Психосоматика: болезни органов дыхания (бронхиальная астма). Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание

Список легочных заболеваний включает достаточно много видов недугов, мы же остановимся на самых распространенных (но это не повлияет на раскрытие темы, так как здесь главное – чтобы читатель понял основную психологическую причину и рассмотрел ее через призму конкретной болезни).

Плеврит – воспаление плевры легкого (это серозная оболочка, покрывающая легкие). Может иметь разные физические причины: инфекция, курение, грязный воздух на производстве и т.д.

Пневмония – воспаление легких, а именно альвеол (это воздушные шарики, где происходит газообмен). При воспалении они наполняются жидкостью и перестают выполнять свою функцию. Физические причины: инфекция, химическое поражение, травма и др.

Эмфизема – расширение, вздутие легких, а следом, и грудной клетки. Может появиться как осложнение во время пневмонии, хронического бронхита и др. болезней. Особенно часто возникает у мужчин в возрасте.

Туберкулез легких инфекционное заболевание, передающееся палочкой Коха через воздух. Если иммунитет сильный – то микобактерии уничтожаются, и болезнь не наступает.

Опухоли легких онкологические новообразования, когда ткани легких разрастаются патологически. Бывают, в основном, доброкачественные.

Рак легких злокачественное новообразование, когда перерождается слизистая оболочка легких. По определенной причине клетка органа меняет свое обычное поведение и начинает вести себя как эгоист и агрессор. Мужчины в возрасте страдают чаще.

Дыхание – жизненно важная функция легких: вместе с воздухом мы вдыхаем жизнь. Свободно дышать – означает свободно жить. При этом, человек берет воздух – и отдает углекислый газ. Происходит взаимообмен, взаимодействие с окружающим миром.

Ключевые слова, необходимые нам для понимания причин возникновения болезней легких, я выделила специально, чтобы читатель смог увидеть слабые места.

Итак, психосоматика легочных заболеваний связана с тем, что что-то или кто-то (это может быть и сам) мешает дышать – свободно (имеется в виду душевная свобода, когда внутри ничего не давит, на душе легко) жить.

Причем, если посмотрим на статистику, то мужчины в возрасте болеют чаще. Почему? Какие негативные переживания, связанные с жизнью, в душе у мужчин в возрасте накапливаются, что выдается сигнал в виде легочных болезней? Думаю, ответы получим при подробном рассмотрении каждого заболевания.

Психологические причины болезней легких

  • Первая: человек не дает себе или кто-то не дает свободно «дышать» – жить. В первом случае он по каким-то внутренним причинам (может, пришедшим из детства психологическим травмам) уверен, что не имеет права жить. Во втором случае, как правило, не дают свободно дышать-жить близкие люди.
  • Вторая причина тесно связана с первой: человек не живет полной жизнью (к нему неприменимо выражение «вдохнуть полной грудью»), отказывает себе в этом. Часто потому что боится.
  • Третья причина: в жизни человека нет свежего глотка воздуха. Воспринимает все однообразно, монотонно давяще, беспросветно. Далее в человеке появляется недовольство, которое со временем может перерасти в агрессию.

Отметим, что практически все болезни легких сопровождаются кашлем, иногда приступами удушья. Что их вызывает?

Если имеются невысказанные претензии – начинается кашель, бронхит.

Приступы удушья провоцирует сильный страх, когда человек не доверяет жизни.

Пневмонии, как известно, предшествуют эмоциональное потрясение большой силы или отчаяние. Находясь в негативной ситуации, стараясь ее преодолеть, человек чувствует, что жизненные и душевные силы на исходе. Он устал, потому что негатив долго накапливался и истощил силы. Наконец, этот накопившийся негатив проявляется как воспаление легких.

Плеврит, как правило, возникает у человека, живущим с недовольством, гневом на жизнь. Только этот негатив он сдерживает, держит в себе. Стоило бы ему поменять недовольное восприятие жизни или высказаться, освободиться от разрушающего его негатива – избежал бы заболевания.

Эмфизема возникает, когда человек хочет занять, очертить свое пространство жизни, что не дают ему свободно сделать. Как осложнение бронхита – желание высказаться по этому поводу.

Здесь вспомним, что мужчины в возрасте страдают эмфиземой чаще. Так почему же они так страдают? Может, потому что, к этому времени они так и не смогли занять свое пространство в жизни и это не дает им покоя.

Туберкулез возникает после долгой глубокой депрессии, жизни в печали, жизни, наполненной мучительными мыслями. Это время сопровождается нежеланием жить. Человек душевно чахнет от беспросветной жизни, ощущая себя пленником обстоятельств жизни.

Причины возникновения рака легких

Для выяснения психологических причин возникновения рака вспомним поведение раковой клетки (эгоист и агрессор).

Итак, первая причина – эгоизм, жизнь только в себе, отгороженность от мира, раздутое эго, гордыня.

