Наши страхи. Где искать причины страха? Почему человек испытывает страх

Каждый человек испытывал страх и знает, какие ощущения и мысли посещают в данный момент. Страх характерен для всего живого на земле. В большинстве случаев страх вызывает довольно сильный симпатический разряд: крик, бегства, гримасы. Характерным симптомом страха является – дрожание мышц тела, учащение пульса, сердцебиения, сухость во рту (из-за этого хриплость и приглушение голоса), повышение сахара в крови и т.д. Стоит отметить, что при всем при этом гипоталамус выделяет нейросекрет, который в свою очередь стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. Этот гормон и способствует появлению синдрома страха.

План статьи:

Что такое страх?

Страх – это непосредственно эмоция, которая возникает в ситуациях, когда возникает угроза биологическому или социальному существованию индивида и в свою очередь, направленная на источник действительной или же воображаемой опасности (переживаемая как настоящая опасность). Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая – от требования влечения. В отличие от различных видов страдания, в том числе и боли, которые непосредственно вызываемы реальным действием опасных факторов, появляется во время их предвосхищения.

Страх как таковой просто необходим человеку. Его биологические предназначение заключается в том, чтобы оградить человека от риска и помочь ему избавиться от опасности. Непосредственно полноценное существование каждого человека связано с переживанием большого количества чувств и эмоций, в том числе и эмоций страха. Эмоции в свою очередь являются одной из форм оценки, познания и в то же время отражения окружающего человека мира. Чувства, ощущения и эмоции связаны между собой, довольно часто их определение просто не имеет четких границ. Следовательно, иногда случается так, что эмоции называют чувствами. Суть страха непосредственно состоит в том, что человек боится и не лезет на рожон, другими словами страх избавляет человека от риска, но сильное и длительное воздействие страха несет в себе негативные последствия.


Страх возникает в том случае, когда человек имеет осознанную цель или побуждение покинуть сложившуюся ситуацию, но продолжает оставаться в силу каких-то внешних причин. В таких случаях локальный страх может стать генерализированным. На основе локализированного страха происходит в свою очередь научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, либо же, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, станофобией (по экспериментам И.П.Павлова и Дж.Вольпе). Предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как интроверсия и невротизм (по Х.Айзенку).

Для человека характерно предвидеть, если он думает, что способен предвидеть дальнейшее положение дел и развитие ситуации, таким образом, отказавшись от прогнозирования будущего, человек может испытывать гораздо меньше страхов, но тогда он может просто не испытывать чего-то приятного. Так как полностью отгородиться от этого мы не можем, человек не перестанет думать и анализировать ситуацию. Но в том случае, когда человек представляет себе, что страдания не имеют конца, то в таких случаях он испытывает еще больший страх, но в тоже время, если он сможет увидеть положительные стороны его, или же хорошее завершение данной ситуации, то в таком случае его страх гораздо уменьшится.

Довольно часто случается так, что причиной возникновения страха является неизвестность, человек боится идти к стоматологу, или же боится выступать перед большой публикой и т.д. Очень часто человек просто не понимает, чего он боится, и когда его об этом спрашивают, просто отвечает: все боятся и я тоже. Можно смело сказать, что страх – это социальная эмоция, которая в свою очередь может передаваться другим людям. Массовое приобретение этой эмоции наиболее часто происходит в толпе, то есть в публичных местах. Человек на подсознательном уровне может почувствовать запах страха. Именно его выделяют люди, которые испытывают страх.

Это непосредственно происходит в результате того, что в тот момент, когда человек испытывает страх, в его организме происходят определенные физиологические процессы, и, следовательно, наше тело начинает пахнуть абсолютно по-другому, не зря же говорится, что собаки и другие животные хорошо чувствуют, когда человек боится. Помимо этого они еще и видят эмоции, которые передает наше лицо, эти эмоции в свою очередь видят и другие люди. На подсознательном уровне такое выражение воспринимается как правильное и наиболее точное, даже если в этот момент слова говорят совсем о другом. Человеческий страх – это в свою очередь свидетельство о том, как мы мыслим, это продукт нашего воображения.

Следует отметить, что в социальном воспитании страх используется как один из методов воспитания: таким образом, сформированный страх осуждения используется в качестве фактора регуляции поведения человека. Так как в условиях общества человек может пользоваться защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Уже сформированные реакции страха сравнительно стойки и могут сохраняться даже в том случае, когда их бессмысленность вполне понятна.

Три основные виды страха

Принято выделять три основные виды страха, а именно: страх совести, страх реальный и непосредственно невротический страх.

