Независимая жизнь и культура потребления безбарьерной среды. Безбарьерная среда. Для кого и как? Суть Федеральной программы

Почему проектировщики считают новые нормы проектирования доступной среды взятыми с потолка


Недавно коллега, у ребенка которой проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поделилась: «Представляешь, вожу ребенка в специализированную школу. Школа замечательная, все предусмотрено: и пандусы, и вместительный лифт, и удобная санитарная комната на первом этаже, — но буквально один неприятный факт перечеркивает все остальное…»

Оказывается, в специализированной школе для «опорников» нет… парковки. А любой мало-мальски подходящий для этой функции клочок земли снабжен табличкой: «Парковка запрещена». Бедным родителям приходится тащить больного ребенка чуть ли не на себе через два перекрестка и длиннющий двор.

«Вот так у нас все и делается, — кипятилась коллега. — Системы нет! Здания кое-как еще научились приспосабливать к нуждам маломобильных групп. А вот городская среда пока серьезно провисает».

Обновленный СП «завис» на стадии подписания

Проблемы «безбарьерного города» горячо обсуждались на недавней конференции «Проектирование комфортной, безопасной и доступной среды. Актуальные вопросы нормирования». Мероприятие это было организовано для строителей и проектировщиков. Поэтому больше всего вопросов было к автору новой редакции Свода правил (СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), директору по научной работе ОАО «Институт общественных зданий» Анатолию Гарнецу .

Обновленный СП «завис» где-то на стадии подписания у министра. Между тем специалисты, занимающиеся проблемами инвалидов, полагают, и не без основания, что многие нормы нового СП, что называется, взяты с потолка, не подкреплены базовыми отечественными исследованиями. Кроме того, они не учитывают целый ряд современных реалий, в которых приходится существовать человеку с теми или иными ограничениями мобильности.

— Почему, например, в новом СП высота порогов должна соответствовать именно 1,4 см, а не 2 см, как раньше? А уклон пандуса — один к двенадцати, а не один к двадцати? Почему для маломобильных групп теперь разрешены двустворчатые двери, где одна из створок обязательно должна равняться 90 см? Чем это обусловлено? Кто проводил такие исследования? — размышляет вице-президент НБФ «Город без барьеров» Сергей Чистый .

Действительно, если за границей такие выкладки существуют, то в российских условиях применительно к нашим реалиям никаких замеров не проводилось. Апофеозом дискуссии вокруг нового СП стал вопрос, заданный проектировщиком-практиком из зала: «Так какой же ширины, по вашему мнению, должны быть пути эвакуации для маломобильных групп, например, в торгово-развлекательном комплексе?». Ответ создателя нормативного документа многих не просто удивил — ошарашил: «А вы как думаете?».

Благоустройство надо связать с доступностью

Так что же такое доступное здание в современном понимании? Оказывается, даже если «впихнуть» туда весь 59-й СП, оно таковым может и не стать. Важен так называемый «сигнальный набор» доступностей. Этот набор, между прочим, включает и такое понятие, как связанность городских объектов и среды в целом. То есть насколько человеку с ограниченными возможностями в принципе удобно и комфортно передвигаться по городу.

За рубежом эту проблему научились решать десятками способов. Там, например, существует специальная программа приспособления исторических и культурных памятников «под посещение» инвалидами. Пристраиваются специальные входные группы — если невозможно это сделать, не нарушив облик здания, проектируются пандусы или подъемники на минус-первом этаже. Используются временные сооружения: фальшполы и фальшлестницы для инвалидов-колясочников, оборудуется система акустической навигации. Для слабовидящих предусмотрены специальные тактильные дорожки. Причем все эти «удобства» начинаются уже с улицы.

— Мы же сначала увлекаемся приспособлением здания, а потом думаем, как к нему подойти инвалиду, — делится своим мнением Сергей Чистый.

Между прочим, грамотным подходом к созданию доступной среды, диктуемым мировым опытом, считается обязательная адаптация прилегающих территорий и путей движения общественного транспорта под человека с ограниченной мобильностью.

