В чём отличие близорукости от дальнозоркости. Пособие по физике.Очки.Недостатки зрения

Если внимательно присмотреться к моему фото в блоге, то можно заметить, что у меня довольно сильная близорукость (в зависимости от глаза и от направления от −12 до −14). В целом это, конечно, неудобно, но у близоруких людей тем не менее есть некоторые оптические преимущества перед «обычными» людьми — мы можем видеть некоторые вещи, которые обычные люди не видят (или не замечают). Так что вот небольшой рассказ с картинками про то, как вижу я. :)

Я конечно не могу приложить фотографии того, как я вижу в реальности, поэтому я буду всё иллюстрировать на фотографических эффектах.

1. Расплывчатость. У близорукого человека кристаллик хрусталик фокусирует свет от далекого источника не на сетчатку, а перед ней, поэтому на самой сетчатке изображение получается расплывчатым. Это наверно знают все, но не все догадываются, какого типа эта расплывчатость. Это вовсе не «gaussian blur», который есть в фотошопе, а скорее похоже на эффект боке на фотоснимках (что и неудивительно, поскольку физика по сути та же).

Удобнее всего пояснить разницу на ночном снимке с яркими огнями. Вот возьмем такое красивое фото ():

Применим к нему gaussian blur и получим вот такое изображение:


Так вот, это совершенно непохоже на то, как я вижу без очков! А вижу я примерно вот так ():


Отличие в том, что при обычной размазке светлые и темные участки смешиваются в нечто среднее. А при эффекте боке яркие точки расплываются в кружочки, довольно чётко очерченные между прочим, которые просто наползают на темные области. При подходящем освещении это бывает очень красиво. :)

Дополнение. Вот еще мне в комментариях дали ссылку на картины Филипа Барлоу , написанные как раз в «близоруком стиле».

2. Дифракция. На фотографии с боке кружочки выглядят маленькими и однородными. На самом деле при моем зрении эти кружочки большие (примерно 4-5 градусов), и в каждом из них я вижу богатый «внутренний мир». На каждом кружочке есть точки, пятнышки, полоски, иногда плавные, иногда четко очерченные. Примерно вот так, только еще богаче ():


Это проявления микроскопических пылинок и ворсинок на поверхности глаза, а также неоднородностей на границах раздела уже где-то в глубине глаза (они дают неподвижную «рябь»). [Как мне объяснили в комментариях, плавающие ворсинки, которые обычно называют «мушками», находятся физически внутри стекловидного тела; см. подробности в отдельном посте . ] Мне видно, как они эти пылинки плывут по поверхности глаза, как они резко дергаются при моргании и т.д. И что самое красивое — на всех кружочках в поле зрения картина примерно одна и та же, все эти плавные движения происходят синхронно по всему полю зрения. Но изображения в двух глазах, конечно, разные.

Концентрические кольца и прочие узоры, которые окружают пылинки и прочие границы — это проявление дифракции света. Да, дифракция действительно легко видна невооруженным глазом, по крайней мере близоруким людям! Более того, иногда даже видно пятно Араго-Пуассона (максимум яркости в центре геометрической тени) у совсем мелких пылинок (они кстати, на этой фотке видны). За всей этой «жизнью» иногда бывает забавно наблюдать.

3. Неравномерная освещенность. Пятнышко на предыдущем фото всё равно освещено более-менее равномерно. А я в реальности вижу пятна, яркость которых меняется от края к краю. Причем в двух глазах этот градиент яркости совсем не совпадает. Я попытался примерно изобразить то, как я реально вижу расплывчатое пятнышко без очков:


Это, кстати, создает дополнительные проблемы: два глаза «не знают», как им совмещать эти изображения, то ли по контурам кружочка, то ли по центру яркости.

Откуда у меня это берется, я так и не знаю.

4. Расстояние комфортного зрения. При близорукости плохо видны далекие предметы, но зато всё отлично видно вблизи. Более того, видно намного комфортнее, чем для обычного человека, потому что мне не требуется напрягать глаза. У меня расстояние комфортного зрения — 7 см. Т.е. я расслабляю глаз, словно я собираюсь смотреть вдаль, и отлично рассматриваю мельчайшие детали у предмета на расстоянии 7 см. Поскольку я без проблем могу рассматривать предметы так близко и поскольку с сетчаткой у меня всё в порядке, у меня получается выигрыш в «ближней зоркости».

5. Спектральный анализ. И наконец, супервозможность — я умею раскладывать свет в спектр! Посмотрю так боком на источник света и вижу отдельные линии излучения и т.д. Вот примерно так, только не столь четко:


Это умение, конечно, получается благодаря очкам, особенно с высокоиндексными стеклами (у моих коэффициент преломления 1,8). На краю стекла они выступают в роли призмы, которая раскладывает свет в спектр, и из-за того, что у меня большой минус, это разложение довольно сильное. Я без проблем отличаю лампы накаливания с их сплошным спектром от газовых ламп, вижу отдельные узкие линии излучения, легко отличаю, например, истинно желтый огонек от зеленого+красного. Ну а вкупе с разверткой по времени, которую я тоже умею делать невооруженным взглядом , мне становится доступной времени-разрешенная спектроскопия! В разумных пределах, конечно. :)

Кстати, еще один эффект, связанный с дисперсией света в сильных очках — огоньки разных цветов кажутся мне находящимися на разном расстоянии. При бинокулярном зрении (т.е. при взгляде двумя глазами) это вообще приводит к чудесным иллюзиям. Скажем, синий светодиод на поверхности какого-нибудь девайса для меня выглядит так, словно он висит в воздухе в нескольких сантиметрах над подверхностью. А разноцветная светящаящая неоновая вывеска для меня выглядит смонтированной на нескольких плоскостях.

К сожалению, на этом сверхвозможности близорукости исчерпываются. А жаль, ведь у света есть

Идеальное зрение у человека – довольно редкое явление. Чаще всего диагностируются такие отклонения, как близорукость либо дальнозоркость. Но в некоторых случаях могут быть близорукость и дальнозоркость одновременно. Такое состояние может быть вызвано либо пресбиопией, либо астигматизмом.