Вторая причина: смертельная старая непрощенная обида на жизнь, глубокое разочарование в жизни.

Из этих причин вытекает третья: человек, в силу сложившихся обстоятельств и событий в жизни, не видит смысла жить. Он не может и не хочет измениться, чего ждет от него жизнь, изменяя обстоятельства (например, сняли с высокой должности). Чтобы продолжать жить, человеку нужно принять, то, что дает ему жизнь, но он отказывается. Может быть, слышали такие слова: «лучше умереть». Вот такую жизненную позицию, позицию против жизни и занимает человек.

Четвертая причина: может быть и личная трагедия, которую человек скрывает, и внутренняя самоизоляция (опять же ассоциация с поведением раковой клетки).

Опять же, согласно статистике, раком легких чаще болеют мужчины в возрасте. Это может быть связано с тем, что к этому времени человек начинает переосмысливать свою жизнь, подводит некоторые итоги. Иногда выводы не очень утешительные, а бывает и так, что человек оказывается в тупике: всю жизнь старался, трудился, а теперь – ничего хорошего, и на душе тоже. Зря, что ли прожил жизнь? Известно, что такие мучительные размышления задевают именно мужскую психику. И это только один пример душевных страданий, которые вызывают страдания телесные.

Рак как кармическое заболевание

Многие известные авторы рак, как правило, относят к «кармическим болезням». Что это значит? Не стоит пугаться этого строгого слова «карма». Закон кармы – это не что иное, как Закон причины и следствия, который очень хорошо знали наши предки и передали нам через пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь». Только, почему-то мы игнорируем в своих жизнях этот Закон, забывая, что каждый наш не то, что поступок, каждая мысль, эмоция становится причиной, из которой вытекает соответствующее следствие.

Поэтому, кармическое заболевание – это такая болезнь, которая является следствием наших долговременных негативных мыслей, чувств и поведения. Здесь напомним, что ученые давно выяснили, что душевная составляющая человека бессмертна и через какое-то время вновь приходит в наш мир в теле новорожденного.

Это многое объясняет: почему дети в одной семье с разным характером, почему у них разные неодинаковые способности, личностные качества, судьбы, болезни и т.д. Потому что новорожденный малыш уже имеет бессмертную душу со своим накопленным багажом (мысли, чувства, поступки, знания, достижения, ошибки и т.д.), который собирался в прошлых, так сказать, жизнях.

Вы спросите: а как это связано с тяжелыми болезнями, тем более у младенцев (в чем они виноваты)?

К сожалению, этот очень строгий нравственный (Божественный) Закон причины и следствия никому еще не удавалось обмануть, даже если у тебя тело младенца (душа-то та же!).

Представьте, что человек жил, попирая Божественные Законы, например, отвергая Любовь (именно с большой буквы, так как вспомним, что Бог – это Любовь всеобъемлющая): сам никого не любил, своим поведением «убивал» в других Любовь и т.п. Когда тело давало сигналы в виде болезней, пока еще не таких серьезных, он, вместо того, чтобы пересмотреть свои душевные страдания, еще более ожесточался и распространял вокруг себя душевную боль. Пришла старость, а негативный багаж души переполнился, и нет времени его переосмыслить и исправить (а кто-то и перед смертью не признается в своих ошибках). И вот этот негативный багаж переносится в следующую жизнь, становясь причиной для соответствующих негативных последствий: неудачи, болезни и т.д.

То есть, действительно, человек, посеявший зло, начинает пожинать свои же плоды, только с некоторой отсрочкой во времени. И, почему-то, только после этого начинает задумываться: «Что не так? Что я сделал такого, что аукнулось на мне?». А тело и радо: наконец-то, задумался! Значит, жить будем!

Из вышеизложенного следует, что такая болезнь, как рак – это своеобразное «лекарство» для спасения души, которая долгое время выбирала жизнь без любви.

Исцеление души и тела

Ярким примером исцеления от рака является случай с известным писателем А.И. Солженицыным. Его биография объясняет, почему он заболел раком (глубокое разочарование и борьба с системой, тюрьмы, лагерь, ссылка). Но ему удалось исцелиться (этот этап жизни им описан в произведении «Раковый корпус»).

Конечно, есть достаточно много других примеров исцеления от рака. Дело не в примерах, а в том, что исцеление – возможно! И оно зависит от самого человека!

Начнем с того, что «жизнерадостные люди раком не болеют» (думаю, что они практически ничем серьезным не болеют). Это и естественно: у их тела нет причин сигнализировать болезнью о наличии внутреннего негатива – его там нет. И даже если появится что-то – то сразу переосмысливается и изменяется на знак «плюс». Согласитесь, что такая жизненная позиция очень выгодна!

Отсюда, самым лучшим лекарством для исцеления души и тела является Любовь к жизни и Радость от жизни. Но прежде необходимо освобождение души от негатива через прощение и принятие самой жизни.

Надеюсь, моя статья послужит кому-то подсказкой.

При астме к дыхательной недостаточности приводит спазм бронхов. Дыхательной недостаточностью называется такое состояние, при котором органы дыхания не могут справиться со своей функцией и дать человеку необходимое количество кислорода, сделать полноценный вдох и выдох.

Психосоматика бронхиальной астмы играет не последнюю роль среди целого перечня причин, приводящих к заболеванию.

Для астматиков правила диагностики и лечения устанавливают несколько врачей. Обычно в перечень входят: терапевт или педиатр, аллерголог. Основная задача врачей – определить причину и исключить провоцирующий фактор для улучшения состояния человека. Психолог или психотерапевт может положительно повлиять на самочувствие и помочь избавиться от приступов.

При патологии, вызванной психологическими причинами, к приступу приводит высокий уровень психического напряжения. Другие триггеры отходят на задний план, хотя полностью и не исключаются.

Признаки астмы у взрослых, ранее полностью здоровых людей, проявляются в качестве реакции на высокий уровень напряжения психики. Нередко заболевание развивается на фоне различных психических расстройств, например, депрессии или психоза.

Межличностные или внутренние конфликты могут вызвать разные виды психосоматического обструктивного бронхита. С какими сложностями и состояниями сталкиваются пациенты:

  1. Нерешительность и неспособность брать ответственность. Нередко астматики зависят от чужого мнения, не могут сформировать собственную систему ценностей и правил. При этом повышается тревожность и беспокойство, которые приводят к приступу.
  2. Низкая самооценка, невозможность достичь желаемого результат или идеала. Астматики имеют либо завышенные, либо сниженные критерии требований к себе. Сознательно или неосознанно многие из них из-за болезни уклоняются от решения актуальных задач. Плохое физическое самочувствие усиливает психологический дискомфорт. Кашель и дыхательная недостаточность отрицательно сказываются на работоспособности человека, вызывают раздражение и ощущение беспомощности. При этом поведение в некоторых случаях становится агрессивным, импульсивным и несдержанным.
  3. При вовлечении человека в конфликтные ситуации усиливается тревожность или раздражение. Некоторые астматики говорят о том, что в конфликтных ситуациях или после них и возникает приступ.

Это основные признаки психосоматики, но они могут сочетаться или чередоваться, в зависимости от ситуации. Бывают пациенты, которым свойственны все симптомы или только один.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к приступам удушья:

  • плохие взаимоотношения в семье;
  • страх перед одиночеством;
  • подавляемая агрессия;
  • зависимость от мнения других людей;
  • неспособность отстаивать свое мнение;
  • неумение прощать;
  • неспособность решать сложные жизненные проблемы;
  • накопление обид;
  • недостаток внимания.

Многие астматики пытаются излечиться медикаментозными препаратами, даже не допуская мысли о том, что источник бронхита лежит в их внутреннем состоянии. Им трудно принять и осознать этот факт, поэтому болезнь возвращается снова и снова, и это вызывает отчаяние.

По мере устранения психологических факторов, вызывающих астму, состояние сначала будет ухудшаться, и лишь затем, при продолжении психотерапии улучшится.

Механизм развития заболевания у детей

Бронхиты и астматические проявления, связанные с психосоматическими причинами, могут проявляться в раннем возрасте.

В отличие от взрослого человека, ребенок быстрее прощает обиды, редко накапливает агрессию, но острее реагирует на обстановку в семье и на поведение значимых людей из своего окружения.

Уже с 3 лет некоторые малыши страдают от удушья, есть дети, заболевающие и гораздо раньше. Что провоцирует манифест заболевания?

Проблемы в семье

В первую очередь это недостаток внимания, заботы и любви родителей. Многие взрослые считают, что если ребенок хорошо одет и накормлен – то все в порядке. Но для гармоничного развития личности вовсе недостаточно удовлетворения этих базовых потребностей, психологическая безопасность, тепло и поддержка также очень важны. Кроме того, эмоциональные потребности разных детей могут сильно отличаться.

Когда ребенок задыхается, и проявляются признаки астмы, он сразу получает гораздо больше внимания и заботы, чем обычно. Приступ может возникать именно в те моменты, когда малыш остро нуждается в ободрении, понимании или успокоении.

Рождение брата или сестры

Когда в семье появляется второй ребенок, старшему приходится адаптироваться, справляться с ревностью. Естественно, мама и папа в основном заняты новорожденным, ведь младенец требует больше времени. У старшего ребенка возникает страх, что он стал ненужным, его забудут или покинут. При помощи приступа он оттягивает на себя заботу взрослых и вновь становится центром внимания.

Дети могут использовать массу способов, чтобы манипулировать родителями. Важно понимать, что ребенок делает это не из вредности или злости, просто он пытается вернуть ощущение собственной нужности.

Чрезмерная опека

Еще один провоцирующий фактор – это постоянный контроль родителей, граничащий с надзором. Образно говоря, малышу не разрешено дышать без их позволения. Опека и гиперконтроль помимо астмы могут провоцировать и ряд других психосоматических заболеваний, чаще всего с астмой сочетается аллергия, например, пищевая – на рыбу.

В обоих случаях маленький человек желает вернуть заботу и любовь, но не в состоянии получить необходимое. Одновременно он хочет близости с родителями и отталкивает их. Страдающему от приступа малышу нужен воздух, поэтому он исключает близкие контакты из-за страха, что такой важный в данный момент кислород будет ему недоступен.

Методики психотерапии

Астму, психосоматика которой довольно многогранна, можно обратить в состояние длительной ремиссии. Психотерапия и медикаментозное лечение в сочетании дают наилучшие результаты.

Осложнения при психотерапевтической практике случаются довольно редко. Как правило, они возникают в следующие моменты:

  1. У некоторых пациентов при активизации внутренних скрытых конфликтов может развиться кашель и удушье. Когда проблемы приближаются к осознанию, они могут усилить приступ.
  2. Амбивалентные чувства, страх и желание близких (теплых) отношений. В некоторых случаях даже сама фигура психотерапевта и нормальная динамика сессий провоцирует временный рецидив. С одной стороны, астматики требуют максимального внимания к своей персоне, с другой стороны, боязнь утратить драгоценный кислород присутствует постоянно, поэтому слишком тесный контакт у них может вызвать раздражение и агрессию.
  3. Осторожно проводят терапию для пациентов с реактивными психозами, параноидными, депрессивными состояниями, так как при подвижности психики даже незначительные изменения внутреннего состояния могут привести к соматической реакции.

Основной акцент при лечении пациентов с психосоматическим бронхитом делается на доброжелательной и безопасной обстановке. Для того, чтобы человек мог доверять и раскрываться создаются благоприятные условия:

  • безусловное принятие и эмпатия;
  • возможность выражать широкий спектр чувств;
  • обратная связь.

Все это помогает устранить ощущение недопонимания, ненужности. Работа специалиста направлена на коррекцию страхов и подавленной агрессии, самооценки, способов коммуникации и многих других аспектов психической жизни.

Во время сеансов некоторые психотерапевты прибегает к использованию специальной техники дыхания. Это помогает снять напряжение.

Для купирования психосоматического удушья чаще всего используется несколько методик.

Символдрама

Астматики практически всегда проявляют амбивалентные желания в том, что касается близких отношений. Чтобы научиться регулировать дистанцию и степень близости, используется ситуация прогулки в лесу. В медитативном, измененном состоянии сознания человеку предлагается в воображении пройти путь от дома до опушки леса.

За несколько метров до цели его просят остановиться и подождать, пока из-за деревьев не покажется какое-либо животное. При этом он сам должен регулировать комфортную степень близости, постепенно сокращая или увеличивая дистанцию.

Еще одна ситуация, когда психотерапевт предлагает пациенту представить себя в роли облака или острова. Это формирует с одной стороны отдаленность, с другой стороны, вокруг находятся другие облака или острова – замершие и подвижные. При этом важно не допускать агрессивных и конфликтных динамик при погружении в эту технику.

Во время сеанса психотерапевт предупреждает пациента, что в случае нехватки воздуха ситуацию можно прервать и переиграть в другом направлении.

Групповая методика

Психотерапевт и группа помогают получить практический опыт нового формата отношений. За счет обратной связи и взаимодействия с членами группы изменяются реакции и осознание собственного состояния. Постепенно человек приходит к более свободному и уверенному стилю общения, учится отстаивать собственные психологические границы и вступать в доброжелательные близкие отношения.

За счет этого исчезает чувство одиночества и покинутости, появляется эмпатия и снижается уровень тревожности. Существует несколько видов групповой психотерапии, о разных возможностях и вариантах расскажет психотерапевт.

Ролевая методика

Суть лечения заключается в том, что пациентам предоставляется исходный материал для осознания отдельных моментов проблемы. Сеансы актуальны в первую очередь в следующих случаях:

  • при избегании обсуждения реальной ситуации;
  • при абстрактных рассуждениях вместо поиска практических решений;
  • при преобразовании проблемы в научную дискуссию;
  • при трудностях с вербализацией, словесном описании своего состояния.

В процессе тренинга каждый человек получает определенную тему, выбирает себе партнера и приступает к постановке. Для этого психолог предлагает следующие темы:

  1. Необходимо аргументировано и взвешенно высказать несогласие с человеком, уверенным в своей правоте.
  2. Выразить словами обиду партнеру, который считает, что она вполне заслужена;
  3. Начать трудный и неприятный разговор, продолжить его, даже если есть невнимательные или недовольные слушатели.
  4. Потребовать какой-нибудь предмет или услугу у оппонента, при условии, что он не собирается ее оказывать или отдавать нужную ему вещь.
  5. Помириться с партнером, перед которым возникает чувство вины.

В конце сеанса происходит обсуждение каждой ситуации. Группа оценивает, насколько хорошо и быстро человек решал задачу. Уделяется внимание вопросу, какие эмоции и ощущения испытывали оба партнера.

Каждая тема отрабатывается до тех пор, пока пациент не будет в состоянии легко и непринужденно справиться с заданием. У астматиков острые ситуации могут вызвать страх перед приступом или даже приступ, поэтому профессионал должен работать с учетом специфики заболевания.

Подобные тренинги могут нанести вред людям с подвижной психикой или с психическими расстройствами (диагностированными или нет).

Семейная методика

Так как одной из основных причин психосоматического бронхита или астмы является внутрисемейный конфликт, совместные сеансы могут оказаться полезными и продуктивными. Особенно в том случае, если речь идет о психотерапии ребенка.

В ходе терапии снижается уровень внутреннего напряжения, разрешаются многие межличностные конфликты.

Приемы при такой терапии отличаются своей спецификой:

  1. Тактика выжидания на первых сеансах выражается в молчании, когда клиент и его родственники еще не готовы довериться друг другу, испытывают страх или неуверенность, обиду или раздражение.
  2. Следующий этап – обучение новым, менее токсичным, способам взаимодействия. Умение слушать и слышать вырабатывается с помощью развития эмпатии.
  3. Психотерапевт помогает формулировать вопросы и учит, как правильно их задавать.
  4. Смена ролей, когда каждый член семьи должен отыграть ситуации в роли другого человека – родители меняются местами между собой или с ребенком.

В конце каждого сеанса психотерапевт делится своим видением ситуации и наблюдениями, которые могут помочь лучше понять друг друга.

Психосоматика играет важную роль в формировании астмы, поэтому психотерапия может существенно помочь в достижении ремиссии.

