Переживание эмоции страха в контексте развития личности. Появление чувства страха. Видео: Говорит психолог

Эмоция - страх

В психологии страх обозначает эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник воображаемой или действительной опасности.. Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога в отличие от страха представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты. Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Естественными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объектов, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и эти страхи в дальнейшем ведут нас по жизни, где индивид придает одному из них первостепенное значение. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, где переживание - это работа сознания на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, а также проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, также как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я »; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которых могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможной опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный, острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7мес.), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес.), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности.

Основная функция развития ребенка есть познавательная сфера окружающего. Ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей.. Человек боится неизвестного, тем более дети. Но родители не в силах полностью защитить ребенка от реальных страхов. И дети имеют ограниченный запас слов и, следовательно, не развитое мышление, чтобы точно описать свое эмоциональное состояние. Поэтому в конечном итоге, какой-то страх остается у ребенка, с которым он сам пытается справиться.

Страх у детей отличается заметной тенденцией к генерализации (испугавшись кошки, он боится и собаки, и постороннего человека, и быстро перемещающегося транспорта) и рецидивированию (возникающий однажды страх легко повторяется в последующие ночи). Прогностически неблагоприятной является смена кратковременных ночных страхов более продолжительными; страха, не сопровождающегося полным пробуждением и сохранением испуга в бодром состоянии; распространение ночных страхов на дневное время (дневной страх); появление у такого ребенка боязливости в вечерние часы, предшествующие сну, и, наконец, возникновение элементов вычурности в фабуле страха. .

На 2-м году жизни ребенка, как в структуре, так и в содержании страха часто преобладают моторные компоненты (страх стоять после неожиданного падения; страх ходить после ушиба и пр.). Позднее на 3-4-м году, содержание страха приобретает большую аффективную выразительность. Более типичными становятся сопутствующие вазовегетативные явления, а пугающий объект начинает находить оформление в речи. Вегетативные компоненты страха обычно представлены резким дуффузным покраснением либо побледнением, потливостью, учащением сердцебиений, состоянием острой разлаженности дыхания («закатывания»).

Фабула страха ограничивается в эти ранние годы повторением отдельных слов либо простых сочетаний их (страшно, боюсь, боюсь дядю и т.д.). В нашем исследовании диффузный страх личности несет в себе негативно окрашенную эмоцию т.к. во-первых, он загоняет личность в определенные рамки построения межличностных отношений, во-вторых, обладает в большей степени детерминизмом, нежели свободой действий человека.

В первые два года жизни человека гиппокамп - структура, опосредующая процесс контекстуального научения, - еще недостаточно развит, чтобы функционировать в полную силу. Если в этом возрасте ребенок будет напуган некими естественными сигналами опасности (такими, как высота, одиночество, необычность объекта), то не исключена вероятность ассоциирования страха с теми или иными случайными объектами, сопутствовавшими ситуации испуга, в результате чего эти случайные объекты могут стать условными стимулами страха. Младенец еще не способен к контекстуальному научению, его память не сохраняет информацию контекстуального, или пространственного, характера, он не в состоянии зафиксировать, когда, где и при каких обстоятельствах обретена им условная реакция страха. Став взрослым, он не в состоянии будет понять, откуда произошли его неуместные и неадекватные реакции на внешне безобидный объект. Такого рода внеконтекстуальные младенческие страхи заявляют о себе, как правило, в периоды тяжелого стресса, когда гиппокамп отказывается исполнять функцию контроля над поведением, отдавая ее на откуп таксонной системе. В этом состоянии человек вспоминает (или заново приобретает) инфантильные страхи, он актуализирует младенческие условные связи и переживания, забытые ввиду отсутствия контекстуальной информации о них. Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по крайней мере, - биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорожденному ребенку предъявить эффективный стимул, он отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызывает на лице младенца выражение отвращения. Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то можно говорить о преобладании определенных стимулов или условий, поскольку мы с легкостью научаемся бояться их.