Коррекция миопии

Именно очки являются самым простым и безопасным способом коррекции патологии. В них используются вогнутые, способные рассеивать свет, линзы. Они способствуют правильному преломлению луча, при котором фокусировка изображения проходит естественным образом, т.е. картинка размещается на поверхности сетчатки.

Совет! Очки для коррекции близорукости практически всегда имеют знак «минус», тогда как дальнозоркость – всегда «плюс».

При начальной степени близорукости очки можно не носить, но это не значит, что с глазами все в порядке. Не стоит забывать, что отсутствие коррекции патологи приводит к ее прогрессированию. Если очки, все же, выписываются, то используются они исключительно для выполнения работы, требующей повышенного напряжения глаз. При выполнении действий вблизи, очки не используются.

При средней миопии очки необходимо носить постоянно, поскольку в этом случае предметы расположенные вблизи также приобретают размытые очертания. Достаточно часто при средней миопии рекомендуется использовать вторую пару очков для работы с предметами на близком расстоянии. Они всегда слабее основной пары на несколько диоптрий.

Совет! При высокой степени близорукости очки надо носить постоянно.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) – отклонение зрения, при котором изображении фокусируется за поверхностью сетчатки. Это значит, что четкими выглядят предметы, расположенные вдали, но вот ближние оказываются размытыми.


К симптомам дальнозоркости можно отнести:

  • плохое «ближнее» зрение;
  • плохое «дальнее» зрение, что типично для высоких степеней отклонения;
  • быстрая утомляемость глаз во время чтения;
  • перенапряжение глаз, сопровождающееся головной болью и жжением;
  • может формироваться косоглазие и амблиопия;
  • наблюдаются частые воспаления глаз.

При дальнозоркости может развиться глаукома и это одно из наиболее опасных осложнений патологии.

Причины гиперметропии

Причины патологии могут быть следующими:


Совет! При отсутствии адекватного лечения близорукость может перейти в дальнозоркость, что грозит усложнением клинической картины.

Коррекция патологии

Для коррекции дальнозоркости, также используются очки. Но в этом случае могут назначаться следующие виды:


Лечение патологий

Метод лечения, как дальнозоркости, так и близорукости должен подбирать специалист. Чаще всего это коррекция с помощью очков. При желании их можно с успехом заменить на контактные линзы.

В некоторых случаях может использоваться лазерная коррекция зрения либо проведена классическая хирургическая операция. Стоит понимать, что процесс лечения сугубо индивидуален. Начата терапия может быть только после проведения полного обследования глаз.

Введение

Что такое глаза и зрение? Казалось бы, для многих - это самая обычная вещь - открыл глаза и видишь... Всё вроде бы очень просто и привычно. Но так ли это на самом деле?

Самую большую часть, где-то 80% информации об окружающем мире мы получаем только благодаря глазам. При помощи глаз мы определяет расстояние, глубину, величину, цвет, движение объекта. Глаза способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимальный обзор.

Что же такое зрение? Как устроен глаз? От чего зависит качество зрения, что может сделать каждый ученик для сохранения зрения?

Мне кажется, что эта тема очень актуальна для всех. Ведь мы ежедневно напрягаем свои глаза, проводим много времени за чтением, у экрана телевизора и компьютера, не задумываясь о последствиях. А в результате, у многих школьников выявляются проблемы со зрением. Я провела опрос среди учеников начальной школы, чтобы выяснить, что известно им о проблемах зрения. И узнала, что у многих уже имеются нарушения зрения. Поэтому считаю своё исследование нужным и значимым.

Объект исследования : нарушения зрения у учащихся

Цели исследования: выявить причины нарушения зрения у школьников и разработать меры по профилактике наиболее распространенных заболеваний органов зрения

Задачи:

1. Выявить наиболее распространенные заболевания органов зрения у учащихся.

2. Определить причины заболеваний органов зрения у учащихся.

3. Исследовать современные методы профилактики заболеваний органов зрения.

Основная идея работы: от образа жизни человека зависит состояние его органов зрения. Человек, соблюдая некоторые правила, может предотвратить ухудшение зрения.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы :

· теоретический – анализ литературы по данной проблеме;

· анкетирование;

Вот что мне удалось выяснить:

Глаза и зрение

Как работает глаз?

На самом деле глаз устроен гораздо сложнее, чем принято о нём думать. Глаз соединен с головным мозгом при помощи зрительного нерва.

Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаз. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые распознаются в определённых участка мозга и обрабатываются.

Наш мозг ещё в самом раннем детстве "учится" сводить вместе изображения от обоих глаз так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объём предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трёхмерность изображения. Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ.

Как устроены глаза?

Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.

Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов.

Строение глаз изнутри

Шарообразную форму, твердость и упругость глазному яблоку придает заполняющая его студенистая жидкость, называемая стекловидным телом. На своем месте в глазнице глаз удерживается особым отростком. Внутри него находится зрительный нерв, передающий в мозг зрительные сигналы.

Заболевания глаз.

Близорукость и дальнозоркость.

К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость.

Миопия (Близорукость) – это частая патология рефракции глаза при которой изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими. Острота зрения становится ниже 1,0.
Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие - то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Близорукость и дальнозоркость в наше время обычно корректируются с помощью очков или контактных линз - они фокусируют изображение точно на сетчатку, предметы видны теперь отчетливо. Однако с глазного хрусталика и мышц напряжение не снимается. Они опять работают на пределе. Близорукость прогрессирует. Приходится покупать более сильные очки, которые, в свою очередь, дают новую нагрузку на глаза. И этот процесс кажется бесконечным.
Форма глазного яблока может также и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм.

Астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи.

Спазм аккомодации или усталость глазной мышцы - это значит, что зрение должно быть хорошим, но из-за усталости и перенапряжения глазной мышцы ученик видит плохо вдаль.

Обычно возникает в результате зрительного утомления при работе на близком расстоянии. Спазм аккомодации занимает значительное место в нарушении зрения у детей школьного возраста. По некоторым общероссийским данным, каждый шестой школьник страдает спазмом. У некоторых детей развивается стойкая школьная близорукость. Спазм аккомодации обычно возникает в результате следующих причин: напряженное всматривание вдаль; зрительное утомление при работе на близком расстоянии; действие на глаз очень яркого света. Симптомы: понижение остроты зрения при взгляде вдаль; быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии; боли в глазах, в области лба и висков.