— Во многих крупных городах мира сейчас составляются специальные карты доступности, где отмечены участки безбарьерной среды, — замечает руководитель проектов направления «рынок недвижимости» Фонда «Институт экономики города» Мария Сафарова . — Наше градостроительное законодательство, увы, пока ничего не говорит о территориях общего пользования.

Правда, по словам Марии Сафаровой, законодатели все же намерены исправить положение. Разработан законопроект, направленный на увеличение доступности общественных пространств. Один из главных его постулатов: любое новое благоустройство в городе должно проходить параллельно с оборудованием доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Как бы то ни было, Россия, как известно, не так давно ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов, в которой, наряду со всем прочим, декларируется недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Так что, хочешь не хочешь, теперь нужно соответствовать мировым стандартам доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями. Хотя пока у нас с этим, мягко говоря, не очень.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: fotki.yandex.ru, nnm.me, neinvalid.ru

КСТАТИ

Безбарьерная среда — это среда, в корой реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, экономических, организационных мероприятий, призванных обеспечить удобные условия для маломобильных граждан. Актуальность проблем доступности среды в современном мегаполисе растет. По самым скромным подсчетам, в Российской Федерации сегодня свыше 25% населения относится к этой группе.

В последние годы в России начала формироваться система мер, направленных на создание безбарьерной среды. Сегодня насчитывается 16 нормативно-технических документов в области доступности среды для маломобильных граждан. СП 59.13330 считается базовым нормативно-техническим документом. Требования этого документа необходимо учитывать при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то :

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

15 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда На площадке Российского инвестиционного форума в Сочи прошло заседание Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Его участники обсудили проблемы медицинского сопровождения и социальной адаптации детей, страдающих сахарным диабетом.

6 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Федеральный закон от 6 февраля 2019 года №7-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 8 октября 2018 года №2151-р. Федеральным законом устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в реестре. Повторное совершение такого правонарушения влечет за собой усиленную административную ответственность.

3 января 2019 , Старшее поколение Определены условия распределения финансовых средств на создание системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами Определены порядок предоставления и распределения соответствующих финансовых ресурсов субъектам Федерации. В федеральном бюджете необходимые средства предусмотрены.

31 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг В целях приведения Кодекса об административных правонарушениях в соответствие с законодательством в сфере социальной защиты инвалидов законопроектом предлагается возложить на Ространснадзор, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов.

25 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О распределении в 2019 году субсидий на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов Распоряжение от 24 декабря 2017 года №2919-р. Субсидии в размере 1536,4 млн рублей предоставляются трём общероссийским общественным организациям инвалидов.

18 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О повышении доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Постановление от 14 декабря 2018 года №1562. Положение о лицензировании телевизионного и радиовещания дополнено новым лицензионным требованием. Теперь вещатели обязаны обеспечить доступность для инвалидов по слуху своих телеканалов в объёме не менее 5% объёма вещания в неделю (без учёта телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).

5 декабря 2018 , Государственные и муниципальные услуги О внесении в Госдуму законопроекта об упрощении порядка предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2678-р. Законопроектом предлагается исключить из законодательства в сфере оказания государственных и муниципальных услуг норму о необходимости предоставления инвалидами требуемых для получения услуги документов, подтверждающих их инвалидность, на бумажном носителе. Эти сведения будут запрашиваться органами и организациями, предоставляющими услуги, из федерального реестра инвалидов в рамках межведомственного взаимодействия. Цель законопроекта – упростить и ускорить предоставление госуслуг инвалидам.

21 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Д.Медведев: «Шесть лет назад Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Внесены изменения в 40 федеральных и 750 региональных законов, которые призваны создать безбарьерную среду. Действует госпрограмма «Доступная среда». Более 50% объектов уже адаптированы под нужды инвалидов. В течение ближайших нескольких лет мы выделим ещё более 20 млрд на продолжение этой работы».

12 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Участникам и гостям II Международных Парадельфийских игр II Международные Парадельфийские игры проходят в Ижевске с 11 по 17 ноября.