Говоря о страхе, мы делаем свой акцент не на неврозах, имеющих в своей основе фобии, а на обыкновенный навязчивый страх, который имеет обыденное содержание, чаще навеянное услышанными рассказами, сказками или простыми, пережитыми ребенком ситуациями. Появление страха преображает все поведение ребенка. По мере взросления ребенка, он принимает те нормы и ценности, которые навязывает то общество, где он развивается, и страх, например образа Бабы-яги и весь смысл, связанный с этим образом, трансформируется в более приемлемый и оправданный для общества страх и истинный смысл этого страха вытесняется человеком в бессознательное но продолжает влиять на дальнейшее поведение индивида. Здесь играют важную роль психологические защиты, одна из которых - вытеснение. Вытеснение - один из видов психологической защиты - процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида, и переживаясь им как тревога, страх и пр.. . В нашем исследовании вытеснению отводится ведущая роль т.к. этот процесс сопровождает индивида всю его жизнь, влияя на поступки, заставляя человека действовать по одному и тому же шаблону.

Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе которого происходит удаление из памяти и забвение патогенных переживаний. Цель его - устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожение «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако, продолжает действовать и влиять на душевную жизнь под действием некоторого раздражителя; оно ведёт к психическим следствиям, которые можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и которые остаются не понятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, которые становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики всё же прорывается в сознание, и к тому же неразрешённый конфликт проявляется, как высокий уровень тревожности и чувства дискомфорта. .

Еще одна важная разновидность детского страха - это ночной страх -состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождающееся криком, плачем, вегетативными реакциями, мимикой страха, ужаса и часто пробуждением. Ночной страх - может быть одним из симптомов психической болезни, наблюдаемой уже у детей второго года и последующих лет жизни. Наиболее типично появление ночного страха в период первого возрастного кризиса (2-4 года). Содержание ночных страхов, как правило, малодифференцировано и у маленьких детей всегда навеяно неожиданностью фабулы рассказов окружающих либо резко возникающими изменениями привычной обстановки. Здесь стоит более подробно остановиться на сновидениях и рассмотреть их функции. Любое сновидение является осмысленным психическим феноменом, которое включено в душевную жизнь бодрствования. Сновидение очень часто возвращает нас в повседневную жизнь, а не вырывают из нее. Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и факторами всей предшествующей жизни. . Мы можем сказать даже: чтобы не представляло собой сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, разыгравшейся на фоне этой действительности. Что бы ни представляло собой сновидение, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комичные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни или уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышлении - короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне.. Весь материал, образующий сновидение, так или иначе, происходит от реальных переживаний и во сне лишь вспоминается. Самое заурядное явление сновидения в том, что оно дает нам доказательство наших познаний и воспоминаний, которыми не обладает человек в бодрствующем состоянии. Одним из источников, из которых сновидения черпает свой материал, являются детские годы. Ночные страхи, преобладающие у маленьких детей, с возрастом возникают все реже, прекращаясь, как правило, к 10-12 годам. Ночные и дневные страхи в младшем детском возрасте, имея тенденцию к повторению, легко приобретают характер навязчивых. Типичны для этого возраста страх одиночества и страх темноты. Родители в этих случаях вынуждены брать ребенка к себе в постель, не гасить свет в его комнате и пр.

Страх - очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Воспитание устойчивости к страху обычно направленно не на избавления от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

Вряд ли можно найти хоть одного человека, который ни разу не испытывал страх. Каждый из нас имеет травмирующий опыт и даже могли испытывать психологическое заражение страхом.
К.Э.Изард пишет: "Страх очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации. сигнализирующей нам об опасности.
Интенсивный страх создает эффект "туннельного восприятия", то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать,что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Слабый страх переживается как тревожное предчувствие,беспокойство. По мере нарастания страха человек испытывает всё большую неуверенность в собственном благополучии. По мнению Томкинса (Tomkins, 1963), страх - самая токсичная, самая пагубная эмоция. Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить человека жизни,достаточно вспомнить случаи смерти, вызванной страхом перед "порчей"(с.311-312).
Страх рассматривается в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью,гневом и печалью. Страх является эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога является эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части не распознанных опасностей, в то время как фобии представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов и ситуаций. Слова "страх", "тревога" и "фобии" означают состояние возбуждения, возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причём страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиологические состояния[Психологическая энциклопедия под ред. Р.Корсини и А.Ауэрбаха.М.: Питер, 2003, c.867].
По мнению А.И. Захарова условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на неё; 2)тревога скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холеристическим, страх - флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределённый и абстрактный характер, страх - более определённый и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником прошлый опыт; 6) не смотря на свою неопределённость, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленная форма психического реагирования при наличии угрозы. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким, образом, может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.

