Зеркальный синдром: современные аспекты проблемы. Примеры, симптомы и лечение синдрома котара

Котара синдром

Котара синдром (J. Cotard, французский психиатр, 1840-1887; синонимы: меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред) - один из этапов развития тревожно-ажитированной депрессии, сопровождаемый ипохондрически-депрессивным бредом отрицания и громадности, распространяющимся на моральные и физические свойства индивидуума, разнообразные явления окружающего мира или на все одновременно.

Сочетание психопатологические расстройств, образующих Котара синдром, особенности их возникновения и развития в течение заболевания были впервые описаны Котаром в 80-х годы 19 век В 1892 год на конгрессе французский психиатров в Блуа выделенный Котаром симптомокомплекс психических расстройств был назван синдромом Котара. До середины 20 век основные исследования, специально посвящённые Котара синдром, принадлежали исключительно французский психиатрам. Разработка клиники психозов пожилого возраста, в первую очередь инволюционной меланхолии (смотри полный свод знаний Предстарческие психозы), шизофрении (смотри полный свод знаний), маниакально-депрессивного психоза (смотри полный свод знаний), проводившаяся отечественными психиатрами во 2-й половине 20 в., позволила дополнить учение о Котара синдром новыми фактами. В нем. психиатрии совокупность расстройств, образующих Котара синдром, специально не изучалась. Ряд нем. исследователей обозначают отдельные проявления Котара синдром термином «нигилистический бред».

Среди больных с депрессивными психозами пожилого возраста расстройства, входящие в Котара синдром, отмечены в 10-25% случаев. У женщин Котара синдром встречается значительно чаще, чем у мужчин.

Несмотря на то, что проявления Котара синдром отмечаются при различных нозологический формах, он имеет ряд общих черт как в симптоматологии, так и в особенностях своего развития. При нем всегда можно выявить интенсивные аффективные расстройства, которые характеризуются либо депрессией с выраженной тревогой, либо депрессией со страхом. Обычным нарушением является меланхолическая деперсонализация (смотри полный свод знаний) чаще в форме anaesthesia dolorosa psychica, реже в форме так называемый потери мысленного зрения, когда у больных появляется невозможность представления знакомых лиц, предметов обстановки, событий прошлой жизни, сопровождаемая мучительным ощущением душевной опустошённости. Депрессия при Котара синдром всегда сочетается с ажитацией различных степеней - от простого заламывания пальцев рук до состояний неистового двигательного возбуждения, в том числе и в форме меланхолических раптусов (неистово тоскливое возбуждение с чувством отчаяния). Часто ажитация сопровождается речевым возбуждением, обычно в форме тревожной вербигерации (смотри полный свод знаний Депрессивные синдромы). На высоте двигательного возбуждения могут возникать эпизоды депрессивного субступора или ступора (смотри полный свод знаний Ступорозные состояния). Таким образом, при Котара синдром, как правило, отмечаются различные по своим проявлениям смешанные состояния, являющиеся «предпочтительным аффективным фоном, на котором возникает Котара синдром». Сенсорные расстройства чаще всего представлены вербальными иллюзиями (смотри полный свод знаний), нередко в форме иллюзорного галлюциноза, реже слуховыми галлюцинациями и психическими автоматизмами, в первую очередь идеаторными - ментизм (непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождаемое образными представлениями и чувством смутной тревоги), разматывание воспоминаний, слуховые и зрительные псевдогаллюцинации (смотри полный свод знаний Кандинского-Клерамбо синдром). В отдельных случаях при Котара синдром возникает помрачение сознания, обычно в форме онейроида (смотри полный свод знаний Онейроидный синдром).

На фоне перечисленных расстройств возникает фантастический бред, главными признаками которого являются отрицание и громадность. Отрицания могут быть частичными, касаясь чаще всего моральных, интеллектуальных или физических свойств больного («нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности думать; нет желудка, кишечника, лёгких, сердца, мочевого пузыря»), или могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов («высох мозг, сжались лёгкие, закупорился кишечник»). Идеи отрицания, касающиеся физического «я» обычно определяют как ипохондрически-нигилистический или просто нигилистический бред. В ряде случаев отрицаются личные категории («нет имени, возраста, образования, специальности, семьи, никогда не жил»).

Отрицание может быть генерализованным, распространяясь на различные понятия внешнего мира, которые могут быть мертвы, разрушены, потерять присущие им качества, или отсутствовать вовсе («весь мир мёртв, планета остыла, на ней не растёт ничего, нет никого в мире, нет белых, черных, Европы, Африки, зимы, весны, звёзд, лет, веков»). Больной может считать, что он остался один во всей вселенной, может отрицать существование всего («ничего нет»).

Наряду с бредом отрицания и громадности часто можно выявить фантастический по содержанию бред самообвинения (больные считают себя первопричиной происшедших мировых катаклизмов; приписывают себе невероятные преступления; называют себя извергами, гадинами, чудовищами; соотносят нередко свои поступки с теми, что совершались мифическими или историческими персонажами, называют себя Антихристом, Каином, Иудой, Гитлером; твердят о заслуженных наказаниях, перечисляя порой самые невероятные способы расплаты за содеянное). В ряде случаев фантастический бред самообвинения принимает ретроспективный характер. Одновременно больные могут говорить о предстоящих вечных мучениях или невозможности умереть как вообще, так и в качестве заслуженного возмездия. Невозможность умереть и вечные мучения, по мнению больных, могут осуществиться даже тогда, когда исчезнет их физическое «я» - «тело сожгут, а дух останется навечно - мучиться».

