Селективная немота. Что такое селективный мутизм? Причины формирования мутизма у взрослых

Сталкивались ли вы или кто-нибудь из ваших близких с проблемой селективного мутизма? Селективный мутизм - это довольно редкое расстройство, встречающееся у детей, которое проявляется в неспособности говорить в определенных ситуациях (например, у доски в школе), в которых говорить нужно, и в отсутствии нарушений речи в других ситуациях. От селективного мутизма страдает 0,1-0,7% населения, но предполагается, что не все случаи фиксируются, поскольку это состояние очень часто неправильно понимается людьми. Симптомы чаще всего появляются между 2,7 и 4,2 годами. В этой статье приводятся советы по борьбе с селективным мутизмом, которые помогут уменьшить влияние заболевания на социальную жизнь человека.

Шаги

    Выясните, есть ли у вас, вашего друга или любимого человека симптомы селективного мутизма. К таким симптомам относятся:

    • Частые эпизоды неспособности говорить в определенных социальных ситуациях (например, на учебе), когда говорить необходимо.
    • Способность разговаривать и нормально общаться с людьми в других ситуациях.
    • Неспособность говорить в определенных условиях негативно влияет на социальную жизнь и учебу.
    • Симптомы наблюдаются дольше одного месяца, включая первый месяц в школе (обычно ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому окружению).
    • Симптомы нельзя объяснить незнанием языка, на котором говорят в определенных ситуациях (то есть человек, который плохо говорит по-английски и предпочитает молчать, когда окружающие разговаривают на этом языке, не страдает от селективного мутизма).
    • Симптомы нельзя объяснить другим заболеванием (аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией и другими психическими заболеваниями).
    • Неспособность говорить не является осознанным решением - она вызвана чрезмерной тревожностью, которая не дает человеку произносить слова.
  1. Определите, в какой степени селективный мутизм влияет на вашу жизнь. Чтобы преодолеть это расстройство, для начала нужно понять, какое влияние оно оказывает на вас. Выясните, при каких обстоятельствах вы не можете говорить. Например, ребенок может свободно общаться с ровесниками и замолкать, когда ему нужно поговорить со взрослыми. Другой ребенок может разговаривать и нормально вести себя дома, но при этом молчать в школе. Поняв, в каких ситуациях проявляется расстройство, вы сможете направить все силы на преодоление этого состояния в этих условиях.

    Если у вас есть возможность обратиться за помощью к другим, постарайтесь побороть селективный мутизм с помощью десентизации. В контролируемой среде (там, где можно всегда обратиться за помощью) общайтесь с человеком, с которым вы можете говорить. Затем введите в разговор еще одного человека. Начните говорить с человеком, с которым вам комфортно, а затем переходите к новому человеку. Суть метода заключается в том, чтобы снять тревожность, связанную с общением с новым человеком, стерев границы между знакомым и незнакомым.

    Если вышеописанный прием не сработает или им нельзя воспользоваться, попробуйте систематическую десенситизацию. Сначала представьте себя в ситуации, в которой вы не можете говорить. Затем представьте, что вы говорите. Потом попробуйте пообщаться с людьми, которые находятся в этой же ситуации, опосредованно, то есть письмом, сообщением в интернете, по смс, по электронной почте и так далее. Затем переходите к другим способам общения: по телефону, на расстоянии, к личному общению. Этот метод используется для лечения других тревожных расстройств, включая специфические фобии. В основе метода лежит стремление побороть тревожность, которая лишает человека способности говорить, с помощью постепенного усиливающегося воздействия стимулов. Это позволяет приглушить тревожность настолько, что человек может нормально вести себя в сложных ситуациях.

    Тренируйтесь в общении разными способами. Научитесь спокойно чувствовать себя, когда на вас обращено внимание; поднимайте руку, кивайте головой, указывайте на что-то, пишите, смотрите людям в глаза.

    Постепенно начинайте разговаривать , стараясь с каждым разом говорить все больше. Расширяйте зону комфорта. Если вас мучает сильное беспокойство, старайтесь попросить помощи и поддержки у большого количества людей.

    Попробуйте записывать звук своего голоса , затем слушайте запись, чтобы вам было комфортнее говорить вслух. Попробуйте шептать в общественном месте (например, в офисе или в классном кабинете с одноклассником или учителем). Старайтесь постепенно говорить громче .

    Хвалите и вознаграждайте себя каждый раз, когда сможете говорить в условиях, которые раньше вызывали тревожность.

    Думайте о хорошем - это поможет в борьбе с тревожностью. Не стоит думать так: "Я не могу говорить..." Лучше думайте так: "Я могу попробовать говорить, и у меня все получится, если я буду над этим работать".

