Барьеры - убрать! Что уже сделано и что еще предстоит, чтобы улучшить жизнь инвалидов. Облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями

В повседневной жизни вряд ли кто-то из нас часто задумывается о том, как живут люди с ограниченными возможностями, с какими проблемами они сталкиваются. И тут стоит рассматривать не только душевный аспект - отношение к ним окружающих. Я решила затронуть другую тему – насколько полноценно они могут жить среди нас.

Сейчас среди людей с ограниченными возможностями все больше тех, кто предпочитает не сдаваться, отказываясь от всего, и не замыкаться в своем горе, зацикливаясь на болезнях. Одни продолжают вести активную жизнь, внося в нее незначительные коррективы; другие вступают в специализированные общества людей с подобными проблемами и вместе ищут выход из трудных ситуаций.

Люди с активной жизненной позицией, ищущие выход из трудных ситуаций, есть и в нашем районе.

За последние несколько лет новопокровские жители В.В. Авдеева, С. Ярмошук, Л.Н. Стаценко и А.В. Ламанова удостоены высокой награды. За проявленную волю к жизни, достигнутые успехи в области литературы, искусства, технического и народного творчества, им присуждены именные премии главы администрации (губернатора) Краснодарского края для людей с ограниченными возможностями.

В наше время появилось много современных профессий, которые будто специально созданы для людей с ограниченными возможностями. Например, связанных с компьютерными технологиями. И у целеустремленных инвалидов стало больше шансов трудоустроиться.

До порога – по «крутым горкам»

Но хотелось бы знать, например, что делается для того, чтобы устранить так называемое «дискриминационное воздействие архитектурно-планировочных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан».

Для примера - рядовой случай, о котором сообщила по телефону одна из постоянных читательниц «Сельской газеты».

Проведите эксперимент... Сядьте в инвалидное кресло и «пробегитесь» по магазинам. Только кое-где есть пандусы. А загляните на прием к врачу районной поликлиники, например. Сумеете ли вы по имеющемуся там пандусу взобраться на верх? Сама наблюдала, как инвалид-колясочник стоял у основания и просил поднять к дверям, потому что сил нет преодолеть «крутые горки»... Об инвалидах в «здоровом» обществе мало ещё думают. А они такие же люди и хотят не сосуществовать с нами, а полноценно и ярко жить, заниматься спортом, посещать кружки, клубы по интересам...

Этот телефонный звонок и послужил поводом встретиться с руководителем управления социальной защиты населения Новопокровского района Т.И. Аскеровой и побеседовать на заданную тему.

А для начала выясним, кто относится к маломобильным гражданам?

Это люди, - сказала Татьяна Ивановна, - испытывающие затруднение при самостоятельном передвижении (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками). В нашем районе только пенсионеров около 14 тысяч, из них четыре тысячи имеют группу инвалидности.

Сейчас много говорят о проведении комплекса мер по интеграции инвалидов в общество как об одном из приоритетных направлений социальной политики государства. Что конкретно делается для того, чтобы маломобильные группы населения свободно передвигались в населенных пунктах, имели доступ в магазины, различные учреждения?

На сегодняшний день стоит задача создать безбарьерную среду жизнедеятельности, при помощи которой человек удовлетворял бы свои жизненные потребности, которая позволяла бы беспрепятственно достичь нужного места и воспользоваться услугой, получить информацию. Эта среда включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Поэтому в первую очередь необходимо обустроить поликлиники, амбулатории, аптеки, физкультурно-спортивные здания и сооружения, учреждения культуры и искусства, предприятия связи, торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, кредитно-финансовые и банковские учреждения, учреждения жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Социальная политика нашего муниципального образования также направлена на создание доступности маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры. Так, в 2010 году обустроены пандусы в здания центральной аптеки № 186, белоглинской аптеки ООО «Окс-фарм», банков «Новопокровский», «Россельхозбанк».