Возможно сочетание идей бессмертия с бредом метаморфозы - превращения в животное, в труп, в металл, дерево или камень. Отличительной чертой бредовых высказываний больных с Котара синдром является наличие в них отчётливых элементов образности и наглядности. Нередко больные сами обращают на это внимание («каждое произнесённое слово разрастается в уме во что-то большое; фантазия превращает факт в целую историю; воображение рисует целые сцены, слово обрастает тысячью слов и возникает картина»). Особенности бреда самообвинения и его словесного выражения и повлекли за собой такие синонимы Котара синдром, как «мегаломеланхолический бред», «меланхолическая парафрения», «меланхолический бред воображения».

Сочетание бреда отрицания и громадности ипохондрически-нигилистического и депрессивного содержания характеризует полный или развёрнутый Котара синдром Если же преобладает какой-нибудь один из этих компонентов, говорят о соответствующих вариантах Котара синдром - нигилистическом или депрессивном. Они встречаются значительно чаще, чем развёрнутый Котара синдром Кроме этих двух вариантов, выделяют виды Котара синдром, основанные как на симптоматологии, так и на особенностях течения Котара синдром Сегла (J. Е. Seglas, 1897) выделял: 1) типичные случаи, то есть такие, при которых имелись все компоненты Котара синдром; 2) стёртые случаи - с отсутствием ряда симптомов, например, идей обречённости на вечные муки, идей бессмертия и так далее; 3) случаи с очень быстрым появлением всех симптомов, образующих Котара синдром; 4) случаи с аналогичным развитием лишь части симптомов; 5) случаи, где симптомы, образующие Котара синдром, возникают в форме эпизодов.

Наиболее характерным стереотипом развития депрессий, в течение которых развивается Котара синдром (вне зависимости от их нозологический принадлежности и особенностей течения - приступообразного или хронического), является следующая последовательность возникновения этапов психических расстройств: этап тревожной депрессии без идеомоторного торможения; этап тревожно-ажитированной депрессии с бредовыми идеями самообвинения, самоунижения, обвинения, меланхолической деперсонализацией, вербальными иллюзиями и другими сенсорными расстройствами; возникновение симптомов, образующих в своей совокупности Котара синдром

Применение электросудорожной терапии (смотри полный свод знаний) и особенно психотропных средств для лечения депрессивных психозов оказало значительное влияние на клинические, проявления Котара синдром Реже стали встречаться развёрнутые его картины, а депрессивный и нигилистический варианты Котара синдром чаще проявляются редуцированной симптоматикой. Больные говорят, например,

о своей необычной вине, но вообще, без каких-либо конкретных фактов, а также без отождествления себя с кем-либо; могут быть мысли о невозможности умереть, но они не сопровождаются убеждённостью в бессмертии и в обречённости на вечные муки. Вместо генерализованных идей отрицания или деструкции внутренних органов чаще встречаются лишь высказывания о нефункционировании желудочно-кишечные тракта или органов дыхания. В некоторых случаях высказывания, характерные для Котара синдром, представляют собой не бред, а фантастического содержания навязчивые явления, с которыми больной пытается бороться. Если до введения методов активной терапии наличие Котара синдром говорило о хронический депрессии, то теперь доминируют случаи, протекающие приступами.

Патогенез. Котара синдром представляет собой сочетание депрессивных и бредовых расстройств, поэтому его патогенез совпадает с патогенезом соответствующих синдромов (смотри полный свод знаний Бред, Депрессивные синдромы). Важным фактором в развитии Котара синдром является пожилой возраст. Однако относящиеся сюда расстройства могут возникать и в среднем возрасте, а отдельные симптомы даже у детей.

Диагноз ставят на основании особенностей клинические, картины. Котара синдром встречается при самых различных психических заболеваниях: в первую очередь при инволюционной меланхолии, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе; он описан у больных прогрессивным параличом, в частности после проведения им пиротерапии, при сосудистых и сенильно-атрофических психозах, эпилепсии, эпидемическом энцефалите, острых и протрагированных симптоматических психозах.

Лечение. При развитии Котара синдром в первую очередь показана терапия психотропными средствами. В связи со сложностью клинические, картины лечение психотропными средствами должно быть комбинированным. Из антидепрессантов чаще всего применяют амитриптилин, реже мелипрамин; для купирования речедвигательного возбуждения - аминазин, стелазин; состояние тревоги уменьшается с помощью тизерцина; при наличии сенестопатий хороший эффект даёт применение тералена. В тех случаях, когда отмечается интенсивное речедвигательное возбуждение, сопровождаемое ухудшением соматического состояния, предпочтение следует отдавать электросудорожной терапии.

Прогноз во многом связан с особенностями основного заболевания и применяемыми методами лечения. Появление развёрнутого Котара синдром или выраженных нигилистических бредовых идей в отношении выздоровления прогностически хуже, чем наличие депрессивного варианта Котара синдром Сочетание бреда отрицания и громадности с выраженным речедвигательным возбуждением и онейроидным помрачением сознания у лиц пожилого возраста при недостаточном лечении может привести к смертельному исходу.

Профилактика - своевременное начало активной терапии во всех случаях тревожных депрессий, особенно развивающихся впервые в пожилом возрасте.

Вас категорически не устраивает перспектива безвозвратно исчезнуть из этого мира? Вы не желаете закончить свой жизненный путь в виде омерзительной гниющей органической массы пожираемой копошащимися в ней могильными червями? Вы желаете вернувшись в молодость прожить ещё одну жизнь? Начать всё заново? Исправить совершённые ошибки? Осуществить несбывшиеся мечты? Перейдите по ссылке:

Синдром Котара - достаточно редкое, не представляющее собой особое клиническое заболевание, а скорее расстройство, связанное с нигилистическими бредовыми идеями относительно отсутствия всего тела или одной его части. Пациенты могут думать, что кругом одна пустота.

Впервые в медицинской практике синдром Котара описал в 1880 году французский невролог Жюль Котар. Это своего рода психотическая депрессия, в которой объединились меланхолия, беспокойство, нечувствительность к боли, бредовые идеи относительно тела и чувство бессмертия.