Согласно литературным данным близорукость может быть выявлена в любом возрасте, но чаще, впервые обнаруживается у детей в возрасте 7 – 12 лет. Как правило, близорукость усиливается в подростковом периоде, а в возрасте от 18 до 40 лет острота зрения стабилизируется. Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей.

ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗ - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.

НЕПРАВИЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости. Если для работы на близком расстоянии используются неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.

Это важно: при первых признаках близорукости необходимо срочно обратится к офтальмологу .

Регулярное посещение офтальмолога обязательно для школьников. Те, у кого уже выявлены проблемы со зрением, должны посещать врача 2 раза в год. Те же, у кого проблем нет – не реже 1 раза в год.

Несмотря на огромную нагрузку глаз (а вместе с ним и головного мозга) и вызываемое этим ухудшение самочувствия и зрения, нашим глазам, как правило, почти или совсем не уделяют внимания, не дают отдыха и не заботятся о них!

Упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз (см. приложение)

Правила чтения:

1.При чтении не держите книгу на груди или на коленях.

2.Изменяйте расстояние от глаз до книги. Передвигайте стул, откидывайтесь на спинку, выпрямляйтесь. Словом, меняйте положение тела.

3.Не читайте лежа в постели.

4.Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз

5.Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.

6.Не читайте на ходу и при движении транспорта.

7.Почаще моргайте при чтении.

8.Не читайте на солнце.

Подготовка к безопасной работе за компьютером:

- Монитор устанавливается таким образом, чтобы он стоял не перед окном или на его фоне. Освещение при работе должно быть рассеянным, чтобы не слепило глаза и не отражалось от экрана. Расстояние от лица до монитора должно быть 60-70 см, а верхний край экрана - ниже уровня глаз.

Следите, чтобы воздух в комнате не был сухим. Установите увлажнитель или широкую ёмкость с водой. Почаще проветривайте помещение.

Старайтесь принимать поливитамины, чтобы избежать авитаминоза, особенно весной и осенью. Самыми ценными витаминами для нашего зрения являются: витамины A, B, C и E, а также такие микроэлементы, как селен, кальций, цинк и магний.

Правильное питание также очень важно для зрения. Старайтесь употреблять в пищу больше продуктов, которые полезны нашим глазам.

Морковь содержит большое количество каротина, который способен предотвращать развитие близорукости.

Укреплению здоровья глаз способствует регулярное употребление чая, заваренного из плодов шиповника и боярышника. Черника с древних времен ценится за ее лечебные свойства. На зиму рекомендуется заготовить чернику с сахаром.

Сок петрушки способствует восстановлению зрения, а также помогает при лечении катаракты, конъюнктивита и других глазных заболеваний.

В помидорах содержится очень полезное вещество ликопин, которое снижает риск развития катаракты и других возрастных заболеваний.

Полезна для глаз и тыква, ее можно есть в любом виде и в неограниченных количествах.

Рыбий жир, если ежегодно принимать его курсами, способствует укреплению глазных мышц и помогает при лечении глазных заболеваний.

Следует употреблять в пищу гречневую и овсяную каши, а также большое количество разнообразных овощей и фруктов. Это помогает справиться с усталостью глаз.

Заключение

В ходе работы я выяснила строение глаз и механизм получения информации при помощи органов зрения. Определила причины нарушения зрения. В школьный период возрастает нагрузка на глаза, несоблюдение гигиенических требований к организации рабочего места, а так же правил работы за компьютером являются причиной нарушения зрения у школьников. Для того, чтобы сохранить зрение, я подобрала комплекс упражнений и рекомендаций.

Подводя итог, напомню основные правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение.

Рабочее место должно быть равномерно освещено, а лучи света не должны попадать прямо в глаза.

Сокращение времени нахождения у телевизора и компьютера поможет уменьшить нагрузку на глаза и риск развития заболеваний органов зрения.

Гимнастика для глаз особенно эффективна в качестве профилактики нарушения зрения и на первых стадиях его ослабления.

Дальнозоркость и близорукость

Близорукость и дальнозоркость это самые распространенные дефекты зрительных органов.

Глаза дают человеку наиболее полную информацию об окружающей среде, поэтому любые нарушения в области зрения приносят массу неудобств и затрудняют ориентировку в пространстве.

Как работает оптическая система глаз

Картинка передается на сетчатку в уменьшенном и перевернутом виде, однако это изображение четко и в точности передает все детали рассматриваемого объекта. Способность четко видеть обусловлена свойствами хрусталика изменять свою кривизну. Это достигается путем расслабления или напряжения цилиарной мышцы.

При нормальном зрении (эмметропия) объекты фокусируются строго на сетчатке. Если место собирания лучей изменено, то возникают нарушения зрения – аметропии.

Что представляют собой близорукость и дальнозоркость

Как правило, ухудшение зрения связано с неправильной работой цилиарной мышцы. Это может быть вызвано возрастным изменениями. Мышца теряет эластичность и не в состоянии обеспечивать надлежащее изменение кривизны хрусталика. Сам хрусталик также подвергается дегенеративным изменениям и теряет способность легко менять свою форму. Это приводит к постепенному ухудшению зрения.

Чем отличается дальнозоркость от близорукости? При близорукости больной отлично видит предметы, которые близко расположены. Но объекты находящиеся вдали видны нечетко и размыто. При дальнозоркости наблюдается обратная ситуация – объекты вблизи пациент видит плохо, а то что расположено вдали видит очень хорошо.

Также отличие близорукости и дальнозоркости в том, что близорукость часто обусловлена генетической предрасположенностью и первые признаки начинают проявляться в подростковом возрасте, а дальнозоркость наоборот чаще диагностируется у лиц старшего возраста, так как объясняется возрастными изменениями в оптической системе глаза.

Близорукость

Причины возникновения близорукости сводятся к следующим основным:

  • генетическая предрасположенность;
  • слишком сильное перенапряжение глаз из-за длительной работы, требующей зрительного внимания.
  • отсутствие коррекции или неправильно подобранные линзы на ранних стаях миопии только способствуют дальнейшему прогрессированию патологии.
  • В глазу, страдающем близорукостью, картинка собирается перед сетчаткой. Если у пациента увеличена длина или глазная ось – промежуток от края роговицы до сетчатки, то такая миопия называется осевой. Если имеется небольшой радиус кривизны роговицы, то лучи света преломляются чрезмерно сильно и глаз характеризуется малым фокусным расстоянием. Такую близорукость называют рефракционной. Обычно эти две формы сочетаются.