Единственным местом, где сосредотачивается страх – это непосредственно человек. В основном страх перед конкретным объектом выступает в роли боязни, в патологических случаях как фобия. Одной из важных разновидностей страха – это страх свободный. К аффективному состоянию страха, который непосредственно возникает в ситуациях неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха в свою очередь характеризуется как невроз, его основной симптом – разнообразные фобии.

Характеристика страхов

Страх непосредственно проявляется в виде чувства внутренней напряженности, ожидании опасности для жизни и здоровья, или социального благополучия, в предчувствии угрожающих событий и действий. К патологическим страхам непосредственно относят те страхи, у которых отсутствует психологическая обоснованность, но в то же время присутствует чрезмерная интенсивность, длительность по времени, не соответствие силе и причине по которой они были вызваны. В зависимости от времени возникновения, механизмов и особенностей проявления выделяют:

Навязчивые страхи или другими словами – фобии . Такой тип страха довольно часто возникает внезапно, и без видимого для этого повода, в этот момент разум наш понимает, что бояться в принципе нечего, но он не проходит, довольно часто это может быть связано с тревожностью. Неврозоподобные страхи – это страхи за здоровье и жизнь, свое, а также своих родных и близких. Сверхценные страхи связаны непосредственно с ценными на взгляд человека установками и представлениями, обычно такому страху предшествует ситуация, на которую организм ответил испугом, после чего аффектная реакция на эту ситуацию сменяется на боязнь и отвращение. Наиболее ярко такой тип страха выражается у детей.

Пароксизмальные страхи , проявление психомоторной эпилепсии, довольно часто сопровождаются чувством неминуемой смерти или тревогой.

Недифференцированные страхи – беспредметные страхи, с соматовегетативным оформлением, случаются в основном при диэнцефальных кризах. Бредовые страхи порождаются сознанием в результате искажения мировосприятия. К ним непосредственно относятся: страх преследования, бред ревности, страх наблюдения, и т.д. Ночные страхи возникают вследствие резкого пробуждения от ночного, крепкого сна, в том момент, когда сознание еще непосредственно находится в просоночном суженном состоянии. При таком страхе дети могут кричать, дрожать, отгонять что-то от себя, то есть явно находится в состоянии испуга. В основном утром они уже ничего не помнят.

Суть страха

В принять считать, что страх – это негативно окрашенная базовая эмоция. Его принято называть базовой, так как его нельзя разделить на составляющие, но в то же время на нем базируются другие эмоции. Страх также принято называть и эмоциональным процессом, так как он не просто появляется, а в дополнение ко всему вызывает реакцию организма. Страх в свою очередь передается по нейромедиаторам в головной мозг, и уже оттуда следует ответ, какие действия следует предпринимать в сложившейся ситуации.

Организм человека, под влиянием страха начинает интенсивно выделять гормоны, гормоны в свою очередь в скелетных мышцах перерабатываются в энергию, происходит это непосредственно для того, чтобы человек имел возможность защититься от опасности либо же убежать от нее. Стоит также отметить, что существуют и внутренние и внешние проявления страха, внешние – это в свою очередь то, как выглядит человек, а внутренние – это непосредственно физиологические процессы, которые происходят в организме.

Именно в результате этих процессов, страх и называют негативной эмоцией, так как он оказывает свое влияние на весь организм в целом, усиливает пульс и сердцебиение, в результате чего увеличивается давлением (в некоторых случаях происходит наоборот – уменьшается), усиливается потоотделение, и непосредственно меняется состав крови: в моменты страха выделяются гормоны, в том числе и адреналин, который в мышцах перерабатывается в энергию. Помимо всего этого, сильный страх считается еще и токсичной эмоцией, так как способствует развитию различных заболеваний, метастазированию раковых клеток, заболеваний горла, диабета.


Страх присутствует у каждого человека, и соответственно храбрость состоит не в том, чтобы вообще не испытывать страх, а в том, что бы научиться его преодолевать. Невротические страхи присущи каждому третьему жителю планеты. Но в том случае, когда страх достигает силы аффекта, то он уже становится ужасом, а это в свою очередь выводит человека из под контроля его сознания, и как следствие провоцирует панику, бегство, оцепенение или какую-либо другую защитную реакцию.

