Расстройство привязанности у приемных детей. Привязанность, нарушения и терапия. Формирование детско-родительской привязанности, стадии развития

Пессимизм, жалость к себе и отсутствие веры может быть симптомами состояния, которое называется расстройство привязанности. Оно начинается в детстве и становится частью своей личности в зрелом возрасте, если не избавиться от этого.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых является проблемой, которое начинается в самые впечатлительные годы детства и проявляется в течение долгого времени взрослой жизни, в гораздо тяжелой форме. Причиной этого может быть пренебрежение родителями, отделение от родителей из-за смерти или развода, или физическое или сексуальное насилие в детстве. Из-за этих обстоятельств, у детей постепенно развивается чувство отрешенности.

Они не в состоянии сформировать длинные и прочные отношения и найти доверие даже среди близких. Если не устранить в нужное время, это будет продолжаться в зрелом возрасте, и в конечном итоге станет серьезным психологическим расстройством. К счастью, лечение возможно в определенной степени посредством консультирования и является чрезвычайно важным, просто потому, что это отношения, которые формируют важные связи в жизни.

Кроме того, симптомы этого расстройства могут стать достаточно серьезным в будущем, чтобы привести к опасному, самоубийственному поведению. Наличие всего одного симптома или симптома в течение короткого периода времени, не может быть достаточным доказательством на наличие этого условия.

Импульсивность: взрослые с расстройством привязанности предаются импульсивному поведению, о котором они могут сожалеть позже.

Отрицательное и провокационное поведение: это условие создает общий негативный настрой и приводит к провокационному поведению, что злит других вместе с собой.

Желание по контролю: лица имеют сильное желание контролировать свое окружение и манипулировать людьми и событиями вокруг себя. Они могут использовать средства, такие как ложь, обман, и даже кражу, чтобы контролировать.

Устойчивость к любви и руководству: естественный симптом расстройства привязанности является отсутствие возможности сопереживания или сочувствия к кому-либо. Люди, которые страдают от этого расстройства, также сталкиваются с трудностями в предоставлении и получении любви и привязанности от других. Они не в состоянии развивать чувства близости. Они также отказываются принимать общие советы и рекомендации от других.

Отсутствие доверия: наряду с отсутствием способности сопереживать, такие лица не в состоянии развить доверительные отношения с другими, независимо от их близости с человеком.

Гнев и агитации: взрослые, страдающие расстройством привязанности глубоко печальные и подавленные в течение какого-то времени и чувствуют себя изолированными. Они скрывают эти черты показывая гнев открыто или тайно. Гнев отображается через разрушительное, жестокое и враждебное поведение, и такие лица могут часто спорить с теми, кто не согласен с ними.

Поверхностные

Положительные черты: другая сторона медали в том, что, несмотря на вышеуказанные симптомы, с людьми, которые страдают от этого расстройства, можно интересно и занимательно поговорить.

Наркомания: взрослые, страдающие расстройством привязанности, могут баловаться токсикоманией — алкоголь и наркомания; они могут также страдать от пристрастия к азартным играм.

Беспомощность: из-за симптомов изоляции и депрессии, лица, чувствуют себя беспомощными.

Отсутствие ответственности: это означает, что они отказываются принимать на себя ответственность за их негативные действия и не в состоянии справиться с конфликтом.
Путаница: такие люди всегда путают, недоумевают и одержимы найти ответы на свои вопросы. Эта путаница приводит к общей нехватки концентрации.

Взрослые, которые страдают от расстройств крепления наиболее часто испытывают страх и печаль. Они глубоко желают любви и привязанности, но не в состоянии эффективно изобразить эти желания. Негативный опыт в детстве приводит их в отрицание, и они не в состоянии понять эмоции, такие как любовь и привязанность. Такие люди требуют передовых терапевтических методов.

Типы нарушенной привязанности

Существуют разные подходы к классификации и описанию нарушений привязанности. При этом многие авторы, имея расхождения в терминологии, сходятся в описании содержания. Здесь приводится один из вариантов такой классификации.

Негативная (невротическая ) привязанность : ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

пример:

Мальчик Андрей впервые попал в учреждение в три года. Он был доставлен из милиции, до этого его неоднократно задерживали в метро вместе с людьми, занимающимися попрошайничеством. По документам у него был статус «подкидыш». В период жизни в разных учреждениях ребенок отличался вспышками агрессивного и протестного поведения (все делал наоборот, был очень упрямый). Специалисты, работавшие с ребенком, выяснили, что у мальчика не было опыта привязанности к кому-либо из близких взрослых, он никого не мог назвать из значимых людей, вспомнить кого-то из тех, кто его любил. Также было известно, что нуждами ребенка пренебрегали: его били, плохо кормили, плохо одевали, крайне редко мыли… Когда Андрею было шесть лет, ему нашли семью. Мальчику очень понравились приемные родители, он с удовольствием пошел к ним жить. В приемной семье с ребенком очень хорошо обращались, заботились о нем, зная о всех лишениях, которые он перенес. Через три дня пребывания в семье мальчик сказал: «Мама, папа, отвезите меня обратно в детский дом, не надо меня так любить». Этот ребенок пугался и реагировал агрессией на позитивное внимание к себе (похвалы, внимание к его нуждам, ласковые слова) и, нуждаясь во внимании, старался привлечь его к себе какой-нибудь каверзой, негативным поведением. На расспросы взрослых о причинах его действий шестилетний мальчик честно говорил: «Я так привык» и «Я вам не верю, вы притворяетесь добрыми». В дальнейшем специалисты и родители работали над ослаблением у ребенка гнева, вызванного плохим обращением с ним в детстве со стороны взрослых, а также над формированием доверия и позитивной привязанности в новой семье. В настоящее время Андрею пятнадцать лет, он учится в частной школе, живет с родителями за границей, у него прекрасные близкие отношения с семьей. Есть отдельные трудности в самореализации, но его социальное поведение адекватно и конструктивно.

