Психосоматика бронхиальной астмы. Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание

Где находятся корни всех наших проблем? Ответ очень простой – в голове. Проанализируйте, что предшествовало обострению очередного заболевания. Скорее всего, накануне вы испытали стресс или столкнулись с очередной неприятностью. Отголосок ее нашёлся в теле в виде аллергической реакции, мигрени, повышения температуры и прочего. Проблемы психического плана приводят к серьезным заболеваниям организма, и часто причина недуга кроется не в вирусах или аллергенах, а в психическом состоянии человека.

Человеческое тело от природы наделено способностью подстраиваться под мысли и настроения. Оно подает сигналы в виде боли, дискомфорта, когда в результате стрессов, негативных эмоций одна из систем организма начинает работать неправильно. Чем дольше человек игнорирует свои эмоции, чем сильнее становится душевный протест, тем ярче станут болевые сигналы.

Как это работает на практике?

Предлагаем рассмотреть взаимодействие психики и тела на практике. Возьмем, например, такое хроническое заболевание, как астма. Как оно проявляется в период обострения? Больной лишается способности ровно дышать, затрудняется сделать полноценный вдох. Врачи, как правило, говорят, что данное состояние вызвано аллергеном.

На самом деле астма – сигнал того, что человек не желает «вдыхать полной грудью», т. е. полноценно жить. Возможно, он ошибочно полагает, что не имеет права жить самостоятельно, отсюда затрудненный вдох. Аллерген, запускающий приступ, – это олицетворение протеста. Больной не хочет жить, как ему велят, не выносит чего-то, однако в силу воспитания этого не проявляет. Он изо всех сил удерживает негодование в себе, «гасит» протест. Если в течение длительного времени эмоции игнорировались, человек жил в стрессе, угнетая свою волю, – развилось заболевание. Тело подало сигнал. Реакции со стороны человека не последовало. Тогда заболевание приобрело хроническую стадию.

Каков выход?

Измениться в один миг не сможет никто. Многие негативные установки по отношению к себе и окружающему миру закладываются на ментальном уровне. Однако пока первопричины заболевания не будут установлены, избавиться от него не удастся. Выходом становится комплексное лечение: у профильного специалиста и психотерапевта. Первый назначает медикаментозную терапию, дает рекомендации и контролирует течение заболевания. Задача психотерапевта – найти источник проблемы.

Стоит сказать, что в психосоматике присутствует многофакторность – одна болезнь может быть вызвана сразу несколькими причинами, не связанными одна с другой. Определив их, «отладив» психику, восстановив душевное равновесие, удастся избавиться даже от заболевания, которое мучало на протяжении многих лет.

Часто вам скажут – вы нерегулярно и неправильно питаетесь, и к тому же – курите. Поэтому гастрит и язва. Но психосоматику никак не списать со счетов: если вы истощены стрессом и не отдыхаете, как бы хорошо вы не питались, гастрит и язва весьма вероятны.

Гастрит – воспаление слизистой желудка – весьма распространенное заболевание, связанное с психосоматическими причинами, проявляющееся болью в области желудка и нарушениями пищеварения. При длительном стрессе нарушается кровоснабжение и функции слизистой желудка, падает иммунитет и ухудшается регенерация клеток слизистой, которая работает в сложных условиях – кислота и ферменты. Гастрит свидетель стресса, поэтому консультация психотерапевта при гастрите желательна.

ЯБЖ и ЯБДК – язва желудка и двенадцатиперстной кишки – это более серьезное поражение слизистой и подлежащих тканей, при которой образуется рана, не покрытая клетками слизистой, которые имеют защиту от кислоты и ферментов. Сопутствует язве инфекция хеликобактер пилори, это очень распространенный микроб, при нормальном иммунитете и отсутствии дистресса его развитие маловероятно. ЯБЖ и ЯБДК – обязательно нужна консультация психотерапевта, и даже – психотерапия.

Дискинезия желчевыводящих путей – это нарушение движения желчи по каналам из желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку. Движение регулируется сфинктерами и перистальтикой желчного пузыря – эти реакции не управляются сознанием и нарушаются в тревожном и стрессовом состояниях. Этот диагноз более чем причина обратиться за помощью к психотерапевту.

