Устройство рыболовной катушки. Устройство современной катушки

Давно уже на российском рынке превалируют катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах — технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения. И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про «антифрикционный подшипник», и про бесконечный винт, ошибочно называемый «червяком», да мало ли еще чего. Серия публикаций в рубрике «Как это по-русски?», надеемся, поможет разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала — немного про безынерционные катушки.

ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL — шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI-BACKLASH SYSTEM -буквальносистема против соскальзывания (витков лески). Ита, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса. Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески — перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, — что и способствует увеличению дальности заброса. Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит — долой «бороды» при забросе. Помимо этого, «обратный конус» позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 — слева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под «плетенку», шпуля LONG CAST, шпуля ABS под монолеску.

ADJUSTIBLE LINE LAY (регулируемая намотка лески) — система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) — в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT.

AERO WRAP (фигурально -превосходная намотка) — система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).

AIRBAIL(дутая дужка) — полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно — из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото 3). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой — мягче удар по леске. Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение — NON-BENTA.B., NON-TANGLED A.B.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.

AIR METAL CONCEPT (скорее всего, это можно перевести как «концепция применения авиационного металла») — обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем — на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять. Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма — тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность — при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.

AR-B (ANTI-RUST BEARING) — антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.

BAIL ARM — дужка лесоукладывателя (фото 4 — сплошная дужка).

BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING -пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; «вечная» (ха!) пружина дужки (фото 5).

BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N’RUN, HIT AND RUN SYSTEM,FREE SPOOL SYSTEM) — система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли. Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя, но мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу. Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).

BB (BALL BEARING) — просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос — какого качества (фото 7).

BRAKE SYSTEM — тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) — система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора — это обозначается OVERSIZED ROLLER.

CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG — градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза. Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности — порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками — всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.

CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) — сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B (см.), но этот шарикоподшипник — закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).

DIGIGEAR(сокращение от DIGITALGEARDESIGN- буквально «цифровой (в смысле — компьютерный) расчет передачи»), HYPERGEAR — суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки. Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.

DOUBLE HANDLE — рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже).

DIRECT DRIVE HANDLE — рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчивается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).

FIGHTIN’ DRAG — буквально: тормоз для борьбы, т. е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.

FLOATING SHAFT — плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.

FLUIDRIVE GEARING SYSTEM — плавнодвижущийся зубчатый механизм. Это значит, что шестерни главной пары передаточного механизма — увеличенного размера, с зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.

FRONT (FRONT-MOUNTED)DRUG — передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.

GEAR RATIO — передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).

HYBRID ALUMINIUM BODY — гибридный алюминиевый корпус. Эта обозначение гибридного соединения алюминия и графитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности — корпус катушки (фото 14).

INFINITE ANTI-REVERSE — сверхчувствительныйантиреверс,INSTANT ANTI-REVERSE — мгновенный антиреверс,SUPER STOPPER — быстрый стопорный механизм. Еще — CONTINUOUS ANTI-REVERSE — антиреверспостоянного действия.

Все это — обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING — фото 15), разница между ними — не принципиальная. При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено. Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.

LINE CAPACITY — лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1 фут = 30,48 см).

LINE/HANDLE TURN — это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.

LINE ROLLER — ролик лесоукладывателя.

LINE KEEPER CLIP — клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле — после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.

LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) — шпуля для дальнего заброса.

Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика — не менее 0,4 (см. фото 1). У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне «сдергивания», поэтому основное требование при использовании LC — сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2 — 3 мм.

MAIN SHAFT — главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.

MAX. DRAG POWER — максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.

ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) — у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP — быстрая защелка.

ONETOUCHSNAPOFFSPOOL — одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).

POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL — принудительно (т. е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком. Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.

POWER ROLLER — ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) — уничтожитель перекручивания. Еще — ANTI-TWIST LINE ROLLER. Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески — до 20 — 40%. Вращается на микрошарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто — со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например — из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.

REAR (REAR-MOUNTED)DRUG — задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.

REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE — переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.

RB (ROLLER BEARING) — роликовый подшипник. На деле — это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.