На некоторых объектах, где по техническим условиям невозможно было обустроить пандусы, по согласованию с обществом инвалидов установлены кнопки вызова (здания Центра занятости населения, отделения сбербанка).

Управлением социальной защиты населения сформирована база данных об объектах социальной инфраструктуры, доступных для маломобильных граждан, где соблюдены требования по беспрепятственному доступу к ним инвалидов и других категорий маломобильных граждан.

При реконструкции тротуаров и проезжей части улиц в центре станицы Новопокровской все они обустроены въездами (съездами).

Нормативными актами края на органы социальной защиты населения возложены согласование объектов социальной инфраструктуры и составление протоколов об административных правонарушениях за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к соответствующим объектам...

Да, это так. Состав и содержание планировочной и документации на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры должны содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов. В прошлом году из 13 заданий на проектирование, представленных в управление социальной защиты населения, одно не согласовано, так как не содержало таких требований.

Многое предстоит еще сделать для создания беспрепятственного доступа к соответствующим объектам, но главное - нужно понимать, что маломобильные граждане, в том числе инвалиды, – такие же клиенты, как и все остальные.

Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности . Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия людей с ограниченными возможностями с окружающим миром, в доступности физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, информации и каналов коммуникации, все это является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями. Реалии таковы, что значительное количество людей с ограниченными возможностями в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Безусловно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

Пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Пенсии не относятся к льготам и компенсациям «активной реабилитации», то есть они не помогают инвалиду вернуться в общество, не стимулируют его активного реабилитационного поведения - пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки инвалидов. По-прежнему серьезной остается проблема льготного обеспечения лекарственными средствами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92 г. №1157 инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на 50% скидку с оплаты лекарств. В среднем по России этой льготой пользуется около 60% от числа граждан, имеющих на это право. Однако на практике данный вид льгот предоставляется не всем инвалидам, имеющим на нее право, или не в полном объеме. Одним из способов улучшения материального положения у людей с ограниченными возможностями является благотворительность.

Сегодня существует множество благотворительных организаций, оказывающих всевозможную финансовую поддержку инвалидам, которая помогает оплатить дорогостоящие операции и лечение в целом. В наше время материальная помощь людям, имеющим инвалидность, делает серьезные успехи, необъятное количество людей смогло получить финансовую помощь, почувствовать себя важной частью современного общества. Чем больше будет создаваться благотворительных организаций в мире, тем больше шансов будет получить поддержку у инвалидов.

Проблемы ухода за детьми-инвалидами, возникающие у большинства семей, не позволяют многим родителям рационально и эффективно использовать свой образовательный и профессиональный ресурс, успешно встраиваться в сложившую хозяйственную деятельность. Одному из родителей часто приходится оставлять свою работу, не задумываясь о возможности надомной занятости.

Службы занятости предлагают пройти программы переквалификации, переобучения, переориентацией в трудовой деятельности. Эти меры могли бы способствовать улучшению материального положения семей. Достижение материальной независимости возможно при осуществлении права инвалидов на труд. Обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями регулирует статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти. На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность. Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%) .

Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80% .

Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим:

Дополнительные расходы;

Психологические особенности;

Капризы;

Необходимость лечения;

Невозможность заставить работать дополнительно .

Одной из первоочередных мер по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.

Необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство.

Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей. Помимо этого, государство могло бы само поощрять, в том числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот. Следует предложить так же ведение в программу высших и средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.

Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы. Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует так же остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а в Уголовный кодекс эту проблему обходит стороной.

Кроме того, необходимо менять саму психологию наших граждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас.

Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь влияет образование. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма, поэтому наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда.

Существует проблема доступности высшего образования для инвалидов. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление и обучение лиц с ограниченными возможностями в вузе проблематичным. Студентам-инвалидам сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья и частых перерывов по болезни. Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза.

Причиной негативного отношения к инвалидам со стороны однокурсников является суждение о том, что в обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Молодые люди указывают на то, что специальность, которой они обучаются, не подходит студентам с инвалидностью и таким студентам всюду делаются поблажки. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов.

Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств.

Требуется проведение эффективных мероприятий по образованию инвалидов в общедоступных высших учебных заведениях. Нужно произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий, оценить, при каком количестве обучающихся студентов-инвалидов мероприятия по обеспечению их обучения будут иметь оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина, определить круг высших учебных заведений, которые были бы обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования инвалидов, и проконтролировать выполнение этих мероприятий.

Следует осуществлять налоговое стимулирование фирм, которые выделяют спонсорскую помощь для инвалидов, только в том случае, если есть доказательства реального получения этой помощи инвалидами.

Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Примеров вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет.

До 2000 г. только три вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, продолжалось создание и оснащение этих и ряда других модельных центров среднего и высшего профессионального образования и другие меры по профессиональной реабилитации инвалидов. Кроме упомянутых выше вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, добавились Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена Санкт-Петербурга. Следует отметить, что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов.

Так, в Челябинском государственном университете с 1992 г. обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов . Если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, они не смогут воспользоваться благами без соответствующей техники и приспособлений. Одним из самых проблемных вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение их специальными автотранспортными средствами.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, количество инвалидов, нуждающихся в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. человек. Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок (в Уфе, С-Петербурге и Владимирской области) вполне могли бы обеспечить потребность всех инвалидов-колясочников. Но комитеты социальной защиты населения во многих регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции: вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка.

Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Такая же ситуация с многолетними очередями и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные автомобили.

Решение вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выплаты им денежной компенсации на эксплуатационные расходы требует решения на правительственном уровне. Следует выработать новые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Обеспечить эффективное расходование бюджетных средств всех уровней на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования политики в отношении инвалидов.

Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации.

И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содействии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права людей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством.

Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав людей с ограниченными возможностями. Сегодня предоставляемая сумма является заведомо недостаточной для решения жилищной проблемы инвалидов, поэтому должны предоставляться «полноценные» жилищные сертификаты, стоимость которых будет равна фактической рыночной стоимости жилья в конкретном регионе.

Одним из решения жилищного вопроса для людей с инвалидностью является покупка муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке жилья малогабаритных квартир с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам. Но данный вид жилья может подойти не всем лицам с ограниченными возможностями, поэтому самым оптимальным решением является строительство нового социального жилья, пригодного для всех категорий инвалидов.

Этим определяется возможность создания доступной среды жизнедеятельности с помощью вспомогательных устройств и приспособлений, специальных архитектурно-планировочных решений. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов. Предметом внимания государства при решении этой проблемы должно быть восстановление социально-ролевой функции инвалида в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильно подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Люди с ограниченными возможностями затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, мерах государственной поддержки инвалидов, социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и развитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране.

В Интернете человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким. В настоящее время для многих библиотек обслуживание инвалидов становится приоритетным направлением деятельности.

С помощью современных компьютерных технологий сотрудники библиотек помогают осуществить доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими пользователями. Создание специальных библиотек для разных категорий инвалидов обеспечат равный доступ к информации.

Одной из крупнейших специальных библиотек России является Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых, действующая с 7 января 1927 г. и обслуживающая 11 тысяч читателей города и области. Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний людей с инвалидностью, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов.

Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Как бы ни печально это звучало, но на сегодняшний день факты таковы: люди с ограниченными возможностями, то есть инвалиды, являются самой изолированной частью общества. Низкие показатели здоровья, низкий уровень получения образования, низкий уровень материальной обеспеченности.

Такое плачевное положение зависит не от ограниченных возможностей человека, а от общества, которое относит инвалидность к проблемам в области прав. Не раз было доказано, что решать проблемы по повышению уровня жизни нужно сообща. Преодолеть этот факт и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями необходимо всем вместе и обществу с его многочисленными правительственными и неправительственными организациями, ячейкам общества в котором живут инвалиды, и соответственно ими самими.