Каждый страх для чего-то необходим, возникает он не просто так, так, к примеру, страх высоты оберегает человека от падения с балкона и т.д., страх боли – не подходить близко к огню, дабы не обжечься, в том числе оберегает от травм, и в некоторых случаях от летального исхода. Страх выступлений на публике, побуждает к более тщательной подготовке, к прохождению курсов риторики, что в свою очередь может помочь в карьерном росте. Конечно же, свои страхи необходимо преодолевать, хотя страх помогает в некоторой степени избежать ответственности, к примеру, Вы не делаете доклады, презентации, и Вам их просто не поручают, так как Вы не можете преодолеть страх, можно просто сидеть в уголке и ничего не делать. Другими словами, из страха можно сделать союзника, а можно просто оставить все как есть, и ничего не предпринимать.

В зависимости от того, каков характер интенсивности переживания, страх находится в диапазоне от опасения до ужаса, включая испуг, боязнь и т.д. В том случае, когда источник опасности является неопределенным или неосознанным, состояние, возникающее в этом случае, называется тревогой.

Что такое тревога?

Тревога (беспричинный страх) – это в свою очередь эмоциональное состояние человека, которое возникает в тех ситуациях, когда опасность как таковая не определена, или в том случае, когда источник опасности неосознаваем, тревога проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Для человека это обычно связано с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Довольно часто, тревога возникает не в случае наличия опасности, а в случае отсутствия возможности ее избежать. Человек, у которого повышена тревожность намного чаще и сильнее реагирует даже на нейтральные ситуации беспокойством, страхом, тревожностью.

Для того, что бы определить степень патологичности страхов принято использовать параметры адекватности (обоснованности) интенсивности, длительности, степени контролируемости человеком чувства страха. Обоснованность – это в свою очередь соответствие степени выражения реальной опасности, в определенной ситуации или же исходящей от окружающих людей. Интенсивность в свою очередь определяется, основываясь на физиологических реакциях (сердцебиение, интенсивность потоотделения, чувство удушья, рвота, слабость, дрожь во всем теле и т.д.) самочувствия человека и дезорганизации его поведения, в момент, когда человеком овладела данная эмоция. Контролируемость – это способность не подчиниться и преодолеть страх. Длительность – это продолжительность данного периода.

На чувство страха оказывают непосредственное влияние следующие психологические характеристики: темперамент, невротизм и акцентуация. Что касается невротиков, то они в свою очередь склонны к тому, чтобы испытывать эмоцию страха в большей степени, чем другие. Кто такие невротики? Так вот, невротиками принято называть здоровых людей, но которые имеют некоторые эмоциональные нарушения. Довольно часто невротические проявления напрямую связаны с переживаниями чувства вины или инициативы. Для данного типа личности главной особенностью является то, что он склонен думать, что все проблемы, которые у него есть – это только его трудности, что проблема кроется в нем самом, а также такие люди имеют слишком механическую и не гибкую психологическую защиту.

Темперамент – основные характеристики мышления в данном случае выражены в темпераменте. Скорость, быстрота реакции, темп, ритм. От силы темперамента непосредственно зависит и сила проявления эмоций.


Акцентуация – это, непосредственно, ярко выраженные черты характера, которые в свою очередь находятся на грани нормы. Акцентуация это то, на что в характере делается акцент.

На сегодняшний день имеется множество тестов на наличие страхов, к примеру, тест Захарова, Люшера, Спилбергера-Ханина, но среди них более всего выделяется тест Ю.Щербатых и Е.Ивлевой, которые в свою очередь разработали специальный опросник, для определения интенсивности страхов и наличия фобий.

Учеными было выявлено, что причиной появления страха, является реакция на повышение углекислого газа в крови. В экстремальных условиях, человеческое тело начинает работать на грани, конечно же, для такой работы необходим кислород, который в свою очередь довольно быстро растрачивается и не успевает пополняться. Когда количество углекислого газа в крови начинает превышать норму, то тогда в головной мозг поступает сигнал об опасности, который в свою очередь и активирует состояние страха и соответственно желание к бегству.

Данная теория была подтверждена в результате экспериментов проводившихся на мышах. Таким образом, в крови мышей искусственно повышалась концентрация углекислого газа – именно она оказывает влияние на миндалину, ту область головного мозга, которая непосредственно несет ответственность за появление испуга. Ученые также установили, что после того, как специальные сенсоры в миндалине регистрируют вызванное углекислым газом падение рН, мыши сразу же начинают подавать сигналы тревоги.

Для того, что бы проверить данное предположение, ученые наблюдали за мышами с различной концентрацией углекислого газа в крови. При 5%-ой концентрации животные находились на открытой площади, при повышении до 10% мыши приходили в состояние оцепенения, замирали и забивались в углы – у многих животных это является показателем серьезного испуга.

В результате чего ученые доказали, что именно резкое повышение углекислого газа в крови является причиной появления страха, такого рода перепад углекислого газа может быть вызван различными факторами, начиная от активных физических действий в результате нападения, до умственных усилий, в результате психического штурма.