Код по МКБ-10

F22 Хронические бредовые расстройства

Причины синдрома котара

К сожалению, они до сих пор не известны. Предыдущие исследования неоднозначны их можно, свести к утверждению, что, скорее всего, значительная роль в формировании синдрома Котара принадлежит лобно-височно-теменным нейрональным схемам. В то же время, есть случаи, где не обнаружены какие-либо аномалии в структуре и функционировании головного мозга людей с этой болезнью.

Синдром Котара является наиболее распространенным в случае аффективных расстройств: депрессии и биполярного расстройства. Также существуют случаи, когда синдром Котара, выявляют, в частности, при шизофрении, деменции, эпилепсии, опухолях головного мозга, мигрени, рассеянном склерозе или черепно-мозговой травме. Чаще всего это происходит у людей среднего и старшего возраста, но известны случаи этого расстройства и среди людей моложе 25 лет, в основном, при биполярных расстройствах. По статистическим данным этим расстройством страдают больше женщины, чем мужчины. Почему так происходит наука пока не нашла объяснения.

Британскими кинематографистами даже был создан короткометражный фильм «Преследуя синдром Котара», посвященный людям страдающим этим синдромом. Они показали одну из причин возникновения болезни и ее следствие.

Патогенез

После сильного стресса, такого как, например, потеря близкого человека, может наступить сильная депрессия, при которой наступает полная апатия ко всему окружающему.

Человек теряет собственную идентификацию, отрицает свое собственное существование. К тому же больной не воспринимает собственное тело. Он утверждает, что его тело – гниль, может не воспринимать звуки, запахи. Несмотря на то, что он не может объяснить, как это возможно, говорить и передвигаться без мозга, сердца и других органов, но абсолютно убежден в том, что у него их нет;

Походка таких больных очень специфическая, может напоминать движения "живых мертвецов" из фильмов ужасов;

Может чувствовать своего рода связь с мертвыми и часто ходить по кладбищам, которые кажутся ему наиболее подходящим для него местом.

Пониженный болевой порог повышает риск самостоятельного агрессивного поведения. Суицид также способ избавиться от мертвого тела, на которых больной якобы обречен.

Не принимает гигиенические процедуры, не ест и не пьет (еда и питье не имеют для них смысла, если они мертвы). Голод и истощение являются после самоубийства второй причиной смерти пациента.

Эти симптомы сопровождаются крайней степенью тревоги и вины. Душевнобольной пытается объяснить, зачем ему жить дальше на земле, если уже мертв. В конце концов, он приходит к выводу, что смерть является наказанием за его грехи и непослушание.

Симптомы синдрома котара

Некоторые душевнобольные пребывают в твердой уверенности, что у них отсутствуют, жизненно важные органы, например, сердце, мозг или другие. Их посещает фантазия, что их тела могут быть огромными и достигают размеров неба или всей Вселенной. Такие пациенты имеют склонность к суициду, но еще могут возомнить себя бессмертными.

Они всецело верят, что мертвы и настаивают, чтобы их уничтожили. Часто слышат голоса, которые руководят их действиями.

Синдром Котара является побочным при нигилистическом бреде или самоотречении. Каковы же его симптомы? Остановимся на более типичных:

  • пациент отрицает свое собственное существование,
  • убежден в том, что умер,
  • чувство утраты всего тела или основных внутренних органов,
  • убежденность в гниющем теле и распаде тела,
  • сильная встревоженность,
  • чувство вины,
  • снижение болевого порога,
  • психомоторное возбуждение,
  • самоповреждение и суицидальные тенденции.

Первые признаки

Первая особенность это появление чувства тревоги. Затем человек начинает думать, что он уже умер, его нет. Кроме того, пациенты могут полагать, что ничего не существует - ни их, ни мира, ни людей вокруг. Иногда заболевание сопровождается ощущением бессмертия или нелепых заблуждений о размере своего собственного тела.

Из-за уменьшения болевых ощущений и убеждения в своем собственном небытии, пациенты страдающие этим расстройством часто совершают самоповреждения. Они преднамеренно повреждают ткани и причиняют вред себе. Они хотят доказать другим, что на самом деле их тела не живут и не кровоточат.

Нигилистический бред может проявляться как ощущение нереальности тела, превращение органов или странных галлюцинаций кожи (например, ощущение потока электрического тока через тело).

Фильм "Преследуя синдром Котара"

В начале фильма звучит тихая музыка, здесь отсутствуют монологи и разговоры. По окончании титров всплывает надпись «Спустя две недели после похорон». Нам видна комната, в которой хаотично расположены вещи. В ней на кресле расположился главный герой по-имени Харт. Перед ним на стене висит портрет голубоглазой молодой женщины с рыжими волосами. Это покойная супруга Харта - Элизабет. Герой мельком смотрит на нее, тут же отворачивается и поднимается с кресла. Подходит к разбитому зеркалу и глядит на свое отражение, после поднимает глаза на портрет супруги. Затем происходит смена декораций. Через занавешенное окно пробивается слабый свет. За письменным столом сидит главный герой, рассматривающий свое кольцо. Харт прямо в том, во что одет, с полным безразличием начинает принимать ванну. Потом усаживается, чтобы почитать книгу, но не может на ней сосредоточиться. Слышит стук в дверь, но не реагирует на него. Он в полной апатии. Далее перемещает вазу с засохшими цветами так, как будто хочет сказать покойной Элизабет, что он и сейчас не утратил любви к ней. При входе в комнату лежит куча писем. Харт берет письмо, открывает, но читать не может. Пытается приготовить поесть, но не может заставить себя съесть хот что-то. Лицо Харта искажено гримасой страдания, необходимость поесть является причиной болевых ощущений и он со злостью бросает тарелку. Поднявшись, герой с упреком смотрит на портрет, что та его рано оставила. Сделав попытку убрать с пола еду, он бросает эту затею. В задумчивости обращает свой взор на обломки разбитого зеркала и одним из них режет себе запястье. Его опустошенные глаза становятся ясными. Время начинает обратный отсчет. Помещение, которое было темным и мрачным преображается и становится уютным и теплым. Появляется любимая Элизабет, полная сил и энергии. Она ласково целует его и на губах главного героя появляется улыбка. Встреча не долгая, супруга уходит, давая понять, что она, как и прежде вместе с ним. Окинув взглядом в последний раз портрет и комнату, Харт распахивая двери, движется на встречу ярким лучам света.

