Сформированный корень зуба у ребенка. Рентгенологическая характеристика процесса минерализации зубов и корней. Типы корневых систем

До начала прорезывания зуба завершается внутричелюстие развитие коронки зуба и начинается формирование его корня. Этот физиологический процесс активно происходит и во время прорезывания зуба, а наиболее активно - после его прорезывания.

В процессе образования корня зуба развивается цемент. Образование цемента начинается в постэмбриональном периоде непосредственно перед прорезыванием зуба и происходит по типу периостального остеогенеза. Цемент по своей структуре подобен грубоволокнистой кости. Цеменгобласты же по строению практически не отличаются от остеобластов. Они образуют коллагеновые волокна и основное вещество, минерализируется с образованием кристаллов гидроксиапатита. После развития клетками вещества цеменгобласты превращаются в цементоциты, тела которых локализуются в лакунах, а отростки - в канальцах.

Пульпа зуба развивается из мезенхимы зубного сосочка. Этот процесс начинается с его верхушки, где сначала появляются денгинобласты. Одновременно начинается дифференциация мезенхимальных клеток в центральной части зубного сосочка. Они увеличиваются в размерах, отодвигаются друг от друга. Постепенно мезенхима центральных отделов превращается в рыхлую соединительную ткань, богатую фибробласты, макрофаги (гистиогтиты) и другие пульпоциты. С развитием зубного зачатка процесс дифференциации мезенхимы зубного сосочка и превращение ее в рыхлую соединительную ткань и расширяеться от его верхушки к основанию. Вместе эта соединительная ткань прорастает кровеносными сосудами и нервами.

Образования периодонта происходит из мезенхимы зубного мешочка одновременно с образованием корня зуба После образования цемента из мезенхимальных клеток внутреннего слоя зубного мешочка, остальные клеток, содержащихся в наружном слое дают начало плотной соединительной ткани периодонта Пучки коллагеновых волокон периодонта (перицемента) одним концом заделываются в основное вещество цемента, другим переходят к основному веществу альвеолярной кости. Благодаря этому корни плотно прикрепляется к стенке костной лунки.

Рост, развитие, формирование корня зуба и тканей пародонта после прорезывания в среднем составляет для временных зубов 1,5-2 года для и посгийних - 3-5 лет.

Рост, развитие и формирование корней имеет три стадии:

1) незавершенного роста корня - "раструба";

2) несформированной верхушки корня;

3) незакрытой верхушки корня (рис. 7).

Рис. 7. Схематическое изображение формирования корня зуба: 1 - стадия незавершенного роста корня - "раструба", 2 - несформированной верхушки корня, 3 - незакрытой верхушки корня.

На первой стадии незавершенного роста корня - "раструба" длина корня соответствует длине коронки, что примерно составляет 1 / 2 его будущей длины. Стенки корня тонкие и расширены с внутрииигнього стороны (со стороны пульпы), в направлении от анатомической шейки зуба к верхушке корня.ростков зона массивная и четко ограничена кортикальной пластинкой лунки.

Для второй стадии-несформированной верхушки корня характерно, что стенки корня тонкие, размещенны параллельно друг другу, корневой канал широкий, расширяется к верхушке и переходит в ростковую зону, которая рентгенологически представлена ​​разрежением костной ткани с четким ограничением по периферии кортикальной пластинкой альвеолы.

В третьей стадии - незакрытой верхушки корня стенки канала сформированы, у апикального отверстия канал сужается, апикальное отверстие широкое ростковая зона возле верхушки отсутствует, на месте ростковом зоны периодонтальная щель несколько расширена.

Акулович Андрей

Прорезывание зубов является физиологическим и служит косвенным показателем правильного или нарушенного развития ребенка. Как физиологический акт, прорезывание зубов не является болезненным явлением, и вызвать какие-либо заболевания не может. Оно находится в прямой связи с общим состоянием здоровья ребенка - своевременный в определенной последовательности рост зубов свидетельствует о нормальном развитии его организма. Задержка сроков прорезывания зубов может быть следствием рахита, инфекционного заболевания, продолжительного нарушения функции кишечника и изменений в обмене веществ. Более раннее прорезывание зубов - эндокринных нарушений. Расхождение во времени начала прорезывания центральных резцов на 1-2 месяца от условного срока не может рассматриваться как действие какой-либо патологии.