    Близорукость

    Опасность близорукости заключена в том, что длинная ось глаза способствует растягиванию сетчатки, что создает вероятность ее разрыва или отслойки. Миопия обычно возникает в детском или подростковом возрасте и часто прогрессирует. Основной максимум этого процесса наблюдают во время обучения в школе, так как тогда у ребенка имеются сильные зрительные нагрузки. Также в это время организм ребенка интенсивно растет, увеличиваются в размерах все органы, в том числе и глаза. Иногда рост глазного яблока по переднезадней оси может сопровождаться нарушениями. Это приводит к ухудшению трофики тканей сетчатки, к разрыву или ее отслойке, помутнению стекловидного тела. Задачей офтальмолога является остановить развитие близорукости. От скорости прогрессирования близорукости зависит метод, который для этого используется.

    1. если процесс идет медленно, то применяют консервативный способ – ребенку прописывают специальные упражнения, которые тренируют глазные мышцы.
    2. если миопия прогрессирует очень быстро, то используется хирургический метод.
    3. Склеропластика – операция, при которой под слизистую в косые меридианы глаза к заднему полюсу глазного яблока прикрепляют специальные трансплантаты – маленькие отрезки биоткани. Операция выполняется без нарушения целостности глаз. Трансплантаты укрепляют задний полюс глаза и не позволяют ему удлинятся. Эта манипуляция только останавливает прогрессирование миопии. но не восстанавливает зрение. Однако ни один метод не позволяет дать абсолютную гарантию остановки развития миопии. Лицам, имеющим близорукость средней и высокой степени противопоказаны физические нагрузки.

      Как улучшить зрение при близорукости

      Ношение очков

      1. Исправление миопии при помощи минусовых линз – очков или контактных линз.

      Очковая коррекция это самый широко распространенный способ улучшить зрение. Но помимо положительных эффектов, очки имеют свои недостатки:

    4. нельзя заниматься активными видами спорта;
    5. очки приносят ряд неудобств – они запотевают, пачкаются, их можно разбить;
    6. у водителей очки создают проблемы с пространственным восприятием;
    7. способствуют перенапряжению боковых мышц, что ведет к дальнейшему ухудшению зрения;
    8. уменьшают стереоскопический эффект;
    9. очковой коррекцией невозможно добиться 100% исправления зрения.
    10. Но, несмотря на все это, очки и по сей день остаются самым простым, дешевым и безопасным методом улучшения зрения.

      Контактные линзы это достойная и современная альтернатива, которая может обеспечить полноценную жизнь, даже людям с высокой степенью миопии. Конечно, и при ношении контактных линз есть ряд неудобств: их нужно одевать и снимать каждый день, в них нельзя купаться, у некоторых людей возникают аллергические реакции, некоторым сложно привыкнуть к постороннему объекту в глазу, во время инфекционных заболеваний их обязательно нужно снимать, чтобы не инфицировать глаза.

      2. Фоторефрактивная кератэктомия

      Это современная технология, которая сейчас завоевывает все большую популярность. Для операции используют эксимерные лазеры. Наиболее эффективные результаты получают при коррекции близорукости до 6 диоптрий.

      3. Лазерная коррекция

      Это смешанная лазерно-хирургическая операция, которая не вызывает дискомфорт у больного и в кратчайшие сроки возвращает зрение. Коррекцию миопии таким способом можно проводить у лиц с миопией в –13 диоптрий и дальнозоркостью –10 диоптрий.

      Дальнозоркость

      Дальнозоркость

      Данная аномалия рефракции характеризуется, тем что изображение формируется не в самой сетчатке, а в области за ней. Это происходит или из-за того, что пациент имеет короткую ось глаза или очень плоскую роговицу, которая слабо преломляет лучи.

      Старческая дальнозоркость встречается практически у всех людей, достигших 45-50 летнего возраста. Это происходит вследствие нарушения аккомодационных свойств глаз – теряется эластичность хрусталика и способность мышц сокращаться.

      Иногда дальнозоркость может появиться и у ребенка. Обратите внимание на такие неспецифичные детские жалобы, как быстрое наступление усталости при работе, требующей зрительного напряжения, низкая успеваемость в школе нервозность и раздражительность. Проверьте у офтальмолога наличие дальнозоркости, так как на начальных стадиях способность к аккомодации еще высока и больной может видеть четко и вблизи и вдали. В этом случае объективные симптомы могут долго не появляться.

      Чем характеризуется дальнозоркость

    11. предметы вблизи видятся нечетко;
    12. объекты вдали также нечеткие и размытые (при больших степенях дальнозоркости);
    13. головные боли, чувство жжения, ощущение «песка» в глазах при длительной работе;
    14. у больного наблюдаются частые воспаления глазных органов (блефариты, конъюнктивиты, ячмень и другие);
    15. сильное переутомление глаз при чтении;
    16. появление синдрома «ленивого» глаза у детей.
    17. Дальнозоркость опасна тем, что возрастает риск развития глаукомы. Для такого глаза характерна сильно укороченная ось и смещение радужки и хрусталика кпереди. Это ведет к тому, что радужка блокирует частично или полностью дренажные протоки, через которые отводится внутриглазная жидкость. Это провоцирует рост внутриглазного давления и риск появления глаукомы.

      Одновременное наличие и близорукости и дальнозоркости

      Астигматизм

      Сочетание этих патологий может быть следствием наличия астигматизма и пресбиопии. Пресбиопия или старческая дальнозоркость развивается у подавляющего большинства населения после 45 лет. Такая патология, как уже указывалось выше, связана с нарушением эластичности хрусталика. Даже людям с уже имеющейся миопией не избежать пресбиопии. Если у человека была небольшая степень близорукости, то очевидно, что особых неудобств он не испытает. А вот для тех, кто имел миопию средней или высокой степени врач может назначить две пары очков – одни для чтения, а вторые для дали. Но их, возможно, заменить одними – бифокальными.