Формы

В последние годы на основе имеющихся данных в таких случаях различают три типа синдрома Котара:

  • Первый - психотическая депрессия, в которой преобладают симптомы тревоги и подавленного настроения, чувства вины, бреда и слуховых галлюцинаций;
  • Второй связан с манией ипохондрии и нигилистичесим бредом, но без симптомов депрессии;
  • Третий - тревога, депрессия, галлюцинации, бред, мания бессмертия и суицидальные тенденции.

Диагностика синдрома котара

Диагностирование расстройства основано на особенностях клинических проявлений. Встречается у пациентов склонных к меланхолии и маниакально-депрессивным психозам. Является спутником депрессивных состояний, может возникать, если пациент терял память и склонен к галлюцинациям.

Лечение синдрома котара

Наиболее распространенными лекарствами при лечении синдрома Котара являются антидепрессанты и антипсихотические средства. Любые препараты необходимо использовать после назначений врача. Только врач способен оценить тяжесть состояния и назначить адекватное лечение. Довольно часто применяют препараты амитриптилина или мелипрамина.

При затяжных депрессиях прибегают к внутримышечным или внутривенным инъекциям амитриптилина 10-20-30 мг. Принимают его не реже чем четыре раза в день, постепенно доза препарата увеличивается. Максимальная дозировка в сутки 150 мг. Через одну-две недели пациенты переходят на таблетированную форму. Могут возникать побочные эффекты – нечеткость зрения, повышаться внутриглазное давление, запоры, гипертермия.

Мелипрамин относится к группе антидепрессантов. Назначают при всех видах депрессии и панических состояниях. Выпускается в виде таблеток и инъекционных растворов.

Взрослым назначают с начала 25 мг препарата, который необходимо употребить за один -три приема после еды. Допустимо использование до 200 мг в сутки, это максимальная доза. После того, как достигнут терапевтический эффект дозу можно снизить до 50-100 мг/сутки.

Лицам пожилого и юношеского возраста стандартно назначают 12.5 мг однократно вечером. Необходимо, чтобы суточная доза составляла 75 мг. После эта дозировка снижается. Для поддержания и закрепления положительного эффекта назначают половинную дозу от дозировки для взрослых.

Побочные эффекты затрагивают сердечно-сосудистую систему, ЦНС и желудочно-кишечный тракт.

Для уменьшения двигательного и речевого возбуждения применяют аминазин.

Его назначают при различных состояниях повышенного возбуждения при шизофрении, параноидальных состояниях и галлюцинациях. В начале курса доза назначается 0,025-0,075 г за сутки. Ее обычно дробят на несколько приемов, потом постепенно доводят до 0,3-0,6 г. У пациентов с хроническим течением заболевания и психомоторным возбуждением может достигать 0,7-1 г. Курс лечения большими дозами должен составлять от одного до полутора месяца.

Возможны побочные эффекты: безразличие, нейролептический синдром, нечеткое зрение, терморегуляционные нарушения, тахикардия, зуд, сыпь. Крайне редко возможны судороги.

Для уменьшения тревожности часто применяют тизерцин. Таблетки назначают от 25-50 мг в сутки. Их делят на несколько приемов. Наибольшая доза назначается перед сном. Постепенно доводят дозу до 200-300 мг. После стабилизации состояния больного дозу начинают снижать. Поддерживающая доза определяется индивидуально. Если отсутствует возможность принимать препарат в виде таблеток, то тогда назначают инъекции. Суточная доза – 75-100 мг, которая делится на два-три приема. Инъекции проводят при условии постельного режима с постоянным контролем артериального давления и пульса. Если необходимо, то количество препарата в сутки увеличивают до 200-250 мг. Инъекции делают глубоко внутримышечно или внутривенно капельно. При разведении тизерцина надо использовать растворы: хлорида натрия или глюкозы.

В зависимости от особенностей основного заболевания и методов лечения зависит выход в ремиссию. Если появляются явно выраженные бредовые нигилистические идеи, то это хуже, чем депрессивный вариант синдрома Котара. Нигилистический бред в сочетании с речевым и двигательным возбуждением и помраченным сознанием у лиц старшего возраста при отсутствии лечения может привести к летальному исходу.

Эта необычная болезнь, которая сопровождается невыносимым зудом. Больные жалуются, будто под кожей бегают насекомые. Сильный зуд затем сменяется нарывами по всему телу. Когда они вскрываются из ранок выходят разноцветные нити и , похожие на песок. Через время ранки заживают и оставляют за собой шрамы и рубцы.


К сожалению, нити, которые выходят из пациентов, до сих пор не изучены. Они не подходят ни к одной структуре органических веществ.

2. Синдром Катара

Люди с таким синдромом считают себя мертвыми. Француз Катар в 1880 году впервые описал это заболевание, как бред отрицания. Через время этот синдром и получил свое имя. Человек с синдромом Катара считает, что все его органы разложились, и произошла потеря сил. Причиной такого состояния может стать психическое отклонение или депрессия.

3. Синдром Элерса–Данлоса

Очень интересное заболевание, при котором человек может сгибать руки или ноги в любых направлениях. Они имеют очень эластичную кожу. Это , которое встречается в 1 случае на 100000 . Больные синдромом Элерса – Данлоса имеют тонкую и очень хрупкую кожу, которую можно приподнять на несколько сантиметров, где в принципе нельзя у обычного человека.