RCC (ROTOR CAST CONTROL) — контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности — для защиты от самосброса дужки.

LOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) — медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) — (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM — система плотной намотки,SILENTOSCILLATION- тихое качание). На катушкахс этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей. В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен. В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть. Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.

TB (TWIST BUSTER)- см. POWER ROLLER

TRIANGULAR ROTOR — треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).

VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM — разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью. Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.

WATERPROOFDRAG- влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.

WEIGHT — масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т. е. граммах, и во внесистемных единицах — например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4 г.

WORM SHAFT SYSTEM — система червячного вала. То, что мы называем «бесконечный винт» (фото 21). Правильное название — винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача — endless screw. И хотя по сути «червяк» и «бесконечник» — ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй — винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле — до 8), и бесконечный винт — ведомый. Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.

Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с «бесконечником» специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.

Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок «бесконечника», и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест. Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более — «плетенки») сокращается.


"Катушки: от А до Z".

Давно уже на российском рынке превалируют катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах - технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения.

И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про "антифрикционный подшипник", и про бесконечный винт, ошибочно называемый "червяком", да мало ли еще чего.
Серия публикаций в рубрике "Как это по-русски?", надеемся, поможет разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала - немного про безынерционные катушки.

ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL - шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI-BACKLASH SYSTEM - буквально система против соскальзывания (витков лески). И та, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса.
Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески - перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, - что и способствует увеличению дальности заброса.
Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит - долой "бороды" при забросе. Помимо этого, "обратный конус" позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 - с лева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под "плетенку", шпуля LONG CAST, шпуля ABS под монолеску.

ADJUSTIBLE LINE LAY - (регулируемая намотка лески) - система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) - в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT

AERO WRAP - (фигурально - превосходная намотка) - система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).

AIR BAIL (дутая дужка) - полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно - из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото З). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой - мягче удар по леске.
Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение - NON-BENT А.В., NON-TANGLED А.В.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.

AIR METAL CONCEPT - (скорее всего, это можно перевести как "концепция применения авиационного металла") - обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем - на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять.
Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма - тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность - при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.

AR-B (ANTI-RUST BEARING) - антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.

BAIL ARM - дужка лесоукладывателя (фото 4 - сплошная дужка).

BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING - пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; "вечная" (ха!) пружина дужки (фото 5).

BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N"RUN, HIT AND RUN SYSTEM, FREE SPOOL SYSTEM) - система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли.
Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя и мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу.
Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).

ВВ (BALL BEARING) - просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос-какого качества (фото 7).

BRAKE SYSTEM - тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) - система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора - это обозначается OVERSIZED ROLLER.

CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG - градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза.
Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности - порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками - всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.

CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) - сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B, но этот шарикоподшипник - закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).

DIGIGEAR - (сокращение от DIGITAL GEAR DESIGN - буквально "цифровой (в смысле - компьютерный) расчет передачи"), HYPERGEAR - суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки.
Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.

DOUBLE HANDLE - рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже)

DIRECT DRIVE HANDLE - рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчи вается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).

FIGHTIN" DRAG - буквально: тормоз для борьбы, т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.

FLOATING SHAFT - плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.

FLUIDRIVE GEARING SYSTEM - плавно-движущийся зубчатый механизм. Это значит, что шестерни главной пары передаточного механизма - увеличенного размера, с зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.

FRONT (FRONT-MOUNTED) DRUG - передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.

GEAR RATIO - передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).

HYBRID ALUMINIUM BODY - гибридный алюминиевый корпус. Это обозначение гибридного соединения алюминия и граффитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности - корпус катушки (фото 14).

INFINITE ANTI-REVERSE - сверхчувствительный антиреверс, INSTANT ANTI-REVERSE - мгновенный антиреверс, SUPER STOPPER - быстрый стопорный механизм. Еще - CONTINUOUS ANTI-REVERSE - антиреверс постоянного действия.
Все это - обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING -фото 75), разница между ними - не принципиальная.

При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено.
Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.