Новорожденный не имеет ни одного зуба, хотя в редких случаях и наблюдается их внутриутробное развитие. В период между 6 и 8 месяцами жизни у ребенка начинают появляться центральные резцы нижней челюсти, а затем верхней. К 8-12 месяцам - боковые резцы сначала на нижней, а затем - на верхней челюстях. К 12-16 месяцу прорезываются первые моляры, к 16-20 месяцу - клыки и к 20-30 месяцу - вторые моляры, которые заканчивают формирование молочного прикуса.

Прорезывание молочных зубов нередко отражается на самочувствии ребенка. У ослабленных детей этот физиологический процесс сопровождается общим недомоганием, плохим сном, беспокойным поведением, плачем, капризом. Иногда повышается температура до 37,50C, изменяется характер испражнений, возможны кратковременные высыпания на теле, покраснение кожи лица. Временно приостанавливается прирост веса ребенка, снижается иммунная защита. Для установления истинной причины недомогания необходима консультация педиатра.

На 7 году жизни происходит смена молочных зубов на постоянные, время прорезывания которых, как правило, совпадает с рассасыванием корней молочных зубов и их выпадением. В отличие от них формирование постоянного прикуса начинается с появления первых моляров нижней челюсти и в норме заканчивается к 15-18 годам. Последовательно прорезываются центральные резцы (8-9 лет), первые премоляры (9-10 лет), клыки (10-11 лет), вторые премоляры (11-12 лет), вторые моляры (12-13 лет). Третьи моляры нижней челюсти, или как их иногда называют зубы "мудрости", вырастают позже, нередко в возрасте после 20-25 лет.

Правильно и вовремя сформированный прикус играет большую роль в нормальном развитии организма ребенка. Нарушение сроков прорезывания зубов (раннее или позднее), очередности, а также отсутствие того или иного зуба требуют привлечения внимания педиатра и стоматолога, так как являются свидетельством патологии не только местного, но часто и общего характера (результат перенесенных матерью заболеваний в период беременности, либо каких-то аномалий в здоровье самого ребенка).

По различным причинам в строении зубов, их расположении и развитии может возникать целый ряд отклонений: отсутствие зачатка того или иного зуба, неправильное положение оси зуба (горизонтальное или косое), отчего он прорезывается вне дуги зубного ряда или остается в толще кости челюсти. Кроме того, неправильное формирование самого зуба - размер, форма, положение, цвет, недостаток эмалевого покрытия и т.д. Подобные изменения должны быть проанализированы специалистом.

Молочные зубы

Зубы Сроки прорезывания,
мес.
Сроки формирования
корней
Начало рассасывания
корней
Сроки рассасывания
корней
I 6 - 8 2 года с 5-го года в теч. 2-х лет
II 8 - 12 2 года с 6-го года в теч. 2-х лет
III 16 - 20 3 года с 8-го года в теч. 3-х лет
IV 20 - 30 3 года с 7-го года в теч. 3-х лет

Постоянные зубы

Зубы Сроки прорезывания,
мес.
Сроки формирования
корней
Окончательное "созревание
эмали"
Закладка фолликулов
6 5 - 6 в 10 лет в 1 - 3 года на 5-м мес. внутриутробного развития
1 6 - 8 в 10 лет в 4 -5 лет на 8-м мес. в/у развития
2 8 - 9 в 10 лет в 4 -5 лет на 8-м мес. в/у развития
4 9 - 10 в 12 лет в 5 -6 лет в 2 года
3 10 - 11 в 13 лет в 6 -7 лет на 8-м мес. в/у развития
5 11 - 12 в 12 лет в 6 -7 лет в 3 года
7 12 - 13 в 15 лет в 7 -8 лет в 3 года

Для детей грудного возраста количество прорезавшихся зубов – это один из объективных критериев, по которому оценивается состояние здоровья малыша. Сроки прорезывания зубов и очередность их появления могут значительно варьировать. Так, первый зуб может появиться уже в возрасте 1 месяца либо 1 года, но чаще все-таки это происходит на 6-8-м месяце жизни. Для подсчета числа молочных зубов (N) в зависимости от возраста пользуются формулой: N = n-4, где n – число месяцев жизни ребенка. Так, в возрасте 12 месяцев малыш должен иметь 8 зубов.