Страх
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Страх в психологии
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
]Страх в психологии общения
Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.
Фобии
Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями».
Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее - страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.
Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.
Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

Страх у человека

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.
Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", "фобии" и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, диффузный страх - "тревогой".
Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определенным предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.
Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.
Степени и виды страха

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.
Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. Он разделяет все страхи на три группы:
биологические,
социальные,
экзистенциальные.
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.
Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны - болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой - социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких - на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.
Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) - записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.
Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
Физиология
У пациента, миндалевидное тело которого оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось полное отсутствие страха.
Два нейронных пути страха
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как нереальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.
Примечания
1. Статья «Страх» в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»
2. Леонтьев, Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). - Москва, 1971.
3. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. - Питер,2007. - С. 54. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
4. Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. - Питер, 2007. - С. 292. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
5. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. - М.: Медицина, 2003. - Т. 1-4. - 2440 с. -2000 экз. - ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X
7. Щербатых Ю.В. Избавься от страха. - М.:Эксмо, 2011. - 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
8. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear - Current Biology, Published online: December 16, 2010
9. Richard Alleyne A woman with no fear could help traumatised soldiers - The Telegraph, 16.12.10
10. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха - NEWSru.com, 17.12.10
11. Joseph le Doux. The Emotional Brain. Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998
Литература
Фрейд З. «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“»
Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. № 9.
Берзин А. Работа с чувством страха.
Гуляихин В.Н., Тельнова Н.А. Страх и его социальные функции // Философия социальных коммуникаций. 2010. № 10. С. 53-60.
Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998.- 282 с. ISBN 5 88242-094-6
Щербатых Ю.В.Психология страха.- М.:Эксмо, 2007.- 512 с.ISBN 978-5-699-11053

Чувство страха
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_straha
Чувство страха - переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь все не так. Это - страх.
Точнее, это не страх, а чувство страха. Чувство страха и страх (страшное) - вещи разные, хотя их часто путают. На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно.

Бодрые дети любят все Страшное, там же можно побояться!

Смысл чувства страха
Если рядом опасность - нужно или спрятаться (застыть), или драпануть (убежать). И нужен удар неприятным ощущением, чтобы сейчас все это произошло мгновенно, а на будущее чтобы подобных ситуаций избегать. Плюс функциональная перестройка организма под супернагрузки и возможность ран. Ну и внимание только к тому, что может быть опасностью.
Испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, повышением частоты движения век и дыхания – всё это позволяет человеку быстрее реагировать на опасность.
Все это вместе и есть страх. Коротко - буря в теле, паралич (застывание) воли, желание спрятаться или убежать.
Структура чувства страха
Женщины в чувстве страха обычно замечают чувство: переживание страха, мужчины в страхе чаще видят поведение: паралич тела, желание спрятаться или убежать. Правы и те, и другие, поскольку страх, как внутреннее чувство, имеет сложную структуру. Это и переживание, и эмоциональное выражение этого переживания, и свой рисунок тела, и особое восприятие происходящего, и особый алгоритм внутреннего поведения. Естественно, и особое функциональное состояние всего организма.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - разумно, руководствоваться страхом - опасно. Что делать, когда страшно? Как преодолевать страх?
Страх и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами.

В психодиагностике личностную тревожность чаще всего оценивают с помощью теста Кеттелла. Фактор О: «спокойствие–тревожность» имеет следующий вид:
O- / 0-6 баллов O+ / 7-12 баллов
Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
У женщин чувство страха преодолевается не разумом, а другим чувством, например яростью.
Проблема тревожности - частый запрос в практической психологии и психотерапии. Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами?
Формирование страха и снятие страха
Повторяющиеся сильные удары страхом (травмирующим событием) на фоне мышечного напряжения рождают больные точки в душе. Когда больная точка сформировалась, уже средней и слабой силы раздражитель вызывает сильное переживание страха. Возможно, именно это является механизмом формирования устойчивых страхов - фобий.
Повторяющиеся слабые удары страхом (травмирующим событием) на позитивном фоне (мышечное расслабление, ровное дыхание) снимают больные точки в душе, снижают переживание страха. Страх уходит.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - разумно, руководствоваться страхом - опасно.