4. Синдром постоянного сексуального возбуждения

Впервые синдром был выявлен в 2001 году. Больным людям оргазм не приносит радости и удовольствия. Ведь он может случаться очень часто и в любое время суток. Это объясняется гиперчувствительностью и малейшее давление или прикосновение приводит к оргазму.

5. Болезнь Урбаха-Вите

Это заболевание генетическое. Люди с болезнью Урбаха-Вите неспособны испытывать страх. К сожалению, врачи так и не выявили причину, а тем более не знают, как научить таких людей бояться.

6. Синдром Стендаля

Довольно странная болезнь. Человек с синдромом Стендаля испытывает дрожь, беспокойство, головные боли, головокружения, когда на произведения искусства.

7. Прогерия

Довольно редкий недуг, обусловленный преждевременным старением внутренних органов и кожи. У детей прогерия характеризуется карликовостью, переломами и отсутствием подкожно-жировой клетчатки. Обычно дети доживают до 20 лет, от старости.


У она проявляется изменениями мышц и кожи, а так же развитием катаракты и артериосклероза. Заболевают чаще мужчины, в возрасте до 30 лет. Прогерия – это не излечимое заболевание.

8. Синдром «чужой руки»

Это психоневрологическое расстройство, при котором нарушаются целенаправленные движения одной из руки. Простыми словами руки больного живут как бы «сами по себе» и выполняют движения против воли хозяина. Очень часто этот синдром сопровождается эпилепсией. Хаотичные движения одной из рук может щипать и бить своего хозяина. Но это еще полбеды. Бывают случаи, когда одна рука завязывает шнурок, вторая его развязывает. С точки зрения психиатрии это нарушение взаимодействия полушарий мозга.

9. Синдром Алисы в стране чудес

Человек не может различить реальные размеры объекта и считает их маленькими или огромными. Причинами синдрома чаще выступают опухоли головного мозга или галлюциногенные препараты. Такие больные не понимают реальности происходящего. Для них могут , а дверная ручка им кажется величиной с дверь. Очень часто состояние можно наблюдать у людей страдающих эпилепсией, лихорадкой или шизофренией.

10. «Каменные мышцы»

Это очень редкое , которым страдают 2.5 тысячи человек во всем мире. Организм способен при этом заболевании превращать мышцы в кости. В теле больных происходит разрастание костной ткани, а именно в мышцах и суставах. Человек теряет способность двигаться. Такие люди, к сожалению, живут недолго, и перед ними всегда стоит выбор, сидеть или стоять всю жизнь.

Синдром Котара: живые мертвецы January 8th, 2016

Синдром Котара или Бред Котара – довольно редкое психическое расстройство, обусловленное нигилистически-ипохондрическим депрессивным бредом. У большинства страдающих этим заболеванием людей, наблюдаются одни и те же симптомы, они уверены, что уже мертвы. Они до последнего будут убеждать вас, что у них отсутствуют или сгнили некоторые органы, что им больше не нужно есть или пить. Эти люди будут все больше уходить в депрессивное состояние, теряя интерес к чему-либо, переставая заботиться о себе, или даже попытаются причинить себе вред.

Различают 2 основные формы синдрома: среднюю и крайне тяжелую. Средняя форма заболевания выражается в отвращении к себе, самоистязанием и попытками уйти из жизни, оправдывая это тем, что их существование приносит окружающим только вред. Тяжелые степени протекают с серьезными психическими нарушениями, в форме галлюцинаций и бреда. 53-летняя женщина рассказала психиатру, что от нее пахнет гнилью, потому что она уже умерла. Она настаивала, что бы ее семья приехала, что бы отвезти ее в морг. В другом случае, женщина отрицала не только свою жизнь, но и жизни всех окружающих. Она была уверена, что на планете погибло все, включая нее.

Довольно часто такие пациенты проверяют это на собственном опыте, предпринимая нечто очень рискованное или пытаясь покончить с собой. Так или иначе, они чрезмерно поглощены мыслями о собственной смерти и часто требуют, чтобы их убили. Например, один человек день и ночь слышал голос, читающий ему смертный приговор и описывающий пытки, которые для него готовят.

Синдром Котара часто бывает связан с депрессивным состоянием, галлюцинациями и потерей памяти. Иногда он встречается и при шизофрении.

Болезнь названа по имени французского психиатра Жюля Котара, который первым описал пациентов с таким синдромом на парижской встрече психиатров (Societe Medicо-Psychologique) в 1880 г., а позже, в 1891 г., выпустил о них книгу. Он описывал состояния разной степени тяжести, от среднего до крайне тяжелого. Больные средней степени тяжести испытывают чувство отчаяния и отвращения к себе. Но если расстройство принимает более сложные формы, пациенты воображают изменения, происходящие как внутри себя, так и вовне. Котар считал, что отрицание собственного существования возникает в наиболее серьезных случаях.

Хотя люди могут страдать синдромом Котара практически в любом возрасте, такое состояние обычно проявляется к середине жизни. Гораздо чаще оно встречается у женщин, нежели у мужчин, хотя никаких удовлетворительных объяснений этому пока не найдено. У пациентов часто бывает вполне нормальное детство (насколько об этом можно судить). Приступы возникают внезапно, без предварительных психических расстройств. Однако перед появлением симптомов заболевания обычно наблюдается период начальной тревожности, продолжительность которого может быть от нескольких недель до нескольких лет. Внешне эта тревожность зачастую проявляется лишь в раздражительности.