комментарий:

В период адаптации в семье многим детям свойственно провоцирующее поведение: они и проверяют прочность отношений в новой семье, и стараются отстаивать свои границы – тому есть много причин. В данном случае имело огромное значение то, что приемные родители при поддержке специалистов смогли преодолеть страх ребенка перед близостью и помочь ему начать доверять семье.

Амбивалентная привязанность : ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому («привязанность-отвержение»), то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка (эмоциональное и физическое насилие), делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему. Такое обращение с детьми встречается как в неблагополучных семьях, где родители непоследовательны в силу алкоголизма, так и в социально благополучных, но дисфункциональных семьях.

пример:

Девочка-подросток, в приемную семью попала в возрасте двенадцати лет. Ее кровная мать воспитывала дочь одна и умерла от онкологического заболевания, когда девочке было восемь лет. Мать до болезни выпивала, но при этом дочку любила, старалась заботиться о ней. Из рассказов девочки и людей, знавших семью, известно, что мать была неуравновешенной по характеру, взбалмошной, могла внезапно накричать на девочку или побить ее. Тяжелое заболевание вкупе с алкоголизмом усилило ее природную эмоциональную неустойчивость. Девочка «назло ей», в отместку за что-то могла уйти из дома, дерзила, не слушалась. Когда мать умерла, девочка продолжала вести себя таким же образом со взрослыми в учреждениях и затем – в приемной семье. В ходе жизни в замещающей семье в поведении девочки отмечалось чередование периодов понимания, близких и теплых отношений с приемной мамой с периодами вздорного и деструктивного поведения. Сама девочка переживала по поводу этих «вспышек», говорила, что любит приемную маму и знает, что и та очень любит ее, но не может вести себя иначе, как будто что-то заставляет ее. Важно было помочь девочке пережить утрату кровной мамы и преодолеть чувство вины перед ней. Совместная работа специалистов и приемной мамы была направлена на то, чтобы у ребенка сформировались рефлексии и самоконтроль в социальных отношениях, а также чтобы она смогла освоить позитивные модели отношений с другими людьми. В настоящий момент девочке восемнадцать лет, она сама стала мамой, живет в гражданском браке с мужем в доме своей приемной семьи и ждет получения собственной жилплощади. В ее отношениях с близкими по-прежнему присутствуют перепады от плохого к хорошему, но они не носят такого критического и разрушительного характера, как прежде. Она хорошо заботится о своем ребенке и у нее прочные отношения с близкими.

Избегающая привязанность : ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив – «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые – как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. Со временем замкнутость и неприязненность проходят, но дистантность и осторожность в отношениях сохраняются.

Причиной формирования такого типа нарушенной привязанности может быть сочетание личностных особенностей ребенка (цельность характера, ригидность и чувствительность) и потери единственного источника эмоционального тепла в ситуации эмоционального отвержения и/или физического насилия со стороны ближайшего окружения.

Специалисты, занимающиеся семейным устройством, время от времени имеют дело с детьми, которых потенциально легко было бы устроить в семью: ребенок не имеет грубых нарушений в развитии, достаточно адекватен в поведении, способен поддерживать социальные отношения с воспитателями и детьми в детском доме. Однако эти дети либо категорически не хотят идти в семью, и тверды в своем намерении, или под давлением персонала детских домов соглашаются пойти в семью, но в семье делают все для того, чтобы их вернули. Специалистам важно не смешивать эти ситуации со случаями естественного страха детей перед кардинальными изменениями в их жизни, когда они боятся сделать первый шаг, но затем идут в семью и успешно там приживаются. Для детей с избегающей привязанностью возникающая близость в отношениях означает неминуемость расставания и связанной с этим боли. Чем сильнее чувство привязанности, тем сильнее паника и желание убежать. Этот страх заставляет детей бороться с чувством привязанности и стремиться к увеличению дистанции или разрыву отношений со значимыми людьми. Семейное устройство для таких детей возможно только в те семьи, где взрослые – личностно зрелые и эмоционально благополучные люди, которые способны принимать ребенка с его потребностью в значительной дистанции в отношениях и скупыми проявлениями теплых чувств.

