Когда нужно обращаться к детскому психиатру. Как проходит прием психиатра? Анекдоты про психиатров

Я не раз упоминал о том, что чрезмерно хулиганистых детей «добрые» доктора могут запросто подсадить на психотерапевтические препараты с целью «вылечить» якобы существующее нарушение психики.

1. Прежде всего, проведите полное обследование детского организма!

Дело в том, что некоторые НЕ психические заболевания имеют проявления в виде нарушений поведения, схожих с психиатрическими симптомами. И чтобы докопаться до истинной причины нарушений в поведении ребенка требуется тщательное обследование.

Хочу обратить внимание вот на какой факт: «психиатрическими симптомами» может быть ни что иное, как побочный эффект от лекарства. К примеру, некоторые медикаменты могут ухудшать состояние при депрессивном расстройстве (усиливать депрессию) и даже провоцировать желание совершить суицид. Обязательно посетите врача-аллерголога, пройдите тесты на наличие аллергенов и токсинов.

2. Известно, что на эмоциональное состояние человека оказывает влияние образ жизни.

Правильно организованная физическая активность, здоровое питание (диета, насыщенная необходимыми витаминами и микроэлементами), доброжелательное окружение - все это способствует укреплению нервной системы ребенка, улучшению его эмоционального состояния.

3. Пользуйтесь своими правами! В школе не разрешайте ребенку заполнять психологические тесты или опросники. И обязательно сообщите о своем запрете педагогам.

На основании результатов подобных психологических исследований можно сфабриковать какой угодно диагноз: от неспособности к обучению до пограничного состояния. И тогда ваше чадо отправят прямиком к психиатру (хотя могут сначала к психологу, затем уже к психиатру), который выпишет целую гору «отличных» психиатрических препаратов и будет настаивать на том, чтобы вы «лечили» ребенка именно таким способом.

4. Проведите беседу со школьным учителем. Сообщите ему о своих ожиданиях по поводу обучения вашего ребенка. Школьный материал должен быть максимально прозрачным и понятным. Задача педагога следить за тем, чтобы ребенок смог объяснить все изучаемые понятия (и все слова!), а также понимать какую информацию несут изображенные в учебниках рисунки, графики и фотографии.

В противном случае на хорошую успеваемость можно не надеяться.

Как логопед и педагог акцентирую внимание: обучение чтению шустрых детей должно проводиться только фонетическим методом, а не методом целого слова. (Расшифровку понятие смотрите в разделе «словарь»)

5. Если ребенку тяжело дается изучение школьных предметов, если посещение учебного заведения не приносит ему удовольствия, ищите помощи у репетитора.

Занятия с грамотным педагогом будут способствовать росту школьной успеваемости, а как следствие, улучшению настроения и поведения ребенка.

Если у нас разболелся зуб, мы идем к стоматологу. Если у ребенка заложен нос и болят ушки – мы отправляемся к ЛОРу. А как быть, если расстраивается здоровье душевное? Если у нас или ребенка нарушается сон, если мы быстро утомляемся, много грустим или тревожимся, а может быть, наоборот – становимся агрессивными и скандальными, капризничаем и то и дело роняем слезу? В таких ситуациях мы обычно ждем, что все «само пройдет». А если и задумываемся о лекарях душ человеческих, то чаще всего теряемся в догадках, к какому специалисту обратиться за консультацией.

«Направо пойдешь… Налево пойдешь…»

Причины у душевных болезней могут быть самые разные. Возможно, где-то в организме идет вялотекущий воспалительный процесс, и организм залит аутотоксинами «под самую крышечку», что и вызывает упадок сил, раздражительность и ведет к постоянным конфликтам с окружающими. Бывает и так, что клиент приходит к психологу исправлять депрессию, а затем оседает у нефролога для работы над почечной недостаточностью. Другой вариант: человеку никак не удается перешагнуть через какое-то травматическое событие (расставание с любимыми людьми, резкую смену сферы деятельности – а кому-то и пожара в сарае может хватить), и потому он никак не может собраться с силами, принять важные решения и выйти из депрессии. Кроме того, часто люди остро переживают очередной возрастной кризис или кризис развития и думают при этом: «Жизнь кончена! Я опасно болен, а судьба - злодейка». И тогда очень кстати приходится компетентный человек, который помогает сориентироваться в ситуации и понять, что переживания и чувства, с которыми столкнулся человек, не являются признаком опасного заболевания, а вполне нормальны и естественны. Вариантов – масса.

И все проблемные ситуации различны. Где-то страждущему человеку вполне может хватить «разбора полетов» с психологом, а где-то потребуется медикаментозное вмешательство или физиотерапевтические процедуры. Но в принципе, с проблемой можно идти к любому из специалистов «душевного профиля», и если нужно, выбранный специалист направит клиента к другому врачу . Хотя стОит при этом представлять основные различия между профессионалами душеспасения: ведь кто-то из них больше доверяет таблеточкам и физиопроцедурам, а кто-то больше склонен тщательно перебирать детали душевного механизма.

НЕВРОЛОГ

Специалиста этого профиля называют не только неврологом: на дверных табличках порой значится «Невропатолог», «Психоневролог». Во-первых, это врач с высшим медицинским образованием. И занимается он заболеваниями нервной системы: его интересует именно наша материальная нервная система: головной мозг, спинной мозг и ответвления нервов, проходящих по всему телу. Неврологу важно, чтобы мозгу ничто не мешало нормально функционировать и управлять жизнью нашего организма, чтобы все отделы мозга выполняли свою работу, а нервные волокна проводили электрохимические импульсы ко всем системам и органам - и обратно. И если что-то нарушается в работе нервной системы, то невролог проводит диагностику, назначает лечение и рекомендует профилактические меры по предупреждению нервных заболеваний. Лечит невролог лекарствами, специальными манипуляциями (мануальная терапия, кинезиология, рефлексотерапия и т. п.), лечебной гимнастикой и массажем, физиопроцедурами (электрофорез, грязевые и парафиновые аппликации и т. п.).

Например, приходит на прием к неврологу мама с ребенком: врач осматривает малыша, проверяет его рефлексы, мышечный тонус, положение шеи, позвоночника, стоп, симметричность левой и правой сторон тела, задает маме вопросы о поведении ребенка. После этого невролог может назначить дополнительные аппаратные исследования (электроэнцефалографию, ультразвуковую диагностика и др.), чтобы уточнить положение дел. И собрав воедино свои наблюдения и данные исследований, невролог дает рекомендации. Для лечения он может назначить препараты, влияющие на работу нервной системы (притом, выбор лекарств обширен и каждому конкретному ребенку можно подобрать таблетки, оптимально ему подходящие). Если нужно, дополнительно назначаются массаж и физиопроцедуры, рекомендуется консультация мануального терапевта или рефлексотерапевта, логопеда и, возможно, психолога или психиатра. Также невролог может дать маме конкретные частные советы: например, больше водить ребенка за правую руку или в течение месяца по 1-2 часа в день надевать правый башмачок на левую ногу, а левый – на правую. Назначения невролога лучше выполнять курсом – все сразу. Если мы сначала пропьем препараты, через месяц сходим на массаж, а еще через пару недель доберемся до рефлексотерапевта, то эффект такого лечения будет несколько смазан.

В каких случаях стоит обращаться к неврологу:

· у младенцев: родовые травмы, асфиксия, гипоксия, обвитие пуповиной;

· задержка речевого и психического развития;

· гиперактивность, неусидчивость, невозможность сосредоточиться;

· послетравматические неблагоприятные состояния, особенно при травмах головы, шеи, спины;

· головные боли, головокружение, тошнота, рвота;

· тики, навязчивые движения, заикания, страхи;

· радикулиты, остеохондроз, нарушение чувствительности.

ПСИХИАТР

Психиатр (иногда – психопатолог)- это тоже специалист с высшим медицинским образованием, который прошел специальную подготовку в области психических расстройств. Соответственно, область интересов врача психиатра - психические растройства, их диагностика, динамика и лечение. Психиатр сосредоточен на психических функциях человека: восприятии, памяти, мышлении, эмоциональных переживаниях, - и если эти психические функции заметно нарушаются, расстраиваются, то психиатр знает, как привести их в норму. Кроме того, психиатры занимаются лечением и психосоматических заболеваний, таких как астма, диабет, заболевания щитовидной железы, язвенная болезнь и некоторые другие. Лечит этот специалист таблетками, режимом и психотерапевтической беседой. Но в основном – таблетками и режимом (может еще, конечно, скальпелем и электрошоком, но нам с вами об этих методах думать рано). И существенным отличием психиатра от других специалистов по психическому здоровью является то, что только он имеет право использовать в лечении особые психофармакологические препараты .

Например, к психиатру обращаются родитель и ребенок с жалобами на гиперактивность, истеричность и невнимательность. Врач наблюдает за ребенком, задает ему вопросы, просит выполнить различные задания, спрашивает родителя об особенностях поведения ребенка. Психиатр может направить ребенка к неврологу и затем ознакомиться с его заключением и рекомендациями. Психиатр также может порекомендовать дополнительные аппаратные исследования для уточнения ситуации (электроэнцефалография, например). Хороший специалист обязательно обратит внимание на черты характера ребенка, его семейную среду и наследственность, учтет возрастные особенности и многие другие факторы и только потом даст оценку состояния ребенка и если необходимо, порекомендует терапевтические меры: медикаменты, общеукрепляющие средства, процедуры и режим, а также, при необходимости – работу с психологом. В ведении психиатра – решение таких вопросов, как направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе (и армейской службы, кстати), при необходимости – оформление инвалидности.

