Материал по психологии на тему: Информация в уголок психолога "10 октября - Всемирный день психического здоровья". Всемирный день психического здоровья

Насколько актуальными последнее время стали вопросы психологического и психического плана можно судить по количеству услуг, предлагаемых медицинскими профильными учреждениями и частными психологами. Человек порой вынужден открывать свою душу перед такими специалистами, как психологи и психиатры. Этих лекарей человеческих сердец и душ принято поздравлять с профессиональным праздником в октябре.

В условиях стремительного ускорения жизненного темпа, восприятия невероятных объемов информации, повышенных требований к личным качествам и профессиональным обязанностям неизбежно страдает не только физические здоровье человека, но и его нервная система. Отказ от отдыха, противоречивые мотивации и влияние общественного мнения только усугубляют ситуацию, доводя проблему до нервных срывов, депрессий и панических атак. Все отклонения, связанные с психоэмоциональным состоянием, откладывает неизгладимый отпечаток на психике человека, и порой справиться с такими патологиями невозможно без помощи профильных специалистов. Праздничным Днем психолога и психиатра считается Международный праздник, посвященный именно психическому здоровью, который отмечается на всей планете в октябре.

Кто отмечает праздник?

Несмотря на существование научно доказанных психиатрических теорий, раскрывающих тайны процессов, которые происходят в человеческой голове, разложить по полочкам и отсеять «нормальное» от «ненормального» медицинским светилам в психиатрии так и не удалось.

На такие понятия, как психические отклонения, психиатрические заболевания влияли и культура, и религия, и общественное мнение. Изучать, что все же происходит с человеческой психикой начал еще Аристотель, который оставил несколько научных трудов, посвященных этим вопросам.

В средние века на установки, связанные с «ненормальностью» человека, прежде всего, влияло мнение церкви. Мракобессие, ведьмы, злые духи – все эти признаки «ненормальности» были придуманы именно священниками для устранения неугодных и опасных прихожан.

Огромный вклад в развитие психиатрии внес Зигмунт Фрейд, чьи научные работы по сей день являются основой многих течений этого направления. По его книгам учились многие психологи и психиатры. Хотя некоторые специалисты убеждены, что у знаменитого психиатра у самого не все в порядке было с головой. Так, проводя сеансы психоанализа, доктор всегда садился сзади пациента, так как не выносил прямого взгляда глаза в глаза.

Советская психиатрия – это история, которая не имеет никакого отношения к научной или медицинской деятельности. Фактически в Союзе психиатрия применялась, как своеобразный инструмент усмирения или наказания. Конечно, были медики-альтруисты, которые пытались наперекор системе вести научные работы и доказывать нормальность безвинных «пациентов»,но большинство из них сами пострадали от беспощадной государственной машины.

В тоже время, велись засекреченные эксперименты, направленные на управление человеческой психикой, игры с памятью. Нельзя сказать, что они не увенчались успехом, но такие работы не выносятся на обсуждение общественности.

Времена 90-х принесли много шарлатанов, которые наживались на доверчивости граждан. Фактически, эти экстрасенсы, знахари, мнимые лекари были хорошими психологами, которые могли управлять эмоциями толпы и личной мотивацией отдельных особей.

Западная практика решения психологических вопросов с психоаналитиком пришла в нашу страну не так давно. Так исторически сложилось, что наши соотечественники предвзято относятся к психиатрам. Это отношение автоматически распространилось и на непонятную деятельность психологов. Однако к современному человеку приходит понимание того, что самостоятельно справиться с некоторыми проблемами он не в состоянии. Ведь, когда болит живот, суставы или падает зрение, пациент спешит к врачу. А психика – это такая же система жизнедеятельности, только намного уязвимее, намного сложнее, и произошедшие в ней сбои без помощи профессионалов не всегда получается игнорировать.