Что делать, когда страшно?
Автор: Н.И. Козлов
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей -результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Научение страхам идет не только со стороны: дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно.
То, чего мы боимся и насколько мы боимся, зависит от множества факторов. Это зависит от особенностей нашего тела, от привычек нашей душевной жизни, от качеств нашего ума и от силы нашего духа. Можно сказать и по другому: в наших страхах есть то, что определяет наше тело, есть влияние культуры, и есть личная позиция каждого из нас.
Страхи, отношение к страхам - важная часть человеческой культуры. В разных национальных культурах, в разных группах и субкультурах существует своя норма страха - принятый и разрешенный уровень страхов. В культуре мужской и женской, в разных группах и тусовках, в группах разных возрастов, профессиональных конфессиях и разных государствах - норма страха может сильно отличаться.
Девочка в большей степени разрешается бояться и трусить, мальчикам - в меньшей. Маленьким мальчикам бояться можно, мужчинам - уже нельзя. При этом самые трусливые спартанские воины были куда смелее и мужественнее большинства современных мужчин из числа офисных работников.
Норма страха изменчива и обычно зависит от уровня страхов тела и от того, что воспитали в человеке или человек сам воспитал в себе.
Взрослые люди к страхам относятся по-разному. Взрослые мужчины учатся жить без страхов, девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют, чаще всего рядом с мужчинами.
Чувство страха - популярная социальная игрушка. Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. В Страх можно играть, и игра эта достаточно популярна, особенно у детей и женщин.

Взрослые мужчины меньше обращают внимание на свои чувства и заняты в первую очередь своим поведением: возможностью что-то сделать, несмотря на страх.
Чувствовать леденящий страх, бояться до дрожи - все может быть увлекательной игрой, недаром так популярны фильмы ужасов: люди сами платят деньги за возможность побояться в темноте.
Часть молодых людей, еще не понимающих, что такое ответственность, любит играть в большой страх: действительно, любой прыжок с высотки может стать твоим последним шагом в твоей короткой жизни.
Пока кто-то играет в страх, разыгрывая смелость, другие играют в страх, разыгрывая бытовые страхи. Игра в страхи имеет свои внутренние выгоды и достаточно популярна. "Бояться", переживание "как бы страха" позволяет успешно привлекать к себе внимание, занимает время волнительными переживаниями и позволяет под удобным предлогом не делать то, что не хочется или трудно.
Обращают внимание на свои бытовые страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Привычная тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Смотри видео «Нормальная тревожная мама» - скорее всего, мама своей тревожности не видит, не замечает и не согласится, что она тревожна.0:00
00:00
Когда игра в страх играется вовлеченно, она оказывается вполне серьезной и вызывает те же последствия, что и страхи не надуманные, а изначально настоящие. То, что начинается как игра, постепенно становится жизнью. Возможно, именно на этом фоне с возрастом, особенно у пожилых людей, часто формируется страх как базовое мировосприятие, видение "Мир страшен". Привычными становится несчастное лицо, бессильные жесты, позиция Жертвы и фразы по типу: "Господи, страшно-то как!"

Страхи-то какие! Как жить после этого, как жить?! - женщины любят играть в страхи.

Страх - удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - правильно, руководствоваться страхом - опасно. Когда страшно, смелость - это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным - способность быть выше страха.
Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации - вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться - и сделать все необходимое...
Разум - лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления - это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.
Лучше всего успокаивает - дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.
Страхи и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами - популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Эмоция страха – это реальная часть нашей жизни. Об этой эмоции люди вспоминают неохотно и переживают свои воспоминания вновь и вновь с неприязнью и ужасом.

Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются и воспринимаются как ситуации, в которых под угрозу поставлено спокойствие и безопасность. При этом возникает чувство неуверенности и ощущение потери собственного контроля над своей жизнью. Чувство неуверенности в завтрашнем дне является одним из примеров возникновения страха – страха перед будущим, так как переживается человеком как угроза личностного благополучия.

Страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, исходящего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это изначально боязнь физического повреждения.

Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситься прочь от опасности. Обычно несложно бывает назвать случаи даже из самого раннего детства, когда вы бывали чем-то сильно напуганы. Такие случаи запоминаются надолго и вспоминаются так, словно это было вчера. Место, окружающая обстановка и предметы, связанные с переживанием страха остаются значимыми для человека на долгие годы.