В каких случаях стоит обращаться к психиатру:

· навязчивые страхи и чрезмерная тревога;

· депрессии, длительное снижение настроения или апатия;

· чрезвычайные взлеты и падения настроения;

· заметные изменения привычного режима еды и сна;

· неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами;

· чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле);

· неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение;

· а также у взрослых и взрослеющих: мысли или разговоры о самоубийстве;

· заметное изменение личности;

· странные или грандиозные идеи;

· злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Если у вас или ваших близких продолжительное время наблюдается один, а пуще – некоторые из этих признаков, то есть повод для визита к психиатру, ведь любое заболевание легче корректируется на ранних стадиях. Хотя, конечно, из всех лекарей душ человеческих психиатр, в народном сознании, – самая демонизированная фигура. До сих пор приходится сталкиваться с представлениями о психической болезни как о «позоре», о психических больных как людях «слабоумных» и «слабовольных», «опасных» и «неизлечимых». К тому же распространено мнение, что «самодостаточный человек» может сам «взять себя в руки» и разобраться в своих моральных, эмоциональных и психологических проблемах. Однако стоит помнить: история знает немало случаев, когда подобные проблемы трансформируются в соматические болезни, а психические расстройства принимают затяжной характер. И с этим тоже приходится как-то жить и бороться.

ПСИХОЛОГ

Прежде всего, психолог – это не врач . Это специалист с высшим гуманитарным образованием , получивший подготовку в области научной и прикладной психологии . Психологи обладают значительным багажом знаний о развитии и функционировании психики, о психологии личности и психологии индивидуальных различий.

Как правило, психолог имеет специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: детская психология, социальная психология или организационная психология. Психологи в большей степени сосредоточены на проблемах в целом психически здоровых людей.

Под названием «психолог» в массовом сознании зашифровано до десятка профессий, которые зачастую имеют мало общего друг с другом. Здесь и психологическое консультирование, и психодиагностика, и психологическое тестирование (например, по профориентации), и бизнес-консультирование с коучингом, и тренинги с психологическими группами. Существуют также специалисты по теоретической психологии: академические психологи-исследователи и психологи-педагоги и преподаватели. Перечисленные представители разных психологических специальностей не могут заменять друг друга, как гинеколог без должной переподготовки не может лечить клиентам зубы.

Но когда мы собираемся к психологу по поводу своего или детского душевного нездоровья, по поводу семейных неурядиц или проблем на работе, то чаще всего мы подразумеваем именно практического консультирующего психолога. В идеале, специалист-консультант обладает не только теоретическими знаниями, но и уверенными навыками работы с клиентами. Хорошо, если психолог сам проходил психотерапию: во-первых, для того чтобы лучше понимать механизмы работы психики в кризисных ситуациях, а во-вторых, для того чтобы не пытаться за счет клиентов решать свои собственные проблемы. Психологи-консультанты помогают найти выход из кризисной ситуации, поверить в свои силы, найти внутренние резервы, выйти из депрессии. В зависимости от сложности проблемы, от состояния клиента, от техники, в которой работает психолог, речь может идти как о краткосрочном консультировании, рассчитанном на одну или две встречи, так и о длительной терапии протяженностью от нескольких недель до нескольких месяцев, а то и лет.

В каких случаях стоит обращаться к психологу:

· неудовлетворенность собой и своей жизнью;

· депрессия;

· отсутствие понимания с близкими людьми;

· расставание, развод или другие кризисные ситуации в личной жизни и на работе;

· у детей – в том числе для диагностики и коррекции познавательной сферы (внимание, мышление, память, воображение) – при задержке речевого и психического развития, трудностях в обучении, для диагностики готовности ребенка к школе;

· страхи, тревожность;

· энурез, тики, заикание;

· психосоматические заболевания (если вы заметили, что у ребенка при стрессах обостряются хронические заболевания – астма, язва, нейродермит);

· проблемы в общении со взрослыми и ровесниками;

· агрессия, гиперактивность;

· если ребенок пережил сексуальное, физическое или психологическое насилие;

· после травмы (смерть близкого человека, развод родителей, операция, ДТП и проч.)

НЕЙРОПСИХОЛОГ

Скажем пару слов о нейропсихологах, которые могут оказать действенную помощь многим детям. Это специалисты, владеющие особым методом диагностики и коррекции трудностей в учебе и проблем в поведении. Нейропсихологи говорят, что психические процессы (внимание, мышление, память и др.) связаны с определенными отделами головного мозга. И у нейропсихологов разработаны особые упражнения, которые помогают доразвить или скорректировать нужные отделы мозга, чтобы тем самым повлиять на поведение желаемым образом. Например, для снятия гиперактивности и бОльшей концентрации внимания ребенку 8-ми лет нейропсихолог назначает такую гимнастику: в течение двух недель по пять минут в день лежать смирно, высунув язык, дышать животом на счет, шевелить конечностями и вращать глазами. Все это – под руководством нейропсихолога. Детям нравится:) Нейропсихолог помогает спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, а также правильно построить коррекционную работу.

В каких случаях стоит обращаться к нейропсихологу:

· трудности в обучении;

· проблемы поведения, гиперактивность;

· задержки речевого и психического развития;

· дисгармоничное развитие (допустим, с памятью и мышлением все в порядке, а вот волевая сфера и контроль за поведением оставляет желать лучшего);

· родовые травмы, минимальные мозговые дисфункции.

ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевтом в нашей стране имеет право называться только специалист с высшим медицинским образованием, то есть, врач. Который в дополнение к своему врачебному диплому прошел специализацию по психотерапии, то есть, этот врач обязан владеть методами психотерапевтической работы с пациентом. Например, очень часто психотерапевтическими методиками овладевает психиатр, тогда он говорит о себе как о психиатре-психотерапевте.. Методов психотерапевтической работы множество: эриксоновский транс, гештальт-терапия, НЛП, трансперсональная терапия, телесно-ориентированная терапия… В ходе психотерапевтического взаимодействия пациент имеет возможность более объективно рассмотреть свою душевную проблему, обратиться к своим внутренним ресурсам, пережить "забытые" переживания, получить поддержку.

Порой психотерапевтами называют себя психологи, которые также владеют определенными психотерапевтическими техниками, и в каком-то смысле это оправдано, хоть и некорректно с официальных позиций. Однако практикующий психолог не является врачом, следовательно, при необходимости он не может назначить клиенту лекарства (те же антидепрессанты в случаях выраженной клинической депрессии или успокаивающие средства при панических атаках и фобиях). На практике, при работе с относительно здоровыми людьми, разницы между хорошим врачом психотерапевтом-психологом и хорошим врачом психотерапевтом-психиатром может и не быть. Когда же речь идет о серьезных психических заболеваниях, то лучше сочетать психиатрическую и психотерапевтическую помощь. В некоторых случаях бывает эффективно, когда и то, и другое лечение осуществляет один врач психотерапевт, в других случаях лучше разделять эти два вида помощи между двумя разными специалистами.

В каких случаях стоит обращаться к психотерапевту:

· депрессия, апатия;

· неудовлетворенность жизнью и недовольство собой;

· жизненные проблемы и потрясения;

· тревожные состояния и навязчивые страхи;

· панические расстройства;

· вялость, раздражительность, упадок сил;

· психосоматические заболевания (обострения хронических болезней при стрессах).

Как видите, разграничить профессиональные сферы всех перечисленных специалистов довольно сложно: существуют психологи-психотерапевты, психиатры-психотерапевты, практикующие психологи разных направлений… И чтобы не запутаться, можно следовать простому правилу: если в вашем поле зрения есть врачеватель душ, в компетентности которого вы уверены, то обращайтесь смело к нему – будь то невролог или психолог. А он уже, если это будет нужно, перенаправит вас к другим специалистам – возможно, адресно.

А мы пожелаем ю-мамовцам развесистого душевного здоровья и сил для преодоления любых житейских передряг!

За последние десятилетия во всем мире увеличилось количество детей с расстройствами психологического развития. Многие родители воспринимают это как “проблемы возрастного периода“ и пускают все на самотек, потому что у многих до сих пор присутствует боязнь психиатров.

Но при этом мало кто задумывается о том, что своевременное обнаружение проблемы увеличивает шансы на счастливое от нее избавление. Смотри, какие особенности поведения ребенка говорят о том, что вам нужно записаться на прием:

1. Отсутствует или запаздывает развитие речи

В норме первые слова у детей появляются в год-полтора, а простые предложения – в полтора-два. Если у ребенка не так, надо идти к специалисту и искать причину.Бывает и наоборот, когда первые слова появляются к 6-10 месяцам, а потом к полутора-двум годам исчезают, или приостанавливается развитие речи. Теряется интерес к игрушкам, книжкам, общению. Родители часто пропускают этот момент, а ведь речь у детей формируется только до 5 дет.