«Размытая» привязанность : так можно обозначить часто встречающуюся особенность поведения у детей из домов ребенка, особенно «отказников», живущих в учреждениях с рождения. Они ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие. Основной причиной такого поведения является эмоциональная депривация и отсутствие опыта привязанности к конкретному человеку в раннем детстве. Младенцы категорически не должны находиться в учреждениях, это наносит огромный урон их физическому и психическому развитию, что подтверждается большим количеством научных исследований за последние сто лет. В большинстве развитых стран мира не существует домов ребенка, все маленькие дети сразу устраиваются в семьи.

пример:

Девочка Даша в семью была устроена в возрасте трех с половиной лет из дома ребенка. Для приемных родителей большой проблемой стало то, что в любом общественном месте девочка легко могла пойти на руки к тому, кто ласково с ней заговорит или просто проявит к ней внимание. Также она постоянно «терялась», стоило родителям отпустить ее руку в людных местах, потому что не имела привычки внимательно следить за своими родителями, держаться с ними рядом и подавать знаки – плакать, кричать, потеряв их из вида, как обычно делают дети ее возраста. Работа специалистов была направлена, с одной стороны, на то, чтобы родители привыкли отслеживать поведение Даши так, как если бы она была ребенком гораздо более младшего возраста. С другой стороны, специалисты работали с Дашей на понимание ею разницы в отношениях и способах поведения с близкими взрослыми (семья) и со всеми остальными (социум). С течением времени у девочки сформировалось чувство привязанности к своей семье. В настоящее время ей десять лет, ее социальное поведение в целом адекватно, хотя сохраняется поверхностная общительность и доверчивость.

Дезорганизованная привязанность: эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Наличие привязанности помогает формированию у человека сочувствия другим и ограничивает в разрушительных действиях. Дети с дезорганизованным типом привязанности ничем не ограничены в своем разрушительном поведении и не испытывают сочувствия к другим. Специфическое ощущение « мне ничего не жалко, потому что нечего терять» дает им иллюзию свободы и силы по сравнению с другими людьми. Семья как таковая ценна для этих детей тем, что там меньше, чем в учреждении, степень контроля. Их действия в отношении других людей или животных могут носить жестокий характер. Они не испытывают раскаяния по поводу совершенных действий и входят в группу риска по криминальному поведению.

Все вышеописанное характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, пренебрежению интересами и никогда не имевших опыта привязанности (эмоциональное отвержение и насилие).

пример:

Два брата жили в семье с одинокой пьющей матерью, которая часто применяла физическое насилие в отношении детей (жестоко била). Также в семье была бабушка, которая уделяла внимание старшему внуку и игнорировала младшего, поскольку он не был ребенком ее сына. Когда старшему мальчику было десять лет, а младшему шесть, их кровная мать была лишена родительских прав. Бабушка не могла взять опеку над детьми, поэтому они попали сначала в приют, а затем в детский дом, где для них довольно быстро нашли приемную семью. Оба ребенка были привлекательны внешне, физически здоровы, их интеллектуальное развитие было близко к возрастной норме. К моменту семейного устройства было известно, что ни к кому из кровных родственников пойти жить дети не могут, и мальчики сознательно согласились жить в приемной семье, которая им понравилась. В этой семье были мама и папа с опытом воспитания собственных детей. Старший мальчик достаточно быстро адаптировался в семье, хорошо учился в школе, и его отдельные поведенческие проблемы были решаемы. Младший ребенок, которого очень полюбила приемная мама, в семье постоянно провоцировал конфликты. В контактах со сверстниками был агрессивен (склонен к жестоким дракам) и деструктивен; имея сохранный интеллект, категорически не хотел учиться в школе. Он очень рано стал пробовать курить, воровал. В любых социальных ситуациях мальчик не принимал никаких правил, кроме своих собственных. В возрасте двенадцати лет его поведение стало совершенно неконтролируемым, и никакие усилия родителей и специалистов не могли изменить ситуацию. Мальчик возвратился в детский дом. Были предприняты еще две попытки устроить его в приемные семьи, он не прижился нигде, и все родители говорили одно и то же: «Он ни к кому не испытывает привязанности, его поведение невозможно контролировать». Для специалистов стало очевидным, что усилия по формированию привязанности у этого ребенка ни к чему не приводят, и все, что можно сделать – это просто добиваться снижения деструктивности его поведения ограничениями и жестким контролем. В возрасте шестнадцати лет мальчика перевели в колледж с общежитием. Известно, что в дальнейшем он был замешан в торговле наркотиками, и в целом его поведение носило криминальный характер.

комментарий:

В этом примере очень важно, что у двух братьев был разный эмоциональный опыт в раннем детстве и разные особенности личности. Старший брат застал тот период, когда обстановка в семье была лучше: мать еще не так много пила, бабушка хорошо относилась к ребенку. По характеру старший мальчик был более оптимистичным, уживчивым, контактным и эмоционально теплым. Младший брат жил в гораздо более жестких условиях: семья была к этому времени в худшем состоянии и социально, и материально. Мальчик не получал эмоционального тепла ни от матери, ни от бабушки, подвергался жестокому обращению. Личностными особенностями этого ребенка всегда были выраженные лидерские черты, упрямство и настойчивость в достижении своих целей.

Очень важно понимать , что не любые агрессивные /деструктивные проявления в поведении детей являются признаками дезорганизованной привязанности ! Разрушительное поведение и непослушание может быть результатом негативного социального опыта, фазой отреагирования утраты, может быть обусловлено ситуативными причинами, возрастными кризисами и т. д.