Причины запоздалого прорезывания зубов:

    рахит и другие нарушения кальциево-фосфорного обмена;

    снижение активности желез внутренней секреции (гипотиреоз);

    нарушения переваривания и всасывания питательных веществ;

    тяжелые нарушения питания;

    хронические инфекции;

    наследственные нарушения обмена минералов и заболевания костно-хрящевой ткани;

Затрудненное прорезывание зубов с повышением температуры тела, катаральными явлениями, нарушением пищеварения обусловлено чаще всего инфекционным заболеванием. Поэтому появление у малыша таких симптомов во время прорезывания зубов требует обязательного врачебного осмотра и наблюдения!

Возможные особенности зубов у детей на этапе прорезывания зубов:

    Расширение промежутков между зубами. Оно может отражать усиленный рост челюстей и в переходный период от молочных зубов к постоянным расценивается как нормальное состояние. Широкая щель между передними резцами на верхней челюсти обычно связана с глубоко расположенной уздечкой верхней челюсти. Тактику наблюдения и лечения широкого просвета между зубами определяет врач-ортодонт.

    Черноватая окантовка на шейке зуба может быть при употреблении растворимых препаратов железа или хроническом воспалительном процессе (осаждение бактерий группы лептотрихий);

    Желтовато-коричневое окрашивание зубов чаще связано с употреблением антибиотиков матерью во второй половине беременности или ребенком в период формирования зубов.

    Желтовато-зеленоватое окрашивание развивается при тяжелых нарушениях обмена билирубина и гемолитических (разрушение эритроцитов) состояниях;

    Красноватое окрашивание эмали зубов характерно для врожденного нарушения обмена пигмента – порфирина. Это заболевание называется порфирией;

    Аномалии прикуса возникают из-за неравномерного роста челюстей, из-за длительного сосания сосок;

    Аномалии расположения зубов возникают по конституциональным причинам (малые размеры челюсти), из-за травм, при врожденном нарушении обмена соединительной ткани, при опухолях альвеолярного отростка челюсти.

    Отсутствие зубов до 1 года крайне редко связано с адентией – отсутствием их зачатков. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью специального метода радиовизиографии по назначению детского стоматолога.

РАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБА

РАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБА

Эмалевый орган не только участвует в образовании эмали, но и играет важную роль в формировании корней будущих зубов. Развитие корней происходит позже, чем коронок, и по времени совпадает с прорезыванием зубов.

Структурой, определяющей развитие корня зуба, является шеечная (цервикальная) петля. Она состоит из 2 рядов клеток: внутреннего эпителия и наружного эпителия эмалевого органа (см. рис. 54, рис. 62). Шеечная петля растет, углубляясь в мезенхиму зубного мешочка и отодвигаясь от только что образованной коронки зуба.

Шеечная петля окружает ткани зубного сосочка и формирует эпителиальное корневое влагалище, отделяющее зубной сосочек от зубного мешочка.

При формировании корней в многокорневых зубах края гертвиговского эпителиального влагалища образуют выросты, которые растут навстречу друг другу и после слияния ограничивают область будущих корневых каналов. Таким образом, первоначально единое широкое отверстие подразделяется на 2 или 3 фрагмента.

Развитие дентина корня и цемента

Клетки зубного сосочка в результате индуцирующего влияния эпителиального влагалища дифференцируются в дентинобласты корня, продуцирующие дентин (рис. 63).