О том, что у 20% россиян существуют настоящие отклонения, связанные с психикой, говорит статистика 2008 года. Это и депрессии, стрессовые состояния, сезонные напряжения, хронические усталости. В эту категорию попали и люди с алкогольной, наркотической, игровой зависимостью, подверженные паническим атакам, имеющие опасные фобии. И, конечно, пациенты, страдающие настоящими психиатрическими заболеваниями.

Всем им нужна помощь настоящего, имеющего практический опыт медика узкой специализации. Именно к таким специалистам и относятся психологи, психоаналитики и психиатры. Эти люди, тонко чувствующие эмоции, чувства и даже мотивацию пациентов, отмечают свой профессиональный день, когда празднуется День психолога.

История праздника

Проблема распространенности психических и психиатрических отклонений на планете была популярно озвучена Всемирной федерацией психического здоровья. Согласно статистическим данным, каждый седьмой человек подвержен подобным отклонениям, а практически полмиллиарда жителей планеты не понаслышке знакомы с подобными вопросами. Половина детей в возрасте до 18 лет на протяжении своей жизни неизбежно столкнутся с серьезными отклонениями. Что уж говорить об ставших привычными и даже модными депрессиями.

На этой почве совершаются необдуманные поступки, суициды и преступления. Из-за психических отклонений рушатся судьбы и семьи.

Поэтому организация выступила инициатором создания особой даты, посвященной проблемам психиатрии, получившей название Международный день психического здоровья. Этот праздник также стал профессиональным для всех психиатров, психологов и психоаналитиков планеты.

Отмечается этот праздник с 1992 года ежегодно под разными лозунгами. Темой становилось психическое здоровье женщин и детей, влияние на психику возраста, профессии, социального положения, зависимость распространенности психиатрических отклонений от инвестиций в здоровье и профилактики.

В 1994 году в России проходит съезд, собравший российское психологическое общество. Мероприятие проводилось в Москве 22 ноября. Этот день в дальнейшем по инициативе Московского государственного университета стал отмечаться, как День психолога в России. Однако праздник так и не приобрел статус официального.Поэтому психологов все же принято поздравлять ежегодно именно 10 октября.

Профессия психолог

Профессия психолога востребована в современном обществе. Хорошие специалисты занимают высокооплачиваемые должности. Это не медики как таковые, к которым в большей степени относятся психиатры и психоаналитики.

Это лекари душ, которые помогают человеку разобраться с собственной мотивацией, направить развитие в нужном направлении. Психолог не решает проблему, он благодаря своей консультации заставляет клиента или пациента самому разобраться с подоплекой, истинными причинами, приведшими к плачевным или тревожным ситуациям. И, конечно, психолог помогает самостоятельно человеку найти выход и принять решение о дальнейших действиях.

Сегодня востребованы семейные, кризисные и детские специалисты. Люди обращаются к такому человеку, чтобы сохранить семью, решить сексуальные недопонимания, помочь ребенку избавиться от страхов, наладить отношения со сверстниками и преподавателями, и даже улучшить его успеваемость.

В последнее время стали популярны и кризисные специалисты, которые помогают бизнесменам найти выход из сложных профессиональных ситуаций, найти мотивацию для саморазвития, понять человеку, в каком направлении стоит развиваться.

Стать психологом можно, закончив профильное учебное заведение. Студентам преподают не только основы психологии, но и тонкости психиатрии, анализа. Но образования для такой профессии мало. Настоящий специалист тонко чувствует человеческие души, способен сопереживать, проникаться чужими бедами, он терпеливый, пунктуальный, имеет логический склад ума. А вот стать психиатром или психоаналитиком можно только после окончания медицинского ВУЗа.

