Анатомия девушки для рисования. Пластическая анатомия человека

Лицо человека – очень непростая вещь. Особенно, это понимаешь, когда берешься его рисовать. Нередко в голове все эмоции, формы выглядят очень красиво, но стоит делу дойти до практики, и результат получается более, чем удручающий. Причина этому обычно – недостаток знаний. Эмоции человека, особенности лица и сложные ракурсы можно разобрать на несложные шаги и правила, которые помогут даже новичку понять, как именно добиться того или иного эффекта.

В этой статье мы ознакомим вас с базовыми знаниями в области лица для рисунка и разберём такие темы как изображение форм лица, базовых ракурсов, эмоций и этнические особенности. Если вам хочется научиться рисовать скетчи возмущенных, веселых или равнодушных людей и в транспорте и на улице – эти простые правила вам очень пригодятся. Мы попробуем ознакомить вас с тем, как правильно передать человеческие эмоции через мимику лица и напомнить, о каких тонкостях стоит помнить, когда рисуешь лицо человека.

1. Основы

Форма лица

Очень индивидуальная характеристика, которая, если не знать как к ней подступиться, может серьезно озадачить любого художника. В действительности же за этим замысловатым концептом стоят очень простые линии, которые лишь надо изучить повнимательнее. Например, на изображении внизу вы можете видеть основные формы лица.

  • Удлиненное: длинное лицо, практически одинаковое по ширине как снизу, так и сверху.
  • В форме алмаза: узкий лоб и подбородок, самая широка часть – середина лица.
  • Квадратное: примерно одинаковое и по ширине, и по длине лицо с квадратным подбородком.
  • В форме сердца: лица с заостренным подбородком и пробором, повторяющим форму сердца.
  • Треугольное: острый подбородок и ровный пробор.
  • Овальное: форма лица, повторяет перевернутое яйцо, с узким подбородком и самой широкой частью в середине лица.
  • Круглое: примерно одинаковое по ширине и длине, с округлым подбородком.

Ракурсы

Для того, чтобы правильно передать динамику лица, а иногда даже какую-то эмоцию, необходимо поймать правильный ракурс. Это может казаться непростой работой, но если помнить о базовых принципах, то с небольшой практикой вас больше не будет пугать перспектива нарисовать человека, наблюдающего за птицами.

Профиль

Лицо можно вписать в квадрат и поделить на две равные части, где средина — ухо человека. Видимый глаз должен быть расположен очень близок к краю условного квадрата, а нос, рот и подбородок — слегка выходить за границу.

Для того, чтобы удачно изобразить этот ракурс, стоит помнить о трех вещах:

  • Размер: правая сторона лица выглядит больше, из-за того, что находится ближе к нам и занимает больше места. Левая сторона — дальше и поэтому всегда будет выглядеть меньше.
  • Перекрытие: нос находит на ту часть лица, которая находится дальше всего от нас.
  • Плоскости: в этом ракурсе мы видим и переднюю, и боковую часть лица

Взгляд вниз

Теперь попробуем разобраться с особенностями этого непростого ракурса.

  • Размер: из-за того, что верхняя часть головы находиться ближе к нам, она выглядит больше остального лица и занимает больше места.
  • Перекрытие: нос перекрывает дальние элементы головы, в данном случае губы и рот. Также брови слегка перекрывают веки.
  • Плоскости: из-за того, что мы смотрим на персонажа сверху, мы видим только верхнюю поверхность головы, носа и бровей.

Стоит помнить о том, что уши в таком ракурсе кажутся выше глаз.

Взгляд вверх

Очередь дошла и до ракурса со взглядом, направленным вверх.

  • Размер: теперь нижняя часть ближе к зрителю и кажется больше.
  • Перекрытие: нос снова перекрывает самые дальние части лица.
  • Плоскости: в этой перспективе мы видим нижнюю плоскость лица, а именно подбородок и ноздри
  • В этом ракурсе уши кажутся ниже глаз.

2. Эмоции и мимика

Эмоции, можно сказать, вдыхают жизнь в наши лица, и без них любой рисунок выглядит неинтересно. Но для того, чтобы изобразить их достаточно убедительно, нужно понять, как они выражаются у нас на лицах.

Известный психолог Пол Экман на протяжении многих лет исследовал человеческие эмоции и их физическое проявление у людей по всему свету. Он выделил шесть основных эмоций, которые являются едиными для всех культур, полов и рас. Более того, его команда для более детального понимания того, как эмоции выражаются у нас на лице, разбила эти базовые эмоции на движения мышц лица.

Для любого художника эти знания – бесценны. Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность.

Удивление

Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.

Страх

Так же как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.

Отвращение

Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.

Злость

В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей — добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.

Счастье

Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.

Грусть

Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими.

Сумев использовать знания об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение.

3. Этнические особенности

Для того, чтобы сделать свою работу еще более динамичной, реалистичной и интересной, нужно еще и уметь изображать этнические различия между людьми.

Наши уникальные внешние черты – то, что делает нас такими неповторимыми. У различных рас в результате адаптации внешним условиям, сложились различные внешние характеристики.

Давайте попробуем взглянуть на особенности каждой расы и понять то, как эти физические различия можно перенести на бумагу. Для простоты обращения мы условно поделим людей на несколько этнических групп, с ярко выраженными физическими отличиями.

Азиаты

Отличительной особенностью азиатского типа лица можно считать высокие скулы, маленький нос и узкий разрез глаз, с внешним углом выше внутреннего. Веки глаз и брови обычно слабо выражены. Форма лица обычно овальная или круглая. Волосы темные, прямые и жесткие. Кожа слегка с желтоватым оттенком. Губы средние по толщине.

Афро-американцы

Особенностью структуры лица афро-американцев можно считать их нос и губы. Нос обычно широкий, но не плоский и редко бывает острым или выпуклым. Для того, чтобы передать его верно, сначала нарисуйте перевернутый треугольник и три круга внизу. Это поможет сделать нос необходимой ширины. Губы очень полные и вздутые как у мужчин, так и у женщин. Стоит помнить, что текстура волос у афро-американцев обычно очень кудрявая. Волосы не всегда черные – они могут быть коричневыми, рыжими или даже пепельно-белыми. Цвет – все оттенки коричневого.

Европеоиды

Волосы, как правило, волнистые или прямые, самые различные по цветовой гамме. Кожа светлая, розоватая или оливковая. Нос выступающий, но не широкий, глаза расположены горизонтально со слабо развитым верхним веком. Губы тонкие.

Теперь, когда мы разобрались с основами анатомии человеческого лица, мы надеемся, что у вас получится наконец-то воплотить в реальность свою идею, начать лучше понимать, как работают эмоции, чем отличаются расы друг от друга, как правильно изобразить тот или иной ракурс и подобрать правильную форму лица.

Главное фото взято с сайта

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.