    Поймите, что ощущение бабочек в животе (то есть тревожность и даже дрожь) посещает вас в определенных ситуациях, поэтому нужно начинать общение с маленьких групп людей. Кому-то помогут курсы публичных выступлений , на которых учат делать презентации и проходить собеседования. Люди, занятые в сфере развлечений и публичного общения, быстро привыкают к стрессу, который сопровождает публичные выступления, включая пение перед большой аудиторией. Однако иногда даже самые опытные профессионалы стремятся приглушить стресс наркотикам. Позднее, когда человек научится полностью контролировать свои эмоции, ему может захотеться почувствовать это прежнее возбуждение от сцены , однако его уже не будет. Когда человек находится за столом для почетных гостей или стоит на сцене, он может стремиться переглянуться с кем-нибудь и обменяться кивками или улыбками в знак поддержки. С новыми социальными ситуациями, а также с огромными заведениями с большим количеством людей обычно связано много стресса.

С данной странностью, я столкнулась, будучи клиническим психологом в отделении онкогематологии. Это был пациент предподросткового возраста, ему было 10 лет, хотя считается, больше болезни о которой пойдет речь подвержены дети от 3 до 8 лет. В круг его избирательного общения, к сожалению, попала и я. Но данное состояние никак не было связано с проблемой нахождения ребенка, в клинике.

Со слов мамы, “это” длится со времен поступления в школу. В школе он слывет «немым». И ругали, и уговаривали, и объясняли. Всё без эффекта. Ну не говорит (или не разговаривает) он в школе! Ни с учителями, ни с одноклассниками.

Я:- А как с успеваемостью?
Мама: – Хорошо. Пишет контрольные, диктанты.

Короче, все ответы письменно. Проблем особых нет, населенный пункт, где проживает ребенок, маленький, все друг друга знают…

Я:- А как дома он ведет себя?
Мама: – Он в меру, общительный, рассказывает все новости школы и улицы в том числе.
Я: -А как сейчас, здесь, в клинике? С кем-то общается?
Мама: -Нет, только со мной, «опять закрылся». Доктор, что делать и как вылечить ребенка?

Как вы поняли, речь идет о такой патологии, как селективный мутизм (если дословно, избирательное отсутствие речи). Это сложное тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в некоторых общественных местах. Эти дети могут говорить и общаться в условиях безопасности, спокойствия, в привычной обстановке, например, в своей семье.

Ученый мир до сих пор не разобрался в причинах этого недуга. Допускают проблему обработки конкретной сенсорной информации, пониженный порог возбудимости в миндалевидной области мозга, но в их исследованиях большинство детей с избирательным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревожности. И в истории их жизни отмечаются частые истерики и плаксивость, капризность, проблемы со сном, и крайняя застенчивость с младенчества.

И у 90% детей присутствует реальный страх при социальных взаимодействиях, но с разными вариациями.

Например, н екоторые дети просто немеют при определенных ситуациях, например, в школе, некоторые говорят ограниченно мало или даже может быть шепотная речь.
Но встречаются дети, которые выглядят расслабленными и беззаботными, но могут общаться только с одним или несколькими детьми, но не в состоянии общаться с учителями или с большим количеством сверстников.

И создается ложное представление, что эти дети застенчивые и робкие. И закрадывается мысль про жестокое обращение, психологические травмы. Но, увы, нет явных доказательств. Для детей, их избирательный мутизм, их немота, является средством избежать чувства тревоги, при социальных контактах.

Для таких детей коллективное посещение кино, театра, или любое общественное мероприятие, довольно энергозатратно. Появляются все признаки физических симтомов: боли в животе, тошнота, рвота, боли в суставах, одышка, спонтанные поносы, общая нервозность.

И все это сказывается на поведении ребенка.

Почему?

Важно знать родителям и учителям, так как эти симптомы на физическом уровне и поведенческие реакции на фоне немоты, обусловлены тревогой. Появление незнакомца, особенно у малышей, может вызвать ступор. Это нужно знать для оказания помощи ребенку, научить его навыкам снижающим чувство тревоги. Меньше обращать на его «неулыбчивое» лицо, на не всегда понятный «язык тела», избегание зрительного контакта, на мнимую любовь к одиночеству.

Они, как и здоровые дети хотят иметь друзей, не путайте с расстройствами аутистического спектра.

Оставаясь «немым» в обществе, они могут проявлятьь “характер” дома. Упрямые, властные, капризные, напористые, с резкими перепадами настроения. Все эти проявления не больше чем компенсаторные механизмы, опять же, борьбы с тревогой.