2. Особенные игры в раннем детском периоде

Нормальная игра – это стук, бросание, кусание. Аномальная игра – это кручение, вращение игрушек или предметов. Ученые открыли, что малыши до года в норме предпочитают мягкие игрушки. Дети с аутистическим спектром развития предпочитают твердые игрушки, которые выбирают сами без помощи родителей.

3. Игры с упорядочиванием предметов

Дети с расстройствами аутистического спектра выстраивают предметы или игрушки в цепочку или башню. В горизонтальную или вертикальную. Они делают это спонтанно. При этом обычно систематизируют их по размеру, цвету и форме (треугольники, квадраты, круги).

4. Отсутствие или недостаточная реакция на свое имя, человеческую речь

Симптомом аутистического расстройства может быть, когда ребенок не тянет ручки к маме, когда она хочет взять его с кроватки, не следит за родителями.

5. Бег или ходьба по кругу

Дети с расстройством аутистического развития периодически ходят на цыпочках, бегают по кругу, кружатся на месте или у них наблюдается маятникообразный бег туда-сюда. Тут не важна частота, потому что говорят “он делает, но редко“, а важен сам факт. Надо сразу начинать искать причину, бить тревогу, потому что обычно там не только этот признак, есть и другие. У большинства детей с возрастом часть симптомов уходит, часть видоизменяется.

6. Манипулирование рукой взрослых

Ребенок берет руку и использует ее как инструмент, чтобы с ее помощью что-то достали, дали ему или сделали. При этом дети не используют речь и жесты. На самом деле, использование руки как инструмента – это тоже симптом аутизма в раннем возрасте, который со временем может исчезнуть.

7. Гримасы

Ребенок как бы прищуривается, гримасничает перед зеркалом, Чаще всего он это делает в то время, когда он находится в стрессе или расстроен.

8. Избирательность в еде

Это состояние, когда ребенок избегает каких-то видов продуктов, которые ему необходимы, либо по цвету, либо по текстуре, либо по запаху. Часто они не любят жесткое мясо, рыбу, не едят красные или оранжевые фрукты или овощи. Это тоже признаки аутистического спектра развития. Для их преодоления нужно ребенка вовлекать в процесс покупки, приготовления пищи, но делать все это очень постепенно.

9. Чрезмерная или пониженная чувствительность к громким звукам, яркому свету, резким запахам, прикосновениям

Такие малыши остро реагируют на громкие звуки, закрывают уши, нюхают предметы или еду, не любят этикетки на одежде, колючие вещи. Также дети с аутистическими расстройствами не любят мыть голову, стричь волосы и ногти.

10. Проблемы с общением

Такие дети не могут найти общий язык со сверстниками. На улице такой ребенок рядом с детьми, но не вместе с ними. Он наблюдает и пытается общаться, хочет познакомиться, но не знает как. Эти дети предпочитают играть с более старшими детьми, чаще с девочками, которые более терпимы, не прогоняют его, берут в группу и опекают. Либо предпочитает общаться со взрослыми, а с детьми вообще не общается.

11. Не проявляют интерес к игрушкам

Дети интересуются не игрушками, а неигровыми материалами: инструментами, кухонной посудой, пластиковыми бутылками, дверями, шкафами, любят кнопки, пульты, флаконы от духов, включают – выключают свет, переливают воду.

12. Упрямство, негативизм и сопротивление любым изменениям

Любое изменение в привычном режиме, даже небольшое, вызывает у них стресс и ухудшение психического состояния (становятся капризными, плаксивыми, возбудимыми, отказываются подчиняться). Например, при смене одежды при резких изменениях погоды или при внезапной отмене запланированных мероприятий таких как поход в кино, цирк, в гости. С таким ребенком, когда надо идти на детскую площадку, всегда приходится ходить по одной и той же дороге. Психиатр - это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечением психических расстройств. Психическое расстройство - это группа симптомов и изменение поведения, обусловленные нарушением деятельности психики и вызывающие у человека душевные страдания.

Все специалисты, в названии профессии которых имеется частичка «психо», занимаются изучением и устранением душевной дисгармонии. С точки зрения психиатров за душевное равновесие человека ответственен его мозг, однако, в отличие от неврологов, психиатры смотрят на мозг не как на орган, где есть свои отделы, регулирующие другие органы, а как на анализатор реальности.

Раздел медицины, который изучает психиатр, называется «Психиатрия», что переводится с греческого как «лечение души» (psyche - душа, iatreia - лечение ). Эта область медицины является общей для психиатра и психотерапевта. Однако психотерапевт занимается теми проблемами, которые могут быть решены с помощью психотерапии - одного из направлений в лечении психических расстройств (включает немедикаментозные методы ).

К психотерапевту обращаются в тех случаях, когда больной полностью сознает свое состояние как нарушение и может сознательно его контролировать. Психиатр же занимается лечением тяжелых нарушений психики, которые опасны как для больного, так и для окружающих его людей и требуют применения медикаментозных препаратов.

Важно знать, что психиатр может быть одновременно психотерапевтом, то есть применять методы психотерапии в лечении болезней.

Существуют еще два специалиста, которые занимаются психикой человека - это психоаналитик и психолог. Они отличаются от психиатра и психотерапевта, в первую очередь, тем, что имеют высшее гуманитарное образование (психологическое, реже - педагогическое ), то есть не являются врачами. Психоаналитик использует как метод лечения психоанализ, то есть он «лечит словом», разговаривая с человеком и анализируя причины психических нарушений. Психолог же разбирает проблемы во взаимоотношениях между людьми, учит общению с самим собой и с окружающим миром.

Среди психиатров можно встретить следующих узких специалистов:

  • психиатр-нарколог - врач, лечащий больных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией (все виды зависимости проявляются теми или иными расстройствами психики );
  • детский психиатр - занимается отклонениями в психическом развитии и другими расстройствами у детей (например, аутизм );
  • подростковый психиатр - лечит проблемы с психикой, которые возникают или начинают проявляться в подростковом возрасте;
  • психиатр-геронтолог - занимается нарушением психики у пожилых людей;
  • психиатр-криминалист - изучает психическое состояние людей, которые совершили преступление;
  • психиатр-суицидолог - работает с пациентами, у которых наблюдается склонность к самоубийству или возникают мысли о нем;
  • психиатр-сомнолог - занимается психическими расстройствами, которые проявляются нарушением сна ;
  • психоневролог - невролог, который лечит болезни мозга, вызывающие психические расстройства;
  • врач-эпилептолог - это психиатр или невролог, который занимается углубленным изучением, диагностикой и лечением эпилепсии .
Психиатр работает в следующих учреждениях:
  • психиатрические клиники;
  • психоневрологические диспансеры;
  • наркологические диспансеры;
  • поликлиники;
  • научно-исследовательские центры.

Чем занимается психиатр?

Психиатр занимается выявлением, лечением и профилактикой нарушений психики. Психика - это свойство мозга отражать действительность или реальность, то есть способность человека пропускать через свои эмоции и сознание все происходящее вокруг. Посредством психического восприятия человек взаимодействует с внешним миром. Если взаимодействие с миром нарушается, то возникают психические расстройства. В то же время, некоторые врожденные и наследственные состояния (слабоумие, расстройства личности ) не дают возможности полноценно взаимодействовать с окружающим человека миром.

Психику составляют следующие процессы:

  • познание - способность воспринимать окружающий мир (с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания ), мыслить и запоминать;
  • эмоции - отношение к окружающему миру и тому, что происходит вокруг;
  • волевые процессы - включают желания человека, мимику, внимание и другие процессы, которые составляют поведение человека.
В настоящее время в психиатрии вместо терминов «болезнь» и «заболевание» используют понятие «психическое расстройство». Статус болезни сохранили за собой те патологии, которые наиболее изучены и развиваются вследствие структурных изменений в органе, который отвечает за психику человека, то есть в головном мозге (врачи называют такие патологии органическими ).

В англоязычной литературе психическое расстройство обозначается как «mental disorder» - ментальное нарушение, а «ментальный» означает «производимый в уме». Таким образом, получается, что на западе психическое расстройство приравнивается к расстройству умственной деятельности, а не душевного равновесия. Однако ум - понятие чисто интеллектуальное, а душа - философское. Вот почему, когда нарушается психическая деятельность, трудно объяснить что именно и где «болит», (раньше говорили, что человек лишился ума или, что у человека «болит душа» ).

Психиатры разделяют психические расстройства по их типу, то есть, учитывают их глубину, связь со стрессом , степень расстройства личности, изменение поведения и способность жить в обществе.

Все психические расстройства можно разделить на следующие три группы:

  • Пограничные расстройства - неврозы и расстройства личности. При этих состояниях человек способен нормально жить в обществе, он не теряет самосознания, то есть способности оценивать себя и свое состояние, причем причина таких расстройств связана со стрессом, а симптомы выражены слабо.
  • Психотические расстройства - включают три тяжелые и наиболее изученные патологии психики, а именно шизофрению , эпилепсию и аффективные расстройства. Эти болезни нарушают способность человека оценивать себя, контролировать свое поведением, при этом человек становится опасным для общества, если его работа связана с жизнью других людей. Такие расстройства мало зависят от стресса, а симптомы выражено ярко и четко.
  • Деменция (слабоумие ) и олигофрения (умственная отсталость ) - расстройства, которые характеризуются невозможностью человека обучаться новому или утратой этой способности, при этом нарушается социальная адаптация. Стресс не является причиной этих расстройств, основная роль принадлежит структурному поражению мозга или его врожденным (генетически обусловленным ) недоразвитием.
Пограничными расстройствами занимаются как психиатры, так и психотерапевты, психотическими расстройствами - психиатры, а деменцией и олигофренией - психиатры и невропатологи (психоневрологи ).