      Признаки старческой дальнозоркости

      Еще одновременное присутствие миопии и гиперметропии возможно при наличии астигматизма. В этом случае роговица имеет неправильную форму и в отдельных меридианах наблюдается разная преломляющая сила. Лучи собираются не в одной точке, как это бывает в норме, а в двух. Такой астигматизм называют смешанным.

      Близорукость и дальнозоркость. Очки

      У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

      Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

      Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

      Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

      Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

      Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

      Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

      Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

      Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

      Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

      Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

      Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

      При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

      При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

      1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

      ??????????????? ????? ?????? 7-11 ??????

      ???? 1. ???? ? ??????. ???????????? ? ??????????????. ????

      ?????????? ?????????: ?????? ? ????????.

      ????????????? ???????:

      1. ?? ????? ???????????: ?????? ????? ????????; ?????? ????????? ????? ? ????????????; ???? ?? ???????????? ? ??????????????.

      ??????? ??????. ??????, ??????? ?? ????? ?? ????? ??????? ???? ????????, ???????, ?????? ?? ?????, ??????, ????? ?????? ??????? ????? ? ??? ??? ???????????.

      ???? ?????? ?? ????? ???????? ????? ????????????? (?????? ????????? ????? ? ????????????), ??? ??? ?????????? ??????? ?????, ?????? ???????????, ?????? ? ?????????? ????????????.

      ??? ?? ???????????? ???? ???????? (?? ?????? ????????)?

      ??????? ????????. ???? ???????? ? ?????? ???????? ????? ????? ???????????? ????? (???. 1).

      1. ???????? ????? ????????

      25 ??. ???? ??????? ??????? ?????????, ?????????? ??????? (1). ???????? ????? ?????? ? ??????? ????????, ??? ???????? (10), ?????????. ?? ????????? ??????????? ???????? ???????? (7), ??????? ? ?????? ????? ????? ?????? ????. ????? ????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????????? ???????? (5) ??? ???????? ??????.

      12 ?? ? ???????? 1 ??. ?????? ???????? ?? ? ??????? 8 ??. ?????????? ??????????? 1,38.

      ??????? ????????. ? ?????? ???????? ???????? ??????? ????????? ? ?????? (6), ?????? ???????? ??? ?????? ???????? ???????, ??????????? ?? ??????????? ??????? ???????, ????? ????????.

      2?3 ?? ??? ????? ????????? ?? 6?8 ?? ??? ??????. ????? ??????? ???????????? ?????????? ?????, ??????????? ?????? ?????.

      ??????? ????????: ??????????????? ?????? ?????? ????????? ????????? (5), ?????????? ? ??????? ????.

      ??????? ??????: ????????? ?? ????? ?????? ? ?????????????? ?????. ??????? ??? 8?10 ??. ?????? ???????? ???????? ??????????? ? ??????? 10 ??, ? ?????? 6 ??. ?????????? ??????????? ???????? ?????????? 1,44.

      ??????? ????????. ????????? ??????? ???????, ?????????????? ??? ? ?????? (9). ?? ??????????? ??????????? ???????????? ???? (4). ??? ????????? ? ????????? ??? ????????? ????? ?????.

      ??????? ??? ??????? ???????? ????????? (?????????) (3), ??????? ????????? ? ?????????? ???????? (2). ???????? ???????? ????? ??????? ????? 0,5 ?? ? ??????? ?? ?????????? ?????, ?????????? ??????? ??????????? ?????. ???????? ??????? ?? ??????? ? ???????? ? ??????? ??????, ?? ??????? ??????????? ???? ? ???????? ????. ????? ????? ????????. 7 ? 106, ? ???????. 100 ? 106. ???????? ????????????? ? ??????????? ????? ????????, ? ?????? ?????, ? ???????? ? ??? ??????????? ????. ??????? ??????????? ??????? ??????? ? ?????????????? ?????? ????????.

      ??????? ????? ??????? ?????????????????????, ?? ?? ???????????? ?????????? ?????.

      2. ????????????? ??????????? ???????? ????? ????????

      ???????? ????? ????? ?????? ????????????????????? ? ??????? ???????? ?????.

      00 ???????? ????? ?????????????? ?????? ????????, ?????? ? ??????????.

      00′, ?????????? ????? ????? ?????????? ? ?????? ?????. ? ???? ??????????? ???? ????? ????????? ?????????????????????.

      ??? ?? ?????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????

      ????, ???????? ? ????, ???????????? ?? ???????? ??????????? ????? (????????) ?? ??????? ?? ? ????????. ??????? ?? ???? ???????????? ???? ???????? ????? ?????????? ?????????? ???? (40 ????). ????? ????, ??????? ????? ?????????, ??? ????????????. ?????????? ???? ?????????? 16?20 ????. ???? ??? ???????????? ? ???????? ?????? ? ???????????? ????, ?????????? ???? ???????? 3?5 ????. ????, ?????????? ???? ????? = 63 ????, ????????? ???? ?? ???????? ????? ?????????? ??????????????, ??????????? ? ???????????? ??????????? ??????????????? ?????????.

      ??????? ????????. ????, ????? ?? ????????? ??????????? ?????, ?? ??????? ??????? ????????, ?????????? ??? ?????????. ??????????? ?? ??????? ???????? ?????????? ? ????, ? ??????? ???????? ?????????? ???????????, ?? ???? ????? ????????. ??????? ?????? ?????????????? ??????, ??????? ?? ???????? ???????????? ?? ?????????????.

      ??????? ??????. ?????? ???????, ????? ??????? ?? ???????? ????????? ?????? ???????????, ????? ?? ????????? ?????? ? ?????????? ???????? ?? ??????? ? ????????. ??? ?????????? ??????, ??? ???????? ?????????? ??????????. ????? ?? ??????? ?? ??????? ????????, ?? ???????? ?????????? ???????????? ????????.

      ??????? ????????. ? ???? ?????? ?????, ?????????????? ?????????, ????? ??????????? ? ????????? ????? ???????. ? ????? ????????? ?????? ?? ??????????? ????????, ?? ????? ??????? ????????? (???. 3).

      3. ??????????? ?????

      ??????? ??????. ????? ???????? ?????????? ? ?????????? ???? ?????????????.

