Шри-Ланка. Канди: храм Зуба Будды и кандийские танцоры

Официально называющийся Wat Pho (или просто Ват), а в народе слывущий как Temple of the Reclining Buddha, – это самое древнее культовое сооружение Бангкока. Его начали строить при короле Раме I, который перенес столицу с западного берега реки Чаупхрая на восточный, туда, где находилась деревня Банг Маког (Сливовый Сад). Территорию столицы отгородили искусственным каналом, а получившийся остров назвали Раттанокосин – это аборигенное название королевства Сиам с 1782 по 1932 год.

Храм Ват в Бангкоке находится в двух шагах от Королевского дворца – места, которое во всех путеводителях по тайской столице преподносится как "must see". Поэтому не заглянуть на лежащего Будды будет непростительным упущением. Тем более что пройти мимо него практически невозможно – его площадь 80 тыс. кв. метров, а приметности ему добавляют стены, длина периметра которых больше километра, а высота три метра.

Главной «фишкой» и целью посещения храма лежащего Будды в Бангкоке является знакомство с самой большой статуей Будды в Тайланде – фигура в традиционной позе «полулежа» имеет в длину 46 метров и 15 в высоту. Но и других чудес там тоже немало, а еще на территории Wat Pho можно приобщиться к тайнам настоящего тайского массажа, зародившегося именно в его стенах.

Что посмотреть?

– это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма. Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества.

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Тайский массаж в храме

Появился в стенах монастыря, где сейчас находится Wat Pho. Там работает школа мануальной терапии и центр традиционной тайской медицины. В нем вы можете получить сеанс массажа, а при желании – обучиться некоторым секретам древнего мастерства. Разумеется, что за это надо заплатить.

Стоимость часового сеанса традиционного массажа 420 бат, во столько же вам обойдется экзотический фут-массаж (ногами). При использовании целебных трав стоимость массажа повышается до 520 бат.

Курс обучения массажу состоит из пяти (по одному в день) уроков продолжительностью шесть часов каждый. Начинаются они в 9 утра и заканчиваются в 4 часа вечера. Окончившим курсы, выдают сертификат. Стоимость обучения традиционному (руками) массажу 9500 бат, а вот знание тонкостей фут-массажа обойдется дешевле – в 7500 бат.

Великолепный храмовый комплекс под названием "Далада Малигава" расположен в городе Канди на Шри-Ланке. На русский язык его название переводится как Храм Священного зуба Будды . История этого храма уходит примерно в 540 год до н.э., когда кремировали умершего Будду. Тогда из костра достали четыре его зуба, один из которых остался в . Примерно через восемь столетий эта святыня оказалась на острове Цейлон. В то время правителем государства был Калинги, его дочь принцесса Хемамала переправила реликвию на остров, спрятав в своей прическе. Зуб Будды стал принадлежать династии правителей , ведь он наделен волшебной силой: владеющий им обладает всей полнотой власти. Позже он стал почитаться как национальная святыня.

Храм зуба Будды — фото

Сам храмовый комплекс Зуба Будды был построен в специально для хранения святыни, по разным данным, в XVI или XVIII веках. Внешне его здания довольно скромны, и не впечатляют ни размерами, ни формой, ни декором. Комплекс окружен рвом, наполненным водой. У буддистов на Шри-Ланке водоемы часто используются как элемент оформления храмов. Есть версия, что это связано с водным растением лотосом, цветок которого ассоциируется с Буддой. Возможно, что рвы с водой имели и оборонительное значение, ведь буддистам приходилось не раз бороться за сохранность своих святынь. Священный зуб Будды тоже не раз подвергался опасности. Последнее покушение на него состоялось в 1998 году, когда террористы пытались взорвать храм, но тот был только поврежден. Однако святыня в очередной раз сохранилась.

Внутреннее убранство храма просто поражает своей роскошью. Здесь и драгоценная отделка, и инкрустация изумрудами, рубинами, серебром и слоновой костью. Из каждого уголка многочисленных комнат на посетителей смотрят тысячи статуэток Будды. Потолки помещений украшают затейливые старинные фрески. В былые времена Зуб Будды могли видеть только король и его приближенные, а также главные священнослужители. Сейчас во время службы открываются двери в комнату, где хранится святыня и её можно обозревать издалека, фотографировать запрещено.

На всеобщее обозрение Зуб Будды выносят один раз в году перед августовским полнолунием. Уже несколько сотен лет в честь священного зуба ежегодно проходит праздник Эсала Перахера — это один из крупнейших праздников на Цейлоне. Он продолжается четырнадцать дней, а кульминацией становится августовское полнолуние. Тогда Зуб Будды укладывают в особую золотую шкатулку и в составе торжественной процессии несут по улицам города. Шествие сопровождают десятки слонов, танцоры, музыканты, акробаты. Всё это происходит под звон колокольчиков, иллюминации, фейерверки. Участники праздника одеты в национальную сингальскую одежду согласно предписанному ритуалу.

