конечная сумма штрафа зависит от размеров контрабанды и личной характеристики неудавшегося контрабандиста, конечно же рецидивисты получают максимальные наказания. К примеру, за контрабанду трех блоков сигарет (60 пачек) в среднем уплачивается 650 злотых (около 200 $).

Главной статьей расходов у контрабандистов выступают конфискованные автомобили . Таможня рассматривает машины, как специально приспособленные для перевозки контрабанды и их конфискуют в обязательном порядке. Польской таможней в пунктах пропуска Кузница и Бобровники в 2012 году было 600 изъятий, в 2013 – 900, в первой половине 2014 изъято 500 таких автомобилей.

Человек, который попался на контрабанде, вносится в специальный реестр. Если человек неоднократно попадается на контрабанде, то в случае если таким человеком является гражданин Польши, его ждет изъятие и аннулирование паспорта, в котором присутствует виза на выезд из ЕС, в случае иностранца - аннулирование польской или шенгненской визы. Кроме того, иностранцам многократно замеченным в контрабанде грозит попадание в список лиц, пребывание которых на территории Польши является не желательным. В этом случае каждая последующая поездка такого человека будет сопровождаться его бдительной и долгой проверкой на границе.

Следует иметь ввиду, если размер контрабанды окажется крупным, то штрафом можно не отделаться. Нарушителя ждет уголовное наказание по факту совершения преступления финансового характера.

За первую половину 2014 года польской таможней было составлено 9 тысяч протоколов по факту контрабанды сигарет. Но, не смотря ни на что, караван контрабанды на границе не прекращается. Со слов одного из знакомого контрабандиста: были конфискации машин, были большие штрафы, но если действовать грамотно и не останавливаться на неудаче, то все окупается и еще остается на жизнь, гораздо больше, чем зарплата, которую предлагает государство. Впрочем, нервные нагрузки в этом «бизнесе» огромны, в свои не полные 30 лет он уже весьма больной человек.

Пограничные службы Беларуси и Польши часто сообщают о крупных контрабандах сигарет, которые перевозятся в тайниках автомобилей через границу. Но что происходит с контрабандой, которую не удалось обнаружить офицерам в пунктах пропусков?

Очевидно, что она аккумулируется вблизи границы, а дальше по всей стране ее перевозят уже местные жители. Их тоже задерживают и их грузы впечатляют! АвтоГродно изучил сайт польской пограничной службы и составил рейтинг задержанных за последние полгода вблизи Белостока.

Чаще всего — по 10 000 USD

По несколько раз в месяц на дорогах Подляшского воеводства сотрудники пограничной службы задерживают автомобили местных жителей с нелегальными сигаретами. Чаще всего граждане Польши перевозят по 2 500 — 3 000 пачек сигарет без польских акцизных марок, эти грузы оцениваются примерно в 10 000 долларов США (в пересчете со злотых). Видимо при таких количествах запрещенного груза на перевозчика не заводится уголовное дело. Нарушители обходятся лишь конфискацией товара и штрафом. Но хватает и тех, кто рискует по-крупному.

Honda CRV — контрабанда на сумму 18 000 USD

На трассе вблизи Августова сотрудники пограничной службы остановили Honda CRV. В багажнике автомобиля 61-летний поляк перевозил 4 700 пачек контрабандных сигарет. На мужчину завели уголовное дело.

Peugeot — контрабанда на сумму 25 000 USD

Peugeot 508 был остановлен неподалеку от Белостока. Открыв двери автомобиля, сотрудники пограничной службы сразу же заметили большое количество сигарет без польских акцизных марок. 44-летний поляк сразу же сознался в контрабанде и уплатит большой штраф.

Skoda Fabia — груз на 40 000 USD

Также по трассе вблизи Августова 36-летний гражданин Польши перевозил на своей Skoda Fabia сигареты без польских акцизных марок. Пачки сигарет стали выпадать из автомобиля, как только сотрудники пограничной службы открыли двери хэтчбека. Интересно, что водитель заклеил задние стекла автомобиля и поставил перегородку за первым рядом сидений, чтобы с улицы груз в салоне не просматривался. Рыночная стоимость сигарет составила 40 000 долларов в эквиваленте.

Ford — нелегальный груз на сумму 42 000 USD

На трассе вблизи Сувалок (рядом граница с Литвой), был остановлен Ford, незаконные сигареты в котором перевозились на сиденьях и в багажнике. В машине находились два литовца, один из них предъявил поддельные документы. Обоим полагается штраф и тюремное заключение на срок до трех лет. Также гражданин Литвы понесет ответственность за фальшивые документы. Стоимость контрабанды оценили в 42 000 долларов США.

Opel Zafira — 44 000 USD

Opel Zafira двигался по территории Польши со стороны границы с Литвой. Пограничный патруль остановил автомобиль и табачные изделия были обнаружены по всему салону. В общей сложности — 11 500 пачек сигарет на сумму в 44 000 долларов США. 32-летний гражданин Литвы признался в нарушении закона.

Citroen Berlingo — 47 000 USD

34-летний водитель Citroen Berlingo перевозил в своем «каблучке» около 13 000 пачек сигарет без польских акцизных марок. Стоимость незаконного груза оценили в 44 000 долларов США.

Fiat Fiorino — 50 000 USD

На дороге вблизи Кузницы офицеры остановили для проверки Fiat Fiorino, в багажном отделе автомобиля перевозились пакеты с контрабандными сигаретами — чуть более 13 000 пачек. Груз оценили в 50 000 долларов США, при этом ущерб польскому государству составил бы 84 000 долларов США, если бы сигареты попали на рынок. 28-летний водитель, гражданин Польши, передан суду.

Opel Vectra — 56 000 USD

В июле одного из рекордсменов задержали вблизи Белостока. 61-летний мужчина на Opel Vectra перевозил 15 000 пачек сигарет, незаконно ввезенных из Беларуси. Груз занимал почти весь салон и багажное отделение легкового автомобиля. На гражданина Польши заведено уголовное дело, он столкнулся с большими штрафами.

Renault Trafic — 111 000 USD

Абсолютный рекордсмен последних шести месяцев проявил смекалку при перевозе запрещенного груза. Он притворился курьером одной из транспортных компаний и воспользовался фирменным Renault Trafic, в котором смог разместить 30 000 пачек сигарет. 41-летнего гражданина Польши задержали вблизи Августова. Во время задержания мужчина заявил, что эти сигареты он купил для личного использования. Офицеры оценили груз в 111 000 долларов США. На водителя заведено уголовное дело, его также ожидают высокие штрафы.