9 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О совершенствовании правового регулирования в сфере трудоустройства инвалидов Постановление от 9 ноября 2018 года №1338. Установлен новый обязательный показатель оценки эффективности работы руководителей федеральных и муниципальных бюджетных, автономных и казённых учреждений: выполнение квоты по приёму на работу инвалидов. Это решение направлено на содействие занятости инвалидов, в том числе через активизацию работы руководителей учреждений по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

9 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Участники заседания обсудили проблемы образования и комплексного сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

31 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Работникам и ветеранам Службы медико-социальной экспертизы 31 октября 2018 года Службе медико-социальной экспертизы исполняется 100 лет.

31 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на повышение доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Федеральный закон от 30 октября 2018 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 6 февраля 2018 года №167-р. Федеральным законом перечень лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания и радиовещания, определенный Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», дополняется новым лицензионным требованием в отношении лицензиатов – вещателей телеканалов. Новое лицензионное требование предусматривает обеспечение доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5% объема вещания в неделю.

24 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Об утверждении перечня специализированных продуктов питания для детей-инвалидов на 2019 год Распоряжение от 22 октября 2018 года №2273-р. В перечень включены 75 специализированных продуктов для диетического лечебного питания детей-инвалидов, больных орфанными заболеваниями. В 2016 году такой перечень включал 54 продукта, в 2017 году – 69 продуктов, в 2018 году – 71 продукт.

10 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Распоряжение от 8 октября 2018 года №2151-р. Законопроект разработан во исполнение плана реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». Предлагается установить административную ответственность в виде штрафа за непредставление должностным лицом подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов сведений, неразмещение или нарушение порядка и сроков размещения сведений, размещение сведений не в полном объёме, а также за размещение в реестре заведомо недостоверных сведений. С 1 января 2018 года информация из реестра используется в том числе при оказании госуслуг, и её отсутствие или искажение сведений приводит к невозможности предоставления госуслуг в сферах охраны здоровья, социального обеспечения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

17 августа 2018 года исполняется 30 лет со дня образования Всероссийского общества инвалидов. 1

«Свободная Пресса » выясняла насколько комфортно сегодня инвалидам в столице Паралимпиады-2014.

Недавно в Сочи закончились . Фильм, надеюсь, мы скоро увидим на экранах. А я решил проверить, как действует программа «Сочи без барьеров», которая была осуществлена к Паралимпийским играм-2014. Ведь прошло всего два года…

Около этого зачехленного агрегата в самом центре Сочи я стоял достаточно долго. Ждал любого инвалида-колясочника, которому потребуется спуститься в подземный переход. Рядом продавались мороженое, цветы, всякие разные сувениры с паралимпийской символикой и игрушечные фигурки Лучика и Снежинки - симпатичных талисманов прошедших два года назад зимних Паралимпийских Игр…
Мимо проходили люди. Пристал к девушке:

Не поможете разобраться?

В чем?
- Да вот в инструкцию по спуску платформы с инвалидом в подземный переход?
Дамочка хихикнула:
- А что это так сложно?
- Почитаем…

Безбарьерная инструкция

Хором мы начали чтение. Не хочу приводить текст этого замечательного документа полностью, потому как вы все равно ни черта не поймете. Думаю, достаточно пары инструкционных фразочек убористым шрифтом. Например: «Для вызова и раскладывания платформы на нижней посадочной площадке вставить ключ в гнездо внешнего пульта…» И далее все в таком же техническом духе! Какой к чертовой бабушке «ключ» и где его искать?