Только в том случае, когда:

– имеется комплекс признаков расстройства привязанности, диагностированный специалистами (профессиональными психологами), соотнесенный с жизненной историей ребенка и его личностными особенностями;

– проводится профессиональная реабилитационная работа вкупе с попытками социальной реабилитации при участии взрослых, испытывающих эмоциональное тепло к данному ребенку;

– и ни то, ни другое не приводит к положительным изменениям в поведении ребенка и его отношениях с людьми в течение долгого времени, – только в этом случае можно делать вывод о дезорганизованном характере привязанности этого ребенка.

Все приемные родители сталкиваются с трудностями в поведении и проблемами в отношениях с детьми. Родители могут чувствовать себя растерянными, сердиться на приемных детей. Очень важно не делать поспешных выводов на основе возникших сильных негативных чувств и прочитанных про дезорганизованную привязанность книг! Большая часть затруднений поправима, и большинство приемных семей преодолевают тяжелые периоды, так как настоящая дезорганизованная привязанность встречается нечасто.

Таким образом, у детей, разлученных со своими семьями, могут наблюдаться разные типы нарушенной привязанности. При первых четырех типах нарушений привязанности (негативная, амбивалентная, избегающая, размытая) детям требуется помощь приемных семей и специалистов. С течением времени многие душевные раны детей врачуются благодаря нормальной родительской заботе и опыту позитивных отношений со взрослыми, которые ребенок получает в приемной семье. Вмешательство специалистов требуется там, где родители не понимают, что происходит с приемным ребенком, или негативные проявления сохраняются абсолютно неизменными, несмотря на долгий срок жизни ребенка в благополучной ситуации.

При дезорганизованной привязанности, прежде всего, необходим внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитационные мероприятия. Однако дети с дезорганизованной привязанностью не так часто попадают в приемные семьи.

Из книги Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Типы проектной деятельности Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.При этом каждый из перечисленных видов

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Привязанности ребенка Важным этапом социально-личностного развития является формирование привязанности к близким людям. Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко проявляется на

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги автора

Глава 2 Формирование и нарушение привязанности Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и к сохранению этой близости. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –

Из книги автора

Теория привязанности 1) Боулби Дж. «Привязанность». – М.: Гардарики, 2003.2) Боулби Дж. «Создание и разрушение эмоциональных связей». – М.: Академический проект, 2004.3) Бриш Карл. «Теория привязанности и воспитание счастливых людей». – Теревинф, 2014.4) Бриш Карл. «Терапия

Из книги автора

1 Обретение привязанности: что это значит Во всех прочих книгах по уходу за детьми недостает главы, которую можно было бы озаглавить «Уход за вашим ребенком». Сейчас, вместе с вами, ожидающей появления младенца парой или новоиспеченными родителями, мы напишем эту

Из книги автора

Типы молокоотсосов Спросите совета у консультанта по грудному вскармливанию. Он поможет вам подобрать молокоотсос, подходящий именно вашим нуждам.Ручной молокоотсос. Недорогой, портативный молокоотсос подойдет мамам, которым нужно только изредка

Из книги автора

Типы смесей При чтении этикеток на упаковках смесей вам может показаться, что для того, чтобы сделать правильный выбор, вам нужно защитить кандидатскую диссертацию по биохимии.Все смеси можно разделить на три категории: смеси на основе молока (также известные как

Из книги автора

Типы молока Молоко различается по содержанию в нем жира. Цельное молоко – это то, что дает корова. Оно содержит 3,25–4 % жира и примерно 70 калорий на 100 мл. У 2 %-го молока (с пониженным содержанием жира) часть жира удалена, и такое молоко содержит 50 калорий на 100 мл. Снятое

Из книги автора

В чем суть? В привязанности Суть проблемы не в том, что матерям приходится работать, а в том, чтобы сохранить привязанность к своему ребенку. Решение проблем состоит в удачном совмещении работы и воспитания ребенка. Деление матерей на 2 лагеря – это только почва для

Из книги автора

1. Освойте «навык» родительской привязанности Представьте себя малышкой, которая проводит помногу часов у мамы на руках, которую носят в шарфе-слинге, кормят грудью по первому требованию и на плач которой чутко откликаются. Как бы вы себя чувствовали?Такой ребенок

психологический привязанность дружба контакт

Так, как проблема привязанности, а в особенности проблема нарушений привязанности ребёнка к родителям является не до конца изучен ной, я бы хотела предоставить методику коррекции данного нарушения.