      12 ?? ?? ?????. ?????????? ???????? ???????? ?? ?????????? 12 ??, ??? ?? ??????????? ?????????? ?????????? ?????? (??????????? ???????? ?? ????), ??? ??????? ?????? ????????? ????? ????????????? ??? ?????????? ??? ??????????? ?????, ? 25 ??. ??? ??????? ?????????, ????? ??????, ???????, ????? ? ?. ?.

      ??????? ??????. ?? ????? ???????????? ???? ?????? ????? ????????

      ??????? ????????. ??-??????, ?? ????? ??????? ????????????, ?? ???? ????????????? ???? ??????. ??-??????, ?????? ????? ??????? ????????? ?????????, ????? ??????? ????????? ?????, ? ????? ?????? ?? ???. ???? ? ???, ??? ?? ???????? ?????? ? ??????? ????? ?????????? ?????? ???????????, ?? ??? ?? ????? ???????? ????? ? ??????. ? ??? ????? ???????, ??? ???????? ??? ????????, ??? ? ??????? ??????????? ??????? ? ??????????, ???? ??????????? ????????? ? ????? ???????? ? ????. ????????? ?????? ????? ???????, ?? ????? ???????? ?? ????????, ? ?????????.

      ?????? ????????? ??????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?? ???????? ?????.

      ??? ??????????, ???? ???? ??????????. ???? ?????????? ??????????, ???? ?? ? ????????????? ????????? ???????? ???????????? ???? ? ?????, ??????? ?? ????????.

      ?? ???? ?????????? ????? ? ???????????? ??? ??????????????. ??? ???????? ?? ?????????? ????????? ????? ?????????? ??????? ?????????.

      4. ????????? ?????:

      ? — ???????????; ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ??????? ????????? ???????? ?? ?????????? ?? ????????? ? ?????????? ?????? (???. 4 ?).

      25 ?? (?????????? ?????????? ??????), ?? ??????????? ?????????? ?? ?? ???????? (??? ? ??????????? ?????), ? ????? ? ??????????, ??????? ????????. ???????, ????? ??????????? ????????? ?? ????????, ???? ?????????? ??????? ? ?????. ?????????????, ? ?????????? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????? 25 ??.

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ???, ??? ???????? ???? ??????????? ????? ? ??????????, ?? ????????? ? ?????? ??????????.

      25 ??.

      ??????? ????????. ??????? ? ???????????? ???????? ???? ? ???????? ?????????? ??? ????? ????????? ? ???????? ???????????? ??? ??????????????. ????, ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ? ??????? ???????? ?????????? ?????????????. ??? ??????????? ???, ??? ?????, ????????? ?????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ???????????. ?????????? ??? ? ??-?? ?????????? ??????????, ????????? ??????????? ????????? ? ????????.

      ?? ???????????? ? ?????????????? ??????????? ??????????? ?????.

      ??????? ??????. ????? ?? ???? ??????? ????????? ??? ?????????? ???? ??????????? ???????

      ? ?????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?????? ?????, ?? ???? ??????? ????????. ????? ??? ????????????? ?? ????????, ???? ????????? ?????????? ???? ???????????? ??????? ?????. ??? ????? ????????? ???????????? ????? ? ????? (???. 5 ?).

      ?????????? ???? ??????? ????????????? ????? ???? ???????, ????? ??????????? ?????? ?? ????????, ??????? ? ????? ?????????? ?????????? ????? (???. 5 ?).

      5. ??????????? ????????? ?????:

      ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ??????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??? ?????, ??????? ?????????? ??????.

      ??????? ??????. ? ??? ????? ????????? ?????. ?? ???????? ? ???????? ? ???????? ???????? ??????? ????? ?????? ????? ? ?????. ????????? (XV?XVII ?????) ?????? ?????????? ? ????? ??????? ????? ????????, ????? ??????? ?? ????? ????????????, ?????? ???. ??? ??????????????? ????????? ?????? ? ???? ???????? ???????????? ????? ??????, ???????????? ????? ?????????????? ?????. ???? ????????? ???????, ??? ?????? ? ?????? ? ????? XIII ???? ????????? ?????? ????. ? ?????? ???? ????????? ? ????? XV ????. ??????? ??????????? ?????? ???? ?????????????? ?????? ?? ??????? ?????. ????? ????????? ??????? ??????? ?????? ? ????????????? ??????. ?? ??????? ????? ??????? ??? ??????? ?? ???. ?????????? ???? ??????????? ??????????? ???.

      3 ????, ?? ?????? ?? ??????????. ? ????? ??? ???????????? ???? ?????????? ????????, ?????????? ?????. ????? ???? ????? ?????, ????????, ?????????? ???? +3 ????.

      ??????? ????????. ?? ?????????? ????? ???????? ???? ??? ?????? ?????????? ????????? ? ?????? ?????. ???? ????????? ????? ??????, ??? ?????? ???????? ????? ????? ???? ? ???? ??????????? ??????????? ????? ?????????? ???????? ???????????? ? ??????? ????????.

      ??????? ??????. ??????, ??? ?? ????????, ????? ???? ??? ?????????? ?????, ? ????? ??? ????????????? ??????????? ????? ??????. ???? ???? ??? ?????????? ???? ? ????? ?? ???, ??????????, ???? ????, ? ? ???????????? ???? ???? ???. ??? ??????? ? ???, ??? ? ???????????? ???? ?????? ??????, ? ? ?????????? ? ??????????????.

      ??????? ????????. ??????, ? ????? ????? ? ?????????????? ????????? ????? ??????????? ????????????? ????? ????? ????, ??????????????? ?? ???? ????????????. ?????? ????? ???? ????? ????? ????? ????? ? ???????? ???????. ? ??? ????? ?????????? ??????? ????????? ? ???????????? ???????????.

      6. ????? ????????? ?????????????? ????????? ????:

      ? ? ???? ????; ? ? ???? ?????; ? ? ???? ????????

      ??????? ??????. ??????????? ????? ? ??? ??????????? ???????????? ??????????.

      180?.

      ??????? ??????. ??????? ?? ?????, ??????, ?? ????????????? ? ????? ?? ??????? ?????? ? ???????. ?????? ???????? ?????, ??????? ?????, ? ???, ??? ??? ??????? ???????????? ???????? ?????. ????????? ? ??? ???????????? ??????????? ????? ??? ????? ???????????, ????? ????????? ??????????? ???????.