Синдром раздраженного кишечника , СРК - порой показанный в художественных фильмах как что-то комичное на самом деле реально портит жизнь. Причиной его является нарушение кровоснабжения, перистальтики и микрофлоры – вследствие стресса и психических перегрузок, переработок. Явное психосоматическое нарушение ЖКТ, нужен психотерапевт.

При различных симптомах, которые диагностируются как нарушение нормальной работы сфинктеров и перистальтики – это отрыжка, рефлюксы, обратная перистальтика, неполное закрытие сфинктеров или спазм – также находят стрессовые и психические предпосылки. Лечение у гастроэнтеролога и психотерапевта должно быть союзным, если в подходе к вам как к пациенту эти врачи не сходятся в работе – выбирайте других специалистов.

Психосоматика органов дыхания

Дыхание является одной из основных функций организма человека, без которой в принципе невозможна жизнь. С дыханием связаны многие физиологические функции, такие как: - доставка кислорода к органам и клеткам; - выделение углекислого газа; - регуляция температуры тела; - выведение жидкости из организма. Таким образом, роль дыхания сложно переоценить, ведь без него человек не может прожить и несколько минут. В то же время необходимо отметить, что дыханием человек не всегда пользуется так, как ему предназначено физиологически, и в зависимости от многих ситуаций дыхание может сбиваться и работать в другом режиме. С психосоматической точки зрения дыхание является не просто необходимой жизненной функцией, но также и выражением внутреннего состояния человека.

Как жизненные ситуации влияют на дыхание

Главным органом, который обеспечивает процесс полноценного дыхания, являются легкие человека. В повседневной социальной жизни человека часто возникают ситуации аффективного и ситуационного плана, когда оказывается существенное влияние на функции легких. Например, в тот момент, когда человек испытывает страх либо гнев, в работе легких происходят изменения и дыхание становится учащенным. В то же время, когда человек находится в уравновешенном и спокойном состоянии, дыхание спокойно, и вдох гармонично следует за выдохом. Такое идеальное дыхание в современной жизни, к сожалению, достижимо чаще всего только в процессе сна. Как только человек попадает в состояние, под влиянием которого он испытывает негативные эмоции, это приводит к возбуждению, и выливается в соответствующий тип дыхания, а также может приводить к гипервентиляции.

В состоянии парализующего ужаса часто также возникает ситуация, при которой человек не может сделать вдоха. Психологи считают, что посредством вдоха и выдоха человек не только поддерживает работу всех своих внутренних органов, а также общается с окружающим его миром. Как правило, основной проблемой с дыханием, с которой сталкивается человек, является одышка, которая мешает нормально жить. При возникновении невротического дыхательного синдрома у пациентов проявляются такие проблемы, как необходимость дышать глубоко, при этом пациенты все равно чувствуют нехватку воздуха и стеснение в области груди.

Невротические проявления, отражающиеся на дыхании

Частыми спутниками невротического дыхательного синдрома являются ощущения зуда в конечностях, а также пустоты в голове. При этом, когда человек начинает глубоко дышать, появляется ощущение удушья, а также возникает чувство парализующего страха. Часто у пациентов также возникают спазмы верхней губы и могут цепенеть руки. Примечательно, что данное заболевание наиболее активно проявляется у женщин, либо у молодых людей.

Главные симптомы одышки

Наиболее явными признаками одышки являются измененные типы дыхания, а также увеличение его объема. Нормальное дыхание происходит с периодическими вздохами, и может изменяться вплоть до гипервентиляции. В результате возникает полипноэ, которое само по себя является проявлением психосоматического расстройства. Следует помнить, что одышка одышке рознь. Очень часто она имитирует бронхиальную астму, а также может иметь неприятное звуковое сопровождение со стороны органов дыхания. Такие состояния подвергаются не просто коррекции, а полноценному лечению. Для этого используется специальная аутогенная тренировка, которая позволяет перевести дыхание в комфортное диафрагмально-брюшное.

