Абилитация и реабилитация инвалидов соотношение понятий. Роль учреждений в лечебном процессе. Основные особенности абилитации

Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему —либо ) - первоначальное формирование способности к чему —либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитаци я»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) , в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Психологический аспект Адаптация (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология», которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)

Реабилитация и абилитация.

В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация - это внутренний процесс; реабилитация - внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к "жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации - не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего

Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами - семья, профессия и социальное окружение. Это прямо указано в приведенном определении. Существуют специальные виды реабилитации: семейная, социально-психологическая и профессиональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми.

Будучи внешними, по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т. д. (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. с. 10)

Психологическая реабилитация в свою очередь направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.

В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных воздействий;

2) разноплановость усилий для организации реабилитационных мероприятий (психологическая, семенная, профессиональная реабилитация);

3) апелляция к личности инвалида с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;

4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.

Перечисленные принципы сформулированы одним из авторитетных специалистов по вопросам реабилитации М. М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитационного процесса. Первый этап - восстановительное лечение. Второй этап - реадаптация - заключается в развитии возможностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего. Третий этап - собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различными, в зависимости оттого, каким образом нарушенная функция была связана с прежней профессией и какое место профессия занимала в иерархии ценностей личности

Абилитация – означающий в дословном переводе - предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации

Проблемы компенсации и коррекции в специальной психологии.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последствий нарушения.

Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Первый – внутрисистемная компенсация , которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип – межсистемная компенсация , которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Первый - биологический , или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция, под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.

Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации . Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.

1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Реабилитация и абилитация инвалидов – это комплекс процедур, который разрабатывается индивидуально для того чтобы обеспечить человеку умения к самостоятельной поддержке нормального образа жизни. С помощью этих процедур инвалиды могут полноценно ориентироваться в социуме, работать и создавать семьи.

О том, что это реабилитация и абилитация инвалидов , задумывается большое количество граждан. Абилитация является первоначальным формированием определенных навыков, а реабилитация – возвращением утраченных способностей.

С помощью абилитации у инвалидов формируются новые способности. После прохождения курса человек пациент может достигать задач, которые ставит перед собой. С этой целью он использует разнообразные альтернативные пути, так как из-за инвалидности использование привычных способов является невозможным. Абилитация в большинстве случаев проводится в детском возрасте.

Реабилитация проводится сразу же после получения травмы или постановления диагноза определенного заболевания. Чем раньше будет начинаться процедура, тем она будет успешнее. Реабилитация требует непрерывного и поэтапного выполнения упражнений.

Основное содержание понятий реабилитация и абилитация инвалидов имеет отличительные особенности. Но, обе эти методики направлено на то, чтобы инвалид мог полноценно жить в современном мире.

Этапы абилитации и реабилитации инвалидов

Докторами составляется индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида с учетом протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей человека. Абилитация и реабилитация людей состоят из нескольких этапов:

  1. Восстановительных медицинских мероприятий. Реабилитация заключается в использовании специальных процедур, что позволит уменьшить ограниченность в передвижении человека. Реабилитация может быть общей и заключаться в приеме медицинских препаратов и амбулаторном наблюдении. Также пациентам могут назначать специализированную реабилитацию, которая заключается в предоставлении помощи в специальных центрах. Медицинская абилитация состоит из реконструктивной хирургии, протезирования и протезирования, санаторно-курортного лечения. Медицинская реабилитация позволяет полностью восстановить утраченные функции. С этой целью используется восстановительное лечение, ортезы, протезы и разнообразные технические средства. Если подвижность инвалида серьезно ограничена, то ему необходимо приобретать коляски и протезы.
  2. Профессиональной ориентации. Программа реабилитации и абилитации инвалидов заключается не только в их обучении, но и в дальнейшем трудоустройстве. Если пациент имеет профессию, но не может заниматься определенным видом деятельности из-за ограничения физической активности, то ему он проходит переквалификацию. В период трудоустройства руководство организации перепланирует рабочее место, что позволит сотруднику полноценно и максимально удобно выполнять свою работу.
  3. Физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Для их проведения инвалидам необходимо посещать специально предназначенные для них физкультурно-спортивные праздники. Благодаря регулярным спортивным занятиям наблюдается улучшение общего состояния здоровья инвалида. Они дают возможность полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.
  4. Социальной программы. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов дают возможность правильно выстраивать отношения в семье и обществе. В период разработки программ учитываются потребности инвалида. Адаптация может быть социально-средовой и социально-бытовой. Первая из них помогает человеку полноценно адаптироваться в новых жизненных условиях. При этом учитываются навыки и умения инвалида. С человеком работают психологи и социологи, которые помогают определить доступные для инвалида возможности, с помощью которых он самореализуется. Инвалиду помогают найти новое место работы или провести обучение. Психологи используют специальные программы, с помощью которых пациент налаживает отношения с родными и близкими. Также они предоставляют психологическую помощь в семье. Социально-бытовая абилитация дает возможность определения наиболее удобного темпа для инвалида. После прохождения курса человек сможет самостоятельно себя обслуживать. Для семьи разрабатывается наиболее приемлемый вариант совместного проживания. При этом в обязательном порядке учитываются навыки инвалида. На следующем этапе обеспечиваются оптимально комфортные жилищные условия для инвалида.

Независимо от того, какие виды комплексной реабилитации и абилитации инвалидов используются, человек должен быть введен в среду с единомышленниками. Ему рекомендовано посещение секций, кружков, общение с творческими коллективами и т.д.

Комплексный подход

В реабилитации инвалидов достаточно важным является комплексный подход. Для восстановления полученных до травмы навыков с инвалидами работает несколько специалистов. В данном аспекте проводится использование нескольких видов реабилитации:

  • Просветительского. С его помощью меняется мнение об инвалидах в социуме.
  • Досугового. Создаются специальные программы, с помощью которых обеспечивается интересное времяпровождение людей с ограниченными возможностями.
  • Коррекционного. С его помощью обеспечивается полноценное преодоление ограничений в жизни человека.
  • Познавательного. В данном случае осуществляется применение специальных программ, с помощью которых у инвалидов вырабатывается желание к обучению и работе.

Реабилитация проводится по аналитической схеме и бывает разнообразной. В данном случае достаточно важную роль играет социальная реабилитация. С ее помощью инвалид может осознать, что он является полноценным социальным субъектом, несмотря на ограничения физических возможностей. Благодаря педагогическому подходу обеспечивается полноценная реабилитация человека, как субъекта деятельности. В реабилитационный период пациенту предоставляется соответствующая психологическая поддержка, что дает возможность ему самоутвердиться. Для того чтобы восстановить физическое здоровье человека до максимально высокого уровня используют медицинскую реабилитацию.

Все вышеперечисленные виды реабилитации должны в обязательном порядке использоваться, что обеспечит полноценную жизнь инвалида в условиях современного общества.

Абилитация должна проводиться в раннем детском возрасте, что гарантирует ее успешность. Благодаря применению определенных манипуляций будет осуществляться развитие определенных функций, которые облегчат жизнь инвалида в дальнейшем. Несмотря на то, что ребенок рождается с ограниченными возможностями, ему нужны внимание, любовь и забота родителей. Их необходимо обеспечить в полной мере.

Благодаря абилитации обеспечивается формирование навыков и функций, которые облегчат жизнь ребенка в дальнейшем. Данный процесс рекомендовано применять для детей, которые имеют ограниченные физические возможности. При нарушениях в моральном здоровье взрослого человека также рекомендуется использовать абилитацию. С помощью абилитации ребенок учиться ставить перед собой цели и достигать их. Для малыша разрабатываются универсальные пути решения определенных задач, которые он может использовать в соответствии с состоянием своего здоровья. Благодаря абилитации человек учится компенсировать утраченные функции.

Для достижения эффективности абилитации рекомендуется своевременное ее проведение. В противном случае она будет характеризоваться трудоемкостью и малой эффективностью. Проведение реабилитационных мероприятий рекомендуется с первых дней протекания заболевания. Занятия должны быть непрерывными, что предоставит возможность получения желаемого результата.