А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Каждый художник, прежде чем приступить к этой непростой задаче должен понять принципы реалистического рисунка, также нужно знать пропорции человека, которые обусловлены особенностями скелета. Настоящий профессионал обязан не только воспринимать то, что лежит на поверхности, а брать глубже и знать закономерности внутреннего строения.

Поэтому необходимо изучить курс пластическая анатомия скелета туловища человека для начинающих в нашей студии рисования. Специалисты студии смогут научить основным особенностям и раскрыть основные понятия, благодаря наличию навыков и приобретенному опыту.

Пластическая анатомия, что она изучает?

Чтобы начать изучение пластиковой анатомии, необходимо понять основные понятия образования внешнего вида человека. Главные движения и пропорции, а также скелет и мышцы. Также стоит изучить основные методы, по которым происходит изображение фигуры, нужно в первую очередь основываться на главные анатомические основы:

  • Строение скелета – состоящего из 200 костей, которые скрепляются соединительной тканью. Скелет человека способен выполнять механическую и биологическую функцию;
  • Разновидности суставов – этот элемент оказывает полное влияние на форму тела, поэтому необходимо каждому художнику знать его строение и главные составляющие части;
  • Мышечная масса – она выступает основой и способна изменять форму фигуры при расслаблении и сокращении.

Как происходит рисование анатомии человека?

В этом важном разделе основное внимание отводится внимание видимым формам, движениям тела и некоторым его частям. Это достаточно важно для художника и именно анатомия человека так важна для изучения начинающему специалисту холста. Какие важные разделы стоит изучить, чтобы понимать практическую основу? Этот вопрос задает, каждый начинающий художник. Стоит выделить основные подразделы, которые важны для изучения:

  • Раскрытие основных пропорций – все художники предпочитают придерживаться эстетических канонов. Они являются измерением тела и высоты головы, согласно расчетам длина ровняется 8 отрезкам, соответствующим высоте головы;
  • Основные ракурсы и перспектива – без знания этих понятий и основ, невозможно правильно отобразить рисунок;
  • Указать на рисунке возраст и половые особенности человека, это очень важно и так тяжело, поэтому необходимо пройти курс начинающего художника;
  • Выразить эмоции и мимику – это непросто, ведь стоит знать мимические особенности определенных мышц, и какая связь происходит с тканями лица.

В основу курса при изучении анатомии человека входят основные конструктивные схемы. На них представляются основы человеческого тела и их нанесение на рисунок. Их достаточно удобно использовать на практике, и они являются находкой для начинающего художника. Курс предполагает последовательность изучения всех разделов, именно они станут хорошим фундаментов и приобретенными навыками для специалиста.

Какая программа курса обучения?

Пластическая анатомия изучает особенности художественной анатомии, которые отвечают курсу из серии академического рисунка. Те, кто участвует в изучении курса, получают практические знания, как правильно трансформировать формы производить правильный анализ и моделирование. Еще начинающие специалисты в нашей студии рисования смогут обрести следующие знания и навыки:

  • Смогут легко осуществлять наброски определенных фигур и понимать, как состоит человеческое тело и определять его основные пропорции;
  • Смогут понять, и ознакомится с анатомическими особенностями черепа и мышц лица;
  • Научится рисовать голову и ее костную структуру, а также ее мускулатуру;
  • Изучить строение торса и понять, как его основные особенности;
  • Благодаря курсам художник сможет костную структуру и мускулатуру торса;
  • Сделает анатомические наброски конечностей и сможет осуществить их наброски и изображения;
  • Также произведет световую разработку теней и понятие правильности нанесения ракурсов.


Штат сотрудников арт — студии представляет собой талантливый и профессиональный коллектив, который постоянно усовершенствует свои знания и умения и применяет их на практике. Они смогут научить, и поделится своими навыками и опытом, приобретенным за годы в творчестве.

Прежде чем записываться на полный курс можно посетить первое бесплатное занятие и оценить профессионализм сотрудников. Занятия проходят как в индивидуальной, так и групповой форме. Когда начинающий художник окончит курсы, ему выдается специальный сертификат, который доказывает полученные навыки. Возможно, запись на курсы в нашей студии станет первым шагом к познанию тайн и глубин художества.

У каждого художника существует на полке множество книг по анатомии, но не все детально изучили все особенности и детали, на это у них просто не хватает времени и сил. Фигура человека всегда оставалась популярной среди современных мастеров. Но стоит не просто срисовывать его структуру, а четко понимать все особенности форм и деталей, чтобы правильно изобразить эту конструкцию.

Пластическая анатомия головы человека помогает изучить всю структуру и закономерности рисования человеческого тела. Может ли начинающий художник самостоятельно научится всем нюансам этой науки? Это достаточно тяжело, ведь необходимо не просто рисовать вслепую, а понимать все сложности живой фигуры и движущейся формы. Специалисты нашей студии помогут по – достоинству изучить все особенности этой непростой науки и уже вскоре вы сможете рисовать настоящие шедевры.


Какие главные особенности этой науки?

Пластическая анатомия головы человека имеет тесную связь с изобразительным искусством. Если художник полностью поймет и изучит ее характеристики, тогда он сможет понять внутреннее устройство человека и его особенности. В арт студии рисования профессиональные мастера смогут поэтапно изучить и понимать структуру человеческого тела. Можно отмечаются основные методики, по которым будет происходить изучение анатомии человека:

Все уроки, которые существуют в нашей студии, основаны для начинающих художников. Преподаватели уделяют особое внимание строение костей и конструктивному их соединению. Мы сможем научить понимать и чувствовать многообразие движений тела.

Основные преимущества нашей студии рисования

Полностью понять всю конструкцию и особенности человеческого тела художнику непросто, поэтому помощь специалистов просто необходима. Преподаватели нашей студии смогут своим ученикам большой опыт и и сделают уроки увлекательными и запоминающимися. Но многие задают вопрос, почему стоит обращаться именно в нашу студию? Многие предпочитают изучать образовательное искусство именно у нас, ведь мы предлагаем нашим ученикам следующие преимущества:

  • К каждому ученику осуществляется индивидуальный подход. Программа разработана нашей студией, является авторской, поэтому она отличается от курса занятий на других курсах. Именно мы сможем сделать из любого дилетанта настоящего мастера;
  • Уроки в нашей студии, это не скучные лекции с большим количеством непонятных терминов и подробностей. В основном занятия основываются на практике, рисованию на холстах, также у нас можно найти себе друзей по интересам;
  • Мы сможем обучить мастерству людей любого возраста, и даже если у них совсем нет практикующих навыков;
  • В помещение, где проводятся занятия, создана уютная атмосфера и создана творческая атмосфера. Студия находится в удобном расположении возле метро, поэтому туда тяжело добраться.