Стоит отметить, что американскими учеными было выявлено, что чувство страха у человека полностью отключается тогда, когда теряет работоспособность одна из областей головного мозга, это непосредственно касается мозжечковой миндалины, что непосредственно может быть использовано для разработки методов борьбы со страхами и фобиями.

Природа страха, несомненно, происходит из инстинкта самосохранения, который в свою очередь помогает человеку избегать ситуаций, которые потенциально опасны для здоровья и жизни. Человек, который полностью лишен мозжечковой миндалины, не обладает способностью обнаруживать опасность. В основном такой человек долго не проживет.


В нормальном состоянии мозжечковая миндалина постоянно сортирует информацию, которая поступает в головной мозг через органы чувств и на основании жизненного опыта человек пытается выявить ситуации, которые угрожают жизни. В том случае, когда обнаруживается какая-то опасность именно миндалина, является источником непосредственного сигнала для головного мозга, который в свою очередь, распространяясь по всему телу, предотвращает повреждение.

Ученые, которые наблюдали за человеком, у которого мозжечковая миндалина полностью лишена работоспособности, подвергали его различным ситуациям, в которых он должен был вне зависимости от силы духа испытывать страх. К примеру, это были встречи со змеей или пауком. Помимо этого, исследователи водили этого человека по различным страшным аттракционам, показывали фильмы ужасов. Он заполнял соответствующие анкеты и опросники. В течение трех месяцев постоянных наблюдений ученым так ни разу не удалось зафиксировать эмоции этого пациента, хоть каким-то образом связанные со страхом.


Чувство страха в психологии изучается довольно давно и вполне успешно. Освободиться от страха не сложно, просто необходимо знать, как он возникает у Вас, как действует и соответственно где прячется.

Не стоит постоянно прокручивать в своей голове удручающие подробности Вашего сегодняшнего бытия, не стоит составлять сценарий не совсем радостного завтрашнего дня, просто постарайтесь забыть о неприятностях, которые Вас окружают. Согласитесь, ведь на самом деле Вам не хуже всех, как возможно, Вы до этого себе представляли. У Вас есть любимые и близкие Вам люди, крыша над головой, руки, ноги, голова, надежда на будущее и т.д. А это уже и не так мало, как могло казаться. Будьте смелее, тогда и Вам будет проще, и возможностей больше.

Чувство страха знакомо каждому человеку и не нуждается в подробном описании. У каждого из нас в жизни случались моменты, когда мы испытывали панический страх. Но почему некоторые люди испытывают страх в меньшей степени, а для кого-то он становится постоянным спутником, перерождаясь в скрытые страхи и фобии?

Психология страха

Страх — это нормальная реакция нашей эмоциональной жизни, своего рода механизм защиты, призванный помочь организму справиться со стрессовой ситуацией. Ученые установили, что все мы испытываем страх по-разному, потому что страх имеет разнообразные формы. Разный страх у родителей и детей, флегматик позже поймет свой страх, чем холерик, но холерик уже через 2-3 минуты будет опять спокоен, тогда как флегматику может понадобиться немало времени для восстановления. Установлено, что худощавые люди сильнее боятся, чем тучные, чаще ощущают страх пессимисты, чем оптимисты.

Когда мы чувствуем страх, то он воздействует не только на нашу психику, но и на тело: движения сковываются, а все тело словно обмякает. Под влиянием страха железы внутренней секреции приводятся в состояние внутренней готовности, делая мощный выброс адреналина в кровь, что лишает нас спокойного состояния. Именно в такие моменты в человеке просыпаются древние инстинкты - нападать первым или спасаться бегством. Выбор варианта зависит от самооценки.

Сам термин «панический страх» берет свое название от имени древнегреческого бога леса - Пана. Согласно мифам, внезапно появляющийся Пан вселял столь сильный ужас, что человек бездумно бросался в бегство, не разбирая дороги и не осознавая, что само бегство может быть погибельным для него.

Фобии и их признаки

В нашей насыщенной событиями, людьми, предметами жизни появилось множество новых видов страха, от которых зачастую бывает трудно избавиться - так рождается всем известное состояние, названное фобией. Сегодня фобии - довольно распространенное явление. Люди могут бояться всего: пауков, высоты, замкнутого пространства, смерти и даже есть такой вид фобии как «фобофобия» - боязнь приобрести какую-то фобию.