      ??????? ????????. ???????, ??? ????????? ??? ???? ????????? ?????:

      1) ??????????? (???????????????);

      2) ???????????? (??????????????????);

      3) ?????????? (???????????).

      ??????? ??????. ?? ????????? ? ????? ????? ???????? ? ???????. ?????? ??????? ????? ? ????? ???? ????????? ? ? ?????? ?????????. ??????? ?? ????? ?? ????????? ?????? ?????????? ?????? ? ?????.

      Что такое близорукость и дальнозоркость и как лечить эти заболевания?

      Идеальное зрение у человека – довольно редкое явление. Чаще всего диагностируются такие отклонения, как близорукость либо дальнозоркость. Но в некоторых случаях могут быть близорукость и дальнозоркость одновременно. Такое состояние может быть вызвано либо пресбиопией, либо астигматизмом.

      Пресбиопия – это обычная старческая близорукость, диагностируемая у всех людей в возрасте старше 45 лет. Это именно тот возрастной рубеж, когда хрусталик становится менее эластичным. Определить, что у человека развивается астигматизм, может только врач.

      Механизм развития дефектазрения

      Понять, что собой представляют заболевания, поможет физика. Луч свет, после прохождения через зрачок, преодолевает еще несколько различных сред:

    18. роговица;
    19. передняя/задняя камера, зрительного органа;
    20. хрусталик и стекловидное тело.
    21. И только после этого воспринимается сетчаткой глаза. Желтое пятно, расположенное напротив хрусталика, принимает изображение и передает его на поверхность сетчатки в четком, но перевернутом виде.

      Способность видеть четкую картинку обусловлена способностью хрусталика глаза менять кривизну. Это становится возможным вследствие расслабления и напряжения мышц глаза. Если отклонений нет, то картинка фокусируется на сетчатке. При отклонении – место сбора лучей изменено.

      Чем отличается миопия от дальнозоркости?

      Основное отличие снова физика – длина преломления луча. Чтобы было более понятно, то:

    22. При миопии четким остаются изображения предметов, расположенных вблизи. При гиперметропии более четко глазом воспринимаются удаленные изображения.
    23. Близорукость чаше всего диагностирует в детском и подростковом возрасте, тогда как дальнозоркость – в основном удел взрослых людей пенсионного возраста.
    24. А теперь немного подробнее об этих заболеваниях.

      Близорукость (еще ее называют миопия) представляет собой дефект зрения, для которого характерно фокусирование изображения перед сетчаткой глаза. Если говорить более понятным языком, то человек, у которого близорукое зрение, хорошо видит расположенные вблизи предметы, но плохо различает удаленные. Все, что находится вдалеке, выглядит смазанным и нечетким.

      При близорукости острота зрения становится меньше 1.0. Зрение в этом случае корректируется при помощи минусовых очков.

      Какая бывает миопия

      Близорукость бывает трех форм:

    25. от ноля до «минус» трех диоптрий – слабая степень (начальная);
    26. от «минус» трех до «минус» шести диоптрий – средняя степень;
    27. от «минус» шести и выше – сильная степень.
    28. Причины развития близорукости

      Причины, по которым зрение становится хуже, довольно многочисленны:

    29. Генетическая предрасположенность. Если миопия диагностирована у обоих родителей, то вероятность того, что зрение у ребенка будет с тем же дефектом, вырастет вдвое.
    30. Повышенное напряжение глаз. Вызвать его могут, например, сильные нагрузки на глаза, при работе с расположенным очень близко к ним предметом, недостаточно хорошее освещение на рабочем месте и т.д.
    31. Отсутствие коррекции дефекта. Если при выявлении дефекта не будут использоваться коррекционные очки, то заболевание будет прогрессировать, а зрение ухудшаться.
    32. Совет! Лечение, начатое при первых признаках близорукости, позволяет практически полностью восстановить зрение.

      Прогрессирующая миопия

      Это определение дается особому состоянию глаз, когда зрение «падает» за год более чем на одну диоптрию. Чаще всего подобное состояние встречается у школьников, поскольку именно школа дает сильнейшую нагрузку на глаза ребенка. При этом довольно часто ребенок еще и неправильно сидит за партой, усугубляя имеющуюся проблему со зрением.

      Прогрессирующая близорукость накладывает некоторые ограничения на жизнь человека:

    33. при имеющейся патологии рекомендуется отказаться от любых занятий, связанных с подъемом значительных тяжестей;
    34. нежелательно длительное нахождение в согнутом положении с опущенной вниз головой;
    35. запрещены занятия спортом, где существует опасность резкого сотрясения тела (бокс, все виды борьбы и т.д.).
    36. Отсутствие адекватного лечения в конечном итоге приводит к существенному снижению остроты зрения.

      Коррекция миопии

      Именно очки являются самым простым и безопасным способом коррекции патологии. В них используются вогнутые, способные рассеивать свет, линзы. Они способствуют правильному преломлению луча, при котором фокусировка изображения проходит естественным образом, т.е. картинка размещается на поверхности сетчатки.

      Совет! Очки для коррекции близорукости практически всегда имеют знак «минус», тогда как дальнозоркость – всегда «плюс».

      При начальной степени близорукости очки можно не носить, но это не значит, что с глазами все в порядке. Не стоит забывать, что отсутствие коррекции патологи приводит к ее прогрессированию. Если очки, все же, выписываются, то используются они исключительно для выполнения работы, требующей повышенного напряжения глаз. При выполнении действий вблизи, очки не используются.

      При средней миопии очки необходимо носить постоянно, поскольку в этом случае предметы расположенные вблизи также приобретают размытые очертания. Достаточно часто при средней миопии рекомендуется использовать вторую пару очков для работы с предметами на близком расстоянии. Они всегда слабее основной пары на несколько диоптрий.

      Совет! При высокой степени близорукости очки надо носить постоянно.

      Дальнозоркость (гиперметропия) – отклонение зрения, при котором изображении фокусируется за поверхностью сетчатки. Это значит, что четкими выглядят предметы, расположенные вдали, но вот ближние оказываются размытыми.

