Холотропное дыхание: описание метода и инструкция по самостоятельному выполнению. Холотропное дыхание - техника в домашних условиях

Существует много различных техник, позволяющих раскрыть человеческие возможности и справиться с разными проблемами, например, депрессией. К ним относят уникальное холотропное дыхание, которое имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Холотропное дыхание – что это?

Одна из разновидностей психотерапии, направленная на работу с человека – это холотропное дыхание. Специальные дыхательные техники принято выполнять под музыку. С их помощью человек запускает в организме разные химические реакции, что влияет на деятельность нервной системы. Холотропное дыхание было разработано американским психологом Станиславом Грофом в 50-е годы. Благодаря проведенным исследованиям эта техника была разрешена в качестве альтернативного метода психотропным препаратам.

Что дает холотропное дыхание?

Популярность техники обусловлена широким спектром действий, которые можно оценить при правильном ее выполнении. С ее помощью можно понять природу напряжения в теле и справиться с ним. Практика холотропного дыхания дает шанс облегчить последствия стресса и избавляет от разных психосоматических заболеваний. Ее рекомендуется использовать, чтобы побороться с депрессией, апатией и тревогой. Польза этой уникальной техники заключается в ее способности бороться с вредными привычками.

Холотропное дыхание – «за» и «против»

Представленная техника, как лекарственные препараты и физиопроцедуры, обладает положительными и отрицательными сторонами. Польза холотропного дыхания может быть получена, если его использует здоровый человек с учетом противопоказаний и особенностей занятий. При правильном применении техники можно справиться с существующими психологическими проблемами. Правильное дыхание дает шанс проникнуть в глубину сознания. Рекомендуется использовать специальное дыхание после прохождения специальных курсов.

Вред и польза холотропного дыхания – тема, которая вызывает много споров, поэтому есть и противники этой практики. Они аргументируют это тем, что человек выполняя дыхательные упражнения, провоцирует временное удушение мозга, что приводит к отмиранию нервных окончаний. После одного занятия происходит потеря углекислого газа, что может привести к головокружению и потере сознания. При неправильном выполнении техники могут возникнуть опасные последствия.


Холотропное дыхание – техника в домашних условиях

Традиционно занятия проводятся в группах под контролем специалиста, но люди, которые уверены в своих силах, могут заниматься самостоятельно дома. Проводить тренировки нужно в комфортном и просторном помещении. Важно, чтобы рядом находился человек, который будет следить за ходом занятия. Не рекомендуется принимать пищу перед началом практики. Во время тренировки допускается менять положение тела, как подсказывает сознание. Освоенная самостоятельно техника холотропного дыхания подразумевает правильный подбор музыки:

  • Сначала должна звучать легкая музыка, стимулирующая дыхание.
  • На 20 сек. мелодия должна смениться на более стимулирующую.
  • Для следующих 20 сек. рекомендуется выбрать этническую музыку, включающую барабанную дробь.
  • Чтобы войти в транс, лучше перейти на драматическую композицию, которая должна со временем стать более спокойной и расслабляющей.

Холотропное дыхание – как правильно дышать?

Продолжительность одного занятия в среднем составляет примерно три часа. Дыхание осуществляется только ртом, и оно является ритмичным. Нельзя прерывать дыхание и используйте такой принцип: интенсивный вдох и расслабленный выдох. Правильное холотропное дыхание вовлекает в работу верхнюю часть грудной клетки. Чтобы сконцентрироваться, необходимо отбросить все мысли и обязательно закрыть глаза. Есть несколько важных нюансов, которые стоит учесть:

  • Если во время занятия возникли дискомфортные ощущения, необходимо представить себе, что во время выдоха негатив уходит, а при вдохе его место заполняет добро. Это поможет не сбиться.
  • Если нужно быстро выйти из транса, необходимо перейти на собачье дыхание, что позволит предотвратить появление негатива.
  • Когда при использовании холотропного дыхания достигается расслабление, сделайте глубокие вдохи и выдохи через нос.

Холотропное дыхание при депрессии

Многочисленные практики доказали, что представленная техника дает быстрый терапевтический эффект, так за пару часов можно снизить уровень тревоги, избавиться от фобий и стресса. Используют холотропное дыхание при неврозах, депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, панических атаках, астме, вегето-сосудистой дистонии и других проблемах. Регулярные занятия делают человека психически гибким, стрессоустойчивым, собранным и целостным. Эффект достигается благодаря повышению уровня кислорода в крови.

Холотропное дыхание для похудения

Ученые доказали, что кислород способствует сжиганию жира, а еще он ускоряет обмен веществ. Имеет холотропное дыхание эффект очищения, поскольку продукты распада переходят в легкие, откуда они и выходят наружу, покидая организм. Польза обусловлена тем, что во время энергичных вдохов и выдохов происходит сокращение мышц, которые обеспечивают полноценный массаж. Это положительно сказывается на состоянии пищеварительной и выделительной системы. При регулярных тренировках происходит укрепление пресса, улучшение осанки и сброс лишних килограммов.

Холотропное дыхание для выхода в астрал

Существует несколько способов, чтобы посетить астральный мир. Помогает войти в астрал и холотропное дыхание. Для того чтобы попробовать это на себе, необходимо подобрать и включить музыку. Позвольте вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на собственных вдохах и выдохах. Нельзя отвлекаться на посторонние мысли и программировать себя на определенные эмоции. Используйте правила, описанные выше. Холотропное дыхание в домашних условиях реализуется по такой схеме:

  • 5-10 мин. легкой музыки для разминки;
  • 5-10 мин. ритмичная композиция;
  • 10-20 мин. ударные и тяжелый рок;
  • музыка для расслабления.

Холотропное дыхание и православие

Церковь относится к подобным практикам категорично, называя их бесовщиной. Считается, что используя холотропное дыхание, человек попадает под действием падших ангелов и отождествляет себя с абсолютным сознанием, а это является демоническим пространством. В результате принятия переживаний люди, проводящие сеансы, рано или поздно придут к духовной и телесной погибели. Священнослужители считают, что используя метод холотропного дыхания, человек претендует на то, чтобы приравняться к Богу, получив новые знания и возможности.

Холотропное дыхание – противопоказания

Все методики, оказывающие влияние на человека, могут причинить вред, если не учесть существующие противопоказания. Важно знать, чем опасно холотропное дыхание, так нельзя его использоваться при глаукоме, эпилепсии, остеопорозе, беременности и острых инфекционных заболеваниях. Противопоказаны сеансы, если есть тяжелые хронические заболевания, серьезные психотические состояния и после недавно проведенных операций. Перед проведением сеансов рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Холотропное дыхание – негативные последствия

Есть ученые, которые считают, что к этому направлению следует относиться, как к неоднозначному явлению, и оно поддается значительной критике. Одно из самых распространенных мнений, указывает, что специалисты в этом направлении оказывают влияние на человека, умело манипулируя им. Негативные последствия холотропного дыхания связаны с тем, что при использовании этой методики происходит , а это приводит к вымыванию углекислого газа и отмиранию нервных клеток. В результате занятия не развивают мозг, а ухудшают его работу.

Изначально технику холотропного одни считали настоящим прорывом в психологии, а другие - неплохой альтернативой ЛСД (самого известного психоделика). Но сегодня среди учёных эта практика считается одной из сильнейших видов психокоррекции.

Что это

Холотропное дыхание - способ исследования самого , психотерапевтический приём, основывающийся на учащённом дыхании. Методика признана одной из лучших среди дыхательных техник современности (существует ещё ребёфинг, вайвейшн, свободное дыхание).

История появления

Разработчиками техники холотропного дыхания являются американские трансперсональные психологи Станислав и Кристина Гроф. В 1975 году они предложили её взамен запрещённой ЛСД-терапии, .

Сама история возникновения этой методики достаточно интересна. Ещё до того, как психоактивные вещества запретили, заметили, что по окончании психотерапевтического сеанса при непроработанной проблеме начинали активно дышать. Это делалось, чтобы оставить своё изменённым и иметь возможность довести всё до конца. Когда супруги Гроф начали использовать этот метод, Станислав инструктировал , руководя происходящим.

Но как-то психолог повредил и не мог вести процесс как обычно, именно тогда у Грофа появилась - разделить людей по двое: во время первой сессии один (холонавт) дышал, а второй (ситтер, сиделка) - ему помогал, затем они менялись.

Знаете ли вы? В России такую технику разрешили в 1993 году, зарегистрировав её как один из психотерапевтических методов.

Эффект был поразительным - ощущения людей оказались значительно насыщеннее, а результат психотерапии - сильнее.

Вред или польза

Как у всех подобных приёмов, у такой методики есть приверженцы и противники. Чтобы разобраться - хорошо это или плохо, необходимо узнать позицию каждого.

Сторонники холотропного метода

Сторонники данной терапии уверены - она абсолютно не опасна для здорового , у которого нет противопоказаний и который прошёл обучение у профессионала.

По их словам, холотропное дыхание безвредно, ведь его контролирует сиделка или же опытный инструктор. Кроме того, методика подтверждена научно. И всё происходит не через употребление наркотика, а благодаря обычному дыханию.

Приверженцы методики отмечают её самый важный эффект - сознание освобождается от того, что ему мешает: зажимов, блоков, психических напряжений, . Плюс ко всему, холонавт получает полную свободу действий относительно своей самореализации.

Что говорят противники методики

У критиков же своя позиция касательно методики. По их мнению, глубокое, ритмичное и учащённое вдыхание/выдыхание ртом, да ещё и без остановок приводит к скачку кислорода, провоцируя понижение углекислого газа в тканях и гипервентиляцию лёгких, что может стать причиной рефлекторного сужения сосудов, прыжка , понижения работоспособности гемоглобина, нарушения обмена веществ.
Методика может спровоцировать непоправимые последствия (например, отёк мозга) или же вообще привести к смерти. Не исключается и серьёзный вред для , и других .

Правильная техника и основы холотропного дыхания

Сначала следует изучить основы методики холотропного дыхания и ознакомиться с правильной техникой выполнения, узнав, как нужно дышать.

Основные принципы


Как проходит сессия

В классическом варианте подаётся вот такая инструкция относительного холотропного дыхания:

  • 5-10 минут дыхание медленное, глубокое;
  • следующие 40-60 минут - глубокое, учащённое;
  • следующие 20 минут - начните с медленного, поверхностного дыхания, а завершите обычным.

Возможно ли использование в домашних условиях

Что такое ребёфинг (истоки методики)

Ребёфинг - ещё одна дыхательная психотехника, которую создал американец Леонард Орро в начале 1970-х годов. Применяют ребёфинг при серьёзных психоэмоциональных нарушениях, возникших в детстве и остающихся даже во взрослом возрасте, для снятия и самопознания, нарушениях сна, для подготовки к безболезненным родам.

Есть мнение, что ребёфинг - безопасный вид дыхательных практик, в отличие от холотропного дыхания, хотя теория и практика ребёфинга много в чём строится на методиках супругов Гроф. Истоки данного вида дыхательных психотехник корнями уходят в (управление жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений в ).


Но у ребёфинга всё же имеются свои отличия. Если методика Грофа позволяет телу освободиться от , спонтанно пройдя через все переживания и полностью осознавая и принимая происходящее, то в ребёфинге главная суть - осознание того, что «мысль материальна», или, другими словами, - «мысль творит вашу действительность».

Самостоятельное холотропное дыхание: техника в домашних условиях

Основы техники холотропного дыхания в домашних условиях таковы:

  1. Вначале в целях вашей безопасности нужно обязательно покрыть чем-то мягким все возможные опасные углы и поверхности в комнате, где будут проходить занятия.
  2. Рядом непременно должен присутствовать опытный ситтер - он будет оберегать, помогать и в конце внимательно вас выслушает.
  3. Обратите внимание, что у такой методики две основных момента: частота и глубина дыхания, которые первое время трудно совместить, но для этого просто необходима практика. Вспомните, как дышит пёс, и попробуйте подышать так же, увеличивая амплитуду.
  4. Для ввода сознания в изменённое состояние крайне важны первоначальные 20 минут. Дальше же вы будете прислушиваться к себе, регулируя дыхание.

Важно! В какой-то момент может не захотеться дышать вовсе, воспринимайте это лишь как необходимую часть процесса.

Новички нередко сталкиваются с проблемой блоков, которые проявляются, например, судорогами в конечностях. А это очень мешает, отвлекая .

В таком случае ситтер может взять вас за руку, но вы, максимально сопротивляясь, должны тянуть её на себя. Пусть помощник надавит на место, где чувствуется

Индийская йога и азиатские разновидности гимнастики давно уже практикуют определенную технику дыхания. Она помогает организму физически развиваться. В этом нет ничего сверхъестественного. Ведь мудрецы (и не только древние) знают, что дыхание – это важный акт. Такой же, как и сердцебиение. Наша жизнь насыщена. Даже не так. Перенасыщена делами, событиями и встречами.

Стрессы и неблагоприятные влияния подстерегают везде. Думаем, вы будете с нами согласны, что о дыхании мы даже и не думаем. Это же инстинктивный и естественный процесс, которым нас одарила природа. Поэтому мы совершенно не уделяем ему внимания. А, оказывается, зря. Это помогает избавиться от многих проблем.

Холотропное дыхание и как правильно дышать (инструкция для начинающих). Об этом всегда рассказывают на занятиях специалисты. Мы же всего лишь приоткроем «завесы тайны» немного.

  • Очень важным моментом является достаточное количество времени для занятия. В среднем на него уходит около трех часов. Бывает и больше. Потому что процесс должен завершиться естественно.
  • Если такое не происходит и эмоциональное и физическое напряжение не ушло, специалист может предложить поработать холонавту с телом.
  • Сам процесс дыхания происходит только ртом.
  • Оно ритмичное.
  • Интенсивно вдохнули, расслабленно выдохнули.
  • Дыхание не прерывать и производить циклично.
  • «Дышит» верхняя часть грудной клетки.
  • Холонавт должен сосредоточиться на правильности дыхания и ощущениях. Все образы и мысли сразу отбрасывайте. Они не важны.
  • Во время занятия глаза должны быть закрыты. Если их открыть, затратится много энергии.
  • Процесс дыхания должен сопровождаться неподвижностью. Когда надо будет расслабиться, двигаться можно.
  • Если у холонавта начинаются дискомфортные ощущения, надо выбрать любой образ, избавляющий от них. Например, выдохнуть негатив и заполнить чистой энергией. Так вы «убьете» двух зайцев. Ускорите избавление от стресса и не нарушите дыхание.

Чем больше вы расслаблены, тем эффективнее будет результат.

  • Если возникла острая необходимость выйти из транса, следует перейти на «собачье дыхание». Это не заменит расслабление, но остановит происходящие в организме процессы без последствий для холонавта.
  • Когда начнете процесс расслабления, сделайте глубокие вдохи и выдохи через нос.
  • Весь сеанс должен закончиться расслаблением. По времени должно занять не меньше 30 минут.

Возможно вам также понравится:


Холотропное дыхание — как снять блоки и зажимы
Холотропное дыхание — вред и польза для организма
Холотропное дыхание для похудения — техника в домашних условиях
Как проводить сеанс холотропного дыхания самостоятельно

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”

Экология здоровья: Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века. Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики.

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.

Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет.

На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого - может, потому и выглядит так молодо?

О методе холотропного дыхания

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей…

Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): это то, что он реализует на своём примере, - «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Согласно Горфу, «неистовый поиск себя» - проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу - сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение».

Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропным», то есть запредельным , в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным .

Термин «холотропный» образован от греческих корней holos, что значит «целое», и trepein, что значит «двигаться в направлении» . Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности» .

Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.).

В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом .

В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно , отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны.

Таким образом, третий метод - неконтролируемый, первый - нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет . Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута.

После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания , в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД - в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику.

Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал , который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие , что за «последней границей» человеческого сознания - сознанием эмбриона - не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью).

За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни . Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно - перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, - границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком - точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами - изо всех сил - держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе . Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно.

Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того - шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции , которая может быть полезна всем и каждому.

С точки зрения Станислова Гроффа, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу - ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой .

Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы . Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности».

В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще - это чистая патология, форма душевного расстройства . Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель - дегенератом, а Гаутама Будда- поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение - как минимум стоял на грани безумия…

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении . Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс - от транса религиозного.

Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода : ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека.

Но самое главное, что не устраивало Грофа, - сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке , хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов .

Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий - в том числе самого травматичного в жизни любого человека события - его собственного рождения - гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания .

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет.

Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями.

Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий.

В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того - переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных...

В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным.

Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа», тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала.

Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу…

То же и с глубинными исследованиями человеческой психики - при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он - человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается.

Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие - перинатальные - травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем…

Ему открывается бесконечность перспективы - которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.

Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем . А Стэн Гроф - пожалуй, самый великий «психонавт» планеты - не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного.

Как любил повторять Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина - где-то там, на дне кроличьей норы.