Задайте вопрос эксперту в комментариях


Одышка
Функция дыхания - это снабжение организма кислородом, выделение углекислого газа, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Любая эмоция - страх, гнев, ярость, волнение, радость - приводит к учащению дыхания. Ужас, внезапное потрясение могут вызвать кратковременную остановку дыхания. Приятная ситуация, уравновешенное настроение обеспечивают спокойное дыхание. Вздох иногда может указать на состояние человека: вздох при вдохе - «горестный», при выдохе - «облегченный», как при снятии тяжести (Е. Straus, 1954 г.).
Заболевание, при котором кардинальным симптомом является одышка, - это бронхиальная астма - типичное психосоматическое расстройство.
«Астматическая» личность характеризуется:
- скрытым желанием нежности, любви, поддержки при всей видимости агрессии;
- повышенной чувствительностью к запахам;
- повышенной реакцией на непорядочное поведение окружающих;
- стремлением к чистоте во всем (в поведении, помыслах, быту).
Энурез
Энурез - это непроизвольное мочеиспускание, как во время ночного, так и дневного сна. Ночной энурез представляет собой сложный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, нарушение процессов сна, изменение двигательной активности днем, нарушения поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность к самопроизвольному излечению.
В развитии нормального мочеиспускания у детей выделяют несколько периодов:
- новорожденные мочатся автоматически;
- между 1-м и 2-м годами жизни появляется чувство наполненного мочевого пузыря;
- к 3-му году развивается способность удерживать мочу в течение короткого времени, когда мочевой пузырь полон или почти полон;
- к 4-5-и годам дети начинают мочеиспускание при полном мочевом пузыре;
- в 6-6,5 лет ребенок может мочиться при любой степени наполнения мочевого пузыря.
Причины энуреза
Различают первичный и вторичный энурез: первичный проявляется со дня рождения, вторичный возникает после некоторого периода, когда ребенок не мочился в постели. Причина первичного энуреза - задержка развития в сочетании с психосоциальными факторами; вторичный развивается за счет психосоциальных причин, к которым относят:
- дефекты воспитания;
- неблагоприятные бытовые условия;
- воспитание ребенка вне семьи;
- различные психические травмы.
Психической травмой могут являться:
- контрольная в школе;
- ссора с родителями или друзьями;
- перемены в жизни: первое расставание с родителями, например при поступлении в детский сад, школу, переезд, разлука с близкими людьми (например, в связи с разводом родителей).
Важно, что недержание мочи представляет для ребенка проблему, психически его подавляющую; проблему, которая при неправильном уходе может обостриться.
Ребенок страдает и стыдится этого, может скрывать это от родителей.
Он боится поехать в лагерь, пойти в поход, опасаясь, что там с ним случится «неприятность» и другие дети будут над ним смеяться.
Это замкнутый круг, когда заболевание, ухудшая психическое состояние ребенка, в результате этого все более обостряется.
Среди нарушений сна у больных ночным энурезом необходимо выделить нарушения процесса засыпания, глубокий («мертвый») сон, вздрагивания, ночные страхи, сноговорения.
Виды энуреза
Если рассматривать ночной энурез как психоневротическую проблему, то можно выделить следующие варианты:
- астеноневротический вариант возникает у эмоционально лабильных, легко астенизируемых детей после психотравмы в период возрастных кризов (3 года, 7 лет);
- истероидный вариант отмечается у грацильных, темпераментных, артистичных девочек;
- реактивный вариант представляет собой форму невротического энуреза, когда случайный эпизод энуреза вызывает у ребенка тяжелую реакцию с фиксацией как на состоянии энуреза, так и на последующих переживаниях.
Энурез при астеническом неврозе и неврозе навязчивых состояний характеризуется следующими клиническими особенностями:
- регистрируется редко, непостоянно и нерегулярно;
- бывает чаще ночью, реже наблюдается днем;
- появляется после «сухого» периода;
- в спокойной обстановке проходит;
- дети переживают его, огорчаются из-за своего состояния;
- сон бывает чаще поверхностным (много сновидений, часто кошмарных).
Генетически обусловленный энурез (патология центральной нервной системы, аномалии мочевыделительной системы, приводящие к энурезу, снижение секреции или активности ночью гипофизарного гормона вазопрессина): при данном виде энуреза у ребенка, помимо недержания мочи, также имеет место никтурия (преобладание ночного энуреза над дневным).
Энурез при неврозоподобных состояниях характеризуется следующими клиническими особенностями:
- энурез регулярный, почти каждую ночь;
- эпизоды недержания мочи повторяются до нескольких раз за ночь;
- ребенок не просыпается;
- эпизоды энуреза учащаются при утомлении;
- ребенок «не переживает», не огорчается;
- энурезу сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость;
- сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается);
- при объективном исследовании часто выявляется нейрогенный мочевой пузырь.
Нейрогенный мочевой пузырь - дисфункциональное расстройство (гипер- или гипорефлекторного типа), проявляющееся дизурией (расстройством мочеиспускания): мочеиспускание частыми и малыми порциями, нередко наблюдаются дневное недержание мочи (гиперрефлекторный мочевой пузырь), парадоксальная ишурия (моча отходит каплями), редкие мочеиспускания - гипорефлекторный мочевой пузырь.
Диагностика энуреза
При энурезе следует провести комплексное плановое клиническое и инструментальное обследование:
- общий анализ мочи (троекратно);
- накопительные пробы (анализ мочи, по Нечипоренко, Аддис-Каковскому);
- бактериологический анализ мочи (для исключения микробного воспаления в мочевыделительной системе);
- исследование спонтанного ритма диуреза;
- функциональные пробы (пробы Зимницкого, Реберга);
- УЗИ, экскреторная урография, микционная цистоуретрография, цистоскопия для исключения аномалий развития;
- неврологическое исследование - осмотр невропатологом, РЭП, ЭХО-ЭС, ЭЭГ, психологическое тестирование.
По мнению W. Franzak (1969 г.), наиболее ценными диагностическими методами исследования больных с энурезом являются микционная цистоуретрография и психологическое тестирование.

Бронхиальная астма – это сложное и не до конца изученное заболевание дыхательных органов. Причина этой патологии кроется в реакции организма человека на некоторые аллергены, которые провоцируют приступы удушья . При попадании раздражителя в дыхательные органы просвет бронхов значительно сужается и человек не может нормально вдыхать. Патология встречается не только у взрослых, но и у детей, спровоцировать астматический приступ могут как аллергены, так и другие факторы. Психосоматика астмы заключается в разных эмоциональных процессах. Привести к приступу может страх, испуг и сильнейшее нервное потрясение.

Причины

Бронхиальная астма может развиться не только из-за определённых эмоциональных факторов. Главные причины болезни – это высокая чувствительность человеческого организма к некоторым раздражающим веществам. Астматический приступ может развиться и в том момент, когда человек сильно нервничает . Психосоматическими причинами этой патологии являются:

  • сильнейшие психоэмоциональные потрясения;
  • стресс и депрессивное состояние;
  • разные нервные потрясения и иные похожие факторы.

Заболевание может быть наследственным. Заболеть астмой больше шансов имеют те люди, близкая родня которых страдала хроническим бронхитом или бронхиальной астмой. Но стоит понимать, что генетическая предрасположенность – это вовсе не гарантия того, что патология в обязательном порядке себя проявит. В подобном случае главную роль играет адекватное восприятие любых конфликтных ситуаций.