Отрицая существование различных частей тела, один пациент утверждал следующее:

Раньше у меня было сердце. Теперь что-то другое бьется вместо него… У меня нет желудка, и я никогда не хочу есть. Когда я ем, я чувствую вкус пищи, но, после того как она прошла по пищеводу, не ощущаю уже ничего. Такое впечатление, что еда проваливается в пустоту.
По словам докторов М. Д. Эноха и У. Г. Третоуэна, …[пациент с синдромом Котара] может даже не употреблять личное местоимение «я». Одна пациентка называла себя «мадам Ноль», подчеркивая свое отсутствие. Другая… говорила о себе: «В этом нет толку. Заверните это и выкиньте на помойку».

Энох и Третоуэн упоминают, что хотя при синдроме Котара пациенты могут достичь такой степени отчаяния, что заявляют о желании не существовать,

…парадоксальным образом вероятность смерти представляется им невозможной и ведет к развитию идей о бессмертии. Это вызывает у них сильнейшее отчаяние – жаждать смерти, но быть обреченным на вечное существование в состоянии нигилизма, напоминающее прижизненный ад Кьеркегора{75}.

Энох и Третоуэн добавляют, что некоторые пациенты при данном заболевании склонны наносить себе травмы.

Преследующие больных галлюцинации могут быть вкусовыми или обонятельными. В этих случаях пациенты убеждены, что они

…гниют, что их еда испортилась, им предлагают [в пищу] грязь, фекалии или человеческое мясо. В этом кроется еще один парадокс, поскольку, несмотря на их убеждение в собственной смерти или бессмертии, они пытаются уничтожить себя.

С 1880 г. психиатры решают, можно ли причислить данное заболевание к разряду синдромов. Некоторые говорят, что клинические наблюдения не подтверждают этого, и относят синдром Котара к подтипу депрессии или бредовым представлениям особого рода.

Причину возникновения заболевания видят во многих вещах. Среди предполагаемых причин – структурные проблемы мозга, токсические и метаболические патологии. К ним относятся различные рассеянные заболевания мозга, атрофия базальных ганглие (находящихся в его основании) и поражение теменной доли (средние и верхние участки заднего отдела мозга).

Однако компьютерная томография показывает, что у больных синдромом Котара нет проблем с теменной долей, зато наличествует «многофокусная атрофия мозга и заболевание средней лобной доли», при котором борозды мозга оказываются расширены.

Японские исследователи утверждают, что в возникновении синдрома Котара немалую роль играют проблемы с бета-эндорфинами, принимающими большое участие в восприятии боли, в регулировании поведения и гормональной секреции.

Существует детальное исследование случая 27-летнего мужчины, у которого проявления синдрома Котара возникли в результате брюшного тифа{78}.

Считается, что данный синдром встречается редко. В исследовании ученых из Гонконга среди 349 психиатрических пациентов было выявлено лишь 0,57 % страдающих этой болезнью{79}.

При изучении Кембриджским университетом 100 случаев заболевания оказалось, что почти всем пациентам с этим синдромом был поставлен диагноз психотической депрессии. Интересно, что 86 % из них имели нигилистические представления о своем теле, 69 – отрицали собственное существование, а 55 % считали себя бессмертными. Состояние всех больных сопровождалось обостренным чувством тревоги и вины{80}.

Впрочем, одно ясно точно: синдром Котара – это крайняя форма отрицания себя.

Случай Нила

История 26-летнего Нила – классический пример проявления синдрома Котара.

Детство Нила, единственного ребенка в семье, было вполне нормальным. Когда ему исполнилось двадцать лет, его родители погибли в авиакатастрофе, разбившись на небольшом самолете. Нил был глубоко религиозным, а эта трагедия потрясла и озлобила его. Обвиняя в смерти родителей себя, Нил стал затворником, оборвал все отношения с людьми и связи с внешним миром. Он бросил университет, стал употреблять тяжелые наркотики и практически ничем не занимался, живя за счет наследства, доставшегося от богатых родителей. Некоторое время Нила интересовал спиритизм, а особенно тема реинкарнации.

В итоге семейный врач убедил Нила обратиться за пси хиатрической помощью. Юноша был одержим бредом отсутствия тела. Нил отказывался признать, что у него есть голова, туловище, ноги и руки – вообще какие-либо части тела. Он отрицал, что ест, пьет, мочится, испражняется, и не мог объяснить, почему одевается, если выходит на улицу. На одной из стадий терапии Нилу предложили выпить стакан воды. После этого его попросили объяснить, куда делась вода. Молодой человек ответил, что она «испарилась». Когда врач требовал объяснить эти и другие несоответствия, Нил либо не отвечал, либо просто говорил: «Не знаю». Судя по всему, он не замечал непоследовательности или противоречия в своих ответах.

А к чему я вообще поднял эту тему то. Буквально недавно вышла первая часть шестого сезона «Ходячих мертвецов» — 8 серий. Еще 8 серий выйдет с февраля этого года.

В общем сериал мне нравится с самого начала и продолжение достаточно активное и интересное. Я понимаю, что тема фантастическая, но накопилось уже несколько моментов, которые можно было как то объяснить или продумать по другому:

1. В первых сезонах пояснялось, что мертвяки заражают своей слюной здорового человека. Точно поясняли, что даже не кровью (д аи живые практически всегда с ног до головы в крови мертвяка). А нафига вы тогда показываете, как кусают уже истлевшие скелеты без тканей вообще? Чем они заразят то?

2. Почему то все больше стали показывать чуть ли не голые сгнившие скелеты — а как они двигаются то? Ладно мозг у них там каким то чудом сохранился, но мышц то давно нет. Показывали бы как положено нормальные зомби-тела.

3. А отсюда вопрос: ладно в начале катастрофы — было много нормальных монстров. А теперь то по прошествии уже не одного года они все нахрен должны были истлеть и развалиться. Они не должны иметь способность ни шевелиться ни заражать. С чего это они приобрели способность к сохранению своих МЕРТВЫХ тканей? Время бы их всех убило просто и эпидемия бы закончилась.

