Социальные проблемы и пути их решения таблица. Бедность, нищета населения

К началу XX века социальная помощь в основном осуществлялась через церкви, общины, семьи. Однако в результате происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни эти каналы начинают разрушаться. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство.

Историческая справка

Социальная работа как профессиональная деятельность формируется в конце XIX - начале XX в. Само понятие «социальная работа» производно оттермина «социальный работник», который был предложен С. Паттеном в 1900 г.; в профессиональном значении оно впервые начало употребляться в Англии, США, а затем в разное время и в странах Западной Европы.

Интенсивное развитие капитализма, характеризующее этот период, сопровождалось включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием работников наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений трудящихся.

Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной зашиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, внедрять активную социальную политику. В XX веке развитие европейской и американской цивилизации характеризуется тем, что наряду с репрессиями появляется и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.

Поиск теоретических решений возрастающих социальных проблем начался еще в XIX в. Возникают первые социальные теории и доктрины, которые и поныне определяют социальную политику некоторых государств. Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX - начале XX в. в США и Западной Европе способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед личностью, о том, что наиболее рациональным способом решения возникших социальных проблем являются социальные реформы в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. В результате этих теоретических изысканий сформировалось три подхода к решению социальных проблем.

Первый подход - революционно-преобразовательный (марксистское направление). Суть его: решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике такой подход нашел свое воплощение в бывшем СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в.

Второй подход - реформистский. Его представители также считали, что причины социальных невзгод заложены в обществе, но выход видели не в революционном преобразовании социума, а в его постепенном реформировании. Данный путь социальных преобразований и развития выбрало большинство стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом процессе скандинавские страны.

Третий подход - антропологический , сторонники которого исходят из положения, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения - Мэри Ричмонд, автор классической теории социальной работы, описанной в книге «Социальные диагнозы» (1917). Основываясь на американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Человек выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

Точка зрения

«В Великобритании дискуссия о том, что представляет собой социальная работа, ведется на протяжении многих лет и является предметом экзистенциальной важности. Ответы могут быть разными.., по сути - это финансируемая государством деятельность, связанная с рядом „тяжелых случаев", в отношении которых необходимо повседневно применять правила, законы, политику. Социальная работа усиливает права, которые не были замечены в другом месте, и обязанности, которые клиентура социальных работников отменила. Поэтому социальная работа является институтом, ориентированным на государство, а не на клиента» (Harris R. Beyond rhetoric: A challenge for international social work // International Social Work. 1990. 33 (3). P. 204-205).

В начале XX века благотворительные общественные организации стали пополняться уже профессиональными кадрами социальных работников, которых готовили многие высшие и средние учебные заведения. Так, постепенно оказание помощи незащищенным слоям населения теряет характер неорганизованной благотворительности и филантропии и приобретает профессиональное качество и соответствующее начинание под названием «социальная работа». Одновременно возникают новые формы деятельности: например, движение сеттльментов (The settlement house movement) - организация поселений для иммигрантов в США и Англии, эльберфельдская система оказания помощи бедным (Elberfeld system) в Германии, Финляндии, Швеции, с частичным участием государственных служащих и др.

Но главным игроком на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все большей степени оно начинает осознавать необходимость вмешательства в социальную сферу, а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в разных странах Запада.

Точка зрения

Считается, что в США социальная работа излишне сосредоточена на сфере микропрактики с индивидами и семьями, опираясь в этой сфере в основном на клиническую модель. В 1990 году американский теоретик социальной работы Г. Шпехт предостерегал: «Исходя из существующего положения дел, можно ожидать, что профессия будет полностью поглощена психотерапией в ближайшие 20 лет и функции социальной работы в государственных социальных службах станут незначительными... Психотерапия отвлекла социальную работу от ее первоначальной мечты, мечты о совершенствовании общества, создании „города прекрасного", „нового общества" и „новых границ"» (Specht Н. Social work and the popular psychotherapies // Social Service Review. 1990. 64 (3). P. 345).

В процессе исторического становления социальной работы сформировались три основные сферы практики.