Клиническая картина бронхиальной астмы

Бронхиальная астма отличается нарушением секреции, а также сильным отеком слизистых. Большинство факторов, под воздействием которых возникает астма, легко определяется как психосоматические. Пациент в момент приступа испытывает острую нехватку кислорода, ему трудно сделать вдох. Как правило, люди в этот момент неконтактны, и стараются держаться подальше от других людей. Данная особенность – ключевая в том случае, если необходимо отличить астму от отдышки. Обострения астмы вызываются самими пациентами, так как они сами запускают ошибочные условные рефлексы, провоцируемые настроением либо эмоциональным состоянием. Основные психосоматические раздражитель заболевания - ярость, гнев, разлука, страх, аллергия, расстройство настроения.

Методы лечения психосоматических нарушений дыхания

Пациентам с астмой и другими расстройствами дыхания рекомендуется прохождение курсов психотерапии. Эффект, которого должен добиться врач – убедить пациента в обратимости приступа. Основными методами воздействия является семейная психотерапия, гипноз, групповая психотерапия, а также различные индивидуальные комбинации терапий.

1.2. СИНДРОМ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ


Картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план (Любан-Плоцца и др., 2000).

В поведенческом выражении своих эмоций больные силь но стеснены. В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность (Rose , 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию (Bach , 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

Таким образом приобретается опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой этой безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания. Даже если поведение партнера становится оскорбительным или фрустрирующим, каждый протест следует сдерживать, т. к. бунт все равно не имеет смысла. Биография этих больных показывает, что они вновь и вновь направляют себя в такие отношения беспомощной зависимости, одновременно переживая бессильный страх при угрозе потери таких значимых лиц окружения, отношение к которым сохраняется амбивалентным (Rose , 1976).

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Психотерапия

Чтобы понять имеющиеся нарушения и проводить лечение, психосоматический анализ каждого нарушения функции дыхания должен раскрывать роль дыхания и значимость той или иной формы его нарушения, исходя из общей ситуации больного. Речь при этом идет не только о тривиальном психосоматическом, а о значительно более сложном, системно связанном сочетании соматических, психических, социальных и иных значимых факторов (Любан-Плоцца и др., 2000). Относительно часто при выраженных невротических и психосоматических заболеваниях (истерия со страхами, кардиофобия) приходится слышать о перенесенных в подростковом возрасте невротических дыхательных приступах.

Если симптоматика сохраняется долго и конфликтный генез невротического характера дезактуализируется, следует думать об индивидуальной или групповой терапии, хотя обычно склонить к ней больных бывает трудно. Могут использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, психодрамы, семейной психотерапии.

При хронических гипервентиляционных состояниях показана дыхательная терапия или аутогенная тренировка по методике Шульца — перевод ненормального (большей частью грудного) дыхания на более легкое диафрагмально-брюшное. При аутогенной тренировке большей частью бывает достаточно достигнуть первой основной ступени — упражнения по концентрации внимания на переживании покоя и тяжести, которые при правильной технике аутогенной тренировке вначале снимают напряжение в мышцах рук, а затем постепенно вызывают расслабление всей мускулатуры.

Результаты использования различных направлений психотерапии для лечения гипервентиляционного синдрома рассмотрены в указанных работах (Han et al ., 1996; Nixon , 1994).

Позитивная психотерапия при заболеваниях дыхательной системы

Астма и гипервентиляционный синдром — способность при помощи симптома настойчиво обращать на себя внимание (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть).

Расстройства и физиология. Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, наступление и движение, становление и завер шение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно: при активном втягивании воздуха — как напряжение и при (обычно пассивном) выпускании его — как расслабление.

Процесс дыхания происходит самопроизвольно, автоматически, под влиянием разнонаправленных импульсов нервной системы. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при радости. Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой"атмосфере», о «тяжелом» или «душном» воздухе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах, это важный фактор риска заболеваний дыхательной системы.

Актуальный конфликт. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и справедливости, т. е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр. Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом: больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. Этот страх, в свою очередь, усиливает спастическую реакцию.

Базовый конфликт. Люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «соберись», «постарайся», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «возьми себя в руки», «что подумают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт веж ливость/прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление порочного круга.

Актуальные и базовые концепции. Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «нагнетать атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность «выпустить пар». Если исходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Актуальная способность: «искренность/честность».