Вот еще и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

КОТАРА СИНДРОМ (J. Cotard, франц. психиатр, 1840-1887; син.: меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред ) - один из этапов развития тревожно-ажитированной депрессии, сопровождаемый ипохондрически-депрессивным бредом отрицания и громадности, распространяющимся на моральные и физические свойства индивидуума, разнообразные явления окружающего мира или на все одновременно.

Сочетание психопатол, расстройств, образующих К. с., особенности их возникновения и развития в течение заболевания были впервые описаны Котаром в 80-х гг. 19 в. В 1892 г. на конгрессе франц. психиатров в Блуа выделенный Котаром симптомокомплекс психических расстройств был назван синдромом Котара. До середины 20 в. основные исследования, специально посвященные К. с., принадлежали исключительно франц. психиатрам. Разработка клиники психозов пожилого возраста, в первую очередь инволюционной меланхолии (см. Предстарческие психозы), шизофрении (см.), маниакально-депрессивного психоза (см.), проводившаяся отечественными психиатрами во 2-й половине 20 в., позволила дополнить учение о К. с. новыми фактами. В нем. психиатрии совокупность расстройств, образующих К. с., специально не изучалась. Ряд нем. исследователей обозначают отдельные проявления К. с. термином «нигилистический бред».

Среди больных с депрессивными психозами пожилого возраста расстройства, входящие в К. с., отмечены в 10-25% случаев. У женщин К. с. встречается значительно чаще, чем у мужчин.

Клиническая картина

Несмотря на то, что проявления К. с. отмечаются при различных нозол. формах, он имеет ряд общих черт как в симптоматологии, так и в особенностях своего развития. При нем всегда можно выявить интенсивные аффективные расстройства, которые характеризуются либо депрессией с выраженной тревогой, либо депрессией со страхом. Обычным нарушением является меланхолическая деперсонализация (см.) чаще в форме anaesthesia dolorosa psychica, реже в форме так наз. потери мысленного зрения, когда у больных появляется невозможность представления знакомых лиц, предметов обстановки, событий прошлой жизни, сопровождаемая мучительным ощущением душевной опустошенности. Депрессия при К. с. всегда сочетается с ажитацией различных степеней - от простого заламывания пальцев рук до состояний неистового двигательного возбуждения, в т. ч. и в форме меланхолических раптусов (неистово тоскливое возбуждение с чувством отчаяния). Часто ажитация сопровождается речевым возбуждением, обычно в форме тревожной вербигерации (см. Депрессивные синдромы). На высоте двигательного возбуждения могут возникать эпизоды депрессивного субступора или ступора (см. Ступорозные состояния). Т. о., при К. с., как правило, отмечаются различные по своим проявлениям смешанные состояния, являющиеся «предпочтительным аффективным фоном, на к-ром возникает К. с.». Сенсорные расстройства чаще всего представлены вербальными иллюзиями (см.), нередко в форме иллюзорного галлюциноза, реже слуховыми галлюцинациями и психическими автоматизмами, в первую очередь идеаторными - ментизм (непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождаемое образными представлениями и чувством смутной тревоги), разматывание воспоминаний, слуховые и зрительные псевдогаллюцинации (см. Кандинского-Клерамбо синдром). В отдельных случаях при К. с. возникает помрачение сознания, обычно в форме онейроида (см. Онейроидный синдром).

На фоне перечисленных расстройств возникает фантастический бред, главными признаками к-рого являются отрицание и громадность. Отрицания могут быть частичными, касаясь чаще всего моральных, интеллектуальных или физ. свойств больного («нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности думать; нет желудка, кишечника, легких, сердца, мочевого пузыря»), или могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов («высох мозг, сжались легкие, закупорился кишечник»). Идеи отрицания, касающиеся физического «я» обычно определяют как ипохондрически-нигилистический или просто нигилистический бред. В ряде случаев отрицаются личные категории («нет имени, возраста, образования, специальности, семьи, никогда не жил»). Отрицание может быть генерализованным, распространяясь на различные понятия внешнего мира, которые могут быть мертвы, разрушены, потерять присущие им качества, или отсутствовать вовсе («весь мир мертв, планета остыла, на ней не растет ничего, нет никого в мире, нет белых, черных, Европы, Африки, зимы, весны, звезд, лет, веков»). Больной может считать, что он остался один во всей вселенной, может отрицать существование всего («ничего нет»).

Наряду с бредом отрицания и громадности часто можно выявить фантастический по содержанию бред самообвинения (больные считают себя первопричиной происшедших мировых катаклизмов; приписывают себе невероятные преступления; называют себя извергами, гадинами, чудовищами; соотносят нередко свои поступки с теми, что совершались мифическими или историческими персонажами, называют себя Антихристом, Каином, Иудой, Гитлером; твердят о заслуженных наказаниях, перечисляя порой самые невероятные способы расплаты за содеянное). В ряде случаев фантастический бред самообвинения принимает ретроспективный характер. Одновременно больные могут говорить о предстоящих вечных мучениях или невозможности умереть как вообще, так и в качестве заслуженного возмездия. Невозможность умереть и вечные мучения, по мнению больных, могут осуществиться даже тогда, когда исчезнет их физическое «я» - «тело сожгут, а дух останется навечно - мучиться».

Возможно сочетание идей бессмертия с бредом метаморфозы - превращения в животное, в труп, в металл, дерево или камень. Отличительной чертой бредовых высказываний больных с К. с. является наличие в них отчетливых элементов образности и наглядности. Нередко больные сами обращают на это внимание («каждое произнесенное слово разрастается в уме во что-то большое; фантазия превращает факт в целую историю; воображение рисует целые сцены, слово обрастает тысячью слов и возникает картина»). Особенности бреда самообвинения и его словесного выражения и повлекли за собой такие синонимы К. с., как «мегаломеланхолический бред», «меланхолическая парафрения», «меланхолический бред воображения».