Затем эпителиальное влагалище распадается на отдельные фрагменты (эпителиальные остатки Малассе, встречающиеся в периодонте), и клетки внутреннего слоя зубного мешочка входят в контакт с дентином, дифференцируясь в цементобласты (рис. 64).

Эти крупные клетки кубической формы синтезируют белки матрикса цемента (прецемент, цементоид). Цементоид откладывается поверх дентина корня или поверх высокоминерализованного гиалинового слоя Хоупвелла Смита. (По некоторым данным, этот аморфный слой образуется эпителиальными клетками корневого влагалища до его распада.)

Минерализация цементоида происходит путем отложения в него кристаллов гидроксиапатита. При этом цементобласты смещаются на периферию либо замуровываются в нем, превращаясь в цементоциты (рис. 65).

Цемент, не содержащий замурованных в нем клеток, называют бесклеточным, или первичным.

Рис. 62. Образование шеечной петли в развивающемся зубе: 1 - наружный эпителий эмалевого органа; 2 - внутренний эпителий эмалевого органа; 3 - шеечная петля; 4 - зубной сосочек

Рис. 63. Формирование эпителиального (гертвиговского) корневого влагалища:

1 - эпителиальное гертвиговское корневое влагалище; 2 - одонтобласты корня зуба; 3 - зубной сосочек; 4 - зубной мешочек

Рис. 64. Образование эпителиальных остатков Малассе: 1 - фрагменты эпителиального гертвиговского влагалища (эпителиальные остатки Малассе)

Рис. 65. Развитие корня зуба. Образование цемента и периодонта: 1 - цементобласты; 2 - цемент; 3 - цементоциты; 4 - периодонт; 5 - островки Малассе; 6 - костные трабекулы

Цемент, содержащий расположенные в лакунах клетки, называют клеточным, или вторичным. Клеточный цемент располагается на верхушке и в области бифуркации корня. Матрикс клеточного цемента содержит внутренние (собственные) коллагеновые волокна, образованные цементобластами, и внешние (наружные), проникающие в него из периодонта. Сосудов в цементе нет. С возрастом слой цемента утолщается.

Развитие периодонта

Часть клеток зубного мешочка пролиферирует и дифференцируется в фибробласты, которые начинают образовывать коллагеновые волокна и основное вещество соединительной ткани периодонта (перицемента). Пучки коллагеновых волокон, с одной стороны, проникают между цементобластами и «впаиваются» в матрикс цемента, с другой - проникают в основное вещество строящейся альвеолярной кости. Возможно, образование волокон периодонта осуществляется из 2 источников: со стороны строящегося цемента и со стороны кости альвеолы. Толщина пучков волокон существенно возрастает после прорезывания зуба. Основные группы волокон периодонта формируются в определенной по-

следовательности. В течение жизни человека происходит перестройка периодонта в соответствии с условиями нагрузки.

Развитие пульпы зуба

Пульпа зуба развивается из зубного сосочка, образованного эктомезенхимой (см. рис. 52, 53). В сосочек врастают сосуды. Клетки периферического слоя сосочка превращаются в специфические для пульпы одонтобласты, а большая часть клеток мезенхимы дифференцируется в фибробласты (см. рис. 54, 55). Фибробласты секретируют компоненты межклеточного вещества соединительной ткани. В развивающейся пульпе накапливаются фибриллы, содержащие коллаген 1-го и 3-го типов, причем коллаген 3-го типа присутствует в необычно высокой концентрации. Фибриллы образуют волокнистые структуры. В соединительной ткани пульпы происходит разрастание сосудов, появляются макрофаги, нарастает гетероморфизм клеточных элементов. Первые нервные волокна обнаруживаются на 9-10-й неделе эмбриогенеза. Развитие сосудов сопровождается разрастанием нервных волокон и формированием их сетей (см. схему).

Нарушения развития зубов

Нарушения развития зубов могут наблюдаться на каждой стадии одонтогенеза. Воздействие повреждающих факторов в период закладки зубов, на стадии инициации, могут приводить к отсутствию отдельных или множества зубов - адонтии. Пациенты при этом нуждаются в имплантации зубов.