По данным международных показателей установлено, что 15 % населения всего мира, а это более одного миллиарда имеют инвалидность. Больше 110 миллионов человек имеют серьезные заболевания, и это число растёт ежегодно. Связанно это со старением и значительным ростом числа различных хронических заболеваний.

Распространена инвалидность среди пожилых людей, женщин, и детей и взрослых из малоимущих слоев населения. Неспособность оплачивать медицинские услуги, а это 1/3 инвалидов, и все те же стереотипы снижают показатели среди инвалидов в соотношении со здоровыми людьми. Не все инвалиды могут получить гарантированные законом средства реабилитации. Например, слуховые аппараты в Москве еще приобрести можно без проблем, а вот в маленьких провинциальных городах хорошие нужные слуховые аппараты (как и инвалидные коляски и многие другие очень необходимые средства реабилитации) остаются несбыточной мечтой многих людей с инвалидностью.

Так установлено, что:

. получение квалифицированной медицинской помощи снижается в 2 раза;

Вероятность плохого лечения увеличивается в 4 раза;

Отказ от предоставления медицинской помощи увеличивается в 3 раза.

Уровень получения образования среди детей-инвалидов зависит от экономического положения страна. Так в Индии недополучают образование 10% , а в Индонезии уже 60%. Уровень занятости среди взрослого населения с ограниченными возможностями составляет: мужчины - 53%, женщины -20%. В то время как процент трудоустроенных людей без инвалидности составляет: мужчины - 65%, женщины - 30%.

Если сравнить здорового человека и инвалида с одинаковым ежемесячным доходом, то выясниться, что человек с ограниченными возможностями живет в худших условиях. Большая часть их дохода идет на покупку лекарственных препаратов, получения медицинской помощи и иной поддержи.

Неспособность многих стран обеспечить инвалидов получением медицинской и вспомогательными средствами (протезами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами и т.д.) увеличивает показатели. Так для стран Африки в первом случае процент получения составляет 26%-55% во втором 17%-37%.

Беря страны с высоким уровнем дохода такие как США, то 20-40% процентов населения не получают надлежащую ежедневную поддержку от близких и друзей.

Что нужно для улучшения жизни инвалидов?

1. Обеспечить полноценный доступ ко всем основным службам;

2. Внедрять инвестиции в программы;

3. Принять стратегию, план национального значения;

4. Улучшить качество получаемого образования персоналу для работы с инвалидами;

5. Обеспечивать финансирование;

6. Повысить уровень осведомленности населения о понимании необходимости реабилитации инвалидности в обществе;

7. Расширить сбор данных и показателей;

8. Дать возможность инвалидам участвовать в программах;

9. Введение концепции по правам инвалидов.

Всемирная Организация Здравоохранения стремиться улучшить состояние здоровья инвалидов и их уровень жизни. Практически 150 стран мира подписали Концепцию и 100 стран ее утвердили.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах портала
Здоровья Вам и вашим близким! админ портала Alla

Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива" была создана в 1997 г. Уникальность организации заключается в том, что она работает с людьми, имеющими различные формы инвалидности. Сотрудники организации оказывают поддержку любым организациям инвалидов, как созданным самими людьми с инвалидностью, работающим по узким направлениям, так и объединениям организаций инвалидов в любых регионах России и организациям, объединяющим родителей детей с инвалидностью.
Миссия РООИ "Перспектива" - добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества и улучшения качества их жизни путем:
- изменения негативного отношения и стереотипов, существующих в обществе по отношению к людям с инвалидностью;
- повышения эффективности работы общественных организаций инвалидов;
- оказания помощи людям с инвалидностью, их семьям в приобретении навыков и знаний, необходимых для полноправного участия в общественной жизни, получения доступа к инклюзивному образованию и трудоустройству;
- обучения специалистов, государственных служащих, родителей, учащихся, работодателей и других членов общества с целью преодоления физических и психологических барьеров, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями.
РООИ "Перспектива" сотрудничает с общественными организациями России и других стран СНГ и координирует деятельность Коалиции "Образование - право для всех", которая объединяет 30 общественных организаций инвалидов и родителей детей с инвалидностью из различных регионов России. Ежегодно в регионах, которые входят в Коалицию, более 5000 педагогов принимают участие в образовательных тренингах и семинарах, а также более 10 000 школьников участвуют в занятиях по пониманию инвалидности - "уроках доброты".
Еще одна отличительная особенность РООИ "Перспектива" - направления деятельности, которые охватывают практически все стороны жизни людей с инвалидностью: юридическая защита; поддержка инклюзивного образования и спорта; развитие национальной коалиции "Образование - право для всех"; обеспечение равного доступа к трудоустройству; информационно-просветительская деятельность; организация Международного кинофестиваля "Кино без барьеров" и др. РООИ "Перспектива" проводит активную деятельность по тиражированию успешных технологий и распространению опыта среди общественных организаций России. Большинство сотрудников "Перспективы" имеют инвалидность и на собственном опыте знакомы с проблемами, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью и члены их семей. В "Перспективе" работают профессионалы, которые реализуют масштабные межрегиональные проекты, сотрудничают с международными, российскими организациями и экспертами, выступают на российских и международных конференциях, внося свой вклад в улучшение качества жизни людей с инвалидностью.
В 2014 г. Региональной общественной организации людей с инвалидностью "Перспектива" исполнилось 17 лет. За эти годы были реализованы более 140 практик, партнерами в которых стали организации людей с инвалидностью более чем в 30 регионах России, а также в других странах СНГ. В организации увеличилось число сотрудников, они стали намного более профессиональными. За время работы благодаря активной и успешной деятельности организации был завоеван большой авторитет в глазах государственных структур, некоммерческого сектора и различных донорских организаций.
Создан Консультативный Совет РООИ "Перспектива". В него вошли представители руководства известных и очень успешных бизнес-структур. Членов Консультативного Совета связывают с "Перспективой" достаточно долгие и плодотворные партнерские отношения, основанные на одинаковой позиции в отношении людей, имеющих инвалидность, - стремлении к полному их включению во все сферы жизни общества. За год деятельности Совета было получено большое количество рекомендаций, советов, консультаций, которые положительно повлияли как на выполнение социальных практик, так и на структуру деятельности организации.
К практикам "Перспективы" по трудоустройству, инклюзивному образованию, спорту для людей с инвалидностью и юридической поддержке в последние годы добавились новые направления - лидерская программа и совместная программа с Фондом "Лучшие друзья" по подготовке лидеров из числа людей с нарушениями развития.