Конечно, можно было и позвонить. Однако, безбарьерная среда, уверен, создавалась не для того, чтобы подъехав к поземному переходу инвалид начинал названивать по мобильному в какую-то экстренную службу и ждать пока придет «продвинутый пользователь» и начнет помогать человеку с ограниченными возможностями использовать возможности системы спуска в подземный переход, предназначенной сделать возможности инвалида не ограниченными. Сколько пройдет времени в ожидании «дежурного по спуску» - десять минут? Двадцать? Час? Во всяком случае о периоде ожидания прибытия помощи в инструкции ничего не сказано. Зато сам аппарат ярко и зримо демонстрирует заботу об инвалидах и для любой поверяющей комиссии сам его грандиозный вид говорит о том, что на создание доступной среды в Сочи никто не экономил. Я еще раз посмотрел на «зачехленное чудо» безбарьерной техники и по внешнему виду понял, что дермантиновое покрывало с него давненько не снимали. А исправен ли этот агрегат? На лифтах в домах хотя бы пишут время последних испытаний лифта. На этом спускаемом устройстве для инвалидов даты последней проверки я не обнаружил. И кто знает, как он работает спустя два постпаралимпийских года…

Поиски карты доступности

Ладно, с коварными техническими устройствами все понятно. Вернее, ничего не понятно. Но при подготовке к Паралимпиаде-2014 много говорили о создании в Сочи «Карты доступности». И такая карта была создана! Я обошел десяток киосков печатной продукции в поисках такого важного издания. В лучшем случае мне предлагали картографическое произведение с пиктограммными обозначениями автостоянок, где предусмотрены места для машин инвалидов. Доступной и понятной карты для передвижения по Сочи инвалидов не обнаружил. Видимо, все абсолютно уверены, что после события мирового паралимпийского масштаба в Сочи больше не приедет делегация Международных паралимпийцев и никто не станет проверять доступность Сочи для инвалидов. А как же Чемпионат мира по футболу-2018? Да и Всемирные хоровые игры у Сочи «на носу». На эти события тоже могут приехать люди с ограниченными возможностями. И почему, собственно, им не приехать?

Конечно, в период «подготовки и проведения» Паралимпийских Игр-2014 в Сочи сформировали безбарьерную среду. Кнопки для вызова продавца, например, понатыкали при всех мало-мальски заметных магазинчиках. Пробовал недавно нажать на парочку таких кнопочек. Ну вы меня понимаете: ждите ответа. Пришлось кричать!

Так что я был почти уверен: если в самом центре Сочи наглухо зачехлен аппарат для спуска инвалидов-колясочников в подземный переход через главную улицу города Сочи, то чуть дальше от центра картина будет намного печальней. Не ошибся! В паре автобусных остановок от центра Сочи, но все равно в очень посещаемом месте, где сверкает огнями огромный гипермаркет спуск в подземный переход смастерили под углом градусов 45 и уложили плиткой, по которой можно кататься с полным ощущением ледовой горки под ногами. На глаза попался и щиток уличного освещения, в который упиралась тактильная дорожка для слабовидящих. Только представьте, что случится, если этой дорожке поверит инвалид по зрению…

А я все продолжал изучать постпаралимпийское наследие безбарьерного Сочи. Спустя два года стало понятно, что за всем этим созданным с таким трудом наследием внимательно и «на постоянной основе» никто не следит. Никто не отвечает за исправную работу дорогущих подъемников в подземных переходах и за то, чтобы тактильные дорожки не приводили слабовидящих лоб в лоб в щиток уличного освещения. Даже звуковые сигналы с информированием инвалидов по зрению о том, что можно переходить дорогу теперь работают не везде. А ведь так хорошо правильно и грамотно все начиналось в этом благородном деле создания «Сочи без барьеров». Создать создали, а кто будет сохранять? А без этого получается, что барьеры не устранили, а сделали их еще больше.

Опыт надо беречь
Думаю, теперь самое время привести слова заместителя председателя комитета Госдумы России по физической культуре, спорту и делам молодежи, паралимпийца-колясочникаСергея Поддубного , сказанные после недавнего посещения Сочи: «Объективно и определенно могу сказать: сегодня Сочи самый безбарьерный город России, наиболее приспособленный для людей с ограниченными возможностями…»