LINE CAPACITY - лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1фут = 30,48 см).

LINE/HANDLE TURN -это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.

LINE ROLLER - ролик лесоукладывателя.

LINE KEEPER CLIP - клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле - после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.

LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) - шпуля для дальнего заброса. Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика - не менее 0,4 (см. фото 7).
У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне "сдергивания", поэтому основное требование при использовании LC - сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2-3 мм.

MAIN SHAFT - главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.

MAX. DRAG POWER - максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.

ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) - у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP - быстрая защелка.

ONE TOUCH SNAP OFF SPOOL - одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).

POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL - принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком.
Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.

POWER ROLLER - ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) - уничтожитель перекручивания. Еще - ANTI-TWIST LINE ROLLER.
Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески - до 20 - 40%.
Вращается на микро-шарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто - со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например - из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.

REAR (REAR-MOUNTED) DRUG - задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.

REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE - переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.

RB (ROLLER BEARING) - роликовый подшипник. На деле - это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.

RCC (ROTOR CAST CONTROL) - контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности - для защиты от самосброса дужки.

SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) - медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) - (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM - система плотной намотки, SILENT OSCILLATION - тихое качание). На катушках с этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей.
В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен.
В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть.
Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.

ТВ (TWIST BUSTER) см POWER ROLLER

TRIANGULAR ROTOR - треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).

VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM - разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью.
Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.

WATERPROOF DRAG - влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.

WEIGHT - масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т.е. граммах, и во внесистемных единицах - например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4r.

WORM SHAFT SYSTEM - система червячного вала. То, что мы называем "бесконечный винт" (фото 21). Правильное название - винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача - endless screw.
И хотя по сути "червяк" и "бесконечник" - ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй - винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле - до 8) и бесконечный винт - ведомым.
Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.
Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с "бесконечником" специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.
Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок "бесконечника", и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест.
Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более - "плетенки") сокращается.

А. Окуневский "Спортивное рыболовство № 3 - 2008г.

21/05/2013

«В прошлые выходные уронил спиннинг в воду, а сегодня при вываживании пятикилограммовой щуки катушку заклинило!», или «…катушка упала в песок, и теперь при нагрузке слышен посторонний шум в ее механизме», или «…смазал механизм любимой «мясорубки», а теперь у нее не включается стопор обратного хода»… Многие рыболовы не раз сталкивались с подобными проблемами. Так что же предпринять, если катушка все же забарахлила?

Пока катушка на гарантии – несем ее в магазин и, делая честное возмущенное лицо (это обязательно!), убеждаем продавца, что пользовались его товаром аккуратно и правильно, «а оно не стреляет!». Правда, продавцы в массе своей уже не раз сталкивались с похожими ситуациями, и так легко катушку по гарантии вы им не «впарите», в лучшем случае добьетесь бесплатного ремонта. Если же срок гарантии уже истек, то можно обратиться в специализированную мастерскую. Эта услуга доступна столичным рыболовам, с периферии же не всегда есть возможность и целесообразность везти катушку в Минск. Так что же делать? Ниже я предлагаю вашему вниманию материал, касающийся устройства и технического обслуживания безынерционных катушек. В большинстве случаев выхода «мясорубок» из строя достаточно их прочистить и правильно смазать, иногда нужно заменить «шуршащий» подшипник, чтобы восстановить работоспособность катушки. Очень редко безынерционки ломаются «совсем», и чаще это касается все же внештатных ситуаций типа «наступил ногой» или «переехал колесом».

Для чего нужно периодически (два раза в год и после каждого случая утопления или падения в песок, грязь) перебирать, чистить, просушивать, перемазывать катушки? Для того чтобы ваш верный друг долгие годы радовал своим «бархатным» ходом, отсутствием посторонних шумов и в ответственный момент не «дал клина» при вываживании трофея на удачной рыбалке, превратив ее тем самым в неудачную. Да и сам процесс переборки при определенном складе характера может доставлять удовольствие. Никого ведь не удивляет одухотворенное лицо охотника, занимающегося чисткой оружия. Чем же рыболовы хуже?