Важные направления деятельности

РООИ "Перспектива" была первой общественной организацией, которая выступила в поддержку продвижения инклюзивного образования в России", она активно развивает эту деятельность с 2003 г., проводя тренинги и консультации для родителей детей с инвалидностью, педагогов, специалистов школ и детских садов, а также многочисленные мероприятия для детей с инвалидностью и без. Общественные кампании "Дети должны учиться вместе!" и "Всероссийская неделя инклюзивного образования" давно уже стали визитной карточкой организации. Кроме того, при активной поддержке "Перспективы" развивается коалиция общественных организаций людей с инвалидностью и родителей детей с инвалидностью, которая к 2015 г. охватывала более 25 регионов России.
Одним из приоритетов "Перспективы" является трудоустройство людей с инвалидностью на открытом рынке труда. Отдел трудоустройства сотрудничает с государственными службами, университетами, бизнес-сообществом и потенциальными работодателями, предоставляя бесплатные услуги по трудоустройству для людей с инвалидностью. Он осуществляет консультации по трудовому законодательству, подбор вакансий, побуждение соискателей к дальнейшему трудоустройству, издание справочной литературы, консультации и тренинги для работодателей, проведение конкурса "Путь к карьере".
РООИ "Перспектива" является инициатором создания и входит в состав Совета бизнеса по вопросам инвалидности, основная цель которого состоит в помощи бизнес-структурам в эффективном решении вопросов трудоустройства людей с инвалидностью и адаптации услуг бизнеса для клиентов с инвалидностью. "Перспектива" стала соорганизатором ярмарок вакансий для студентов и выпускников с инвалидностью, где они имеют возможность лично пообщаться с работодателями. Также "Перспектива" проводит экскурсии в крупные компании для молодых людей с инвалидностью. Экскурсии дают возможность молодым специалистам и студентам познакомиться с компанией. С другой стороны, экскурсии позволяют компаниям устранять стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, увидеть возможности и потенциал молодых специалистов, подготовиться к дальнейшему процессу найма, трудоустройства и адаптации сотрудников с инвалидностью.
Ежегодный конкурс "Путь к карьере"- уникальная возможность для молодых специалистов без опыта работы и выпускников вузов, имеющих инвалидность, продемонстрировать представителям бизнеса свои профессиональные и личные качества, а также заинтересовать своей кандидатурой.
К 2015 г. "Перспектива" провела семь международных кинофестивалей. Фестиваль "Кино без барьеров" - это не только значимое событие в жизни для людей с инвалидностью, но и возможность привлечь внимание общества к их жизни. После проведения фестиваля его лучшие фильмы тиражируются и показываются в России и других странах СНГ.
В 2012 г. РООИ "Перспектива" открыла web-школу для общественных организаций по различным направлениям деятельности, провела серию семинаров по передаче технологий в области инклюзивного образования и трудоустройства, издала и распространила брошюры и пособия, провела в Москве первый форум некоммерческих организаций, работающих в сфере инвалидности. Проводятся вебинары по программам трудоустройства людей с инвалидностью, на которых обсуждаются технологии, методики, практика. На занятиях рассматривается деятельность общественных организаций по взаимодействию с образовательными учреждениями на примере некоммерческих организаций, уже имеющих опыт поддержки школ, развивающих инклюзивное образование. Практика "Оказание содействия социально ориентированным некоммерческим организациям в осуществлении деятельности по социальной адаптации людей с инвалидностью" была реализована при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации.
Форум некоммерческих организаций, занимающихся вопросами инвалидности, "Включение людей с инвалидностью в общество: практика и технологии" стал площадкой для обмена информацией и практическими знаниями по работе в регионах между НКО. Участники также получили знания и навыки в области трудоустройства людей с инвалидностью, инклюзивного образования, фандрайзинга. Деятельность "Перспективы" и ее региональных партнеров направлена на разрушение существующих в обществе мифов и стереотипов о жизни и возможностях людей с инвалидностью, формирование у людей с инвалидностью здорового и активного образа жизни, обеспечение равного доступа к занятиям физической культурой и спортом.
За время работы РООИ "Перспектива" удалось добиться достойных результатов в области включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества и улучшения качества их жизни.

Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, решающим фактором, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности слаженного гражданского социума.

Отношение к лицам с особыми нуждами на протяжении веков

Буквальное значение термина «инвалид» отождествляется с такими словами, как «непригодный», «неполноценный». В эпоху проведения реформ Петром I бывшие военные, люди с ограниченными возможностями, получившие увечье или заболевания во время боевых действий, стали называться инвалидами. При этом общее определение такой группы индивидуумов, т. е. всех лиц, имеющих физические, психические или иные недостатки, препятствующие нормальной полноценной жизнедеятельности, появилось в послевоенное время – в середине ХХ века.

Значительным прорывом в сложном пути инвалидов по приобретению ими собственных прав стало принятие важнейшего документа на международном уровне. Подразумевается Декларации о правах инвалидов, подписанная в 1975 году странами-участницами ООН. Согласно этому многостороннему договору, понятие «инвалид» стало означать следующее: это любое лицо, которое в силу врождённых или приобретённых физических или умственных ограничений не в состоянии без посторонней помощи (полной или частичной) реализовать собственные потребности.