Сочетание бреда отрицания и громадности ипохондрически-нигилистического и депрессивного содержания характеризует полный или развернутый К. с. Если же преобладает какой-нибудь один из этих компонентов, говорят о соответствующих вариантах К. с.- нигилистическом или депрессивном. Они встречаются значительно чаще, чем развернутый К. с. Кроме этих двух вариантов, выделяют виды К. с., основанные как на симптоматологии, так и на особенностях течения К. с. Сегла (J. E. Seglas, 1897) выделял: 1) типичные случаи, т. е. такие, при которых имелись все компоненты К. с.; 2) стертые случаи - с отсутствием ряда симптомов, напр, идей обреченности на вечные муки, идей бессмертия и т. д.; 3) случаи с очень быстрым появлением всех симптомов, образующих К. с.; 4) случаи с аналогичным развитием лишь части симптомов; 5) случаи, где симптомы, образующие К. с., возникают в форме эпизодов.

Наиболее характерным стереотипом развития депрессий, в течение которых развивается К. с. (вне зависимости от их нозол, принадлежности и особенностей течения - приступообразного или хронического), является следующая последовательность возникновения этапов психических расстройств: этап тревожной депрессии без идеомоторного торможения; этап тревожно-ажитированной депрессии с бредовыми идеями самообвинения, самоунижения, обвинения, меланхолической деперсонализацией, вербальными иллюзиями и другими сенсорными расстройствами; возникновение симптомов, образующих в своей совокупности К. с.

Применение электросудорожной терапии (см.) и особенно психотропных средств для лечения депрессивных психозов оказало значительное влияние на клин, проявления К. с. Реже стали встречаться развернутые его картины, а депрессивный и нигилистический варианты К. с. чаще проявляются редуцированной симптоматикой. Больные говорят, напр., о своей необычной вине, но вообще, без каких-либо конкретных фактов, а также без отождествления себя с кем-либо; могут быть мысли о невозможности умереть, но они не сопровождаются убежденностью в бессмертии и в обреченности на вечные муки. Вместо генерализованных идей отрицания или деструкции внутренних органов чаще встречаются лишь высказывания о нефункционировании жел.-киш. тракта или органов дыхания. В некоторых случаях высказывания, характерные для К. с., представляют собой не бред, а фантастического содержания навязчивые явления, с к-рыми больной пытается бороться. Если до введения методов активной терапии наличие К. с. говорило о хрон, депрессии, то теперь доминируют случаи, протекающие приступами.

Патогенез

К. с. представляет собой сочетание депрессивных и бредовых расстройств, поэтому его патогенез совпадает с патогенезом соответствующих синдромов (см. Бред , Депрессивные синдромы). Важным фактором в развитии К. с. является пожилой возраст. Однако относящиеся сюда расстройства могут возникать и в среднем возрасте, а отдельные симптомы даже у детей.

Диагноз

Диагноз ставят на основании особенностей клин, картины. К. с. встречается при самых различных психических заболеваниях: в первую очередь при инволюционной меланхолии, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе; он описан у больных прогрессивным параличом, в частности после проведения им пиротерапии, при сосудистых и сенильно-атрофических психозах, эпилепсии, эпидемическом энцефалите, острых и протрагированных симптоматических психозах.

Лечение

При развитии К. с. в первую очередь показана терапия психотропными средствами. В связи со сложностью клин, картины лечение психотропными средствами должно быть комбинированным. Из антидепрессантов чаще всего применяют амитриптилин, реже мелипрамин; для купирования речедвигательного возбуждения - аминазин, стелазин; состояние тревоги уменьшается с помощью тизерцина; при наличии сенестопатий хороший эффект дает применение тералена. В тех случаях, когда отмечается интенсивное речедвигательное возбуждение, сопровождаемое ухудшением соматического состояния, предпочтение следует отдавать электросудорожной терапии.

Прогноз

Прогноз во многом связан с особенностями основного заболевания и применяемыми методами лечения. Появление развернутого К. с. или выраженных нигилистических бредовых идей в отношении выздоровления прогностически хуже, чем наличие депрессивного варианта К. с. Сочетание бреда отрицания и громадности с выраженным речедвигательным возбуждением и онейроидным помрачением сознания у лиц пожилого возраста при недостаточном лечении может привести к смертельному исходу.

Профилактика - своевременное начало активной терапии во всех случаях тревожных депрессий, особенно развивающихся впервые в пожилом возрасте.

Библиография: Каубиш В. К. О применении у больных с синдромом Котара электросудорожной терапии, Журн, невропат, и психиат., т. 62, № 10, с. 1544, 1962; о н же, О бреде отрицания и синдроме Котара, там же, т. 64, № 6, с. 876, 1964, библиогр.; Морозова T. Н. и Шуйский Н. Г. Клиника инволюционной меланхолии и ее зависимость от возрастного фактора, там же, т. 66, № 4, с. 598, 1966, библиогр.; Ротштейн Г. А. Ипохондрическая шизофрения, М., 1961, библиогр.; Соколова Б. В. Периодическая шизофрения с преобладанием острого фантастического бреда, Журн, невропат, и психиат., т. 67, № 9, с. 1378, 1967, библиогр.; Штернберг Э. Я. и Шум-с к и й Н. Г. О некоторых формах депрессий старческого возраста, там же, т. 59, № И, с. 1291, 1959; Bourgeois М. Le syndrome de Cotard aujourd’hui, Ann. med.-psychol., t. 2, p. 534, 1969, bibliogr.; Cotard J. Du d61ire hypochondriaque dans une forme grave de la melancolie anxieuse, ibid., ser. 6, t. 4, p. 168, 1880; он же, Du delire des negations, Arch. Neurol. (Paris), t. 4, p. 152, 1882; E y H. Etudes psychiatriques, t. 2, p. 427, P., 1950, bibliogr.; S&gl as J. Le d^lire des negations, P., 1894.