В первой сфере социальная работа предстает как инструмент механизма государственного благосостояния. Внутри нее государство эффективно диктует конкретные направления практики, на которых профессия сосредоточивает свои силы. Кроме того, кадровый состав в своем большинстве также напрямую нанимается государством или государственными службами, которые основаны им и поэтому подотчетны государству. Эта сфера практики включает следующие конкретные направления социальной работы: оказание необходимой поддержки и осуществление контроля за условно осужденными, работу с несовершеннолетними правонарушителями и взрослыми преступниками в коррекционных учреждениях, социальное обслуживание семьи, защита и опека детей, работа в системе социального обслуживания, семейной помоши по различным направлениям социальной поддержки. В этой сфере работают сложившиеся механизмы социального контроля и зашиты.

Вторая сфера практики связана с деятельностью по усилению социального функционирования индивидов и семей, которая напрямую выходит на работу с клиентами. Эта сфера практики имеет несколько ответвлений, включая клиническую социальную работу, семейную терапию, консультирование по вопросам брака, социальную работу в медицине, психиатрии и психотерапии. В данной области практики социальной работы специалисты работают с теми, кто становится их клиентами. Ома охватывает как частные службы, так и государственные.

Третья сфера практики представляет социальную работу, направленную на повышение благосостояния людей, заботу об укреплении здоровья, сплоченности и дееспособности общества. Диапазон деятельности в рамках данной сферы широк: от развития микросопиаль- ной среды до разработки макросоциальной политики. В целом ее можно определить как социальное развитие , поскольку основные цели деятельности здесь направлены на улучшение окружающей среды и общества, в которых развиваются и живут люди. Главной функцией социальной работы в этой сфере выступает служение обществу со всеми его контекстами, включая сообщества и социальные группы, этнические группы, регионы и нации. Кроме того, здесь отражается созидательная миссия профессии - внесение вклада в строительство лучшего мира на различных уровнях. Большинство социальных работников, занятых в этой сфере практики, работают в общественных организациях, остальные - в государственных учреждениях, в том числе в области социального управления, политики, планирования и программирования. И тех и других объединяют общие цели.

Реальный баланс между тремя сферами практики существенно различается в разных государствах.

Точка зрения

В странах Африки социальная работа подчинена государственной системе социального обеспечения и коррекционным подходам, а социальному развитию как направлению социальной работы уделяется лишь незначительное внимание: «Переход к социальному развитию как сфере практики социальной работы стал следствием низкой эффективности коррекционных подходов, которые в основном решают проблемы на микроуровне практики, а такие проблемы, как безработица, СПИД, беженцы, экология, укрепление порядка, остаются за пределами их воздействия» (Kaseke Е. A response to social problems in developing countries // Social Policy and Administration. 1990. 24 (1). P. 19).

В странах Европы существует множество структур, с помощью которых функционируют институты социальной помощи и поддержки. Они отличаются друг от друга, что отражает не только особенности функциональных позиций, которые они занимают в обществе, но и различные взгляды на роль государства в социальном обеспечении граждан, а также на ответственность семьи за выживание и благополучие зависимых ее членов.

В процессе институционализации социальной работы в современных обществах сложилось несколько ее типов:

  • ? государственный;
  • ? общественный;
  • ? смешанный.

Каждый из них имеет свои достоинства и проблемные стороны.

Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением тех членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделяемых на оказание поддержки. Минус такого типа социальной работы состоит в том, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.

Общественная организация , или самоорганизация, помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся в изменяющихся условиях, поиск путей адаптации, организация их социального участия.

Если ответственность за помощь нуждающимся в ней возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России

Н .П. Попов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН Журнал “Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены”, Москва

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остаётся нерешённым, а некоторые только обостряются. Особенно это характерно для последнего десятилетия. Мало того, нет единого мнения по поводу того, какие проблемы общества являются сегодня самыми острыми, требуя безотлагательного решения и денежных затрат государства, а какие могут подождать, не будучи особенно опасными.

Органы власти периодически высказываются о наиболее важных социальных проблемах, устанавливая приоритеты их решения, что, в частности, находит отражение в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию. Свою позицию по данному вопросу озвучивают не только руководители государства, но и лидеры политических партий. В результате можно составить представление о неком официальном “рейтинге важности социальных проблем”, т.е. социальные задачи как бы ранжируются по степени срочности их решения, где под “важностью” понимается та срочность, с которой они должны быть решены.