Люди, страдающие фобиями , лучше других знают, какой сильный страх могут вызывать у человека определенные предметы, события или ситуации и как трудно избавиться от этого страха, даже если он совершенно безоснователен. Проблема контроля над эмоцией страха, особенно в случае фобий, до сих пор остается нерешенной в науке о человеческом поведении. Избавиться от фобии зачастую невозможно без помощи квалифицированного специалиста психолога или психиатра.

По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающий страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства людей в зрелом возрасте уже не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще начинает страшить то, что может уязвить гордость и снизить самооценку. У человека появляется страх неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Некоторые ученые рассматривают развитие эмоции страха в раннем детстве как отсутствие эмоциональной привязанности матери к ребенку. Другие ученые склонны рассматривать появление страха как результат воздействия специфических событий и ситуаций.


Классическимипричинами эмоции страха можно считать следующие:

· Гомеостатические процессы.

Отсутствие в определенный момент процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (гомеостаз) вызывают сильный панический страх. К таким процессам относятся дыхание, питание и др. Потребность в кислороде – одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности.

· Боль и ожидание боли (антиципация).

Страх, вызванный болью, очень быстро приводит к научению избегать любой объект, событие или ситуацию, связанные с ней. В дальнейшем ожидание боли вызывает страх только в том случае, когда человек не уверен в том, что сумеет избежать опасности.

· Внезапные изменения ситуации.

Внезапные изменения ситуации, к которым человек не в состоянии быстро приспособиться, могут служить для него сигналом опасности и вызывать эмоцию страха. К таким ситуациям относятся:

Внезапная потеря опоры, например, отсутствие речного дна в том месте, где ожидалось его обнаружить, так называемые ямы или омуты и т.д.;

Внезапное приближение объекта, может вызывать страх, гнев, плачь, стремление убежать и др., что свидетельствует о дискомфорте данной ситуации и служит проявлением защитной реакции;

Необычность появляющегося объекта, и вызванный страх в данном случае рассматривается как сигнал предупреждения о возможной возникшей опасности; любой незнакомый стимул, характеризующийся высокой степенью несоответствия прошлому опыту, будет активировать страх прямо пропорционанально невероятности самого объекта (например, часто страх в рассказах о реальных или мнимых встречах с инопланетянами называют паническим).

· Высота.

Высота активирует эмоцию страха и служит естественным сигналом опасности.

· Другие эмоции.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения, но более всего это относится к эмоциям интереса, удивления и испуга. Появление страха в этом случае обусловлено сходством нейрофизиологических механизмов их возникновения. Проводились исследования, в которых испытуемым гипнотически внушали страх. При этом испытуемые не только переживали страх, но и одновременно стремились изучить объект страха и избежать его. Переживая страх, возбуждение или удивление человек получает собственный эмоциональный опыт (обратную связь) и это может усиливать само переживание, т.е. переживание страха при виде чего-то слишком необычного само по себе пугает человека.

· Воспоминания об определенном объекте.

Страх может быть вызван мысленно, через воспоминание определенной ситуации или участвующих в ней людей (предметов). Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может быть активатором страха, что часто отражает не реальную угрозу, а вымышленную. В результате таких представлений человек начинает бояться людей или ситуаций не представляющих в данный момент реальной угрозы (см. фобии). Процесс формирования фобических страхов проходит через следующие этапы:

Формирование гипотез (воображаемых источников вреда);

Ожидание вреда;

Ожидание непосредственного столкновения с воображаемым объектом страха.

На самом деле многие люди, страдающие фобиями, зачастую не смогут назвать ни одного случая, когда бы объект их страха причинил им боль или вред. Например, некоторые люди боятся змей, хотя не только никогда не были укушены змеей, но вообще никогда не сталкивались с ним в реальности. Другие боятся летать на самолетах, хотя никогда не попадали в авиакатастрофу и т.д.

Таким образом, страхи и фобии появляются не только в связи с реальными воспоминаниями из прошлого опыта, но и могут оказаться плодом фантазии.

· Одиночество.

Оставаясь в одиночестве, человек часто переживает это состояние как потерю безопасности и угрозу для жизни. И, чтобы избавиться от этого вида страха, человеку достаточно оказаться среди людей. Страх одиночества древний эволюционно значимый страх. Маленькие дети имеют мало шансов на выживание, если остаются на длительное время без взрослых. Подсознательно страх одиночества связан со страхом нарушения гомеостатических процессов (см. выше), которое напрямую представляет угрозу жизни человека в любом возрасте.