В обязанности психиатра входит:

  • выявление лиц с психическими отклонениями;
  • выявление здоровых лиц, у которых имеются факторы риска развития психических расстройств;
  • точная диагностика психического расстройства и выявление его причины;
  • назначение лечения, ведение и реабилитация больных с расстройствами психики;
  • проведение медицинского освидетельствования (оценка дееспособности и психического здоровья );
  • профилактические осмотры отдельных групп населения (учащихся, пожилых людей, работающих на производстве с вредными веществами, военных );
  • госпитализация особо тяжелых пациентов (в добровольном или принудительном порядке ).
Психиатр лечит следующие психические расстройства:
  • невротические расстройства (невроз );
  • психопатии (расстройства личности );
  • психомоторные расстройства;
  • помрачнение сознания;
  • нарушение памяти;
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • аффективные расстройства настроения (мания , депрессия );
  • маниакально-депрессивный синдром;
  • циклотимия;
  • деменция (слабоумие );
  • олигофрении (психическое недоразвитие );
  • аутизм;
  • нарушение сна.
Психиатр также занимается психическими расстройствами при следующих болезнях:
  • болезни внутренних органов (соматические болезни );
  • алкоголизм;
  • наркомании и токсикомании;
  • инфекционные заболевания;
  • инфекция головного мозга;
  • интоксикации лекарствами или промышленными ядами;
  • черепно-мозговые травмы ;
  • опухоли головного мозга.

Невроз (невротические расстройства )

Неврозы (психогенные заболевания, психогении ) - это группа расстройств психики, при которых мозг структурно не поражен, но функционирует в состоянии возбуждения из-за того, что психика не может адаптироваться к новым условиям взаимодействия с внешним миром. Симптомы невротических расстройств напоминают таковые при лихорадке (потливость , дрожь, сердцебиение и другие проявления ) или при расстройстве функции какого-либо органа (понос , аритмии , нарушение зрения и другое ).

Невроз имеет следующие основные критерии:

  • начинается под воздействием психической травмы;
  • проявляется вегетативными симптомами (нарушение функции внутренних органов );
  • исчезновение симптомов при устранении психотравмы.
В целом невротические расстройства находятся в сфере деятельности психотерапевта, нежели психиатра, хотя последний также может заниматься их лечением при выраженных расстройствах психики.

К неврозу относятся следующие синдромы:

  • синдромы навязчивых состояний - тревожно-фобический синдром, обсессивно-конвульсивный синдром, панический синдром;
  • истерические синдромы - припадки, расстройства ощущений и боли (сенестопатии ), речевые расстройства (заикание ) и симптомы, возникающие при заболеваниях внутренних органов.

Психоз

Психоз - это неспособность отличить реальность от ощущения, которые кажутся реальными (это главное отличие психоза от невроза ). Психоз не является самостоятельным заболеванием, это часть проявлений других психических расстройств.

При психозе у больного наблюдаются следующие характерные явления:

  • галлюцинации - ощущение того, чего не существует в реальности (звуки, образы и так далее );
  • бред - неправильные выводы и рассуждения больного, в которые он верит.

Психомоторные расстройства

Психомоторные расстройства - это расстройства движений, которые вызваны возбужденной или угнетенной психикой.

К психомоторным расстройствам относятся:

  • гипокинезии - замедление движений или их малое количество;
  • ступор - обездвиженность, которая проявляется отсутствием движений, мыслей и речи, при этом все эти функции не утрачены;
  • кататония - мышечные спазмы и различные активные движения больного, которые часто бывают непроизвольными, выглядят неестественно и возникают на фоне перевозбуждения психики;
  • припадок - приступ потери сознания с судорогами .

Шизофрения

Шизофрения - это хроническое расстройство психики (психоз ), при котором происходит ее раскол, то есть связь между разными функциями психики разрывается. При этом личность больного изменяется, он становится агрессивным, патологически замкнутым (аутизм ), почти лишенным эмоций, в то же время, появляются галлюцинации , бред.

Аутизм

Аутизм - это психическое расстройство, которое проявляется в возрасте до 3 лет. Аутизм может возникать при различных психических патологиях, при этом психиатры лечат каждый синдром отдельно.

Для аутизма характерны следующие проявления:

  • ограничение общения - нарушение процессов общения с другими людьми, больные избегают зрительного контакта, прикосновений;
  • стереотипные движения - постоянно повторяющиеся бесцельные движения различными частями тела;
  • склонность к однообразию - больной расставляет предметы строго определенным образом, сопротивляется любым изменениям привычных для него вещей;
  • ограничение интересов - интересы больного могут ограничиваться только одним занятием (одной и той же игрой или музыкой );
  • аутоагрессия - действия больного опасны для него же, например, ребенок может себя кусать;
  • низкий интеллект - изменения интеллекта могут быть выражены в разной степени.

Эпилепсия

Эпилепсия - это хроническое заболевание головного мозга, при котором наблюдаются спонтанные, то есть ничем не спровоцированные, судорожные приступы. Однако наличие судорог - это необязательно эпилепсия, как и приступ эпилепсии - это необязательно судороги. Эпилепсия может проявиться другими явлениями, например, подергиванием мышц, причмокиванием, зрительными галлюцинациями, изменением поведения и непонятными, неосознанными поступками.

В связи с многообразием симптомов и частыми спорами между психиатрами и неврологами о том, кто должен лечить эпилепсию, возникли специалисты эпилептологи, которые занимаются лечением конкретно эпилепсии. Эпилептологом может быть как психиатр, так и невролог. Важно, чтобы данный специалист хорошо разбирался одновременно и в психиатрии, и в неврологии.

Расстройство личности (психопатии )

Психопатии - это патология психики, при которой возникает расстройство личности человека и формируется дисгармоничный характер.

Психопатия не считается болезнью, это врожденное недоразвитие психики, которая не умеет что-то, например, сострадать, обижаться или прощать, при этом человек практически не способен этому научиться.

От психопатий отличаются так называемые акцентуированные личности, при которых характер человека имеет патологическую направленность (акцент ), но это еще не расстройство, ее можно устранить воспитанием или самовоспитанием. Если же выраженное расстройство личности носит приобретенный характер, то такое состояние обозначается как психогенное развитие личности.

Аффективные расстройства

Аффект - это эмоциональная реакция, которая плохо подается контролю и отражается в поведении человека, в отличие от настроения, которое можно скрыть и вести себя несоответственно переживаниям. Аффективные расстройства настроения - это нарушение эмоционального состояния человека в виде патологической, неадекватно сильной реакции или, наоборот, в виде отсутствия реакции на событие.

Депрессия

Депрессия - это синдром, который относится к аффективным расстройствам и обусловлен угнетением психической деятельности.

Для депрессии характерно сочетание следующих трех симптомов:

  • тоска;
  • замедленный темп мышления (заторможенность );
  • замедление и уменьшение двигательной активности.

Маниакальный синдром

Маниакальный синдром - это полная противоположность депрессии, возникает из-за перевозбуждения психики.

Для маниакального синдрома характерны следующие симптомы:

  • неадекватное и чрезмерно хорошее настроение;
  • быстрая речь и активная жестикуляция;
  • быстрое переключение мыслей по возникшим ассоциациям;
  • склонность переоценивать свои возможности (мания «величия» );
  • стремление к активным, экстремальным, часто опасным для жизни действиям.

Маниакально-депрессивный психоз или биполярное аффективное расстройства - это синдром, который характеризуется чередованием периодов депрессии и мании.

Циклотимия

Циклотимия (циклос - круг, тимос - душа ) - это слабо выраженная форма маниакально-депрессивного психоза.

Нарушение памяти

Память - это способность накапливать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Само по себе нарушение памяти является лишь симптомом, который может сочетаться с другими психическими расстройствами (шизофрения, эпилепсия, невроз, психоз ).

Нарушение памяти может проявляться:

  • спонтанным наплывом воспоминаний (гипермнезия );
  • ухудшением памяти (гипомнезия );
  • выпадением отдельных фрагментов из памяти (амнезия );
  • искажением имеющихся воспоминаний (парамнезии ).

Помрачнение сознания

Сознание - это способность психики концентрировать внимание, ориентироваться во времени и пространстве, а также сознавать свое «Я». Человек в ясном сознании может правильно ответить на вопросы «кто вы?», «где вы находитесь?», «какая сегодня дата?». Чем объективнее психика отражает реальность, тем яснее сознание человека.

Помрачнение сознания может проявляться следующими синдромами:

  • делирий (бред ) - нарушение ориентировки во времени и месте, при этом возникают бред и галлюцинации, больной испытывают тревогу или страх;
  • онейроид (сновидение ) - у больного наблюдается двойная ориентировка во времени, пространстве и собственной личности, он бредит, рассказывая фантастические вещи, испытывая восторг от галлюцинаций;
  • аменция (безумие ) - больной полностью дезориентирован в пространстве, во времени и в собственной личности, возникает спутанность или растерянность, «выскакивают» бредовые идеи, настроение изменчивое.
При всех видах помрачнения сознания у больного наблюдается амнезия, то есть больной не помнит или плохо помнит период нарушения сознания.