В 2000-е годы основным лейтмотивом заявлений первых лиц российского государства была необходимость стабилизации внутреннего положения в стране - предотвращение политических и иных кризисов и создание условий для поступательного экономического роста, что должно было гарантировать улучшение жизни народа. И такая стабильность, якобы характеризовавшая двухтысячные, представлялась глав ным достижением последнего десятилетия, в противовес нестабильности турбулентных 90-х. Правда, эту картину несколько подпортил экономический кризис, случившийся вопреки доктрине “острова стабильности в мире кризиса”, какой подавалась Россия властями предержащими ещё летом 2008 г.

Следующей по степени важности в “официальном листе” приоритетов страны на ближайшее будущее стоит задача отхода нашей экономики от ориентации на добычу и продажу сырья, прежде всего топлива, и первоочередное развитие машиностроения и перерабатывающей промышленности, а также модернизация производства и переход на современные наукоёмкие технологии. Об этом особенно активно заговорили в последние два года в связи с началом кризиса и падением доходов от продажи топлива. Уже несколько лет констатируется факт вымирания российского населения: высокая смертность и низкая рождаемость. Периодически упоминается о необходимости борьбы с коррупцией – очищения органов власти от взяточничества и “откатов”. За последний год в числе опасных социальных явлений снова называют катастрофическую алкоголизацию населения. Регулярно представители власти говорят о незыблемости социальных программ государства, даже в условиях экономического кризиса: борьбе с безработицей, повышении пенсий, подъёме жизненного уровня населения.

В целом, однако, официальные выступления и объявляемые программы обходят стороной ряд наиболее критических общественных феноменов, являясь, скорее, декларацией о намерениях, чем продуктивным планом социального урегулирования, выраженным в количественных показателях, т.е. в конкретных объёмах и сроках.

“Выход в свет” очередных программ социального развития часто совпадает с избирательными кампаниями и имеет целью стимулирование позитивного настроя избирателей в отношении действующей власти. Представители среднего звена управления определяют приоритеты решения социальных задач, руководствуясь установками высшего начальства, а те, в свою очередь, исходя из соображений выполнимости той или иной задачи в обозримые сроки и возможности затем поставить успех себе в заслугу. То, что нельзя решить быстро, в список социальных задач первостепенной важности не попадает. Этому безмерно способствуют коррупционные интересы различных кланов бюрократии, стремящихся получить свою долю из государственного финансирования социальных программ.

Декларативность, аморфность и избирательность подачи информации правящим классом создают у населения ложные представления о главных угрозах обществу – лично каждому жителю и всей стране как единому организму, а также порождают непонимание того, что каждый человек, будучи гражданином и избирателем, может сделать для решения важных для себя социальных проблем.

Общественное мнение в стране формируется в основном средствами массовой информации. Ограниченный личный опыт часто оберегает людей от столкновения со многими остро стоящими социальными проблемами, и если таковые не освещаются СМИ, то многие об их существовании и не подозревают. В результате, картина в сознании населения складывается неполная и искажённая.

Вот как, по данным опроса ВЦИОМ, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России (см. таблицу) .

В этом списке наболевших проблем то, что беспокоит людей лично, значительно отличается от того, что, по их представлением, значимо для страны в целом (эти представления складываются из заявлений официальных лиц в средствах массовой информации). По этому критерию рейтинги, представленные во 2-й и 3-й колонках таблицы, отличаются. Рост цен видится одинаково значимым для себя и для страны; безработица в начале 2009 г. коснулась ещё не всех, а правительственные чиновники обещали ещё больший её рост; алкоголизм с наркоманией в опросах по какой-то причине слиты в одну проблему, и для себя лично степень важности этих проблем люди не ставят так же высоко, как она позиционируется первыми лицами страны. Уровень собственной жизни само население оценивает более негативно, чем этот показатель выглядит по официальным оценкам, в то же время демографические проблемы – низкую рождаемость и высокую смертность – народу на себя в индивидуальном плане примерить трудно: эти проблемы в личном рейтинге люди не ставят очень высоко и относит к проблемам всего общества.

В целом данные социологического опроса показали, что общественное мнение – это результат информационно-пропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения – их нет по телевизору.

Если же изучать вопрос по статистическим данным, то картина получается иной. Перечень реальных проблем общества за последние десять лет представляется следующим образом – хотя трудно сказать, какие из них наиболее острые, а какие менее.

Оче видно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого – коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулёза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.

Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулёзных больных были засекречены.

Отчёты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.