Хотите обучиться этому мастерству быстро, необходимо обращаться в нашу студии, где настоящие профессионалы помогут изучить все нюансы и элементы, которые помогут стать мастерами в живописи. Чтобы понять профессионализм наших сотрудников, можно записаться на бесплатный урок и увидеть творческую атмосферу и уют нашей студии и полюбить и понять все ее прелести. После прохождения полного курса, каждый выпускник получит сертификат, который свидетельствует о его профессионализме. Запишитесь в нашу студию и сделайте первый шаг к своей мечте стать профессиональным и опытным художником.

Изображать человека – важнейшая задача художника. Для того, чтобы научиться принципам реалистичного рисунка, стоит изучить наш курс пластическая анатомия для начинающих. Нужно не только воспринимать то, что на поверхности и просто копировать формы, а знать закономерности внутреннего строения, понимать, как это влияет на пластику.

  • Изучение пропорций – современные художники придерживаются эстетических канонов, которые считают единицей измерения тела высоту головы: длина должна равняться 8 отрезкам, которые соответствуют высоте головы;
  • Ракурсы и перспектива – без понимания этих базовых определений невозможно грамотно выполнить изображение;
  • Половые и возрастные характеристики;
  • Эмоции и мимика – изучая мимические мышцы и их связь с тканями лица и кожей можно правильно выразить эмоции в рисунке.


Программа курса

Пластическая анатомия для начинающих – это уроки по освоению художественной анатомии из серии «академический рисунок». Участники курса получат практические навыки о изображении, различных трансформациях формы, анализе и моделировании. А также:

Рисование - особый вид искусства, который является отличительной особенностью людей с тонким восприятием мира. Все великие и непризнанные художники были возвышенными людьми, они отличались от своих соотечественников, будто пришли в наш мир из другой эпохи.

Рисование развивает внутри нас чувство прекрасного. Это особая форма медитации, позволяющая раскрыть себя изнутри. При занятиях рисованием нормализуются все внутренние процессы человека, уходят страхи и тревоги. Чистый холст бумаги и карандаш одним своим видом заставляют депрессию исчезнуть.

Люди часто недооценивают пользу от рисования. Рисующий человек менее подвержен стрессам, более спокоен и уравновешен.

Если вы:

  • часто подвергаетесь стрессам;
  • испытываете тревоги и страхи;
  • чувствуете себя нереализованным и неудовлетворённым;
  • испытываете подавленность;
  • чувствуете необходимость духовно расти и развиваться;
  • одиноки;
  • вам не хватает душевного тепла;

значит, вам стоит начать рисовать .

Обучение рисованию детей и взрослых в Москве

Рисование - волшебный мир, который так любят дети. Взрослые, которые берутся за кисть, могут на несколько часов перестать быть взрослыми, и снова погрузиться в детство. Детство ни куда не уходит. Оно всегда живёт внутри вас. Этот секрет известен всем, кто с помощью карандаша или кисти создаёт прекрасное.

Помните: гениями не рождаются, ими становятся. Не важно, сколько вам лет, арт-студия Матита поможет вам научиться рисовать. Не имеет значения, как вы рисуете сейчас, важен сам процесс. Рисование необходимо каждому человеку! Специалисты лишь помогут отточить ваши навыки, научат создавать шедевры лёгким взмахом руки.

Арт-студия Матита работает в различных направлениях

  • Курс по изучению академического рисунка позволит вам освоить основы изобразительного рисунка.
  • Курс карандашной графики подарит навыки рисования настоящих шедевров чёрно-белого мира;
  • Мастер-класс масляного рисунка приобщит к миру живописи и ярких красок.
  • Курс по художественной анатомии научит оживлять людей на ваших рисунках;
  • Курс по рисованию цветными карандашами позволит создавать реалистичные картины и образы;
  • Курс по освоению техники эбру научит создавать шедевры на воде.

Пройдя курс рисования однажды, навыки остаются с вами навсегда. Человек может годами не притрагиваться к карандашу, а потом, случайно взяв его в руку, нарисовать настоящий шедевр. Студия Матита не просто даёт уроки, мастера дарят нашим воспитанникам ключ от потаённой двери, открыв которую, попадаешь в новый мир. В нём можно укрыться от хлопот и проблем. В нём всегда тепло и уютно.

Арт-студия Матита знаменита своими мастерами. Здесь работа только лучшие специалисты, великие мастера. Они обучат вас навыками изобразительного искусства за короткое время, поделятся самыми сокровенными секретами именитых художников.

Художник - это не профессия, а призвание. Но ни что не мешает превратить любимое дело в профессию, которая будет приносить ежедневно не только радость, но и стабильный доход.

Только в арт-студии Матита можно за короткое время овладеть практическими навыками, позволяющими перемещать картинки из вашей души на бумагу. Здесь используют особую методику обучения рисованию, которая отличается от общепринятых. Мастера студии работают с каждым индивидуально. Не существует людей, неспособных видеть прекрасное, как не существует людей, неспособных рисовать.

Откройте в себе новый мир!

«Нужно меньше говорить и больше рисовать. Что до меня, так я и вовсе хотел бы отказаться от речи и, как заведено в живой природе, выражать все, что хочу сказать, картинками».

©Гёте



Курс рисования анатомии человека

Изображать человека – важнейшая задача художника. Для того, чтобы научиться принципам реалистичного рисунка, стоит изучить основы пластической анатомии. Нужно не только воспринимать то, что на поверхности и просто копировать формы, а знать закономерности внутреннего строения, понимать, как это влияет на пластику.

Что изучает пластическая анатомия?

Изучение пластической анатомии начинается с понимания того, что образует внешний вид человека: его скелет и мышцы, вникает в детали и основные движения, пропорции. А также занимается освоением метода изображения фигуры исходя из анатомических основ:

  • Строения скелета – он состоит из костей, которых более 200, они скреплены соединительной тканью. Скелет выполняет различные функции, которые условно подразделяют на несколько групп: механические и биологические;
  • Видов суставов – так как сустав влияет на внешнюю форму тела, важно знать его строение и видимые части;
  • Мышечной массы – которая образует основу и изменяет форму фигуры при сокращении или расслаблении.

Понимая, как устроено тело можно понять, как костная или мышечная система влияет на пластику и форму.

Основные разделы пластической анатомии

В пластической анатомии пристальное внимание уделяется видимым формам, движениям тела и его отдельным частям, что очень важно для художника. Значимое место занимают вопросы, которые не охватывают разделы медицинской анатомии:



Основное место в занятиях по изучению пластической анатомии занимает изучение конструктивных схем, которые представляют основу для запоминания строения человека и удобны в применении на практике.

Последовательное изучение всех базовых разделов станет фундаментом для развития личности художника и его профессиональных навыков.

Программа курса


Основы пластической анатомии – это уроки по освоению художественной анатомии из серии «академический рисунок». Участники курса получат практические навыки о изображении, различных трансформациях формы, анализе и моделировании. А также:

  • Научатся определять основные пропорции человеческого тела и делать наброски фигур;
  • Познакомятся с анатомическими особенностями строения черепа и лицевых мышц;
  • Научатся изображать костную структуру головы и ее мускулатуру;
  • Изучат анатомическое строение торса;
  • Смогут изобразить костную структуру и мускулатуру торса.
  • Изучат анатомию конечностей, сделают зарисовки и изображение;
  • А также узнают, что такое композиция ракурсов и светотеневая проработка.