Очень чувствительны к повреждающим факторам энамелобласты. При эндокринных нарушениях, системных заболеваниях или воздействии радиации уменьшается количество образующейся эмали, наблюдается гипоплазия эмали. Если негативное воздействие приходится на период созревания эмали, нарушается ее минерализация (гипокальцификация эмали).

Несовершенный дентиногенез может носить наследственный характер. При этом заболевании структура эмали не изменена, но соединение ее с дентином непрочно, поэтому эмаль откалывается.

Известны и другие нарушения развития зубов.

Временных зубов сформированы, начинается развитие корня зуба, которое происходит в постэмбриональном периоде незадолго до прорезывания и продолжается после прорезывания зуба. Прорезывание зуба начинается, когда корень сформирован на 25-50%.

Клетки эмалевого органа, покрывающего сформированную коронку зуба, утрачивают характерную дифференцировку, редуцируются и превращаются в эпителиальный пласт, состоящий из нескольких слоев уплощенных клеток. Зона активности сохраняется в области краев эмалевого органа (область шейки зуба), где соединяются наружный и внутренний слои клеток эмалевого органа. Края эмалевого органа начинают усиленно разрастаться, внедряясь в подлежащую мезенхиму, образуя эпителиальное (гертвиговское) корневое влагалище. Это образование в виде удлиняющейся юбки спускается от эмалевого органа к основанию зубного сосочка. Корневое влагалище состоит из двух рядов клеток эмалевого органа (наружного и внутреннего), которые тесно соприкасаются. Пульпа эмалевого органа и промежуточный слой клеток здесь отсутствуют.

По мере образования корневого влагалища его внутренние клетки индуцируют дифференцировку периферических клеток зубного сосочка, которые превращаются в одонтобласты.

Основу формирующегося корня зуба составляет дентин . Механизм образования дентина корня не отличается от такового в коронке зуба. Окончательное форми-рование корневого дентина завершается после прорезывания зубов: во временных зубах — приблизительно через 1,5-2 года, в постоянных — через 2-3 года от начала прорезывания. Образование дентина продолжается до приобретения зубом окончательной анатомической формы.

Одонтобласты образуют дентин корня, который откладывается по краю эпителиального корневого влагалища. Образованный слой основного вещества дентина располагается между одонтобластами и эпителиальными клетками корневого влагалища. Вскоре после этого в эпителиальное корневое влагалище в различных участках врастает мезенхима зубного мешочка, вследствие чего оно распадается на отдельные эпителиальные островки — островки Малассе. Исследования показали, что островки Малассе — постоянные компоненты периодонта . Наиболее часто они локализуются в пришеечной и периапикальной части периодонта. Наибольшее количество эпителиальных островков обнаруживают в периодонте детей и моло-дых людей, с возрастом их количество уменьшается.

Эпителиальные островки Малассе играют важную роль в развитии патологии, так как они могут стать центром формирования цементиклей и источником развития кист и опухолей. Знание этих гистологических аспектов имеет большое клиническое значение для дифференциальной диагностики периапикальных гранулем и кист. Так, рентгенологически гранулема практически идентична кисте. Однако границей гранулемы является грануляционный вал, формирующийся по мере распространения воспалительного процесса в костной ткани, тогда как оболочкой кисты становятся пролиферировавшие эпителиальные клетки из островков Малассе.

При формировании корня растущий край эпителиального корневого влагалища может встретить на своем пути кровеносный сосуд или нерв. Тогда он обрастает по краям, эти структуры, причем в области их расположения наружные клетки зубного сосочка не соприкасаются с внутренним слоем эпителиального влагалища. Именно поэтому периферические клетки зубного сосочка не превращаются в одонтобласты, в данном участке корня образуется дефект дентина — латеральный канал корня зуба, связывающий пульпу с окружающей зуб соединительной тканью периодонта.

Данный факт имеет большое практическое значение, так как при проведении эндодонтического лечения зуба такие каналы являются дополнительным источником инфекции и путями ее распространения.