Такие данные – медицинские, статистические и социологические – позволяют выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем – оценка относительной важности, ост роты – весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему на роду. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.

Бедность, нищета населения

В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность, её в опросах общественного мнения люди указывают как самую острую. Рост доходов всего населения “в среднем” за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему “среднему классу” можно причислить только 15–20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным (“trickle down”), скорее – “бедные беднели, богатые богатели”. Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.

Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции – 1200 евро, в Ирландии – 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.

Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии – меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв .

Главная позорная черта российской бедности – это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает моло дую семью в состояние бедности или в нищету.

Алкоголизация населения, пьянство

Алкоголизация населения – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные .

Один из факторов роста алкоголизма – “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” – за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов – растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.

Распространение наркотиков, наркомания

Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение наркотиков. Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране . Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста .

Среди основных причин незаконного оборота наркотиков эксперты называют недофинансирование.

На всю Федеральную целевую программуКомплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. . Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие .

Эпидемия ВИЧ/СПИД

Не менее острая проблема из разряда социально-медицинских, о которой общество практически не осведомлено, – это проблема распространения в стране инфекции ВИЧ/СПИД. Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей . В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.

Эпидемия туберкулёза

Туберкулёз считается большинством людей болезнью прошлого, искоренённой медициной как тиф или оспа, в то время как на самом деле туберкулёз – это одна из социально обусловленных болезней, и сегодня в России заболеваемость достигла уровня эпидемии. Советское здравоохранение принимало значительные меры по борьбе с туберкулёзом, результаты были весьма заметными и признавались специалистами во всем мире. Была организована широкая сеть выявления и лечения болезни с помощью всеобъемлющей системы диспансеризации населения, сети тубдиспансеров, лечебных центров и санаториев. За последние два десятилетия большая часть этой системы была разрушена.

По официальным данным , в 2008 г. в России зарегистрировано 120 тыс. заболевших туберкулёзом.

Показатель заболеваемости составил 84,45 случаев на 100 тыс. населения, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 1989 г., втрое выше уровня эпидемии по нормам Всемирной организации здравоохранения, в два с лишним раза больше, чем в среднем в Европе.

На сегодняшний день в нашей стране от туберкулёза умирают 25 тыс. человек ежегодно.

В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%, в том числе в Московской области – 36%. В результате упущений на стадии ранней диагностики болезни растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. В целом по стране в 2008 г. были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Из-за плохой организации профилактических осмотров ежегодно в тюрьмы и колонии пенитенциарной системы попадают 20–22 тыс. ранее не выявленных больных туберкулёзом, и исправительные учреждения становятся одним из активных очагов распространения туберкулёза по стране.

Лишь 76% зарегистрированных территориальных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. В результате, подчёркивается в докладе, значительная часть бытовых очагов туберкулёза остаётся источником инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Повсеместно не хватает средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала.

Выводы доклада неутешительны. Хотя осторожно отмечается, что в последние годы происходило “сдерживание роста” высоких показателей заболеваемости и смертности от туберкулёза, в “ближайшие годы прогнозируется рост (выделено мной. – Авт.) показателей заболеваемости и смертности от туберкулёза”.

Вымирание населения

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название “русский крест”, было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 120 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия – единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности – болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления .

Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл – с минимума в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5 случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста – за счёт увеличения числа потенциальных матерей, родившихся в относительно благополучные 80-е годы. Дальше этот рост замедлится.

Социальное сиротство

С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей – точной цифры никто не знает – около 1 млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством .

Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности.

В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

Мигранты, переселение соотечественников

Одной из мер решения демографической проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза. Однако никакой внятной дискуссии в обществе касательно политики в сфере миграции населения не произошло. Нет однозначного понимания, кто такие наши “соотечественники”. Это те, для кого родина – СССР, или – Россия, или – Российская империя, или это попросту русские, которым тяжело живётся в новой “загранице”, например в Прибалтике? В конце концов была выработана невнятная программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили .

Коррупция

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России – то успех гарантирован, если же проблема беспризорности – то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина , сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год . Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных средств”.

“Партия власти” как социальная проблема

Список социальных болезней общества можно было бы продолжить, к сожалению, физические ограничения объёмов публикации это сделать не позволяют. Однако для полноты картины никак нельзя упустить из виду ещё одну крайне важную проблему социально-политического свойства, а именно – монополизацию власти в руках одной правящей партии, в чём, по сути, и кроется частично причина нерешения всех остальных социальных проблем.