Преподавательский состав арт-студии – это молодые и творчески одаренные художники, постоянно практикующие и достигшие определенных результатов в своем творчестве.

Записываясь на курс, можно сначала посетить первое пробное занятие, которое поможет принять окончательное решение пройти весь курс. Занятия проходят как в индивидуальной форме, так и в групповой. По окончанию курса выдается сертификат о его прохождении. Оставьте заявку или позвоните – и возможно любовь к рисованию станет профессией и делом всей жизни.


Рисование – это настоящее творение. Нужно ли художнику знать анатомию? Ответ простой, конечно, нужно. Ведь каждое искусство основывается на науку. Человек всегда был и остается в поле зрения художника, а именно пластическая анатомия человека помогает понять особенности его тела. Можно ли самостоятельно изучить эту науку? Это достаточно сложно, ведь нужно не просто срисовывать выпуклости, а полностью понимать и осознавать все сложность этой живой и движущейся формы. Поэтому наша студия рисования к вашим услугам. Специалисты помогут изучить эту непростую науку, и вскоре ваши первые шедевры будут радовать всех окружающих.

Главные особенности науки пластической анатомиии

Пластическая анатомия человека – полностью связана с изобретательным искусством. Изучив ее художнику, предоставляется полное представление о внутреннем устройстве человека и его особенности. В нашей студии специалисты будут вести уроки, изучая начинающего художника поэтапно изучать структуру человека. Можно выделить следующие этапы, по которым необходимо изучать анатомию человека:

  • Анатомия шеи и головы – здесь нужно уделять главное внимание особенностям черепа. Сам череп необходимо рассматривать как две части, в виде мозгового черепа, а также большую роль здесь играет лобная кость;
  • Мышцы головы – они распределяются на мимические и жевательные. Жевательная мышца хорошо видна при жевании. А вот мимическая мышца обладает особенностью сокращаться вместе с другими, это способствует большому богатству выражений и разных эмоций;
  • Мышцы шеи – она определяется такими образованиями, как грудиноключичнососцевидной и трапециевидной мышцами. Они образуют ее форму, это нужно помнить при рисовании;
  • Анатомия уха, глаза и носа – они имеют большое значение для художника. У каждого человека их пластическая анатомия достаточно разная, поэтому нужно внимательно проследить за их особенностями и точно передать форму.

Уроки, которые предлагаются нашей студией рисования, основаны для начинающих художников. В них особое внимание уделяется строению костей, и механике их сочленений. Мы обучим вас понимать и осознавать великое многообразие движений тела.


Почему стоит обращаться именно в нашу студию?

Изучить анатомию человека достаточно сложно, поэтому начинающему художнику понадобиться помощь специалистов. Наши специалисты имеют большой опыт в искусстве и могут похвастаться многими личными шедеврами. Они передадут вам свой опыт и сделают уроки познавательными и интересными. Почему именно наша студия? Каждый, кто обращается к нам, получает следующие преимущества:

Если вы хотите научиться пластической анатомии человека быстро и легко, тогда обращайтесь в нашу школу и специалисты быстро сделают из вас профи. Записывайтесь на пробный бесплатный урок, и наша неординарная и творческая атмосфера удивит вас.


Московская художественная студия «Матита» учит создавать карандашный портрет, академический рисунок, картину маслом за три часа с нуля. Трудно поверить в то, что для этого не нужно иметь первоначальных навыков, знать, способностей к рисованию, таланта. 70% студентов создают свой первый карандашный портрет уже после первого пробного занятия, поражая результатами близких.

Обучение созданию персонажей в играх

Здесь главенствует принцип, что рисовать могут все. Это не просто слова. Школа доказывает работами талантливых преподавателей и студентов, что стать художником может каждый, потому что это свойственно человеку.

Нужно просто поверить в свои силы и открыть для себя способности к рисованию. Студенты овладевают авторской техникой штриховки, позволяющей самостоятельно создавать не только портреты, но любой реалистический рисунок.

Для кого открыта студия:

  1. для желающих раствориться в творческой атмосфере, отдохнуть душой в мире искусства.
  2. желающих овладеть увлекательным хобби.
  3. желающих стать дизайнерами и создавать собственные интерьеры.
  4. создающих творческие эксклюзивные подарки близким своими руками.
  5. владеющих техникой рисунка для выхода на более высокий уровень творческого роста.
  6. для начинающих.
  7. для вернувшихся в живопись из детского увлечения.



Первое занятие – путевка в жизнь

Каждый студент, ставший участником курса карандашного портрета и академического рисунка – это создатель персонажей. Под его рукой рождается реальный образ. Родители, чьи дети склонны к рисованию, дайте им пройти пробное тестирование и развить талант художника. Достаточно позвонить на сайт студии, чтобы получить исчерпывающие ответы на все вопросы по приему на курсы студии (карандашного, академического рисунка, других видов живописи).

Методика обучения увлекает студентов своей демократичностью, творческой свободой общения с талантливыми преподавателями, результатами их личного творчества, победами на различных конкурсах. Здесь период становления проходят люди самых различных возрастов. Для истинного таланта возраст не имеет значения. Занятия строятся по-разному: бывают индивидуальными, групповыми, а также коллективными. Проводят их по определенной методике:

  1. Студенты получают специальные фотографии различной тематики и уровня трудности.
  2. Под руководством преподавателя студенты осваивают авторскую технику штриховки.
  3. Работа длится 3 часа. На листе бумаге за этот период создатель персонажей воплощает новую жизнь.


Для многих студентов рисунок стал увлечением всей жизни. Новости сайта компании отражают достижения своих преподавателей и студентов. Школа имеет хорошую материальную базу, здесь есть все, что может понадобиться юному художнику для работы. Расписание занятий позволяет сочетать занятия с учебой, работой, поскольку они идут с утра до вечера, утром и вечером. Допускается свободное посещение без ущерба для занятий. На сайте компании размещены все виды ее адресов и телефонов. Достаточно сделать один клик, чтобы войти в храм искусства, которому увлеченные художники отдают все свои помыслы. А увлечься здесь не мудрено. Страницы сайта – это выставочный зал, по которому приятно ходить, знакомясь с шедеврами их создателей.

Преподаватели вдохновляют заниматься серьезной живописью через привитие своим последователям высокого эстетического вкуса и стремления к художественному творчеству. На сайте много отзывов бывших курсантов, с которыми можно ознакомиться. Звоните нам! Мы рады видеть новое пополнение талантливых, заинтересованных людей.

О пластической анатомии для художников

О понятии

Само понятие пластическая анатомия для художников подразумевает обучение принципам реалистического рисунка. Вначале изучают основы. Вы научитесь обрисовывать контуры, слепому копированию, затем необходимо будет научиться глубокому изображению.

Об анатомическом строении руки человека

Если речь идет о прорисовывании руки, то целесообразно учитывать ее строение, важно знать расположение мышц.

На форму руки оказывают влияние мышцы и форма костей – это также следует учитывать при рисовании.

Если речь идет о прорисовке мускулатуры женских рук, то она должна быть более миниатюрной, утонченной.

Также нужно учитывать, что есть жилистые и худощавые люди, у них мышцы определенно будут разными.

К примеру, необходимо научиться рисовать кисть. Вначале учитель расскажет о том, как рисуется общий контур, об основных приемах, о траектории, характере движения, о ракурсах.

При помощи пластической анатомии можно узнать секреты красоты, передать сложность движущейся фигуры, части тела. Отметим, что пластическая анатомия для художников позволяет получить полное понимание внутреннего устройства тела человека, определить внешние очертания.

Анатомическое строение головы

Если речь идет о прорисовке мышц головы, то также следует учитывать те мышцы, которые должны быть отчетливо видны. Как пример, во время жевания должна отчетливо просматриваться височная мышца.

В художественной студии «сайт» можно научиться урокам художественной анатомии. На сайте можно легко записаться на первое занятие. Если оставить заявку, то, оплатив полный курс, можно получить скидку в размере 1000 рублей.

К примеру, на первом занятии вас научат рисовать пропорции человеческого тела, вы сможете рисовать наброски фигур человека.

На втором занятии можно будет узнать о том, как рисовать голову человека. На третьем занятии можно будет узнать о том, как нарисовать череп, нарисовать череп в ракурсе. Не менее увлекательны и остальные уроки в художественной школе.

Курс по рисованию тела человека

При помощи пластической анатомии художник не только изучит основы строения тела, у него получится придать человеку зрительное движение, добавить ему пластики, формы.

При помощи курса пластической анатомии можно узнать о расположении ключевых групп мышц, об отложениях жира, о скелетной структуре тела. Все это оказывает влияние на форму.

Человек, прошедший курс пластической анатомии, научится рисовать позвоночник, грудную клетку, таз, мужские и женские скелеты, мышцы, которые влияют на движение конечностей.

Также на уроках будет уделено внимание мышцам лица, которые влияют на его движение.

Прорисовывая мышцы шеи можно нарисовать человека, который поворачивает голову в другую сторону, или нарисовать человека, который смотрит влево, при этом у него будет сокращаться грудино-ключично-сосцевидная мышца.

Вы можете также записаться на следующие занятия:

  • курс академического рисунка;
  • мастер-класс по масляной живописи;
  • курс по рисованию цветными карандашами;
  • курс карандашной графики.

Важно знать местонахождение суставов – это позволит на рисунке грамотно отобразить руку в любом положении. Ведь, к примеру, согнув руку, нужно будет отчетливо изобразить наружный мыщелок.

Для повтора формы мышц используют штриховку. Она является важным техническим моментом рисунка. Также учителя научат видеть светотени, полутени на отдельных мышцах, на всей руке.

Общая продолжительность курса составляет 5 месяцев или 160 академических часов. Вы можете рассчитывать на следующее:

  • индивидуальный подход;
  • каждое занятие длится 3 часа;
  • в месяц 8 занятий;
  • профессиональные преподаватели;
  • эффективная программа по обучению;
  • занятия проходят в творческой атмосфере.

Записавшись на курс в художественной студии «сайт», вы научитесь рисовать строение тела, мышц, досконально прорисовывать череп, женскую, мужскую фигуру.


Посетителей в студию «Матiта» привлекает вывеска: «Рисовать может каждый». Это своеобразное кредо педагогического коллектива, вселяющее в учеников веру в будущее настоящего художника. Возраст для участников курсов не имеет никакого значения.

Детям, подросткам, взрослым, имеющим стремление к рисованию, студия поможет разбудить творческие способности. Достаточно одного клика, чтобы начать путь в великое искусство. Позвоните нам. Оставьте заявку. Работники студии свяжутся с вами по телефону.

Курс рисования по пластической анатомии человека

Педагогический коллектив студии – команда молодых творческих художников. Все практики, известные творческими достижениями, талантливые от Бога. На занятиях – атмосфера творческого подъема. Учителя и ученики трудятся вместе над созданием произведений искусства. Работают группы, изучающие различные курсы:

  1. Рисование цветными карандашами, которому учат с нуля, независимо от наличия навыков.
  2. Нетрадиционный курс по обучению масляной живописи, созданию картины маслом за три часа;
  3. Обучение карандашной графике по рисованию реалистических портретов.
  4. Изучение основ академического рисунка.
  5. Обучение основам пластической (художественной) анатомии человека.

Кто может записаться на курс по художественной анатомии

Принять участие на курсах может любой человек, независимо от возраста, половой принадлежности. Для этого ему не нужно ничего знать о предмете курса, не нужно иметь начальных навыков в рисовании.

Особенности предмета

Что представляет собой пластическая анатомия человека. Это учебная дисциплина для художников. Она не изучает внутреннее состояние человека само по себе. Для художника важна взаимосвязь внутреннего и внешнего состояния человека в статике и динамике видимых очертаний его тела. Здесь особо важны динамические изменения фигуры в различных позах:

  • изменение рельефа фигуры под воздействием тяжести;
  • при расслабленном состоянии мышц.

Отличие от медицинской анатомии

Пластическая анатомия отличается от медицинской предметом изучения. Она имеет собственное направление и понятийный аппарат. Сюда входят такие понятия, как:

  • выражение эмоций через мимику;
  • пропорции топографические («опорные») или «опознавательные» точки фигуры.
  • ракурсы и перспективы расовых, половых, возрастных особенностей и влияния внешней среды;

Практическое значение конструктивных схем

Ведущее место в курсе принадлежит конструктивным схемам:

  • мимика и физиогномика;
  • сравнительная пластическая анатомия человека и животного;
  • комплексная схема фигуры (построение ракурса, движение);
  • комплексные схемы мышц нижних и верхних конечностей;
  • схемы торса;
  • опорные точки пропорции;
  • мышцы шеи;
  • мышцы головы.

Именно они составляют основу применения теоретических навыков на практике.

Единство теории и практики

В базовом курсе может принимают участие все желающие, поскольку подготовки для этого не нужно. Курс предваряет занятия с натурой. Его целью являются знания о фигуре человека. Для этого необходимо сформировать практические навыки:

  • изображения;
  • трансформации формы;
  • анализа;
  • моделирования;

Участники курсов получают базовые представления:

  • о визуализации объекта;
  • знания базовых проекций;
  • усвоят методику описания формы при помощи математики;
  • получат понятие о пропорциях, формах, структуре, человеческой фигуры.

Именно этот курс становится фундаментом, на котором способна вырасти и развиться творческая личность. Курс основан на давних традициях преподавания в исторической ретроспекции.