Для определения уровня субъективного ощущения своего одиночества может быть использован опросник «Шкала одиночества», предложенный Д. Расселом, Л. Пепло и М. Фергюссоном.

Опросник «Шкала одиночества»

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений (см. табл. 5). Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант ответа отметьте знаком «+».

Таблица 5. Текст опросника.

Эмоциям и чувствам, в психологии уделяется много внимания, одной из них является страх. Страх, может иметь инстинктивное основание, но может проистекать из столкновения с чем-то страшным (условная). Организм запоминает реакцию на страх, а потом при удобном случае воспроизводит ее. Информация об переживаемых эмоций сохраняется в Т.е. организм научается так реагировать. И чем больше человек пережёвывает тревожные мысли, тем сильнее закрепляют в нейронных путях сопутствующие эмоции и способ реагирования на них.

Часто, попытка переформулировать неприятные мысли и воспоминания ещё синее закрепляет реакцию. В нейронах сохраняется информация о предыдущих состояниях, они связаны с другими нервными клетками в виде долговечных связей (архивная память). Начинается реакция страха с появления внешнего раздражителя- стимула. Она довольно сложна, но тем не менее все дороги страха ведут в гипоталамус, а важнейшую роль в его формировании играют миндалины (миндалевидное тело), которое находиться около височной части.

Эмоция страха или чувство страха?

Правильнее говорить эмоция страха. Но, четкой границы между чувствами и эмоциями, ученые не провели. Обычно, когда существует кратковременное воздействие, говорят эмоции, а долгосрочное чувства. Это и есть основное различие, конечно, определить как долго влияют на нас те или иные эмоции, трудно. Поэтому страх называют и чувством страха и эмоцией страха. У различных людей страх проявляется по- разному, у одних людей он сковывает, ограничивает, а у других наоборот, активизирует деятельность. Эмоция страха индивидуальна и отражает генетические особенности, и особенности культуры и воспитания, темперамента, акцентуации, нейротизма каждого конкретного человека.

Появление чувства страха

В развитии чувства страха, важную роль играют нейроны центральной нервной системы, они расположены по всему телу, но лишь возбуждение некоторых нейронов влияет на эмоции. Сегодня считается, что эмоции проходят лимбико-гипоталамический комплекс. Нейроны-детекторы получают информацию, в следующих происходит процессы ее обработки и передачи, с помощью них вырабатываются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения происходящие в моторных нейронах. Качества нервных процессов, такие как: сила, уравновешенность и подвижность этих процессов, т.е. основные характеристики возбуждения и торможения зависят от темперамента.

От чего зависит чувство страха

Воспитание

Проявления чувства страха зависит от обстановки в семье и воспитания. Часто многие родители, сами не понимая, прививают ребенку страхи.Запугивая его Бабаем, серым волком, Бабой Ягой, или другими персонажами. Дело в том, что если постоянно пугать ребенка, он будет бояться и во взрослом возрасте. , часто влияют на всю последующую жизнь человека. Ведь реакция на страх, запоминаеться организмом, и храниться в связях нейромедиаторов. А когда надо вспоминается. т.е организм учится запоминать реакцию на опасность. Естественно страхов больше у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, и в семьях с одним родителем. Кроме того, замечено, что страхов, больше у детей, ограниченных в общении.

Особенности воспитания и социального окружения также оказывают влияние на чувство страха. Особенно плохо влияют на подрастающее поколение: запугивания, критик, особенно без причины, неодобрение и наказания. На телевидении даже проводили опыт, на реакцию постоянного одобрения и постоянного наказания. Опыт состоял в следующем. Набрали 2 достаточно большие группы добровольцев, все члены которых примерно одинаковы по возрасту и по силе, и каждый день их нагружали одинаковыми командными физическими нагрузками. В один день пробежка несколько десятков километров, в другой таскание камней, в третий еще другие. Причем 2 эти группы жили они в отдельных палатках и длились это около месяца. Одну группу добровольцев постоянно ругали, даже если они выигрывали командные соревнования, выискивали недостатки в их деятельности, каждый день наказывали.