Нарушение привязанности - серьёзное, относительно стабильное эмоциональное и поведенческое расстройство у ребенка, чьи ранние отношения привязанности были ненормальны. Привязанность можно рассматривать как круг или цикл, в котором одно событие влечет другое событие. Цикл начинается, когда младенец испытывает дискомфорт или имеет потребность и выражает это криком. Когда мать удовлетворяет запросы младенца, он чувствует удовлетворение и начинает воспринимать мир как безопасное место, где другим можно доверять. Когда цикл нарушен вследствие того, что мать не удовлетворяет потребности ребенка или выполняет их непоследовательно или грубо, ребенок не ощущает удовлетворения и воспринимает мир как небезопасное место, где другим нельзя доверять. У ребенка имеется собственный потенциал злости, и он начинает осознавать, что должен сам удовлетворять свои потребности. Дети, испытавшие подобный опыт первые два или три года жизни, имеют большой риск развития слабой привязанности. Дети со слабой привязанностью наносят ущерб жизни своих семей и окружающих людей. Они способны жульничать, манипулировать и портить; у их родителей может создаться впечатление, что они не дают своим детям столько любви, как хотелось бы. Если вы -- приемный отец или мать, переносить это ещё труднее. Ведь вас считали хорошим родителем, а получается все наоборот. Специалисты наподобие социальных работников, психиатров часто усугубляют эти ощущения, обвиняя родителей в подобном поведении ребенка. Они полагают, что суть проблем ребенка заключается в браке родителей или в том, что они не сумели дать ребенку достаточно любви и понимания, или что они были слишком снисходительны или слишком строги, или что они по-прежнему жалеют о неродившихся детях. Дети с нарушениями привязанности имеют ряд общих черт, наиболее явная из которых стремление управлять людьми, присутствующими в их жизни. Это происходит потому, что эти дети считают жизнь крайне тревожной; они чувствуют, что если они не будут контролировать все происходящее вокруг, может произойти что-то очень плохое. Им кажется, что если они потеряют контроль, они могут умереть. Приняв этот момент за ключевой мотивирующий фактор жизни ребенка, его поведение становится объяснимым. Например, дети с нарушениями привязанности постоянно лгут. Они лгут в ситуациях, когда их застают за чем-либо, и в ситуациях, когда было бы легче и лучше сказать правду. Они делают это потому, что думают, что правда поможет родителям взять контроль над ними. Другая общая черта -- неумение или нехотение смотреть в глаза, за исключением тех случаев, когда они лгут. Они делают это потому, что не хотят дать родителям любую возможность сломать одержать верх. Дети с нарушениями привязанности редко вступают во взаимоотношения; им недостает умения уделять и привлекать внимание; у них нет сочувствия к другим людям, что является основой для подобного рода отношений. Поскольку они не ценят взаимоотношения и поскольку они воспринимают желание уделять им внимание и любовь как угрозу личной независимости, они отвергают любую попытку сближения с ними. Вот почему такие дети не отвечают на «нормальные» методы воспитания. Для этих детей нежной любящей заботы недостаточно.

Детям с нарушениями привязанности необходимо разбить врожденные убеждения о мире, для того, чтобы они видели его более положительным. Иначе они вряд ли станут нормальными взрослыми людьми и смогут сопереживать другим людям. По этой причине, пока дети не ценят взаимоотношения и рассматривают их как угрозу, они способны только расти и развиться в контексте взаимоотношений, в особенности, в контексте взаимоотношений с родителями, где они могут позволять своим родителям управлять, и где родители проявляют заботу и любовь.

Дети с нарушениями привязанности могут развивать взаимоотношения только тогда, когда понимают, что контроль над собой со стороны других людей не наносит вреда и им можно доверять. Поэтому не в лучших интересах ребенка управлять ситуацией: лучше, когда это делают родители, т.е., когда дети позволяют родителям быть родителями.

Их поступки нелогичны. Это означает, что попытка уговорить такого ребенка не всегда срабатывает. Таким образом, манипулируя чувствами родителей, дети берут над ними контроль. Более того, дети с нарушениями привязанности противоречивы. О чем бы вы их не попросили, они все сделают наоборот и приложат все усилия для того, чтобы сорвать все попытки родителей заставить их подчиниться.

Итак, что же делать, если вы не можете повлиять на ребенка? Ни в коем случае не наказывать. Это лучше всего понятно в контексте потерь, которые перенес ребенок: утрата родных матери и отца, потерянное детство, потеря детской невинности, потеря зашиты и веры, и т.д. и т.п. Никакие наказания не возымеют действия на ребенка, пережившего подобные потери. Кроме того, наказание ассоциируется со злостью и местью, - двумя вещами, с которыми дети с нарушениями привязанности уже достаточно знакомы. Фактически, такие дети вырастают на озлобленности; им нравится возбуждать в себе злость, клокочущую внутри, они чувствуют себя победителями, если им удается разозлить родителей. Таким образом, родители одерживают верх, если ведут себя не так, как ожидает ребенок, т.е. непредсказуемо и нелогично. Это срабатывает, поскольку вынуждает ребенка задуматься о своем поведении.

Дети с нарушениями привязанности недостаточно способны учиться нести ответственность за свои ошибки. Вместо этого они будут винить все и вся за то, что происходит в их жизни не так как надо. Родители часто попадают в ловушку, пытаясь уговорить ребенка или дать ему совет. Причина заключается в том, дети с нарушениями привязанности не рассуждают логически. Важно не учить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо, а предоставить ему возможность самому понять это. Иными словами, мы должны предоставить ребенку свободу выбора. Как же это сделать? Нужно предоставить ребенку возможность совершать ошибки и учиться на них это имеет место, когда, совершив ошибку, ребенок в последствии не чувствует защиты родителей от своего поступка.