Основным признаком фобии является избегание ситуации, в которой обычно появляется чувство страха или паники. Эти чувства легко узнаются по следующим признакам:

  • учащенное сердцебиение,
  • чувство вялости, оцепенения,
  • спазмы в горле, удушье,
  • предчувствие обморока,
  • холодный пот,
  • рвота или расстройство желудка,
  • тело перестает слушаться,
  • чувство того, что сходишь с ума.

Наличие четырех из этих признаков предполагает наличие фобии.

Причины страхов

Почему и как возникают страхи в нашем мозге, попытались установить ученые из Великобритании. Используя компьютерное моделирование, они попытались восстановить процессы, сопутствующие появлению и исчезновению страха. В одном из выпусков журнала «Вычислительная Биология» Иоаннис Влахос и его коллеги опубликовали статью с объяснениями того, что страхи, которые кажутся уже ушедшими, на самом деле могут оставаться в скрытой форме.

Изучение страхов показало, что причина их настойчивости в том, что они буквально глубоко пускают корни. Зигмунд Фрейд установил, что страх может быть реальным и невротическим. При этом реальный страх возникает как нормальная реакция на восприятие внешней опасности. Такой страх является сигналом организму готовиться к защите.

Некоторые исследователи считают, что появление страха во многих жизненных ситуациях частично объясняется психоанализом - присутствие в психике ядра чувства страха, связанного с самыми ранними впечатлениями человека. И самым первым впечатлением является акт рождения, когда аккумулируется целый комплекс неприятных впечатлений, отпечатывающихся в мозге как прообраз смертельной опасности, и именно такие впечатления часто повторяются у человека как состояние страха.

Опираясь на психоанализ, можно сказать, что первое состояние страха возникло как следствие отделения от матери.

Невротический страх может быть нескольких форм. Это может быть свободный страх - без причин, его еще называют «страхом ожидания». Под воздействием этого страха люди всегда ждут худшего, живут в ожидании беды.

Вторая форма невротического страха является противоположной первой - она, наоборот, связана с каким-то определенным объектом или ситуацией. Этот невротический страх как раз и порождает разного вида фобии: страх летать на самолете, страх пресмыкающихся, страх заболеть. Попадая в определенные ситуации, и здоровые люди нормально испытывают страх, но фобии отличаются интенсивностью возникающего чувства страха, преодолеть его невротикам почти невозможно.

Как побороть страх?

Сегодня психотерапевтами разработано достаточно методик, которые способны преодолеть любой вид столь неприятного чувства как страх. Если вами овладевает страх к чему-либо, неважно - к самолету, к замужеству, к переезду – не обязательно сразу бежать к психологу. Возможно, вы и сами сможете справиться со сложившейся ситуацией.

Практический психолог Ключников Сергей Юрьевич, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), рекомендует рассмотреть свой страх как бы со стороны. По его методике в момент страха можно попробовать представить отдельно каждую напряженную мышцу, скованные ноги, оцепеневшие руки, услышать стук своего сердца, ощутить хаос в голове. А потом мысленно оторвать себя от этого запуганного тела и решительно сказать себе: «Страх - это не Я!»

Как уже говорилось, страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта.

Гораздо более распространены внушённые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, настойчиво указывая на наличие опасности.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога».

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства.

Если страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке.

Личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.

Страх и тревога имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, тревога - в виде тревожности. Объединяющей основой всех этих реакций и состояний является чувство беспокойства.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:

Навязчивые страхи;

Бредовые страхи;

Сверхценные страхи.

К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Эти страхи ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Бредовые страхи часто указывают на серьёзные отклонения в психике ребёнка.

Страхи, связанные с некоторыми идеями, называются сверхценными . Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок думать уже не может. Эти страхи считаются самыми распространёнными.

Происхождение страха

Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх выражал всё более психологически тонкое разнообразие чувств и переживаний. Как и человек на ранних этапах своего социального развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер.

Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

В разных цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребёнка.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а так же потеря навыков коллективной игры способствует развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально-насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье.

У детей-дошкольников из конфликтных семей более часто обнаруживаются страхи перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхи кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с её эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет.

Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несёт в себе больший познавательный заряд. Эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 5 годам, когда эмоции отличаются зрелостью и устойчивостью. Начиная с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Ребёнок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пола.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье - эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребёнок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легко перенимает их беспокойство.

Увеличение числа детей в семье, когда есть, с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время, как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребёнку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в котором нет места сверстникам, детскому смеху, радости, непосредственному выражению чувств.

Возраст родителей, также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30) дети более беспокойны. Неудивительно развитие «поздних» детей под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе.

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее - опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания. В целом, матери более «успешно» передают детям беспокойство - тревожность - страхи, а отцы - мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений.