Особенности предоперационной подготовки детей. Оперативное вмешательство у детей. Подготовка ребенка к операции и анестезии

«СМ-Доктор» – сеть многопрофильных клиник, оказывающих услуги по диагностике и лечению заболеванию у детей и подростков от рождения и до 18 лет. Одно из направлений нашей деятельности – проведение хирургических операций различного профиля (лечение грыж, урологических и заболеваний ЛОР-органов и т.д.). Любое оперативное вмешательство, если оно будет проводиться с использованием общего наркоза, требует обязательной предоперационной подготовки. В чем же суть этих мероприятий и почему без них нельзя обойтись?

Стоимость программы предоперационной подготовки в клинике «СМ-Доктор»

Мы предлагаем две программы стандартной предоперационной подготовки: для детей до 2 лет и для детей 2–18 лет. Каждая программа включает в себя полный комплекс лабораторных и инструментальных обследований и консультаций в соответствии с возрастом ребенка.
  • Комплексное предоперационное обследование для детей до 2 лет – 13 870 руб.
  • Комплексное предоперационное обследование для детей старше 2 лет – 14 500 руб.

Что входит в программу предоперационной подготовки

Стандартная предоперационная подготовка включает в себя:

Психологическая подготовка пациента к операции

При правильном проведении психологической подготовки снижается уровень тревожности, послеоперационная боль и частота послеоперационных осложнений. Сестра проверяет, подписано ли согласие на операцию пациентом. При экстренной операции согласие могут дать родственники.

Тяжелый травмирующий эффект оказывают мучительные переживания больного по поводу предстоящей операции. Больной может бояться очень многого: самой операции и связанных с ней страданий, боли. Он может опасаться за исход операции и ее последствия.

В любом случае именно сестра, в силу того, что она постоянно находится при больном, должна суметь выяснить специфику страха того или иного больного, определить, чего именно боится больной и насколько велик и глубок его страх.

Помимо слов больного о его опасениях можно узнать косвенно, через вегетативные признаки: потливость, дрожание, ускоренная сердечная деятельность, понос, частое мочеиспускание, бессонницу и пр.

Обо всех своих наблюдениях сестра сообщает лечащему врачу, она должна стать внимательной посредницей и с обеих сторон подготовить беседу больного с лечащим врачом о предстоящей операции, которая должна способствовать рассеиванию страхов. И врач, и сестра должны «заразить» больного своим оптимизмом, сделать его своим соратником в борьбе с болезнью и сложностями послеоперационного периода.

Предоперационная подготовка пожилых и старых людей

Пожилые люди тяжелее переносят операцию, проявляют повышенную чувствительность к некоторым лекарственным препаратам, склонны к различным осложнениям в связи с возрастными изменениями и сопутствующими заболеваниями. Подавленность, замкнутость, обидчивость отражают ранимость психики этой категории больных. Внимание к жалобам, доброта и терпение, пунктуальность в выполнении назначений благоприятствуют успокоению, вере в хороший исход. Особое значение имеет дыхательная гимнастика. Атония кишечника и сопутствующие ей запоры требуют соответствующей диеты, назначения слабительных. У пожилых мужчин часто встречается гипертрофия (аденома) предстательной железы с затруднением мочеиспускания, в связи с чем по показаниям выводят мочу катетером. Из-за слабой терморегуляции следует назначить теплый душ, а температуру воды в ванне доводят только до 37*С. После ванны, больного тщательно вытирают и тепло одевают. На ночь по назначению врача дают снотворное.

Предоперационная подготовка детей

Как и у взрослых больных, суть дооперационной подготовки детей состоит в создании наилучших условий для хирургического вмешательства, однако возникающие при этом конкретные задачи и методы их решения имеют определенные особенности, которые выражены тем больше, чем меньше ребенок. Характер подготовки и ее продолжительность зависят от ряда факторов: возраста ребенка, срока поступления с момента заболевания (рождения), наличие сопутствующих заболеваний и осложнений и т.д.Учитывается также вид патологии и срочность операции (плановая, экстренная). При этом часть мероприятий является общей для всех болезней, другая же часть применима лишь при подготовке к определенным операциям и в определенных ситуациях. Медицинская сестра должна хорошо ориентироваться в возрастных особенностях подготовки и со знанием дела выполнять назначения врача.

Новорожденных и грудных детей оперируют чаще всего по экстренным и неотложным показаниям, обусловленным пороками развития внутренних органов. Основными задачи дооперационной подготовки является профилактика дыхательной недостаточности, переохлаждения, нарушения свертываемости крови и водно-солевого обмена, а также борьбы с этими состояниями.

Детей более старшего возраста оперируют как в плановом порядке, так и по экстренным показаниям. В первом случае проводят тщательное клиническое обследование. Большое внимание должно быть уделено щажению психики маленького ребенка. Дети часто проявляют признаки волнения, спрашивают, когда же будет операция, испытывают страх перед вмешательством. Нервно-психические срывы иногда связаны с манипуляцией, проводимой неожиданно, поэтому всегда необходимо кратко разъяснить ребенку характер предстоящей процедуры. Совершенно необходимо избегать устрашающих слов и выражений, действовать больше не окриком, а ласковым и ровным обращением. В противном случае медицинская сестра может свести на нет все усилия врача, стремящегося добиться доверия, спокойствия ребенка, которому назначена операция.

Психическая подготовка имеет большое значение для благоприятного исхода оперативного вмешательства и нормального течения послеоперационного периода.

Постановка очистительной клизмы

Очистительные клизмы применяются для механического опорожнения толстой кишки при:

запоре и задержке стула любого происхождения;

пищевых отравлениях;

подготовке к оперативным вмешательствам, родам, рентгенологическим исследованиям органов брюшной полости и малого таза, а также перед применением лекарственных, капельных и питательных клизм.

Противопоказания: кровотечение из пищеварительного тракта; острые воспалительные заболевания толстой и прямой кишки; злокачественные новообразования прямой кишки; первые дни после операции; трещины в области заднего прохода; выпадение прямой кишки; острый аппендицит, перитонит; массивные отеки.

Оснащение: система, состоящая из кружки Эсмарха, соединительной трубки длиной 1,5 м с вентилем или зажимом; штатив; стерильный ректальный наконечник, салфетки; вода температурой 20°С, в количестве 1,5-2 л; водяной термометр; вазелин; шпатель для смазывания наконечника вазелином; клеенка и пеленка; судно с клеенкой; таз; спецодежда: перчатки однократного применения, медицинский халат, клеенчатый фартук, сменная обувь.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОПЕРАЦИИ И АНЕСТЕЗИИ

24.1. Влияние госпитализации и медицинского вмешательства на ребенка и роль анестезиолога

Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка.

Младенцы до 6 месяцев жизни не подвержены эмоциональному стрессу, связанному с отрывом от родителей. С этой точки зрения, вероятно, дети этого возраста являются идеальными пациентами для врача, однако длительная разлука с родителями может привести к сложностям во взаимоотношениях между ними в будущем. Дети в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет, особенно не посещающие детские дошкольные учреждения, пожалуй, наиболее чувствительны к изменениям связанных с госпитализацией. Им трудно объяснить необходимость их нахождения в больнице, они остро переживают разрыв с родителями и домом, и нет ничего удивительного в том, что именно у детей этой возрастной группы чаще всего возможно развитие отрицательных изменений в психическом статусе и поведении. Дети школьного возраста обычно значительно легче переносят госпитализацию и разлуку с родителями, т.к. любознательность и интерес к происходящему берут верх над отрицательными эмоциями. В подростковом и юношеском возрасте основные проблемы связаны с ограничением свободы, душевными переживаниями и страхом перед предстоящим наркозом и операцией.

Очевидно, что характер и объем предстоящей операции также является важным фактором оказывающим влияние на психическое состояние детей. Большие по объему и травматичности хирургические вмешательства, операции на голове и лице, ампутации конечностей, операции на половых органах и др. оказывают сильное негативное психоэмоциональное воздействие и могут потребовать привлечение психотерапевта для последующей психологической реабилитации.

Кроме этого, длительность пребывания в больнице, повторные госпитализации и оперативные вмешательства, особенно, если с предыдущими медицинскими манипуляциями у ребенка связаны неприятные воспоминания, также негативно воздействуют на психический статус ребенка.

Желательно, чтобы психологическая подготовка к госпитализации ребенка для оперативного вмешательства начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Очень важно, чтобы естественное волнение родителей за исход операции и лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается “с рук на руки” врачу-анестезиологу, и естественно, первая встреча врача-анестезиолога с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящей операции и анестезии.

Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач-анестезиолог должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда анестезиолог привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному «поднимает авторитет». Но при этом необходимо узнать все страхи ребенка и осторожно их рассеять, выяснить, что он знает о наркозе, дать подышать через наркозную маску, поиграть с ней ему и товарищам по палате, объяснить, что совсем не так уж страшно и больно, когда делают укол. Старших детей важно заверить, что они будут спать всю операцию, ничего не почувствуют и проснутся в палате. Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать во время операции. Если ребенку уже проводились операции под общей анестезией и у него остались неприятные воспоминания, например, неприятный запах ингаляционного анестетика, то можно предложить ему провести внутривенную индукцию, и наоборот. Однако, в случае, если врач считает, что целесообразнее для данного ребенка проведение того или иного вида индукции, не следует предоставлять возможность выбора ребенку. Перед уходом анестезиолог должен повторить, что никто без него не возьмет ребенка на операцию.

После общения с ребенком анестезиолог должен четко представлять, какую премедикацию, каким путем и где (палата, наркозная комната или прямо в операционной, если совершенно нет времени в связи с кровотечением) он решает назначить.

Почему я выбрала такую тему спросят многие? Потому что совсем недавно 3 недели назад мы столкнулись с этой ситуацией-нашей старшей дочери, которой 6,5 лет предстояла операция по удалению аденоидов и катетеризации ушей. Это была плановая операция, которая происходила в больнице под общим наркозом. К этой операции мы шли долгих два года. Почему так долго, потому что любая операция как для детей, так и для родителей сопровождается огромным количеством страхов и переживаний.
Разложим статью по пунктам.
  • История нашей болезни.
  • Осмотр перед операцией.
  • Что можно и что нельзя перед операцией.
  • Подготовка ребёнка перед операцией.
  • После операции.
  • Заключение
.
1.Расскажу как всё начиналось.
Со своей старшей дочерью я сидела дома до 3 лёт. В 3,5 года она пошла у нас в государственный садик и тут-то всё началось. Думаю многим знакома ситуация когда вполне здоровый ребёнок,который в течение 3 лет в принципе ни чем не болел - с началом похода в садик начинает болеть каждые две недели без остановки. Эта ситуация знакома многим родителям. В общем болела моя дочка всю зиму-неделю в садике проведёт, потом месяц дома. Мы в свою очередь с мужем заметили что у ребёнка снизился слух и она стала сильно храпеть по ночам. Обратившись к врачу нас направили на рентген с подозрением на аденоиды, и к сожалению подозрения подтвердились. Врач однозначно направлял нас на операцию. Мы с мужем боялись этого до смерти и ещё год прожили в таком состоянии надеясь что может пройдёт и всё обойдётся. Дочь всё время храпела, постоянные сопли, снижение слуха на протяжении всего года и непрекращающиеся болезни и простуды. Проконсультировавшись с множеством врачей, начитавшись огромных медицинских книг, перечитав огромное количество информации в интернете и просто поговорив с людьми у которых детки перенесли эту операцию-мы решились на этот шаг -сделать ребёнку операцию по удалению аденоидов.

Перед операцией

За неделю до операции нас пригласили в больницу на осмотр к врачу. Сама операция проходила в Израиле (для тех кто не знает я живу тут).Врач осмотрел ребёнка, посмотрел все анализы, которые перед операцией нас попросили пройти и разъяснил все что касается операции. Нами было задано ему куча вопросов.
Родители не стесняйтесь у врача спрашивать все интересующие вопросы по поводу операции. Не бойтесь переспросить сто раз и пусть на вас смотрят, как не знаю на кого. Всё же идёт речь о вашем ребёнке и его здоровье. Самым большим страхом родителей перед операцией-это страх перед наркозом. Потому что никто не знает как отреагирует детский организм на анестезию,как ребёнок выйдет из наркоза, как будет себя чувствовать. Небольшой список вопросов которые нужно задавать врачам перед операцией.
  1. Спрашивайте кто будет делать операцию. Какой врач, какой у него стаж,сколько таких операций он провёл.
  2. Как будет происходить операция, какими инструментами будут делать операцию.
  3. Сколько времени будет длиться операция.
  4. Сколько времени ребёнок будет находиться под наркозом.
  5. Как делают наркоз? Будет это маска или же делают наркоз в вену.
  6. Как ребёнок будет себя чувствовать после операции. Будет ли болеть у него место которое подверглось оперативному вмешательству.
Спрашивайте всё что вас интересует. И как говорится "Кто уведомлён,тот вооружен".

Что можно и что нельзя перед операцией

Потом нам назначили день операции и время,и дали краткие инструкции что можно перед операцией и что нельзя. Это касается операции по удалению аденоидов. Смотря какая операция-такие и предписания перед её прохождением. У нас были такие.

За 12 часов до операции нельзя есть,но можно пить. Желательно конечно же пить обычную воду. За 2 часа до операции нельзя даже и пить. Конечно тяжеловато встать утром и объяснить ребёнку что ему нельзя позавтракать и даже чаю попить. Мы с нашим папой в знак поддержки дочери - тоже не стали завтракать и пить чай. Чтоб ей немного легче было это перенести. Детям довольно трудно объяснить что им нельзя ничего кушать и пить.

Подготовка ребёнка перед операцией

Как объяснить ребенку после операции, что не нужно бояться врачей
Мы с мужем решили подойти к этому вопросу очень серьёзно. С самого начала нами было принято решение что ребёнок должен знать что ему предстоит пройти операцию. Естественно на протяжении этих 2 лет ребёнок знал что у него есть какая-то проблему в носу и в ушах. Мы рассказывали что у неё есть аденоид - она в свою очередь спрашивала что это такое. Мы объясняли ей это так-что у неё в носу есть ненужный кусочек мяса, который нужно убрать чтоб не мешал ей хорошо дышать носиком, и что он влияет на её слух и из-за него она плохо слышит. Дети многие вещи переводят в игру-так по поводу аденоида она говорила мне - "Мама мне уберут аденоид - мы будем в порядке, а он нет и всё это ещё говорилось таким сюсюкающим голоском. Короче смех да и только.
Чем ближе приближался день операции естественно у нас в доме всё больше говорили об этой операции. И конечно же сама дочка спрашивала что ей будут делать и как,мы всё рассказывали ей в сотый раз. Сама она эту операцию называла осмотр у врача. Мы объяснили что пока её будут «осматривать» она будет спать. Конечно же было много вопросов- "А зачем мне спать утром?" и т. п.
Ребёнку нужно и важно рассказать что ему предстоит операция, а не скрывать ситуация в которой он находится.
Расскажите ребёнку зачем ему делают операцию, как он будет себя прекрасно чувствовать после операции,как улучшиться его состояние и настроение, расскажите ребёнку все плюсы,которые ожидают его после операции. Часто дети не до конца представляют что их ожидает и переводят ситуацию в игру. А нам родителям в свою очередь не стоит показывать нашим детям, как мы на самом деле всего этого боимся, потому что дети отлично чувствуют своих родителей и видят когда мы боимся. Если родитель будет всё время нервничать и говорить "Ой,как я переживаю", "Ой,как я боюсь", то естественно и ребёнку будет страшно и передастся его настроение.

После операции: ребёнок после наркоза

После операции, когда ребёнок просыпается после наркоза-он чаще всего не понимает где он находиться, и что с ним произошло. Важно в тот момент когда ребёнок откроет глаза-чтоб он увидел родные ему лица-мамы и папы. В больнице наблюдала такую ситуацию, когда ребёнок очнулся после операции, а мама куда-то отошла. Можете представить состояние этого ребёнка-он орал на всю больницу и потом долго не мог успокоиться даже когда мама уже пришла.
Выход из наркоза может сопровождаться болями,тошнотой, температурой. В нашем случае у дочки сильно болело горло, и был сильный хрипящий кашель. Медсестра предложила нам выпить обезболивающее.

Ребёнок после наркоза находиться в сонном состоянии, он может 5 минут спать и просыпаться с криками боли,потом может опять засыпать, и снова кричать что у него болит. Успокаивайте вашего ребёнка, говорите ему тёплые слова, поглаживайте его. Хорошим ходом будет купить ребёнку небольшую игрушку, которую он сможет обнять или взять из дому любимую игрушку,которая бы помогала ребёнку преодолеть весь процесс госпитализации. Мы с мужем решили что купим какую-то игрушку в больнице, благо в больнице оказался магазин с игрушками-думаю предназначенный для таких случаев. Мы купили розового медвежонка мягкого-которого дочка через 10 минут после того как очнулась после наркоза-обняла и не отпускает до сих пор. Вот он.

Так он ей понравился, что даже дома у нас была первое время война между старшей дочерью и младшей.
Через часик другой наш ребёнок отошел от наркоза и ей захотелось кушать. И врач разрешил нам немного покушать. Всё конечно же индивидуально и очень важно слушаться предписаний врача по поводу всего связанного с операцией.
Через 4 часа после операции нам разрешили поехать домой. Но наказали строго настрого смотреть чтоб не было кровотечения. По поводу предписаний после операции,если кому-то интересно напишите в комментариях я напишу.

Заключение
Вот так прошла наша операция,с которой ушло множество проблем,страхов и переживаний.
В данный момент у ребёнка возобновился слух, ушли ночные храпения, постоянная заложенность носа и вечные сопли, вечно открытый рот постоянные переспрашивания.
Уважаемые родители прежде чем делать ребёнку операцию-подумайте хорошенько,взвесьте все плюсы и минусы предстоящей операции, проконсультируйтесь не с одним врачом,а как минимум с 3-4-мя. Послушайте разные мнения. Поговорите с такими же родителями, которые прошли операцию. Примите правильное решение.И удачи всем и крепкого здоровья.

P.S.Данная статья написана из личного опыта,и не может быть рассмотрена как руководство к действию.Каждый случай индивидуален,как и каждый ребёнок и его состояние здоровья.

Подготовка ребенка к операции и анестезии



стрессовая ситуация для ребенка и членов его семьи, поэтому нужна тщательная подготовка к ней.

Для смягчения этого стресса и лучшей подготовки ребенка к операции, лучшей переносимости вмешательства во многих учреждениях работают детские специалисты-психологи, в задачу которых входит обсуждение предстоящей операции, зрительная подготовка, игротерапия, ассистирование в операционной. Такого рода специалисты хорошо знакомы с особенностями детского развития, обучены распознавать и переадресовывать эмоциональные посылы детей и их родителей. Во время зрительной подготовки ребенка к операции в кабинете детские используют соответствующий возрасту методический материал для объяснения, что будет происходить до, во время, после операции. Специалисты поощряют вопросы и проявление любых возможных страхов, разрешая неправильные представления ребенка до момента проведения оперативного вмешательства.

Утром, в день проведения операции, психологи встречаются с членами семьи, оценивают уровень тревожности, устраняют беспокойство и предлагают развивающие игрушки детям в соответствии с возрастом. Игрушки отвлекают внимание и помогают вовлечь родителей в игру во время предоперационного ожидания. В целях подготовки к операции ребенку предлагают осмотреть специальную одежду, шапочки и маски. Это позволяет ему потрогать, почувствовать и понюхать медицинские принадлежности в спокойной обстановке до проведения лечебных манипуляций, что обеспечивает лучшую их переносимость в дальнейшем. Детей младшего возраста, которым планируют ингаляционную анестезию, просят попробовать различные запахи и выбрать один из них. Затем этим запахом маскируют начало ингаляционной анестезии.

При простых вмешательствах, можно пригласить родителей в операционную для создания комфортной обстановки для ребенка во время проведения анестезии. Такая политика позволит избежать наиболее стрессового момента расставания родителей и ребенка во время проведения операции. Родителей необходимо информировать о том, что они могут увидеть, пережить и почувствовать во время анестезии ребенка. Ингаляционная анестезия проходит через несколько стадий, включая стадию возбуждения, во время которой дети кажутся крайне возбужденными. Это может встревожить и напугать неподготовленных родителей. Все мероприятия по подготовке ребенка к операции проводят детские психологи; родители знают, что кто-то присматривает за ними и их ребенком, помогает проводить хирургические манипуляции.

Детям грудного возраста во время подготовки к операции может понадобиться премедикация антихолинергическими препаратами для предотвращения брадикардии, которая может развиться во время вводной анестезии. Вводная анестезия часто проводится ингаляционными анестетиками, такими как закись азота и галотан. После вводной анестезии устанавливают внутривенный периферический катетер для введения других медикаментов с целью поддержания анестезии. Регионарная анестезия (спинальная, эпидуральная и каудальная) также может служить дополнением к общей анестезии или использоваться отдельно у некоторых детей с хорошим эффектом. Например, у недоношенных детей часто проводят грыжесечение под спинальной анестезией, что позволяет быстрее вывести ребенка из анестезии и уменьшить риск послеоперационного апноэ. Комбинирование общей и регионарной анестезии позволяет «облегчить» общую анестезию и продлить послеоперационное контролирование боли.