Определение и развитие. Способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правдивость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях — открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием нечестности.

Как об этом спрашивают. Кто из вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности? Как вы реагируете, если кто-то вас обманывает? Насколько вы правдивы, прибегаете ли вы иногда ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; что на уме, то и на языке; проглатывать обиды; держать язык за зубами.

Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; заносчивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потливости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нуж ным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые сегодня недовольны вашей откровенностью, после будут вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о делах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Понаблюдайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными способностями вам особенно нелегко быть искренним.

Опросник к бронхиальной астме и синдрому гипервентиляции

1. Можете ли вы «выпустить пар» при гневе или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3.Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5.Можете ли вы сказать о своей работе, что вы чувствуете себя ограничиваемым, задавленным, перегруженным?

6. Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют вам «на нервы»? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом? Или вы «задерживаете дыхание»?

7.Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Знаете ли вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы у вас не стало проблем?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

В психосоматике основными симптомами всевозможных заболеваний, расстройств и синдромов считаются одышка, тошнота, рвота и депрессивное состояние. Именно эти признаки сопровождают многие психосоматические расстройства, симптомы эти ярко выражены, и родители просто не могут не заметить, что с ребенком творится что-то неладное. О причинах проявления симптомов психосоматических состояний вы узнаете на этой странице.

Симптом психосоматических расстройств: одышка

Под воздействием негативных эмоций (гнева, ярости, страха), а также при радости и волнении дыхание учащается. Внезапные потрясения и испуг могут спровоцировать кратковременную задержку дыхания. В комфортном и уравновешенном состоянии дыхание у здорового ребенка спокойное. Изменение дыхания в связи с эмоциями подтверждают также наблюдения из жизни - всем знакомые горестный вдох и выдох с облегчением.

Такой психосоматический симптом, как одышка, является ведущим симптомом бронхиальной астмы, что говорит о скрытой потребности в любви, нежности, о необходимости поддержки при внешней агрессивной настроенности. Дети с предрасположенностью к бронхиальной астме отличаются повышенной реактивностью в ответ на поведение окружающих и восприимчивостью к запахам, стремлением соблюдать чистоту.

Симптомы психосоматических нарушений: тошнота и рвота

Такие психосоматические симптомы заболеваний, как тошнота и , являются признаками нарушения пищеварения (двигательной активности желудка и тонкой кишки). Тошнота и рвота возникают непроизвольно в ответ на то, что ребенку не нравится, сопровождаются ощущением распирания в подложечной области и могут возникать после употребления разных продуктов, чаще жирных.

Эти симптомы психосоматических нарушений могут возникнуть в связи с переживанием ребенком стресса, вовлечением в конфликт, умственными и эмоциональными перегрузками. Дети, у которых появляются подобные психосоматические реакции, характеризуются зависимостью от родителей, особенно от матери, пассивностью и склонностью к депрессии.

Симптом психосоматических состояний и синдромов: депрессия

Депрессия, проявляется в виде стойкого, продолжительного снижения настроения. Чаще оно отмечается у подростков и сопровождается снижением общего тонуса - двигательной заторможенностью и замедленным мышлением. У детей дошкольного возраста депрессия встречается редко или остается незамеченной, так как для них свойственна высокая активность (подвижность, любознательность, желание общаться).

Этот психосоматический симптом синдромов свидетельствует о подавлении скрытых эмоций, недовольстве собой, неумении находить положительные эмоции. Чаще она возникает при неблагоприятной обстановке в семье (конфликты и развод родителей), связана с появлением другого ребенка в семье, утратой близкого. Более подвержены депрессии подростки с узким кругом интересов, замкнутые, стеснительные, эмоционально отвергаемые родителями.

В период депрессии у ребенка отмечается пониженное настроение, раздражительность, вялость, снижение или повышение аппетита, нарушения сна (сонливость днем и бессонница ночью, кошмарные сны). В этот период ухудшается школьная успеваемость, ребенок не желает ходить в школу, ничего не хочет делать. Он становится более замкнутым, безразличным, порой проявляет агрессию. Подросток страдает от комплекса неполноценности, ощущения вины, скуки, может жаловаться на ухудшение самочувствия.