Поскольку детям с нарушениями привязанности ничего не стоит создать ситуацию, в которой они способны управлять своими родителями, родителям важно уметь противостоять детям таким образом, чтобы перехватить инициативу в свои руки. Однако в кризисной ситуации тяжело «переключиться» и взять контроль в свои руки. Вместо этого родители, как правило, уступают детям. Одним из способов предотвратить это состоит в том, чтобы иметь в своем распоряжении ряд реплик, которые можно использовать с целью управления ситуацией и, таким образом, не давать ребенку возможности провоцировать вас на рассуждения и объяснения. Эти реплики говорят сами за себя и указывают ребенку порядок действий. Также полезно иметь в распоряжении реплики более широкого назначения, которые можно использоваться в разных ситуациях.

Общие реплики Для большей эффективности реплики нужно произносить с симпатией, глядя в глаза, спокойным тоном и искренностью, т.е. «жаль, что...», а не «мне осточертело...». 1) «Чья это проблема?» - не несите ответственность за проблемы ребенка. 2)«Я знаю» или «Я согласен» - сочувствуйте ребенку, когда он жалуется. Таким образом, вы избегаете спора. 3)«Это правда». 4)«Я это запомню». 5)«Стыдно».

6)«Спасибо, что рассказал мне» - просто панацея для детей, которые клянутся. Это их сильно обескураживает!!!

7)«Скажи мне, когда передумаешь».

8)«Почему бы не сделать это вместе?» - в случае истерики или бурного поведения.

9)«Когда станешь таким же умным, как я, - поймешь, что я прав».

10) «Интересный способ посмотреть на это».

11)«Жаль, что ты воспринимаешь это таким образом»

12)«Неплохо» - Когда они пытаются шантажировать ваших эмоции, например, «Если бы Вы меня любили, Вы бы дали мне...»

13)«А как ты собираешься поступить?»

14)«Когда вырастешь, у тебя будет возможность отвечать за это». По возможности попробуйте разбавить эти реплики юмором. Пробуйте тактику согласия с ребенком - это обескураживает его, уменьшает его способность спорить с вами или вовлекать вас в рассуждения и объяснения. Не угрожайте попусту. Вы должны выполнять всё, что обещаете. Если вы не сделаете этого, ребенок подумает, что он победил.

Занятно было бы испробовать эти реплики вне дома, прежде чем применять их на вашем ребенке.

Ложь - классический признак нарушения привязанности. Эти дети лгут не для того, чтобы избежать неприятностей, а чтобы попасть в них. Они врут, когда лучше сказать правду, они врут, даже когда факты кричат об их лжи. Они лгут, потому что так они управляют ситуацией или им этого хочется.

Нет прямого пути бороться с враньём ребенка и выигрывать, так что просто не тратьте время на аргументы, доказывающие, что ребенок говорит неправду.

Тем не менее, если вы считаете, что ваш ребенок врет:

Скажите ребенку, что вы знаете, что он врет, и что раз он постоянно врет, вы никогда не будете ему верить, и в будущем вы будете принимать решение -- врет он или говорит правду. Не рассказывайте ему, как им образом вы будете отличать правду ото лжи. «Верьте» ребенку, когда он врет, и не верьте, когда он говорит правду. Даже если он признался во вранье, все равно скажите: «Нет, милый, а я тебе не верю».

Попробуйте сами рассказывать небылицы. Это запутывает ребенка, а все, что запутывает его, заставляет его думать. Таким образом, вы будете на один шаг впереди.

Недостаток самоуважения - одна из основных проблем в жизни многих приемных детей. Приемные дети винят себя в том, что их настоящие родители не смогли за ними ухаживать, они винят себя за то, что их обижают или издеваются; многие дети думают, что их бросили или от них отказались, и поэтому их никто не ценит. Повысить самоуважение ребенка невозможно отдельно от других аспектов его поведения. Недостаток самоуважения затрудняет решение других вопросов; работа над другими вопросами влияет на самоуважение. Иными словами, чем выше чувство собственного достоинства у ребенка, тем лучше его поведение, и наоборот, чем лучше его поведение, тем выше степень его самоуважения. Позволить ребенку плохо себя вести -- значит повлиять на его самоуважение: вы не делаете ему блага, допуская недопустимое поведение из-за любви к нему.

1) Если ваш ребенок говорит, что он плохой, не соглашайтесь с этим. Возьмите лист бумага и напишите на одной половине все достоинства вашего ребенка (проявите изобретательность), а на другой - два или три явно негативных моментов. Скажите ребенку, что если он сможет сам дополнить вторую половину, то вы, возможно, поверите, что он плохой. А пока что вы видите перед собой хорошего человека, который иногда совершает ошибки. Вряд ли ребенок что-нибудь напишет.

2) Сконцентрируйтесь на поведении, а не на ребенке. Скажите ребенку, что не он плохой, а поведение неподходящее

3) Сообщите ребенку, что вы всегда будете верить, что он хороший человек, и что бы он ни делал, он не сможет убедить вас в обратном, потому что он не может проникнуть в ваш мозг и изменить ваши мысли.