Система поддержания социализации инвалидов

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день абсолютно все люди с ограниченными возможностями здоровья могут называться инвалидами. Для установления соответствующей группы назначается проведение МСЭК специализированной госслужбой.

В течение последних нескольких веков отношение к таким людям изменилось кардинальным образом. Если ещё каких-то двести лет назад всё ограничивалось обычным уходом, то сегодня дела обстоят иначе. Создана целая функционирующая система, которая включает в себя комплекс организаций, предназначенных для специфического содержания инвалидов, реабилитационные центры и многое другое.

Нельзя не сказать о налаженной работоспособности образовательных учреждений, в которых могут получить достойное образование дети-инвалиды, а также заведений, чьи выпускники готовы посвятить свою жизнь, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями. Она охватывает не только физические, но и психологические и моральные аспекты.

Проблемы трудового рынка

Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.

Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:

  • финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
  • наличие образование или возможный потенциал для его получения;
  • удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.

Отсутствие постоянной занятости и безработица среди инвалидов является достаточно острой проблемой всей страны в силу масштаба вероятных негативных последствий.

Почему инвалиды не являются успешными людьми?

Зачастую низкий статус в обществе, занимаемый инвалидами, легко находит объяснение отсутствием должной психологической реабилитации. В частности, это касается не только лиц, получивших увечья уже в зрелом возрасте, но и инвалидов детства. Как следствие, такие люди не преследуют чёткие жизненные цели, не имеют конкретных установок из-за отсутствующих профессиональных навыков, знаний и умений.

Значительно усугубляется сложившаяся ситуация тем, что большинство предпринимателей, мягко говоря, не готовы обеспечить инвалидов должностями. Работодатели неохотно берут на работу таких людей, поскольку предоставление им оборудованных под их потребности рабочих мест, полного пакета льготных условий крайне невыгодно. Ведь придётся сократить рабочее время и требования к производительности в соответствии с российским законодательством, а это чревато убытками для бизнесменов. Несмотря на большое количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих квоты рабочих мест на предприятиях, и механизм трудоустройства, нынешние руководители фирм, организаций, компаний, как правило, находят веские причины, чтобы отказать в принятии на работу инвалидов. В целом можно выделить единую систему, состоящую из нескольких факторов, которыми определена специфика трудоустройства лиц с физическими ограничениями.

Стереотипные преграды

Люди с ограниченными возможностями воспринимаются работодателями стереотипно. Большинство руководителей безоговорочно считают, что у инвалидов не может быть достойного профессионального опыта, они не в состоянии выполнять свои должностные обязанности в полном объёме и у них не получится выстроить хорошие взаимоотношения в коллективе. Кроме того, проблемы со здоровьем чреваты частыми уходами на больничный, неустойчивостью, а иногда и неадекватностью поведения. Всё это, по мнению работодателей, свидетельствует о профессиональной непригодности человека, его несостоятельности.

Распространённость подобных стереотипов оказывает масштабное влияние на отношение к лицам с ограниченными возможностями, дискриминируя их и лишая шанса на адаптацию в официальных трудовых отношениях.

Выбор профессии, что не соответствует возможностям

Небольшой процент инвалидов может правильно выстроить личную стратегию профессионального роста. Первым этапом в этом процессе является принятие верного решения о выборе будущей специальности, её вероятных перспективах. Поступая в ВУЗы на обучение выбранным специальностям и направлениям, люди с ограниченными возможностями нередко совершают здесь главную ошибку. Не все инвалиды способны здраво оценить свои способности и физиологические возможности исходя из тяжести состояния здоровья, доступности, условий учёбы. Руководствуясь принципом «могу и хочу», не принимая во внимания реалии ситуации сегодняшнего рынка труда, многие из них не думают о том, куда в дальнейшем смогут трудоустроиться.