Нарушение сна

Нарушение сна может проявляться невозможностью уснуть, коротким сном (человек просыпается среди ночи ) или постоянной сонливостью. Сон нарушается при многих психических расстройствах. Нарушение сна редко рассматривается как патология без причины, то есть первичная болезнь. В зависимости от основной болезни нарушением сна могут заниматься как психиатры и психотерапевты, так и неврологи.

Особым видом нарушения сна является лунатизм (сомнамбулизм ) или снохождение. Сам сон при этой болезни не нарушается, человек крепко спит во время ночных прогулок, однако причины, по которым мозг «спит», а тело бодрствует, также рассматриваются специалистами, которые изучают деятельность мозга.

Умственная отсталость

Умственная отсталость или олигофрения - это врожденное или приобретенное до 3 лет психическое недоразвитие. При этом страдает функция интеллекта (IQ ).

Психическое недоразвитие проявляется:

  • нарушением речи;
  • нарушением интеллекта (мышления );
  • способность к самообслуживанию;
  • способность обучаться новому.

Деменция

Деменцией называется приобретенное слабоумие, возникающее во взрослом возрасте при тяжелых заболеваниях головного мозга, нарушающих его структуру (такие болезни называются органическими ).

Симптомами деменции являются:

  • ухудшение памяти, особенно запоминание нового;
  • слабая критика собственного поведения;
  • нарушение процесса мышления, в том числе нарушение способности обрабатывать полученную информацию;
  • отсутствие признаков нарушения сознания;
  • возможны галлюцинации, бред.

Деменцию лечат как психиатры, так и неврологи. Психиатры занимаются больными деменцией, если не первый план выступают симптомы психических расстройств (галлюцинации, бредовые мысли ). Невролог лечит те случаи, когда болезнь связана с нарушением мозгового кровообращения, перенесенной инфекцией и другими структурными изменениями головного мозга.

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера - это вариант деменции, который имеет более конкретную причину. Психические расстройства при болезни Альцгеймера возникают вследствие амилоидоза . Амилоидоз - это болезнь, которая поражает многие органы, при этом в них образуется и накапливается особый вид белка , амилоид, постепенно разрушающий клетки.

Для болезни Альцгеймера характерны периодически возникающие кратковременные эпизоды потери памяти. Больной может «забыться», выйти из дома, пойти в непонятном направлении, не помня своего имени, адреса, года рождения. После таких эпизодов память вновь возвращается, однако болезнь прогрессирует.

Болезнь Паркинсона

Болезнь Паркинсона - неврологическое заболевание, лечением которого занимается невролог, однако, в связи с тем, что при данной патологии часто развивается деменция и некоторые другие психические расстройства (психоз ), психиатры активно участвуют в ее лечении. Кроме того, некоторые препараты (нейролептики ), назначаемые психиатром, оказывают побочные эффекты, которые напоминают болезнь Паркинсона. Основной симптом болезни Паркинсона - это тремор или дрожание разных частей тела и застывание в одной позе.

Как проходит прием психиатра?

Прием у психиатра мало чем отличается от приема врачей других специальностей, однако имеет свои особенности. Психиатр проводит комплексное обследование пациента. Это позволяет установить не только наличие расстройств поведения или эмоционального состояния, но и связь симптомов с каким-либо другим заболеванием.

Прием психиатра проходит в несколько этапов. Для установки диагноза используются клинические и параклинические методы диагностики. К клиническим методам относятся опрос пациента и его осмотр (то есть те методы, которые проводятся самим врачом ), а к параклиническим - патопсихологические, инструментальные и лабораторные исследования. Клинические методы являются основными, а параклинические - вспомогательными.

Обследование у психиатра включает следующие этапы:

  • Беседа с пациентом. Психиатрическое обследование - это, в первую очередь, разговор с пациентом. Психиатр задает человеку вопросы о нем самом, об окружающем мире, параллельно наблюдая за его реакцией и поведением. Разговор между психиатром и пациентом обязательно проходит отдельно от его родственников. Цель расспроса - выяснить наличие или отсутствие симптомов психических расстройств и оценка их тяжести.
  • Сбор анамнеза - это сбор данных о жизни и состоянии здоровья человека. Психиатрический анамнез бывает субъективным (описанным со слов больного ) и объективным (версия родственников и близких о состоянии больного ). Цель сбора данных - обозначить время начала заболевания, выяснить изменение в поведении и характере больного, установить предположительную причину расстройств (стресс, наследственные болезни, приобретенные болезни и другое ).
  • Соматический осмотр - это общий осмотр, который включает оценку телосложения, кожи и слизистых, выслушивание легких и сердца , ощупывание живота и другие исследования, которые проводит врач общей практики. Цель такого осмотра - выявить характерные внешние признаки соматических болезней, то есть болезней внутренних органов (к соматическим болезням относятся все болезни кроме психических расстройств и заболеваний половых органов ). Казалось бы, болезни внутренних органов не должны интересовать психиатра, однако это не так. Известное сегодня выражение «все болезни от нервов» отражает только одну сторону медали. Дело в том, что взаимосвязь внутренних органов и психики - это улица с двухсторонним движением. Нарушение функции любого органа отражается на работе мозга, особенно если «сбой» приводит к накоплению в организме токсических веществ. Поэтому важно выяснить какое расстройство возникло раньше.
  • Неврологическое обследование - включает исследование рефлексов, реакцию зрачка на свет, выявление нарушений равновесия, чувствительности и двигательной функции мышц. Также психиатр оценивает речь и слух больного. Цель неврологического обследования - выявить или исключить структурное изменение в головном мозге как причину психических расстройств (опухоль, инсульт , кровоизлияние ), а также болезни, которые вызывают полинейропатии, то есть поражение многих или всех нервных волокон в организме (алкоголизм, сахарный диабет ).
  • Патопсихологические методы диагностики представляют собой психологические тесты (картинки, задания ) или опросники (сборник вопросов ), которые позволяют выявить патологию психики.

Во время осмотра психиатр обращает внимание на следующие особенности поведения:
  • мимика;
  • поза;
  • жесты;
  • движения рук и ног;
  • теребление волос;
  • нервные тики;
  • дрожь;
  • подергивания;
  • речь;
  • опрятность;
  • настроение;
  • склонность говорить о самоубийстве.
С помощью психиатрического осмотра и патопсихологических тестов психиатр определяет следующее:
  • тип личности - приобретенные свойства психики или характер человека;
  • конституциональную предрасположенность - темперамент (врожденное свойство характера ), который определяет склонность человека к тем или иным расстройствам психики;
  • психическое состояние - описание каждой функции психики (восприятие, эмоции, память и другие );
  • опасность поведения - риск причинить себе или окружающим вред.
При описании психического состояния психиатр использует понятие «уровень психического расстройства». Это значит, что одно и то же расстройство может протекать со слабо выраженными или ярок выраженными проявлениями.

Уровень психических расстройств

Показатель Невротический уровень (непсихотический ) Психотический уровень
Оценка событий и ситуации
(понимание реальности )
Сохранена, человек может оценить свое состояние, понимает, что у него имеется расстройство, а также в состоянии помочь себе. Нарушена, человек не понимает, что болен и не способен себе помочь.
Поведение Адекватное, неопасно для окружающих. Неадекватное, антиобщественное.
Критика Сохранена, но может быть изменена (повышенная самокритика ). Отсутствует (некритичность ).
Контроль над эмоциями и поведением Сохранен, но ограничен (зависит от ситуации ). Нарушен (отсутствует ).
Возникновение «новых» явлений
(галлюцинации, бред )
Обычно отсутствуют. Имеются.

Важно знать, что невроз и невротический уровень расстройства (как и психоз и психотический уровень расстройства ) не являются синонимами. Невроз может протекать тяжело, то есть с психотическим уровнем, а психоз может иметь слабые симптомы невротического уровня. Проще говоря, уровень психического расстройства отражает выраженность симптомов. Если симптомы выражены слабо - это невротический уровень, а если сильно - психотический.

На прием к психиатру могут направить и здоровых людей, чтобы исключить у них психические расстройства. Такой осмотр называется психиатрическим освидетельствованием.

Психиатра нужно «пройти» в следующих случаях:

  • получение водительских прав;
  • разрешение на ношение оружия;
  • трудоустройство;
  • профилактический осмотр у детей первого года жизни;
  • при приеме ребенка в детский сад, школу;
  • при поступлении в высшее учебное заведение;
  • для оценки годности призванных пройти военную службу.

С какими проблемами обращаются к психиатру?

Симптомы психических расстройств может обнаружить у себя практически здоровый человек. В понятие «здоровье» входит не только отсутствие болезней, но и психически комфортное состояние человека, то есть отсутствие тяжелых душевных переживаний, которые заставляют его страдать. Так как психическое здоровье может быть нарушено поверхностно и глубоко, то психиатрия условно поделилась на большую и малую. Малая психиатрия включает расстройства психики, при которых человек в состоянии себя контролировать и помочь себе. Эти расстройства принято лечить у психотерапевта или у врача-психиатра, который использует в своей практике методы психотерапии. «Большая» психиатрия занимается лечением более глубоких нарушений психики.