Наши преимущества

Студия приглашает всех желающих на пробные занятия, где можно протестировать свои возможности. Все вопросы можно задать через сайт. Здесь же желающие найдут бланки заявок на принятие в студию. Сайт демонстрирует информацию о работе студии, лучшие работы участников курсов, доступные к просмотру, отзывы выпускников. Мы предлагаем:

  1. Лекционных форм занятий нет: теория постигает вперемешку с практикой.
  2. Практические навыки обретаются в форме свободного общения с педагогами.
  3. Влияние преподавателей на формирование личности юных художников осуществляется в свободном общении.
  4. Приемлемы все формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные занятия.
  5. Отсева учащихся нет.
  6. Есть факты, когда детское увлечение стало делом всей жизни.
  7. Студия выдает выпускникам документы о завершении курсов.


Технику изображения человеческого тела изучает художествнная анатомия. Без знания этой науки не может быть настоящего художника. Теме посвящено огромное количество научных трудов ведущих преподавателей художественных школ. Их наглядные пособия этих – шедевры гениальных художников. Сегодня существуют художественные студии, формирующие на основе данной науки собственные авторские программы техники рисунка, отражающие современные подходы к изображению человеческого тела. Среди них – наиболее популярная в этом направлении Московская студия «Матита»

Особенности обучения художественной анатомии

Преподаватели школы – известные художники, влюбленные в свое дело. Их оригинальная методика рассчитана на любого человека, желающего научиться технике рисунка:

  1. Они не просто своими произведениями украшают мир, но стремятся приобщить к искусству изображения красоты и гармонии человеческого тела людей любого возраста.
  2. Их студенты – целеустремленные начинающие художники.
  3. Изучается художественная анатомия нетрадиционными методами лекций.
  4. Она становится достоянием студентов капля за каплей, в процессе создания собственной картины.
  5. Теория и практика рисунка слиты воедино на всех этапах работы.

Вот почему столько благодарных отзывов звучит в адрес преподавателей. Студенты с головой уходят в творческий процесс. Они узнают все из уст квалифицированных единомышленников:

  1. Преподаватель тонко руководит техникой рисунка.
  2. На рабочем полотне зарождается новая жизнь, шедевр, создаваемый людьми, которые еще вчера не имели представления о технике штриховки.
  3. Суть данного курса научить рисовать любого человека, не имеющего первоначальных навыков.
  4. Это достигается при помощи усвоения авторской техники штриховки.

С нами можно научиться живописи

Уверенность преподавателей в том, что рисовать умеет каждый, гармонично переходит к подсознанию студентов. Выставочный зал школы является красноречивым свидетельством этого. Зайдите на сайт компании, где представлен целый мир работ высокой художественной ценности. Это не только профессиональные работы преподавателей. Это картины начинающих художников, которые сумели воплотить в рисунке собственные взгляды. Студия создала для этого все условия:

  1. Занятия проходят по гибкому расписанию. Оно удобно для учащихся и работающих.
  2. Творческая лаборатория начинающих художников оснащена всеми необходимыми атрибутами для создания рисунка.
  3. Начать обучение можно с пробного занятия, на котором поступающие осваивают предлагаемую методику.
  4. Идея автора способна увлечь без подготовительных этапов.

Случаев ухода после пробных работ не зафиксировано. На сайте можно увидеть готовые талантливые работы, выполненные на подготовительном занятии. Их исполнили не художники, а люди, пришедшие впервые, чтобы проверить свои силы.


Особенно высокую ценность имеет студия для детей, имеющих стремление к рисованию. Они способны увлечься творческим процессом и сделать его целью всей жизни. Сегодня занятость детей по-настоящему полезными увлечениями чрезвычайно актуальна. Она способна отвлечь малышей и подростков от бессодержательных и опасных игр, предлагаемых современной информационной техникой.

Студия дает детям и подросткам путеводную нить к развитию способностей, зарождению истинного таланта, раскрытию лучших черт характера, становлению творческой личности. Связаться со школой можно через сайт. Одного клика достаточно, чтобы перейти в гармоничный мир высокого творчества. Студия рада встрече с вами.

Нужно ли художнику изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как это ни покажется странным, всякое искусство основывается на науке. Мог ли, например, средневековый зодчий создать такое чудо, как готический собор, не опираясь на свод фундаментальных и разнообразных знаний, удивительных для того времени? А музыка – и композитору, и скрипачу, и пианисту, и певцу нужно много лет тщательнейшим образом изучать такие науки, как теория музыки, гармония, контрапункт, полифония.

Рис. 1. Общий вид головы.Рис. 2.

К рис. 2: 1. Височный гребень, 2. Височная кость, 3. Носовая кость, 4. Клиновидная кость, 5. Грушевидное отверстие, 6. Тело нижнечелюстной кости, 7. Ключицы, 8. Первое ребро, 9. Седьмой шейный позвонок, 10. Подбородочное возвышение, 11. Верхнечелюстная кость, 12. Скуловая кость, 13. Надглазничный край лобной кости, 14. Надбровная дуга, 15. Лобная кость, 16. Лобный бугор, 17. Сосцевидный отросток.

Человек был и остается в центре внимания художника, и вот именно пластическая анатомия помогает познать, понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы.

Надо учиться не слепо срисовывать какие-то там выпуклости, бугры, а рисовать форму, строить ее конструкцию, разгадывая содержание. Вспомним слова Михаила Александровича Врубеля: «Вдохновение... все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника».

Пластическая анатомия – тесно связанная с изобразительным искусством наука, которая дает представление о внутреннем устройстве тела человека, определяющем его внешние формы.

Беседы, которые мы вам предлагаем, рассчитаны на начинающих художников. В них основное внимание уделено наиболее существенным сведениям о строении костей и механике их сочленений, допускающих такое великое многообразие движений тела, и о двигателе костного аппарата – мышцах.

Анатомия головы и шеи

Череп

Характер головы каждого человека обуславливается особенностями строения формы его черепа.

Череп надо рассматривать состоящим как бы из двух частей. Одна из них – вместилище головного мозга, называется мозговым черепом , а другая, которая служит опорой для органов зрения, обоняния и вкуса, носит название лицевой.


Рис. 3.

1. Височный гребень, 2. Клиновидная кость, 3. Височная кость, 4. Затылочная кость, 4 1 . Лямдовидный шов, 5. Скуловой отросток височной кости, 6. Слуховой проход, 7. Сосцевидный отросток височной кости, 8. Суставной отросток нижнечелюстной кости, 9. Тело нижнечелюстной кости, 10. Венечный отросток нижнечелюстной кости, 11. Височный отросток скуловой кости, 12. Носовая кость, 13. Венечный шов, 14. Теменная кость.

Рассмотрим сначала крупные кости, образующие мозговую часть черепа, парные и непарные. Это лобная кость, две теменные, затылочная и две височные кости . Они связаны между собой так называемыми швами, которые имеют сложный рисунок. Лобная кость с теменными – венечным швом . Сзади теменные кости соединены с затылочной костью лямбдовидным швом , а между собой посредине черепа стреловидным швом .

