Доу оздоровительная гимнастика для глаз картотека. Как сделать зарядку для глаз веселой? Гимнастика для глаз в феврале

Гимнастика для глаз дает своеобразный «отдых» напряженным органам зрения. В условиях современной жизни и взрослые, и дети сталкиваются с такой проблемой, как чрезмерная нагрузка на глазодвигательные мышцы. Именно поэтому окулисты рекомендуют не лениться и ежедневно проводить гимнастику для глаз.

Особенно это актуально для детей, которые с раннего возраста подвержены высоком риску развития нарушений зрения.


Цель

Многие родители задаются вопросом, каково предназначение гимнастики для глаз, какая польза от подобной процедуры. Для начала стоит уточнить, что данные тренировки органов зрения являются хорошим способом профилактики развития различных недугов в раннем возрасте. В основном это касается таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость. Исключением не является и астигматизм, который нередко беспокоит детей школьного возраста.

Ребята ежедневно получают и усваивают большое количество информации, и органы зрения находятся в постоянном напряжении. Именно по этой причине ребенок начинает испытывать усталость, что и провоцирует появление проблем с глазами.


Даже при наличии идеального зрения не нужно забывать о простых методах релаксации. Так, учитывая все вышеперечисленные факторы, медики разработали множество полезных упражнений. Кроме этого, гимнастика способствует улучшению зрения даже при регулярном перенапряжении. Лучше всего выбирать комплексы, включающие элементы игры, а также стихи и поговорки. Особенно это касается тех случаев, когда упражнения подбираются для малыша или дошкольника.

Важной целью проведения гимнастики для глаз является восстановление зрения. К подобным методам рекомендуется обращаться даже в запущенных случаях, когда единственным возможным решением представляется операция для коррекции зрения. Тренировки потребуют большого количества времени и усилий. Родителям необходимо учесть то, что комплекс упражнений для ребенка подбирается в зависимости от проблем со зрением. В случае, если нарушения отсутствуют, гимнастика будет отличным методом для профилактики различных заболеваний. Перед выбором комплекса упражнений рекомендуется проконсультироваться со специалистом.


Физминутка для детей дошкольного возраста и начальной школы

Многие специалисты в области медицины отмечают, что даже посещая детский сад или начальную школу, ребенок сталкивается с продолжительными нагрузками на органы зрения. В основном это происходит на уроках рисования, лепки или конструирования. Известно, что именно эти виды требуют постоянного напряжения, так как внимание сосредоточено на одной точке. Когда ребенок идет в школу, нагрузка только увеличивается. Дети 6-7 лет сталкиваются со удвоенными зрительными нагрузками по сравнению с дошкольниками 5 лет.

В любом случае справиться с подобной проблемой помогут простые и интересные упражнения, которые займут минимальное количество времени.


  • Лучше всего начать с движений глазами вправо и влево . Если занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, воспитатель должен сначала демонстрировать все действия в медленном темпе.Рекомендуется проводить тренировку в виде игры. К примеру, можно предложить детям представить себя хитрой лисичкой, которая подобными движениями глаз высматривает зайчика. Постепенно темп рекомендуется увеличивать. Заканчивая упражнение, дети должны закрыть глаза.


  • Далее нужно предложить ребятам такой способ, как зажмуривание и открытие глаз . Предварительно пример должен показать воспитатель, особенно если занятия проходят в дошкольной группе. Ребенок зажмуривает глаза на 5 секунд, после чего широко их открывает. Можно предложить детям изобразить удивление – им будет понятнее.
  • Еще одной интересное упражнение для дошкольников – чесание носика. Дети должны вытянуть руки вперед. Напротив носа нужно поместить указательный палец. Взгляд необходимо сосредоточить на приближающемся издали пальце. Ребенку следует слегка почесать носик. После выполнения этого действия палец нужно медленно удалить.


Если же подобная физминутка подбирается для детей 9-10 лет, лучше всего воспользоваться в процессе специальными учебными пособиями.

  • Одним из эффективных способов расслабить глаза является обводка взглядом геометрической фигуры . Во время выполнения упражнения взгляд нужно останавливать на углах. В процессе можно использовать разные фигуры: треугольники, прямоугольники или круги.
  • Еще одно интересное упражнение называется «Покажи глазами». Для этого на доске нужно зафиксировать несколько геометрических фигур. Ребенок должен глазами, не поворачивая головы, изобразить выбранную учителем форму.


Зарядка при нарушении зрения

Различные комплексные упражнения рекомендовано использовать при развитии определенных нарушений. Довольно часто применяются зрительные гимнастики при близорукости у детей. Известно, что для такого недуга характерно размытое виденье объектов, которые находятся далеко от ребенка.

Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной, поэтому рекомендуется обратиться к комплексу, который не только поможет в борьбе с недугом, но и остановит его дальнейшее развитие.


Итак, начать тренировки нужно с фиксации нижнего века . Для этого указательный палец кладут на внешний угол глаза, средний – на центр века. Безымянный палец должен располагаться на внутреннем уголке зрительного органа. Необходимо придерживать веко таким образом, чтобы возникло своеобразное сопротивление. В это время ребенок должен открывать и закрывать глаза, придерживаясь медленного темпа. Гимнастику от близорукости можно проводить даже во время прогулки.

Ребенок должен переводить взгляд с отдельно расположенных предметов: к примеру, с объектов, находящихся возле дороги, на область под его ногами. Особенно полезным будет подобное упражнение при миопии слабой степени у подростков.



Еще одной распространенной проблемой как среди взрослых, так и среди детей является дальнозоркость (гиперметропия) . Даже в раннем возрасте малыши сталкиваются с быстрой утомляемостью глаз. При наличии подобной проблемы также можно использовать эффективные комплексы упражнений. Одним из интересных и полезных вариантов является тренировка «Пальминг» . Суть упражнения заключается в том, что ребенок закрывает глаза руками. Ладони не должны давить на зрительные органы, наоборот, требуется полная расслабленность.

Упражнение можно выполнять в любом положении. Если тренировка проводится с ребенком дошкольного возраста, лучше всего почитать сказку. Через несколько минут нужно медленно отвести руки от лица, чтобы органы зрения перенастроились на комнатное освещение.

Также специалисты разработали упражнения при косоглазии у ребенка . Стоит отметить, что подобное нарушение у новорожденного малыша не относится к категории заболеваний. Это нормальное явление, но только до 6 месяцев. Если же косоглазие не прошло после полугода, необходимо обратиться к врачу. Кроме этого, специалисты рекомендуют выполнять упражнения на конвергенцию.

Одним из эффективных способов является использование карандаша . Предмет размещают в 20-30 см от глаз, просят ребенка смотреть мимо него. В результате должно возникнуть два изображения одного предмета.

Устранить нарушение в дошкольном возрасте можно с помощью различных интересных упражнений.



Можно предложить малышу закрыть глаза руками и попросить, чтобы он произносил название различных любимых игрушек. При этом ребенок должен рассказывать об их форме. Одно из сложных заболеваний у детей – астигматизм. В основном, схема лечения недуга подбирается на начальных этапах его развития. В этом случае можно полностью устранить заболевание без использования радикальных мер. Восстановить зрение помогут колебательные движения, интенсивные сжимания и разжимания век.

Детям с амблиопией также рекомендуется каждый день заниматься гимнастикой для глаз. Стоит отметить, что лечение данного заболевания эффективно только на ранних этапах развития. Обязательным условием является укрепление мышц органов зрения с помощью различных комплексов. Особое внимание необходимо уделить лечению нистагмы у ребенка. Одним из методов устранения неконтролируемого движения глаз является выполнение различных упражнений.


Комплекс упражнений по Аветисову

Уникальность данных комплексных упражнений заключается в том, что тренировки используются как для лечения, так и для профилактики недугов. Занятия по данной схеме помогут вернуть ребенку нормальное зрение. Стоит отметить, что методика включает в себя три категории упражнений.

Все действия, входящие в первую группу, способствуют улучшению циркуляции крови. Для начала ребенку следует принять положение сидя. Глаза закрывают на 5-6 секунд, после чего открывают. В таком положении необходимо оставаться несколько секунд. Повторять упражнения необходимо от 6 до 8 раз.



После этого необходимо предложить ребенку моргать в течение 60 секунд. Для выполнения данного упражнения лучше всего использовать часы. Затем нужно сделать небольшой перерыв и вновь повторить действие. Далее необходимо сидеть с закрытыми глазами, аккуратно давить на веко. Воздействие нужно выполнять тремя подушечками пальцев, предварительно сложив их вместе. Надавливание необходимо выполнять не дольше 3 секунд. Аналогичные действия нужно повторить и со вторым глазом.

Во вторую группу включены упражнения, способствующие укреплению мышечных составляющих. На первом этапе ребенку следует попеременно смотреть то на ковер, то на люстру. В процессе выполнения голова не должна двигаться в стороны. Взгляд нужно попеременно переводить с верхней части на нижнюю. Сохраняя положение головы, ребенку следует смотреть в левую и правую стороны поочередно. После этого нужно поднимать взгляд вверх и опускать вниз.

На последнем этапе ребенку следует вращать зрачками, выполняя круговые движения.


Упражнения из третьей категории восстанавливают аккомодацию. Для начала ребенок должен смотреть вдаль несколько секунд. После этого взгляд постепенно переводится на указательный палец, который нужно расположить в 20-30 см от лица. Затем ребенок должен принять положение стоя. Руку вытягивают перед собой, поднимают указательный палец так, чтобы он находился на уровне средины лица. Взгляд сосредотачивают на кончике пальца, который следует медленно приближать к себе. Повторять действие необходимо до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.



4 самых эффективных упражнения по восстановлению зрения

Существует множество различных упражнений, которые направлены на восстановление зрительной функции у ребенка. Стоит обратить внимание на особые методики, использующиеся даже в запущенных случаях.

«Ступенчатая гимнастика»

Первый вид называется «Ступенчатая гимнастика». Действие всех упражнений направлено на активизацию функций аккомодационного аппарата. Преимущество этой методики заключается в том, что в ней задействованы все элементы одновременно. Особенность упражнений заключается в том, что ребенок постепенно переводит взгляд с ближних предметов на дальние. Взгляд необходимо фиксировать на каждом объекте в течение примерно 5 секунд, чтобы аккомодационный аппарат функционировал нужным образом.


«Цифровая гимнастика»

Вторая методика называется «Цифровая гимнастика». Ребенок должен прикрыть глаза ладонями, при этом закрыв глаза. В таком положении следует «нарисовать» глазами числа от 1 до 10. Затем упражнение нужно повторить, «рисуя» числа в обратном порядке. Преимущество этой гимнастики заключается в том, что она занимает не более 2-х минут. Если упражнения должен выполнять маленький ребенок, на начальных этапах нужно заниматься вместе с ним.

Зачастую «Цифровую гимнастику» выполняют при больших нагрузках на органы зрения. В основном она рекомендована школьникам, которые с раннего возраста страдают от проблем со зрением. При ежедневном выполнении таких простых упражнений улучшается кровоснабжение в глазах.

Нередко методика используется при катаракте и глаукоме.


Картотека гимнастики для глаз

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц

Снятие напряжения.

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

С предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

С использованием специальных полей или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

Комплекс 1.

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

    Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).

    Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).

    Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).

    Быстро моргать (1 мин.).

    Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

Комплекс 2.

Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза(и.п. – стоя).

    Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).

    Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть вправый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).

    Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

    Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).

    Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).

    Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Комплекс 4.

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

    Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).

    Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами почасовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).

    Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

Комплекс 5 .

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

    И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

    И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).

    И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

Комплекс 6.

    И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

    И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)

    И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).

    И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

Комплекс 7.

    Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

    Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 8.

    На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

Комплекс 9.

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

    Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

    Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

    Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

    Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Комплекс10

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2--3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2-3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2-3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

Комплекс 11.

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи

Комплекс 12.

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Комплекс 13.

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Комплекс 14.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Комплекс 15.

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Комплекс 16.

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Комплекс 17.

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

Комплекс 18.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

Галина Мандровская
Гимнастика для глаз - здоровьесберегающая технология в ДОУ

«Здоровье – не всё , но всё без здоровья – ничто »

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей . Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. И основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь малышам сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать деток к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.

Тема моего доклада выбрана не случайно, так как, работая с детьми среднего возраста, я обратила внимание на то, что дети, приходя из дома в детский сад на мой вопрос, чем вы занимались в выходные дни, в большинстве случаев отвечали, что играли в компьютер, или смотрели телевизор. Но ни для кого не секрет, что в век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье . Всем известно, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом . Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика .

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей , она относится к современным здоровьесберегающим технологиям , наряду с дыхательной гимнастикой , самомассажем, динамическими паузами.

Хотя, первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах . Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

Цель гимнастики для глаз : профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи :

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц ,

Снятие напряжения,

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя .

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

При проведении очень важен наглядный показ действий педагога.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме ОД.

Существует несколько видов гимнастики для глаз .

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида :

1) С предметам. Например : работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см) . По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий : отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

2) Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются) ;

3) С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке) . По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.

4) С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации) . Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

В своей деятельности я стараюсь использовать с дошкольниками все виды гимнастик для глаз , разумно их чередуя.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения я предлагаю в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны детям.

При планировании гимнастики я учитываю принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами : вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз , а затем перехожу к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст вначале использую небольшой (до 4 строк, а затем перехожу к более длинным.

На первых занятиях я одновременно с чтением стихотворения выполняю движения глазами , дети за мной повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Интереснее всего в нашей группе проходят гимнастики для глаз , на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Большей популярностью у детей моей группы пользуются такие упражнения :

«Ладошки» - закрывания ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз .

«Филин» - ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.

«Далеко-близко» - игра, во время которой ребенок переводит глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.

«Листья» - следить взглядом за падающими листьями с неподвижной головой.

«Солнышко» - повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз) .

Кроме того, детям очень нравится мультимедийная гимнастика для глаз .

Я слежу, чтобы дети во время проведения зрительной гимнастики не уставали , а после гимнастики практикую расслабляющие упражнения. Например : «А сейчас расслабьте глазки , поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд , а потом поморгать 10 раз.

Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия : «лево» , «право» , «поворот» , «разворот» . Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

Глаза являются наиболее ценным органом чувств, так как мы получаем через них примерно девяносто процентов информации. Хорошее зрение нужно для всех сфер деятельности – повседневной жизни, отдыха и учебы. Но каждый современный ребенок сталкивается ежедневно с огромнейшими нагрузками на глаза , при этом зрительный аппарат может отдохнуть лишь во время сна. Значительное количество проблем со зрением формируются еще в раннем детском возрасте, поэтому крайне важную роль играет предупреждение их появления.

Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.

Достоинство же гимнастика для глаз заключается в том , что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима .

Развитие зрительного аппарата начинается еще в утробе матери, а завершается только к 12 годам - до этого возраста легко ухудшить и без того еще неокрепшую систему. Предрасположенность к близорукости, дальнозоркости и другим нарушениям зрения у детей может привести к печальным последствиям при переутомлении, больших нагрузках в школе или просто из-за простуды. К сожалению, немногие думают о том, что гимнастику для глаз нужно начинать делать еще в детстве - в это время она наиболее эффективна и дает больший результат. С началом учебы в школе на ребенка сваливается большой объем информации, приходится много сидеть и мало двигаться, к тому же не во всех школах мебель подразумевает хоть какую-то заботу о здоровье ребенка или просто ему не вредит - все это приводит к переутомлению, усталости, напряжению глаз. Поэтому гимнастику для глаз для детей важно делать как во время занятий в школе, так и дома.

Детская гимнастика для глаз отличается от других тем, что сопровождается стихами, песнями, присказками и поговорками - так легче заинтересовать ребенка, чтобы занятия не стали чем-то неприятным. Цель детской гимнастики не просто расслаблять глаза и снимать напряжение, но и тренировать глазные мышцы, пока они еще развиваются.

Цели детской зарядки для глаз

Гимнастика для глаз для детей ориентирована больше на тренировку глазных мышц, потому что от них зависит будущее зрения ребенка. Комплексы упражнений:
● успокаивают нервную систему;

● помогают перерабатывать полученную информацию;

● облегчают нагрузку, снимают усталость глаз;

● замедляют или вовсе предотвращают ухудшение зрения.

Это основные функции гимнастики для глаз для детей. При ежедневных занятиях, рекомендованных офтальмологами, результат будет заметным.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Для того, чтобы подобрать нужный комплекс упражнений для ребенка самостоятельно, необходимо посетить специалиста. Если есть жалобы - это обязательно.

● при склонности к нарушениям зрения: близорукости, дальнозоркости, при астигматизме;

● если ребенок жалуется на усталость глаз или боли в области лба (могут возникать из-за напряжения глаз);

● если чадо много времени проводит за книгами, телевизором, играми в телефоне или на компьютере;

● при проблемах со зрением;

● при серьезных заболеваниях.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста предусмотрены простые интересные и увлекательные упражнения, чтобы по большей части выработать у ребенка привычку и интерес к гимнастике глаз.

Занятие в образовательном ДОУ - дошкольном учреждении - делится на три этапа:

  • разминка,
  • основная часть,
  • заключение.

В детском саду занятие проводит воспитатель. Дома этим могут заниматься родители.

Разминка начинается с обычного движения глаз вверх-вниз, затем, из стороны в сторону. Затем расслабление - глазки закрывают руками и считают до пяти.

Основная часть включает в себя упражнения - более сложные комбинации движений глазами.

● «Буратино» - нужно смотреть на кончик носа, затем, представить, как он увеличивается, а потом снова уменьшается. Главное условие при выполнении этого упражнения: детки не должны гримасничать.

● «Рожицы» - дети представляют себя в роли животных и изображать их: щуриться, корчить рожи и т.д.

● «Геометрические фигуры» - воспитатель предлагает детям рисовать геометрические фигуры глазами.

В заключение гимнастики дети от 3х лет рисуют носом - на доске развешиваются картинки - изображения разных животных, транспорта, фруктов и предметов для дошкольников. Детям нужно повторить рисунок глазками. Гимнастика для глаз в картинках создана специально для того, чтобы увлечь детей полезным для их здоровья процессом.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Стихи в детской гимнастике для глаз можно использовать как в детских садах, так и в младших классах школы. Вот несколько стишков для физкультминуток для разминки уставших глаз у малышей:

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Все закрывают глазки)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубоко вдыхаем. Глазки еще закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глазки открыты. Поворачиваем зрачком по кругу по часовой стрелки и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Быстро моргаем глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Слегка касаемся глаз кончиками пальчиков)
«Увидят мои глазки все!»

А эта гимнастика для глаз в стихах поможет деткам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний:

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник. как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глазки вверх; опустить их вниз, голова не двигается)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть вправо глаза, потом влево, голова не двигается)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим перед собой прямо, располагаем пальчик на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взгляд на пальчик и смотрим на него, опускаем руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднимаем взгляд вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, потом - в нижний левый; Смотрим в верхний левый угол, затем — в нижний правый)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем глаза, массажируем их круговыми движениями подушечками пальцев: верхнее веко — от внешнего к внутреннему краю, нижнее веко от внешнего к внутреннему, и наоборот)

Упражнения для детей школьного возраста

Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.

1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.

2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.

3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.

4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону - 3 раза, затем, в правую.

5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.

Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова

Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях - для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:

● для улучшения циркуляции крови;

● для укрепления мыщц;

● улучшение аккомодации.

Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений.

Первая группа - циркуляция крови:

1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.

2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.

Вторая группа - тренировка мышц

1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.

2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.

3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.

4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.

Третья группа — приспособление к новым условиям

1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.

2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.

3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.

4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.

Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.

Видео детской гимнастики для глаз

Видео детской гимнастики помогает лучше понять, как ребенку нужно выполнять упражнения, а также позволяет организовать самостоятельные занятия.

Зарядка для глаз для детей с использованием видео занимает меньше времени и вызывает у ребенка больший интерес, чем самостоятельное выполнение. Особенно актуально это для дошкольников.

Для самых маленьких созданы специальные видео, где с помощью визуальных элементов взгляд ребенка направляется в нужную сторону и по определенным траекториям, чтобы тренировать мышцы при близорукости и дальнозоркости. Гимнастика для глаз при астигматизме у детей по видео поможет быстрее достичь улучшения зрения.

Гимнастика для глаз определенно стоит внимания. В более раннем возрасте она приносит больший результат и помогает предотвратить нарушение зрения у детей или уменьшить их проявленность.