4) Пошлите вашему ребенку открытку хорошими словами. Ребенок пронесет эту открытку через все негативные эпизоды. Материальные символы остаются материальными, в то время как слова - всего лишь слова.

5) Порадуйтесь за какую-нибудь безделушку, которую ребенок смастерил своими руками. Повесьте ее на видном месте, и увидите, как взбодрится ребенок. Не разрешайте никому уничтожить эту вещь по небрежности.

6) Тем не менее, не переусердствуйте с похвалой. Придерживайтесь обычных фраз, например:

7) «Молодец, хорошо получилось!», а не «Ты просто прелесть, ещё никому не удавалось это сделать». Так ребенок более вероятно примет похвалу и не саботирует свою «хорошесть». Помните, эти дети не видят себя хорошими, и, слыша ваши похвалы в свой адрес, они будут доказывать, что вы не правы. Хвалите поступки, а не их, - так они быстрее примут похвалу.

8) Работа над самоуважением - постепенный процесс, который не может быть выполнен за один день. Из маленьких кубиков сооружается большой фундамент для самоуважения.

Замкнутость. У большинства детей с нарушениями привязанности имеются большие трудности с прикосновением. Они чувствуют угрозу при любой попытке приблизиться к ним. Им кажется, что если они позволят вам прикоснуться к себе с теплотой, это причинит им боль или они потеряют контроль над вами. Это одна из основных причин, по которой многим родителям тяжело сблизиться с подобными детьми: ребенок не дает вам возможности быть родителем. Ребенок не позволяет вам проявить нежности из-за подсознательного страха.

Для детей, перенесших сексуальное насилие, прикосновение вдвойне тяжелее. Они боятся, что физический контакт причинит им боль, они могут неправильно интерпретировать вашу попытку приблизиться как попытку грубости. Несмотря ни на что, сближение с вашим ребенком жизненно необходимо. Это поможет, прежде всего, вам почувствовать себя родителем, а способность принять привязанность поможет сломать сопротивление ребенка.

Для начала ребенок может попробовать прикоснуться или погладить плюшевого медвежонка. Это не так опасно, чем прикасаться к людям.

Подоткните плед или одеяло вокруг себя и ребенка во время просмотра телевизора и т.п. Это имитирует утробу матери.

Найдите любую причину, чтобы пробежать пальцами по волосам ребенка или ласково потрепать его по спине. Например, предложите вымыть или высушить волосы ребенка или сделать ему. Проведите «тщательную проверку».

Решительно поцелуйте его. Старший ребенок, возможно, рассмотрит это как вызов, но вы можете воспользоваться поцелуем для проявления привязанности.

Плавание - отличная возможность войти в контакт, особенно если ребенок не умеет плавать. Вам придется поддерживать его в целях безопасности.

Подвиньте свой диван как можно ближе к телевизору. Так вы сможете сидеть ближе друг к другу.

Поиграйте в игру, например, притворитесь больным, и пусть ребенок потрогает ваш лоб.

Скажите, что у ребенка якобы какое-то пятнышко на лице и его нужно вытереть.

Если вы пытаетесь обнять ребенка, а он сопротивляется этому, скажите, что он выглядит так, как будто его нужно обнять, и обнять крепко. Делайте это всякий раз, когда он отстраняется. В конце концов, ребенок согласится на более легкие объятия.

Играйте-боритесь с ним до счета «десять».

Всякий раз, когда вы находите возможность, пощекочите вашего ребенка. Это хорошее развлечение, оно утомит ребенка, но расслабит его.

Ребенок всегда позволит подойти поближе к нему, если он болен (с температурой, и т.д.).

Используйте эту возможность, чтобы приблизиться к ребенку насколько возможно. Вся эта тактика направлена на то, чтобы сломать сопротивление вашего ребенка и быть ближе к нему. Это один из наиболее важных способов помочь ребенку с нарушениями привязанности, и очень важно, чтобы вы отмечали любое положительное изменение в его чувстве собственного достоинства и объясняли причины его поведения. Гиперактивность. Это может являться либо причиной органического характера, либо эмоциональным расстройством. Многие дети с нарушениями привязанности проявляют гиперактивность. Таким образом, они намереваются управлять ситуацией, хотя это может быть проявлением расстройства внимания.

Возможно, вы уже не раз пытались подавить импульсивное поведение своего ребенка и, вероятно, обнаружили, что подобные попытки вызывают обратную реакцию. Возможно, вы увидите, что, поняв мотив подобного поведения, вам будет гораздо легче справиться с самим поведением, поскольку вы можете применить методику и снизить способность ребенка управлять ситуацией подобным образом.

Некоторые хитрости помогут вам справиться с гиперактивностью вашего ребенка:

Выработайте короткую команду, напоминающую ребенку о времени отдыха.

Возьмите ребенка на прогулку, чтобы он остыл, в прямом и переносном смысле.

Окуните его в прохладную ванну или затолкайте под холодный душ. Вода способна хорошо успокоить.

Попросите его сидеть тихо. Если он не в состоянии сделать это, сядьте с ним и держите его с усилием, достаточным для того, чтобы удержать его, пока он не успокоится.

Примените тактику телесного контакта, если вам кажется, что она поможет. Или наоборот:

Попросите ребенка стать ещё активнее и шумнее.