В результате распада корневого эпителиального влагалища малодифференцированные мезенхимные клетки зубного мешочка вступают в контакт с дентином корня и дифференцируются в цементобласты. Цементобласты начинают вырабатывать органический матрикс цемента — цементоид. Цементоид откладывается поверх дентина корня и вокруг пучков волокон формирующегося периодонта. Вторая фаза образования цемента — минерализация цементоида путем отложения в нем кристаллов гидроксиапатита. Наружная поверхность цементоида покры-та цементобластами . Между ними в цемент вплетаются соединительнотканные волокна периодонта.

По мере образования цемента цементобласты смещаются на периферию или замуровываются в нем, располагаясь в лакунах и превращаясь в цементоциты. Первым образуется бесклеточный цемент (первичный), он медленно откладывается по мере прорезывания зуба, покрывая 2 / 3 ближайшей к коронке поверхности корня. После прорезывания зуба образуется цемент, содержащий цементоциты (вторичный цемент), расположенный в апикальной трети корня. Образование вторичного цемента — непрерывный процесс, поэтому с возрастом слой цемента увеличивается. Вторичный цемент участвует в адаптации поддерживающего аппарата зуба к изменяющимся нагрузкам, а также в репаративных процессах.

Из оставшейся после начала образования цемента части зубного мешочка образуется плотная соединительная ткань периодонта. Развитие периодонта осу-ществляется из двух источников — со стороны строящегося цемента и со стороны альвеолярной кости. Постепенно фрагменты пучков, идущие от цемента и альвеолярной кости, удлиняются и встречаются в средней части периодонтальной щели.

На начальных этапах формирования корня отверстие корневого канала отлича-ется значительной шириной, но постепенно оно сужается за счет отложения новых масс дентина и цемента. В верхушечной части корня край корневого влагалища загибается внутрь, охватывает апикальное отверстие формирующегося корня зуба, образуя своеобразную эпителиальную диафрагму. Диаметр апикального отверстия уменьшается за счет сближения зон активного дентиногенеза.

Живые организмы изучает наука биология. Строение корня растения рассматривается в одном из разделов ботаники.

Корень является осевым вегетативным органом растения. Для него характерен неограниченный верхушечный рост и радиальная симметрия. Особенности строения корня зависят от многих факторов. Это эволюционное происхождение растения, его принадлежность к тому или иному классу, среда обитания. В качестве основных функций корня можно назвать укрепление растения в почве, участие в вегетативном размножении, запас и синтез органических питательных веществ. Но самая важная функция, обеспечивающая жизнедеятельность растительного организма, - почвенное питание, которое осуществляется в процессе активного всасывания из субстрата воды, содержащей растворенные минеральные соли.

Типы корней

Внешнее строение корня во многом обусловлено тем, к какому типу он относится.

  • Главный корень. Его образование происходит из зародышевого корешка, когда семя растения начинает прорастать.
  • Придаточные корни. Они могут появляться на различных частях растения (стебель, листья).
  • Боковые корни. Именно они образуют разветвления, начинаясь от ранее появившихся корней (главного или придаточных).

Виды корневых систем

Корневая система - общность всех корней, которые имеются у растения. При этом внешний вид этой совокупности у различных растений может сильно варьироваться. Причиной тому служит наличие или отсутствие, а также разная степень развития и выраженности различных типов корней.

В зависимости от этого фактора различают несколько типов корневых систем.

  • Название говорит само за себя. Главный корень выступает в роли стержня. Он хорошо выражен по размеру и длине. Строение корня по данному типу характерно для Это щавель, морковь, фасоль и пр.
  • Для данного типа характерны свои особенности. Внешнее строение корня, являющегося главным, ничем не отличается от такового у боковых. Он не выделяется в общей массе. Образовавшись из зародышевого корешка, он растет совсем недолго. Мочковая корневая система характерна для однодольных растений. Это хлебные злаки, чеснок, тюльпан и пр.
  • Корневая система смешанного типа. Ее строение соединяет в себе особенности двух, описанных выше, типов. Главный корень хорошо развит и выделяется на общем фоне. Но при этом сильно развиты и придаточные корни. Характерна для помидора, капусты.