Как бы я не натыкался на безбарьерные барьеры в постпаралимпийском Сочи, безусловно, депутат Поддубный лично проверял доступность города, стало быть знает, о чем говорит. Конечно, он прав, когда констатирует факт, что в создании безбарьерной среды Сочи стал флагманом перемен в отношении к инвалидам. Однако, спустя время приходится с печалью констатировать: безбарьерную среду в Сочи соорудили, но неизвестно кто возьмет на себя функцию по ее поддержанию в доступном для инвалидов состоянии? Какая мобильная служба примет в эксплуатацию весь «безбарьерный Сочи». Общества инвалидов? Волонтеры? Меценаты? Понятно, что решения по созданию безбарьерной России на основе сочинского опыта приняты на уровне правительства РФ, но не принято никаких обязывающих местные власти правительственных постановлений, где четко и однозначно было бы прописано, кто, как и на какие деньги обязан создавать безбарьерную среду (это пол дела), но главное: кто обязан содержать эту доступную среду в доступном для инвалидов состоянии. Сколько уж писано-переписано, как инвалидам-колясочникам приходиться пробивать себе выход на улицу из дома силами общественности и СМИ. Если уж в Сочи, где доступная среда была сформирована практически по команде первых лиц государства, тактильные дорожки упираются в щитки уличного освещения, а колеи спуска в поземный переход, порой, находятся в состоянии «ледяной горки» то, это не вина местной власти, а отсутствие у этой власти банального бюджета по сохранению доступной среды и за ней контроля.

Как все-таки это по-нашему! Сначала вбухать громадные деньги в социально-значимый государственный проект и не продумать механизма, чтобы этот проект не заглох через два года, после своего триумфа…

Наверное, самое время признаться и в том, что, создав безбарьерную среду в одном городе, сделав ее «опытным образцом» для всей страны следует идти дальше и продумать экономические и управленческие механизмы по обеспечению работоспособности такой среды по всей России. Понятно, что регулярно проверять состояние «доступности городов» для людей с ограниченными возможностями дело отнюдь не журналистов. Кто-то должен получить ответственное поручение и все свои усилия направить на то, чтобы доступная среда, созданная однажды, не становилась со временем недоступной для тех, ради кого она и была создана навсегда. И чтобы забота об инвалидах не превращалась просто в пустые слова.

Владимир Кильдеев

План Сергея Собянина сделать столицу благоустроенной для лиц с ограниченными возможностями пока выглядит невероятным. Да, уже было запущено 500 автобусов с низким подъемом, из 200 станций метро 27 были оборудованы лифтами для инвалидов, на улицах появилось несколько сотен дорожных знаков и десяток специальных светофоров. Были даже организованы особые паркинги, а администрация больших торговых центров теперь обеспечивает в своих зданиях всю необходимую для маломобильных граждан инфраструктуру. Но пока что все эти усилия – только капля в море.

Огромное количество пешеходных переходов, трамвайных остановок, станций метро не оборудованы необходимыми средствами для передвижения инвалидов. Полную реконструкцию Москвы на данный момент сделать просто невозможно – как минимум из-за проблем с пробками и круглосуточной переполненностью городского транспорта. И все же, факт остаётся фактом: сегодняшняя Москва – не лучший город для человека в коляске.

Давайте взглянем на примерный список необходимых элементов для свободного перемещения маломобильных граждан:

Во всех подъездах города должны быть специальные подъемники и пандусы.
Все светофоры должны иметь звуковые ориентиры.
Пешеходные переходы должны быть легкодоступными.
Все остановки общественного транспорта должны быть на одном уровне с автобусами, трамваями, маршрутками, троллейбусами.
Все парковки должны иметь хотя бы три парковочных зоны для инвалидов. А так же, если необходимо, лифт.
Лифты на всех станциях метро.

Таких пунктов ещё много, но давайте пока остановимся на этом. Одна из главных культурных улиц столицы – Остоженка. Она берет начало от Площади Пречистенских ворот и доходит до Крымской площади – и на всём её протяжении нет ни одного объекта, приспособленного для малоподвижного гражданина. Люди с ограниченными возможностями попросту не могут воспользоваться общегородскими благами этой улицы. На входе в рестораны на Остоженке высокие пороги и ступени, а высоты бордюрного камня не хватает для комфортной посадки в автобус.