В школе эта особенность ребенка попадает в поле зрения учителей, прежде всего, как аутичный ребенок (педагоги более или менее знакомы с данной патологией), либо начинают указывать на серьезные трудности обучения.

Труднее родителям малышей ясельного возраста и дошкольников, поэтому, нужно быть внимательным в отношении коммуникации ребенка вне семьи. Зачастую, это может пройти под маской «застенчивый, стеснительный, пройдет…».

Что делать если подтвердился диагноз “селективный мутим”?

Если мутизм сохраняется в течении более месяца, двух, то это должно насторожить родителей. Заставляя говорить насильно, то есть подходы основанные на дисциплине, только могут усилить тревогу и тут можно добиться только оппозиционно настроенного ребенка.

Отойдите от мысли, что ребенок все это проделывает, чтобы контролировать и манипулировать вами. Понимание, поддержка ребенка, признание ваших собственных трудностей и разочарований, помогут вашему ребенку и вам в том числе.

Следующей задачей для вас будет поиск и находка семейного врача, педиатра, понимающего о чем идет речь, детского психиатра или детского психотерапевта.
Вы, как родитель, просто обязаны понять: мало снять тревогу ребенка, посредством лекарств, нужно искать возможности заниматься коммуникацией ребенка, переходить к речи, отходить от жестов и других невербальных видов общения, научить ребенка навыкам общения и создавать условия комфортности окружающей среды.

А где это можно добиться? Только в реальном мире, то есть в школьной среде, только там среди людей, реализуются стратегии и вмешательства, составленные врачами и психотерапевтами.

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата. Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду. Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе. Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста. Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Вам также может быть интересно

Термин «элективный мутизм» переводится как «избирательное молчание». Встречается этот феномен у детей старше 5 лет, вернее, с этой проблемой обращаются к врачу в этом возрасте. Начинается это расстройство примерно в 3 года, и только иногда позже. Это отказ от речи в определенных обстоятельствах при полном понимании того, что происходит вокруг.

Элективный мутизм называют еще селективным, избирательным, выделяя типичные ситуации. В МКБ-10 этому явлению соответствует раздел F94.0, входящий в главу 10 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте».

Отдельно указано, что селективный мутизм не включает случаи, когда есть общие нарушения психологического развития, расстройства речи и языка (расстройство артикуляции, потеря слуха, умственная отсталость, последствия повреждения мозга), состояние разлуки у малышей и шизофрению. Таким образом, элективный мутизм – это состояние, при котором нормальный во всех отношениях ребенок отказывается говорить в каких-то особых ситуациях, хотя он отлично пользуется речью в другой обстановке. К врачу обращаются тогда, когда избирательное молчание нарушает социальную адаптацию. Обидно, что к моменту обращения дети избегают общения в некоторых ситуациях уже около 2-х лет. Это состояние нужно лечить, чтобы не было проблем во взрослой жизни.

Критерии диагностики

Элективный мутизм – явление редкое, его частота находится в пределах десятых долей процента (до 0,2%). Девочки болеют чаще.

Для того чтобы выставить такой диагноз, расстройство у ребенка должно соответствовать определенным критериям:

Ребенок может свободно общаться дома с родными или на улице с друзьями, но полностью замолкать при приближении к школе, кружку, секции или неприятному для него взрослому.

Несомненно, такая реакция относится к тревожной. Элективный мутизм – возможность для ребенка предотвратить вторжение в собственную личность или изолировать себя от ситуаций, который для него непереносимы.


Кто в группе риска?

Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

Бывают семьи, в которых на протяжении многих поколений встречаются тревожность и излишняя застенчивость, неуверенность в себе. Ребенок, родившийся в такой семье, даже при изначально устойчивой нервной системе поневоле перенимает от взрослых паттерны (шаблон, образец, модель) патологического реагирования. Такой малыш по умолчанию боится всего нового – контактов, впечатлений, достижений.

Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

Причины возникновения

Избирательный мутизм относится к расстройствам тревожного спектра. Дети, страдающие этим расстройством, изначально имеют такие особенности характера:

  • склонность к уединению, стремление к избеганию контактов;
  • молчаливость, все ответы нужно «тащить клещами»;
  • склонность к агрессии, которая возникает вслед за внешним равнодушием;
  • острые эмоциональные реакции в ответ на любое изменение жизненных обстоятельств – переезд, появление новых членов семьи, посещение нового детского коллектива;
  • плохой эмоциональный контакт с другими сверстниками и взрослыми, душевная черствость;
  • низкая потребность в общении.