Физические причины и психосоматика бронхиальной астмы тесно взаимосвязаны . Их общее воздействие на организм человека и приводит к удушающим приступам, которые почти всегда сопровождают астму.

Если негативные эмоции не сдерживать внутри себя, то интенсивность приступов астмы можно значительно уменьшить.

Статистика болезни


Чаще всего начало болезни приходится на детский возраст до 5 лет, при этом мальчики болеют чаще, чем девочки
. Многие детки-астматики перерастают болезнь в подростковом возрасте. Если рассматривать астму как психосоматическое заболевание, то можно с уверенностью сказать, что причиной частой болезни мальчиков является очень строгое воспитание.

В развитии данного недуга огромную роль играют и социальные причины. Так бронхиальная астма чаще всего диагностируется у людей, которые воспитывались в неполной семье. Болезнь также часто развивается у детей, родители которых пьют. Слишком бурный развод родителей тоже может спровоцировать начало этой болезни. По утверждению Луизы Хей, основателя движения самопомощи, бронхиальная астма возникает из-за неспособности дышать для своего блага или благодаря сдерживанию своих эмоций.

У взрослых людей пик заболеваемости приходится на 20-35 лет . Именно на этот возраст приходится особенно высокая напряжённость.

Во взрослом возрасте заболевание чаще всего диагностируется у женщин.

Симптоматика

Помимо основных симптомов, которыми всегда сопровождается астма, есть и некоторые другие признаки, которые помогают распознать это заболевание. Психосоматика удушье полностью связана с эмоциональным состоянием больного. Болезнь часто проявляется такими психологическими проблемами, как нарушение сна, апатичность и повышенная возбудимость . Астматику обычно бывает тяжело сконцентрировать своё внимание на чём-то.

Психосоматика астмы у взрослых довольно специфична, можно даже составить психологический портрет человека, который болеет бронхиальной астмой. Астматик обычно имеет такой вид:

  • Он любит одиночество и предпочитает заниматься самореализацией. Если болезнь переходит в хроническую форму, то уровень изоляции пациента сильно усиливается.
  • Склонность к капризам. Больному астмой практически невозможно угодить или же понравится. В семейной жизни такой человек становится слишком педантичным, чем выводит из себя окружающих людей. Астматик любит, чтобы всё делалось так, как желает он. Если события развиваются не по его прогнозу, то человек очень замыкается в себе и долго переживает.
  • Долгое принятие важных решений. При конфликтной ситуации астматик долго не может предпринять какой-то шаг. Если необходимо согласиться с мнением другого человека, то больной астмой соглашается только для виду, на самом деле он остаётся при своём мнении. Астматикам очень тяжело переносить стрессовые ситуации, эмоциональное напряжение постепенно накапливается и провоцирует развитие приступов удушья.
  • Астматики отличаются повышенной обидчивостью и нервозностью. Речь больных астмой очень быстрая и спутанная, чаще всего они вступают в полемику, выражая негативные эмоции.

Наиболее часто психосоматическая причина, которая в итоге приводит к бронхиальной астме, появляется у ребёнка сразу же после рождения, если любовь родителей к нему недостаточна . Если внимание и заботы родителей не хватает. То существует огромная вероятность того, что дыхание собьётся с правильного ритма.

Но симптомы заболевания нередко проявляются и при другой крайности, когда налицо чрезмерная опека родителей. В таком случае ребёнок не может буквально самостоятельно сделать ни одного вдоха, за него всё решают заботливые родители.

Как недостаток родительской любви, так и чрезмерная опека могут стать психологическими факторами развития бронхиальной астмы у ребёнка.

Как излечиться от болезни

Полностью победить бронхиальную астму очень сложно, почти невозможно. Эта патология является хронической и чаще всего преследует человека всю жизнь. Благодаря лекарственным препаратам можно значительно уменьшить интенсивность и частоту приступов, чтобы жить яркой и полноценной жизнью . Доктора советуют выявить и убрать раздражающие факторы, которые провоцируют приступы, и при необходимости использовать разные ингаляторы.

Если рассматривать болезнь со стороны психологии, то первоначально больной должен научиться контролировать свои эмоции и не сдерживать их в себе. Астматику крайне необходимо делиться своими мыслями и переживаниями с родными и близкими. Иногда можно поплакать, если этого требует душа. Полностью устранить приступы удушья возможно, если создать вокруг себя спокойную обстановку.

Астматик должен попытаться найти чёткую грань между понятиями отдать и взять. Нужно понимать, что одностороннего обмена в природной среде нет и быть не может.

Больной бронхиальной астмой должен побороть в себе все страхи. Нужно разобраться в себе и определить, почему столь часто появляется ощущение ненужности и незащищённости. Чаще всего такому депрессивному настрою предшествуют сильные стрессы и разные конфликтные ситуации. Многие люди не могут взять ситуацию под контроль самостоятельно, без помощи специалиста.