Поскольку сам я являюсь приверженцем спиннинговой ловли, то и разговор пойдет о спиннинговых катушках. А именно о катушках с передним расположением фрикциона. С кривошипно-шатунным механизмом возвратно-поступательного движения шпули и с так называемым «бесконечным винтом», принципиальная разница между которыми хорошо видна на фото 1 и 2 соответственно.

Фото 1. Кривошипно-шатунный механизм.

Фото 2. Бесконечный винт.


Ну да ладно, от теории переходим к практике. Для работы нам понадобятся пассатижи, лучше, если это будет мультитул (Multitool – многофункциональный инструмент), отвертки, ватные палочки, консистентная и жидкая смазки (фото 3).

Фото 3. Инструментарий.


В качестве консистентной смазки я использую Altis для зубчатых тихоходных передач, в качестве жидкой – индустриальное масло И-30 для подшипников качения. Специалисты советуют применять фирменные смазки от Shimano, Daiwa, Mikado и т.п. Я пробовал эти смазки, имею положительный опыт их использования, но они практически не встречаются у нас в продаже, а по цене и способу приобретения (а это в основном Интернет-магазины и торговые точки Минска) доступны далеко не каждому рыболову. Применять же солидол или литол не советую по причине того, что эти смазки впитывают влагу даже из воздуха, со временем превращаясь в подобие пластилина, что самым неблагоприятным образом сказывается на работе катушек.

Разборку катушки начинаем с откручивания прижимной гайки механизма регулировки фрикционного тормоза (фото 4).


Фото 4. Прижимная гайка и шпуля.


Далее разбираем саму гайку, удаляем из нее грязь, закладываем консистентную (густую) смазку и собираем. Теперь она готова к дальнейшей эксплуатации. У большинства катушек конструкция этой детали отличается лишь незначительными элементами (фото 5).


Фото 5. Детали прижимной гайки.


Теперь переходим к шпуле.

С помощью отвертки извлекаем стопорную пружину, фиксирующую детали фрикционного тормоза (фото 6).


Фото 6. Разборка шпули.


Затем вынимаем сам механизм фрикциона, состоящий из металлических и синтетических дисков (фото 7). Удаляем грязь, скопившуюся внутри шпули, при необходимости зачищаем металлические диски наждачной бумагой до зеркального блеска и собираем фрикционный тормоз в обратном порядке. Нужно лишь следить за последовательностью установки дисков в шпулю и за ориентацией прямоугольных отверстий в металлических дисках. Синтетические диски пропитаны специальным составом, обеспечивающим силу трения, необходимую для регулировки усилия фрикциона в заданном диапазоне, поэтому не стоит дополнительно смазывать эти диски.

Фото 7. Детали фрикциона.


В качественных катушках, таких например как Salmo Grand XO, шпуля опирается на подшипники (фото 6), что делает работу и настройку фрикционного тормоза более равномерной и плавной соответственно.

Кстати, усилие, при котором должен срабатывать фрикционный тормоз, регулируется прижимной гайкой и подбирается в зависимости от условий ловли и применяемых снастей, но, как правило, оно не должно превышать 2-2,5 кг для спиннингов среднего и легкого класса, для ультралайта еще меньше. Этого вполне достаточно, чтобы произвести эффективную подсечку и гасить рывки крупной рыбы, не подвергая удилище и механизм катушки чрезмерным нагрузкам. Исключение я делаю при ловле судака (в этом случае фрикцион затягиваю почти наглухо, чтобы подсечка получалась максимально жесткой), а также при ловле в особо «крепких» местах, когда нужно форсировать вываживание рыбы. При целенаправленной ловле окуня, я, наоборот, ослабляю фрикцион максимально, так как у этой рыбы очень тонкие губы, которые легко рвутся при подсечке и в процессе борьбы.

Продолжим разборку катушки. Для того чтобы демонтировать ротор, нужно сначала снять со штока регулировочные пластмассовые шайбы, затем вывернуть стопорный винт и после этого открутить фиксирующую ротор гайку. Внимание! Эта гайка (фото 8) зачастую бывает с «левой» резьбой! В продвинутых моделях в эту гайку монтируется подшипник качения, это видно на фото 10.