Сложность такой профессии заключается в постоянном переживании чужих «жизней». Поэтому психологи нередко просто перегорают в профессиональном плане, когда решать поставленные задачи нет ни сил, ни желания. Молодые специалисты, конечно, мечтают о собственных кабинетах с красивой мебелью, успокаивающей обстановкой. Но частная практика для психолога становится доступной только после наработки собственной клиентуры. Поэтому карьера начинается с работы в клиниках, школах, детских садах, и даже на промышленных предприятиях или в частных компаниях. Благо, сейчас такая профессия востребована, и вопросов с трудоустройством молодых психологов не возникает.

Поздравления психологам

Вы лечите человеческие души, спасаете семьи и судьбы. К Вам спешат, когда человек не знает, куда двигаться дальше, как жить. В День психолога хочется пожелать Вам стойкости собственного духа, семейного благополучия и достижения карьерных вершин.

Работа Ваша помогает и малышам и взрослым, и бизнесменам и домохозяйкам. Вы видите человек насквозь и всегда знаете, как ему помочь. Пусть же Ваш благородный труд не омрачается личными неприятностями, пусть Ваша душа не знает тревог, а сердце бед.

Когда в теле сильном

Капризным стал Ваш дух,

Ответ найдет проверенный,

Психолог – врач и друг.

Ведь каждый в душе мечтает

Не знать проблем и стресса.

Психолог легко помогает

Избавиться от них навсегда.

Без психолога, друзья,

Жизнь ведь будет нелегка.

Кто сказал, что им нельзя.

В душу лезть к нам иногда.

В праздник их поздравим,

И в бокал вина нальем.

От печалей всех избавим.

И вместе решение найдем.

Лариса , 24 августа 2016 .

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Он проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью информирования общества о проблемах психического здоровья.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности , может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в развитие общества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и жизни общества.

По данным ВОЗ каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс им заболеть в течение жизни. Большинство из них (52%) — это лица с пограничными психическими расстройствами.

Самое распространенное психическое заболевание — это депрессия. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. В настоящее время ей страдают более 300 миллионов человек .

Не менее важной проблемой являются суициды, которые в ряде случаев связаны с депрессией . По данным ВОЗ, более 800 тысяч человек ежегодно погибают в результате самоубийства, которое является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте 15-29 лет. Есть данные о том, что на каждого взрослого человека, погибшего в результате самоубийства, приходится более 20 человек, совершивших суицидальные попытки. Психические расстройства и употребление алкоголя причастны ко многим самоубийствам в мире.

По оценкам ВОЗ, примерно у 20% детей и подростков в мире имеются психические расстройства или проблемы, примерно половина из которых начинается в возрасте до 14 лет. Психоневрологические расстройства входят в число ведущих причин инвалидности среди молодых людей в мире.

Психические расстройства — важные факторы риска развития других болезней , а также нанесения непреднамеренных и преднамеренных травм. Они повышают риск приобретения таких заболеваний, как ВИЧ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.

В 2017 году тема Всемирного дня психического здоровья — "Психическое здоровье на рабочем месте" (Mental health in the workplace). Среди актуальных проблем, связанных с охраной психического здоровья на рабочем месте, выделяются: стресс на работе, профессиональное выгорание, взаимосвязь работы и личной жизни и т.д.

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

О Всемирном дне психического здоровья

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Ежегодно Всемирный день психического здоровья посвящается какой-либо определенной теме. Тема в 2016 году звучит так: «Достоинство в области психического здоровья: первая помощь для всех в сфере психологического и психического здоровья».

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимому им лечению.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Первая помощь в сфере психологического и психического здоровья должна быть доступна для всех, а не только для некоторых людей. Именно по этой причине, Всемирная федерация психического здоровья (ВФПЗ) выбрала первую помощь в сфере психологического и психического здоровья в качестве темы для Всемирного дня психического здоровья 2016 года.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье и и ндивидуальное развитие человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. В ключает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Семья и психическая болезнь

С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение – это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50-60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50-90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у членов семьи и способствуют профилактике рецидива болезни.