К «большой» психиатрии относятся патологии, при которых имеется как минимум один из следующих признаков:

  • нарушение связи с реальностью - человек не понимает, где он находится, какой сейчас год (может представить свою версию реальности );
  • нарушение самосознания - человек перестает осознавать свое «Я» и может заявить, что он, к примеру, кошка;
  • «плюс-симптоматика» - это «новые» явления, представляющие собой продукты больной психики, например, галлюцинации, бред или двигательное расстройство (психиатр называет такие симптомы позитивными или продуктивными );
  • «минус-симптоматика» - выпадение функций психики, например, ухудшение памяти или слабоумие (психиатры обозначают такие симптомы как негативные или дефицитарные ).

Патологии, с которыми следует обратиться к психиатру

Патология Основные причины Методика лечения патологии
Невротические расстройства
(истерика, страхи, навязчивые мысли )
  • психоэмоциональная перегрузка;
  • психическая травма;
  • невыраженные эмоции;
  • конституциональная предрасположенность.
  • психотропные (воздействующие на психику ) препараты;
  • психотерапия.
Психозы
(галлюцинации, бред )
  • психотропные препараты;
  • электросудорожная терапия;
  • психотерапия.
Расстройства личности
  • психотерапия;
  • психотропные препараты.
Шизофрения
  • «медленные» инфекции головного мозга, вызванные прионами (белковые инфекционные частицы );
  • наркотическая зависимость (курение марихуаны ).
  • психотропные препараты;
  • электросудорожная терапия;
  • инсулиновая терапия;
  • психотерапия.
Аффективные расстройства
(депрессия, маниакальное состояние )
  • генетические причины;
  • избыток или дефицит гормонов, обусловленный нарушением нервной регуляции их образования (нейроэндокринные расстройства );
  • истощение механизмов преодоления стресса при частых психоэмоциональных переживаниях;
  • алкоголизм;
  • наркотическая зависимость и токсикомания;
  • тяжелые истощающие болезни внутренних органов.
  • психотропные препараты;
  • электросудорожная терапия;
  • инсулиновая терапия;
  • стимуляция блуждающего нерва
  • психотерапия;
  • психохирургия.
Психомоторные расстройства
(двигательно-эмоциональные нарушения )
  • стресс;
  • инфекции;
  • интоксикации;
  • черепно-мозговые травмы;
  • алкоголизм;
  • употребление наркотиков и токсикомании.
  • психотропные препараты;
  • психотерапия.
Помрачнение сознания
  • наркотическая зависимость;
  • алкоголизм;
  • черепно-мозговая травма;
  • инфекции;
  • интоксикация.
  • дезинтоксикация;
  • психотропные препараты.
Нарушение памяти
  • наркотическое опьянение;
  • алкогольное опьянение;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильный стресс;
  • поражение головного мозга.
  • ноотропы.
Эпилепсия
  • наследственная предрасположенность;
  • каналопатии - нестабильность ионных каналов нервных клеток, которые обеспечивают процесс передачи нервных импульсов;
  • опухоли мозга;
  • травмы головного мозга;
  • нейроинфекции.
Олигофрении
  • наследственные болезни;
  • поражение мозга плода во время беременности ;
  • инфекции и черепно-мозговые травмы у детей до 3 лет.
  • психотерапия;
  • ноотропы.
Деменция
  • травма головного мозга;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • опухоли головного мозга;
  • инфекции;
  • наследственное заболевание;
  • амилоидоз (отложение особого белка амилоида в мозге, который вызывает разрушение нейронов ).
  • психотропные препараты;
  • хирургическое лечение (проводится нейрохирургами ).
Аутизм
  • психотерапия;
  • психотропные препараты.
Нарушение сна
  • физический и эмоциональный стресс;
  • алкоголизм;
  • наркотическая зависимость;
  • инфекционные болезни;
  • болезни внутренних органов;
  • поражение сосудов головного мозга;
  • поражение головного мозга.
  • психотропные препараты;
  • психотерапия.

Диагноз, который ставит психиатр, складывается из основных синдромов. Например, при наличии галлюцинаций и депрессии ставится диагноз «депрессивно-галлюцинаторный синдром». И таких вариантов много.

Какие исследования проводит психиатр?

Врач-психиатр назначает инструментальные и лабораторные методы исследования не столько с целью поставить диагноз, а для того чтобы выяснить причину расстройств психики. Психическое расстройство может иметь функциональные причины, когда функция органа страдает, но его структура остается без изменений, и органические причины, при которых повреждается ткань мозга.

Если обнаружены органические изменения мозга, то лечение психических расстройств проводится параллельно с попыткой устранить их причину. Кроме того, важно помнить, что психическое расстройство может быть проявлением другого заболевания, например, болезней внутренних органов, инфекционных болезней. В большинстве случаев, однако, никаких серьезных изменений в мозге или другой «объективной» причины обнаружить не удается, и тогда психиатр начинает лечить проявление болезни, то есть ее симптомы.

Исследования, которые назначает психиатр

Исследование Какие патологии выявляет? Как проводится?
Инструментальные методы исследования
Электроэнцефалография
(ЭЭГ )
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • токсикомания (прием транквилизаторов );
  • сосудистые болезни головного мозга (инсульт );
  • нарушение метаболизма головного мозга (метаболическая энцефалопатия );
  • деменция;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • повышение .
На кожу головы накладывают активные электроды, прикрепленные к шапочке, которые регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга в виде волн разной амплитуды. Неактивные электроды (для сравнения данных ) помещают на мочках ушей. Для выявления эпилепсии электрод можно вводить через нос. Чтобы выявить скрытые нарушения проводятся нагрузочные пробы - больному дают выпить лекарство, включают вспышки света, звуки, предлагают выполнить задачи. Иногда исследование проводят во время сна или в течение суток (ЭЭГ-мониторинг ). Особой подготовки процедура не требует. Волосы должны быть чистыми, без лака или гелей для волос. Перед процедурой обычно отменяют препараты, которые могут повлиять на результаты исследования.
Реоэнцефалография
  • поражение сосудов головного мозга ).
Принцип работы метода отличается от ЭЭГ тем, что при реоэнцефалографии регистрируется электрический ток, который появляется при наполнении сосудов головного мозга кровью во время каждой пульсовой волны. Таким образом, можно составить представление о тонусе сосудов мозга, их эластичности и наполнении кровью. Электроды прикрепляют к резиновой ленте, которую надевают в виде ободка. Ободок должен проходить над бровями и ушами. По два электрода с каждой стороны накладывают над бровями, за ушами и в затылочной области. Волосы собирают заколками на голове, чтобы они не попадали на электроды.
Эхоэнцефалография
  • инсульт;
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • болезнь Паркинсона;
  • опухоли мозга;
  • энцефалопатия (поражение головного мозга невоспалительной природы ).
Исследование проводится в положении пациента лежа или сидя. Ультразвуковой датчик располагают с правой и с левой стороны в височной области, предварительно нанеся на область гель для лучшего скольжения датчика. Ультразвук имеет свойство отражаться от тканей с различной плотностью. Отраженный сигнал улавливается тем же датчиком, который его посылает, после чего сигнал передается на монитор в виде кривой. Кривая имеет пики, которые соответствуют плотности участка в мозге, отражающей ультразвуковой сигнал.
Допплерография Допплерография - это ультразвуковой метод диагностики, который позволяет исследовать кровоток в сосудах. Чтобы исследовать сосуды головного мозга ультразвуковой датчик устанавливают над областью конкретных мозговых сосудов, а именно в области виска, затылка, глаза. Кроме того, чтобы выявить нарушение кровообращения в мозге нужно исследовать сосуды шеи, которые несут кровь внутричерепным сосудам.
Краниография
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли мозга.
Краниография представляет собой рентгенологическое исследование костей черепа без использования контрастных веществ. Исследование проводится в положении сидя или лежа.
Ангиография
  • болезни сосудов головного мозга;
  • опухоли головного мозга.
Ангиография сосудов головного мозга - это процедура «окрашивания» артерий, которые проникают в мозг. Это достигается путем введения контрастного вещества в сосуды. После контрастирования артерий они становятся видны на рентгене.
Компьютерная томография
(КТ )
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • опухоль головного мозга;
  • инсульт;
  • деменция;
  • болезнь Альцгеймера;
  • олигофрения.
Во время компьютерной томографии (КТ ) пациент ложится на диагностический стол, движение которого внутрь томографа, регулируется врачом-рентгенологом, выполняющим диагностическое исследование. Кроме того двигается и сам томограф, что позволяет получить срезы исследуемой части, которые после компьютерной обработки, позволяют врачу получить картинку головного мозга. Чтобы «раскрасить» сосуды головного мозга внутривенно вводят контрастное вещество.
Магнитно-резонансная томография
(МРТ )
Во время МРТ пациент ложится на диагностический стол, который также как и во время КТ продвигают внутрь тоннеля круглого томографа. Предварительно снимают все металлические предметы, пациент надевает наушники или беруши (во время МРТ исходит сильный шум ), а над исследуемой областью устанавливается так называемая катушка.
Позитронная эмиссионная томография
(ПЭТ )
  • шизофрения;
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт );
  • эпилепсия;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга.
Метод позволяет исследовать обмен веществ в головном мозге. Пациенту внутривенно вводят радиоактивные изотопы, которые связаны с основными веществами, участвующими в метаболизме клеток (вода, углекислый газ, дезоксиглюкоза и другие ). Исследуемого укладывают на диагностический стол и приближают гамма-камеру, которая воспринимает излучение, исходящее из радиопрепаратов. В результате получают схематическое изображение головного мозга, на котором определенным цветом обозначены места накопления изотопов.
Пункция спинного мозга
  • нейроинфекции (воспаление головного мозга );
  • кровоизлияние в мозг (геморрагический инсульт );
  • опухоли головного мозга.
Пункция (прокол ) спинного мозга проводится в поясничном отделе позвоночника для получения спинномозговой жидкости. Эту жидкость отправляют в лабораторию для исследования ее состава, если есть подозрение на поражение центральной нервной системы (головной и спинной мозг ).
Лабораторные методы исследования
Анализ крови, мочи и кала
  • соматические болезни (болезни внутренних органов );
  • эндокринные нарушения.
Все анализы сдают в утренние часы. Анализ крови сдается натощак. Перед сбором мочи проводят туалет наружных половых органов. Кровь берут из вены, чтобы ее хватило для общего анализа крови и биохимического анализа крови , в том числе и анализа на гормоны.
Анализ крови на инфекции
  • синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД );
Анализ крови позволяет выявить антитела к возбудителям некоторых инфекций, которые могут быть причиной психических расстройств.
Генетические анализы
  • наследственные причины олигофрении;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • болезнь Альцгеймера;
  • олигофрения (например, синдром Дауна и другие хромосомные болезни ).
Для генетического анализа берется кровь из вены или мазок со слизистой оболочки рта (щек ).
Кожные аллергопробы
  • инфекционные болезни, вызывающие психические нарушения (бруцеллез , туберкулез );
  • неврозы (кожный зуд ).
С помощью кожных проб выявляют аллергизацию организма по отношению к возбудителям некоторых инфекций. Чтобы выявить аллергию с помощью шприца или скарификатора (инструмент для прокалывания кожи ) в кожу предплечья (с внутренней стороны ) вводят известные аллергены (белки вызывающие аллергию ). Через 2 дня оценивают результат по размеру появившегося на месте укола уплотнения. Кроме того данные пробы, позволяют различить нервный зуд от аллергического.
Анализы на наличие в крови, моче и слюне наркотических веществ
  • наркотическая зависимость.
На тест-полоску наносят кровь, мочу или слюну. По типу изменения цвета или при появлении полосок определяют, есть ли в организме наркотическое вещество.
Анализ на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе
  • алкогольное опьянение.
Человеку предлагают выдохнуть в трубку специального аппарата, который рассчитывает количество алкоголя в организме.