Попросите его попрыгать или поприседать, чтобы направить его энергию в полезное русло.

Зрительный контакт -- единственный самый важный из способов невербального общения. Глаза могут рассказать о том, рады ли вы, опечалены, расстроены, испуганы и т.д.; они - зеркало ваших чувств и мыслей. Дети с нарушениями привязанности убеждены, что мы не будем смотреть в это окно. Большинство людей смотрят в глаза, когда они хотят заговорить, и избегают смотреть в глаза, если говорят неправду или сказанное ими причиняет внутренний дискомфорт. В нашем случае -- как раз наоборот. Вот почему многим людям так тяжело воспитывать детей. Эти дети рассматривают зрительный контакт как потенциал, при помощи которого их родители могут показать свою любовь и привязанность, и ребенок чувствует, что если позволит родителям смотреть в глаза, то он потеряет над ними контроль. Поэтому дети избегают смотреть в глаза, но могут буквально буравить вас взглядом, когда лгут.

Зрительный контакт -- решающий бой, который родители должны принять и выиграть не для себя, а для ребенка, чтобы ребенок, таким образом, не сопротивлялся их любви. Родители должны использовать зрительный контакт, чтобы начать строить привязанность.

Терапия телесного контакта -- хороший способ для зрительного контакта с ребенком.

Скажите ребенку, что вы не разговариваете с людьми, которые не смотрят вам в глаза. Это особенно эффективно в тех случаях, когда ребенок хочет спросить вас о чем-то или хочет что-то из вас. Тем не менее, будьте внимательны: детям с нарушениями привязанности весьма эффективно удается трюк, когда кажется, что они смотрят в глаза, а на самом деле они смотрят мимо. Требуйте смотреть прямо в глаза.

Поиграйте в специальные игры: «Кто кого пересмотрит» со старшими детьми и в «Моргалки» с младшими. Скажите ребенку: «Гляди, куда я смотрю». Он автоматически посмотрит вам в глаза, если вы смотрите прямо на него. Если хотите, поцелуйте его после этого.

Скажите ребенку, что дети с нарушениями привязанности не могут смотреть в глаза. Он тут же продемонстрирует, что у него нет данной проблемы

Многие социальные работники говорят, что если ребенку не нравится обниматься, то вам не следует навязывать ему физический контакт. Мы вынуждены опровергнуть это мнение. Ребенок, который не желает привязанности, большего всего в ней нуждается. Не пользуйтесь подходом «мало-помалу». Скажите ребенку, что в вашем доме все делается только так, и что вы ждете от него того же.

Как наладить зрительный контакт и справиться с навязчивой привязанностью

Налаживаем зрительный контакт Попробуйте смотреть ребенку в глаза при любой возможности. Особенно полезно это делать во время кормления и убаюкивания.

«Где наш малыш?» (подглядывание сквозь щелочки пальцев) очень полезная игра с первых месяцев жизни.

«Где наш малыш?» может постепенно перейти в игру «прятки» по мере роста ребенка. Эта игра усиливает ощущения постоянства объекта (т.е. если вы спрячетесь, вас можно все равно найти и больше никогда не терять).

Когда ребенок сам сможет прятаться, у него начинается этап восприятия пространства и границ, так же как и чувства распознавания и восприятия тела (самопостоянство). Маленькому ребенку нужно помогать контролировать себя и убеждать в том, что вы все равно его найдете.

«Шпроты» (игра, в которой прячутся все в одном месте) - интересный вариант «пряток».

Существует множество подвесных игрушек для колясок и кроваток, которые помогают стимулировать визуальное восприятие у ребенка. Однако помните, что лучшие стимулы - ваша улыбка и ваши глаза.

Справляемся с навязчивой привязанностью ребёнка

1) Главная задача, с которой вам придется столкнуться -- установить предел требованиям ребенка. Не нужно по первому требованию уделять внимание ребенку. Например, если ребенок хочет, чтобы вы постоянно гладили его и цепляется к вам, словно пиявка, скажите ему, что сейчас не время.

2) Установите время, когда объятия и ласки могут быть в неограниченном количестве, и даже требуйте аналогичной реакции от него, когда он занят! Таким образом, вы даете ребенку понять, что ласки и все такое -- здорово, но всему свое время. Возможно, вы хотите, чтобы ребенок от вас отстал, наконец (ввиду его поведения) но помните, что вы сами инициируете взаимоотношения.

3)Многие из этих детей также очень хороши в требованиях устного внимания, и готовы проникнуть во все наши мысли. Опять-таки, всему свое время. Помните, что у каждого из нас конкретные возможности, и не старайтесь превозмочь себя. Всему, что вы делаете, нужно сердце. Если ваше сердце не заполнено всем этим - не насилуйте его. Ваш ребенок почувствует разницу.

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей?

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям. Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот. РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство . Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность . К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей - основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется». Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

Последствия РРП

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при , при , при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д. Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение. Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить. У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте. Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов. Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Профилактика РРП

Ребенку необходима стабильная и любящая семья. Зрелое поведение матери и психологический комфорт в доме являются основами психического здоровья любого ребенка.