Астматикам при лечении болезни необходимо обязательно проконсультироваться с психологом. Во многих случаях такие беседы помогают снизить частоту приступов удушья.

Бронхиальная астма возникает не только под воздействие разных раздражителей, но и при чрезмерном эмоциональном напряжении. Спровоцировать приступ может сильный стресс, страх или конфликтная ситуация. Астматик должен научиться выплёскивать свои эмоции наружу, только тогда возможна стойкая ремиссия .

Бронхиальная астма — хроническое воспаление трахеобронхиального дерева. Проявляется периодическими приступами: одышкой, кашлем, удушьем. Они происходят из-за сужения дыхательного просвета бронхов и выделения слизи при воздействии определённых факторов. Это препятствует проходу воздуха, что и вызывает характерные симптомы.

Астма возникает у людей, которые биологически предрасположены к болезням дыхательной системы. Приступ провоцируют:

  • аллергены;
  • инфекции;
  • психологические факторы.

Психосоматический аспект заболевания

Психосоматика — официально признанное научное направление медицины и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных (соматических) болезней. Бронхиальная астма в трети случаев возникает из-за психологических причин, поэтому её относят к психосоматическим заболеваниям. Она имеет собственные механизмы возникновения и особенности протекания.

В некоторых случаях астма лечится у пульмонолога и психотерапевта совместно.

Механизм возникновения

Выделено две причины возникновения бронхиальной астмы:

  • недостаток внимания и заботы матери . Женщина отвергает ребёнка по каким-либо причинам (собственная незрелость, наличие неразрешённых проблем): при сближении с малышом она раздражается, а затем чувствует себя виноватой за это. Ребёнок ощущает негодование и отчуждение мамы, поэтому пугается и тревожится, выражая это плачем. Часто такие женщины запрещают показывать эмоции («не плачь, успокойся, не ори!»). К тому же малыш боится оттолкнуть мать слезами и криком. Поэтому он не плачет, а неосознанно прибегает к приступу, как к способу обратить на себя внимание, получить одобрение и теплоту;
  • чрезмерная забота . У ребёнка нет возможности «сделать вдох и выдох» самостоятельно, без надзора и помощи. Мать отвергает ребёнка, но не принимает собственную позицию и трансформирует её в мучительную для обеих сторон гиперопеку.

В любом случае человек хочет теплоты и любви, но боится получить их. Это отражается в специфике приступа: с одной стороны, он тем самым обращает на себя внимание, вынуждая проявить заботу, с другой — больному нужен воздух, поэтому тесный контакт исключается.

Приступ астмы — защитный механизм для смены тактики общения.

У детей

Уяснив механизм развития болезни, выявили детей, входящих в группу риска:

  • с властными авторитарными мамами, от которых они зависят психологически;
  • с нехваткой заботы, любви, понимания;
  • являющиеся старшими в семье.

У взрослых

В основе приступов взрослых могут лежать внутри- и межличностные конфликты детского возраста:

  • недовольство собой реальным при стремлении достичь невозможного воображаемого идеала. В данном случае болезнь позволяет смягчить требования или уйти от необходимости преследовать идеальное. Больной с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе не признаёт своей несостоятельности, ссылаясь на болезнь;
  • повышенные требования к окружающим и заниженные к себе. Заболевание используется для манипуляций и получения желаемого. Больной склонен перекладывать ответственность за себя и происходящее на других;
  • несформированность собственной системы ценностей, зависимость от чужого мнения при неспособности брать ответственность на себя. У больного повышается уровень тревоги, когда необходимо принять важное решение. Приступ — уход от этой надобности;
  • робость при урегулировании конфликтов. Тревожного больного просят быть «судьёй» в спорной ситуации. Приступ позволяет астматику переключить внимание конфликтующих сторон с ссоры на себя и ничего не предпринимать.

У взрослых приступ происходит в ситуациях, когда требуется проявить смелость, решительность, агрессивность, ответственность, самостоятельность, а также заботу, преданность или пережить печаль, одиночество.

Личность астматика

Учёные выделили личностные особенности больных бронхиальной астмой. Среди них:

  • склонность подавлять агрессию, депрессию и другие переживания. Больной испытывает агрессию, но не проявляет её, не «выпускает пар», а неосознанно выражает с помощью астматического приступа;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • инфантилизм;
  • низкий уровень осознавания. Человек плохо осознаёт свои чувства, эмоции, желания, влечения, потребности из-за недостаточно развитого умения выражать переживания вербально;
  • высокая степень тревожности, возбудимости, истощаемости;
  • неадекватное представление о себе;
  • повышенная чувствительность к запахам;
  • зависимость от мнения окружающих.

Бронхиальная астма рассматривается как психосоматическое заболевание. В основе приступа лежит отвержение детей матерями. Поэтому в определённых случаях важно сочетать медикаментозное и психотерапевтическое лечение.