Многие исследования трудно проводить, если у человека имеется тяжелое расстройство психики, так как он не может контролировать свое поведение и выполнять рекомендации врача во время диагностической процедуры. Иногда исследование проводится после введения препаратов, успокаивающих психику и расслабляющих мышцы больного.

Психиатр назначает лабораторные анализы в следующих целях:

  • исключение или подтверждение болезней внутренних органов, особенно печени и почек, как причину психических расстройств;
  • выбор вариантов лечения;
  • оценка эффективности проводимого лечения;
  • контроль состояния пациента на фоне проводимого лечения.
До начала лечения женщинам обязательно назначается тест на беременность , так как многие лекарственные препараты оказывают неблагоприятное влияние на плод. Пожилым пациентам до назначения препаратов проводится электрокардиограмма (ЭКГ ) .

Какими методиками лечит психиатр?

Несмотря на распространенное мнение о психических расстройствах как о неизлечимых патологиях, большинство психических нарушений легко поддаются лечения. Лечение, которое назначает психиатр всегда индивидуально. То есть, в отличие от других болезней, для которых разработаны шаблоны лечения, психические расстройства оказались настолько разными у каждого человека, что подогнать их под общий размер не удалось (несмотря на то, что западные специалисты пытаются это сделать ). В целом, в связи с трудностями изучения причин психических расстройств, в психиатрии принято лечить синдромы, то есть кроме основной жалобы (например, депрессии ), психиатр может выявить другие нарушения, после чего будет ясно какой это синдром (например, маниакально-депрессивный ) и как его лечить.

Можно сказать, что психиатрия - это тот раздел медицины, где врач может проводить симптоматическое лечение (в отличие от других медицинских дисциплин ). Выбор препарата и его дозы всегда индивидуален, причем психиатр стремится назначить один препарат в минимальной эффективной дозе.

Если психическое расстройство является симптомом другого заболевания (патология мозга, внутренних органов ), то лечение проводится совместно с другими специалистами (нейрохирург, терапевт, невролог ).