Историческое развитие корня

Если рассуждать с точки зрения филогенетического развития корня, то его появление произошло гораздо позже, чем образование стебля и листа. Скорее всего, толчком для этого послужил выход растений на сушу. Для того чтобы закрепиться в твердом субстрате, представителям древней флоры требовалось что-то, что может послужить опорой. В процессе эволюции сначала образовались корнеподобные подземные веточки. Позже они дали начало развитию корневой системы.

Корневой чехлик

Формирование и развитие корневой системы осуществляется в течение всей жизни растения. Строение корня растения не предусматривает наличия листьев и почек. Его рост осуществляется за счет увеличения в длину. В точке роста он покрыт корневым чехликом.

Процесс роста связан с образовательной ткани. Именно она находится под корневым чехликом, выполняющим функцию защиты нежных делящихся клеток от повреждений. Сам чехлик - это совокупность тонкостенных живых клеток, в которых постоянно происходит процесс обновления. То есть, при продвижении корня в почве застарелые клетки постепенно слущиваются, а на их месте нарастают новые. Также расположенные снаружи клетки чехлика выделяют особую слизь. Она облегчает продвижение корня в твердом почвенном субстрате.

Общеизвестно, что в зависимости от среды обитания строение растений сильно различается. Например, водные растения не имеют корневого чехлика. В процессе эволюции у них образовалось другое приспособление - водяной кармашек.

Строение корня растения: зона деления, зона роста

Клетки, появившись из со временем начинают дифференцироваться. Таким образом формируются зоны корня.

Зона деления. Она представлена клетками образовательной ткани, которые впоследствии и дают начало всем остальным типам клеток. Размер зоны - 1 мм.

Зона роста. Представлена гладким участком, длина которого составляет от 6 до 9 мм. Следует сразу за зоной деления. Для клеток характерен интенсивный рост, в ходе которого они сильно вытягиваются в длину, и постепенная дифференциация. Следует заметить, что процесс деления в данной зоне почти не осуществляется.

Зона всасывания

Этот участок корня протяженностью несколько сантиметров также часто называют зоной корневых волосков. Это название отражает особенности строения корня на данном участке. Там имеются выросты клеток кожицы, размер которых может варьироваться от 1 мм до 20 мм. Это и есть корневые волоски.

Зона всасывания - это место, где осуществляется активное поглощение воды, в которой содержатся растворенные минеральные вещества. Деятельность клеток корневых волосков, в данном случае, можно сравнить с работой насосов. Этот процесс очень энергозатратный. Поэтому в клетках зоны всасывания содержится большое количество митохондрий.

Очень важно обратить внимание еще на одну особенность корневых волосков. Они способны выделять особую слизь, содержащую угольную, яблочную и лимонную кислоты. Слизь способствует растворению минеральных солей в воде. Частицы почвы благодаря слизи словно приклеиваются к корневым волоскам, облегчая процесс всасывания питательных веществ.

Строение корневого волоска

Увеличение площади зоны всасывания происходит именно за счет корневых волосков. Например, их количество у ржи достигает 14 миллиардов, образуя суммарную длину до 10 000 километров.

Внешний вид корневых волосков делает их похожими на белый пушок. Живут они недолго - от 10 до 20 дней. На формирование новых у растительного организма уходит совсем немного времени. Например, образование корневых волосков у молодых сеянцев яблони осуществляется за 30-40 часов. Тот участок, где произошло отмирание этих необычных выростов, еще в течение некоторого времени может всасывать воду, а потом его покрывает пробка, и эта способность теряется.

Если говорить о строении оболочки волоска, то, прежде всего, следует выделить ее тонкость. Эта особенность помогает волоску поглощать питательные вещества. Клетка его почти полностью занята вакуолью, окруженной тонким слоем цитоплазмы. Ядро располагается в верхней части. Пространство вблизи клетки представляет собой особый слизистый чехол, способствующий склеиванию корневых волосков с мелкими частичками почвенного субстрата. Благодаря этому гидрофильность почвы повышается.