Храм Священного зуба Будды в Канди — видео

Режим работы и как добраться до храма Священного зуба Будды

Храм Зуба Будды открыт с 5:30 утра до 8 часов вечера. Службы проходят трижды в день. Стоимость экскурсии 1500 рупий, это примерно 500 рублей.

Храм Священного зуба Будды находится в центре города Канди. Добраться сюда из столицы Шри-Ланки — , удобнее всего на поезде с железнодорожной станции Форт. На это понадобится 4 часа, стоимость билета 500 рупий или примерно 170 рублей.

Храм Священного зуба Будды на карте

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура

Помещение, где хранится реликвия, венчает величественная позолоченная крыша, возведенная на пожертвования бывшего президента Премадасы, погибшего в 1993 г. от рук фанатиков.

Священный зуб был найден в пепле на месте кремации Будды в 543 г. до н. э. На Шри-Ланку его привезли в IV в. н. э. Изначально зуб хранился в Анурадхапуре, но затем был перенесен в Канди, где и находился до прихода на остров португальцев (XVI в.) .

Во времена борьбы европейцев с местными верованиями зуб был переправлен ими на Гоа, где, по слухам, его сожгли католические священники. Однако жители Канди никогда не верили этому, утверждая, что португальцам подсунули фальшивый зуб, а подлинная реликвия была спрятана. Впоследствии ее торжественно перенесли в храм Шри Далада Малигава.

Сегодня этот храм - духовный и культурный центр Канди. Сюда неиссякаемым потоком идут паломники и туристы. Служба, пуджа, проводится в 6.00, 10.00 и 18.00. Это лучшее время для посещения храма.

Не забудьте подобающе одеться: прикройте ноги и плечи. Как и перед входом во все буддийские храмы, нужно снимать обувь. Приготовьтесь к личному досмотру - печальное следствие гражданской войны и нападения террористов в 1998 г. Пуджа сопровождается невероятной какофонией звуков - от барабанов до струнных инструментов; словом, вам предстоит уникальное зрелище.

Sri Dalada Maligawa, Dalada Vidiya. Открыто: ежедневно с рассвета до заката. Вход платный.

Зуб Будды в 1819 г.

Сегодня посетители храма Шри Далада Малигава могут приблизиться к комнате, где хранится драгоценная реликвия, и увидеть церемонию поклонения зубу. Но на саму реликвию посмотреть не удастся. К счастью, в 1819 г., как раз в тот момент, когда священный зуб, похищенный повстанцами, возвращали на его законное место - в храм Шри Далада Малигава, в Канди находился британский психолог и анатом Джон Дэви. Вот что он рассказал:

«Благодаря любезности губернатора я получил возможность (редко предоставляемую европейцам) увидеть эту драгоценную реликвию... Я никогда не видел, чтобы реликвию хранили в такой роскоши. Зуб был обернут в лист из чистого золота и помещен в золотую шкатулку, украшенную изумрудами, алмазами и рубинами, подобранными с большим вкусом. Эту драгоценную шкатулку положили в маленький ларец, тоже из золота и тоже украшенный рубинами, алмазами и изумрудами, а тот, в свою очередь, - в больший, также золотой, изысканно украшенный рубинами. Этот второй ларец поместили в другой, обернутый муслином, который затем заключили в такой же. Оба внешних ларца были золотыми, искусно расписанными и богато украшенными драгоценными камнями. Наконец, этот четвертый ларец, высотой около полутора футов, поместили в последний, самый большой».


Джон Дэви. Рассказ об острове Цейлон (1821)

Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.

Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран , затем зуб перенесли в город , а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.

Храм находится на большой, огороженной территории. Это бывшая резиденция одного из царей. Когда этот царь получил зуб Будды, он построил для него храм. Со временем вокруг храма построили еще один внешний храм. Получился храм в храме. Во внешнем храме находится несколько залов, в том числе зал с библиотекой, зал со старинной статуей Будды и Буддой сделанным из кварца. Еще в одном зале находится большая статуя Будды. Здесь можно увидеть фрески на которых иллюстрируется, как зуб Будды попал на Цейлон, начиная от рождения Будды, его паринирваны, затем как зуб хранили в Индии, и как он попал на остров в волосах принцессы.

В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити, которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.

При входе можно взять цветы для подношения, в этом случае вы можете подойти максимально близко к зубу Будды. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна, в которое можно положить подношение. В это окно виден зал, в котором есть другое окно в зал, в котором под золоченым куполом и хранится сам зуб Будды.

Ежегодно, в конце июня или в августе, возле храма проходит красочное буддийское шествие – .

В 1988 город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешественнику

Входная плата: 1500 (в стоимость билета входит посещение “Всемирного музея буддизма”, находится позади храма). Есть автоматы по продаже билетов.

Время работы: 5:30 – 20:00

Пуджа: 5:30 – 6.45, 9.30 – 11:00, 18.30 – 20:00

Время на осмотр 1 час.

Посещение храма возможно только в закрытой одежде – без оголенных плеч и коленей, и без обуви. Обувь можно сдать тут же.