Основные расстройства и методы лечения в психиатрии

Патология Метод лечения Механизм лечебного действия Примерная длительность лечения
Невротические расстройства
(невроз )
Транквилизаторы Транквилизаторы угнетают структуры мозга, которые регулируют эмоциональные реакции человека, без воздействия на другие отделы мозга. Обычно медикаментозное лечение назначается в период обострения, а в психики (препараты нужно принимать как минимум 2 недели ).
Ноотропы Ноотропные препараты улучшают обмен веществ и биоэнергетические процессы в нервных клетках.
Антидепрессанты Антидепрессанты предупреждают разрушение моноаминов (дофамин, норадреналин, серотонин ), которые ответственны за хорошее настроение.
Психотерапия Психотерапия при неврозах направлена на сознательное изменение отношения, то есть реакции человека на травмирующую ситуацию, так как при отсутствии стрессовой причины симптомов не возникает. Терапия продолжается до получения эффекта.
Психозы Нейролептики
(антипсихотические препараты )
Нейролептики снимают психомоторное возбуждение (галлюцинации, бред, двигательные расстройства ), блокируя рецепторы (нервные окончания ) чувствительные к нейромедиатору дофамину (веществу-передатчику нервных импульсов ). Длительность приема препаратов и курсов психотерапии определяется причиной. Если она вызвана интоксикацией, то препараты отменяют после стабилизации состояния. При психозах, которые являются самостоятельным заболеванием (например, шизофрения ), препараты принимают постоянно.
Психотерапия При психозах, вызванных алкоголизмом или наркоманией, психотерапия направлена на ликвидацию тех психологических проблем, которые заставляли человека искать положительные эмоции в алкоголе и наркотиках, а также учат «переключаться» на другие радости жизни.
Депрессия Антидепрессанты Антидепрессанты способствуют накоплению нейромедиаторов (дофамина, серотонина, норадреналина ), что нормализует угнетенную активность центра настроения. При тяжелой депрессии препараты могут быть назначены длительно (2 - 3 года ).
Транквилизаторы Транквилизаторы оказывают успокаивающее действие, снимают тревогу и судороги, благодаря увеличению тормозных реакций в головном мозге.
Электросудорожная терапия Принцип лечебного действия - воздействие электрического тока на мозг с целью вызвать судороги по всему телу. Считается, что такое воздействие вызывает высвобождение серотонина, дофамина и норадреналина, которые поддерживают хорошее настроение. Проводится по 2 сеанса каждую недели, общее количество сеансов - не более 12.
Стимуляция блуждающего нерва При стимуляции блуждающего нерва, последний посылает импульсы в центр мозга, который управляет настроением. После имплантации устройства под кожу оно работает от встроенной батарейки до 3 - 5 лет.
Психохирургия С помощью высоких температур или гамма-излучения разрушают связи лобных долей коры головного мозга с подкорковыми структурами. Именно в лобной доле расположены центры, формирующие настроение. -
Психотерапия Психотерапия проводится на фоне лечения. Лечебный эффект психотерапии проявляется после того как человек осознает причины, которые привели его к депрессии. При депрессии проводится на фоне приема лекарственных препаратов. Длительность и вид психотерапии устанавливаются индивидуально (при наличии эффекта терапию продолжают ).
Маниакальный синдром Транквилизаторы Транквилизаторы оказывают успокаивающее действие, снимают тревогу и судороги. Препараты применяют на постоянной основе под контролем врача (как минимум 3 - 5 лет ).
Нормотимики Нормотимики - это стабилизаторы настроения. С одной стороны нормотимики повышают количество тормозного вещества ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты ), уменьшая возбудимость мозга, а с другой стороны способствуют нормализации уровня дофамина, который ответственен за поддержание настроения.
Нейролептики Нейролептики блокируют рецепторы к дофамину, регулируя настроение. Лечебный эффект проявляется в нормализации психической деятельности и снятии перевозбужденного состояния.
Электросудорожная терапия Считается, что воздействие электрического тока на мозг вызывает его «встряску» и восстановление чувствительности рецепторов головного мозга к нейромедиаторам. Проводится по 2 сеанса в неделю, общее количество сеансов - не более 12.
Психопатии
(расстройства личности )
Психотерапия Является основным методом лечения психопатий, но только в тех случаях, когда пациент осознает свой дисгармоничный характер и желает измениться. При этом основной эффект (принятие себя и изменение поведения ) получают с помощью самовнушения и разговора с врачом. В тяжелых случаях применяют гипноз. Проводится длительно.
Медикаментозное лечение Медикаментозное лечение проводится психотропными препаратами (транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, нормотимики ) с целью сглаживания наиболее ярких проявлений (невроз, депрессия, мания и другие ). Обычно проводится курсами (несколько месяцев ) при обострении заболевания, реже назначается длительно (до 1 года ).
Помрачнение сознания Дезинтоксикация Позволяет нейтрализовать и удалить из организма токсические продукты, особенно при алкогольной или наркотической интоксикации. Лечение помрачнения сознания проводят в условиях больницы, обычно в течение 10 - 14 дней (одновременно лечат основную причину ).
Нейролептики Нейролептики нормализуют психомоторное (эмоциональное и двигательное ) расстройство при перевозбуждении, «возвращают» человека в реальность.
Шизофрения Нейролептики
(антипсихотические препараты )
Нейролептики «обрывают» нервные импульсы, которые вызывают появление психотических расстройств, при этом психика перестает создавать галлюцинации, устраняется двигательное возбуждение. Препарат принимают как минимум 4 - 6 недель, чтобы определить его эффективность, после этого лекарство назначают в оптимальной дозе на постоянной основе (поддерживающая терапия ).
Электросудорожная терапия Воздействие электрического тока на мозг вызывает его «перезагрузку», после чего психика больного начинает работать «с чистого листа». Терапия проводится короткими курсами.
Инсулиновая терапия Принцип терапии основан на введении достаточного количества инсулина , чтобы вызвать кому, однако механизм действия данного метода до сих пор остается неизвестен. Инсулиновая терапия применяется, если нет эффекта от медикаментов и при недавно возникшей шизофрении. Терапия проводится курсами.
Психотерапия Механизм действия психотерапии при шизофрении основан на изменении отношения больного к своим галлюцинациям, то есть помогает абстрагироваться в момент их появления, заставить их исчезнуть или просто перестать бояться. Данный метод проводится после стабилизации состояния больного, длительно.
Эпилепсия Противосудорожные препараты
(антиконвульсанты, противоэпилептические препараты )
Противосудорожный эффект достигается уменьшением судорожной активности (повышением порога возбудимости ) мозга, таким образом клетки мозга становятся менее чувствительны к спонтанным нервным разрядам. Продолжительность лечения противоэпелептическими препаратами зависит от риска повторения судорожных приступов. При низком уровне риска лечение можно отменить, если приступов не было в течение 2 лет, при высоком риске - через 5 лет.
Стимуляция блуждающего нерва Импульсы, которые блуждающий нерв посылает к мозгу, способны остановить приступ эпилептического припадка. После имплантации устройства под кожу оно работает от встроенной батарейки в течение 3 - 5 лет.
Деменция, болезнь Альцгеймера Заместительная холинергическая терапия Механизм действия основан на восстановлении дефицита ацетилхолина в мозге, который ответственен за такие функции как интеллект, память, речь. Лечение проводится длительно (эффективность оценивается через 6 месяцев на фоне приема лекарств ).
Блокаторы глутаматных рецепторов Блокада глутаматных рецепторов предотвращает дальнейшее повреждение нервных клеток, которое наблюдается под воздействием глутамата - вещества возбуждающего мозг.
Олигофрения
(психическое недоразвитие )
Ноотропы Препараты улучшают обмен веществ в нервных клетках, в результате мозг лучше воспринимают новую информацию, то есть повышается способность к обучению. Применяют длительно.
Психотерапия Механизм действия заключается в том, чтобы во время обучения ребенка с олигофренией (в игровой форме ) создать у него комфортное состояние, что достигается постоянным поощрением того что он делает, независимо от результатов. Таким образом, ребенок учиться познавать мир без дискомфорта. Для детей с умственной отсталостью формируют индивидуальный распорядок занятий, которые нужно проводить длительно и регулярно.
Аутизм Психотерапия Является основным методом лечения аутизма. Механизм действия заключается в воздействии на психику словом, деятельностью, поддержкой, что постепенно помогает ему устранить дефекты личности и адаптироваться. Наиболее эффективно при детском аутизме. Для детей созданы различные программы развития и обучения, которые проводят в разные этапы развития психики.
Ноотропы Ноотропы позволяют мозгу функционировать «во всю мощь», благодаря благоприятному воздействию на обменные процессы в нем. Необходимость в коррекции поведения с помощью препаратов устанавливается в зависимости от давности и тяжести аутизма.
Нейролептики Устраняют агрессивное возбужденное состояние.
Нарушение сна Транквилизаторы Транквилизаторы помогают успокоить «беспокойный ум», при более высоких дозах оказывают снотворное действие. Применяют кратковременными курсами во время обострения невротических и психических расстройств.
Антидепрессанты Антидепрессанты эффективны, если причиной нарушения сна является депрессивное, угнетенное состояние психики. Могут быть назначены врачом короткими или длительными курсами, в зависимости от тяжести состояния и причины.
Психотерапия С помощью психотерапии удается расслабиться, решить проблемы, которые не дают уснуть или, наоборот, активировать сознание при патологической сонливости (трудотерапия ). При невротических расстройствах эффективно помогает справиться с расстройством сна. Количество сеансов устанавливается индивидуально.
Нарушение памяти Ноотропы Ноотропы улучшают способность запоминать новую поступающую информацию. Применяют длительно (несколько месяцев ).

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Психиатрия и психология – относительно молодые науки. Поэтому вполне нормальна ситуация, когда родители не четко понимают различия между детским психологом, психиатром и психотерапевтом. Давайте попробуем разобраться, за что отвечают эти специалисты и к кому следует обращаться в определенных ситуациях.

Психолог: педагог для эмоциональной сферы

Сегодня все чаще встречаются советы обратиться к детскому психологу при, казалось бы, рядовых ситуациях в воспитании ребенка. Но у многих родителей слово «психолог» ассоциируется с психиатрией, поэтому они отказываются от визита, ведь их малыш абсолютно здоров.

Однако детский психолог - не врач, а педагог с высшим специальным образованием. Он учился не в медицинском ВУЗе, и поэтому не «лечит» детей в традиционном понимании. Он также не выписывает медикаменты, а может лишь указать на возможную необходимость приема препаратов и посоветовать обратиться по этому поводу к неврологу.

Психолог, если можно так выразиться, корректирует эмоции ребенка из-за определенных ситуаций, помогая справиться или взглянуть на них по-другому. В ходе бесед (или игр, если ребенок совсем мал) он также ищет причины неадекватного детского поведения и старается разобраться с ними.

Примеры случаев для обращения к детскому психологу:

  • Ночные страхи, подверженность фобиям;
  • Агрессия, неуправляемое поведение.;
  • Излишняя застенчивость;
  • Резкие изменения в поведении (например, внезапная неуспеваемость на фоне предыдущих хороших оценок);
  • Травмирующая ситуация в жизни ребенка.

Психиатр: врач на страже душевного здоровья

Психиатр имеет как базовое медицинское образование, так и профильную подготовку в области психиатрии. Таким образом, это врач в классическом понимании. Предмет его изысканий - не столько чувства и эмоции пациента, сколько «материальное» состояние организма. Ведь к психическим отклонениям зачастую приводят нарушения в работе головного мозга, спинного мозга, ответвлений нервов и внутренних органов в целом.

Психиатр может использовать немедикаментозные методы лечения, но фармакотерапия остается главенствующей. Важно понимать, что на прием к этому специалисту редко попадают внезапно и «с улицы», так как психиатр занимается существенными психическими нарушениями. Родители, а тем более педиатр и невролог вряд ли могут не замечать их. Как правило, маленький пациент получает направление к психиатру от врачей из детской поликлиники, в частности от невролога.

Примеры случаев для обращения к детскому психиатру:

  • Неконтролируемые, неистовые вспышки гнева;
  • Галлюцинации у ребенка;
  • Навязчивые состояния;
  • Панические атаки;
  • Длительные расстройства сна.;
  • Нарушения памяти, мышления, восприятия.

Психотерапевт: врач и педагог в одном лице

Детский психотерапевт - тоже врач с высшим медицинским образованием. Но принципиальное отличие его работы в том, что он предпочитает медикаментозному лечению методы психологического воздействия. Под этими методами подразумеваются беседы, в ходе которых выявляются и предупреждаются развития внутренних конфликтов у ребенка, а также находятся способы решения его психологических проблем.

Можно сказать, что детский психотерапевт служит симбиозом педагога и доктора, поскольку он использует комплексный подход, ставя диагноз и, при необходимости, выписывая пациенту необходимые препараты. Чаще всего это успокаивающие средства, такие как Тенотен детский , которые помогают защитить несформировавшуюся психику ребенка от перегрузок и нормализовать поведение. Случаи, с которыми обращаются к психотерапевту, во многом похожи на практику детского психолога. Но если последний занимается «мелочами жизни», то психотерапевт также прекрасно ориентируется в клинических тематиках.

Примеры случаев для обращения к детскому психотерапевту:

  • Агрессивное, асоциальное или неадекватное поведение;
  • Заниженная самооценка, перманентная неуверенность в себе;
  • Фобии и чувство вины;
  • Навязчивые состояния;
  • Пережитая глубокая психотравма.