Первая эмоция, которая возникает у таких детей при контакте с незнакомыми людьми или обстановкой – тревога. Именно она «тормозит» речь в незнакомых для ребенка обстоятельствах. Когда малышу комфортно, он находится в привычной для себя среде, тревога проходит, и речь восстанавливается.

Дети, у которых впоследствии развивается элективный мутизм, изначально робки, застенчивы, испытывают беспричинное беспокойство, сильно нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Особенности характера передаются по наследству, имея свойство усиливаться через поколения.

Жизненные обстоятельства, которые другие дети переносят спокойно, едва замечая – переезд, перемены в детском коллективе, обиды – становятся для таких малышей психотравмирующими. Более значимые события – развод родителей, смерть близких, новый коллектив – могут полностью истощить адаптационные механизмы чувствительного малыша, и он замыкается в себе, что внешне проявляется отказом от речи.

Причиной возникновения может гиперопека, особенно со стороны матери. Когда ребенок не имеет ни малейшего шанса сделать что-то самостоятельно, это вызывает в нем протест, но у него нет никаких средств противостояния подавлению личности, кроме молчания.

Особую тревогу родителей должен вызывать элективный мутизм в присутствии взрослых противоположного пола. Это может говорить о том, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Медикаментозное лечение

Используется крайне редко, только для снятия тревожности, коротким курсом и в низких дозах. Применяются препараты из группы СИОЗС или ингибиторы обратного захвата серотонина. Это Сертралин, Пароксетин, Флувоксамин и Флуоксетин, Циталопрам и Эсциталопрам.

Психотерапевтическое лечение

Основной способ избавления от расстройства, применяемый с успехом много лет. Изучению этой проблемы посвятил много времени и сил детский психиатр Юрий Степанович Шевченко. Его монография «Элективный мутизм или красноречивое молчание» — максимально полный труд по этой проблеме.

Именно в рамках создания этой работы было выяснено, что средняя продолжительность расстройства до обращения к врачу составляет около 2-х лет. За это время все патологические навыки успевают прочно закрепиться, что создает дополнительные трудности в лечении. Были озвучены средние сроки успешного психотерапевтического лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Также было указано на сложность данного феномена, на огромное количество его составляющих – от личностных до семейных проблем.

На первых порах лечения доктор Шевченко предлагает использовать арттерапию, а именно замену речи рисованием. Это органичный способ для маленьких детей, который их не пугает и позволяет выразить все свои переживания. В процессе направленного рисования обнаруживаются скрытые переживания, с которыми и предстоит работать в дальнейшем.

Часто для этого требуется использовать психоаналитические методики, в которые вовлекается вся семья. Скрытой причиной часто оказываются подавленные кризисы возрастной сексуальности, которым способствует невежество родителей. Этапы сексуального развития одинаковы для всех детей, но не всегда родители достаточно осведомлены о них, следствием чего становится неправильное реагирование.

Поведенческая терапия

Эта разновидность психотерапии имеет другое название – бихевиоральная. Вначале врач работает с ребенком без присутствия взрослых, один на один. На первом этапе малыша обучают реагировать на обращенную речь невербально, используя язык жестов – кивнуть головой, поднять руку. Если малыш все делает правильно, ему дают сладость или награждают каким-то другим образом – дают игрушку, хвалят.

Далее таким же образом добиваются произнесения отдельных звуков или гласных букв. Затем тренируются произносить отдельные слова. Далее следуют короткие предложения, которые затем удлиняются. Потом читают и учатся свободно говорить с врачом.

Когда речь один на один уже хорошо отработана, привлекается третий человек. Как правило, это вызывает некоторую заминку, но впоследствии преодолевается. Число людей, присутствующих при общении, постепенно увеличивается. Так преодолевается страх речи. Лечение считается завершенным тогда, когда малыш перестает смущаться незнакомых людей.

Вспомогательные средства психотерапии

Это различные предметы, которые можно с успехом использовать дома – маски, куклы, особенно средства для аудио- и видеозаписи.

Проблема прорабатывается вначале на неодушевленных предметах в форме сказки. Например, обыгрывается ситуация, когда кукла не может говорить. Ребенку предлагается в комфортной для него обстановке разъяснить родителям причину происходящего.

Видеозапись используется для того, чтобы показать малышу, находящемуся в неприятной обстановке – в классе, в новом доме – что его речь нормальна и выразительна. Достаточно в тяжелой для малыша ситуации прокрутить запись, на которой он хорошо говорит. Такое действие часто помогает быстро сдвинуть дело с мертвой точки.

Элективный мутизм – проблема, которая может быть успешно преодолена только при участии детского психиатра.