Статья прочитана 844 раз(a).

В этой статье мы поговорим о скрытых причинах астмы, что мешает дышать свободно и непрерывно. Разберем какие способы лечения существуют, и что они дают. Поговорим о гневе и его выходе через дыхание. А так же предложим вам пару действенных упражнений для выздоровления.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание дыхательных путей. Как правило, оно сопровождается приступами удушья, хрипами, заложенностью в груди и одышкой. Есть две основных разновидности астмы – аллергическая и неаллергическая.

Лечить это заболевание довольно трудно, так как врачи сами до сих пор полностью не разобрались в его природе. Болеющий получает общие рекомендации, противопоказания и рецепт на «болончик воздуха».

У каждого страдающего астмой есть свой особо опасный период обострения: весна-осень, цветение растений, загазованность, пыль и так далее. Но все без исключения хотят дышать свободно, подниматься в горы без одышки, перестать задыхаться от запахов.

Психологические причины бронхиальной астмы

Самая явная причина – это удушье собственными эмоциями. В жизни человек переживает много отрицательных эмоций, но далеко не все выплескивает. А ведь эмоциональная гигиена очень важна.

У астматиков самая острая эмоция – это не проявленный гнев. Гнев на себя, на родных, на окружающих, на коллег. Этот гнев удушает, не даёт свободно вздохнуть.

Вторая причина – недостаток душевного тепла от близких людей. Здесь психосоматика проявляется в нехватке воздуха, как любви. Вам хочется, чтобы родные больше обращали на вас внимание, обнимали, жалели порой, хвалили, любили. Вы чувствуете себя одиноко, и астма как крик о помощи.

Как избавиться от болезни?

Стандартная медицина не дает нам путей полного выздоровления. Вы можете уменьшить свои приступы, снизить порог аллергических реакций, но не излечиться полностью. Но в медицине психосоматики полное выздоровление возможно!

Конечно, для этого потребуется время и ваше желание изменять свою жизнь. Но для многих это разумная цена. Так какие методы нам предлагают психологи?

Первый шаг - это провести полную очистку от негатива. Дело довольно тяжелое, но отдача колоссальная. Для этого разработано много техник, тренингов, упражнений, много написано книг. Несколько из них мы приводим в конце статьи. Так же очень действенны личные встречи с психологом. Избавление от негатива, а тем более гнева – как волшебная палочка не только в проблемах с дыханием, но и со здоровьем в целом.

Второй шаг – научиться себя любить. Когда человек любит себя сам, он меньше нуждается в любви и одобрении окружающих. Для него самый главный источник тепла – он сам. Конечно, нам хочется, чтобы и близкие проявляли свои чувства, особенно супруг или супруга, но здесь есть волшебное правило. Когда вы начинаете себя любить, другие люди это чувствуют и им тоже хочется любить вас.

Как это работает? Да просто человек по своей природе тянется к прекрасному, ему не хочется обнимать человека, если он чувствует давление и обязанность это делать. А вот если от него ничего не хотят, он сам тянется к источнику прекрасного. Это работает без исключений!

Начните о себе заботиться, уделять себе время, следить за внешним видом и здоровьем, найдите себе хобби, выбирайтесь в люди. Любите себя сами, и любовь других не заставит себя ждать.

Так эти два главных шага помогут вам наладить баланс внутри себя, а как следствие начать искоренять астму. Не стоит недооценивать стандартную медицину, но при комплексном подходе вы добьетесь гораздо больших результатов.

Способы избавления от негатива

  1. Побейте подушку. Почувствовали гнев или раздражение? Уйдите в комнату и отколотите, как следует, подушку, пока есть силы. Советуем завести для этого отдельную подушку.
  2. Выпишите на бумагу и порвите. Если нет возможности бить, можно взять лист бумаги и выписать туда все свои мысли и чувства, а потом порвать на кусочки и выбросить.
  3. Кричите. Один из самых действенных способов – отпускать эмоции с голосом. Если у вас есть машина, кричите в ней, если ее нет, можно налить в таз воды, опустить туда лицо и крикнуть, что есть мочи. Мы гарантируем, что никто не услышит, а вам станет легче.

Группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика - это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.


Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.