Фото 8. Гайка фиксации ротора.


Регулировочные шайбы (фото 9), а они часто делаются разной толщины, на оси катушки нужны для того, чтобы можно было получить различные виды намотки лески на шпулю: прямой конус, обратный конус или цилиндрическую намотку. Если мы убираем одну или несколько шайб, то шпуля смещается по оси ближе к ротору и больше шнура наматывается на переднюю часть шпули, тогда получается обратный конус. Многие считают, что именно такая намотка является оптимальной при ловле на тонкие плетеные шнуры – реже случаются сбросы петель. Добавляя же шайбы, получаем цилиндрическую намотку или прямой конус.


Фото 9. Регулировочные шайбы.



Фото 10. Ротор катушки.


Затем отвинчиваем дужку лесоукладывателя и получаем доступ к механизму фиксации дужки во время заброса (фото 11). Нужно вычистить скопившуюся там грязь, положить немного консистентной смазки и собрать все снова, благо деталей в этом механизме не много – не запутаетесь.


Фото 11. Дужка лесоукладывателя и механизм фиксации дужки.


Затем раскручиваем ролик лесоукладывателя (фото 12) и вычищаем все его детали от грязи.

Бывает, что ролик вращается на пластмассовой втулке, а бывает – на шарикоподшипнике. Опытные пользователи зачастую меняют втулку на подходящий по размеру подшипник, тем самым улучшая качество намотки и противозакручивающие свойства ролика.

Фото 12. Ролик лесоукладывателя.


Для смазки втулки или подшипника ролика (как, кстати, и всех остальных подшипников, кроме обгонной муфты) применяется жидкая смазка, одна капля которой вводится в уже практически собранный механизм лесоукладывателя (фото 13). После собираем ролик обратно.

Фото 13. Смазывание ролика.


С легкосъемными узлами катушки мы разобрались, пора взяться за ее внутреннее устройство – приводной механизм (так называемый редуктор) и стопор обратного хода.

Начнем с механизма мгновенного стопора обратного хода или, как его еще называют, – обгонной муфты. Это устройство расположено на оси ротора и, как правило, крепится к корпусу катушки. При всем разнообразии исполнения данной детали (фото 14 и 15) принцип ее работы одинаков для всех катушек и реализуется в виде так называемого роликового подшипника.


Фото 14. Варианты расположения обгонной муфты.


Фото 15. Варианты конструктивного исполнения «обгонки».


При включении тормоза внутренняя либо наружная обойма этого подшипника поворачивается относительно оси на несколько градусов, при этом ролики смещаются ближе к центру и при попытке провернуть ротор в сторону, обратную намотке, заклинивают его ось. При отключении тормоза ролики возвращаются в исходное положение и можно вращать ротор в обоих направлениях. Данный механизм является прецизионным (высокоточным), поэтому, если он работает нормально, его лучше не разбирать. Если же он загрязнился, либо время от времени проскакивает или подклинивает, нужно его детали промыть. Хорошо, когда это можно сделать, не разбирая муфту, но чаще все же приходится немного повозиться. Для такой работы лучше освободить стол от посторонних предметов, обеспечить хорошее освещение, чтобы не потерять какую-нибудь мелкую детальку, так как найти потом ей замену практически невозможно. Желательно поэтапно фотографировать процесс разборки, чтобы не запутаться при сборке. Смазку в этот подшипник я не закладываю, хотя некоторые советуют добавить каплю жидкого масла. Это важный момент, так как если муфту смазать, например, консистентной смазкой, она работать не будет. Также проблемы с работой этого узла могут возникнуть из-за выноса излишней смазки из редуктора по штоку шпули. Отчасти поэтому не рекомендуется закладывать с избытком смазку в шестерни приводного механизма. Во многих моделях производители используют вообще неразборные «обгонки» (фото 15а), которые в случае выхода из строя просто меняются на новые – тут уж ничего не поделаешь, если промывка в солярке не поможет, то муфту отправляем на свалку. Чисто технически ее, конечно, можно расковырять и попытаться восстановить, но процесс сложный и длительный, поэтому замена получится быстрее и проще.