Стоит обратить внимание и на трамвайные пути. Трамвай является самым опасным транспортом для инвалида или пенсионера. Исторические вагоны определённо обладают шармом старины и собирают вокруг себя сторонников оставить их в строю, но безнадёжно устарев, они должны уступить своё место более удобным, продуманным и практичным машинам, а сами перейти в распоряжение музея. Старые трамваи имеют три входных ступени, а это непреодолимое препятствие для большинства маломобильных граждан. По статистике PricewaterhouseCoopers Москва занимает 23 место в списке самых богатых городов мира, но при этом, видимо, не имеет возможности заказать определённое количество трамваев, чтобы не подвергать людей опасности. Трамваи нового поколения запущены только по трём маршрутам, а это катастрофически малый темп развития.

Транспортным департаментом города Москвы ещё в 2014 году был принят очередной проект программы «Транспорт Москвы без границ» и содержит он в себе пункты о мобильном и общем развитии транспортной системы столицы. Центр организации дорожного движения Москвы сообщает: « В городе Москве в настоящее время установлено 84 дорожных знака 8.15 «Слепые пешеходы», 224 знака 8.17 «Инвалиды», 7 знаков 8.18 «Кроме инвалидов». В 2014 году было установлено 200 дорожных знаков 8.17 «Инвалиды»*. Вместе с тем, в рамках пилотного проекта на 30 светофорах в Москве установили современное оборудование – звуко-вибрационные модули, которые помогут людям с инвалидностью по зрению и слуху переходить дорогу.»


План реконструкции Ленинского Проспекта

А вот ещё одно заявление Департамента труда и социальной защиты города Москвы от 2014 года: «Отметим, что в 2014 году для маломобильных граждан в Москве приспособят 512 автобусных остановок и 31 трамвайную платформу. Их оснастят плакатами с номерами маршрутов, поручнями и устройствами связи с диспетчером. На модернизацию всех остановок общественного транспорта потратят 350 миллионов рублей. Кроме того, 400 светофоров оснастят звуковым сопровождением. Также на трамвайных путях для малоподвижных людей построят посадочные платформы. Высота площадок будет совпадать с уровнем нижней ступени трамвая. Помимо этого в 2014 году столичные власти создадут электронную интерактивную карту с вакансиями для маломобильных людей, чтобы они могли подобрать место работы в своем районе ».

Можно ли считать приведённые цифры успехом? Определённо нет. На фоне города с населением в 12,3 млн. (только зарегистрированных граждан), цифры ЦОДД кажутся ничтожными. Что такое 30 светофоров и 300 оповещающих знаков за 2 года для пятой по счёту программы? К слову, в Москве проживает от 1.2 до 1.7 млн. людей с ограниченными возможностями. И это только те, кто получил специальное удостоверение. Сравнив цифры и графики населения можно сделать вывод, что это уже не просто проблема, а глобальная катастрофа в рамках столицы.

Что самое неприятное во всём этом, работа ведётся не для граждан города, а для тех, кто в этот город прибудет в 2018 году на ЧМ по футболу. Департаменты начинают работать только перед важными для престижа страны мероприятиями и всячески пытаются не упасть лицом в грязь перед мировой общественностью. Возможно это только совпадение, но все городские проекты рассчитаны сроком до июня 2018 года.

Подведём итоги. В сравнении с прошлыми десятилетиями, Москва изменилась до неузнаваемости, но несколько приспособленных для инвалидов музеев, три трамвайных маршрута, несколько десятков станций метро с лифтами и столько же светофоров в гигантском мегаполисе – это недостаточно. На сегодняшний день автомобиль и помощь родственников так и остаётся главными помощниками в передвижениях человека с ограниченными возможностями. Правда, нам остается надежда, что к 2018 году маломобильный горожанин все же сможет проехать своим ходом от одного конца Москвы в другой, не прикладывая для своего путешествия сверхусилий – и тогда с гордостью и уверенностью можно будет заявить: «Москва – город для всех».