Форму лицевого черепа определяют две верхнечелюстные кости ; две скуловые , непарная нижнечелюстная кость и две носовые кости .

Есть еще несколько небольших костей, на форму головы особенно не влияющих, назовем только клиновидную , она образует наружную стенку глазницы и выступает как бы клином наружу в височной ямке между лобной и височной костями. На профильном рисунке черепа эта кость хорошо видна.

И наконец, упомянем подъязычную кость , расположенную как бы в подвешенном состоянии в области шеи. К ней крепятся такие органы, как язык, гортань, некоторые мышцы шеи. С костями нижней поверхности черепа эта подъязычная кость соединяется связками и мышцами.

Большую роль для пластики головы имеет лобная кость . При фронтальном расположении головы она занимает примерно третью часть по высоте, и поскольку покрыта лишь тонким слоем мускулов, формы ее отчетливо проступают наружу. Слева и справа от средней линии имеются выпуклости – лобные бугры , а под каждым из них надбровные дуги . Нижнее, относительно острое завершение их образует верхнюю границу глазных впадин и называется надглазничным краем лобной кости. Углубление между надбровными дугами называется надпереносьем , кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, который соединяет лобную кость со скуловой, а продолжаясь кверху, скуловой отросток переходит в гребень , острые боковые грани лобной кости – в височную линию , ограничивающую височную впадину .

Височная впадина заполнена двумя костями: уже упомянутой клиновидной и височной , которую, как и все крупные кости верхней части черепа, можно легко прощупать под кожей. Височная кость связана сзади с затылочной костью , сверху с теменной и спереди с клиновидной и скуловой. Сзади, внизу на височной кости расположен сосцевидный отросток .

Лицевую часть черепа , ее пластику определяют прежде всего такие сложные по форме кости, как скуловые, верхнечелюстные и непарная нижнечелюстная.

Скуловую кость можно легко просматривать на всем протяжении. Она образует наружный и нижний край глазницы, а ее височный отросток со скуловым отростком височной кости образует таким образом скуловую дугу , которая также хорошо видна, значительно влияя на форму головы.

Верхнечелюстная кость . Ее лобный отросток соединен наверху с лобной костью и с небольшими, но существенными с точки зрения формы носовыми костями . (Они-то, собственно, и решают форму носа.) Спереди, как бы обходя грушевидное отверстие черепа, она связана со своей парной костью другой половины черепа и образует переднюю носовую ость, которая четко выступает в нижней части грушевидного отверстия, ведущего в носовую полость. Нижняя часть верхнечелюстной кости переходит в луночковый отросток, на нем расположены зубные лунки.

И наконец, последняя крупная кость черепа – непарная нижнечелюстная . Она завершает череп в нижней его части, и, естественно, ее величина и форма играют большую роль в пластике головы. Кость можно прощупать на всем протяжении, она имеет две ветви – правую и левую, которые почти под прямым углом уходят вверх и заканчиваются двумя отростками – суставным и венечным . Суставной отросток, расположенный сзади, венчает суставная головка, при открывании рта она продвигается вперед, выходя на суставный бугорок височной кости. Венечный отросток, находясь с внутренней стороны скуловой дуги, служит местом прикрепления височной мышцы.

Нижнечелюстная кость имеет шестнадцать зубных лунок, а верхнечелюстные кости по восемь каждая.

Высота головы имеет большое значение при определении пропорций: она составляет одну восьмую длины тела. Не следует, однако, забывать и об отклонениях от этого канона: высота черепа может укладываться в длине тела и 7,5–7 раз и даже менее, чем ниже рост человека, тем относительно больше его голова.

И наконец, последнее, что остается сказать, это о шее. Здесь надо пока ограничиться знанием, что череп связан со скелетом всего тела шейным отделом позвоночника, состоящим из семи шейных позвонков. Запомним для начала самый нижний – седьмой . На обнаженной шее он проступает отчетливо, и при рисовании играет роль ориентира.

Мышци головы

Мышцы головы имеют две основные функции, по которым они подразделяются на мимические и жевательные .

Эти основные функции и определяют их характер: при относительной слабости и нежности мимических мышц жевательные значительно мощнее и расположены по сторонам головы.


Рис. 4.

1. Височная мышца, 2. Жевательная мышца, 3. Двубрюшная мышца, ее заднее брюшко, 4. грудиноключичнососцевидная мышца, 5. Трапециевидная мышца, 6. Подъязычнолопаточная мышца, 7. Ключичная и грудинная порции грудиноключичнососцевидной мышцы, 8. Гортанное возвышение, 9. Треугольная мышца, 10. Мышца трубачей, 11. Скуловая мышца, 12. Носовые хрящи, 13. Квадратная мышца верхней губы, 14. Носовая мышца, 15. Круговая мышца глаза, 16. Лобная мышца, 17. Подъязычная кость, 18. Двубрюшная мышца, ее переднее брюшко.

Височная мышца хорошо заметна для глаза во время жевания. Она расположена в височной ямке, крепясь в верхней своей части к височному гребню, а в нижней к венечному отростку нижнечелюстной кости. Ее функция – поднимать нижнечелюстную кость и закрывать рот.

Собственно жевательная мышца крепится в верхней своей части к скуловой кости и к скуловой дуге, а внизу к нижнечелюстной кости, заполняя ее угол. Эта мышца так же хорошо просматривается при жевании. Она поднимает нижнечелюстную кость, смыкает зубы.

Мимические мышцы при своем сокращении осуществляют то, что мы называем мимикой – отражение эмоционального состояния посредством воздействия на всю кожу лица.

Располагаясь в верхней, средней и нижней частях лица, мимические мышцы делятся соответственно на три группы.

Прежде всего это лобная мышца . Вверху она крепится к сухожильному шлему , который облегает всю верхнюю часть черепа, а внизу к коже в области бровей, которые она и поднимает вместе с кожей, что является ее функцией. У внутреннего конца бровей, прикрепляясь одним концом к их коже, а другим к кости, бровная мышца сближает брови, образуя вертикальную складку.

Покрывая собой глазницу, круговая мышца глаза смыкает глазную щель и спускает брови.

Круговая мышца рта плотно смыкает ротовую щель, а вот открывание рта осуществляет большее количество мышц: скуловая мышца, мышца смеха, квадратная мышца верхней губы, квадратная мышца нижней губы, треугольная мышца, мышца трубачей .

Характерная особенность мимических мышц – они имеют свойство сокращаться не только самостоятельно, но и совместно с другими, что способствует чрезвычайному богатству пластического выражения эмоций на лице человека: неудовольствие, гнев, презрение, плач, смех, веселье, радость, удовольствие и т. д.