Отсутствие политической конкуренции, противоречащее самой идее демократии, трактовалось идеологами партии власти как временная мера для быстрого, эффективного решения основных проблем общества “переходного периода”. Казалось бы, даже при сомнительной демократичности такого расклада политической жизни управлять страной в этой системе координат легче, эффективнее: без лишних дискуссий и парламентской демагогии начать строить дороги, каналы, вкладывать деньги в сельское хозяйство, строительство дешёвого жилья, развитие промышленности, помощь бедным, борьбу с болезнями. И всё это решительно и быстро. Президент ставит задачу, намечает программу, правительство всё рассчитывает, готовит проект закона, Дума его быстро принимает, исполнительная власть берёт на вооружение, деньги потекли, проблемы решаются. И действительно бывало, что этот цикл – особенно перед уходом Думы на летние каникулы – проворачивался за один месяц (достаточно вспомнить монетизацию льгот пенсионерам, на законодательное воплощение которой потребовалось всего 3–4 мес., если не считать летний каникулярный простой).

Что же при такой монополии на власть, управленческой свободе, обилии нефтяных и газовых денег правящей партии удалось сделать за десять лет в решении главных, острых проблем страны? Результаты, в основном, негативные.

Если в прошлом было принято списывать проблемы на тяжёлое прошлое или внешние факторы – “наследие царского режима”, “враждебное окружение”, “навязанную нам гонку вооружений”, “просчёты коммунистического правления”, “засилье олигархов 90-х”, то сейчас очевидно, что в последнее десятилетие проблемы не решались и только усугублялись. Власть и партия власти в этот период занимались лишь им одним ведомыми социальными проблемами.

Собственно, все властные полномочия – Государственной Думы и Правительства – монополизированы и сконцентрировались в руках одной правящей партии – “Единой России”. Отсутствие их публичного обсуждения (знаменитое “...Дума не место для дискуссий”) явилось главной причиной нерешения основных социальных проблем общества. Однако социальные проблемы, в отличие, например, от военных или внешнеполитических, требуют именно обсуждений и споров, поскольку в каждой из них кроются проблемы медицинские, экономические, экологические, психологические, педагогические, морально-этические, и в их решении заинтересованы совершенно разные слои общества, имеющие специфические, иногда противоречащие, интересы.

Литература

1. Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.
2. Попов Н.П. Бедные в богатой стране // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 4. – С. 41–47.
3. Путин утвердил план победы над пьянством к 2020 году [Информация с сайта Lenta.ru от 14.01.2010]. – Электрон. дан. – М.: Медицинский портал, 2010. – Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/01/14/prohibition, свободный. – Загл. с экрана.
4. Попов Н.П. Сколько мы пьём и почему // Мир измерений. – 2008. – № 7. – С. 56–61; 2008. – № 8. – С. 54–61.
5. Чухарева Н. Борис Грызлов: “Против России объявлена нарковойна”. – Электрон. дан. – М.: Информационный портал Россия, 2009. – Режим доступа: http://www.russianews.ru/second/21815, свободный. – Загл. с экрана.
6. Об итогах мониторинга масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков на территории Российской Федерации в 2007 г.: Информационно-аналитические материалы к заседанию научно-технического совета ФСКН России. – Электрон. дан. – М.: Нет – Наркотикам, 2008. – Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/gnk_6643.html. – Загл. с экрана.
7. Михайлов А.Г. Наркотики оборачиваются всё хуже и хуже // Новая газета. – 2006. – № 73. – 25.09 – 27.09. 2006.
8. Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.positivenet.ru/files/russia_2008_country_progress_report_ru.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
9. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году: Государственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. – С. 334–338.
10. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии // Демографические исследования. – 2008. – № 6.
11. Социальное сиротство в ожидании стратегии / Агентство социального маркетинга // Журнал VIP-Premier [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socialmarketing.ru/amazing/380, свободный. – Загл. с экрана.
12. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. – М.: ВЦИОМ, 2009.
13. Коррупционный расчёт. – Электрон. дан. – М.: Взгляд, 2009. – Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2009/7/23/, свободный. – Загл. с экрана.

Тема 4. Разрешение социальных проблем как содержание технологического процесса в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам . Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.

Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, инновационный характер.

Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.

Социальное противоречие - это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.

При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

1. Стадия тождества . Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несущественных различий.

2. Стадия существенных различий . Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.

3. Стадия противоположностей . Эта стадия характеризуется поляризацией антагонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.

4. Стадия конфликта . На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.

Понятно, что любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзья ми и товарищами, с коллективом и различными объединения ми, общественными организациями, и, наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема - это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.

Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем - дело не только сложное, но и деликатное, Непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение вносить коррективы в технологический процесс- важнейший показатель профессионализма специалистов социальной работы.

С технологических позиций, в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться следующих принципов:

    системный подход при анализе и решении личностных проблем;

    соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам

    опора на физические и духовные ресурсы клиента;

    контроль действенности применяемого инструментария;

В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем, однако их реализация требует постоянной проверки действенности избранных средств воздействия на клиентов. Вместе с тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима. И чем жестче ей следуют на практике, тем явственнее проявляется ее благотворная значимость.

Социальный работник в процессе деятельности постоянно решает какие-либо проблемы. Определение линии индивидуального или межличностного поведения субъекта социальной работы является проблемой лишь в рамках социального контекста. Такой же подход должен осуществляться к поведению и проблемам клиента. Прежде чем определить линию поведения индивида как значительное отклонение от нормы, необходимо выяснить, угрожает ли это по ведение тем или иным институтам, убеждениям, ведет ли к нерационалъному расходу ресурсов, а также затрагивает ли жизнь большого числа людей. Поэтому, когда какая-либо специфическая социальная проблема привлекает всеобщее внимание и рассматривается как повод для политического решения, необходимо разобраться, само ли явление меняет свою природу или же происходят из мнения в обществе. Сказанное в первую очередь относится к таким серьезным проблемам, как плохое обращение с детьми или супругой (супругом), пожилыми членами семьи, внебрачные дети, наркомания, токсикомания, безработица и др.

Социальный работник должен представлять, что, как правило, выделяют две стороны проблемы: гносеологическую и предметную .

В гносеологическом смысле , т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблемная ситуация - это противоречие между знанием о потребностях людей и возможностями каких результативных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих действий. Проблема в познавательном или практическом смысле всегда есть «осознанное противоречие».

Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. Подобные проблемы угрожают стабильному функционированию общественной организации, и одновременно являются главным фактором социальных изменений, развития, отражением деятельной сущности социальных субъектов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. Часто эта взаимосвязь выражается в недостаточной осведомленности о реальной социальной ситуации, вследствие чего бывает невозможно применить уже имеющееся знание для регулирования социальных процессов и обнаружении таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, а, следовательно, нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.

Социальная проблема может и не осознаваться как общественная потребность, так как порождающие ее противоречия не достигли того уровня, на котором они становятся очевидными. Наконец, будучи осознаваемой, социальная проблема не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны заинтересованность в ее решении и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность образуют «основу социального заказа» - выявления имеющихся и раз работки новых технологий для решения проблемы.

Социальные проблемы существенно различаются по масштабности. Одни не выходят за рамки жизни некоторого коллектива, организации. Другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне социальные проблемы охватывают интересы и потребности всего общества, становятся социетальными или даже глобальными.

Как уже было сказано, проблемы возникают, с одной стороны, из-за изменений в самом обществе, с другой стороны, из-за изменений в поведении объектов социальной работы.

Какова должна быть реакция общества на социальные проблемы?

Для решения социальных проблем, затрагивающих интересы многих людей, требуется изменение социальной политики в широком плане, увеличение средств, идущих на социальные цели. Очевидна необходимость новой, гуманной, политики, которая должна включать

Политику в сфере регулирования занятости и доходов населения, позволяющую учитывать реалии экономики и рынка рабочей силы и охватывающую все население;

Политику в области общего и профессионального образования, обеспечивающую востребованность специалистов народным хозяйством;

Политику распространения социальной защиты на все население, а не только на неблагополучные семьи или группы риска.

Исходя из определения социальной работы как профессионального содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного решения. Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить.

Прежде чем приступить к практическому решению жизненной проблемы, нужно выяснить, разрешима ли она. Конечно, интуиция нередко подсказывает человеку безошибочно, по плечу ему «проблемный груз» или нет. Но не всегда следует доверять интуиции.

Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к одной изтрех категорий :

    реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и достаточные условия для этого;

    потенциально разрешимая , т.е. пока нет условий для ее решения, но они могут быть,

    принципиально неразрешимая , т.е. нет и не может быть необходимых и достаточных условий для разрешения этой проблемы.

Целесообразно в процессе решения проблем учитывать критерии разрешимости жизненной проблемы:

1. Информационный критерий отражает наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и ориентации в складывающейся обстановке.

2. Детерминационный критерий отражает осознание и формулировку причин, препятствующих достижению поставленных целей. Не осознав этих причин затруднений, нельзя судить о разрешимости проблемы.

З. Ресурсный критерий отражает наличие ресурсов, необходимых для разрешения жизненной проблемы.

4. Инструментальный критерий отражает наличие нужных способов, средств разрешения проблемы. Необходимо не только иметь достаточно ресурсов, но и использовать их с соответствующим эффектом.

5. Мотивационный критерий отражает наличие мотивов, которые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей.

б. Экономический критерий отражает допустимые затраты при решении жизненных проблем. Если затраты больше, чем ожидаемый эффект, то проблема может быть квалифицирована как неразрешимая.

Комплексное применение критериев разрешимости жизненной проблемы позволяет всесторонне оценить ее. Однако возникают и такие проблемы, при оценке которых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями. Так, если человек решает проблему выбора занятий или места жительства, то достаточно будет применить информационный критерий.

Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон:

Психологической,

Социологической,

Материальной.

Социальную технологию указанные проблемы интересуют с точки зрения их эффективного решения. Все же, о чем говорилось до сих пор, имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет уяснить главное - разрешимы ли они.

У человека есть три пути решения проблем :

    Устранение - снятие проблем ной ситуации, в которой находится индивид, путем изменения им целей.

    Нейтрализация - ослабление или снятие ее субъективного переживания посредством вытеснения проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокирования действия стимулирующих факторов

    Решение - выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы - человека, группы, организации.

Существует два варианта решения жизненных проблем : оптимальное и удовлетворительное. в итоге получается достаточно хороший результат.

Любая жизненная ситуация своеобразна, следовательно, требуется особый, подход к ее преодолению. Но поскольку все проблемы решаются или должны решаться, то сам процесс решения имеет общезначимые элементы, которые будущим специалистам по социальной работе полезно знать.

Общие принципы решения проблем :

1. Принцип активности предполагает активное вмешательство субъекта в жизненные ситуации.

2. Принцип творчества ориентирует на творческое решение любой жизненной проблемы.

З. Принцип причинности. Достижение успеха зависит от взаимосвязи между что мы изменяем., и т что хотим изменить. Изменение одной переменной приведет к изменению другой переменной только в том случае, если между ними существует причинная зависимость.

4. Принцип комплексности предполагает расширение границ исследуемого объекта с целью использования информации о более крупной системе, частью которой он является. Обычно же мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким разрешимым. Действуя таким образом, мы часто уменьшаем шансы найти решение.

5. Принцип социальной помощи заключается в том, что у каждого человека могут быть такие жизненные проблемы, решение которых предполагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей. В такой помощи нуждаются люди, пережившие стихийные бедствия и оставшиеся без средств к существованию, беженцы, престарелые и др. Даже преуспевающий человек может оказаться в кризисной ситуации, которая вынуждает его обращаться к по мощи других: близких, друзей, специалистов.

6. Принцип контроля . Лишь немногие проблемы удается решить полностью. Обычно изменяющиеся условия порождают новые проблемы или возрождают старые. Поэтому необходимо постоянно следить за результатами исполнения принятых решений, чтобы гарантировать получение требуемых результатов.

Социальные проблемы можно рассматривать на теоретическом (как проблемы научного исследования) и практическом (в плане их диагностики и решения) уровне. Социальный работник, специалист по социальной работе в основном сталкиваются с ними в практической деятельности, и могут влиять как на теоретическую разработку проблем, так и на формирование и реализацию социальной политики в плане профилактики возможных социальных проблем.

Социальные проблемы

Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Текущая бедность – бедность семей, находящихся в данный момент в тяжёлом материальном положении.

Глобальная бедность – отсутствие у семьи таких важнейших компонентов, как собственность, недвижимость (в том числе жильё).

Бездомность - отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование.