Поперечное строение корня в зоне всасывания

Зону корневых волосков также часто называют зоной дифференциации (специализации). Это не случайно. Именно здесь на поперечном разрезе можно увидеть определенную слоистость. Она обусловлена разграничением слоев внутри корня.

Таблица «Строение корня на поперечном срезе» представлена ниже.

Следует отметить, что внутри коры тоже имеется разграничение. Ее наружный слой называется экзодерма, внутренний - эндодерма, а между ними находится основная паренхима. Именно в этом промежуточном слое происходит процесс направления растворов питательных веществ в сосуды древесины. Также, в паренхиме синтезируются некоторые жизненно важные для растения органические вещества. Таким образом, внутреннее строение корня позволяет в полном объеме оценить значимость и важность функций, которые выполняет каждый из слоев.

Зона проведения

Располагается над зоной всасывания. Самый большой по длине и наиболее прочный участок корня. Именно здесь происходит передвижение важных для жизнедеятельности растительного организма веществ. Это возможно благодаря хорошему развитию проводящих тканей в этой зоне. Внутреннее строение корня в зоне проведения обуславливает его способность транспортировать вещества в обоих направлениях. По восходящему току (вверх) идет передвижение воды с растворенными в ней минеральными соединениями. А вниз доставляются органические соединения, которые участвуют в жизнедеятельности клеток корня. Зона проведения - это место образования боковых корней.

Строение корня проростка фасоли четко иллюстрирует основные этапы процесса формирования корня растений.

Особенности строения корня растения: соотношение наземной и подземной частей

Для многих растений характерно такое развитие корневой системы, которое приводит к ее преобладанию над наземной частью. Примером может служить кочанная капуста, корень которой в глубину может вырасти на 1,5 метра. Ширина его может составлять до 1, 2 метра.

Настолько разрастается, что занимает пространство, диаметр которого может достигать 12 метров.

А у растения люцерна высота наземной части не превышает 60 см. Тогда как длина корня может составлять более 2 метров.

Все растения, обитающие в местностях с песчаными и скалистыми почвами, имеют очень длинные корни. Это обусловлено тем, что в таких почвах вода и органические вещества находятся очень глубоко. В процессе эволюции растения долго приспосабливались к таким условиям, постепенно менялось строение корня. В результате чего они стали достигать той глубины, где растительный организм может запастись необходимыми для роста и развития веществами. Так, например, корень может в глубину составлять 20 метров.

Корневые волоски у пшеницы ветвятся настолько сильно, что их суммарная длина может достигать 20 км. Однако, это не предельная величина. Неограниченный верхушечный рост корней в отсутствие сильной конкуренции с другими растениями может увеличить это значение еще в несколько раз.

Видоизменения корней

Строение корня некоторых растений может меняться, образуя так называемые видоизменения. Это своего рода приспособления растительных организмов в конкретных условиях обитания. Ниже представлено описание некоторых видоизменений.

Корневые клубни характерны для георгина, чистяка и некоторых других растений. Образуются за счет утолщения придаточных и боковых корней.

Плющ и кампсис тоже отличаются особенностями строения этих вегетативных органов. У них имеются так называемые корни-прицепки, которые позволяют им цепляться за рядом стоящие растения и другие опоры, находящиеся в их досягаемости.

Отличающиеся большой длиной и всасывающие воду, имеются у монстеры и орхидеи.

Растущие вертикально вверх дыхательные корни участвуют в выполнении функции дыхания. Имеются у ивы ломкой.

У таких овощных культур, как морковь, свекла, редис, имеются корнеплоды, которые образовались за счет разрастания главного корня, внутри которого запасаются питательные вещества.

Таким образом, особенности строения корня растения, приводящие к образованию видоизменений, зависят от многих факторов. Основными являются среда обитания и эволюционное развитие.