Мышци шеи

Форму шеи прежде всего определяет грудино-ключичнососцевидная мышца , получившая свое столь сложное название от мест прикрепления: вверху она крепится к сосцевидному отростку височной кости черепа, который уже упоминался в описании костей черепа. От сосцевидного отростка она направляется вниз и вперед, прикрепляясь двумя своими головками к ключице и грудине, грудной кости. Мышца хорошо видна на всем своем протяжении и в значительной степени определяет пластику шеи. Если смотреть на шею спереди, то внутренние порции, головки этой мышцы, крепясь к грудной кости, образуют всегда заметную так называемую яремную ямку . (При рисовании шеи яремная ямка, так же как и выступ седьмого шейного позвонка , позволяет правильно строить основание цилиндра шеи, именно их взаиморасположение и служит ориентиром.) Функция этой мышцы: при сокращении одного мускула он наклоняет голову в свою сторону, поворачивая лицо в противоположную. (У человека, смотрящего вправо, сокращается левая грудиноключичнососцевидная мышца.) При одновременном сокращении обоих мускулов происходит пригибание шеи к груди.


Рис. 5.

1. Лобная мышца, 2. Височная мышца, 3. Круговая мышца глаза, 4. Квадратная мышца верхней губы, 5. Скуловая мышца, 6. Мышца трубачей, 7. Мышца смеха, 8. Жевательная мышца, 9. Треугольная мышца, 10. Квадратная мышца нижней губы, 11. Грудиноключичнососцевидная мышца, 12. Гортанное возвышение, 13. Круговая мышца рта, 14. Трапециевидная мышца, 15. Яремная ямка, 16. Грудинная порция, 17. Ключичная порция грудиноключичнососцевидной мышцы, 18. Большая надключичная ямка, 19. Собачья мышца.

Продолжая рассматривать шею спереди, упомянем следующие образования: подъязычную кость (незаметную для глаза, ее можно только прощупать), а затем, еще ниже, гортань (щитовидный хрящ) , которая, наоборот, очень хорошо просматривается, образуя на передней поверхности шеи так называемое гортанное возвышение , сильно проступающее наружу у худых и пожилых людей.

К подъязычной кости крепится ряд мышц, оттягивающих ее вверх и вниз. При глотании эта кость поднимается вверх, увлекая за собой и гортанные хрящи, что легко заметно для глаза. Поднимают же подъязычную кость такие мышцы, как двубрюшная , имеющая две порции: нижней своей частью обе они крепятся к подъязычной кости, а верхними концами одна порция к сосцевидному отростку, а другая к нижнечелюстной кости. Опускают же подъязычную кость мышцы, идущие от нее вниз к грудине и лопатке.

При рассматривании шеи сбоку сразу бросается в глаза большая масса трапециевидной мышцы , охватывающей шею сзади и идущей от черепа вниз. Отметим, что впадина, ограниченная сзади трапециевидной мышцей, внизу ключицей, а спереди грудиноключичнососцевидной мышцей, называется большой надключичной ямкой .

Итак, пластическая анатомия шеи определяется заметными для глаза анатомическими образованиями: грудиноключичнососцевидной и трапециевидной мышцами, седьмым шейным позвонком, большой надключичной ямкой, яремной ямкой и гортанью – гортанным возвышением. При рисовании шеи надо помнить, что они образуют ее форму.

Формы глаза, носа и уха имеют, естественно, существенное значение для художника. Поэтому вкратце опишем их. Грубо говоря, глаз – это шар, находящийся в глазнице и снаружи облегаемый двумя складками кожи – веками, верхним и нижним, с нависающей над ним в той или иной степени третьей складкой (рис. 1). Глазное яблоко расположено в глазнице черепа среди жировой ткани, от характера которой зависит, насколько выступает или погружается оно в глазницу.


Рис. 6.

а) и в) 1. Глазное яблоко, 2. Лобная кость, 3. Носовая кость, 4. Носовые хрящи

б) 1. Внутренний угол глаза и слезное мясцо, 2. Зрачок, 3. Радужная оболочка, 4. Белочная оболочка

г) Схема глаза

д) 1. Козелок, 1 1 . Противокозелок, 2. Бугорок, 3. Завиток, 4. Противозавиток, 5. Долька, 6. Полость ушной раковины.

Та часть глазного яблока, которую мы видим через глазную щель при открытых веках, это белочная оболочка или белок , спереди он переходит в выпуклую прозрачную роговую оболочку , под которой расположена радужная оболочка , она содержит пигмент и состоит из мышц, идущих в радиальном и в окружном направлении. Посредине радужной оболочки имеется отверстие – зрачок . Поскольку мышечные волокна радужной оболочки расположены радиально и по окружности, этот зрачок может сужаться и расширяться: расширяется он при недостатке света, а суживается при его обилии.

Глазное яблоко защищено ресницами и веками, последние при мигании увлажняют глаз слезой, для чего во внутреннем его углу имеется углубление – слезное озеро с выступающим наружу образованием, так называемым слезным мясцом .

При рисовании глаза обратите внимание на то, как лежит веко на шаровидной форме глазного яблока, в какой степени нависает над ним (особенно у пожилых и старых людей) подбровная складка кожи.

Ухо. Ушные раковины составляют вместе с наружным слуховым проходом наружное ухо . Основой ушной раковины является эластичный ушной хрящ , он отсутствует лишь в нижней ее части – дольке . Ушная раковина состоит из полости, завитка и противозавитка, козелка и противокозелка . Позади козелка ушная раковина переходит в наружный слуховой проход. Учитывайте это при определении места уха на голове во время рисования. Напоминаю: слуховой проход располагается на черепе под скуловым отростком височной кости.

В отличие от уха нос имеет как костный, так и хрящевой скелет. Верхнюю часть носа определяют две носовые косточки , по сторонам лобные отростки верхнечелюстных, правой и левой, костей. Кроме того, костная часть перегородки носа внутри носовой полости. Хрящи же делятся на боковые, хрящи крыльев носа и хрящ перегородки носа .

Пластические формы глаза, уха и носа у различных людей бесконечно разнообразны, и надо стараться, рисуя голову и установив прежде всего характер ее большой формы, не менее внимательно проследить и передать характер формы глаза, носа, уха. Рисовать не глаз вообще, пусть верно построенный, не нос вообще, а именно данный глаз, данный нос, данное ухо.

В заключение просим рассмотреть внимательно рис. 1 и проанализировать формы головы на основе всего того, о чем здесь говорилось и что, надеемся, вы внимательно проштудировали. Ну, например: на каких анатомических образованиях лежит граница большой корпусной тени головы и шеи?

Вам, например, нетрудно будет найти конфигурацию треугольной мышцы или, скажем, лобного бугра. Но ищите дальше, постарайтесь внимательно просмотреть в этом отношении всю голову.

Рисуйте теперь голову сами. Все время задавайте себе вопросы: Что я рисую? Что образует, лепит данную форму? И не стесняйтесь проверять себя при этом по тексту и таблицам.

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.


Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.


А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