Безработица – незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Безнадзорность – отсутствие у детей постоянного присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Беспризорность – отсутствие у детей родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Бродяжничество – социальное явление, которое характеризуется скитанием лиц без определённого места жительства и занятий в течение длительного времени на неограниченной территории.

Девиантное поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Депривация – последствия относительной бедности, предполагающие не невозможность удовлетворить свои элементарные потребности, а лишение материальных благ «сверх первой необходимости».

Жестокое обращение в семье – структурный признак внутрисемейных отношений, который выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесение ущерба путём морального, эмоционального, психологического, физического или сексуального насилия.

Алкогольная зависимость – хроническое заболевание, которое развивается в результате бесконтрольного и систематического употребления спиртных напитков и приводит к физиологическим, психологическим и социальным расстройствам.

Наркотическая зависимость (наркомания) - хроническое заболевание, которое возникает в результате длительного употребления психоактивного вещества (веществ), влияющих на эмоциональное состояние индивида, при чем последний не может самостоятельно прекратить его Применение, несмотря на возникающие в связи с этим серьезные проблемы (ухудшение здоровья, столкновения с законом, социальные и экономические осложнения).

Иждивенчество – состояние зависимости от поддержки или существование за счёт других лиц или иных факторов.

Инвалидность – ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными или иными барьерами, мешающими человеку быть интегрированным в общество.

Маргинальность - состояние, при котором индивиды утрачивают признаки принадлежности к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся отношений.

Нищенство – состояние, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний.

Одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчуждённостью и эмоциональной невовлеченностью индивида.

Самоубийство (суицид) – свободное и намеренное прекращение человеком своей жизни.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли.

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей, фактическое неосуществление родителями заботы о своих детях.

Созависимость – болезненная зависимость от спонтанных, неуправляемых форм поведения и от одобрения другими в поисках безопасности и значимости своего я.

Прежде чем рассмотреть основные проблемы общества современной России, необходимо понять, что включает в себя понятие «социальная проблема».

Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие: алкоголизм, бандитизм, бедность, бездомные, безработица, детская беспризорность, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, наркомания, нарушение прав ребенка, низкая рождаемость, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение заключенных и других депривированных категорий, положение людей с ограниченными возможностями, права и свободы человека и гражданина, преступность, преступность несовершеннолетних, проституция, проблема престарелых, распространение ВИЧ-инфекции и других заболеваний, ситуация в армии, самоубийство, социальное неравенство, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, эстремизм, фашизм .

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причем дискурс их восприятия и представления со временем меняется.

Называя их социальными проблемами, их рассматривали, во-первых, как некие нежелательные для общества ситуации или обстоятельства жизни людей, которые следовало устранить или изменить в соответствии с идеалами общества и представлениями о «должной» жизни». Во-вторых, присутствие в обществе этих нежелательных условий или обстоятельств, стали понимать как задачу для социальных деятелей, которую можно осознать, поставить и практически разрешить путем определения политики и проведения социальных реформ. Таким образом, социальные проблемы впервые выделились из области социальных явлений, как та их часть, которая подлежит и возможна для корректирования их общественными усилиями .

Окончательной институанализации понятия «социальная проблема» послужили «социальные обследования» или, как их еще называли, «социальные исследования», широко распространившиеся во второй половине XIX в. первоначально в Англии, а затем и в других европейских странах и Америке. Социальные исследования собирали огромное количество статистических данных об условиях жизни беднейших слоев общества. Кроме сбора данных, живописующих социальные проблемы бедняков, социальные исследования производились с целью подготовки и проектирования будущих социальных реформ. Их данные широко использовались в парламентской полемике между консерваторами-аристократами и либералами-реформаторами.

Термин “проблема” в переводе с греческого означает задача. В самом общем виде проблема - это научный или практический вопрос, требующий своего изучения и разрешения. Социальная проблема - это осознаваемое человеком как значимое для него несоответствие между целью и результатом. Это несоответствие возникает, как правило, из-за отсутствия или недостатка у человека средств, необходимых для достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей.

В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении .

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Подходы к определению понятия «социальная проблема».

3. Виды и уровни социальных проблем.

4. Пути решения социальных проблем.

5. Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

работы с клиентом.

Социальная проблема - это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности , когда носителем проблемы является конкретный че-

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта , под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

ют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов .

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных це-

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

Во-вторых , необходимо указать на такой класс социальных технологий,

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.