Фото 15а. Неразборная «обгонка».


И напоследок обслужим приводной механизм – редуктор катушки. В подавляющем большинстве моделей, чтобы получить доступ к шестерням, нужно сначала снять декоративную накладку в задней части катушки (фото 16), а затем открутить винты, соединяющие крышку и корпус катушки (фото 17). Казалось бы – все просто, но мне доводилось пару раз видеть раскуроченные катушки, владельцы которых не нашли никаких других аргументов для разборки своих «мясорубок», кроме грубой физической силы.

Фото 16. Снятие декоративной накладки.



Фото 17. Разборка корпуса.



Самое главное во всей этой операции – ничего не потерять. Поэтому будьте внимательны, складывайте детали в порядке их извлечения из корпуса, лучше, если в первые пару раз процесс разборки вы запечатлеете на фото. Как правило, если катушка регулярно обслуживается, и не было форс-мажора (качания в песке, долгого лежания в воде и т.п.), то достаточно просто ватными палочками удалить из корпуса отработанную смазку и промыть все вынутые детали растворителем (мой любимый – обычное дизельное топливо). После промывки, шестеренки и корпус должны выглядеть примерно так, как на фото 1.

Пару слов о самом редукторе. Во всех без исключения безынерционках присутствует главная пара – зубчатое колесо и приводная шестерня (фото 18).

Фото 18. Главная пара.


Вращательный момент от ручки катушки передается на зубчатое колесо, а с него, посредством косозубой передачи, – на шестерню, на оси которой крепится ротор. Ось шестерни опирается на центральный шарикоподшипник, частично на обгонную муфту, а второй ее конец – на втулку внутри корпуса катушки. В «топовых» моделях катушек ось шестерни опирается на 2, а то и 3 шарикоподшипника (фото 19).

Фото 19. Ось шестерни с двумя подшипниками.


Это придает механизму катушки большую жесткость, уменьшает биение ротора. Да и износ зубчатой передачи замедляется.

Ось зубчатого колеса также предпочтительно должна опираться на два подшипника, установленных в корпусе и крышке катушки. Но иногда с целью удешевления с правой стороны (с противоположной расположению ручки) вместо подшипника ставят пластиковую втулку. Советую в таком случае заменить ее на подходящий по размеру подшипник.

После того, как редуктор полностью разобран, все детали промыты, корпус вычищен, все ходы записаны, нужно по новой смазать все пары трения. Как правило, жидкая смазка помещается в подшипники, а густая закладывается в зубья передаточного механизмам и ей же смазываются плоские трущиеся поверхности (фото 20).

Фото 20. Смазанные детали.


Этого количества смазки вполне достаточно для нормального функционирования катушки, излишняя же может повредить, так как она в процессе работы вместе с продуктами износа шестерен (мелкими металлическими частицами) будет разноситься по всему корпусу катушки, попадая и в подшипники, снижая тем самым их ресурс.

После того, как все смазано, остается только собрать безынерционную катушку. Иногда при этом остаются лишние детали. Так вот, они совсем не лишние – постарайтесь вспомнить или найти на фотографиях, где они стояли, потому как отсутствие даже самых незначительных (на ваш взгляд) деталей может привести к скоропостижной кончине катушки.

Напоследок пара фотографий запущенных случаев.

На фото 21 изображена обгонная муфта, которая перестала работать, покрывшись ржавчиной из-за того, что в катушку попала вода, а хозяин не удосужился хотя бы просушить ее.

Фото 21. «Убитая» муфта.


На фото 22 механизм новой катушки. Как видно, он практически сухой, то есть производитель (известная фирма) явно сэкономил смазочных материлах. Поэтому советую после покупки обязательно сделать ТО своей «мясорубки» или, как минимум, убедиться в наличии заводской смазки.

Фото 22. «Сухой» механизм новой катушки.


Надеюсь, данная статья убедила вас в необходимости периодического технического обслуживания катушек и поможет вам самим выполнить эту работу, тем более что она не такая уж и сложная. А людям, по тем или иным причинам не приемлющим подледный лов, поможет скоротать время и занять руки долгими зимними вечерами.