Реабилитация и абилитация являются достаточно сложными процессами, которые должны проводиться в соответствии с предварительно разработанной программой. В данном случае учитываются индивидуальные особенности пациента.

Реабилитация и абилитация детей

В период проведения реабилитации и абилитации для детей необходимо использовать универсальную программу. В данном случае используется социально-медицинский подход, который заключается в проведении лечебной гимнастики, массажа. Также могут применяться разнообразные оздоровительные процедуры. Некоторым детям рекомендуется прохождение санаторно-курортного лечения.

Маленьким пациентам рекомендовано предоставление социально-бытовой помощи. Это позволяет маленькому ребенку научиться максимально полно обслуживать себя в бытовых условиях. Реабилитация должна быть социально-психологической. В детском возрасте рекомендовано проведение разнообразных развивающих занятий. Маленькому инвалиду рекомендуется предоставить социокультурную поддержку. Им необходимо посещение театров, концертов, экскурсий и т.д. Все вышеперечисленные мероприятия должны применяться в комплексе, что обеспечивает получение высокого результата.

Реабилитация и абилитация должна проводиться с использованием комплексного подхода, что положительно отразится на жизнедеятельности организма. Программа для инвалидов должна разрабатываться только высококвалифицированным специалистом с учетом индивидуальных особенностей и степени инвалидности пациента.

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.Если кратко, то абилитация (отлат. habilis - быть способным к чему-либо) -первоначальное формирование способности к чему- либо.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни,травмы и др. .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровьяВ стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

  1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса.

Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация - это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация - многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

(см. текст в предыдущей)

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

(часть первая в ред.

(см. текст в предыдущей)

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Чепурышкин И.П.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

В материалах пособия «Совершенствование образования» . Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.

Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.

Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000. — С.337-347.
  2. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. — Ижевск, 2006.- 28с.
  3. Improving Education.

    T he Promise of Inclusive Schools.

Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 53-54;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7865 (дата обращения: 05.06.2018).

По большому счету, абилитация инвалидов практически очень напоминает уже знакомую нам реабилитацию. По своему назначению абилитация отличается от реабилитации только субъектом — человеком, инвалидом, в отношении которого она осуществляется.

Означает этот термин приспособление инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Но если реабилитация предусматривает возвращение человеку утраченных в связи с инвалидностью возможностей, которыми он обладал ранее, до инвалидности, то абилитация является процессом первичного образования таких навыков у человека, являющимся инвалидом детства, у которого навыков жизни без инвалидности просто нет.

Процесс абилитации, как и реабилитации, включает в себя как выработку и тренировку необходимых навыков у самого инвалида (в этом различия могут быть очень большими, поскольку обучить новым навыкам нужно человека, который им вообще никогда не обладал), так и приспособление окружающей его среды к более приемлемым для него условиям — так называемое создание "доступной среды" — это целый комплекс социальных, медицинских, технических, юридических и прочих мероприятий.

Кстати, абилитация совсем не так нова, как кажется. Еще в советские времена инвалидов детства, имеющих врожденные дефекты, не дающие им жить нормальной жизнью, вполне успешно обучали необходимым навыкам. Были специальные методики даже обучения слепоглухонемых детей, причем весьма эффективные. Правда, за последние четверть века эти методики, мне кажется, утрачены, но опыт и специалисты еще остались…

Что касается программ абилитации таких инвалидов, то ни о каких новых положениях в этом вопросе я пока не слышал, а до сих пор этот процесс протекал так же, как при разработке программы реабилитации — программа разрабатывается на основе медицинских показаний в период назначения инвалидности и выдается инвалиду, его опекуну или соцработнику в момент назначения инвалидности.

Имеются знакомства с экспертом

Что такое "абилитация инвалида"?

Каких инвалидов касается новый термин?
Когда будут составлять и выдавать программы абилитации инвалидов? Что положено по такой программе?
Будут ли выдаваться средства для абилитации, какие?