  1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Со временем всё встанет на свои места.
  2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма — реакция нормальная, постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
  3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что — то надоело — это нормально, также как и иногда сказать «нет».
  4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
  5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
  6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, — ясно, спокойно, уверенно.
  7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать только те лекарства, которые назначил врач и строго по рекомендуемому им расписанию.
  8. Выполняйте свои дела в привычном режиме. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
  9. Контролируйте отсутствие приема наркотиков и алкогольных напитков: они способны усугубить симптомы болезни.
  10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
  11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно, работая над каким – либо одним пунктом.
  12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.

Торжество имеет еще и другое название – Всемирный день психического здоровья. Только вот сама суть торжества не меняется. Давайте узнаем о нем немного получше.

Когда пришел праздник

День психа начали отмечать еще с 1992 года. инициатором выступила Всемирная федерация психического здоровья. Тогда же их целью было повышение информативности планеты в отношении проблем психического здоровья, а также способов его укрепления. Ведь, чем больше здоровых людей, тем лучше. Всемирная федерация намекала еще и на профилактики лечения психических расстройств.

Как отмечают торжество

Каждый год на сам праздник издаются тематические журналы от международных психиатрических организаций. К тому же еще и рассылаются обращения в правительственные структуры и органы здравоохранения. Такие действия призывают принять участие в международном движении. Психическая организация здравоохранения рассказала, что на Земле в наше время существует более 450 миллионов человек, которые страдают психическими заболеваниями.

Из-за чего появляются проблемы со здоровьем

К самым главным задачам всемирной организации относится сокращение распространенности депрессивных расстройств, болезни Альцгеймера, шизофрении, эпилепсии и так далее. Как правило, росту болезней способствуют экономические и политические катаклизмы, информационные перегрузки, стрессы и тому подобное.

Уже все мы успели понять, что жизнь сама по себе располагает к стрессам: неурядицы на работе, поездка в общественном транспорте, проблемы в отношениях и так далее. Поэтому не стоит уж сильно резко реагировать на каждую мелочь, переживать и рвать волосы на голове. Чем проще вы относитесь к проблемам, тем меньше болеете. Само собой, на словах это выглядит намного проще, чем на деле. Однако, надо стараться и тренироваться ради хороших результатов.

О Всемирном дне психического здоровья

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение осведомленности населения всех стран о проблемах психического здоровья и мобилизация усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Ежегодно Всемирный день психического здоровья посвящается какой-либо определенной проблеме. Так, ведущими темами последних лет стали: «Нет здоровья без психического здоровья» (2010г.), «Важное действие: инвестирование в психическое здоровье» (2011г.), «Депрессия: глобальный кризис» (2012г.), «Психическое здоровье и пожилые люди» (2013г.), «Жизнь с шизофренией» (2014г.)

Тема Всемирного дня психического здоровья 2015 года –
«Психическое здоровье и достойная жизнь»

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Тема Всемирного дня психического здоровья 2015 года — «Психическое здоровье и достойная жизнь». В этом году целью ВОЗ станет повышение осведомленности о возможностях успешной реабилитации людей с психическими расстройствами, изменения отношения и повышение лояльности общества к ним, обучение специалистов в области здравоохранения.

Психическое здоровье: определение ВОЗ

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. В ключает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Семья и психическая болезнь

С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение – это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50-60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50-90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у членов семьи и способствуют профилактике рецидива болезни.

  1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Со временем всё встанет на свои места.
  2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма — реакция нормальная, постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
  3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что — то надоело — это нормально, также как и иногда сказать «нет».
  4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
  5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
  6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, — ясно, спокойно, уверенно.
  7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать только те лекарства, которые назначил врач и строго по рекомендуемому им расписанию.
  8. Выполняйте свои дела в привычном режиме. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
  9. Контролируйте отсутствие приема наркотиков и алкогольных напитков: они способны усугубить симптомы болезни.
  10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
  11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно, работая над каким – либо одним пунктом.
  12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.