Отсюда следует необходимость развития дополнительного вектора в деятельности служб занятости населения, который даст результат во время проведения профилактических мероприятий по преодолению безработицы инвалидов. Важно научить таких людей смотреть на трудоустройство через призму собственного потенциала.

Отсутствие условий труда для инвалидов

Анализ статистических данных самых востребованных и популярных вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями продемонстрировал, что таким людям в основном предлагают работу, не требующую высококвалифицированного подхода. Такие должности предусматривают невысокую заработную плату, несложный монотонный рабочий процесс (вахтёры, операторы, сборщики, швеи и т. д.). Между тем нельзя категорически заявлять о том, что это положение дел обуславливается только лишь ограниченностью лиц с особыми нуждами.

Весомую роль играет неразвитость рынка труда в создании необходимых условий для деятельности инвалидов.

Борьба за права лиц с особыми потребностями

На данный момент реализуют свою деятельность множество общественных, благотворительных и волонтёрских объединений, регулярно выступающих за пристальное внимание к нелёгкой судьбе инвалидов. Их основной задачей является повышение уровня социальной защищённости указанной категории населения. Кроме того, за последние несколько лет невозможно не заметить положительную тенденцию к повсеместному включению инвалидов в общественную жизнедеятельность, используя их безграничный потенциал. Общества людей с ограниченными возможностями проходят нелёгкий путь, ломая преграды и разрушая стереотипы.

Конвенция о правах инвалидов

Вышеупомянутая Декларация о правах инвалидов – не единственный документ, регулирующий права таких людей. Несколько лет назад приобрёл юридическое значение очередной международный договор, ничем не уступающий важностью предыдущему. Конвенция о правах инвалидов 2008 года является своеобразным призывом государствам как можно скорее решить многочисленные проблемы этой социальной сферы. Создание безбарьерной среды – так можно неофициально назвать этот проект. Люди с ограниченными возможностями должны иметь полную физическую доступность не только в буквальном смысле – к зданиям, помещениям, культурным и памятным местам, но и к информации, телевидению, местам трудовой занятости, транспорту и т. д.

Конвенция ООН от 2008 года очерчивает права инвалидов, которые должны быть обеспечены на государственном уровне со стороны здравоохранения, образования, принятия важных политических решений. Немаловажным моментом международного документа является то, что он утверждает основополагающие принципы недискриминации, независимости и уважения к таким людям. Россия не стала исключением среди стран, ратифицировавших Конвенцию, сделав этот важный для всего государства шаг ещё в 2009 году.

Значение принятия этого международного документа для нашего государства – неоценимо. Статистические данные не утешительны: десятая часть россиян имеет группу инвалидности. Более двух третей из их числа занимают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вслед за ними расположились носители болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

Деятельность государства в решении проблемы

Последние несколько лет основными направлениями поддержки инвалидов были работы по нормативно-правовому, финансовому, организационному социальному обеспечению. Особого внимания заслуживает вопрос о том, как способствовать поднятию доходов и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что реализация социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, продолжается, уже сейчас можно подвести промежуточный итог:

  • общественные организации инвалидов получают государственное субсидирование;
  • пенсия по инвалидности в 2 раза выросла за последние годы;
  • создано более 200 реабилитационных центров для инвалидов и около 300 специализированных учреждений для детей.

Нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Их перечень довольно длинный. Выделить среди них можно целое множество, а именно: регулярные сбои в работе механизма МСЭК, трудности, возникающие во время реабилитационных мероприятий инвалидов, наличие коллизий в нормативных актах, обозначающих права инвалидов на санаторно-курортное лечение.

Заключение

Единственным фактом, вызывающим лишь позитивный настрой, является осознание того, что современной Россией определён курс и направление на долгожданный переход от действующей социальной системы к новым принципам, согласно которым все препятствия и барьеры должны быть устранены.

Ведь возможности человека не ограничены. И мешать полноценному эффективному участию в общественной жизни, принимать важные решения наравне с другими никто не имеет права.