Другую команду постоянно хвали, поощряли и одобряли, также не зависимо от результатов.В результате опыта выяснилось, что вначале, группа, которую ругали, выиграла пару раз подряд соревнования, потом к примерно середине опыта их счет сравнялся, а к его концу выяснилось, что группа, которую хвалили и поощряли, выиграла с разгромным счетом. К чему я веду? Поощрение и одобрение дает более значимый результат в долгосрочной перспективе. Если даже ваш ребенок нарисовал на обоях, нужно попытаться взять себя в руки и сказать, что он нарисовал красиво, но если бы он нарисовал это на бумаге, рисунок бы сохранился, и вы вместе с ним могли бы всем показывать и хвалиться, а обои скоро будут ободраны, и будут наклеены новые.

Особенности культуры

От особенностей культуры также зависит развитие чувства страха. Место и роль страхов в жизни любого человека непосредственно связаны с его мировоззренческой системой, установками, с картиной мира, «сеткой бытия», внутри которой появляются соответствующие взгляды на феномен «страха». Картина мира упорядочивает, с различной степенью правильности и истинности, окружающую человека реальность и положение в ней отдельных элементов, определяет его место в этой реальности, его способности, возможности, а также правила надлежащего поведения.

Кроме этого религия так же очень сильно влияет на появление страха. В аврамических религиях(мусульманстве, христианстве, иудаизме), страх является чуть ли не главным регулятором отношений и общественной жизни.Что страх основа добродетели- отмечено и в Каране и в Библии. Обращений к страху, нет в религиях, которые близки к философии: иудаизме, буддизме. Там даже наоборот, страх это то чувство, от которого надо избавляться. довольно тесно связаны между собой.

Возраст

У каждого возраста, есть свои особенности чувство страха зависит от возраста. В каждом возрасте преобладают определенные виды страхов. В детстве преобладают страхи биологические: страхи, высоты, темноты, яркого света, резких звуков; а во взрослом состоянии страхи социальные, и страх ответственности, страх неприятия обществом, страх неудачи; в старости . Кроме того, существует тенденция к тому, что по мере взросления, и старения страхи уменьшаются т.е человек набирается опыта, знаний и может справиться со своими страхами.

Генетические предпосылки

Видов страха очень много, некоторые ученые насчитывают их около двухсот, люди имеют генетическую склонность к определенным видам страха, а как он будет выражен, и будет ли выражен вообще зависит от актуализации, темперамента, культуры, особенностей воспитания. Психологические характеристики личности: нейротизм, акцентуация, темперамент зависят от генов. Т.е страхи большей частью имеют биологическую природу, но на них накладывается и социальный отпечаток

Страх можно описать различными терминами в зависимости от выраженности. Тревога, испуг, ужас, мания преследования. Тревогой, обычно называется еще не страх, а предвосхищение, предчувствие страха, но на его основе он возникает. Тревогой это страх не осознанный, или без явной причины. Склонность к тревожности, также передается генетически. Испуг - внезапный, сильный страх, который начинает резко и быстро угрожать. Ужас - сильный страх, вызывающий подавляющее и болезненные ощущения, порожденное чем-то страшным и шокирующим. Мания преследования - сложное поведение, страдающий ею, ошибочно боится, что он подвергается преследованию, или боится стать жертвой преследования.

Психика

Кроме чувство страха, зависит от психических составляющих личности. Обычно страхи передаются генетически или появляются с опытом, и от них нельзя избавиться, только немого подкорректировать. Генетически так же передается склонность человека к депрессии, паническим атакам, суициду, и т.д. Чаще всего склонность к определенным видам страха предается именно по наследству(а потом, на это накладываются внешние факторы). Это объясняется тем, что родители и взрослые имеют часто схожие психологические характеристики. В частности такой характеристикой является темперамент . От особенностей темперамента, зависит скорость и стабильность психических процессов, их глубина. По этому люди с сильным темпераментом, эмоции чувствуют сильнее. Кроме этого еще одной генетической и психологической особенностью являеться акцентуация . Акцентуация, чрезвычайно выраженные особенности характера, находящиеся на грани нормы. От нее зависит взаимодействие с обществом, людьми и склонность к появлениям определенных видов страха.

Страх- как базовая эмоция

Страх эмоция эта базовая, то есть такая, которую нельзя разбить на более мелкие составляющие, но на ней основываются другие эмоции. Базовой ученые психологи считают эмоцию страха небезосновательно, они основываются в своих утверждениях на том, что, что эмоции коренятся в - основных физиологических первичных потребностях. Это удовлетворение потребностей в голоде, жажде, сне, кислороде, выведении продуктов жизнедеятельности, размножения, потребности в укрытии. Они и являлись мотивом для деятельности.