      К симптомам дальнозоркости можно отнести:

    37. плохое «ближнее» зрение;
    38. плохое «дальнее» зрение, что типично для высоких степеней отклонения;
    39. быстрая утомляемость глаз во время чтения;
    40. перенапряжение глаз, сопровождающееся головной болью и жжением;
    41. может формироваться косоглазие и амблиопия;
    42. наблюдаются частые воспаления глаз.
    43. При дальнозоркости может развиться глаукома и это одно из наиболее опасных осложнений патологии.

      Причины гиперметропии

      Причины патологии могут быть следующими:

    • недостаточная кривизна роговицы, как в отдельности, так и в сочетании с недостаточной преломляющей силой хрусталика;
    • повышение плотности хрусталика;
    • короткая передне-задняя ось глазного яблока;
    • отклонение оптических показателей глаза;
    • наследственность;
    • влияние факторов окружающей среды.
    • Совет! При отсутствии адекватного лечения близорукость может перейти в дальнозоркость, что грозит усложнением клинической картины.

      Коррекция патологии

      Для коррекции дальнозоркости, также используются очки. Но в этом случае могут назначаться следующие виды:

    • Для работы вблизи. Здесь используются однофокальные линзы, которые помогают глазам видеть вдалеке.
    • Для дальних расстояний. Линзы очков в этом случае всегда слабее, чем степень дальнозоркости.
    • Бифокальные. Линзы в таких очках разделены на две оптические зоны.
    • Трифокальные. Здесь линзы имеют уже три зоны: для зрения вдаль, для близких расстояний и промежуточных.
    • Прогрессивные. Линзы в этом случае увеличивают оптическую силу сверху вниз и от обычных стекол визуально не отличаются.
    • Лечение патологий

      Метод лечения, как дальнозоркости, так и близорукости должен подбирать специалист. Чаще всего это коррекция с помощью очков. При желании их можно с успехом заменить на контактные линзы.

      В некоторых случаях может использоваться лазерная коррекция зрения либо проведена классическая хирургическая операция. Стоит понимать, что процесс лечения сугубо индивидуален. Начата терапия может быть только после проведения полного обследования глаз.

    Глаз иногда называют живым фотоаппаратом, так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата, но она значительно сложнее.

    Глаз человека (и многих животных) имеет почти шарообразную форму (рис. 163), он защищен плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя часть склеры - роговая оболочка 1 прозрачна. За роговой оболочкой (роговицей) расположена радужная оболочка 2, которая у разных людей может иметь разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость.

    Рис. 163. Глаз человека

    В радужной оболочке есть отверстие - зрачок 3, диаметр которого в зависимости от освещения может изменяться примерно от 2 до 8 мм. Меняется он потому, что радужная оболочка способна раздвигаться. За зрачком расположено прозрачное тело, по форме похожее на собирающую линзу, - это хрусталик 4, он окружён мышцами 5, прикрепляющими его к склере.

    За хрусталиком расположено стекловидное тело 6. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой 7 (сетчаткой). Сетчатка состоит из тончайших волокон, которые, как ворсинки, устилают глазное дно. Они представляют собой разветвлённые окончания зрительного нерва, чувствительные к свету.

    Как получается и воспринимается глазом изображение?

    Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза, в роговице, хрусталике и стекловидном теле (т. е. в оптической системе глаза), благодаря чему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемых предметов (рис. 164).

    Рис. 164. Формирование изображения на сетчатке глаза

    Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет мы воспринимаем прямым.

    А каким образом создаётся на сетчатке чёткое изображение, когда мы переводим взгляд с удалённого предмета на близкий или наоборот?

    В оптической системе глаза в результате его эволюции выработалось замечательное свойство, обеспечивающее получение изображения на сетчатке при разных положениях предмета. Что же это за свойство?

    Кривизна хрусталика, а значит, и его оптическая сила могут изменяться. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика, потому что мышцы, окружающие его, расслаблены. При переводе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна, а следовательно, и оптическая сила увеличиваются.

    Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией глаза (в пер. с лат. «приспособление»). Предел аккомодации наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Расстояние наилучшего видения (это расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения) для нормального глаза равно 25 см. Это следует учитывать, когда пишете, читаете, шьёте и т. п.

    Во-первых, мы видим большее пространство, т. е. увеличивается поле зрения. Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе и какой - дальше от нас. Дело в том, что на сетчатках правого и левого глаза получаются отличные друг от друга изображения, мы как бы видим предметы слева и справа. Чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно и создаёт впечатление разницы в расстояниях, хотя, конечно, изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами мы видим предмет объёмным, не плоским.

    Вопросы

    1. Как получается и воспринимается изображение глазом?
    2. Как создаётся чёткое изображение на сетчатке, когда переводят взгляд с удалённого предмета на близкий?
    3. Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

    Задание

    1. Используя дополнительную литературу и Интернет, начертите схему построения изображения в фотоаппарате.
    2. Подготовьте презентацию о современных фотоаппаратах и их использовании в быту и технике.

    Это любопытно...

    Близорукость и дальнозоркость. Очки

    Благодаря аккомодации изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный.

    Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке (рис. 165, а). Наиболее распространены два недостатка глаза - близорукость и дальнозоркость.

    Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза (рис. 165, б). Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом. Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке (как у нормального глаза), а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.

    Рис. 165. Недостатки зрения

    Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой (рис. 165, е).

    Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку, отсюда и название этого недостатка - дальнозоркость.

    Разница в расположении сетчатки даже в пределах одного миллиметра уже может приводить к заметной близорукости или дальнозоркости.

    Люди, имевшие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, ослабевают и способность аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься. Поэтому изображение получается за сетчаткой.

    Близорукость и дальнозоркость устраняются применением линз. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих недостатки зрения.

    Какие же линзы следует применять для устранения этих недостатков зрения?

    У близорукого глаза изображение получается внутри глаза впереди сетчатки. Чтобы оно передвинулось на сетчатку, нужно уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу (рис. 166, а).

    Рис. 166. Коррекция недостатков зрения с помощью линз

    Оптическую силу системы дальнозоркого глаза нужно, наоборот, усилить, чтобы изображение попало на сетчатку. Для этого используют собирающую линзу (рис. 166,6).

    Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр (или -2 дптр, -3,5 дптр), то, значит, он близорукий.

    В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.